Фискальная и регулирующая роль таможенных пошлин
накладываются на основе многосторонних соглашений на товары,
происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать
экономическое развитие этих стран.
5. По типам ставок:
V Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно
установлены органами государственной власти и не могут изменятся в
зависимости от обстоятельств.
V Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в
установленных государственными органами случаях. Такие ставки
довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках
единой сельскохозяйственной политики.
6. По способу вычисления:
V Номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они
могут дать только самое общее представление об уровне таможенного
обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.
V Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары,
вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и
детали этих товаров.
В таможенно-тарифной практике большинства стран наибольшее
распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение
приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых
в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В
зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-
25%, а в отдельных случаях и в два раза. Поэтому методы определения цены
импортного товара также важны для расчета сумм пошлин, как и размер самой
пошлины.
В настоящее время средний уровень ставок таможенного тарифа промышленно
развитых стран относительно низок: приблизительно 6% от стоимости товара. В
развивающихся странах уровень таможенного обложения импорта значительно
выше. Средний уровень таможенных тарифов многих развивающихся стран
составляет 38-40%, а ставки колеблются от 1% до 100% и более. На отдельные
товары пошлина составляет 150-200% и более.
Влияния таможенных пошлин на внешнюю торговлю, функция и роль таможенных
пошлин.
Влияние на внешнюю торговлю таможенных пошлин трудно переоценить. Это
самый действенный рычаг экономики для стимуляции экспорта и
защиты от избыточного импорта. Обратимся к экономическому кризису
августа 1998 года. После августа 1998 года произошла 4 - 5 кратная
девальвация рубля по отношению к доллару. Соответственно, предприятия -
экспортеры стали получать в несколько раз большую прибыль, не приложив ни
малейших усилий, не добавив ничего в производство и инвестиции. Большую
часть российского экспорта, к сожалению, составляет сырье и пошлинами
обложены только сырьевые товары. Это своего рода форма рентного платежа,
которым государство облагает владельца сырьевых ресурсов. Часть этой
сверхприбыли стала перераспределяться в доход государства.
«Экспортные пошлины не очень широко используются в мире, но Россия
далеко не единственная страна, где они есть. Всего 17 государств используют
экспортные пошлины, в частности, Китай и Украина. В России в 99% случаев
они играют не регулятивную, а чисто фискальную роль, пополняя доход
федерального бюджета. Таможенные платежи дают порядка 35% доходной части
бюджета и половина из них - экспортные пошлины. Сейчас их роль очень
велика»[7].
Российское правительство достаточно четко следит за тем, чтобы не
делать экспорт тех или иных товаров, которые облагаются пошлинами,
убыточным. Соответственно, когда внутренние цены растут, и затраты на
производство продукции увеличиваются, или же когда мировые цены на
продукцию падают, правительство выводит эти товары из-под обложения
экспортными пошлинами или уменьшает размер пошлин. В 2000 году, например,
были снижены пошлины на березовую древесину, на технологическую щепу, на
хвойные пиломатериалы, чтобы данный вид экспорта не стал убыточным. Также
были снижены пошлины на сжиженный газ (пропан, бутан). Кроме того, выведены
из под обложения экспортными пошлинами те товары, которые не могут быть
переработаны в России. Например, медный концентрат с повышенным содержанием
мышьяка. Чтобы не останавливать экспорт этого товара, его сделали
беспошлинным.
Существование экспортных пошлин зависит от многих факторов и, в
частности, как долго продлится эффект девальвации рубля, насколько будут
благоприятными цены на мировых рынках на товары российского экспорта,
насколько будет сильна потребность в экспортных пошлинах для российского
бюджета с финансовой точки зрения.
Суммарный объем экспортных пошлин, по прикидочным оценкам, заложен в
бюджете на 2002 год в тех же масштабах, что и в нынешнем. Правительство
Российской Федерации не раз заявляло на намерении постепенно уменьшить
объем пошлин и количество облагаемых ею товаров, так как список уже достиг
своего максимума в 2000 году и теперь Правительство, имея другие источники
поступления финансовых средств, намерено сокращать его. Очевидно, что в
2002 году этот процесс пойдет гораздо быстрее. Внутренние цены на
российском рынке растут, рубль подвержен инфляции, а с учетом реальной
покупательной способности $1 стоит уже не 28 рублей, а около 15-16 рублей.
Разница уменьшается, если сравнивать с докризисным курсом 6 рублей за $1.
Таким образом можно сказать, что уже через полтора-два года экспортные
пошлины станут менее эффективными и, возможно, в них отпадет надобность,
как в средстве пополнения бюджета. Другими словами, экспортные пошлины
перестанут влиять на внешнюю торговлю по причине своей бесполезности.
Сейчас Правительство Российской Федерации совместно с Центром
Стратегических разработок Г. Грефа разработало программу, которая
предполагает определенную унификацию пошлин и постепенное их снижение. По
мнению экспертов и экономистов, в ближайшие два года пошлины будут играть,
к сожалению, фискальную, а не регулирующую роль. Правительство намерено
унифицировать пошлины и установить средний уровень таможенных пошлин на
уровне 15-20%, который является наиболее приемлемым с точки зрения
наполнения бюджета, взимания таможенных пошлин и стимуляции внешнеторговых
отношений.
По сведениям Центра Стратегических разработок с импорт по сравнению с
1997 годом упал в 3 раза в 1998 году, в 2-2,3 в 1999-2000 и составил 57% от
уровня 1997 года в 2001 году. Решающую роль в этом спаде приписывают
девальвации рубля.
Однако, по мере исчерпания эффекта девальвации, регулирующая роль
пошлин снова будет выходить на первый план, а фискальная уменьшаться. Т. е.
по мере того, как российская валюта снова обретет значительный вес
импортеры получат возможность равной конкурентной борьбы с российскими
производителями, затраты отечественных производителей будут соизмеримы с
затратами зарубежных производителей и экспортные пошлины станут выполнять
роль регулятора экспортных потоков, а не средства пополнения казны
государства. Это же касается и ввозных (импортных) пошлин.
Необходимо иметь в виду, что есть некоторые сектора промышленности,
которые очень заинтересованы в снижении пошлин и, прежде всего, на
прогрессивное технологическое оборудование. В данном случае необходимо
довести размер экспортных пошлин до минимального уровня. Лучше закупать за
рубежом с минимальными затратами то, что пока не получается производить в
России. С другой стороны, есть отрасли экономики, такие как легкая
промышленность, текстильная, промышленность стройматериалов, пищевая
промышленность, которые, благодаря «эффекту импортозамещения», стали
активно развиваться. Снижать пошлины на их продукцию, аналогичную
импортной, сейчас нет смысла. Наоборот, им необходимо дать еще 2-3 года,
чтобы они твердо "встали на ноги", стали конкурентоспособными.
В некоторых областях экономики высокие пошлины являются стимулом для
иностранных инвесторов. Если пошлина 5%, то иностранному производителю
выгодно ввозить готовую продукцию. При размере пошлины 20-25% уже гораздо
выгоднее вкладывать средства в развитие производства в этой стране. Так
произошло с производителями пива, сигарет или лекарств. Например, ни для не
секрет, что для заполнения российского рынка своей продукцией «монстры»
международного рынка, такие как Nestle, Ford, Coca-Cola открывают
собственные производства в России, предпочитая инвестиции импорту, так как
это более выгодно, нежели постоянное увеличение стоимости за счет
таможенных пошлин.
Еще раз хочу отметить, что по мере исчерпания эффекта девальвации
российской валюты, таможенные пошлины вновь обретут роль регулирующих, а не
фискальных.
Итак, из вышесказанного следует, что таможенные пошлины выполняют ряд
функций. На мой взгляд самыми важными из них являются следующие:
1) Регулирующая функция – позволяет государству регулировать внешнеторговые
отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет
выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток
товаров в пределы и за пределы государства.
2) Фискальная функция - эта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы
наполнять казну государства, т. е. доходную часть государственного бюджета
за счет уплаты импортертами (в основном), а также экспортерами таможенных
платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства..
3) Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным
пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и
импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру
экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей
функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или
создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей.
Важно отметить, что не только таможенные пошлины оказывают влияние на
экономику, но и рынок может влиять на таможенные пошлины.
Например, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации
совместно с Министерством торговли Российской Федерации проводит мониторинг
цен на нефть на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья
(по данным агентства "Платс") с целью определения ее среднемесячной цены.
Среднемесячная цена рассчитывается как среднее арифметическое цен
продажи и покупки нефти на указанных рынках за все дни торгов в истекшем
месяце.
При снижении среднемесячной цены на нефть марки Юралс на
средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья ниже 9,8 доллара
США за 1 баррель Министерству торговли Российской Федерации и Министерству
топлива и энергетики Российской Федерации не позднее третьего числа месяца,
следующего за месяцем, в котором произошло указанное снижение цены,
предписано направлять в Правительство Российской Федерации согласованный с
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации проект
постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий
беспошлинный вывоз с территории Российской Федерации в течение 30
календарных дней нефти сырой и нефтепродуктов сырых, полученных из
битуминозных минералов.
При увеличении среднемесячной цены на нефть марки Юралс на
средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья выше 12,3 доллара
США за 1 баррель Министерству торговли Российской Федерации и Министерству
топлива и энергетики Российской Федерации не позднее третьего числа месяца,
следующего за месяцем, в котором произошло указанное увеличение цены,
предписано направлять в Правительство Российской Федерации согласованный с
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации проект
постановления Правительства Российской Федерации об увеличении в два раза
утвержденной настоящим Постановлением ставки вывозной таможенной пошлины и
введении ее в действие сроком на 30 календарных дней.
Таким образом, таможенные пошлины, выполняя фискальную функцию
оказывает большое влияние на структуру экспорта, т. е. выполняют
регулирующую роль.
3. 3. Другие виды таможенных платежей
Важно отметить, что при пересечении границы Российской Федерации товар
облагается не только таможенной пошлиной, но и подвергается другим видам
сборов.
Другие виды таможенных платежей:
V Налог на добавленную стоимость.
V Акцизы.
V Таможенные сборы за таможенное оформление.
V Таможенные сборы за хранение товаров.
V Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров.
V Сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации.
V Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному
оформлению.
Наиболее подробно я бы хотел рассмотреть НДС и акцизы, так как эти
платежи по степени значимости не уступают таможенной пошлине.
Налог на добавленную стоимость в системе таможенных платежей
Применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на
таможенную территорию Российской Федерации, осуществляется в соответствие с
Таможенным кодексом, Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость", Федеральным Законом № 36-ФЗ от 02.01.00 "О внесении изменений в
Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", части
второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от
05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса
Российской Федерации» и письма ГТК № 01-06/36951 от 19.12.00 о методике
расчета налога на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость уплачивается непосредственно
декларантом, либо иными лицами в соответствии с таможенным
законодательством Российской Федерации.
Ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов
применяется в отношении:
V продовольственных товаров по перечню, установленному частью второй
Налогового кодекса Российской Федерации;
V по товарам для детей по перечню, установленному частью второй
Налогового кодекса Российской Федерации.
Коды указанных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской
Федерации.
Перечни товаров, в отношении которых применяется ставка налога на
добавленную стоимость в размере 10 процентов, с указанием кодов товаров в
соответствии с ТН ВЭД России доводятся до таможенных органов Российской
Федерации отдельными нормативными документами ГТК России.
В отношении иных товаров применяется ставка налога на добавленную
стоимость в размере 20 процентов.
Налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость при
ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется
как сумма:
V таможенной стоимости товаров;
V подлежащей уплате таможенной пошлины;
V подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
Таможенная стоимость товара определяется в соответствии с Законом
Российской Федерации "О Таможенном тарифе" и используется при обложении
товара пошлиной, ведении таможенной статистики внешней торговли и
специальной таможенной статистики, а также применении иных мер
государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных
со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля
внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с
законодательными актами государства.
Таможенная стоимость является основой для исчисления таможенной
пошлины, акцизов, таможенных сборов и налога на добавленную стоимость.
Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки товаров)
основывается на общих принципах такой оценки, принятых в международной
практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию
РФ. Порядок ее применения устанавливается Правительством РФ на основании
положений Закона РФ "О таможенном тарифе".
Порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а
также форма таможенной декларации устанавливается Государственным
Таможенным Комитетом РФ в соответствии с законодательством РФ.
Контроль за правильностью определения таможенной стоимости
осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление
товара.
Информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной
стоимости, определенная в качестве составляющей коммерческой тайны или
являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом РФ
исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам,
включая иные государственные органы, без специального разрешения
декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов в налоговую
базу для исчисления налога на добавленную стоимость условно начисленные
суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются.
В случае освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, для
целей учета в налоговую базу для исчисления включаются условно начисленные
суммы таможенных пошлин и акцизов.
При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее
вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской
Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной
территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного
наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской
Федерации, в отношении которой налогоплательщик подает отдельную таможенную
декларацию.
Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию
Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные, так и
неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении
каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном
порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию
Российской Федерации товаров присутствуют товары, ранее вывезенные с
таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной
территории Российской Федерации.
Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, облагаемых
ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей
формуле:
Сндс = (Ст + Пс + Ас) x Н
Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;
Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;
Пс - сумма ввозной таможенной пошлины;
Ас - сумма акциза;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, облагаемых ввозными
таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле:
Сндс = (Ст + Пс) x Н
Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;
Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;
Пс - сумма ввозной таможенной пошлины;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых
ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по формуле:
Сндс = Ст x Н
Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;
Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых
ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами,
исчисляется по формуле:
Сндс = (Ст + Ас) x Н
Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;
Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;
Ас - сумма акциза;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
Общая сумма налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации исчисляется как соответствующая
налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации налог на
добавленную стоимость уплачивается до или одновременно с принятием
таможенной декларации.
Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный
Таможенным кодексом Российской Федерации, то сроки уплаты налога на
добавленную стоимость исчисляются со дня истечения установленного срока
подачи таможенной декларации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах и таможенным законодательством Российской Федерации может быть
предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость
в порядке, установленном ГТК России.
Налог на добавленную стоимость уплачивается таможенному органу,
производящему таможенное оформление товаров.
В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых
отправлениях, налог на добавленную стоимость уплачивается государственному
предприятию связи, которое перечисляет уплаченные суммы налога на
добавленную стоимость на счета таможенных органов Российской Федерации.
По письменному разрешению ГТК России налог на добавленную стоимость
может уплачиваться на счета Государственного таможенного комитета
Российской Федерации.
По желанию плательщика налог на добавленную стоимость может
уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных
валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации.
Уплата сумм налога на добавленную стоимость в различных видах валют
допускается с согласия таможенного органа.
Акцизы в системе таможенных платежей
Применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию
Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в
соответствии с Таможенным кодексом, Законом Российской Федерации "Об
акцизах", Федерального Закона № 2-ФЗ от 2 января "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах"", части первой
Налогового кодекса Российской Федерации, части второй Налогового кодекса
Российской Федерации, Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О
введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации
письма ГТК России от 19.12.2000
№ 01-06/36951, постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.99
№ 1008 "О марках акцизного сбора", Приказа ГТК № 896 ОТ 03.10.00.
Объектом налогообложения признается операция по ввозу подакцизных
товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подлежат
обложению акцизами следующие подакцизные товары:
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта
коньячного;
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие
виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9
процентов.
Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая
продукция:
V лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства,
прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном
органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр
лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разлитые
в емкости не более 100 мл;
V препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную
регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной
власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных
ветеринарных препаратов, разработанных для применения в
животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в
емкости не более 100 мл;
V парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную
регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной
власти, разлитая в емкости не более 270 мл;
V подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для
технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта
этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий,
соответствующие нормативной документации, утвержденной
(согласованной) федеральным органом исполнительной власти и
внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого
сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской
Федерации;
V товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;
3) алкогольная продукция (спирт пищевой, водка, ликероводочные изделия,
коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта
более 1,5 процентов, за исключением виноматериалов);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) ювелирные изделия.
7) автомобили легковые и мотоциклы;
8) автомобильный бензин;
9) дизельное топливо;
10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных)
двигателей.
Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке
акцизными марками установленного образца в соответствии с порядком,
определяемым Правительством Российской Федерации и нормативными правовыми
актами ГТК России.
Налоговые ставки (далее - ставки акцизов) по подакцизным товарам,
ввозимым на территорию Российской Федерации, устанавливаются
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, являются едиными
на всей территории Российской Федерации и не подлежат изменению в
зависимости от лиц, перемещающих такие товары через таможенную границу
Российской Федерации, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и
других факторов.
При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации акцизы
уплачивает непосредственно декларант, либо иное лицо в соответствии с
таможенным законодательством Российской Федерации.
При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации акцизы
уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации, за
исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством
Российской Федерации.
Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный
Таможенным кодексом Российской Федерации, то сроки уплаты акцизов
исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной
декларации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах и таможенным законодательством может быть предоставлена отсрочка или
рассрочка уплаты акцизов, в порядке, установленном ГТК России.
По товарам, подлежащим обязательной маркировке акцизными марками
установленного образца, оплата марок является авансовым платежом по
акцизам.
Ставки авансового платежа в форме приобретения акцизных марок
утверждаются Правительством Российской Федерации.
По желанию плательщика, акцизы могут уплачиваться как в валюте
Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются
Центральным банком Российской Федерации.
Уплата акцизов в различных видах валют допускается только с согласия
таможенного органа.
Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации при уплате
акцизов производится по курсу Центрального банка Российской Федерации,
действующему на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в
случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации
- на день уплаты.
Акцизы уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное
оформление товаров.
В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых
отправлениях, акцизы уплачиваются государственному предприятию связи,
которое перечисляет уплаченные суммы акцизов на счета таможенных органов
Российской Федерации.
При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской
Федерации в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение
производится в следующем порядке:
1) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим выпуска для
свободного обращения акциз уплачивается в полном объеме;
2) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим реимпорта
налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которого он был
освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в
соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в
порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
3) при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита,
таможенного склада, реэкспорта, переработки под таможенным контролем,
свободной таможенной зоны, свободного склада, магазина беспошлинной
торговли, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается;
4) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки
на таможенной территории акциз уплачивается при ввозе указанных товаров на
таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом
уплаченных сумм налога при вывозе продуктов их переработки с таможенной
территории Российской Федерации;
5) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим временного
ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в
порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
При перемещении физическими лицами подакцизных товаров, не
предназначенных для производственной или иной деятельности, может
применяться упрощенный либо льготный порядок уплаты акциза в соответствии с
таможенным законодательством Российской Федерации.
Уплата акциза при перемещении физическими лицами через таможенную
границу Российской Федерации подакцизных товаров производится в
соответствии с правилами перемещения товаров физическими лицами через
таможенную границу Российской Федерации, установленными законодательством
Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами ГТК России.
В случае если в соответствии с международным договором Российской
Федерации с иностранным государством отменяются таможенный контроль и
таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской
Федерации товаров, особенности налогообложения подакцизных товаров,
происходящих из такого государства или выпущенных в свободное обращение на
его территории и ввозимых на территорию Российской Федерации,
устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок
налогообложения таких товаров доводится до сведения таможенных органов
нормативными правовыми актами ГТК России.
Заключение
Сегодня таможенная служба России насчитывает около 60 тысяч
сотрудников, в подчинении Государственного таможенного комитета находится
16 региональных таможенных управлений, 160 таможен, 512 таможенных постов.
Прошедшие 3 года были нелегкими для российских таможенников. Резкое
сокращение импорта, падение курса рубля, последствия финансового и
банковского кризиса, серьезные просчеты в деятельности ряда таможенных
органов - все это негативно отразилось на качестве организации таможенного
дела, привело к снижению объема поступлений таможенных платежей в
федеральный бюджет, но уже к середине 2001 года ситуация начала меняться в
лучшую сторону.
Руководство ГТК России вынуждено было принимать жесткие и непопулярные
меры для повышения качества таможенного контроля и увеличения собираемости
таможенных платежей.
Ценой напряженных усилий российским таможенникам удалось при
неизменной налогооблагаемой базе остановить падение объема собираемых
таможенных платежей, вернуть незаслуженно уволенных профессионалов,
укрепить авторитет подразделений правоохранительного блока и службы
собственной безопасности.
Главным итогом проведенной работы стало выполнение Государственным
таможенным комитетом РФ планового задания по сбору таможенных платежей на
2000 год.
В федеральный бюджет перечислено 187,2 миллиарда рублей., что
составляет 102 % годового планового задания. В том числе НДС - 71,5
миллиард рублей, акцизы при ввозе - 3,5 миллиарда рублей, акцизы при вывозе
- 7,5 миллиарда рублей, вывозная таможенная пошлина - 38,8
миллиарда рублей, ввозная таможенная пошлина - 47,4 миллиарда рублей, иные
платежи - (сборы за таможенное оформление, хранение, сопровождение товаров
и.т.д.)-11,2 миллиарда рублей.
В прошедшем году таможенными органами было выявлено 183 тыс. нарушений
таможенных правил, общая сумма наложенных санкций по делам о НТП составила
16 миллиардов рублей.
Задержано около 8,5 тонн наркотических средств, изъято около
тысячи предметов, представляющих культурную и историческую ценность.
Приоритетным направлением деятельности таможенной службы в 2001 году по-
прежнему будет наполнение доходной части федерального бюджета, в то же
время ГТК России намерен больше внимания уделять поддержке отечественных
товаропроизводителей и защите интересов потребителей.
В этих целях в ближайшее время планируется осуществить ряд мер в
сфере таможенно-тарифного регулирования. Среди них унификация ставок
ввозных таможенных пошлин на мясо птицы и аудио-, видеотехнику,
корректировка ставок ввозных таможенных пошлин на некоторые виды
сельскохозяйственного и металлургического оборудования, выравнивание
размера таможенных платежей при ввозе легковых автомобилей юридическими и
физическими лицами. Предполагается также увеличить базовые ставки ввозных
таможенных пошлин на сахар-сырец и ввести тарифные квоты на ввоз в Россию
сахара-сырца и сахара белого.
ГТК России совместно с другими правоохранительными ведомствами
разработал комплекс мер административного характера в целях полного
вытеснения с внутреннего рынка контрабандных товаров. Так, будет продолжено
проведение проверок организаций, торгующих импортными товарами, в ходе
которых продавцы должны подтверждать их легальность. Предполагается ввести
новый порядок учета лиц, занимающихся внешней торговлей, который позволит
выявлять нарушителей таможенных правил, в том числе т. н. фирмы-однодневки.
Одновременно будет установлен жесткий контроль в околотаможенной сфере,
который подразумевает дальнейшее сокращение мест таможенного оформления
отдельных категорий товаров, а также таможенных складов и складов
временного хранения, нарушавших таможенные правила.
Одной из характерных черт современной ситуации в сфере мировой
торговли является ее глобализация, в связи с чем становится все более
актуальной необходимость тесного взаимодействия таможенных служб различных
государств. Уже сейчас национальные таможенные службы ориентируются на
международные стандарты и нормативы, рекомендуемые Всемирной таможенной
организацией
Принятая в июне 1998 года новая редакция Киотской конвенции (полное
название - Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных
процедур) поставила перед таможенными службами мира задачу в полной мере
соответствовать требованиям современной международной торговли. Это
подразумевает внедрение новейших технологий таможенного оформления и
таможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, а
также установление партнерских отношений с деловыми кругами. Российская
Федерация предпринимает активные усилия, чтобы стать членом ВТО и
соответственно подводит свои стандарты таможенной политики к общепринятым
международным стандартам.
Таможенные пошлины и платежи в 2000 – 2001 году стали выполнять более
серьезную роль, чем они делали это с начала 90-х. Роль пошлин возросла в
связи со стабилизацией структуры импорта и экспорта, а также их объемом.
Россия, преодолевая экономический кризис, выходит на качественно новый
уровень в таможенных отношениях. Вступление Российской Федерации в ВТО уже
можно считать почти свершившимся событием. Следовательно, сильно изменятся
многие параметры таможенной политики. Вступление в ВТО предусматривает
снижение общего уровня таможенных пошлин и платежей. На мой взгляд,
российская экономика потерпит некоторый ущерб от этого, но все же это
необходимо России для полноценного выхода на международный рынок. Снижение
таможенных пошлин приведет к падению доходов на 12-15%, что составит 2-3%
от совокупных доходов Федерального бюджета. Тем не менее, Россия получит
дивиденды от снижения пошлин странами импортерами нашей продукции. Конечно,
первое время это не будет полностью компенсировать наши потери, но в
будущем это принесет России значительную выгоду. Стратегической целью для
России должен стать приоритет экспорта не сырьевых ресурсов, а продукции
несырьевого производства. И на достижение этой цели должна быть направлена
таможенная и экономическая политика государства.
Список используемой литературы
1. Таможенный кодекс РФ;
2. Закон РФ N 147-ФЗ от 31.07.98 "О введении в действие части первой
Налогового кодекса Российской Федерации".
3. Закон РФ N 146-ФЗ от 31.07.98 "Налоговый кодекс Российской Федерации
(часть первая).
4. Закон РФ N 5003-I от 21.05.93 "О таможенном тарифе".
5. Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость (НДС)".
6. Федеральный N 166-ФЗ от 29.12.00 "О внесении изменений и дополнений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
7. Закон РФ N 74-ФЗ от 27.05.00 "О внесении дополнений в Закон
Российской Федерации «О таможенном тарифе».
8. Закон РФ N 36-ФЗ от 02.01.00 "О внесении изменений в Закон Российской
Федерации "О налоге на добавленную стоимость"" .
9. Закон РФ N 2-ФЗ от 02.01.00 "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об акцизах".
10. Закон РФ N 63-ФЗ от 14.04.98 "О мерах по защите экономических
интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами".
11. Федеральный Закон РФ N 31 от 13.03.95 "О некоторых вопросах
предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности".
12. Инструкция ГТК N 01-100/4 от 03.03.00 "О порядке применения акцизов в
отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации".
13. Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне – Новая
редакция на 2001 г.”, под ред. Карпова В., - М., 2001.
14. “Правда русская” (под ред., Б. Д, Грекова), М.,1947. Т. 11. С.
378, 385;
15. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. Учебное
пособие. М.: «Маркетинг», 1999.
16. Б е р к о в Е. А., Г а л а н ж и Е. Ф. “Учебное пособие в
помоешь слушателям, изучающим таможенное дело”. Москва. 1988
г. С. 5.
17. Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н., «Международные экономические отношения»
- М., “Финансы и статистика”, 1997 г.
18. Диденко Н. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской
Федерации, - Спб, 2000 г.
19. Жуков В. Ужесточение обложения НДС импортных операций,
“Международный бизнес России”, №2-3, 2001.
20. Иваненко С. И., Федоскин Ю.Г. Таможня: Что нужно знать деловому
человеку. В 3-х томах. М.: «Руссико», 1999.
21. Козырин А. Акцизы в системе таможенных платежей, “Финансы”,
№1, 1998.
22. Козырин А. Правовое регулирование таможенных платежей,
“Бухгалтерский учет”, №2, 3, 1999.
23. Ладыженский К. “История русского таможенного тарифа” СПб., 1886. С.1
24. Маньков А. Г. “Уложение 1649 года - кодекс феодального права России”.
- Л., 1980. С. 204.
25. Никонов А. НДС и акцизы во внешнеэкономической деятельности,
“Налоги”, выпуск 1, 1999.
26. Никонов А. Порядок исчисления и уплаты акцизов во
внешнеэкономической деятельности, “Налоги”, выпуск 1, 1999.
27. Стрельник В. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в
Российской Федерации”, “Внешнеэкономический бюллетень”, №12 1998,
№1, 1999.
28. http://www.gtk.ru
29. http://www.csr.ru
30. http://www.customs.ru
Приложение №1
Внешняя торговля России в 2001 году.
| |2000 год |2001 год |2001 г. в % к 2000 г.|Сальдо |
|2. Австрия |66. Либерия |
|2. Албания |67. Литва |
|4. Ангола |68. Люксембург |
|5. Аргентина |69. Маврикий |
|6. Афганистан |70. Мавритания |
|7. Бангладеш |71. Мадагаскар |
|8. Бельгия |72. Македония |
|9. Бенин |73. Малайзия |
|10. Болгария |74. Мали |
|11. Боливия |75. Мальта |
|12. Босния и Герцеговина |76. Марокко |
|13. Ботсвана |77. Мексика |
|14. Бразилия |78. Мозамбик |
|15. Буркина Фасо |79. Монголия |
|16. Бурунди |80. Мьянма |
|17. Великобритания |81. Непал |
|18. Венгрия |82. Нигерия |
|19. Венесуэла |83. Нидерланды |
|20. Вьетнам |84. Никарагуа |
|21. Габон |85. Новая Зеландия |
|22. Гайана |86. Норвегия |
|23. Гамбия |87. Пакистан |
|24. Гана |88. Панама |
|25. Гвинея |89. Перу |
|26. Гвинея Бисау |90. Польша |
|27. Гондурас |91. Португалия |
|28. Гренада |92. Руанда |
|29. Греция |93. Румыния |
|30. Дания |94. Сальвадор |
|31. Джибути |95. Сан - Томе и Принсипи |
|32. Египет |96. Сингапур |
|33. Заир |97. Сирия |
|34. Зимбабве |98. Словацкая Республика |
|35. Замбия |99. Словения |
|36. Израиль |100. Сомали |
|37. Индия |101. Судан |
|38. Индонезия |102. США |
|39. Иордания |103. Сьерра - Леоне |
|40. Ирак |104. Таиланд |
|41. Иран |105. Танзания |
|42. Ирландия |106. Тунис |
|43. Исландия |107. Турция |
|44. Испания |108. Уганда |
|45. Италия |109. Уругвай |
|46. Йемен |110. Филиппины |
|47. Кабо Верде |111. Финляндия |
|48. Камбоджа |112. Франция |
|49. Камерун |113. ФРГ |
|50. Канада |114. Хорватия |
|51. Катар |115. Чад |
|52. Кения |116. Чешская Республика |
|53. Кипр |117. Чили |
|54. Китай |118. Швейцария |
|55. Колумбия |119. Швеция |
|56. Конго (Браззавиль) |120. Шри Ланка |
|57. КНДР |121. Эквадор |
|58. Корея |122. Экваториальная Гвинея |
|59. Коста - Рика |123. Эфиопия |
|60. Куба |124. Южно - Африканская |
| |Республика |
|61. Кувейт |125. Ямайка |
|62. Лаос |126. Япония |
|63. Латвия |127. Европейский Союз и |
| |Европейское Сообщество по |
| |атомной энергии |
|64. Ливан | |
Ставки таможенных пошлин применяются в отношении товаров, ввозимых на
таможенную территорию Российской Федерации и происходящих из стран, в
торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет
режим наиболее благоприятствуемой нации.
Приложение №3
Перечень развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской
Федерации
|1. Албания |54. Мальта |
|2. Алжир |55. Малайзия |
|3. Ангола |56. Марокко |
|4. Антигуа и Барбуда |57. Маршалловы острова |
|5. Ангилья |58. Мексика |
|6. Аргентина |59. Микронезия |
|7. Аруба |60. Монголия |
|8. Багамские острова |61. Монтсеррат |
|9. Барбадос |62. Намибия |
|10. Бахрейн |63. Науру |
|11. Белиз |64. Нигерия |
|12. Бермудские острова |65. Нидерландские |
|13. Боливия |Антильские острова |
|14. Бразилия |66. Никарагуа |
|15. Британские Виргинские |67. Ниуэ |
|острова | |
|16. Бруней |68. Объединенные Арабские |
| |Эмираты |
|17. Венесуэла |69. Оман |
|18. Вьетнам |70. Острова Св. Елены |
|19. Габон |71. Острова Теркс и Кайкос |
|20. Гайана |72. Пакистан |
|21. Гана |73. Панама |
|22. Гватемала |74. Папуа - Новая Гвинея |
|23. Гондурас |75. Парагвай |
|24. Гонконг |76. Перу |
|25. Гренада |77. Румыния |
|26. Доминика |78. Сальвадор |
|27. Доминиканская Республика |79. Саудовская Аравия |
|28. Египет |80. Свазиленд |
|29. Зимбабве |81. Сейшельские острова |
|30. Индия |82. Сенегал |
|31. Индонезия |83. Сент - Винсент и Гренадины |
|32. Иордания |84. Сент - Китс и Невис |
|33. Ирак |85. Сент – Люсия |
|34. Иран |86. Сингапур |
|35. Каймановы острова |87. Сирия |
|36. Камерун |88. Словения |
|37. Катар |89. Суринам |
|38. Кения |90. Таиланд |
|39. Кипр |91. Токелау |
|40. Китай |92. Тонга |
|41. КНДР |93. Тринидад и Тобаго |
|42. Колумбия |94. Тунис |
|43. Конго |95. Турция |
|44. Корея |96. Уругвай |
|45. Коста - Рика |97. Фиджи |
|46. Кот - д'Ивуар |98. Филиппины |
|47. Куба |99. Хорватия |
|48. Кувейт |100. Чили |
|49. Кука острова |101. Шри – Ланка |
|50. Ливан |102. Эквадор |
|51. Ливия |103. Югославия |
|52. Маврикий |104. Ямайка |
|53. Македония |105. Болгария |
Ставки таможенных пошлин в размере 75 процентов, применяются в
отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и
происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций
Российской Федерации
Приложение №4
Перечень наименее развитых стран - пользователей схемой преференций
Российской Федерации
|1. Афганистан |25. Мадагаскар |
|2. Бангладеш |26. Малави |
|3. Бенин |27. Мали |
|4. Буркина Фасо |28. Мальдивы |
|5. Бурунди |29. Мозамбик |
|6. Ботсвана |30. Мьянма |
|7. Бутан |31. Непал |
|8. Вануату |32. Нигер |
|9. Гаити |33. Руанда |
|10. Гамбия |34. Западное Самоа |
|11. Гвинея |35. Сан - Томе и Принсипи |
|12. Гвинея - Бисау |36. Соломоновы острова |
|13. Джибути |37. Сомали |
|14. Заир |38. Судан |
|15. Замбия |39. Сьерра - Леоне |
|16. Йемен |40. Танзания |
|17. Кабо Верде |41. Того |
|18. Камбоджа |42. Тувалу |
|19. Кирибати |43. Уганда |
|20. Коморские острова |44. Центрально - Африканская |
|21. Лаос |Республика |
|22. Лесото |45. Чад |
|23. Либерия |46. Экваториальная Гвинея |
|24. Мавритания |47. Эфиопия |
Не применяются таможенные пошлины в отношении товаров, ввозимых на
таможенную территорию Российской Федерации и происходящих из наименее
развитых стран - пользователей схемой
преференций Российской Федерации
-----------------------
[1] Статья 20 и 21 Таможенного кодекса Российской Федерации
[2] Раздел 13 Таможенного кодекса Российской Федерации
[3] В Приложении №2 дан список стран пользующихся режимом наибольшего
благоприятствования
[4] В приложении дан список стран пользующихся режимом наибольшего
благоприятствования
[5] Статьи 18-24 Таможенного кодекса Российской Федерации
[6] Статьи 25-33 Таможенного кодекса Российской Федерации
[7] А. Кушниренко - руководителем Департамента тарифной политики и мер
защиты внутреннего рынка Министерства торговли РФ, ответственным секретарем
Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-
тарифной политике.
Страницы: 1, 2, 3
|