Рефераты
 

Развитие творческих способностей учащихся на уроках Технология швейного производства

Развитие творческих способностей учащихся на уроках Технология швейного производства

Введение. 2

Проблемное обучение как основа развития творческих способностей у учащихся

на уроках технологии. 2

Глава 1 4

Психолого-педагогические проблемы по развитию творческих способностей

учащихся на уроках технологии швейного производства. 4

1.1. История исследуемой проблемы. 5

1.2. Общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект

исследования. 8

Глава 2 22

Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков

по развитию творческих способностей. 22

2.1. Разработка различных способов решения выделенной проблемы 23

2.2 Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента. 28

2.3. Анализ проведенного эксперимента. 63

Глава 3. 67

Технологическая часть. 67

Введение. 68

3.1. Разработка и изготовление изделия. 71

3.2. Экономическое обоснование темы. 85

Заключение. 90

Литература. 91

Введение.

Проблемное обучение как основа развития творческих способностей у учащихся

на уроках технологии.

Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно

из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы

выпускной квалификационной работы и необходимость её разработки обусловлены

современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны,

повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.

Повышение требований к научной и практической подготовке современного

человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их

ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях

современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера

и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей,

развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств.

Это и подтверждает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной

работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не

только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их

изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное

нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание

новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в

области как физического, так и умственного труда. С учётом этого на одно из

первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому

труду, развитию творческих способностей, что является катализатором

усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую

переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Тем самым

творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях

обеспечения непрерывного развития производства и общества.

Цель исследования – выявить эффективность проблемного обучения на

творческих способностях учащихся.

Объект исследования – учебный процесс в активном методе обучения.

Предмет исследования – развитие творческих способностей учащихся на уроках

технологии, развитие нового отношения учащихся к выбранной профессии.

Гипотеза исследования состоит в следующем: используя данный активный метод

обучения, исследователь (преподаватель) может одновременно повторить

изученный ранее материал и развивать у учащихся творческие способности, что

непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении учащихся

к урокам технологии.

В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи

исследования:

- проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке структуры

технического творчества и технического творчества учащихся;

- определить роль и место сбора научно-технической информации в структуре

технического творчества учащихся;

- разработать методические материалы, позволяющие применить метод активного

обучения (проблемная ситуация) для формирования творческого мышления у

учащихся на уроках технологии;

- экспериментально проверить возможность развития технического творчества

учащихся в процессе обучения на уроках технологии с использованием

разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся

и преподавателя.

Глава 1

Психолого-педагогические проблемы по развитию творческих способностей

учащихся на уроках технологии швейного производства.

1.1. История исследуемой проблемы.

Анализ психолого-педагогических и философских исследований творчества,

технического творчества и технического творчества учащихся показывает, что

интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий.

В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы.

Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт,

вызывающий бытие из небытия. В XVIII в. Эммануил Кант, анализируя

творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет

собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Н.А. Бердяев

(начало XX в.) считал носителем творчества личность, понятую как некоторое

иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости

и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального,

вообще «посюстороннего» мира. Марксистское понимание творчества исходит из

того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и

социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и

человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как

созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру

осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а

не только индивидуальной) уникальностью.

В ходе нашего исследования мы рассматриваем творчество как деятельность

человека (в основном её мыслительный компонент), включающую сознательную и

бессознательную составляющие, целью которой является создание материальных

и духовных ценностей, обладающих объективной (мировой) новизной и

общественной значимостью. Определённое таким образом понятие «творчество»

охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество,

музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды.

Понятие «техническое творчество» является зависимым от понятия

«творчество», как вид от рода, и относительно самостоятельным в связи с

существованием самостоятельного объекта, на который направлен данный вид

деятельности. Этот объект определяется понятием «техническое решение».

Техническое решение - это практическое средство удовлетворение определённых

потребностей. Существуют следующие виды технических решений: способ,

устройство, вещество, применение технического решения по другому

назначению. Признаками способа являются действия с материальными объектами

(операции), чередование операций, технические параметры, сопутствующие

выполнению операций. Признаками устройства являются узлы и детали, их

взаимосвязь. Признаками вещества являются его ингредиенты. И, наконец,

признаком применения по другому назначению является удовлетворение

определённой потребности с помощью известного способа, устройства или

вещества, которые ранее не использовались для удовлетворения этой

потребности.

Итак, техническое творчество – это вид творчества, целью которого является

создание технических решений, обладающих объективной (мировой) новизной и

общественной значимостью.

Техническое решение, обладающее мировой новизной и общественной

значимостью, есть изобретение (используемые для определения изобретения в

нормативных документах термины «наличие существенных отличий» или

«неочевидность», а также «наличие положительного эффекта» мы включаем в

понятия «объективная новизна» и «общественная значимость»). Поэтому понятие

«изобретательство» правомерно использовать как эквивалентное понятию

«техническое творчество». Являясь одним из видов творчества, техническое

творчество находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами

творчества, в первую очередь, с научным и художественным. Например,

результатом взаимодействия технического и художественного творчества

являются промышленные образцы художественно-конструкторские решения

внешнего вида известных технических решении, что сейчас принято называть

дизайном. Как элементы одной системы, все виды творчества во взаимосвязи и

взаимодействии развиваются и подчиняются основным законам диалектики.

Понятно поэтому, что, имея общие черты с другими видами творчества, каждый

вид в отдельности как самостоятельный процесс имеет свои, присущие только

ему, особенности, проявляющиеся в разнообразии форм, содержания и структур

творческого процесса.

Уже в первых исследованиях начала XX в. (Т. Рибо, П.К. Энгельмейер, Д.

Росман), посвящённых творческому процессу, разработке путей овладения

изобретательством, развитию технического творческого мышления, важное место

отводилось психолого-дидактическому поэтапному анализу процесса

технического творчества, проблемам структуры изобретательства и процесса

овладения изобретательством. Схемы технического творчества Т. Рибо и П.К.

Энгельмейера, опубликованные соответственно в 1901г. и 1910г., отражают

сходство взглядов этих исследователей на структуру процесса

изобретательства. Главное место в изобретательской деятельности они отводят

интуиции, бессознательному мыслительному процессу, который заканчивается

вдохновением, проблеском идеи и её уяснением изобретателем. Таким образом,

идея нового технического решения – это нечто, прошедшее первичный период

развития вне мысленного контроля и превратившееся затем в факт сознания.

Завершение осознанного развития идеи, её ремесленная стадия, по мнению этих

авторов, могут быть вынесены за рамки творчества.

1.2. Общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект

исследования.

Психологический аспект проблемы развития изобретательства.

В рассмотренных схемах недостаточно учитывается психологический аспект

технической творческой деятельности, который особенно необходим при оценке

возможностей педагогических подходов к использованию той или иной структуры

в процессе технического творчества учащихся. Перспективной в этом отношении

является схема, предложенная Э.Ф. Зеером.

Автор схемы основывает решение вопросов психологической структуры и

содержания творческой деятельности на общепсихологической теории

деятельности, разработанной Л.Н, Леонтьевым и его учениками. Процесс

технической творческой деятельности в соответствии с этой схемой начинается

с усмотрения несовершенства производства, проявляющегося в виде технических

противоречий. Это усмотрение обусловливается следующей цепочкой

взаимосвязанных причин: в результате соответствующего обучения и воспитания

в семье, школе, занятий в кружках технического творчества у человека

формируется потребность в творческой деятельности; потребность в творческой

деятельности вызывает у субъекта состояние особой активности, выражающееся

в анализе реальной производственной ситуации к оценке её завершённости,

совершенства; возникает смысловая установка в виде готовности субъекта к

изменению ситуации, её совершенствованию в условиях неопределённости

ситуации, когда субъект ещё не установил, что именно совершенствовать, в

чем выражается техническое несовершенство.

Установление технического противоречия (или несовершенства) означает

встречу потребности в технической творческой деятельности и с предметом

деятельности, в результате чего разрешение найденного технического

противоречия становится мотивом деятельности субъекта, собственно

технической творческой деятельностью. Осознав техническое противоречие,

субъект на основе имеющейся у него смысловой установки формулирует цель -

устранить это противоречие. Таким образом, разрешение технического

противоречия превращается для субъекта в мотив-цель. Тот факт, что

техническая творческая деятельность побуждается мотивом и направляется

целью, достижение которой осуществляется в ходе установления новых связей и

отношений между исходными данными реальной ситуации, позволяет

рассматривать техническое творчество как процесс решения задачи, ибо

«...задача - это и есть цель, данная в определённых условиях».

Осознание общей цели и усвоение условий ситуации позволяют субъекту

сформулировать задачу, что также является творческим актом. В процессе

усвоения противоречия и формулировки задачи у субъекта порождается целевая

установка на внесение изменении в ситуацию, что вызывает у него

дополнительную психическую напряжённость и инициирует деятельность по

анализу связанных с исследуемой ситуацией данных, опыта, литературных

источников.

Этим в схеме Э.Ф. Зеера заканчивается этап становления и начинается второй

этап технической творческой деятельности – развитие. Творческий характер

этого этапа характеризуется неопределённостью условия задачи, избыточным

множеством исходных данных, функционально не связанных с ответом. Это

обусловливает возможность существования различных направлений решения и

создаёт для субъекта ситуацию выбора, которая, вызвав беспокойство,

побуждает его неустанно думать над проблемой. При этом происходит

дальнейшее усвоение субъектом ситуации, её исходных данных, уточнение

противоречия.

Выходом из ситуации выбора, ситуации беспокойства для субъекта является

формулировка уточнённой, более частной, более конкретной изобретательской

(рационализаторской) задачи с относительно ограниченным числом данных. При

этом снимается часть напряжённости, порожденной неопределённостью

направления решения. Усвоение частной задачи связано с дальнейшим анализом

исходных данных (сбором дополнительной информации). В процессе усвоения

частной задачи вновь увеличивается психологическая напряжённости субъекта,

которая ускоряет выдвижение гипотез по разрешению технического

противоречия.

Выдвижение гипотез сопровождается анализом исходных данных, уточнением

связей и отношений между ними, переформулировкой задачи, ревизией

технического противоречия. Цели-гипотезы могут проверяться как мысленно

(иногда неосознанно, интуитивно), так и посредством внешних действий,

которые взаимосвязаны с мыслительными действиями и оказывают существенное

влияние на протекание мыслительного процесса (исследования А.Н. Леонтьева,

П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой и др.). Внешние действия в

ходе проверки гипотез могут проявляться в форме выполнения эскизных

набросков, расчётов, схем или в форме предметного воплощения гипотезы в

виде опытного образца. Эта деятельность характеризует третий этап

технического творчества в схеме Э.Ф. Зеера - стабилизацию.

Помимо интенционального аспекта творческая деятельность имеет и

операционный аспект, который определяется не только целью, но и

объективными предметными условиями её достижения. В процессе технического

творчества в качестве операций выступают действия субъекта, необходимые для

анализа ситуации, формулировки задач, выдвижения гипотез, поиска

направления решения, выполнения эскизных набросков и расчётов. Эти действия

направляются операциональной установкой и поддерживаются стремлением снять

флуктуирующую психическую напряжённость.

На последнем этапе технического творчества в схеме Э.Ф. Зеера – этапе

завершения – полученное решение соотносится с техническим противоречием,

оценивается с точки зрения его разрешения и эффективности и в случае

положительного результата принимается. При этом психологическая

напряженность, преследовавшая субъекта на протяжении всего технического

творчества, снимается, и субъект испытывает огромное облегчение, ни с чем

не сравнимое ощущение радости. Но на этом процесс творчества ещё не

заканчивается. Необходимо оформить результат решения в виде заявки на

изобретение или рационализаторское предложение, внедрить его в

производство. Это требует от субъекта проявления волевых усилий и

стимулируется моральными и материальными факторами.

Основным достоинством проанализированной нами схемы является то, что она

даёт возможность рассматривать процесс воздействия личности на

производственную ситуацию одновременно и как процесс развития самой

личности, выделять этапы и условия развития погружённой в творчество

личности. Это важно при определении путей и средств вовлечения учащихся в

техническую творческую деятельность.

Однако и в этой схеме не учтено влияние сбора научно-технической и

патентной информации на формирование установок, мотивов творческой

деятельности, не прослежена взаимосвязь с другими структурными единицами

технического творчества.

Логический аспект проблемы развития изобретательского процесса.

Философским обобщением исследований психологов, педагогов, инженеров -

авторов проанализированных нами схем является анализ логики процесса

создания нового технического объекта. Эта логика выражает единство

относительно самостоятельных этапов творческой деятельности, которые

отличаются характером технических противоречий, характером и уровнем

технических задач, средствами, способами, методами их решения, формами

творчества и организации творчества, уровнями новизны.

Первый этап процесса технического творчества представляет собой

деятельность по критическому осмыслению существующего положения при

единстве эмпирического и логического уровней познания. Это этап осознания

проблемной ситуации с аналитическим осмыслением её структуры субъектом

творчества. Реальное содержание творчества на этом этапе складывается из

отражения технической потребности, осознания недостатков старого и

необходимости нового, раскрытия конкретных технических противоречий и

формулировки определённых технических задач. В.И. Белозерцев предложил

следующую структурную модель технической творческой задачи:

- конечная цель поиска, выражаемая в приблизительной форме;

- исходные данные;

- возможные условия решения;

- объективные ограничения;

- средства реализации задачи.

Творческая деятельность на первом этапе осуществляется при единстве внешних

и внутренних факторов поиска:

рождение технической задачи детерминировано объективными факторами

развития, но характер её постановки связан со спецификой субъекта

творчества.

В.И. Белозерцев подчёркивает, что при овладении проблемной ситуацией важно

осознание неполноты существующей информации, стремление преодолеть эту

неполноту с целью определения необходимого выбора. Без этого невозможно

провести полноценный анализ соотношения наличных факторов и требований

задачи, цели поиска и условий её достижения с раскрытием противоречий между

ними, невозможно сознательно найти путь к определению нужных условий и

средств решения технической задачи.

В этом мы видим обобщённое философское обоснование творческого характера

сбора информации о существующих технических решениях, его необходимости в

реальном процессе технического творчества, а также необходимости разработки

проблемы развития технического творчества в процессе сбора научно-

технической и патентной информации.

Реальным продуктом первого этапа творчества является конкретная техническая

задача с определённой структурой, осмысленная и логически сформулированная,

приобретающая самостоятельное бытие, поскольку может служить основой

дальнейших творческих поисков для других исследователей.

Этот этап может являться одновременно началом решения технической задачи,

рождения технической идеи. При этом идея решения может входить в неявной

форме, в виде предчувствия в процесс выработки конкретной технической

задачи.

Второй этап процесса технического творчества – этап «рождения и

вынашивания» новой технической идеи. Техническая идея выступает как

результат скачка в новое качество при реализации поиска решения

определённой технической задачи. Это новое качество – ещё не изобретение и

даже не идеальная модель его, это выход за рамки непосредственно данного,

форма установления и выражения ранее не известного.

На втором этапе процесса технического творчества наиболее полно проявляется

гносеологическая роль технической творческой деятельности. Об этом говорит

сам набор методов поиска нового на данном этапе: метод актуализации знаний;

методы переноса и реконструкции идей, совпадения и различия, абстракции и

обобщения; метод сопутствующих изменений и др. Все эти рациональные методы

поиска не исключают действия фантазии и интуиции при рождении технической

идеи.

Но, даже будучи известными, применяемые методы и пути решения технических

задач приводят к успеху не сами собой и не в ходе логических рассуждений,

так как их действие в специфических условиях проблемной ситуации не

предопределяется логикой наличных факторов. Поэтому столь важна в процессе

«рождения и вынашивания» идеи роль других связей и свойств, опыта

деятельности в различных ситуациях, действий побочных или посторонних

явлений на субъект творчества при решении определённой технической задачи,

т.е. всего того, что имеет место в процессе сбора информации о существующих

творческих решениях. Именно это и «срабатывает» в виде интуиции,

неожиданного установления новых связей и сочетаний.

Третий этап процесса технического творчества – этап разработки идеальной

модели, идеальной как по форме существования, так и по содержанию.

Идеальная модель – это субъективное бытие нового технического объекта,

продукт мысленного экспериментирования и моделирования; результат

схематизации технической идеи. Техническая идея и идеальная модель

соотносятся как сущность и её представление (образ). В создании идеальной

модели отражается процесс доказательства осуществимости технической идеи,

хотя ещё и не в предметной деятельности. Это процесс обоснования,

продумывания и построения образа будущего технического объекта.

Идеальная модель всегда является более упрощённой, чем будущий объект, и

находится с ним в отношении сходства, а не тождества. Из этого основного

отличия идеальной модели в техническом творчестве вытекает особая роль

комбинационного (построительного) воображения, актуализации знаний и

заключений по аналогии отдельных свойств и структур существующих известных

технических решений (конструкции) с гипотетическими свойствами и структурой

будущего технического объекта. По нашему мнению, из необходимости

обеспечения комбинационного воображения «строительным материалом» и из

необходимости формирования фонда свойств и структур существующих

технических решений, на базе которого осуществляются актуализация знаний и

заключения по аналогии, следует и важная роль сбора информации о

существующих технических решениях на третьем этапе процесса технического

творчества.

Четвёртый этап процесса технического творчества является этапом

конструирования. Главная задача этого этапа – разработка формы технического

объекта, соответствующей содержанию, с учётом характера всех объективных и

субъективных факторов его развития. Между тем, что представляет себе

изобретатель при построении идеальной модели (схемы, структуры,

функциональной зависимости частей и пр.), и реальной конструкторской схемой

(рабочие проекты или макеты) Почти никогда не бывает соответствия.

Сказываются погрешности и слабые стороны мысленных построений, их

пригодность проверяется средствами эксперимента и логики конструкционных

соотношений. В процессе конструирования идет доработка намеченных схем,

обнаруживаются новые конструкционные возможности, возникают новые мысли,

происходят усовершенствования, создаются новые варианты. При этом эффект

новизны достигается путём применения элементов известных конструкции по

новому назначению. И в этом творческом процессе тоже, как мы думаем,

является незаменимым сбор информации о существующих технических решениях

как поставщик идеи, вариантов использования известных элементов конструкции

по-новому назначению.

Пятый этап технического творчества – этап предметного и относительно

завершённого воплощения изобретения в техническом объекте. На этом этапе

выясняют достоинства и недостатки конструкторско-технологических

разработок, проводят доводку и отработку всех элементов в рамках

действующего целого и функций целого через отработку его элементов, а также

отработку и доводку нового технического объекта через создание, и проверку

экспериментального образца, освоение и внедрение новой техники в различные

процессы производства. На данном этапе относительно завершается процесс

технического творчества: относительно, поскольку этап служит основой

возникновения новых технических задач и циклов творческого поиска.

Творческий вклад на этом этапе выражается не только в обнаружении

недостатков и ошибок, повышении конструктивности и технологичности

технических средств, но и в раскрытии новых явлений, свойств, законов,

методов и т.п., которые часто невозможно обнаружить на иных этапах.

Необходимым условием обеспечения творческого характера этого этапа является

проведение сбора и обработки информации об использовании новой техники, о

конкретных условиях эксплуатации внедряемой техники.

Познавательно - психологическая схема творческого процесса – инструмент

исследования проблемы развития изобретательства.

Анализ логики процесса создания нового технического решения даёт основание

предположить необходимость сбора информации практически на всех этапах

творческой деятельности, а также творческий характер сбора информации, т.е.

отнести его к одному из видов деятельности, результатом которой является

рождение нового.

Однако проведённый анализ не вскрыл механизма развития технического

творчества в процессе сбора научно-технической информации, не разъяснил

природу творческого характера сбора информации. Разобраться в этом

помогает, на наш взгляд, разработанная Б.М. Кедровым концепция научно-

технического творчества. Эта концепция построена на учёте взаимосвязи трёх

категорий диалектической логики: единичности, особенности и всеобщности,

отражающих последовательные ступени в процессе научно-технического

творчества и в то же время сосуществующих и взаимодействующих в единстве

между собой в качестве необходимых сторон творческого процесса. Эта

концепция подчёркивает диалектическое единство генетического и структурного

подходов к изучению процесса научно-технического творчества, объясняем

генезис движения исследовательской мысли, т.е. её исторический и логический

ход, и одновременно структуру взаимодействующих исторических, социальных и

психологических факторов, обусловливающих этот ход.

Академик Б.М. Кедров ввёл понятие "познавательно-психологический барьер"

(ППБ) для характеристики возникающего в мышлении исследователя препятствия,

которое носит одновременно психологический и логический (познавательный)

характер. Такой барьер необходим, он выступает в качестве формы развития

научной мысли для удержания её достаточно долгое время на ступени

особенности, помогая тем самым подготовить переход на следующую более

высокую ступень всеобщности. После выполнения познавательной функции ППБ

окостеневает и из формы развития научной мысли превращается и её оковы.

Преодоление ППБ составляет самую суть научных открытий (при этом об

открытии мы говорим с учётом диалектики великого и малого).

В качестве инструмента исследования научно-технического творчества Б.М.

Кедров предложил познавательно-психологическую схему творческого процесса

(см. рис.).

В этой схеме использованы следующие обозначения:

Е - единичное, единичность;

О - особенное, особенность;

В - всеобщее, всеобщность;

ППБ - познавательно-психологический барьер;

Т - трамплин;

С - подсказка;

Х-Х - один из независимых необходимых рядов - движение творческой мысли,

ищущей путь перехода от О к В;

У-У - другой независимый необходимый ряд - внешнее, возможно случайное,

постороннее по отношению к Х-Х событие или процесс.

Стрелки показывают переход от предыдущей ступени познания к последующей.

Препятствующий раскрытию истины ППБ, вставший на пути от О к В,

преодолевается при помощи связки «подсказка – трамплин». Трамплин Т

объективно существует в той же сфере бессознательного, в которой сложился и

сам ППБ, и обнаруживается тогда, когда творческая мысль исследователя

попадает на него благодаря подсказке С. Подсказка С возникает в точке

пересечения двух независимых необходимых рядов. Один из них Х-Х – движение

творческой мысли, ищущей путь перехода от О к В, другой ряд У-У –внешний,

посторонний по отношению к движению мысли, работающей над преодолением ППБ,

процесс, а часто случайное событие, которое вклинивается в работу мысли

учёного или изобретателя. В момент пересечения обоих рядов возникает

подсказка С, с помощью которой второй ряд У-У увлекает за собой творческую

мысль (ряд Х-Х), безуспешно стремящуюся до тех пор пробиться сквозь ППБ.

Мысль Х-Х, увлечённая процессом У-У в другую сторону, находит для себя

новый путь. Она попадает на трамплин Т и обходит стоящий на её пути ППБ.

Далее уже беспрепятственно Х-Х направляется к В. Обычно ППБ возникает и

выполняет оградительные функции в процессе познания реальных противоречий.

При этом исходное противоречие, существующее в природе, предварительно

расчленяется исследователями на его противоречивые части. Эти части сначала

познаются в их обособлении и даже противопоставлении одна другой. ППБ

создаёт возможности я необходимость созревания предпосылок для перехода

(качественного скачка) к изучению обеих противоречивых сторон деятельности

не изолированно друг от друга, а в их единстве и взаимодействии. В схеме

Б.М. Кедрова отмечена также особая роль метода индукции, т.е. индуктивного

обобщения, или «наведения», при переходе от единичного (отдельных фактов) к

особенному (их первичной систематизации). Применяя метод индукции,

человеческая мысль может двигаться всё время в рамках сознательного,

используя для исследования и выявления причин изучаемых явлений вполне

понятные, доступные для нашего рассудка логические приёмы: «метод

присутствия», «метод отсутствия», «метод сопутствующих изменении» и пр.

Однако, когда при движении от особенного ко всеобщему встречается

препятствие, которое не поддаётся индуктивному объяснению, ведущую роль

начинает играть интуиция. Под интуицией понимается процесс,

характеризующийся тем, что в поисках решения наша мысль до поры до времени

двигается как бы ощупью в сфере бессознательного и выход ее из этой сферы

происходит не с помощью индукции, а путём внезапного, неконтролируемого

самим человеком перескока из сферы бессознательного в сферу сознательного,

т.е. осуществляется умозаключение без промежуточных звеньев. При этом

память исследователя фиксирует не саму интуицию как явление, а только

результат, достигнутый с помощью интуиции. В схеме Б.М. Кедрова интуиции

отводится ведущая роль на участке от С до В, включая трамплин Т.

Очевидно, что в концепции Б.М. Кедрова не конкретизирована роль сбора

информации в творческом процессе, но разработанная им схема представляет

собой удобный и эффективный инструмент исследования технического

творчества.

Техническое творчество учащихся включает в себя два взаимосвязанных

процесса. Первый – собственно творческая деятельность учащихся, цель

которой совпадает с целью технического творчества вообще (другое дело, что

она часто бывает не достигнута). Второй – учебно-воспитательная работа

преподавателей., организаторов технического творчества учащихся, целью

которой является развитие способностей учащихся к творчеству. Таким

образом, техническое творчество учащихся – это педагогический процесс.

Между тем ни в одной из проанализированных нами структур технического

творчества учащихся не отражены отношения, связи между деятельностью

учащихся и деятельностью преподавателя. А поэтому и не разработан вопрос о

соотношении деятельности учащихся и преподавателя в процессе сбора научно-

технической и патентной информации.

Для выявления роли и места сбора информации о существующих технических

решениях в процессе технического творчества учащихся, раскрытия его

творческого характера необходимо построить единую структуру совместной

(сотворческой) деятельности учащихся и преподавателя.

Развитие изобретательства учащихся в процессе решения творческих задач

Проведённый анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой

вопросам структуры и содержания процессов технического творчества учащихся

и руководства его развитием, показал, что все авторы придают большое

значение этапу решения творческой задачи, поиску идеи решения. Многие

авторы считают решение технических творческих задач главным моментом в

развитии технического творчества учащихся. Так, например, Т.В. Кудрявцев в

формуле «психологическое осмысление механизма творчества есть понимание

динамики решения творческой задачи», по сути, отождествляет творчество с

решением творческих задач. Исходя из этой посылки, а также опираясь на опыт

развития творческих способностей учащихся в рамках проблемного обучения,

становлению которого способствовали исследования Д.В. Вилькеевой, Т.В.

Кудрявцева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.С. Якиманской и

др., была разработана программа факультативного курса «Творчество в моей

профессии» для учащихся СПТУ. Авторы этой программы Т.Н. Кудрявцев и Д.И.

Ландо, отвели большую часть курса методам решения технических задач

творческого характера. С 1988 г. факультатив под названием «Основы

профессионального творчества» введён в учебный процесс профессионально-

технических училищ России. В ходе этого курса из года в год решаются в

основном одни и те же задачи, которые формулируются преподавателем (иди

авторами учебников и задачников) по описаниям уже кем-либо сделанных и

опубликованных изобретении. А учащимся предлагается как бы повторить эти

изобретения. Нельзя не согласиться с названными выше авторами в том, что

творчество как «открытие (изобретение) для себя», или иначе, учебно-

творческая деятельность, и творчество как «открытие (изобретение) для

других», или собственно творческая деятельность, имеют большое сходство в

механизмах самого процесса и его динамики. Нельзя не согласиться и с тем,

что овладение методами поиска новых технических решений и сам процесс

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ