Рефераты
 

Развитие творческих способностей учащихся на уроках Технология швейного производства

решения учебно-творческих задач могут быть использованы в учебно-

воспитательном процессе с целью:

- развития творческих способностей личности;

- овладения новым знанием о понятиях, законах, теориях, принципах, методах,

правилах и средствах деятельности;

- овладения умственными и практическими умениями;

- диагностики творческих способностей личности;

- контроля знаний и умений;

- актуализации знании, умении, творческих способностей личности

Методологической основой исследования являются теория познания,

психологические теории формирования и развития личности человека в процессе

его познавательной и творческой деятельности.

Исходными теоретическими положениями исследования являются результаты

проведённого философами, психологами и педагогами анализа структуры

технического творчества и учебно-творческой деятельности, идеи психологов и

педагогов о деятельностном подходе в познании и обучения (П.Я. Гальперин,

А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), активизации и интенсификации

процесса творческой подготовки учащихся (А.М, Василевская, Т.В. Кудрявцев,

Ю.С. Тюнников и др.), основные выводы и рекомендации исследователей по

проблемам развития технического творчества учащихся (И.П. Волков, В.А.

Горский, М.Г. Давлетшин, М.И. Ерецкий, А.Н. Лук, Д.П. Ляликов, Я.А.

Пономарёв, В.Д. Путилин).

Для решения поставленных задач в исследовании использовалась совокупность

методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование,

моделирование. Методы педагогики и психологии: непосредственное и

опосредованное наблюдение за процессом технического творчества учащихся,

беседа, анкетирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся

и педагогов, педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования служило Муниципальное

образовательное учреждение № 6 пос. Новоасбест.

Глава 2

Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков

по развитию творческих способностей.

2.1. Разработка различных способов решения выделенной проблемы

Развитие изобретательства учащихся как педагогическая проблема.

Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в

своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической

формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека

об объективном мире.

Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить,

существующую природную реальность, но и создавать новую - техническую среду

общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В

процессе технического творчества происходит проверка научных знании, их

подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем и

сбор фактического материала как экспериментальной основы новых

исследований. Применительно к техническому творчеству учащихся в его

развитии к своей высшей форме - изобретательству - важно разработать такое

его содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту

деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие

творчество, вооружить их изобретательскими умениями, необходимыми

техническими знаниями, соответствующими современному уровню развития

техники и человеческого общества.

Методы, помогающие решить данную проблему.

В отличие от Т. Рибо и П.К. Энгельмейера, американский психолог Д. Росман

впервые обратил внимание исследователей на такие важные элементы процесса

технического творчества, как усмотрение потребности и анализ её с

использованием сбора информации, отведя ему самостоятельное место в

структуре изобретательства. Схема творческого процесса изобретательства,

опубликованная Д. Росманом в книге "Психология изобретательства" в 1918

году включает в себя семь этапов:

1. Усмотрение потребности или трудности.

2. Анализ этой потребности или трудности.

3. Просмотр доступной информации.

4. Формулировку всех объективных решений.

5. Критический анализ этих решений.

6. Рождение новой идеи - изобретения.

7. Экспериментирование, предполагающее подтверждение правильности идеи и её

конечное воплощение в вещах.

Эта схема оказала большое влияние практически на все более поздние

структуры процесса технического творчества и технического творчества

учащихся вплоть до наших дней.

По современным представлениям, человек постоянно находится под воздействием

трёх полей: гравитационного, энергетического и информационного. Со стороны

информационного поля на человека воздействуют различные потоки информации:

сенсорный поток, который воспринимается органами чувств через первую

сигнальную систему; вербальный поток устных и письменных слов (вторая

сигнальная система); структурный поток, компонентами которого являются

вода, пища, вдыхаемый воздух.

Под термином «информация» в настоящее время понимают сведения об объектах и

явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях.

Информацию подразделяют на общественно-политическую, научно-техническую,

патентную и т.д. В процессе технического творчества особенно значимой

является научно-техническая и ещё в большей степени патентная информация.

Научно-техническая информация – это сведения об объектах науки и техники,

их параметрах, свойствах и состояниях.

Патентная информация – это сведения о существующих технических решениях,

признанных изобретениями или претендующих на такое признание.

Информация всегда предполагает существование её источника (для научно-

технической и патентной информации это информационные и патентные

бюллетени, реферативные журналы, описания изобретений и т.д.) и её

потребителей (получателей).

Деятельность, включающая в себя систематическое исследование источников

научно-технической и патентной информации (информации о технических

решениях), анализ и классификацию необходимых для творческого процесса

сведений, называется сбором научно-технической и патентной информации

(сбором информации о существующих технических решениях).

Эту деятельность в процессе технического творчества многие исследователи, в

отличие от Д. Росмана, не считают собственно творческой, исключают из

структуры технического творчества и рассматривают как необязательный,

вспомогательный, а иногда и ненужный, мешающий элемент. Ряду авторов не

удалось чётко сформулировать своё отношение к роли и месту сбора информации

в структуре технического творчества. Так, Г.С. Альтшуллер в 1961 г.,

критикуя схему работы над изобретением, предложенную Д. Росманом, писал: «В

один ряд поставлены совершенно различные процессы, например, просмотр

информации и рождение идеи изобретения. Получить информацию можно в

библиотеке; тут в принципе всё просто и ясно. Иначе обстоит дело с

рождением идеи». Ряд исследователей согласился с такой оценкой. Но уже в

1969г. Г.С. Альтшуллер предложил структурную схему процесса

изобретательского творчества, включающую шесть стадий, каждая из которых

может быть пройдена на 5 различных уровнях творчества. И одной из стадий

был сбор информации, творческий характер которого (ранее вообще

отрицавшийся автором) мог быть оценен по 5-уровневои шкале.

Однако в той же работе Г.С. Альтшуллер вновь высказывает сомнения в

необходимости сбора информации в творческом процессе. Он высказывает мысль,

что при создании изобретений 4-го или 5-го уровней условия задачи

расширяются настолько, что становится невозможным определить, какую именно

патентную информацию необходимо использовать.

И видимо, поэтому в своём алгоритме решения изобретательских задач (в

различных его версиях) Г.С. Альтшуллер то вводит в явном виде в разных

частях и шагах алгоритма элементы сбора информации о существующих

технических решениях, то вновь исключает их из творческих стадий. При этом

необходимо отметить: анализ работ Г.С. Альтшуллера показал, что всё же во

всех предлагаемых им технологиях изобретательства сбор информации

обязательно присутствует в явном или неявном виде. Например, разработанные

им принципы разрешения технических противоречии были подучены в результате

анализа более 40 тыс. существующих решений. С развитием техники будут

появляться всё новые принципы разрешения технических противоречии (в своих

первых работах Г.С. Альтшуллер говорил о 35 принципах в последних же речь

идёт уже о существовании более 200 таких принципов, из которых наиболее

популярны 40), а для их выявления необходимо проводить постоянный сбор

информации о всё новых и новых технических решениях. Очевидно, что вся

разрабатываемая Г.С. Альтшуллером методика изобретательства базируется на

постоянной работе автора по сбору патентной информации и её анализу, о чём

автор неоднократно упоминает в свою публикациях. Мы считаем необходимым

процитировать некоторые его высказывания. «...Имея картотеку на 500-600

примеров, можно приступать к решению задач с твёрдой уверенностью в том,

что вы быстро найдёте правильный ответ... Заменяйте примеры аналогичными,

но более чёткими. Источники примеров – патентные материалы, техническая

литература, журналы (специальные и научно-популярные), газеты,

производственный опыт и т.д.

...Исключительно важную роль в предварительной подготовке изобретателя

играет изучение патентной литературы.

...Чтение патентной литературы повышает творческое мастерство

изобретателя».

Мы согласны с этими тезисно высказанными в 1969 г. Г.С. Альтшуллером

мыслями о важности сбора научно-технической и патентной информации в

процессе технического творчества, о том, что деятельность изобретателя по

сбору информации повышает его творческое мастерство. Но вместе с тем,

нельзя согласиться с подходом Г.С. Альтшуллера к сбору информации всего

лишь как к важному средству предварительной подготовки изобретателя. По-

видимому, именно такая точка зрения Г.С. Альтшуллера объясняет тот факт,

что в своей дальнейшей (после 1969 г.) исследовательской работе в области

технического творчества он не занимался вопросами повышения эффективности

изобретательского процесса путём разработки творческих технологий сбора

информации о существующих технических решениях.

В работах В.П. Пархоменко, В.А. Пяткова, А.В. Чуса различные формы сбора

информации также вводятся в структуру технического творчества на различных

его этапах, но опять же в качестве вспомогательных, технических,

нетворческих структурных единиц.

Структуры процесса технического творчества, положенные в основу

разработанных в последнее время методов синтеза новых технических решений с

использованием ЭВМ (А.И. Половинкин, М.Ф. Зарипов, И.Ю. Петрова и др.),

включают в себя в явном или неявном виде от 8 до 17 этапов (подэтапов)

сбора информации. Но авторы этих схем не рассматривали вопросы творческого

характера подэтапов сбора информации, их влияния на творческий процесс в

целом.

Итак, анализ исследований, посвящённых проблеме развития технического

творчества, позволяет сделать вывод о неразработанности вопроса о роли и

месте сбора научно-технической информации в структуре изобретательского

процесса, вопроса о повышении эффективности технического творчества за счёт

разработки и усовершенствования творческих технологий сбора информации.

2.2 Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента.

Пояснительная записка к рабочей программе дисциплины "Технология и

оборудование швейного производства".

Рабочая программа разработана в соответствии с Государственным

образовательным стандартом среднего профессионального образования для'

реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню

подготовки мастера производственного обучения по специальности 0308

специализации "Моделирование и конструирование одежды".

Дисциплина "Технология и оборудование швейного производства" относится к

циклу специальных дисциплин и обеспечивает соответствующий уровень знаний и

умений в области технологии, механизации и автоматизации швейного

производства, научной организации труда в условиях рыночных отношений.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать и уметь

использовать: современные методы изготовления одежды (пальто, костюмов,

курток, платьев, мужских сорочек и пр.) на базе промышленной технологии;

организацию рационального нормирования расхода материалов и раскроя; методы

проектирования технологических процессов; назначение и технические

характеристики технологического оборудования швейного производства, правила

его эксплуатации.

Владеть навыками: работы с нормативными документами, технологической

документацией, справочной литературой и другими информационными

источниками; расчёта расхода материалов, выбора модели изделия, материала,

методов обработки, оборудования и обоснования принятого решения;

составления технологической последовательности изготовления швейных

изделий, выявления и устранения дефектов швейных изделий; расчёта технико-

экономических показателей при обосновании принимаемых технических решений.

В процессе изложения программного материала необходимо обращать внимание на

изучение технических и экономических проблем качества продукции,

прогрессивных технологических процессов, обеспечивающих выпуск

высококачественных изделий разнообразного ассортимента на основе

маркетинговых исследований; на особенности обработки деталей и узлов

изделий в зависимости от их конструкции, на особенности изготовления

изделий в индивидуальном производстве; дать понятие технологичной

конструкции, малооперационной ресурсосберегающей технологии параллельными и

последовательно-параллельными способами обработки.

Занятия должны сопровождаться демонстрацией наглядных пособий:

плакатов, схем, графического изображения разрезов узлов, образцов обработки

узлов и готовых изделий. Для лучшего усвоения студентами учебного материала

рекомендуется проводить экскурсии на предприятия, уроки на производстве,

использовать на занятиях технические средства, активные методы обучения.

Для закрепления и углубления теоретических знаний студентов предусмотрено

проведение лабораторных и практических работ.

Изучение курса "Технологии и оборудования швейного производства"

завершается экзаменом.

Рабочая программа курса "Технологии и оборудования швейного производства"

разработана на основе примерной программы, утверждённой учебно-методическим

кабинетом Министерства общего и профессионального образования Российской

Федерации 1997 года.

Примерное содержание дисциплины.

Введение.

Содержание дисциплины, её связь с другими дисциплинами учебного плана.

Общая характеристика швейной промышленности. Назначение маркетинговой

деятельности предприятий. Развитие сотрудничества с зарубежными странами в

области швейной промышленности.

Раздел 1. Основы технологии одежды. Оборудование и механизация швейного

производства.

Требования к знаниям: виды изделий верхней одежды; детали кроя, их

конструкция; содержание нормативно технической документации на изготовление

одежды; классификация стежков, строчек и швов; методы и способы обработки

деталей; назначение и сущность влажно-тепловой обработки (ВТО);

классификация швейного оборудования; технические условия выполнения ручных,

машинных работ и ВТО.

Требования к умениям: выбор строчек и швов, номеров игл, ниток, способа

обработки срезов деталей, швейного оборудования в зависимости от

назначения, свойств материалов и выполнения технологической операции;

заправка швейных машин; выполнение рисунков швов.

Тема 1.1. Общие сведения об одежде. Нормативно - техническая документация.

Виды верхней одежды (пальто, пиджаки, жакеты, брюки, юбки и т.д.). Краткая

характеристика внешнего вида изделий по основным признакам.

Наименование деталей "кроя верхней одежды, их конструкция в соответствии с

действующим ГОСТ. Направление нитей основы в деталях кроя и допускаемые

отклонения от него. Наименование срезов деталей. Понятие о технологичной

конструкции изделия и об унификации деталей. Значение унификации деталей

для массового производства одежды.

Нормативно-техническая документация на изготовление одежды и краткое

содержание.

Тема 1.2. Этапы и виды работ при производстве одежды.

Основные этапы производства одежды. Содержание каждого этапа и его роль в

производстве одежды.

Виды работ, применяемых при производстве одежды. Основные мероприятия,

направленные на сокращение ручных работ.

Способы соединения деталей одежды: ниточный, клеевой, сварной,

комбинированный, заклёпочный. Их сущность, показатели качества.

Понятия о методах обработки деталей одежды: последовательный, параллельный,

последовательно-параллельный. Их сравнительная характеристика:

Малооперационная ресурсосберегающая технология: её сущность и значение для

повышения эффективности производства.

Тема 1.3. Ниточный способ и применяемое оборудование,

Понятие о стежках, строчках, швах. Классификация стежков и строчек в

соответствии с действующим ГОСТ, и графическое изображение, технические

условия выполнения, применение. Признаки, характеризующие качество стежков

и строчек.

Механизация ручных работ.

Классификация машинных строчек. Процесс образования челночных и цепных

стежков и строчек. Применяемое оборудование.

Требования, предъявляемые ГОСТ к швам. Классы швов: соединительные,

краевые, отделочные. Их назначение и способы выполнения.

Классификация машинных швов в соответствии с действующим ГОСТ. Графическое

и условное изображения швов, технические условия их выполнения;

потребительские и промышленные требования, предъявляемые к ним, параметры

швов.

Терминология, применяемая при выполнении ручных и машинных строчек и швов.

Техническая характеристика швейных машин общего назначения, область

применения.

Назначение и техническая характеристика швейных машин, выполняющих

специальные технологические операции: стачивание с одновременной посадкой

верхнего или нижнего слоя материала. Принцип образования посадки материала.

Швейные машины для выполнения зигзагообразной строчки.

Стачивающие обмёточные швейные машины.

Швейные машины для выполнения строчек однониточного потайного стежка.

Назначение и техническая характеристика машин.

Особенности устройства, принцип работы и регулировки механизмов машин

специального назначения.

Приспособления к швейным машинам. Влияние приспособлений на улучшение

качества швейных изделий и рост производительности труд;

Швейные полуавтоматы для пришивания пуговиц, их техническая характеристика.

Швейные полуавтоматы для выполнения закрепок.

Полуавтоматы для выполнения петель, их техническая характеристика.

Полуавтоматы для поузловой обработки швейных изделий.

Устройство, принцип работы и регулировки механизмов. Заправка машин,

особенности чистки и смазки механизмов. Причины, вызывающие обрыв ниток,

пропуски стежков, плохое продвижение материалов, поломку игл,

некачественную строчку и др.

Анализ эффективности использования оборудования.

Лабораторная работа N 1.

Выполнение ручных строчек, образованных простыми (прямыми, косыми,

крестообразными) стежками.

Лабораторная работа N 2.

Выполнение ручных строчек, образованных сложными (петлеобразными,

специальными) стежками. Определение факторов, влияющих на качество ручных

строчек.

Тематический план

|Наименование разделов и тем |Количество аудиторных часов |

| |Макс.|Всего|Лаб. |Практ.|Сам. |

| |нагр.| |работ|работ |работ|

|Введение | |3 | | | |

|1. Основы технологии одежды. |90 |60 |20 | |30 |

|Оборудование и механизация | | | | | |

|швейного производства. | | | | | |

|1.1. Общие сведения об одежде. |3 |2 | | |1 |

|Нормативно-техническая | | | | | |

|документация. | | | | | |

|1.2. Этапы и виды работ при |3 |2 | | |1 |

|производстве одежды. | | | | | |

|1.3. Ниточный способ соединения |72 |48 |20 | |24 |

|деталей легкой одежды и | | | | | |

|применяемое оборудование | | | | | |

|1.4. Клеевые соединения |3 |2 | | |1 |

|1.5. Сварные, комбинированные, |3 |2 | | |1 |

|заклёпочные способы соединения | | | | | |

|деталей одежды. | | | | | |

|1.6. Влажно-тепловая обработка |6 |4 | | |2 |

|изделий. Применяемое | | | | | |

|оборудование. | | | | | |

|2. Поузловая обработка платьев, | |78 |14 | | |

|блуз, мужских сорочек и др. | | | | | |

|2.1. Обработка и сборка юбок. |14 |10 |2 | | |

|2.2.1. Подготовка изделий к |3 |2 | | |1 |

|примерке. | | | | | |

|2.2.2. Проведение примерки. |3 |2 | | |1 |

|2.2.3. Начальная обработка |6 |4 | | |2 |

|полочек и спинки | | | | | |

|2.2.4. Обработка и оформление |9 |6 |2 | |3 |

|платьев и блуз отделочными | | | | | |

|деталями. | | | | | |

|2.2.5. Обработка карманов. |15 |10 |2 | |5 |

|2.2.6. Обработка застёжек. |20 |14 |4 | |6 |

|2.2.7. Обработка воротника, |6 |14 |4 | |6 |

|плечевых срезов и горловины. | | | | | |

|Способы соединения воротников с | | | | | |

|изделием. | | | | | |

|2.2.8. Соединение лифа с юбкой |3 |2 | | |1 |

|2.2.9. Обработка пройм и |14 |10 | | | |

|рукавов. Соединение рукавов с | | | | | |

|проймами. | | | | | |

|2.2.10. Обработка низа изделия. |2 |2 | | | |

|2.2.11. окончательная отделка |2 |2 | | | |

|платьев, блуз и верхних сорочек.| | | | | |

|3. Поузловая обработка верхней |105 |70 |6 | |35 |

|одежды. | | | | | |

|3.1. Обработка и сборка брюк. |25 |16 |2 | |7 |

|3.2. Обработка жилетов. |6 |4 | | |2 |

|3.3. Обработка полочек и спинки |6 |4 | | |2 |

|пиджаков и пальто. | | | | | |

|3.4. Обработка карманов. |15 |10 |2 | |5 |

|3.5. Подготовка изделий к |3 |2 | | |1 |

|примерке. | | | | | |

Урок является заключительной, наиболее решающей и ответственной стадией

всей подготовительной работы. Если при подготовке к учебному году, к теме

учитель допустил недостатки, то он ещё имеет возможность их устранить в

ходе подготовки к уроку. Неудовлетворительную подготовку к уроку учитель

исправить уже не сможет, так как она непосредственно скажется на качестве

проводимого урока.

Порядок и содержание подготовки к уроку технологии заключается в

следующем:

1) Учитель, прежде всего, анализирует результаты предыдущих уроков

и на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего урока;

2) Учитель определяет структуру урока и время на каждый его

элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут

выполнять учащиеся;

3) Определив структуру урока, учитель намечает, сколько времени он

затрачивает на вводный инструктаж, как будет организован

индивидуальный инструктаж;

4) Намечает, какую работу будет выполнять каждый учащийся и вся

группа в целом ;

5) Подготавливает материалы, инструменты, приспособления,

заготовки, документацию, наглядные пособия, модели, макеты и

ТСО. Намечает способы и методические приемы обучения, которые

обеспечат успешное решение задач;

6) В результате всей этой подготовительной работы учитель

составляет план урока, который является рабочим документом в

течение всего урока. Стандартных, обязательных форм планов урока

не установлено.

Определив цели, содержание, структуру урока и методы его проведения,

учитель приступает к подготовке материально-технической базы. Особое

внимание учитель уделяет своевременной и качественной подготовке места,

необходимых инструментов, приспособлений, материалов, заготовок, наглядных

пособий, чертежей, документации и т.п.

Важно обеспечить учащихся таким количеством учебных работ,

инструментов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения урока

не имели места простои и потери учебного времени. При подготовке

инструментов, приспособлений, оборудования, нужно лично убедиться в их

исправности. Необходимо опробовать в работе инструменты, приспособления,

оборудование, на котором будет производиться показ трудовых приёмов.

При подготовке рабочего места нужно иметь в виду следующее: наглядные

пособия, чертежи, карты, учебно-техническая документация должны быть

чистыми и аккуратно выполненными; модели, приборы и наглядные пособия

необходимо располагать в шкафу или на документационном щите в порядке их

использования.

При создании учебного кабинета необходимо учитывать общие

производственно-технические, педагогические, санитарно-гигиенические и

эстетические требования:

1) Учебные кабинеты создаются на 20 – 30 человек и располагаются в

просторных, сухих помещениях с высотой потолков 3,25 метра;

2) Стены помещения должны быть гладкими, потолки – горизонтальными,

полы – тёплыми, нескользкими. Все конструкции – огнестойкие,

звукопоглощающие. Покрытие полов металлический плиткой или

цементом исключается!

3) Общая площадь учебного кабинета определяется необходимостью

обеспечить каждому учащемуся рабочее место, расположить

оборудование общего пользования;

4) Освещение учебного кабинета должно быть равномерным и

определяться естественным и искусственным источниками света.

Уровень освещенности – от 100 до 400 люкс. При недостаче

естественного и искусственного освещения применяется смешанное

(естественное + искусственное). В качестве источников света

применяются лампы рассеянного света.

5) Окраска помещений должна отвечать современным требованиям

технической эстетики и гигиены. При естественном освещении свет,

отраженный от потолка, стен, имеет большое значение, поэтому

стены окрашиваются в желто-зелёные цвета.

6) Температура поддерживается 14 – 16(С зимой и 16 – 20(С летом.

Относительная влажность: 40 – 60%.

7) Дозированный воздухообмен – 20 м3 в час на каждого учащегося.

Особенность мыслительной деятельности подростков.

Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что

соответствует возрасту учащихся 6-8 классов.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в

течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к

взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток -

полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила.

Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его

анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и

все виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и

деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых

сложившихся форм взаимоотношений с людьми.

Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка.

Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении.

Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью.

С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость

в поведении.

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они

чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя

потом могут сожалеть об этом.

Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость.

Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти

противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых

чувств.

Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как

учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление

его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере

подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их

управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и

вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью

самоконтроля, резкость в поведении.

Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со

сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают

непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно – положительное

отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их

познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них

определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей

самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение:

стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже

отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной

реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток

обычно остро переживает к этим неудачам: делает вид, что к успехам в учении

он совершенно безразличен и равнодушен. Наиболее существенную роль в

формировании положительного отношения подростков к учению, как показали

исследования (Берулавы), играют содержательность учебного материала, его

связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения,

а также организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся

возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение

подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания,

что является непременной предпосылкой для достижения успеха.

Развитие мышления.

В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка.

Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм

учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно,

самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и

выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя

больше соответствует возрастным особенностям личности.

Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая

с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения

между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.

Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а

сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей

структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации,

иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и

представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или

ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных

существенных признаков объекта.

Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в

то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений

оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя).

В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного

понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки.

Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры

учебного кинофильма.

Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения

подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому

восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится

плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не

только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от

его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает

поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может

смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и

внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает

умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти,

управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер

организованных, регулируемых и управляемых процессов.

В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании

словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной

противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется

устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений,

переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к

неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и

рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно,

сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом»)

уроке.

Лучший способ организовать внимание подростка связан не с применением

учителем как - либо особых приемов, а с умением так организовать учебную

деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни

возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный

урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма

продолжительное время, не отвлекаясь. Творческая деятельность - вот что

делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует

организации его внимания.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии

мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения.

Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в

подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук.

Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у

подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать,

делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно

изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты

мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к

конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ