Билеты по теории государства и права 100
функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных
отношений.
Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и
принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность,
присвоении звания и т.д.).
Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по
оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих
комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их
отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться
(анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.
Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже
издают правовые акты в форме указов и распоряжений.
Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты
российского Правительства.
Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение
Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по
вопросам собственной компетенции. Специфика координирующей, управленческой
деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых
актов.
Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-
правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный
период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого
предпринимательства и т.д.).
Принимаемые им акты:
во-первых, оперативно регулируют отношения в различных отраслях
общественной и государственной жизни;
во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех
органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;
в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других
правовых актов.
В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для
осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает
постановления и распоряжения.
Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства
издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно
определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий,
организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью.
На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов,
что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения,
приказы, другие установления). Основным нормативным актом, регламентирующим
взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав,
выполняющий функции региональной конституции.
Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей,
округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий
издают постановления и распоряжения.
В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы
правительства, принимающие постановления. Их специализированные
министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.
Весьма существенно расширены полномочия органов местного
самоуправления. Их представительные" органы (дума, муниципальный совет и
др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы
органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) —
постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется
уставом данной административно-территориальной единицы.
Система нормативно-правовых актов Российской Федерации была бы
неполной без выделения группы международно-правовых актов. В соответствии с
пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного договора».
Среди международно-правовых актов можно выделить два основных вида —
директивы и постановления. Директивы дают участнику сообщества при
переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и
форм реализации международных обязательств. В постановлениях же содержатся
соответствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.
64. Судебный прецедент и нормативный договор.
Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного
органа, которое принимается за образец (правило) при последующем
рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или
объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство'.
Как форма (источник) права, юридический прецедент получил наиболее
широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады,
Австралии, где он имеет силу законодательного акта. Однако его элементы
имеют место и в российской правовой системе, что связано прежде всего с
деятельностью Конституционного, Верховного и Арбитражного судов,
руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных
юридических споров всеми нижестоящими судебными органами.
Прецедент может быть как судебным, так и административным. Он
предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного
усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций
именно они обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых
обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее
решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное
решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от
положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную
ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам.
Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.
Договор с нормативным содержанием. В условиях реформирования
политической и экономической систем в России, когда существенно расширяются
полномочия субъектов Федерации, хозяйственных предприятий и отдельных
граждан, оптимальной формой учета многообразного спектра интересов
становится не властный приказ из центра, а договор.
Нормативные договоры получают все более широкое распространение в
конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях
права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и
обычными, типовыми и текущими.
Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства: 1)
содержит норму общего характера; 2) добровольность заключения; 3) общность
интереса; 4) равенство сторон;
5) согласие участников по всем существенным аспектам договора; 6)
эквивалентность и, как правило, возмездность; 7) взаимную ответственность
сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;
8) правовое обеспечение'.
В отличие от договоров-сделок, нормативный договор не носит
персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание
составляют правила поведения общего характера — нормы.
Наиболее распространенным примером такого рода актов является
коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной
организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма
значительную роль при регулировании трудовых отношений. К числу нормативных
относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и
субъектами Российской Федерации.
65. Норма права: понятие, признаки, виды.
В современной юридической литературе под нормой права понимается
общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и
обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в
официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений
путем определения прав и обязанностей их участников.
Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.
1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.
2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей.
3. Норма права представляет собой правила поведения общеобязательного
характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в
течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или
иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому
обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий
характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и
каждого, кто оказывается в сфере ее действия.
4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя
определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей,
четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность
заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе
официального документа — нормативно-правовом акте.
5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством.
6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в
структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных
отраслей и институтов права.
Правовыми можно считать нормы, которые:
• исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев,
традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и
признанных государством;
• исходят непосредственно от общества (страны), территориального
образования и выражают волю всего населения или его большинства, т.е.
нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума),
предусмотренного Конституцией;
• изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными
в соответствии с Конституцией, и не противоречат международно-правовым
актам, закрепляющим естественные права человека;
закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в
соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и
нормами международного права.
Классификация правовых норм:
1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от
государства, и непосредственно от гражданского общества. В первом случае
это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной
государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах,
где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются
непосредственно населением конкретного территориального образования
(сельский сход и .т.д.) или населением всей страны (всенародный
референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята
Конституция Российской Федерации.
2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно
подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-
правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные
(нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-
определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-
инструменты).
Учредительные нормы отражают исходные начала правового
регламентирования общественных отношений, правового положения человека,
пределов действия государства.
Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской
Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —
обязанность государства".
Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование
фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем
предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от
характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида
регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право
на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность
совершения определенных положительных действий); запрещающие
(устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые
определены законом как правонарушения).
Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения,
которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также
условия и порядок освобождения от наказания.
Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие
осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового
регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно
они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной
реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных
актах, связанных между собой.
Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного
характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов
общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2
ст. 1 Конституции РФ говорится: "Наименования Российская Федерация и Россия
равнозначны".
Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых
явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве,
сделки в гражданском праве и т.п.).
Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между
правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае
противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления
Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону
применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".
Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в
силу, прекращения его действия и т.п.
3. По предмету правового регулирования различают нормы
конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и
иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные
и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые
содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
4. По методу правового регулирования выделяются императивные,
диспозитивные, рекомендательные нормы.
Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный
характер, не допускающий. отклонений в регулируемом поведении. Это, как
правило, нормы административного права.
Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам
(участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса
реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных
случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-
правовых отношениях. /
Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным
предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства
поведения.
По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные,
поощрительные и наказательные.
5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы
ограниченного действия и локальные нормы.
Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют
на всей территории государства.
Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные
территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы,
издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской
Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных
органов краев, областей и др.
Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных
государственных, общественных или частных структур.
6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и
временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под
их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих,
железнодорожников и т.п.).
66. Структура правовой нормы.
Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное
образование, имеющее собственную структуру.
Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов:
гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия),
при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от
количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и
сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы
с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта
обстоятельств.
Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны
действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может
быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает
возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в
пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило
поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим
правовым нормам.
Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в
результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности
санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер
штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до
десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или
исправительные работы на срок до одного года, или штраф).
Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное
ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными
отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих
элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.
67. Система права: понятие и структура.
Под системой права понимается определенная внутренняя его структура
(строение, организация), которая складывается объективно как отражение
реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не
результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с
действительности. Фактический социальный строй общества, государства
определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли,
институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей,
элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие,
взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность,
материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право,
определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли;
во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и
действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его
исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.
Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б)
отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права;
д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого
явления.
Правовая норма — первичный элемент системы права. Это исходящее от
государства общеобязательное правило поведения властного характера.
Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности
общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании.
Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.
Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся
специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые
участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не
представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов.
Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не
присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует
общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы
предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов
права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные
с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения,
связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право
регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе
осуществления трудовой деятельности в сфере производства. Способность
осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений
отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции
которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью
отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит
исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия,
устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений
соответствующей сферы.
Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных
обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее
компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом
для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор
юридических средств правового регулирования, что позволяет не только
объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный
характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по
составу отраслях права имеется еще один компонент — под отрасль права —
целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений
в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.
Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное,
транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в
трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового
института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли
права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-
процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.
Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих
норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в
соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных
отношений.
Система права современного общества объединяет следующие основные
отрасли:
1. Государственное (конституционное) право — это отрасль права,
закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны,
основы правового положения граждан, систему органов государства и их
основные полномочия.
2.Административное право регулирует общественные отношения, которые
складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной
деятельности органов государства.
3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих
общественные отношения в сфере финансовой деятельности.
4. Земельное право регулирует общественные отношения в области
использования и охраны земли, ее недр. вод, лесов, что является
материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.
5. Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права,
которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные
неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют
различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в
имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием
произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и
такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или
организаций.
6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные
отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права
определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время
и время отдыха, правила безопасности условий труда.
7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные
отношения. Ее нормы ставят условия и устанавливают порядок вступления в
брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по
отношению друг к другу.
8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в
процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы
гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и
обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое
положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного
разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.
9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые
устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и
какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права
определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и
размеры наказания за преступное поведение и другое.
10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие
порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют
деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда
и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного
разбирательства и при разрешении уголовных дел.
11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся
при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-
трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия
осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также
регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии
наказания.
Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа
правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных
отношений. Если юридическая норма — «исходный элемент, «живая» клеточка
правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную
правовую общность»'.
Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки,
фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок,
звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной
автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.
Примеры правовых институтов: в уголовном праве — институт необходимой
обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве
— институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в
государственном праве — институт гражданства; в административном — институт
должностного лица; в семейном праве — институт брака и т.д. Все институты
функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной
отрасли, так и вне ее.
Виды правовых институтов. Прежде всего институты делятся по отраслям
права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д.
Сколько отраслей — столько соответствующих групп институтов. Отраслевая
принадлежность правовых институтов — наиболее общий критерий их
дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и
процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и
межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные),
регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).
Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а
межотраслевой — из норм двух и более отраслей. Например, институт
государственной собственности, институт опеки и попечительства.
Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких
других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным,
имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые
субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в
себя институт штрафа, неустойки, ответственности.
Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих
отношений, охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного
права), учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение
(статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также
граждан (характерны для государственного и административного права).
Таким образом, система права представляет собой сложное,
полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре
ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура
правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в
целом'. Все эти уровни субординированы, логически и функционально
предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную
конструкцию.
68. Предмет и метод правового регулирования.
Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение
людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Право не должно, да и не может регулировать все общественные
отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом
конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно
точно определена сфера правового регулирования.
В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые
имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят
отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы
общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы
их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов
ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на
основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности
этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил,
обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового
регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих
перечисленным признакам.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как
материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется
возможность и необходимость правового регулирования имущественных
отношений.
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом.
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые
призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и
процессов управления в обществе.
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять
предмет правового регулирования.
В теории правового регулирования принято выделять два метода правового
воздействия.
Метод децентрализованного, диапозитивного регулирования построен на
координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов
гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные
интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.
Метод централизованного, императивного регулирования базируется на
отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его
помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является
общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе
общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство,
осуществляющее централизованное управление социальными процессами,
наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные,
императивные методы используются в публично-правовых отраслях
(конституционном, административном, уголовном праве).
69. Система современного российского права.
Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей:
государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское,
трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-
процессуальное и гражданско-процессуальное.
Ведущей отраслью является государственное право. Оно объединяет
нормы,, закрепляющие основы общественного строя и политики Российской
Федерации, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-
государственное устройство, избирательную систему, порядок создания и
компетенцию федеральных органов государственной власти и управления и
субъектов федерации — республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных образований, — а также органов
местного самоуправления. Нормы государственного права сформулированы в
Конституции Российской Федерации, принятой народом России в ходе
референдума 12 декабря 1993 г., конституциях республик, уставах краев,
областей и иных субъектов Федерации, а также некоторых других актах.
Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе
государственного управления. Оно (в отличие от государственного) в основном
регулирует деятельность Правительства Российской Федерации и иных
исполнительных органов Федерации и ее субъектов, порядок прохождения
государственной службы, а также устанавливает систему административных
проступков и порядок применения административной ответственности к виновным
лицам.
Нормы административного права содержатся в Конституции Российской
Федерации, в Кодексе об административных правонарушениях, иных федеральных
законах, а также в указах Президента Российской Федерации, в постановлениях
Правительства России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и
ведомств, актах органов субъектов Российской Федерации, решениях органов
местного самоуправления.
Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих
отношения по накоплению и распределению финансов. Его составной частью
служат нормы, предусматривающие формирование государственного бюджета,
бюджетные права федеральных органов государственной власти Российской
Федерации, органов субъектов федерации и местного самоуправления, порядок
составления и утверждения бюджета, контроль за его
выполнением.
Значительную часть финансового права составляют нормы, которыми
устанавливаются обязательные платежи и налоги, порядок их взимания,
кредитование, имущественное и личное страхование, а также регулируются
отношения в сфере государственного финансирования капитального
строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на управление и
оборону Финансовое право содержит и нормы, закрепляющие правовые основы
денежного обращения и порядок осуществления валютных операций на территории
Российской Федерации и за рубежом.
Нормы финансового права содержатся в Конституции Российской Федерации,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|