Фискальная и регулирующая роль таможенных пошлин
Фискальная и регулирующая роль таможенных пошлин
Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации
Курсовая работа
на тему:
«Регулирующая и фискальная роль таможенных пошлин и платежей»
Работу выполнил
студент группы НП4-2
Серединцев Дмитрий
Научный руководитель
Кандидат экономических наук
Пинская М. Р.
Москва ( 2001
План
Введение
1. Эволюция таможенной политики России
1. Таможенная политика Московского государства в XII - XVII веках
2. Таможенная политика СССР в 1917 - 1991 годах
2. Структура государственных таможенных органов России
3. Таможенные платежи: виды, общая характеристика
1. Таможенные платежи, таможенные пошлины, таможенный тариф
2. Сущность и назначение таможенных пошлин
3. Другие виды таможенных платежей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Тема моей курсовой работы «Регулирующая и фискальная роль таможенных
пошлин». Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность
таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика
государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях
России. Грамотно построенная налоговая система в области
внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой
политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики
в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны,
и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц.
Таким образом, налогообложение является одной из важнейших
составляющих внешнеэкономической политики государства.
Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого
государство может и стимулировать рост отечественного производства,
особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз
импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к
конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете
вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это
потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том
числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на
российском рынке отечественных и зарубежных производителей. В курсовой
работе для более полного освещения темы будут рассмотрены история
таможенной политики нашего государства, правовые аспекты таможенной
политики, системы государственных таможенных органов, а также таможенные
платежи, их виды, и их роль во внешнеэкономической деятельности
государства.
Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед
национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в
том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте
Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны,
происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая
деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной
сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась:
Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли,
открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и
других хозяйствующих субъектов.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь
экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары
более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав
иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому
часть методов государственного регулирования направлена на защиту
внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде
всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование
экспорта.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные
формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы,
налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы
или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии,
«добровольные» ограничения экспорта и т. д.).
Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями
использования которых являются получение дополнительных финансовых средств
(как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых
потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных
производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения,
дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать
таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.
Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему
налогообложения внешнеторговой деятельности в Российской Федерации,
рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию и роль, а также
организационную структуру таможенных органов России.
1. История таможенной политики России
1. 1. Таможенная политика Московского государства
в XII - XVII веках
Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000-летнем периоде
существования в России таможенном дела. Достаточно сказать, что еще в
Киевской Руси взимался мыт. В условиях следующего, удельного (ХII - ХV вв.)
периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий
стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупных
земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала
ХIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного
количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при
определении “весчего сбора”).
История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени
возникновения таможенного обложения на территории России. Но тут можно
отметить, что в договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы
упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления. Данным договором
предусматривалось освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта:
“Да творять куплю, якоже им надобе, не платяча мыта ни в чем же”. Это
условие подтверждает древний славянский обычай взимать торговый сбор (мыт
или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным
для торга, “а может быть, и за соблюдение порядка во время торговли”. В V -
IV веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные
порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с
Ольвией, Херсонесом и другими городами. Издавна у русских как норма
обычного права существовало правило взимать мыт или мыто. Было мыто “сухое”
- при провозе товаров по суше и мыто “водяное” - при провозе по воде.
Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова
“мытник” или “мытчик” - сборщик пошлин, “мытница” или “митница” - место
сбора мыта. Финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей
политики Киевского государства. Известный памятник права “Русская правда”
защищает интересы купцов по охране их имущества. Если перекупщик чужой вещи
на торгах - феодал, зажиточный горожанин - купил краденое, а продавец
исчез, то покупатель мог доказать добросовестное приобретение вещи,
выставив в качестве свидетелей или двух свободных мужей, или одного
мытника, которые могли под присягой подтвердить факт покупки вещи на торгу
(ст. 37 Пространной редакции “Русской правды).
Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово
“тамга”, означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой
стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а
место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров,
предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но “это
не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного -
пограничного характера. Они взимались везде где угодно: повсюду были
заставы - в городах, селах и слободах, на рынках и у ворот”. Некоторые из
указанных сборов, называемые “большой тамгой”, уплачивались на границе.
Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не
отличались от прочих таможенных сборов. Лишь со второй половины ХVI в. их
начинают отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги.
Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и
торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с
воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при
определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого
имущества.
Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег, то есть
0,5 - 1,5 копейки с воза; в зависимости от величины воза в саженях возникла
разновидность мыта - посаженное; с людей, сопровождавших товар, собиралась
головщина; при проезде по мосту взыскивалась мостовщина - от двух до
четырех денег с телеги с лошадью.
К торговым пошлинам относился замыт, равный одной деньге с рубля
стоимости товара, дающий право торговли этим товаром; амбарное - за наем
амбара под товар на гостином дворе; контарное - за взвешивание больших
количеств соли на контаре; явка - сбор с торговца: одна - три деньги за
явку товара на заставе; роговая и привязная пошлины - за привязывание скота
на торгах; узольцовое - за обвязку товара с приложением таможенных печатей
в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные
знаки.
Период раздробленности русского государства характеризовался успешным
развитием торговых связей, особенно с западными странами. В так называемые
свободные города - Новгород, Псков, Смоленск и другие - иностранные товары
ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей. Вопросы
таможенного обложения в это время регламентировались, главным образом,
двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами. В
качестве примера можно привести Договор Смоленска с Ригой и Готландом 1229
года или Договорная грамота Новгорода с тверским князем Ярославом.
Основным источником таможенного права становятся издаваемые великими
князьями уставные грамоты, которые адресовывались отдельным городам и
содержали сведения о сборах, подлежащих взысканию, их размерах, порядке
уплаты, санкциях за уклонение от таможенного обложения. Особыми тарханными
грамотами освобождались от уплаты пошлин монастыри, с духовенство, люди,
оказавшие услуги государству. В рассматриваемый период таможенные сборы
носили исключительно фискальный характер. Нередко их взимание передавалось
на откуп. Все внимание государственной власти при установлении пошлин было
сосредоточено на субъекте торговли.
Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях
упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Однако таможенное
обложение оставалось чрезвычайно высоким. Так, по Новгородской таможенной
грамоте 1571 г. с местных горожан брали пошлину в размере 0,75% от
стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2 %, с торговцев из
других областей - 4%, а с иноземцев 7%.
В период царствования Михаила Романова пошлины еще более
дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие
меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство
объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив
в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в
Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных
вин, бывших предметом государственной монополии. В период царствования
Алексея Михайловича было сделано очень много для развития таможенного дела
в России благодаря серии последовательно проведенных экономических и
правовых реформ. Первым важным шагом в этом направлении стало принятие
Торгового устава 1653 года. Прежде всего, данным документом вместо
многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их
насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая
рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь
соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также
особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные
пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент
заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые
уравнивались в правах с русскими купцами.
На основе Торгового устава в апреле 1654 года была составлена
уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях
светских и духовных феодалов. Ужесточение режима ввоза иностранных товаров
способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер.
Жестоко избивались и всенародно срамились контрабандисты табака. За
кормчество - контрабандный ввоз спиртных напитков - не только били кнутом,
но и отсекали руки и ноги.
Можно говорить о создании к концу ХVII века в России довольно
разветвленной и централизованной таможенной службы. Новоторговый устав
содержал постановления относительно устройства таможен и исполнения
таможенных обрядностей.
Система таможенных учреждений была представлена несколькими звеньями.
Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская
новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в
Москве. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись
таможенные заставы. Что касается процедуры таможенного оформления, то она
была довольно детально разработана. Ее осуществлял вместе со своими
помощниками (целовальниками) выборный из верхушки купечества представитель
правительства - таможенный голова, который был вправе чинить “всякую полную
расправу в торговых делах” (2-ая статья Устава). Воеводы не могли
вмешиваться в его деятельность, чтобы “великого государя казне в зборах
порухи не было” (1-ая статья Устава). Товары, привозимые на продажу,
подвергались подробному и тщательному досмотру. Особое внимание обращалось
на их качество. Зарождение и развитие протекционистских тенденций в России
стало неизбежным вследствие финансовой и экономической политики
меркантилизма, представлявшей собой систему мероприятий, направленные не
только на привлечение денег в страну, но и на развитие промышленности,
улучшение путей и средств сообщения, мер и весов и т. д. Один из возможных
и притом наиболее удобных путей накопления государством валютных запасов -
расширение экспорта отечественной продукции н затруднение импорта
иностранных товаров. В совокупности эти меры составляют понятие
протекционизма в области внешней торговли.
1. 2. Таможенная политика СССР в 1917 – 1991 годах
Формирование нового Российского государства и системы исполнительской
власти повлекло за собой обновление механизма правового регулирования и
управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей
таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы. В настоящее
время в Российской Федерации идет сложный и противоречивый процесс
становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций
и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно
черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а также
элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно
складывающимся в экономике России переходного периода. Именно поэтому
представляется целесообразным рассмотреть становление таможенной системы на
примере Советского Союза - предшественника Российской Федерации.
В послереволюционной России и в дальнейшем - в Союзе ССР - процесс
становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил
сложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период — с октября
1917 г. и по 1991 г. — был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и
использования которого невозможно создать и продолжать совершенствовать
современное российское таможенное право. Статус таможенной службы, как и
других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная
структура не оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года — они
приспосабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично)
в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и
потребностями государства.
Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось
Уставом 1910 г. Руководил таможенным делом образованный в 1864 г. в составе
Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году
находился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможенная система в
России практически была разрушена: большинство таможен были закрыты, а их
служащие эвакуированы. В сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был
образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически
руководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В. Р.
Менжинского.
Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в
результате Октябрьского переворота в России, отказалась от таможенной
политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую
в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи
государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала
широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему
таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования
внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось
закрыть таможенные учреждения. Такие предложения были логическим следствием
идеи монополии внешней торговли и обусловили негативное отношение к
таможенной службе и таможенному делу в целом.
Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений
был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров»,
который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями
посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось
разрешение НКТиП.
12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения и
отпуска импортных и экспортных товаров", который впоследствии послужил
основой для Таможенного устава СССР 1924 г. В первые месяцы Советской
власти, а затем и в период военного коммунизма (1918—1921 гг.) таможенным
пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в
эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полное отсутствие
стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового
оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование
таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими
государствами. С переходом к нэпу, с расширением внешней торговли,
предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок
хозяйственным и государственным организациям возникла необходимость
восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 г. к тарифным
методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной
службы в государственном управлении, практически "реанимировало" таможенные
органы.
После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый
таможенный тариф по европейской привозной торговле, декретом СНК РСФСР от
23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13
июня 1922 года — первый советский тариф по вывозной торговле. В компетенцию
ТТК входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных
товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению
тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам
применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов, торговых
договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно-тарифному
делу.
ТТК играл важную роль в выработке таможенной политики и в управлении
таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному
регулированию содержат ссылки на его решения. С переходом в начале 30-х
годов к административным методам регулирования внешней торговли и с
реорганизацией внешнеэкономических органов роль ТТК значительно снизилась.
Де-юре этот орган прекратил свое существование в 1964 г. Фактически же он
перестал функционировать гораздо раньше.
12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР,
явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно
Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ,
законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в
середине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей
территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи как в
центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное
управление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные
учреждения. За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали
уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компетенцию которых
входило: наблюдение за выполнением таможенными учреждениями в пределах
союзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов по
таможенной части; ревизия таможенных учреждений; рассмотрение конфликтов
между таможенными учреждениями и местными органами власти; разработка
мероприятий по борьбе с контрабандой. Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс
СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления,
но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. В развитии
таможенного дела в СССР в это время видна тенденция к постепенному
упрощению системы таможенных органов.
Таким образом, переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал
утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное
развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924—1925
гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным
делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли
таможенные учреждения того времени.
В период с 1929 по 1932 годы все более отчетливой становится тенденция к
отказу от экономической модели управления и доминированию административно-
командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс
затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию
таможенного дела. Значительно сократился оборот международного
пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых
связей.
Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали
играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций.
Новый таможенный кодекс государство получило только в 1964 году. Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый
Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был
значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела).
Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий
всего семь статей. Управление таможенным делом на территории СССР было
отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через
входящее в его состав Главное таможенное управление (1-ая статья Кодекса).
Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением
государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций
и борьба с контрабандой.
Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-
х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г.,
с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х
годов.
В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый
этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой
трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую
управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях
свободного рынка и демократического режима.
Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов
приходится на начало 1986 года, когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное
управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР
(ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган государственного управления со
статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка
системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю
Советского государства таможенная служба выделялась организационно.
Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 года нового
Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе» определялось
подзаконным нормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и
ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял
высший исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который
определял также основные направления дальнейшего развития таможенной
системы.
Координацией деятельности таможенного ведомства с другими
управленческими структурами, а также непосредственным оперативным
руководством таможенным делом занималась Государственная
внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.
В это время ясно наметился переход от чисто территориального принципа
построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен по
федеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых
почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были
переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована
в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане,
Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались
республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была
преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой
ограничивалась Приморским краем.
В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и
организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-
импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и
таможенных постов, а также освободить местные таможенные учреждения от
существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась
возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов
непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей.
Для этого заинтересованное предприятие (организация) могли вызвать за свой
счет сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об
организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного
уполномоченного. Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе,
принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного
управления. Предусматривалось создание двух координационных органов —
Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с
международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных
веществ. Новый Кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную
систему таможенных органов: центральный таможенный орган — региональные
таможенные управления — таможни. Центральным таможенным органом, который
заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет.(5) Существенно изменились его
функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель
регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный
кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 г., несмотря на определенную
прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных
методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и
таможенным делом. Крайне ограниченный набор средств таможенного
регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых
внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами.
Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким
и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного
регулирования.
Несмотря на известный радикализм законодательных актов нового
Таможенного кодекса и Закона СССР "О таможенном тарифе", создать
принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.
Формирование национальных таможенных служб в России и других
государствах — членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной
системы.
2. Структура государственных таможенных органов России
Государственный таможенный комитет России (ГТК)
Государственный таможенный комитет России - центральный орган
федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное
руководство таможенным делом в РФ (по седьмой статье Таможенного кодекса).
ГТК возглавляет, объединяет и направляет деятельность таможенных органов.
Как федеральный орган ГТК России несёт ответственность за реализацию
таможенной политики РФ; обеспечивает соблюдение законодательства по
таможенному делу и иного законодательства, развитие, укрепление единства
всей системы возглавляемых им таможенных органов. ГТК России выполняет не
только функции непосредственного руководства таможенным делом, но и
координационные и контрольные функции в этой сфере. В случаях,
предусмотренных Таможенным кодексом РФ, а также иными актами
законодательства, ГТК России в праве издать в пределах своей компетенции
акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными
органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм
собственности, а также должностными лицами и гражданами.
ГТК России как федеральный орган исполнительной власти осуществляет
свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления. В отдельных случаях ГТК
России может вступать в непосредственные отношения с должностными лицами
предприятий, учреждений, организаций, а также физическими лицами (например,
когда должностные лица ГТК России проводят дознание по факту контрабанды).
Правовое положение ГТК России, его задачи и функции, права и
обязанности, структура определяются в Таможенном Кодексе Российской
Федерации и Положении «О Государственном таможенном комитете РФ»,
утверждённом Указом Президента РФ от 25 октября 1994 года, а также другими
нормативными актами.
ГТК России решает все задачи, вытекающие из целей государственной
таможенной политики РФ. Основные его задачи сформулированы во второй статье
ТК РФ, статье 4 Положения «О ГТК РФ» и других нормативных правовых актах.
Основными задачами ГТК России являются:
V участи в разработке таможенной политики РФ;
V обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной
территории РФ;
V организация применения и совершенствование средств таможенного
регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов
развития экономики РФ и необходимости создания благоприятных условий
для участия России в мирохозяйственных связях;
V организация и совершенствование таможенного дела в РФ;
V обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также
законодательства, контроль за исполнением которого возложен на
таможенные органы РФ;
V обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным
вопросам.
Основные функции ГТК России: В соответствии с возложенными задачами ГТК
России выполняет многочисленные и разнообразные функции. Его функции и
полномочия в общей форме определены в статье 11 Таможенного кодекса РФ;
непосредственно в статье 5 Положения закреплены 64 основные функции ГТК
России. Функции ГТК России устанавливаются в других нормативных актах,
регулирующих деятельность таможенных органов.
Региональные таможенные управления РФ (РТУ РФ)
Региональное таможенное управление РФ входит в единую систему
таможенных органов РФ и осуществляет руководство таможенным делом на
территории региона деятельности (подведомственного региона) под
непосредственным руководством ГТК России. Эта черта структуры таможенной
организации была унаследована от Советского Союза ввиду огромной территории
Российской Федерации - федеративная модель управления и таможенного
контроля является наиболее эффективной.
Функционируют следующие Региональное таможенное управление РФ:
Северо-Западное (г. Санкт-Петербург); Дальневосточное (г. Владивосток);
Северо-Кавказское (г. Ростов-на-Дону); Поволжское (Нижний Новгород);
Восточно-Сибирское (г. Иркутск); Западно-Сибирское (г.
Новосибирск); Татарское (г. Казань); Уральское (г.
Екатеринбург); Калининградское (г. Калининград); Западное (г. Москва);
Московское (г. Москва); Дагестанское (г. Махачкала); Башкирское (г. Уфа).
В непосредственном подчинении РТУ РФ находятся расположенные на
территории подведомственного региона таможенные органы.
Основные задач РТУ РФ:
V реализация таможенной политики РФ на территории подведомственного
региона;
V разработка и реализация в пределах своей компетенции в
подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства
таможенной территории РФ;
V разработка и реализация в пределах своей компетенции в
подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение
экономической безопасности РФ (в части, относящейся к таможенному
делу);
V обеспечение защиты экономических интересов РФ в пределах компетенции
таможенных органов; организация таможенного дела в подведомственном
регионе;
V обеспечение применения средств таможенного регулирования
экономической деятельности;
V обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществления
контроля за исполнением законодательства РФ о таможенном деле и
других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на
таможенные органы РФ;
Страницы: 1, 2, 3
|