Рефераты
 

Билеты по теории государства и права 100

федеральной власти, неправомерность ее действий в данной сфере — путь к

централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности

регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности.

Отсюда задача науки и практики — найти такую форму государственного

устройства, при которой естественное стремление регионов к

самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги

на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и

Конституции Российской Федерации.

Российское государство — самобытная, уникальная федерация, построенная

на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования

и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры

между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с

Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий.

Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально

заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-

территориального (республики, автономная область, автономные округа) и

административно-территориального (края, области, города федерального

значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает

первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к

неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов

уравновешиваются -заложенными в Конституции базовыми принципами, которые

гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства;

равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным

органам государственной власти; единство основ государственного строя

(соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как

народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные

права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации,

перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство

федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на

одностороннее изменение статусов членов Федерации.

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти ее субъектов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2)

предметы ведения субъектов Федерации; 3) предметы совместного ведения

Федерации и ее субъектов.

Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики

межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция

государственной политики России по предотвращению и урегулированию

межнациональных конфликтов, в основу которой будет положен принцип

приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих

противоречий.

30. Политический режим: понятие и классификация.

С формой государства тесно связан политический режим, значение

которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.

Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма

государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому

изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что

политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее

содержанием.

Политический режим — это методы осуществления политической власти,

итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в

результате взаимодействия и противоборства различных политических сил,

функционирования всех политических институтов и характеризуется

демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного

феномена.

1. Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в

государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения,

согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое

принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на

первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим

реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной

степени сочетаются оба начала.

2. В каждой стране политический режим определяется. соотношением,

раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс

политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие,

результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если

в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно

изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат

народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми

методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне

гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда

власть переходит в ;)уки реакционных сил, осуществляется диктаторскими,

насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и

никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

31. Тоталитаризм и авторитаризм.

Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века, это

фашистские государства, социалистические государства периодов «культа

личности». Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.

Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и

всепроникающая власть.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной

официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-

политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим

лидером, вождём народа, в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все

другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнатъ, запретить,

уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее

установки рассматриваются как священные догмы. Правящая партия захватывает

бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и

государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением

одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где

этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются

прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется

демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место

выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это

осуществимым.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется

крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд

сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго

наказывантся. Местые органы власти и управления становятся простыми

передатчиками команд.

Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к

населению. Физическое насилие, несмотря на его широкое использование, уже

не становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно выступает как

главное условие для укрепления и осуществления власти.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами

жизни общества. Государство стремится «слить» общество с собой, полностью

его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс

огосударствления тех или форм собственности.

Авторитарный режим может осуществляться в иных формах. Он может быть

основан на праве, моральных началах, но eгo нельзя все же отнести к

режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется

наиболее эффективным способом.

Все же при любой форме авторитаризма государственная власть не

формируется и не контролируется народом. Несмотря на, то, что существуют

представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не

играют. Парламент штампует решения, выработанные «правящей» элитой во главе

с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не

ограничивает законом, особенно в, части привилегий, льгот. В ее среде

выделяется еще наиболее узкий круг людей, небольшая группа должностных лиц,

осуществляющих политическое руководство. Внутри правящей клики выделяется

лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен

принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или

иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми. Лидером

является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя

общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не

менее, оно ориентируется на эту сильную личность.

Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме

осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его

целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому

развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется как правило

централизованно.

32. Демократия.

Собственно демократический режим («democratia» - народовластие) – это

–одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании

принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении

государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы,

демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.

е. Формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них

социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии

этих прав и свобод. В результате - широкие права, и свободы становятся

реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. И это

становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.

Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве,

как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания

того или иного человека в представительный орган являются его политические

взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак

государства, в котором существует демократический политический режим. В

основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала,

гуманизм.

Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных

связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует

институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные

движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции,

общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям.

Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы

личности.

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения,

демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами

общественной жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами

государства. Наряду с исполнительной "властью на местах" создается

параллельная система прямого представительства . Общественные органы

участвуют в разработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют

контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в

управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум

линиям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении

общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за

исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы

совпадением объекта и субъекта управления.

Управление в демократическом государстве производится по воле

большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений

осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода

согласования при принятии решений.

На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между

центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет

на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование

общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение груда в

мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы

решаются децентрализованно.

Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В

идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно

высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и

непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом

применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило,

добровольно подчиняют свои действия решению большинства.

Демократический режим в устройстве государств становится наиболее

адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством

современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами,

противоречиями, возможными кризисами.

33. Политический режим современной России.

Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность

в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного

политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в

стране изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по

одному из нескольких вариантов.

В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был

праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим. Его

социальной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России

пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима,

похоже, немного. Во всяком случае, результаты парламентских выборов 1993 и

1995 гг. показали, что такие пра-волиберальные группировки, как

"Демократический выбор России" и "Партия экономической свободы", не

пользуются поддержкой широких слоев населения.

Весьма перспективен в нашей стране социал-демократический вариант

политического режима скандинавского образа. В политической сфере для него

характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые

методы осуществления власти, умеренные реформы и. эволюционный путь

развития общества. В социально-экономическом плане — это многоукладная

экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса,

прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному

расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально

ориентированный рынок.

Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат

коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс

идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к

государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную

социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в

России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ,

объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо

реализуются.

На основе взаимодействия социал-демократических и национально-

патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их

социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и

военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в

случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами

(например, попытки возродить административно-территориальное

государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России

многих национально-государственных образований, что приведет к неизбежному

ее распаду.

Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального

капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.

Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в

Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.

Политический режим современного Российского государства - это

либерально-демократический режим, который, конечно же, еще несет на себе

груз реликтов тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля

государственных органов за жизнью граждан, сохранение властных структур

чиновников в сфере проживания, передвижения граждан – прописка и т.д.)

Законы не стали еще повсеместной основой политического режима,

недостаточна с:удебная защита прав и свобод граждан, ответственность за

нарушение законов. Не вошло еще в практику и прямое действие Конституции,

прежде всего не отработаны процедуры прямого применения Конституции

правоохранительными органами - последние ждут, как правило, специальных,

конкретизирующих правовые положения законов.

В то же время судебные органы, становясь на позицию прямого применения

Конституции, постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные

правовые положения, создают своеобразные судебные прецеденты.

Судебные прецеденты в условиях конкуренции архаичных и новых структур

правовой системы отнюдь не противопоказаны формированию новой правовой

системы, могут с лихвой заполнять вакуумы и пробелы этой системы.

Политический режим имеет в настоящее время нестабильный, переходный

характер. Его дальнейшая эволюция в либерально-демократическую сторону

подвергается критике со стороны сторонников тоталитарного режима, так и

одобрению со стороны приверженцев демократических реформ.

34. Функции государства: понятие, признаки, содержание.

Функции государства — это основные направления внутренней и внешней

деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его

классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций

государства.

1. Функции государства непосредственно выражают и предметно

конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание

учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные

интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная

служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису,

реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на

международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его

историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное

назначение посредством осуществления соответствующих ему функций,

представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его

деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и

объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика

социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни

общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные

стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства

называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной

жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества,

относятся следующие виды функций:

Охранительная.

Экономическая.

Социальная.

Культурно-воспитательная.

Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования

государства в мировом обществе, относятся:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая

деятельность), экономических и культурных связей.

3. Борьба с международной преступностью.

4. Участие в международной охране окружающей Среды.

1. Охранительная функция:

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении

государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и

интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и

государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и

согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие

социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных

классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,

которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и

достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного

имущества, на охрану частной собственности.

2. Экологическая функция:

Направлена на защиту экологии.

3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что

они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу

каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное

существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия

направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и

нетрудоспособных людях.

Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано:

“Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае

болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных

случаях предусмотренных законом.”

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и

укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию

государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется

деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию

физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-

эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )

4. Культурно - воспитательная функция:

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый

гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без

образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в

общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной

деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является

обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан

свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего

государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного

наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому

прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин

Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго

соблюдать их.

5. Природоохранительная функция:

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного

мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает

естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно

создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана

природы - дело всего общества, но только государство, обладающее

необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций

и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования

природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и

политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Внешние функции.

1. Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим направлением деятельности

государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и

территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют

Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества

является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин

Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным

законом.”

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от

происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,

обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане

мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

2. Функция сотрудничества с другими странами.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех

государств. На этой основе создаются различные организации деятельность

которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной

жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

3. Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает

международная преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля

оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных

преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.

Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с

международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание

международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.

4. Участие в охране окружающей Среды:

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды.

Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана

окружающей среды становится составной частью программы завершения

строительства материально - технической базы в государстве.

В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными

климатическими условиями.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием

природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и

больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также

оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств

правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по

охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы

и уголовные наказания.

35. Классификация функций государства: основные подходы.

Научное познание государства любого исторического типа обязательно

предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие

качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства

как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание

которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.

Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классификации.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой

являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия,

своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует

в_процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними

специфика содержания каждой функции. т.е. более или менее однородных,

близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней

или внешней - осуществляются те или иные функции государства, разрешению

каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они

подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства —

это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры,

науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны,

обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции

основные и неосновные.

Основные функции — это наиболее общие важнейшие направления

деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и

целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным

функциям государства присущ ряд общих черт.

Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и

общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение.

Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности

государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение

ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных

конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др.. с

другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства,

осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности,

правопорядка, оборона страны и др.

'Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций,

осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами

(например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование,

финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные

функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в

разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий

государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней

или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих

известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой

области социальной жизни.

Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют

по наиболее важным направлениям государственного воздействия на

общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными

функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных

функций, представляют собой направления деятельности государства по

выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере

общественной жизни.

От основных и неосновных функций государства следует отграничивать

функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и

обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в

государственном механизме политической системе общества.

36. Эволюций функций Российского государства на современном этапе.

До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства

вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер, что нет и

быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало

представление о взаимодействии общества и государства. В действительности

даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный

организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои

населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации

такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может

не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего

общества, всех классов, групп и слоев населения.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для

общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные

функции государства (экономическая, социальная, поддержания

демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и

активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование,

культура, наука).

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие

общечеловеческие интересы, — охрана природы и окружающей среды на всей

планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и

др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит,

и развитие соотетствующих функций — обеспечения мирового правопорядка,

международной экологической и т.д.

Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень

стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение

на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономических,

социальных, духовных, национальных).

В классовом обществе, где классы и другие социальные группы

противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, где

коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической

организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его

интересы. Отсюда главная функция такого государства — подавление

сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко

выраженную классовую направленностью. Но и другие его функции также

приобретают определенную классовую окраску. Сказанное относится к

рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти

XX в.) обществу.

Во второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные

изменения, появился средний класс — стабилизирующий фактор общества. Это

отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные

классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их

осуществления изменились.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функции государства можно

подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий

(подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функции,

вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка,

охрана природы и окружающей среды и др.).

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и

внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны,

показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а

внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими

государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой,

взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций — охраны

существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны

природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие

функции.

Охрана существующих форм собственности — функция, присущая всех

государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого

государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом

государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без

чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ