Рефераты
 

Билеты по теории государства и права 100

В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как правило, - это

все же практически и фактически важный элемент политической системы

общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение

открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч.2

ст. 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения

отделены от государства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США

гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к

установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной...».)

Вместе с тем и в таких системах отдельные политические контакты между

государством и церковью в конкретно-исторической обстановке являются

весьма интенсивными и значимыми.

45. Политическая система современного российского государства:

основные черты

Политическая система — это совокупность взаимодействующих между собой

норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и

действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и

государства. Основным назначением этого многомерного образования является

обеспечение целостности, единства действий людей в политике.

В литературе отмечается, что политическая система представляет собой

диалектическое единство четырех сторон:

1) институциональной (государство, политические партии, социально-

экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую

организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы

морали и т.д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие

основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая

в данном обществе идеология).

Поддерживая такой подход к представлению о составе политической

системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов:

политических и правовых норм, политической структуры, политической

деятельности, политического сознания и политической культуры.

1. Политические и правовые нормы — сложившиеся или установленные

правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и

действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий,

политических традиций и процедур. Политические нормы и возникающие на их

основе отношения называются политическими институтами.

2. Политическая структура — совокупность политических, государственных

организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает

собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются

между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может

быть связано к двум основным типам: 1) сами действия, упорядоченные

отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская

повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения,

организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих

членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и

создаются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, и только

такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в

сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует

механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность

государства именно в том и состоит, что оно представляет собой прежде всего

совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в

обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих

действий на основе правовых актов.

3. Политическая деятельность — разнообразные виды действий людей,

направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту

системы осуществления политической власти в обществе.

4. Политическое сознание и политическая культура. Под политическим

сознанием имеется в виду многообразие проявлений духовности, отражающих

деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей

в сфере политических отношении. В политическом сознании выделяются два

уровня организации: концептуальный— политические теории, доктрины,

программы, учения; обыденный — несистематизированные представления о

политике, традициях, нормах поведения.

Политическая культура — это система ценностей, политических идей,

символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых

для регуляции их деятельности и отношений. Единство, интеграция в сфере

политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди

могут хотя бы просто понять друг друга.

46. Происхождение права.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны

причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного

общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем

между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые,

проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше,

правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее

ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками

права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции

обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной

справедливости:

ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и

т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи,

XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних

этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло

важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало

общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных

взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит,

появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах

общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных

источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания,

ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения

реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их

выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его

общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры

разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями:

значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности,

которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего —

свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что

процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно,

при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика

роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и

нравственности, а основными его источниками становятся религиозные

положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и

т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное,

отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и

определенности законодательство и прецедентное право.

47. Общая характеристика социальных норм первобытного общества.

Социальные нормы, как отмечалось, были направлены на обеспечение

присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства

конкретных общин в природной среде. Так, одним из важных факторов такого

существования было закрепление той или иной территории, на которой они

перемещались, за соответствующей группой, кланом. Однако, если какая-либо

другая, как правило, родственная группа в силу природных условий не могла

пользоваться своей территорией (например, пересыхали источники), то ей

представлялась возможность жить и на территории другой группы.

В социальных нормах закреплялась и тотемная система (тотем —

идеализированное существо — покровитель отдельного члена группы или

Всей группы, как правило, вид животного или растения, которых нельзя

убивать и употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологического

регулятора, была, как упоминалось, своеобразной «Красной книгой».

Важнейшим вопросом существования человечества является его

воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных

групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества

женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно-семейные

отношения, способы приобретения женщин в других группах, в том числе в

некоторых ситуациях и их похищение.

Словом, по содержанию нормы первобытного общества обеспечивали

социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд

других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ.

Можно выделить три основных способа — запреты, дозволения и позитивное

обязывание (в зачаточной форме).

Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде

подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные

поступки. Например, недопустимость браков между кровными родственниками.

Люди очень давно догадались о биологическом, а следовательно и социальном

вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших

наказаний уже на самых древних этапах своего существования. Эти запреты

инцестов (кровнородственных браков) «работали» на нормальное

воспроизводство общин, кланов, других групп. Вместе с тем следует

предостеречь от гиперболизации запретов инцестов как основной предпосылки

происхождения права — такие взгляды неожиданно появились в работах

некоторых отечественных философов и были затем подхвачены (а как же — новый

взгляд!) в работах и ряда теоретиков права.

Дело в том, что вред инцестов стихийно, а затем сознательно

человечество действительно осознало уже в глубокой древности, десятки тысяч

лет назад. Но право появилось лишь относительно недавно, на рубеже IV-111

тыс.до н.э.

Кроме того, известно, что существовали и правила, но уже в

раннеклассовых обществах, прямо предписывающие инцесты — например, в

государстве инков (инка вступал в брак с сестрой). По-видимому, в этих

правилах-исключениях реализовывалась идея сосредоточения и сохранения

государственной власти в руках одного семейства.

Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или

объединений людей в присваивающей экономике, указывая^ например, на виды

животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, а также

их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией,

источниками воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых

обществах) и т. д.

Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках;

отдавать для распределения среди членов общины и для подарков членам других

общин туши больших животных; распределять туши самим добытчикам согласно

установленному порядку; участвовать в коллективных акциях мщения за вред,

причиненный члену общины.

Запрещалось нарушать разделение функций в общине между мужчинами и

женщинами, взрослыми и детьми; запрещались убийства: телесные повреждения;

каннибализм; кровосмешение; колдовство (им могли

заниматься лишь специальные лица — колдуны); запрещалось похищение

женщин и детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воровство;

нарушение правил супружеского союза, в том числе эквивалентности между

общинами при обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение

супружеской верности; соблазнение чужих жен и т. п.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое

поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания

костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения,

например лодок.

Однако все эти способы регулирования не были направлены на изменение

природных условий, на выделение человека из природы, а обеспечивали лишь

наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки,

их приспособления для удовлетворения потребностей человека.

Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражения в

мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и иных

формах.

48. Право в системе социального регулирования.

В самом общем плане социальное регулирование понимается как

имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.

Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия

множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.

1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное проявление

естественных законов природы общества. Факторы стихийного регулирования

носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий

общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов

массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности

жизни людей массовые сезонные заболевания, демографические процессы,

миграция населения, инфляционные ожидания и т.д. В своем стремлении к

порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные

факторы, однако это удается далеко не всегда.

2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием

людей.

3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого,

адресного воздействия субъектов друг на друга.

Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и

дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать,

что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются

действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие

стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния.

Однако, если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого

функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и

позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная

характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна

быть отнесена прежде всего к социальным нормам.

Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил

социального нормирования необходимо различать два смысла термина "норма".

Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса,

отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой, — естественная

норма. Во-вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения,

связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного

развития и социальной организации общества, — социальная норма.

Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к

естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены

в систему технических правил (правила работы с техническими или природными

объектами), стать основанием социального нормирования (например,

установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные

нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние.

3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или

складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство

социальных норм.

4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько

естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед

обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые

юридические процессуальные нормы, ритуалы и т.п.

При обсуждении роли права в системе социального нормативного

регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе

именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто

существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения,

поведение людей, нормируют жизнь общества.

Социальным нормам присущи следующие признаки.

1. Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы

устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может

или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При

этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают

многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют

конкретного адресата).

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной

деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой

деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения,

не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы,

третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании

и т.д.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия

людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в

обществе.

4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и

результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом

общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер,

словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной

организации общества.

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и

сознанием людей общие привила регламентации формы их социального

взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и

функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его

организации.

Из приведенного определения видно, что в юридической литературе

социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы

общественных отношений. Но в более общем плане, их роль не ограничивается

данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три

функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе,

регламентируют социальное взаимодействие.

Оценочная. Социальные нормы выступают в обществе ной практике

критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально

значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное,

правомерное — неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах

сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни,

созданная поколениями культуры отношений, опыт (в том числе негативный)

общественного устройства.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако

наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы

действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономические, политические,

религиозные, экологические и др.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль,

право, обычаи и корпоративные нормы.

49. Понятие и признаки права.

В современной юридической науке термин "право" используется в

нескольких значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей,

например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п.

Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются

естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это — право

в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от

воли отдельных лиц. В-третьих, названным термином обозначают официально

признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое

лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану

здоровья, имущество и т.д. Во всех этих случаях речь идет о праве в

субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту

права.

В-четвертых, термин "право" используется для обозначения системы всех

правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и

субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая

система". Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское

право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д.

В каком смысле употребляется термин "право" в каждом случае, следует

решать исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

Надо помнить также, что термин "право" употребляется и в неюридическом

смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений,

партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т.д. Поэтому

особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и

свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.

В юридической науке выработано множество определений права, которые

различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях

принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об

определении сущности права.

Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой,

нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так

или иначе выражаются в его признаках.

Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют

право как понятие, свойства — как реальное явление.

Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая

свободу личности система регулирования общественных отношений, которой

присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и

обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, которые характеризуют

его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с

другими формами социального регулирования — нравственностью, обычаями и

т.д.

Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не

произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими

нормами. В действительности имеет место противоположная зависимость: в

результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения

формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает

человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать

в той или иной жизненной ситуации.

Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в

закон, в ранг официальных правил.

Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в

законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

Интеллектуально-волевой характер права. Право — проявление воли и

сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть

форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений —

предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются

потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.

Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это

специфический признак права, отличающий его от иных форм социального

регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д.

Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет

собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права.

Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством,

первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно

государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность,

строгую определенность и обеспеченность "будущего", которое по своим

характеристикам приближается к "сущему", как бы становится частью

существующего. Право, таким образом, раздвигает границы стабильности,

определенности, а следовательно, и рамки свободы в сфере социальной жизни.

Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-

первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель

принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей

стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-

вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической

ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация

имущества, штраф и т.п.).

Формальная определенность. Следует заметить, что формальная

определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным

системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и

других нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в

священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим

правилам придается не государством, а другими организациями (общественными,

религиозными). Государство, в отличие от них, придает праву

общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную

форму выражения.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах,

которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная

определенность достигается официальной публикацией судебных решений,

признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных

юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона,

который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения,

принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и

индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются

субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В

настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость

приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и

субъективное право. Первый элемент — естественное право, состоящее из

социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой

человека и общества. Важнейшая часть естественного права — права человека,

или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны

обеспечить каждому гражданину. Второй элемент — позитивное право. Это —

законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают

официальное государственное признание социально-правовые притязания

граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъективное

право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм

позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

50. Естественное и позитивное право.

Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Чокк,

Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами,

установленными государством, право включает в себя также естественное

право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди

обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь,

свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д.

Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права

человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием

революционной буржуазной идеологии в XVII—XVIII вв.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует ценностный

подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы

буржуазии за власть, становления развития основных принципов буржуазной

законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно

в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная

модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается

государством, является производным по отношению к высшему, естественному

праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть

нормы, установленные государством, признается правом только в том случае,

если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим

принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два

основных направления — неотомистская теория права и "светские" концепции

естественного права.

Неотомизм — по существу, новейшая интерпретация средневекового учения

Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права,

неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке,

согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным

разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого,

положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники

неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом

человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они

отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное

происхождение, не противоречит естественному праву.

"Светская" доктрина естественного права исходит из этической

первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлении

моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах

справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в

качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной

нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Позитивизм — направление юриспруденции, которое, фетишизируя словесно-

символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь

результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные

установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на

анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, то есть с точки

зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной

характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на

уровне описательной социологии.

Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его

текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его

текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических

результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-

правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права — необходимый его атрибут,

однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с

текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно.

При этом положительным моментом здесь является внимание к позитивному

содержанию правовых текстов.

Право есть нормативно закрепленная справедливость. В свою очередь,

закон, не соответствующий справедливости, не есть право, а справедливый

закон — это правовой закон.

"Широкое" толкование права включает в его понятие не только нормы, но

и правоотношения (нередко и правосознание, субъективные права граждан).

Сторонники такого толкования исходят из различения права и закона. При этом

подчеркивается, что норма права, взятая вне регулируемых общественных

отношений, лишается своих регулятивных свойств, утрачивает свою сущность.

Это не мешает, однако, рассматривать нормативность как важнейшее качество

права. Речь идет не об отказе от понимания права как системы норм, а о

поиске более емкого определения, которое должно охватить все богатство

правовой материи. Нормы

— важнейший, но не единственный элемент права как сложного, единого,

целостного явления. Нормы, если они действующие, не могут застыть в

кодексах и предписаниях закона; они воплощаются в правоотношениях. Таким

образом, право выражается двояко, в предписаниях закона и правоотношениях.

Приверженцы "широкой" концепции права понимают (и видят в этом его

социальную ценность) право как систему норм свободы, которые объективно

обусловлены, отражают идеалы равенства и справедливости и приобретают

юридическую силу посредством их официального признания. Право формируется

обществом, и законодатель формулирует лишь то, что уже сложилось (или

складывается) в обществе. При этом важно, чтобы официальный закон был

справедливым, то есть правовым. В правовом государстве должен

господствовать правовой закон, отвечающий идеям демократии, свободы,

справедливости и гуманности.

Следует подчеркнуть, что сторонники и той, и другой позиции

— "широкого" и собственно нормативного понимания права — сходятся в

том, что определение права в качестве основного, главного элемента включает

систему норм, установленных либо санкционированных и охраняемых

государством.

Позитивное право действительно вырастает из общественного

правосознания, в том числе и из имеющихся в обществе правовых идей и

представлений, тех или иных устоявшихся жизненных правил и обычаев, но это

отнюдь не означает, что следует признавать действующим юридическим правом

все, что имеет правовое значение. Такое широкое понимание права под

предлогом несводимости права к закону вольно или невольно допускает отход

от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обществе.

Новые идеи различения права и закона, признания правовых или

нравственных, но обязательных для самого государства и его политики

постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни сами законы

демократического и правового государства, сейчас только начинают

складываться в российском праве и правоведении. В этих правовых

конституционных идеях отражены общечеловеческие идеи о сущности права как

средстве общественного согласия, учета интересов всех социальных групп

общества, принятые демократическими государствами современного мирового

сообщества.

51. Юридический позитивизм: понятие и основные направления.

ПОЗИТИВИЗМ ЮРИДИЧЕСКИЙ (лат. positivus — положительный) — направление

в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки

изучением позитивного права.

Возникновение юридического позитивизма относится к первой трети XIX в.

и было связано с процессами утверждения промышленного капитализма в странах

Западной Европы. Решающую роль при этом сыграли процессы формирования в

наиболее развитых странах национального рынка, потребовавшие ликвидации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ