Рефераты
 

Фискальная и регулирующая роль таможенных пошлин

V организация и осуществление борьбы с контрабандой и иными

преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных

правил;

V руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью

подведомственных таможенных органов РФ;

V обеспечение своевременности и полноты поступления таможенных

платежей;

V содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ,

юридических и физических лиц;

V учет потребностей подведомственного региона в сфере таможенного

дела, принятие в пределах своей компетенции мер, направленных на

удовлетворение таких потребностей.

Основные функции РТУ РФ. В соответствии с возложенными на него задачами

Региональные таможенные управления РФ выполняет значительное число функций.

Наиболее важные из них это:

. В части реализации таможенной политики.

. По вопросам организации таможенного дела на подведомственной

территории.

. По вопросам взимания таможенных платежей по вопросам таможенного

контроля.

. По вопросам борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

. По вопросам валютного контроля.

. По вопросам законодательства и укрепления законности.

. По вопросам материально-технической базы таможенных органов.

. По вопросам работы с кадрами.

Таможни Российской Федерации

Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет

свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным

руководством РТУ РФ, которому она подчинена. Решением ГТК отдельные таможни

могут быть подчинены непосредственно ГТК России.

С точки зрения местонахождения региона деятельности, таможни РФ

подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные таможни РФ

располагаются на таможенной границе, как правило, совпадающей с

государственной границей, и связаны с крупными транспортными узлами (порты,

аэропорты, приграничные железнодорожные станции). Примером пограничных

таможен могут служить Балтийская, Благовещенская, Уссурийская и др.

примером внутренних таможен являются: Брянская, Нижегородская, Ростовская и

др.

Правовой статус таможни РФ определяется Общим положением о таможне РФ,

утверждённым приказом ГТК России от 10 января 1996 г. №12 (приложение №2).

Специальными нормативными актами ГТК России может определять деятельность

специализированных таможен РФ.

Специализированные таможни РФ выполняют специальные таможенные операции

либо осуществляют таможенный контроль за перемещением через таможенную

границу отдельных специфических грузов. Приме Энергетическая таможня РФ в

Москве. Она создана в 1994 г. для усиления контроля за нефтью,

нефтепродуктами, газом, электроэнергией, перемещаемыми через таможенную

границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередач исходя из

специфики перемещения таких товаров через таможенную границу.

Основные задачи таможни Российской Федерации:

V Непосредственное осуществление таможенного дела;

V Осуществление мер по реализации таможенной политики;

V Реализация в пределах своей компетенции мер, направленных на

обеспечение единства таможенной территории РФ, в части относящейся к

таможенному делу;

V Обеспечение защиты экономических интересов РФ;

V Применение средств таможенного регулирования экономической

деятельности;

V Обеспечение соблюдения и единообразного применения таможенного

законодательства и других правовых актов, контроль за исполнением

которых возложен на таможенные органы;

V Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в

части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную

границу РФ; взимание таможенных платежей и осуществления валютного

контроля;

V Осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере

таможенного дела, с нарушениями таможенных правил.

V Кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое

обеспечение своей деятельности.

Основные функции таможни РФ. Таможня РФ в соответствии с возложенными

на неё задачами выполняет многообразные функции. В Общем положении

перечислено 65 её основных функций. Я бы хотел отметить важнейшие из них,

которые отражают специфику деятельности таможни РФ.

. По вопросам реализации таможенной политики;

. По вопросам таможенного контроля;

. По вопросам таможенных платежей;

. По вопросам борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сфере

таможенного дела;

. По вопросам содействия развитию внешнеэкономической деятельности;

. По вопросам развития материально-технической и социальной базы

своей деятельности;

. По вопросам работы с кадрами.

Таможенные посты Российской Федерации

Таможенный пост РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и

осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни РФ

либо РТУ РФ в случае непосредственного подчинения управлению.

Решениями ГТК России отдельные таможенные посты РФ могут быть подчинены

непосредственно ГТК России.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ

РФ, а таможенного поста со статусом юридического лица или подчинённого

непосредственно ГТК России - ГТК России.

По общему правилу таможенный пост не является юридическим лицом. Однако

в соответствии с решением ГТК России, таможенный пост может быть наделён

статусом юридического лица. В этом случае он имеет самостоятельный баланс,

текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в

банках, обладает правом оперативного управления в отношении закреплённого

за ним имущества, являющегося федеральной собственностью.

Правовой статус таможенного поста определяется Общим положением о

таможенном посте РФ, утверждённом приказом Государственного таможенного

комитета Российской Федерации от 10 января 1996 года №12. Специальными

нормативными актами ГТК России может определять специфические особенности

деятельности отдельных таможенных постов РФ.

Основные функции таможенного поста схожи с основными функциями таможни

РФ.

Субъекты таможенного права

Субъектом таможенного права признаётся тот, кто наделяется правами и

обязанностями в таможенной сфере. Другими словами, субъектом таможенного

права является каждый участник внешнеэкономической деятельности, который

производит перевозку материальных ценностей за пределы или в пределы

государства, а также лица, осуществляющие контроль за этими перевозками.

Субъектами таможенного права являются:

V Таможенные органы;

V Государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных

организаций;

V Юридические лица;

V Физические лица.

Для более четкого определения субъектов разделим их на две группы:

специальные и иные субъекты.

Специальные субъекты таможенного права - таможенные органы и

государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется

установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов,

совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом

конкретных прав и обязанностей.

Иные субъекты - «лица» и «российские лица» двоякого рода, т. е.

юридические лица – предприятия, учреждения и организации или физические

лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами, кроме

того, к иным субъектам относятся также международные организации, имеющие

отношение к таможенному делу.

Таможенное право предоставляет всем юридическим и физическим лицам

равные права. Они на равных основаниях вступают в таможенные

правоотношения: ввозят в РФ и вывозят из неё товары и транспортные

средства, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Монополии государства на внешнеэкономическую деятельность в РФ не

существует.

Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в РФ или

вывоз из неё товаров и транспортных средств, за исключением случаев

установленных ТК РФ и другими юридическими актами на уровне федерального

закона [1].

Взаимные права и обязанности таможенных органов и иных субъектов

таможенных правоотношений детально регламентируются Таможенным кодексом РФ.

Любое лицо имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты),

действия или бездействие таможенных органов РФ и их должностных лиц, если

упомянутые решения, действия или бездействие затрагивают это лицо

непосредственно и индивидуально. Причём участник таможенных правоотношений,

считающий, что его права нарушены, должен сначала обратиться в таможенные

органы, и лишь потом, если спор не разрешён, в суд[2].

В числе международных организаций – субъектов таможенного права может

быть назван, например, Совет таможенного сотрудничества, созданный в 1953

г. в Брюсселе. Россия как правопреемница СССР является членом этого совета.

Высшим органом Таможенного союза стран – членов СНГ является Таможенный

Совет.

Его цели:

. Обеспечение функционирования Таможенного союза;

. Выработка и проведение единой таможенной политики;

. Противодействие монополизму, а также дискриминационным акциям

иностранных государств и их союзов;

. Пресечение недобросовестной конкуренции при осуществлении экспортно-

импортных операций;

. Унификация таможенного законодательства и таможенных процедур.

Положение о Таможенном совете было подписано странами СНГ в Москве 13

марта 1992 года.

Еще в качестве примера можно привести Всемирную торговую организацию

(ВТО), которая была создана в 1994 году в ходе Уругвайского раунда ГАТТ

(Генеральное соглашение по тарифам и торговле), на котором было решено

преобразовать ГАТТ в ВТО. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 г.

Она исходит из того, что мировая торговля должна развиваться по

экономическим законам, никакие административные и дискриминационные методы

регулирования недопустимы.

3. Таможенные платежи: виды, общая характеристика

3. 1. Таможенные платежи, таможенные пошлины, таможенный тариф.

В Таможенном кодексе РФ (Статья 11О) определены следующие виды

таможенных платежей:

V таможенная пошлина;

V налог на добавленную стоимость;

V акцизы;

V таможенные сборы за таможенное оформление;

V таможенные сборы за хранение товаров;

V таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

V плата за информирование и консультирование;

V плата за принятие предварительного решения;

V плата за участие в таможенных аукционах;

V сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление

действия лицензий;

V сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенному

оформлению и возобновление действия аттестата.

Подробнее рассмотрим характеристики таможенных пошлин, существующих в

развитых государствах и в России.

Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и

транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. В

настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на

товары, ввозимые в страну.

Таможенная пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов,

которым облагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через

таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер.

Взимаются таможенные пошлины по ставкам, предусмотренным в таможенном

тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимых

национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки

устанавливаются чаще в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная

таможенная пошлина) и реже в твердой сумме с единицы измерения товара

(специфическая таможенная пошлина).

По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по

специфическим ставкам - готовые изделия. В некоторых странах сочетаются обе

ставки. Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок для

одного и того же товара - двухколонные, трехколонные, тарифы, говоря

иначе, это - минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются

к сырью и некоторым другим товарам; максимальные - к готовым изделиям

обрабатывающей промышленности, а также ко многим видам сельскохозяйственной

продукции; льготные - к отдельным товарам или странам на основе

межправительственных соглашений[3].

В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на фискальные,

выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов;

протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от

проникновения иностранных товаров; антидемпинговые (разновидность

протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются

внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары;

преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или на

весь импорт по договору и др.

Таможенное законодательство и опыт его применения в зарубежных

государствах были учтены при разработке Закона РФ «О таможенном тарифе»,

который вступил в силу с 1 июля 1993 года. В нем регламентированы

положения, связанные с формированием и применением таможенного тарифа

Российской Федерации.

Основными целями таможенного тарифа (Статья 1 Закона РФ «О таможенном

тарифе») являются:

V рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

V поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров,

валютных доходов и расходов на территории РФ;

V создание условий для прогрессивных изменений в структуре

производства и потребления товаров в РФ;

V защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия

иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной

интеграции российской экономики в мировую экономику.

Сфера действия рассматриваемого Закона ограничена единой таможенной

территорией Российской Федерации.

Я бы хотел еще раз дать определение таможенной пошлины, приведенное в

Таможенном кодексе Российской Федерации, статья 18, пункт 19.

Таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами РФ при

ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой

территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин,

применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и

систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой

внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется в

отношении ввоза (импорта) товаров на таможенную территорию РФ и вывоза

(экспорта) товаров с этой территории.

Ввозные таможенные пошлины. Правительство РФ определяет ставки ввозных

таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом (ст. 3, пункт

2).

Так например, в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-

политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим

наиболее благоприятствуемой нации, предельные ставки ввозных таможенных

пошлин определялись Верховным Советом РФ. В соответствии с этим

Постановлением ВС РФ № 5005-1 от 21 мая 1993 г. (в этот день Президентом РФ

был подписан Закон РФ «О таможенном тарифе») предельные ставки ввозных

таможенных пошлин для указанной категории стран были установлены в размере

100% от таможенной стоимости товара.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические

отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой

нации, либо страна-производитель которых не установлена, ставки ввозных

таможенных пошлин, определенные на основании настоящего Закона,

увеличиваются вдвое (статья 3, пункт 2), за исключением случаев

предоставления РФ тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих

положений Закона (ст. 34-37).

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран -

пользователей схемой преференций РФ (Приказ ГТК РФ от 24.06.96 №258),

применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от

установленных[4].

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, к которым они

применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования,

устанавливаются Правительством РФ (Статья 3, пункт 3).

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

. адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых

товаров;

. специфические, начисляемые в установленном размере за единицу

облагаемых товаров;

. комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран -

пользователей национальной системой преференций Российской Федерации, -

ввозные таможенные пошлины вообще не взимаются.

Не облагаются ввозными таможенными пошлинами товары, происходящие

из государств - бывших участников СССР, с которыми заключены двусторонние

соглашения о свободной торговле. Это - Азербайджан, Армения, Белоруссия,

Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан,

Украина.

Кроме того, для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров

Правительство РФ может устанавливать сезонные пошлины (Статья 6), срок

действия которых не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки

таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются.

И, наконец, к ввозимым на таможенную территорию РФ товарам могут

временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые,

компенсационные (Статья 7-10).

Специальные пошлины могут применяться в двух случаях: как защитная

мера, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количестве и на

условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным

производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, как

ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы

России со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную

территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в

стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит ущерб или

угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям

подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства

подобных товаров в России.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную

территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или

косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или

угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям

подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства

подобных товаров в РФ.

Ставки особых пошлин устанавливает правительство РФ. Следует отметить,

что применение особых видов пошлин довольно затруднительно, т. к. требует

предварительного и сложного расследования, осуществляемого по инициативе

государственных органов управления РФ.

Своего рода несущей конструкцией Закона РФ «О таможенном тарифе»

является таможенная стоимость товара, используемая для:

обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики

применения иных мер государственного регулирования торгово-

экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая

осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по

ним, в соответствии с законодательными актами РФ (Статья 5, пункт 6).

Из положений, характеризующих порядок определения таможенной стоимости

товара, порядок и условия ее декларирования и др. (ст. 12-17), особо

выделим следующие:

. система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров

основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в

международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на

таможенную территорию РФ;

. порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с

таможенной территории РФ, устанавливает правительство РФ. Порядок

применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную

территорию РФ, устанавливает также правительство РФ, но на основании

положений данного Закона;

. таможенная стоимость товара заявляется (декларируется) декларантом

таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу

РФ. Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им

сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на

достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной

информации;

. при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения

таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что

представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или)

достаточными, таможенный орган РФ может самостоятельно определить

таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя

методы определения таможенной стоимости, установленные данным Законом;

. начисление, уплата и взимание пошлины на товар производится на основе

его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Важно отметить, что на основе таможенной стоимости товаров и

транспортных средств исчисляются, кроме того, НДС, акцизы, и таможенные

сборы (Статья 117 ТК РФ).

Поэтому характеристике методов определения таможенной стоимости товара

посвящен целый раздел Закона РФ «О таможенном тарифе»[5]

В статье 18 говорится, что определение стоимости товаров, ввозимых на

таможенную территорию РФ производится путем применения следующих методов:

- по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод);

- по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными

товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости;

- резервного метода.

Принцип их применения следующий: если основной метод не может быть

использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов.

При этом каждый последующий применяется, если таможенная стоимость не может

быть определена путем использования предыдущего метода.

При знакомстве с основным методом определения таможенной стоимости

товара следует обратить внимание на два момента:

V на перечень и содержание тех расходных компонентов, которые должны

быть включены в цену сделки, если они не были ранее в нее

включены;

V на характеристику условий, при наличии которых основной метод не

может быть использован для определения таможенной стоимости.

При изучении методов по цене сделки с идентичными и однородными

товарами важно учитывать признаки идентичности и однородности товаров.

Тщательного анализа заслуживают и методы на основе вычитания и сложения

стоимости. В первом случае в качестве основы для определения таможенной

стоимости товара принимается цена единицы товара (требования к ней указаны

в Статье 22, пункт 2 ТК РФ) с вычитанием из нее определенных расходных

компонентов. Во втором случае в качестве такой основы принимается цена

товара, рассчитываемая путем сложения стоимости трех групп компонентов.

Резервный метод вступает в силу тогда, когда таможенная стоимость товара не

может быть определена декларантом в результате последовательного применения

предыдущих методов или когда таможенный орган аргументированно считает, что

предыдущие методы определения таможенной стоимости не могут быть

использованы. В этом случае таможенная стоимость оцениваемых товаров

определяется с учетом мировой практики ценообразования (ценовую информацию

декларанту предоставляет таможенный орган).

Целый раздел в Законе РФ «О таможенном тарифе» посвящен определению

страны происхождения товара, принципы которого основываются на существующей

международной практике [6]. Обращу внимание на ключевые положения:

V страна происхождения товара определяется с целью

осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза

товара на таможенную территорию РФ и вывоза товара с этой

территории,

V страной происхождения товара является страна, в которой

товар был полностью произведен или подвергнут достаточной

переработке в соответствии с критериями, установленными

данным Законом. В статье 27 приведен перечень товаров (из 9

пунктов), считающихся полностью произведенными в данной

стране, а в ст. 28 сформулированы критерии достаточной

переработки товара в данной стране и названы операции, не

отвечающие критерию достаточной переработки;

V для удостоверения происхождения товара из данной страны

таможенный орган РФ вправе требовать предоставления

сертификата о происхождении товара (ст. 30, пункт 1);

обязательное предоставление указанного сертификата

3. 2. Сущность и назначение таможенных пошлин

Классификация

Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлин

следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо

выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская

функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание

таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при

их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает

конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной

промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного

тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в

доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно

отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за

собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут

обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная

пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем

протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам,

установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров,

внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в

настоящее время в РФ практически не применяется).

Итак, таможенные пошлины делятся на:

1. По объекту обложения:

V Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для

свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются

преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе

развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались

налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а

фискальные функции выполняют другие налоговые поступления

(например, налог на прибыль). Если в США еще в конце

девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до

50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не

превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений

от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства

промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего

существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных

средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции

связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной

торгово-экономической политики. В развивающихся странах, наоборот,

импортные пошлины используются прежде всего как средство

финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей

возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с

товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то

последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют,

что роль импортных российских пошлин как фискального средства

увеличивается.

V Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортируемый

товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко,

обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых

цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют

целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

V Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые

транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и

используются как средство торговой войны.

2. По способу взимания:

V Специфические – начисляются в установленном размере за единицу

облагаемого товара (например, 20$ за 1 тонну груза). Практическое

использование специфических пошлин не представляет каких-либо

технических сложностей. Специфическими, как правило, являются

экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые

товары.

V Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости

облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

V Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в

зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и

адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая

дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд

различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто

технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за

организационно-техническими различиями стоят торгово-политические

и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по

разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные

сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а

уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих

условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели

специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются

более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту

цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном

тарифе адвалорных пошлин.

V Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения

(например, 15% от таможенной стоимости, но не более 20$ за 1

тонну.).

3. По характеру:

V Сезонные – применяются для оперативного регулирования

международной торговли продукцией сезонного характера, прежде

всего сельскохозяйственной.

V Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в

страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в

экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным

производителям подобных товаров или препятствует расширению

национального производства. Для принятия решения о введении

антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера

демпинга, который может быть подразделен на постоянный

(агрессивный) и разовый (пассивный).

Условием постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е.

разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка

(за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии

поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют

продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный

демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких

цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины,

превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг

возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара

путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг,

поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей

«перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.

На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку

невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по

заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении

антидемпинговых пошлин страны учитывают прежде всего нанесение ущерба

национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и

международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении

антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной

промышленности.

Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой

пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную.

Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по

неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому

могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер

антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как

разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой

фирмы, осуществляющей демпинг.

V Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при

производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии,

если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких

товаров. Применяются как ответная мера на дискриминационные

действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить

разногласия политическим путем на переговорах.

4. По происхождению:

V Автономные – вводятся на основании односторонних решений органов

государственной власти страны;

V Конвенционные – устанавливаются на базе двусторонних или

многосторонних соглашений, такого как ГАТТ\ВТО;

V Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по

сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ