Рефераты
 

Программа по Технологии

Способы выполнения аппликаций на тонких тканях, на трикотаже, на сетке, на

канве. Съемная аппликация. Зарисовка аппликаций из журналов мод.

Примерный перечень практических работ.

1. Зарисовка образцов старинной вышивки.

2. Выполнение аппликаций из различных материалов.

Подбор фурнитуры (4ч)

Подбор фурнитуры по цвету, размеру, фактуре в зависимости от назначения,

модели и ткани изделия. Различные способы прикрепления бисера и блесток.

Сочетание с другими швами (гладь, роспись, аппликация, стебельчатый шов и

др.), позволяющими создать разнообразную фактуру узора и всего изделия.

Окончательная отделка изделий (2 ч)

Обработка изделия после вышивки. Особенности окончательной отделки

изделий из разных тканей: лен, хлопок, крепдешин, вискоза и др. Уход за

изделиями с отделкой вышивкой, блестками и бисером.

Примерный перечень практических работ.

1. Художественная вышивка блузки из шерсти, трикотажа бисером и

блестками.

2. Выполнение эскизов костюма, платья, блузки, в художественном

оформлении которых будут присутствовать бисер и блестки.

Макраме и фриволите

Материалы и приспособления для выполнения, изделий в технике макраме (2ч)

Краткие сведения из истории макраме. Знакомство с возможностями данной

техники. Материалы для плетения (хорошо крученая пеньковая веревка,

шелковый, льняной или синтетический шнур, шпагат, сутаж, металлические

нити, кожа и др.).

Приспособления для плетения (полумягкая подушка, дощечка, струбцины,

крючки, швейные булавки с головками, ножницы, сантиметровая лента и др.).

Конструктивные детали, позволяющие сохранять форму плетеного полотна в

абажурах, кашпо, сумочках, игрушках и т. п. Декоративные элементы,

вплетаемые в изделия: дерево, керамика, сезаль и др.

Приемы выполнения изделий в технике макраме (2 ч)

Приемы плетения узлов и узоров. Крепление нити на основе различными

способами. Основные узлы и узоры. Технология выполнения основных узлов.

Определение длины нити.

Примерный перечень практических работ.

1. Изготовление образцов плетения с применением различных узлов.

2. Выполнение эскиза изделия.

3. Подбор материала и конструктивных деталей.

4. Подбор узора и декоративных элементов.

5. Расчет количества и длины нитей по образцу.

6. Изготовление кашпо для цветов в технике макраме.

7. Изготовление пояса, кулона; настенного панно, игрушек и др.

8. Изготовление декоративных элементов к костюму.

9. Изготовление сумочки, кошелька, бахромы для скатерти, салфетки, штор,

абажура и др.

10. Выполнение эскизов скатерти с бахромой, штор и абажура в технике

макраме, создающих единый художественный стиль уютного интерьера.

11. Выполнение эскизов двух-трех платьев или костюмов с отделочными

элементами, выполненными в технике макраме (кокетка, пояс, декоративные

прошвы, клинья, цветы и т. д.).

Инструменты и приемы работы в технике фриволите (2 ч)

Из истории фриволите. Возможности применения техники фриволите в

современных условиях.

Инструменты. Устройство челнока, правила намотки ниток на челнок.

Материалы. Технология плетения. Приемы работы, правильное положение рук.

Выполнение различных узлов в технике фриволите (4 ч)

Выполнение открытого и затянутого узла пико, отдельных зубцов, зубцов с

пико, связывание узлов. Работа двумя челноками.

Примерный перечень практических работ.

1. Изготовление простейших образцов вязания в технике фриволите.

2. Выполнение кружева и прошивки в технике фриволите.

3. Кружево из фриволите и вязания крючком.

4. Розетка из фриволите.

5. Воротник, манжеты из фриволите.

6. Выполнение эскизов интерьера столовой, основным элементом оформления

которой являются изделия, выполненные в технике фриволите.

7. Выполнение эскизов костюма, платья, блузки, юбки, основным оформлением

которых служат элементы, выполненные в технике фриволите (воротники,

манжеты, кокетки, вставки, прошвы, кружево, пояса и др. ).

Художественная вышивка на швейной машине

Возможности и инструменты машинной вышивки (1 ч)

Краткие сведения из истории машинной вышивки, возможности ее применения в

отделке современной одежды и украшении интерьера. Инструменты,

приспособления, материалы для машинной вышивки. Рабочее место вышивальщицы,

подготовка швейной, машины к работе, уход за машиной

Приемы вышивания на машине (2 ч)

Регулировка натяжения нити в зависимости от вида вышивки, свойств ткани,

толщины ниток. Закрепление ткани в пяльцы Перевод рисунка на ткань. Приемы

вышивания на машине

Контурные и отделочные строчки (3 ч)

Контурные и отделочные строчки («вилюшка», «спираль», «мозги»,

«восьмерка», «насыпь», «чешуйки»).

Технология выполнения машинной вышивки простыми и сложными швами (4

ч)

Техника выполнения гладьевого валика. Значение данного шва в машинной

вышивке. Технология выполнения простых (косичка, фестоны, стебельчатый шов,

строченая гладь) и сложных (белая гладь, сетка, мережка, роспись, ришелье,

вышивка «вприкреп», гладь «вприкреп», аппликация) швов. Приемы выполнения

художественной машинной вышивки простыми и сложными швами. Обработка

изделий после вышивки.

Примерный перечень практических работ.

1. Упражнения на швейной машине без ниток на запяленном кусочке, полотна

с нанесенным простейшим рисунком (прямая линия, круг, спираль, овал и т.

п.). Выработка навыка правильного положения рук.

2. Упражнения на швейной машине с заправленной ниткой. Выработка навыка

работы без обратного хода машины.

3. Выполнение простой строчки; прямая в различных направлениях, ломаная

или кривая с ритмично повторяющейся конфигурацией.

4 Выполнение вышивки простой строчкой по краю воротника, рукавов,

карманов, по низу платья.

5. Заполнение контура рисунка простой строчкой (листья, кружочки и др.).

6. Изготовление образца вышивки гладьевым валиком.

7. Вышивка несложного рисунка для салфетки, скатерти, воротничка и т.д.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕМОНТНО-ОТДЕЛОЧНЫЕ

РАБОТЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как известно, строительные ремонтно-отделочные работы являются одними из

самых массовых как в производстве, так и в быту, что делает изучение их

особенно актуальным.

В ходе реализации программы этого раздела осуществляется ознакомление

учащихся со строительным делом, обучение их подготовке поверхностей для

различных видов отделки, технологии оклейки стен и потолков обоями,

малярным, штукатурным, плиточным и ремонтным работам.

В связи с тем, что многие учебные вопросы излагаются в ознакомительном

плане, на их изучение не требуется особое материально техническое

обеспечение.

Учебный материал программы может быть использован для подготовки учащихся

к выполнению ремонтных работ в классе, школе, учебной мастерской. При этом

особое внимание уделяется изучению тех тем программы, которые содержат

технологии, использующиеся для проводимых ремонтно-отделочных работ.

Требуемый инструмент и приспособления, как правило, есть в каждой школе,

или учащиеся могут принести индивидуальный инструмент из дома.

Если в школе решается задача целенаправленной подготовки учащихся

строительному мастерству, то практические работы занимают в обучении

главенствующее положение. Конечно, для этого необходима материальная база:

хорошо оборудованные мастерские в школе или на базе СПТУ строительного

профиля под руководством опытного

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

виды технологий строительных отделочных работ;

основы технологий оклейки стен обоями, штукатурных и малярных работ;

принципы работы санитарно-водопроводной сети.

Учащиеся должны иметь:

оклеивать стены обоями; выполнять простейшие штукатурные и малярные

работы;

ремонтировать водопроводный кран.

Тематический план

|№ п./п.|Тема |Количеств|

| | |о часов |

|1 |Виды технологий строительных |2 |

|2 |отделочных работ. |4 |

|3 |Основы технологии оклейки стен |4 |

|4 |обоями. |2 |

|5 |Основы технологии штукатурных |4 |

|6 |работ. |2 |

| |Основы технологии плиточных | |

| |работ. | |

| |Основы технологии малярных | |

| |работ. | |

| |Устройство и простейший ремонт | |

| |сантехники. | |

| |Всего |18 |

ПРОГРАММА

Виды технологий строительных отделочных работ (2 ч)

Теоретические сведения. Знакомство учащихся со строительством как с

отраслью производства.

Элементы зданий и сооружений и их назначение.

Виды технологий строительных работ (земляные работы, подготовительные

монтажные, столярно-плотничные, отделочные). Их назначение на каждой стадии

строительства.

Ознакомление учащихся с малярными работами в доме, с оклейкой стен обоями

со штукатурными работами. Дефекты стен потолков в нежилом и жилом

помещениях и способы их устранения.

Введение в специальность строителя-отделочника. Ознакомление учащихся с

организацией работы строителя-отделочника.

Экскурсия. На объект гражданского или промышленного строительства.

Наблюдение за состоянием отделки стен в школе, в квартире.

Основы технологии оклейки стен обоями (4ч)

Теоретические, сведения. Классификация обоев в зависимости от их

качества. Выбор обоев в зависимости от освещенности помещения и его

размеров. Расчет нужного количества обоев.

Инструменты, приспособления и оборудование для оклейки поверхностей

обоями.

Подготовка поверхностей для их оклейки обоями.

Клеи для обойных работ. Приготовление клейстера в домашних условиях.

Последовательность оклейки поверхностей обоями.

Особенности оклейки обоями поверхностей, на которых находится

электрическая арматура.

Ремонт обоев в поврежденных местах, чистка обоев, удаление пятен.

Практическая работа. Выполнение работ, изложенных в теоретических

сведениях.

Основы технологии штукатурных работ (4 ч)

Теоретические сведения. Виды вяжущих материалов, используемых в

строительстве (известь, глина, гипс, цемент). Понятие, о строительном

растворе. Марки цементов. Приготовление растворов на производстве и в

домашних условиях.

Подготовка поверхностей под оштукатуривание. Особенность подготовки под

оштукатуривание деревянных стен.

Понятие о слоях штукатурного раствора (обрызг, грунт, накрывка).

Инструмент и приспособления для штукатурных работ.

Технология штукатурных и ремонтных работ. Знакомство с различными

приемами нанесения раствора на стену, его разравнивания и заглаживания.

Практическая работа. Упражнения по выполнению работ, изложенных в

теоретических сведениях.

Основы технологии плиточных работ (2 ч)

Теоретические сведения. Знакомство с материалами для плиточных работ.

Плитки для полов. Керамические плитки для внутренней облицовки стен и

перегородок. Фигурные плитки для «бесшовной» облицовки и майоликовые.

Фасадные плитки.

Приготовление растворов и мастик для плиточных работ.

Инструмент и приспособления для плиточных работ. Расчет количества

материалов в зависимости от размеров помещения. Технология плиточных работ.

Изготовление маяков. Приемы укладки плиток на полу и стенах. Затирка швов.

Практическая работа. Упражнения по выполнению работ, изложенных в

теоретических сведениях.

Основы технологии малярных работ (4 ч)

Теоретические сведения. Определение малярной краски Типы красок

(известковые, клеевые, масляные, эмали) Применение олифы в малярных

работах. Проверка качества олифы.

Инструменты и приспособления для малярных работ Типы кистей: маховые,

кисти-ручники, флейцы Их назначение и приемы работы Уход за кистями.

Подготовка поверхностей к окраске. Грунтовка и шпаклевка. Типы

грунтовочных составов под различные типы окрасочных составов. Приемы работы

шпателем.

Технология окраски. Выбор цвета окраски помещения в зависимости от

назначения, размера, формы и освещенности комнаты. Подготовка краски.

Нанесение краски на обрабатываемую поверхность. Приемы нанесения краски на

горизонтальную, вертикальную поверхности. Особенности нанесения краски на

узкие поверхности (оконные переплеты, обвязки дверей, плинтусы).

Использование растворителей для эмалевых красок. Малая механизация для

малярных работ. Конструкция и работа пистолетов-распылителей и

краскопультов.

Покрытие окрашенной поверхности масляным лаком.

Практическая работа. Упражнения по выполнению работ, изложенных в

теоретических сведениях.

Устройство и простейший ремонт сантехники (2 ч)

Теоретические введения. Понятие о санитарно-водопроводной сети.

Водопроводные краны; Краны, применяемые на внутренних водопроводах.

Конструкции вентильных кранов и принцип их работы. Причины подтекания

крана. Ремонт крана.

Трубы. Виды труб, применяемые для газо- и водопроводных внутрикомнатных

устройств и канализации. Сгибание труб. Устранение подтекания в резьбовых

соединениях труб и в раструбных соединениях.

Общее понятие о канализационной, системе в квартире. Конструкций сифонов

и их прочистка.

Общее устройство смывного бачка и принцип его работы. Неисправности в

работе сифона и их устранение.

Практические работы. l. Ремонт водопроводного крана. Перекрытие подачи

воды перед, ремонтируемым участком. Разборка крана, замена прокладки

золотника, изготовление новой набивки сальника.

2. Заделка трещин в трубах замазкой. Сгибание труб холодным способом.

Заделка резьбовых соединений труб уплотнительным материалом (льняным или

конопляным волокном с густой суриковой или цинково-белой краской).

3. Разборка и сборка сифона. Разборка и сборка смывного бачка. Прочистка

(при необходимости) сифона. Ремонт деталей смывного бачка.

ЭЛЕКТРОРАДИОТЕХНОЛОГИЯ

III – IV классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ознакомление школьников с простейшими электрорадиотехническими понятиями

и приборами, а также привитие элементарных навыков обращения с ними

целесообразно проводить в 2 этапа: в III – IV и в VIII – IX классах. Здесь

приведена программа начальной школы: в III классе изучаются элементы

электротехники (14 ч), в IV классе – элементы радиоэлектроники (14 ч).

Занятия в этих классах проводятся по 2 ч в неделю во 2-й четверти.

Столь раннее ознакомление учащихся с элементами электротехники и

радиоэлектроники обусловлено условиями самой жизни. Произошла глубокая

электрификация быта. Дети чрезвычайно рано сталкиваются с электрическими

явлениями и электротехническими устройствами: осветительными и

нагревательными приборами, приборами для приготовления пищи,

электрифицированными игрушками. На примере последних ребенок знакомится с

простейшими электрическими цепями н ее элементами: гальваническим

источником тока, лампочкой, двигателем, выключателем, резистором, а также

проводниковыми и изоляционными материалами.

Электрификация быта, облегчая, труд в домашнем хозяйстве, является

источником травматизма, связанного с эксплуатацией электрических устройств.

Поэтому даже в пределах этого небольшого курса необходимо обратить внимание

детей на правила обращения с электрическими приборами и источниками

напряжения в домашних условиях.

Из практических заданий следует исключить выполнение любых работ по

изготовлению изделий, кроме их электрификации. Например, при изготовлении

светильника используют готовые корпуса и выполняют только электромонтажные

работы. При изготовлении изделий из деталей электроконструктора ученику

выдается уже собранное изделие (патрон, моторчик, выключатель и т. д.),

которое следует установить в электрическую цепь.

Материальной базой для преподавания электротехники может служить

оборудование физического кабинета и различного типа электроконструкторы

Различные приспособления можно изготовить и в учебных мастерских школы в

ходе слесарной и столярной подготовки учащихся (держатели для

гальванических источников тока, ламповых патронов и т. д.). Сборку цепей

ускоряет использование штыревого типа наконечников у проводов. Большим

подспорьем в обучении служит различный дидактический материал на печатной

основе.

Для того чтобы формирование практических навыков носило не ремесленный, а

осознанный характер, необходимо познакомить учащихся с рядом основных

понятий данной темы. К таким понятиям относятся: электрический заряд,

электрический ток, проводники и изоляторы, электрическая цепь, а также

представления о действии электрического тока, последовательном и

параллельном соединении потребителей.

Формирование основных понятий темы должно происходить на базе физического

демонстрационного эксперимента и подкрепляться практической работой

учащихся; Последняя должна занимать 70 – 75% от урока.

В IV классе у учащихся формируются элементарные понятия о работе и

управлении основными бытовыми радиотехническими устройствами:

проигрывателями, радиоприемниками, телевизорами, магнитофонами.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

III класс

Учащиеся должны знать:

электризация тел, электрические заряды и их взаимодействие;

электрический ток проводники и изоляторы;

действие тока (тепловое и механическое);

виды соединения элементов электрических цепей;

Учащиеся должны уметь:

определять соответствие источника тока и нагрузки по напряжению;

заменять источники тока с соблюдением полярности;

заменять электрическую лампу с учетом ее номинального напряжения;

находить (в простейших случаях) нарушение контакта в электрической цепи и

устранять его;

составлять простейшие электрические схемы;

собирать простейшие электрические цепи, состоящие из источника тока,

нагрузки и выключающего элемента.

Тематический план

|№ п/п |Тема |Количество|

| | |учебных |

| | |часов |

| |III класс | |

|1 |Электрические заряды и их |2 |

|2 |взаимодействие. Передача |2 |

|3 |электрических зарядов. |2 |

|4 |Источники электрического тока. |2 |

|5 |Электрическая цепь. |2 |

|6 |Действие электрического тока. |2 |

|7 |Последовательные электрические |2 |

| |цепи. | |

| |Параллельные электрические цепи| |

| |Итого |14 |

| |IV класс |2 |

|1 |Виды бытовой радиоаппаратуры. |2 |

|2 |Элементарное понятие о |2 |

|3 |грамзаписи. | |

| |Элементарное понятие о |2 |

|4 |магнитофонной записи. |2 |

|5 |Звукозапись на магнитофоне. |2 |

|6 |Элементарное понятие о |2 |

|7 |радиовещании. Элементарное | |

| |понятие о телевидении. | |

| |Новая бытовая радиоаппаратура | |

| |Итого |14 |

ПРОГРАММА

III класс (элементы электротехники)

Электрические заряды и их взаимодействие (2ч)

Роль электричества в жизни современного общества. Электризация тел. Два

рода электрических зарядов и их условные обозначения. Взаимодействие

электрических зарядов. Электроскоп.

Практическая работа. Электризация тел и наблюдение их взаимодействия.

Передача электрических зарядов (2 ч)

Передача электрических зарядов от одного тела к другому. Передача

электрических зарядов на расстоянии. Электрический ток. Проводники и

изоляторы, область их применения. Устройство проводов.

Практическая работа. Определение проводимости различных веществ.

Источники электрического тока (2ч)

Простейший гальванический элемент. Устройство простейшего промышленного

гальванического элемента Гальваническая батарея. Полярность зажимов

гальванического элемента и батареи. Напряжение как, характеристика

источника тока.

Практическая работа. Изучение различных гальванических источников тока

(элементов, батарей) и составление их электрических схем.

Электрическая цепь (2 ч)

Простейшая электрическая цепь, состоящая из гальванического источника

тока, ключа, предохранителя и нагрузки. Условные обозначения элементов

электрической цепи. Схематическое изображение простейших электрических

цепей.

Практическая работа. Сборка простейшей электрической цепи, состоящей из

источника тока, нагрузки и ключа.

Действие электрического тока (2ч)

Нагревание проводника электрическим током, нагревание нити накала лампы.

Устройство электрической лампы, виды нагревательных элементов в бытовых

электрических приборах. Магнитное действие катушки с током. Роль сердечника

в обмотке электромагнита. Механическое взаимодействие проводника с током и

магнитом.

Практическая работа. Ознакомление с устройством и маркировкой

электрической лампы (по напряжению). Ознакомление с устройством

электромагнита и внешним видом двигателя. Включение их в электрическую

цепь.

Последовательные электрические цепи (2 ч)

Последовательное соединение двух одинаковых электрических ламп.

Heдocтaтки последовательного соединения потребителей.

Практическая работа. Последовательное соединение двух ламп и подключение

их к источнику тока.

Параллельные электрические цепи (2 ч)

Параллельное соединение двух электрических ламп. Преимущества

параллельного соединения потребителей перед последовательным.

Практическая работа. Параллельное соединение двух ламп и подключение их к

источнику.

IV класс (элементы радиоэлектроники)

Виды бытовой радиоаппаратуры (2ч)

Аудио- и видеотехника для воспроизведения звука и изображения. Запись и

передача информации с помощью радиоаппаратуры. Радиоприемники, телевизоры,

электропроигрыватели, магнитофоны.

Электропитание радиоаппаратуры. Превращение электрической энергии питания

в энергию звуковых волн и изображения.

Практическая работа. Включение электропроигрывателя и управление им.

Элементарное понятие о грамзаписи (2 ч)

Чем различаются звуки. Громкость и полоса частот звука. Запись и

воспроизведение звука в грамзаписи. Пластинка и обращение с ней. Как

доставать пластинку из конверта, ставить на диск электропроигрывателя,

снимать с диска, убирать в конверт и хранить. Части электропроигрывателя.

Акустические системы. Звукосниматель.

Практическая работа. Обращение с пластинками, регулировка громкости и

частотной характеристики воспроизведения грамзаписи.

Элементарное понятие о магнитофонной записи.(2 ч)

Запись звуков на магнитную ленту и считывание с нее. Кассетные

магнитофоны и плееры. Магнитолы. Типы магнитных лент. Части магнитофона.

Практическая работа. Включение магнитофона. Воспроизведение записи,

регулировка громкости и частотной характеристики воспроизведения.

Звукозапись на магнитофоне (2ч)

Подготовка магнитофона к звукозаписи.

Роль микрофона. Подключение его к магнитофону. Осуществление записи.

Проверка качества записи.

Практическая работа. Обучение звукозаписи на магнитофоне.

Элементарное понятие о радиовещании (2ч)

Передача информации от радиостанции к радиоприемнику. Части приемника.

Роль антенны. Настройка – выделение сигналов нужной радиостанции.

Регулировка громкости и частотной характеристики воспроизведения передачи.

Борьба с помехами.

Практическая работа. Включение приемника, настройка, регулировка

громкости и частотной характеристики, воспроизведение передачи.

Элементарное понятие о телевидении (2ч)

Передача телевизионного изображения от телецентра к телевизору. Части

телевизора. Телевизионная антенна. Настройка телевизора – переключение

каналов. Регулировка громкости звука и яркости изображения Дистанционное

управление.

Практическая работа. Включение телевизора, переключение каналов,

регулировка громкости звука и яркости изображения.

Новая бытовая радиоаппаратура (2 ч)

Видеомагнитофоны. Видеокамеры. Проигрыватели компакт-дисков (лазерные

проигрыватели). Понятие о музыкальных центрах и аудио видео комплексах.

Демонстрационный эксперимент (III кл.)

1. Электризация.

2. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два вида электрических, зарядов.

3. Передача электрических зарядов.

4. Устройство и действие электроскопа.

5. Проводники и изоляторы.

6. Гальванический элемент (простейший).

7. Различные виды гальванических источников тока и их маркировка

(полярность, напряжение).

8. Таблица условных обозначений.

9. Тепловое действие тока электрическая лампа, бытовые

электронагревательные приборы, устройство нагревательных элементов (натура

и таблицы).

10. Простейшая электрическая цепь.

11. Магнитное действие тока.

12. Электромагнит.

13. Механическое действие тока.

14. Электромотор.

15. Последовательное соединение ламп.

16. Параллельное соединение ламп.

VIII – IX классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вариант I

Использование электроэнергии для освещения, работы бытовых нагревательных

приборов и транспорта, в промышленности, сельском хозяйстве, системах

связи, для обработки информации, в медицине и т. д. стало неотъемлемой

частью жизни современного общества. Поэтому каждый человек должен быть

знаком с основными принципами производства, передачи и потребления

электрической энергии, а также и связанными с этим экологическими

проблемами. Раздел «Электрорадиотехнология» является составной частью

образовательной области «Технология» и включает блоки: электротехника,

радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника.

Учащиеся, занимающиеся по варианту I программы «Технология» (углубленное

изучение техники), в одной четверти VIII класса изучают электротехнику, а в

двух четвертях IX класса – радиоэлектронику, автоматику, цифровую

электронику. В последних четвертях VIII и IX классов предусмотрены проекты,

при выполнении которых учащиеся могут реализовать полученные знания, умения

и навыки.

Обучение может проводиться на базе электро- и радиоконструкторов, а

выполнение проектов – на базе комплектов, выпускаемых НИИ

радиоприборостроения и содержащих набор электротехнических изделий и

радиодеталей. Эти комплекты выгодно отличаются от различного рода

конструкторов надежностью контактов, безопасностью при выполнении работы и

возможностью неограниченного усовершенствования комплекта.

В основу отбора материала по основам электротехники положен принцип

целесообразности, т. е. включен тот материал, который позволяет создать у

учащихся общее представление об электротехнике, обеспечивает им

сознательное использование учебного оборудования (двигатели в станках и

швейных машинах. пусковая и защитная аппаратура), создает базу для

дальнейшего усвоения технических дисциплин и знакомит с основными видами

бытового электрооборудования (осветительными и электронагревательными

приборами).

Основу материальной базы изучения электротехники составляет оборудование

физического кабинета. Однако его необходимо дополнить техническими

устройствами: электромагнитными и герконовыми реле, контакторами,

однофазными конденсаторными двигателями переменного тока (например, от

'лентопротяжного механизма), трехфазным двигателем и т. д. При фронтальном

методе проведения практических работ все это оборудование требуется в

единичных экземплярах. .

При изучении основ «Радиоэлектроники» учащиеся должны за весьма

ограниченное время (18 ч) познакомиться с областями применения

радиоэлектроники и ее элементной базой: вакуумными и полупроводниковыми

приборами, интегральными микросхемами и т. п. Далее рассматриваются

усилители, избирательные цепи и простейший детекторный приемник, генераторы

синусоидальных колебаний, понятие о модуляции и принципы действия систем

связи.

Подраздел «Автоматика и цифровая электроника» знакомит учащихся с

основными элементами систем автоматического регулирования' датчиками и

усилителями постоянного тока. Рассматривается структурная схема и принцип

действия систем автоматического регулирования, базовые логические элементы

цифровой электроники, большие интегральные схемы, роботы, проблемы

автоматизации производства и понятие о высоких технологиях.

Изучение всех перечисленных выше подразделов сопровождается выполнением

практических работ, на которые отводится не менее 50% времени.

Сложности с оборудованием не позволяют выполнять все их фронтально, ряд

работ выполняется методом практикума.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

принципы производства, передачи и использования электрической энергии;

принципы устройства и действия защитной и пусковой аппаратуры;

устройство электроизмерительных и электронагревательных приборов;

устройство электрических двигателей переменного и постоянного токов;

принципы передачи информации с помощью электромагнитных волн;

элементная база радиотехнических устройств, назначение и принцип действия

усилителей и автогенераторов на транзисторах;

принцип действия и состав устройств автоматического регулирования

технологических параметров;

логика работы базовых элементов устройств цифровой электроники.

Учащиеся должны уметь:

соединять провода;

подключать электрические элементы;

составлять простейшие электрические схемы;

производить измерения тока, напряжения, сопротивления;

собирать простейшие электрические цепи;

читать простейшие электрические схемы на транзисторах, проектировать

простые радиоэлектронные устройства;

составлять структурные схемы автоматических регуляторов технологических

параметров, проектировать простейшие устройства цифровой электроники с

использованием базовых логических элементов;

собирать и регулировать простейшие электронные устройства.

Тематический план

|№ |Тема |Количеств|

|п./п. | |о учебных|

| | |часов |

| |Электротехника (VIII кл.) | |

|1 |Электрические цепи. |2 |

|2 |Провода и способы их |2 |

|3 |соединения. Электромагниты и |2 |

|4 |их применение. |2 |

|5 |Электроизмерительные приборы. |2 |

|6 |Двигатели постоянного тока. | |

| |Бытовые электроосветительные и|2 |

|7 |электронагревательные приборы.|2 |

|8 | |2 |

|9 |Переменный электрический ток. |2 |

|10 |Выпрямители. |2 |

| |Двигатели переменного тока. | |

|1 |Понятие о трехфазной системе | |

| |переменного тока |2 |

|2 |Радиоэлектроника (IX кл.) |2 |

|3 |Понятие о радиоэлектронике. |2 |

|4 |Преобразования сигналов. |1 |

|5 |Элементная база |2 |

|6 |радиоэлектроники. | |

| |Усилитель переменного тока. |2 |

|7 |Избирательные цепи. |2 |

|8 |Детекторный приемник. |2 |

|9 |Генератор синусоидальных |2 |

| |колебаний. Телеграфная, | |

|1 |телефонная, радио- и |2 |

|2 |оптическая связь. |2 |

|3 |Генератор несинусоидальных | |

|4 |колебаний. Имитаторы звука, на| |

| |мультивибраторах. |2 |

|5 |Охранные устройства на |2 |

|6 |транзисторах. |2 |

|7 |Автоматика и цифровая |2 |

| |электроника (IX кл.) | |

| |Датчики. | |

| |Усилители постоянного тока. | |

| |Простейшие автоматы. | |

| |Базовые логические элементы | |

| |цифровой электроники. | |

| |Триггеры. | |

| |Большие интегральные схемы. | |

| |Робототехника и автоматизация | |

| |производства | |

ПРОГРАММА

Электротехника

(VII класс, 20 ч)

Электрические цепи (2ч)

Область применения электрической энергии. Правила безопасной работы с

электрооборудованием. Источники тока, потребители энергии, аппараты

управления и защиты (выключатель, кнопка, предохранитель).

Практическая работа (по выбору). Сборка электрической цепи с элементами

управления и защиты. Проверка исправности электрической цепи.

Провода и способы их соединения (2 ч)

Типы проводов. Используемые материалы, виды соединений. Соединения

проводов между собой и их подключение к элементам электрических цепей.

Практическая работа. Соединения проводов и их подключение к электрическим

устройствам.

Электромагниты и их применение (2 ч)

Магнитные свойства тока. Принцип действия и назначение электромагнитного

реле и контактора. Герконы и их применение.

Практическая работа (по выбору). Изучение электромагнита.

Электромагнитное реле. Однополюсный контактор.

Электроизмерительные приборы (2 ч)

Амперметры, вольтметры и омметры магнитоэлектрической и электромагнитной

систем. Омметры. Измерение тока, напряжения, сопротивления.

Практическая работа (по выбору). Измерение, сопротивления. Градуировка

вольтметра. Изучение измерительного механизма магнитоэлектрической системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ