Рефераты
 

Билеты по теории государства и права 100

законах о государственном бюджете, налогах и сборах, в указах Президента

Российской Федерации, постановлениях Правительства России и в других

источниках.

Земельное право — это совокупность норм, регулирующих отношения,

складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами,

находящимися в собственности государства или в частном владении, в связи с

их использованием и охраной. В них устанавливаются компетенция федеральных

органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных

отношений, порядок предоставления, использования и изъятия земельных

участков, особенности использования земель сельскохозяйственного,

городского, промышленного и иного назначения, земель водного и лесного

фонда, порядок разрешения земельных споров.

Земельные отношения регулируются Земельным кодексом, иными

федеральными законодательными актами, указами Президента Российской

Федерации, нормативными решениями Правительства России, а также законами

субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое

положение участников гражданского оборота, основания возникновения и

порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует

договорные, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные

отношения. Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего

граждане и юридические лица.

В Российской Федерации имущественные отношения регулируются не только

гражданским, но и административным, финансовым и другими отраслями права. В

отличие от этих отраслей права предмет гражданского права специфичен в силу

того, что участники гражданских отношений занимают равноправное положение,

они сами (в установленных законом рамках) определяют свое поведение по

отношению друг к другу. Это, так сказать, "горизонтальные" отношения, в

которых участники не подчинены | друг другу.

Гражданское право закрепляет правовое положение государственной,

частной и иной собственности (на основе и в развитие норм государственного

права), регулирует различные имущественные сделки, вопросы наследования,

авторства, изобретательства и др.

Трудовое право объединяет систему норм, которые регулируют трудовые

отношения рабочих и служащих (работников) с предприятиями, организациями,

учреждениями. Трудовое право регулирует такие вопросы, как порядок

заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха,

заработная плата, трудовая дисциплина и материальная ответственность,

разрешение трудовых споров.

В трудовом праве имеется подотрасль — право социального обеспечения,

которым регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае

утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом

случаях.

Основным актом трудового права является Кодекс законов о труде,

законы, регулирующие пенсионные отношения, и другие акты.

Природоохранительное право регулирует общественные отношения в сфере

освоения, использования и охраны обществом, государством, предприятиями,

гражданами окружающей природной среды. Основная задача данной отрасли

сводится к сохранению природных богатств и естественной среды обитания

человека, предотвращению экологически вредного воздействия хозяйственной и

иной деятельности, оздоровлению и улучшению качества окружающей природной

среды.

Нормы природоохранительного права закрепляют права граждан на здоровую

и благоприятную природную среду, устанавливают экологический и юридический

механизм ее охраны, порядок проведения государственной экологической

экспертизы и осуществления экологического контроля за соблюдением

требований природоохранительного законодательства и нормативов качества

окружающей природной среды.

Основным актом природоохранительного права является Закон РСФСР "Об

охране окружающей природной среды".

Семейное право представляет собой совокупность норм, регулирующих

отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье: порядок

вступления в брак, основания его прекращения, взаимные права и обязанности

супругов, родителей 1и детей, а также других членов семьи, условия и

порядок усыновления, установления опеки и попечительства. В основе

семейного права Российской Федерации лежит Кодекс о браке и семье.

1 Уголовное право объединяет нормы, которыми устанавливаются

основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются

понятие преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их

применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые

признаются преступными.

Источником уголовного права Российской Федерации является Уголовный

кодекс.

Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регламентирующие

порядок производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует

деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и

суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-

процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства,

правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности

правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок

проведения дознания и предварительного следствия, сбора и оценки

доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и

опротестования судебных приговоров, их исполнения. В основе уголовно-

процессуального права Российской Федерации лежит Уголовно-процессуальный

кодекс. Нормы гражданского процессуального права определяют цели и

задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности

рассматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников

процесса, порядок сбора и оценки [доказательств по гражданским делам,

регламентируют порядок судебного разбирательства общими и арбитражными

судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а

также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений.

Источником процессуального права являются Гражданский процессуальный

кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс. В системе права Российской

Федерации обособленное положение занимает международное право. Оно не

входит в систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку

устанавливается не отдельным государством, а соглашениями разных государств

и регулирует взаимоотношения этих государств и иных субъектов

международного права.

Международное право подразделяется на международное публичное право,

которым регулируются отношения между государствами, и международное частное

право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных

физических или юридических лиц либо по поводу имущества, находящегося за

границей. Нормы международного права содержатся в конвенциях, актах,

уставах международных организаций, международных договорах и обычаях.

70. Система права и система законодательства.

Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные, но

самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же

сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система права как его содержание — это внутренняя структура права,

соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система

законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников,

т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне

законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим

базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее

элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль,

институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально

учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и

динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и

совершенствованием общественных процессов, актуальность которых

способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с

достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства

с внешней формой права — системой законодательства. Законодательство —

форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им

определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные

правовые акты. Но система законодательства — это не просто совокупность

таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах

субординации и скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь

между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых

является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном,

комплексном построении источников права.

Однако система права и система законодательства не тождественны. Между

ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют

говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права

является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает

нормативно-правовой акт.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем

материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения,

которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные

программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет

и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются

высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя

определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету

регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли

законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем,

и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с

внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура

системы законодательства строится в соответствии с юридической силой

нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе

субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства

непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской

Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское

законодательство.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система

законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и

зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права

объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами

общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо

она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными

социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различия между системой права и системой

законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации

законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной

на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную

систему.

71. Правовая система: понятие и структура.

Правовая система — широкая реальность, охватывающая собой всю

совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных

юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть

оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на

общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование,

дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование

и ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.).

Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую

организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому

выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это

«вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений». Он отмечает,

что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система» для того,

чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Если бы выражение

«правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или

позитивного) права, то его значение было бы сомнительным'.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и

цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно

судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и

правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента

правовая система включает в себя множество других слагаемых:

правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные,

правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные

права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура),

законность, ответственность, механизмы правового регулирования,

правосознание и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая

система — сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и

динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и

подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей,

отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов,

правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную

инфраструктуру или среду санкционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный,

правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический,

блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные

горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный

правовой уклад данного общества.

Категория правовой системы относительно новая в нашей литературе, она

вошла в научный обиход лишь в 80-е годы и раньше практически не

использовалась, хотя зарубежные исследователи, особенно французские и

американские, уже давно и активно оперируют этим понятием. Сама эта

конструкция почти не представлена в учебных программах и курсах по теории

государства и права, другим дисциплинам.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает

дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного

анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень

научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно,

иная плоскость ее рассмотрения. Преимущество названного подхода состоит в

том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде

общую панораму правового пространства — тот сложный юридический мир, в

котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению,

юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия

на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим

закономерностям, характеризуются единством.

Понятия правовой системы и правовой надстройки очень близки, но не

идентичны, не взаимозаменяемы. Правовая система более гибко и полно

отражает структуру правовой материи, все ее мельчайшие связи, «капилляры»,

в то время как правовая надстройка традиционно понимается как единство трех

компонентов: взглядов, отношений, учреждений.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему

содержанию, элементному составу, гносеологическим функциям, социальному

назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными

и иными факторами, генезису. Правовая система — более дробная и более

дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна,

иерархична.

Право, как уже подчеркивалось, — эпицентр правовой системы.

Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого

поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают

интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие

конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в

простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-

волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в

значительной мере ослабленными.

Особенно это касается конституционных норм, играющих в правовой

системе опорную приоритетную роль. Сама Конституция венчает собой все

законодательство, выступает правообразующим ядром, устанавливает виды

юридических актов, их соотношение, субординацию, способы разрешения

коллизий между ними, служит главным ориентиром в деле организации правового

регулирования в стране2.

Нормы права вместе с порождаемыми ими правоотношениями — это

необходимые крепления, связки правовой системы. Но право — тоже система, и

притом наиболее устойчивая и дисциплинирующая, содержащая в себе четкие

оценочные критерии. Это — базовая система в системе. Являясь первичными

клеточками правовой системы, юридические нормы и составляют ее первооснову,

придают ей жизненные силы. Именно через эти нормы достигаются прежде всего

основные цели правового регулирования.

Право доминирует в правовой системе, играет в ней роль

консолидирующего фактора, «центра притяжения». Все другие ее элементы

являются фактически производными от права. И всякие изменения в нем

неизбежно порождают изменения во всей правовой системе или по крайней мере

во многих ее частях.

Иными словами, правовая система общества не охватывается и не может

быть охвачена понятием права даже и в широком (социологическом) смысле,

подобно тому как политическая система не исчерпывается понятием

государства. Безусловно, «для характеристики правовой системы решающее

значение имеет сущность и содержание права, но из этого не следует, что

любую правовую систему достаточно свести к праву»

72. Типология и классификация правовых систем.

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции,

законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности

правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран

позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует

свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм,

учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая

система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями в этих

правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые

позволяют группировать их в "правовые семьи" (правовые системы в широком

смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединения, классификации правовых

систем различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе

говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-

правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на

одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь

идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в

законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении,

соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в

одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения

нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на

микроуровне — на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на

макроуровне — на уровне строения крупных блоков нормативного материала

(отраслей, суботраслей, других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних

странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности

правосудия и т.д., в других — теологические, религиозные начала (например,

мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-

социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также

техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом

отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему

значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же

причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при

разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции,

способы построения нормативного материала, его упорядочения,

систематизации.

С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1)

англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2)

романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки,

некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны,

исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм);

4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права

(экваториальная Африка и Мадагаскар).

73. Правотворчество: понятие, принципы.

Одно из важнейших направлений государственной деятельности —

правотворчество. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком

смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс

создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный

процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической

реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к

числу которых можно отнести следующие: демократизм и гласность

правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с

правоприменительной практикой.

1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается

в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим

органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых

коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что

выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реализации

такой важнейшей государственной функции. Распространена практика

всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой

информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта

замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в

подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим

проявлением демократизма правотворчества является референдум.

2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и

непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью

механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности

должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи,

политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в

моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь

специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы,

тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными

высококвалифицированными юристами. Работа по совершенствованию

правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким

направлениям. Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное

планирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила

разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде

специального закона; в-третьих, требуется независимая научная экспертиза

вносимых на рассмотрение парламента законопроектов. Ее мог бы проводить

научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе

законодательной власти; в-четвертых, необходимо провести юридический

всеобуч парламентариев правилам законодательной работы.

3. Законность правотворчества. В основу этого принципа положено

правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке,

принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в

рамках закона, и, прежде всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое

соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования

нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает

строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь

субординацию правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не

должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового

государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам

международного права.

4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной

практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что

законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном

анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки,

потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной

жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.

Правотворчество представляет собой особую форму государственной

деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на

познании объективных социальных потребностей и интересов общества

74. Стадии законотворческого процесса.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого

процесса и включает в себя четыре основные стадии:

1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта;3) принятие

закона; 4) обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое

отражение в новой российской Конституции.

Законодательная инициатива — право компетентных органов, общественных

организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об

издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого

влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право

выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший

законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие

предложения должны иметь необходимые обоснования.

Согласно статье 104 Основного Закона Российской Федерации, правом

законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации; Совет

Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы;

Правительство Российской Федерации; представительные органы субъектов

Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный

Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Все

перечисленные судебные органы обладают правом законодательной инициативы

только по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их

уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых

обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы,

покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при

наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы.

На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения

ненужных положений.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством

голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на

рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него

проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в

течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут

создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий,

после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению

Государственной Думой.

При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации

федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за

него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов

Государственной Думы.

Некоторые законы, принятые Государственной Думой, подлежат

обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу статья 106

Конституции РФ относит законы, связанные с вопросами федерального бюджета;

федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного права;

таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации

международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты

Государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту

Российской Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему

отводится четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ). Вместе с тем если

Президент в течение указанного срока с момента поступления федерального

закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации п

установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в

ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа

членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит

подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

75. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов.

Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке опубликования и

вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,

актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994г., датой принятия

конституционного федерального закона считается день, когда он одобрен

палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных

законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной

редакции.

Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение

семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней

после их принятия.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу

одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти

дней после их официального опубликования, если самими законами или актами

палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Источниками официального опубликования федеральных законов и актов

палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в

«Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

76. Действие нормативных актов во времени, пространсте и по кругу лиц.

Действие нормативных актов во времени. Можно выделить несколько

вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие.

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия

нормативного акта являются истечение определенного срока после его

официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты

федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на

территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты

Президента РФ, имеющие нормативный характер, — по истечении семи дней после

их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после

опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права,

свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой

статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные

акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их

принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной

администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не

определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть

указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например,

ныне действующий ГК РФ или принятый Госдумой УК РФ, который вступил в силу

с 1 января 1997 г.

В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а

рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с

момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок

введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими

обстоятельствами:

1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

2) в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то

органом;

3) в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом,

регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения

действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает

противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и

коллизий правовых норм.

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое

действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия.

Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключение:

1) когда в самом нормативном акте указано, что его предписания

распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

2) когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

3) когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

Исключение составляет и «переживание» старого нормативного акта, при

котором утративший юридическую силу нормативный акт по специальному

указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые

отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе

территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового

акта в пределах государственных или административных территориальных границ

деятельности правотворческого органа.

Под государственной территорией принято понимать часть земной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ