Рефераты
 

Развитие творческих способностей учащихся на уроках Технология швейного производства

образах и представлениях). Но общее направление развития мышления

происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно-

образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного

мышления в понятиях (у старших подростков).

Постепенно, под влиянием школьного обучения развивается аналитико-

синтетическая деятельность, подростки начинают интересоваться не только

конкретными фактами, но и их анализом, укрепляется тенденция к причинному

объяснению, учащиеся стремятся выделить главное, существенное в материале,

овладевают умением обосновывать, доказывать определенные положения, делать

широкие обобщения.

Разумеется, и в пределах подросткового возраста имеют место возрастные

различия: одно дело-мышление школьника 11-12 лет, другое дело-мышление 15

лет.

Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои

знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-

следственные связи.

Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от

исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные

открытия.

Наряду с творчеством существенное значение при положительном отношении

подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень

важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их

значение, для развития личности. Это связано с усиленным ростом

самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся

подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать,

но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо

поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек

может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы,

сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и

определяют их отношение к учению

Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут

сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к

существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном

отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в

овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило,

вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять

трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является

ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие во многом зависит от оценки его учебной

деятельности взрослыми.

Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и

самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как

мотив, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В

противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.

Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их

формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению

обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к

учащимся.

Подростки могут уже мыслить логически, заниматься теоретическими

рассуждениями и самоанализом логически и абстрактно. Значительный прирост

предметных знаний Особенно заметным в этом возрасте становится рост

сознания и самосознание детей, представляющий собой существенное расширение

сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем

мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в измерении

мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль

деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному

образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и

избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.

Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с

соединением и взаимопроникновением мышления и речи.

В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно

понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий,

совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для

последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти

знания практически необходимы.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способности

учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми,

добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей.

В труде идет активный процесс становление тех практических умений и

навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования

профессиональных способностей.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая

активность, они всегда стремятся узнать что - то новое, чему - либо

научится, причем делать все по - настоящему, профессионально как

взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы школьной программы

в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всём, что для

этого необходимо подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и

самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким

же, как и он, делом.

Методика оценки динамики развития способностей учащихся к техническому

творчеству была использована при экспериментальной проверке эффективности

сотворчества педагога и учащихся в процессе изобретательства.

Эксперимент – это опытная проверка теоретических утверждений, гипотез.

Экспериментальная проверка возможности развития технического творчества

учащихся в процессе сбора научно - технической и патентной информации с

использованием разработанной структуры сотворчества педагога и учащихся в

процессе изобретательства,

Включающей в себя морфологический альтернативный сбор информации,

проводился на базе Муниципального образовательного учреждения №6 пос.

Новоасбест.

Проблема эксперимента состояла в оценке динамики развития технического

творчества учащихся, учебно-творческая деятельность учащихся.

Предметом экспериментального исследования была оценка динамики развития

технического творчества учащихся в рассматриваемой учебно-творческой

деятельности.

Цель эксперимента состояла в проверке истинности выдвинутой основной

гипотезы исследования.

Эксперимент проходил в виде проблемной ситуации.

Определение уровня творческого потенциала учащихся.

Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения

принимать нестандартные решения.

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных

ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош; 1

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях

окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный

прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да; |

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что

сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что

осуществите свое начинание:

а) да;

б) Часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание

добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем

все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что

препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому

уже прошли?

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что

говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его

по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только

когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы

оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» — 3 очка;

за ответ «б» — 1;

за ответ «в» — 2.

РЕЗУЛЬТАТ

Вопросы 1, 6, 7, 8-й определяют границы вашей любознательности; вопросы 2,

3, 4, 5-й — веру в себя; вопросы 9 и 15-й — постоянство; вопрос 10-й —

амбициозность; вопросы 12 и 13-й — «слуховую» память; вопрос 11-й —

зрительную память; вопрос 14-й — ваше стремление быть независимым; вопросы

16 и 17-й — способность абстрагироваться; вопрос 18-й — степень

сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который

представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле

сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные

формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы

обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и

проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш

потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого

пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может,

вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы

может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству.

Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

План урока.

Класс: 8 «а».

Тема программы: поузловая обработка платья, блуз мужских сорочек, обработка

и сборка юбок.

Тема урока: оформление платьев, блуз отделочными деталями.

Цели урока: учебная – научить трудовым приемам комплексных работ;

Воспитательная – воспитать самостоятельность, добросовестное отношение к

труду, аккуратность, ответственность, внимательность;

Развивающая – творческие способности с помощью вышивки бисером и пайетками.

Материально техническое оснащение: швейные иглы, наперстки, ножницы, парты,

швейные машины. Учебно-наглядное пособие: карточки - опросники, таблицы,

инструкционные карты.

|№ |Структурные элементы |Деятельность преподавателя |Деятельность |

|п\п | | |студентов |

|1 |Целевая установка |Сообщение темы и |Восприятие |

| | |разъяснение целей урока |(аудиальное, |

| | | |визуальное), |

| | | |разъяснений |

| | | |преподавателя, |

| | | |запись. |

|2 |Актуализация знаний |Карточки-опросники, устный |Самостоятельная |

| | |опрос. |работа |

|3 |Мотивация |Постановка проблемной |Осознание |

| | |задачи, необходимость ее |необходимости |

| | |решения. |усвоения знаний. |

|4 |Сообщение нового |Лекция-беседа. |Восприятие, |

| |материала. | |обсуждение, |

| | | |конспектирование.|

|5 |Закрепление |обработка срезов кокетки. |обрабатывают |

| |изложенного |оформление кокетки |срезы кокетки. |

| |материала. |вышивкой. |оформляют кокетки|

| | | |вышивкой. |

|6 |Подведение итогов. |Анализ деятельности |Рефлексия. |

| | |учащихся, выставление | |

| | |оценок. | |

|7 |Планируемый |углубление знаний по | |

| |результат. |обработке кокеток. | |

| | |развитие творческих | |

| | |способностей. | |

| | |формирование навыков | |

| | |обработке кокеток и вышивки| |

| | |бисером и пайетками. | |

|8 |Оргрефлексия. |Анализ своих действий | |

План экспериментального урока.

Класс: 8 «б».

Тема программы: Поузловая обработка платья, блуз, мужских сорочек,

обработка и сборка юбок.

Тема урока: Обработка и оформление платьев, блуз отделочными деталями.

Цели урока:

Учебная – научить трудовым приемам комплексных работ;

Воспитательная – воспитать самостоятельность, добросовестное отношение к

труду, аккуратность, внимательность, ответственность;

Развивающая – творческие способности с помощью вышивки бисером и пайетками.

Материально-техническое оснащение: швейные иглы; наперстки; ножницы; парты;

стачивающие машины; утюги; пайетки; нитки. Учебно-наглядное пособие:

карточки опросники; инструкционные карты; таблицы.

|№ |Структурные элементы |Деятельность преподавателя |Деятельность |

|п\п | | |студентов |

|1 |Целевая установка |Сообщение темы и |Восприятие |

| | |разъяснение целей урока |(аудиальное, |

| | | |визуальное), |

| | | |разъяснений |

| | | |преподавателя, |

| | | |запись. |

|2 |Актуализация знаний |Карточки-опросники, устный |Самостоятельная |

| | |опрос. |работа |

|3 |Мотивация |Постановка проблемной |Осознание |

| | |задачи, необходимость ее |необходимости |

| | |решения. |усвоения знаний. |

|4 |Сообщение нового |Лекция-беседа. |Восприятие, |

| |материала. | |обсуждение, |

| | | |конспектирование.|

|5 |Закрепление |1.обработка срезов кокетки.|1.обрабатывают |

| |изложенного | |срезы кокетки. |

| |материала. |2.оформление кокетки |2.оформляют |

| | |вышивкой. |кокетку вышивкой.|

|6 |Подведение итогов. |Анализ деятельности |Рефлексия. |

| | |учащихся, выставление | |

| | |оценок. | |

|7 |Планируемый |1.углубление знаний по | |

| |результат. |обработке кокеток. | |

| | |2.развитие творческих | |

| | |способностей. | |

| | |3.формирование навыков. | |

|8 |Оргрефлексия. |Анализ своих действий | |

План-конспект экспериментального урока.

Класс: 8 «б».

Тема программы: Поузловая обработка платья, блуз, мужских сорочек,

обработка и сборка юбок.

Тема урока: Обработка и оформление платьев, блуз отделочными деталями.

Цели урока:

Учебная – научить трудовым приемам комплексных работ;

Воспитательная – воспитать самостоятельность, добросовестное отношение к

труду, аккуратность, внимательность, ответственность;

Развивающая – творческие способности с помощью вышивки бисером и пайетками.

Материально-техническое оснащение: швейные иглы; наперстки; ножницы; парты;

стачивающие машины; утюги; пайетки; нитки.

Учебно-наглядное пособие: карточки опросники; инструкционные карты;

таблицы.

Ход урока (1час 20 мин.):

I. организационная часть (5-7 мин.):

проверить явку учащихся;

проверить готовность рабочих мест;

проверить внешний вид учащихся.

II. вводный инструктаж (15 мин.):

-тема данного урока: «Обработка и оформление платьев, блуз отделочными

деталями».

-цель урока: развить творческие способности учащихся;

-опросить пройденный материал:

1). Какие правила техники безопасности вы знаете при выполнении ручных

работ?

(Симонова Света, Дорондова Наташа, Коваленко Оля)

2). Как правильно обработать срезы кокетки бейкой?

(Кошелева Маша)

3). Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при выполнении

машинных работ?

(Зудова Алена, Гусельникова Лена, Иванова Катя)

4). Как пришивают бисер и пайетки?

(Соловьева Света)

5). Какие вам известны правила техники безопасности при выполнении влажно-

тепловых работ?

(Карабельникова Ира, Уткина Настя , Казлова Олеся)

6). Какие машинные операции, выполняют при соединении бейки с кокеткой?

(Старикова Женя)

-сегодня ваша задача состоит в том, чтобы на основе ранее изученного

материала обработать кокетку бейкой с применением вышивки бисером и

пайетками.

В конце урока мы подведем итоги за выполненную работу и выставим оценки.

В процессе работы у вас могут возникнуть ошибки, которые приведут к

следующим дефектам:

1). Не ровно притачена бейка, из-за данной ошибки может произойти нарушение

формы кокетки. Чтобы этого не произошло необходимо уравнять срезы бейки и

кокетки приметать, а затем внимательно настрочить.

2). Не ровно выметан кант, в результате чего нарушается ширина бейки. Для

избежания данной ошибки перед выметыванием канта припуски притачивания

бейки необходимо проутюжить, а затем аккуратно и равномерно выметать кант.

3). Срезы кокетки растянуты- этот дефект может возникнуть в результате

проведения влажно-тепловых работ и притачивания бейки. Для его избежания

необходимо выполнять влажно- тепловые работы утюгом переставляя его с

одного места на другое, а не двигать им по поверхности изделия растягивая

срезы кокетки; при притачивании бейки не нужно сильно натягивать ткань за

избежанием растяжения.

4). Изменение цвета ткани на изделии данный дефект может возникнуть в

результате влажно-тепловых работ. Для того чтобы этот дефект не возник

необходимо учесть технологические свойства ткани, то есть проутюжить

сначала на отдельном кусочке ткани, а затем уже на изделии.

При выполнении данной работы соблюдайте правила техники безопасности и

организацию рабочего места в течении всего урока.

-обработать кокетку бейкой с применением вышивки бисером и пайетками в

стиле «фантази».

III. текущий инструктаж (50 мин.):

Целевые обходы рабочих мест учащихся:

обход с целью: проверки начала выполнения условий охраны труда;

обход с целью: проверки начала выполнения работ;

обход с целью: проверки качества;

обход с целью: проверки типичных ошибок;

обход с целью: проверки умений учащимися пользоваться инструкционными

картами, таблицами;

обход с целью: индивидуального инструктажа с отстающими учениками- показ

выполнения трудовых приемов и операций на практике, разъяснение учебного

материала, показ инструкционных карт, таблиц.

Обход с целью выдачи задания успевающим учащимся карточек-опросников.

IV. заключительный инструктаж (10мин.)

За 15 минут до конца урока собрать все выполненные работы, выставить

за них оценки

Выявить типичные ошибки, проанализировать работы всех учащихся,

подвести итоги за день, выдать домашние задание: «повторить соединение

воротника с горловиной».

Каждый учащийся должен выполнить уборку рабочего места, дежурные произвести

влажную уборку кабинета.

Учитель:

Описание воспитательных мероприятий, проведенных для решения проблемы

дипломной работы.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в

отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно

отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность

всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности,

дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что,

хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше,

чем на уроках то технологии, нельзя исходить только из их желаний. Учитель

должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что

понадобиться детям в самостоятельной жизни.

Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии в

формировании у школьников интереса к творческой деятельности, научно-

техническому творчеству. Именно во внеклассной работе можно успешно

культивировать у них те качества, без которых творческая личность может не

состояться.

Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней

практикой форм внеклассной работы, как олимпиады, выставки творческих

работ, конкурсы профессионального мастерства, обзоры достижений науки и т.

д.

Во внеклассной работе должна найти место и практическая реализация

подготовки учащихся к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму

может принять этот вид в каждом конкретном случае могут решить только

учитель и его ученики. Организация школьного кооператива, создание центра

по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или

разработка образцов по заказам – любой вариант диктуется местными

условиями. Важно лишь, чтобы меркантильные интересы не возобладали над

воспитательными.

Принципы организации внеклассной работы.

Дидактические принципы – это исходные пополнения теории обучения,

которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они

вытекают из задач воспитания, закономерностей процесса обучения и

определяют его содержание, формы организации и методы. Принципы имеют

характер объективных законов, но в отличие от законов естественных стихийно

не действуют. Для успешного осуществления учебного процесса они должны быть

реализованы учителем.

В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для

преподавания всех предметов. Но каждый предмет имеет свои особенности,

которые оказывают влияние и на принципы обучения ему. Поэтому наряду с

общедидактическими положениями преподавание каждой дисциплины определяется

также специфическими для нее принципами. Принципы организации внеклассной

работы сформированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов

научных исследований. Система их следующая: связь теории с практикой;

научность; систематичность и последовательность; доступность и посильность

труда для учащихся; сознательность и активность учащихся; прочность

усвоения школьниками знаний, умений и навыков; наглядность; воспитание

учащихся в процессе трудового обучения.

Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Рассмотрим

сущность каждого принципа и особенности его реализации на внеклассных

занятиях по труду.

Связь теории с практикой. Средством реализации этого принципа

является соединение обучения с практической деятельностью и трудом

школьников. Участие в труде порождает у них потребность в знаниях, делает

обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости

приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на

практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. В свою

очередь, труд обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный

материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для

формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных

закономерностей.

Научность. Принцип требует, чтобы изучение техники черчения и труда

велось на строгой научной основе, чтобы учащимся давались только

достоверные, проверенные практикой научные знания. Для работы необходимо

отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методы технологии,

опыт новаторов производства.

Принцип научности требует, чтобы на внеклассных занятиях (к примеру

по труду) использовались новейшее современное оборудование, рабочие

инструменты и измерительная техника. Учащиеся должны знакомиться с новыми

материалами, изучать их свойства и способы применения в народном хозяйстве.

В процессе выполнения работы необходимо пользоваться только научной

терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения,

формулы и размерности. Это относится также к графическим материалам.

Изложение можно вести в популярной форме, но на строгой научной основе, без

вульгаризации. В ходе практической работы учащиеся должны овладевать

наиболее целесообразными приемами ее выполнения и способами самоконтроля

своих действий и их результатов.

В числе других требований принципа научности можно указать на

необходимость ознакомления учащихся с историей научного и изучаемого

явления, методами его открытия и внедрения в производство.

Систематичность и последовательность в трудовом обучении. Данный

принцип такой организации обучения, при котором материал усваивается в

строгом логическом порядке, отвечающем логике науки. Только систематические

знания будут усваиваться сознательно, и учащиеся смогут свободно

использовать их в своей практической деятельности.

Этот принцип находит отражение в системе учебных программ и

учебников. По мере повышения уровня подготовки дидактическая система все

больше приближается к системе науки.

Точное следование программе при проведении занятий и работе с

учебником будут способствовать усвоению учащимися знаний в определенной

системе.

Для полной реализации этого принципа учителю труда необходимо знать и

применять различные методы обучения и так организовать внеклассное

мероприятие, чтобы оно вело к систематизации знаний и умений учащихся.

Технико-технологические сведения должны сообщаться в строгой

последовательности, когда знания и умения по новому разделу опираются на

ранее полученные знания по основам наук и уже изученных разделов трудового

обучения. Для устранения пробелов в знаниях следует организовать

самостоятельную проработку школьниками материала.

При реализации этого принципа необходимо учитывать уровни физических сил и

познавательных возможностей учащихся и способность развить их. Это

достигается постепенным усложнением работ. Нужно добавлять все новые

операции. Вместе с тем имеет место концентрация в овладении школьниками

видами работ использовавших одних и те же материалов, инструментов и

приспособлений.

Систематизация знаний учащимися достигается обобщающим повторением

материала по каждой теме. Этому способствует также установление

межпредметных связей и опора трудовых действий на теоретические знания.

Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается усложнением

выполняемых задач.

Доступность и посильность труда. Принцип доступности требует, чтобы

трудовые знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали

возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным

возможностям. Доступность определяется наивысшей границей возможностей

ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у школьника

развивается физические силы и познавательные возможности, растет предел

допустимости.

Для правильного нормирования труда необходимо учитывать

индивидуальные особенности и состояние здоровья учащихся. С этой целью

должен проводится медосмотр всех школьников перед выполнением ими нового

вида работ, и осуществляться систематический контроль за состоянием

здоровья в течение всего периода обучения.

При подборе видов труда и области производства для девочек и

мальчиков необходимо учитывать особенности развития их организма. Для них

должны быть исключены производства, связанные с вредными условиями труда

(химические и горячие цехи, работа с ядохимикатами и др).

Доступность труда для учащихся зависит от его тяжести и

продолжительности во времени.

Важным средством реализации принципа является дифференциация знаний:

для слабых – более легкие задания, которые помогают им восполнять

имеющиеся пробелы и подвести к выполнению особых работ; сильным даются

задания повышенной трудности. Выполнение их может быть связанно с работой

в кружке.

Сознательность и активность. Этот принцип требует так организовать

мероприятие или обучение, чтобы учащиеся могли сознательно овладевать

знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и

навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и

самостоятельность, мышление, речь и формировалась трудовая культура.

Реализация принципа начинается с раскрытия перед учащимися задач и

конкретных целей. Активность их проявляется в ходе самостоятельного

овладения теоретическим материалом, решением творческих задач. Большую

роль в развитии сознательности и активности играет обучение школьников

анализу технологических процессов, организации своего рабочего места,

приемам творческой деятельности.

Средствами развития мышления учащихся и сознательного усвоения знаний

является постановка перед ними познавательной задачи.

Прочность усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Прочность

усвоения достигается в ходе всего трудового процесса. Одним из условий

этого процесса является знание учащимися целей данного материала и

выполнение трудовых заданий.

Наряду с этим, применяются специальные дидактические средства. К ним

относятся закрепление материала, закрепление показанных приемов работы.

Большую роль в достижении прочности усвоения знаний, умений и навыков

поддержание у учащихся интереса к работе. Это достигается путем подбора

изделий, конструкторских задач для учащихся, включение их в работу по

рационализации и творчеству.

Наглядность. Этот принцип требует, чтобы учитель широко опирался на

чувственно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими

предметов и трудовых процессов.

Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но

представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап –

абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться

активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план

наблюдений, сообщает его результаты.

Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных

реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов,

процессов и зарисовка на доске; условие изображения.

Учитель должен руководить восприятием показываемого учащимся,

направлять их внимание на главные и существенные стороны объекта, не

перегружать наглядными пособиями, использовать их в таком количестве,

которое необходимо для достижения цели. Если на занятии предстоит показать

несколько пособий, то рассматривать их следует по мере надобности, а не все

сразу.

Воспитание учащихся во время трудового обучения. Процессы обучения и

воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель

– формирование всесторонне развитой личности.

Однако воспитание в процессе внеклассного мероприятия осуществляется

не стихийно. Его цели, содержание, направленность и эффективность

воздействия на учащихся зависит от многих условий: содержание труда, его

организация и методики, условий труда, коллектива, личности учителя и др.

Содержание внеклассного мероприятия, скажем по труду, определяется

программой. Однако при отборе видов труда необходимо учитывать интересы

учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Большую

воспитательную работу играет строгое выполнение учениками правил техники

безопасности, требований культуры труда, норм времени, взаимных

обязательств в коллективе и т.д.

Воспитательное воздействие на учащихся во многом и в различной мере

зависит от нравственного облика учителя, проводящего занятия, его знаний и

умений, организаторских способностей, отношение к делу и учащимся,

педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев

это воздействие является решающим.

Разновидности внеклассных мероприятий по технологии.

Для того, чтобы учащиеся смогли хорошо запомнить и если надо, то и

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ