Рефераты
 

Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

(Жуковский Н.Е., Вернадский В.И., Циалковский К.Э., Павлов И.П. и др.).

С введением НЭПа оживились традиционные формы научной работы. Стали

собираться профессиональные съезды ученых.

В пункте «Сумерки Серебряного века» упоминается о двух основных

позициях, занятых творческой интеллигенцией. Одни, понявшие, что русские

культурные традиции будут либо затоптаны, либо поставлены под контроль

власти выбрали эмиграцию: Бунин И., Куприн А., Рахманинов С. и другие.

Другим казалось, что революция освежит страну, продолжили русские традиции

Ахматова А., Волошин М., Короленко В., Булгаков М. и другие.

Октябрьская революция стала одной из наиболее распространенных тем

советского искусства.

________________________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.152.

В пункте «Большевики и интеллигенция» раскрывается проблема

взаимоотношения государства и творческой интеллигенции, создание органов

цензуры и выселение видных советских философов за границу за неприятие

советской идеологии.

В пункте «Сменовеховство» упоминается о сборнике «Смена вех»

изданном в Праге в 1921 г., об идеологии и идеологах течения, которое было

положительно воспринято большевиками, так как позволило расколоть

эмиграцию, канонизировать результаты Октябрьской ркволюции.1

В пункте «Большевики и церковь» перечисляются и анализируются события

того периода: декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от

государства и школы от церкви, восстановление патриаршества в 1917 г. и

избрание на этот пост митрополита Московского Тихона; декрет 1922 г. о

конфискации церковных ценностей в пользу голодающих, судебные процессы

против церковных иерархов, в том числе и против Тихона, усиление

антирелигиозной пропаганды, издание журнала «Безбожник». В результате этих

событий коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную

жизнь общества и приступила к реализации задачи воспитания «нового

человека» и новой пролетарской интеллигенции.

________________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.156.

В пункте «Начало «нового» искусства» раскрывается суть идеологии

Пролеткультов, отрицательная роль этой организации в процессе становления

отечественной культуры. В 1925 г. оформилась РАПП, оценивающая

художественную ценность произведений с точки зрения социального

происхождения автора. Тогда же появились писатели нового поколения Бебель

И., Серафимович А., Гренев К., Шолохов М., Фурманов Д. Называются имена

советских сатириков, их наиболее известные произведения. Отмечается, что

особое место в культуре тех лет – агитационная форма, приводится пример

«Окон РОСТА». Упоминается о различных художественных группировках, в

частности АХРР, с указанием имен деятелей искусств и их произведений.

Говорится о развитии архитектуры и кинематографии.

Установление партийного диктата в области культуры у авторов учебника

ассоциируется с резолюцией ЦК ВКП(б) 1925 г. «О политике партии в области

художественной литературы», прекратившая плюрализм в искусстве.

В конце параграфа приводятся отрывки из сборника «Смена вех» о

поддержке сменовеховцами власти большевиков и из записки Ленина В.И. 19

марта 1922 г. о необходимости изъятия церковных ценностей в пользу

голодающих. Завершает параграф вопрос 2-3 уровня.

Изучение развития отечественной культуры, рассматриваемое в 29

«Свет» и «тени» духовной жизни советского общества» начинается с пункта

«Идеологическое наступление на культуру», где раскрывается основная задача

тоталитарной идеологии – формирование у людей такого типа, которое

заставляет их в важных для общества ситуациях поступать одинаково и так,

как это желательно правящей группировке. Для осуществления данной задачи на

службу идеологии ставятся все стороны культурной жизни общества.1

Пункт «Школа и семья» содержит информацию о создании советской

системы образования, установления над ней идеологического контроля

государства, равно как и над воспитанием детей в семьях. Эти структуры

общества должны были воспитывать детей в полном соответствии с догмами

тоталитарного государства.

В пункте «Наука в тисках идеологии» описывается идеологическое

наступление на науку, уничтожение неугодных наук (генетики) и главенство

истории, помогавшей партии обосновывать свои жесткие решения, проводя

параллели с событиями прошлого.

Вместе с тем упоминается об успехах советской науки, называются имена

советских ученых, их наиболее значительные достижения. Описывается в

параграфе процесс создания творческих союзов (творческие союзы),

начавшийся с принятия постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-

художественных организаций» в 1932 г. с целью установления над союзами

государственного контроля, деятели культуры не

______________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.186.

признававшие линию партии исключались из союзов и подвергались гонениям.

В параграфе раскрывается понятие социалистического реализма –

отображение советской действительности не такой, какая она есть, а такой,

какая должна быть. Это использовали власти для создания социально-

психологической монолитности общества, которое облегчало манипуляцию ими.

Большие блоки информации посвящены советскому кинематографу,

изобразительному искусству, скульптуре, архитектуре, литературе, театру. В

этих пунктах собрана значительная по объему информация о советских деятелях

культуры.

Введен также новый блок информации о музыкальной жизни общества в 30-

е годы («Нам песня строить и жить помогает»)1. В нем показана роль песен

для советского человека, их популярность.

Оценивая успехи культурной революции авторы учебника отмечают

повышение уровня образования в СССР, увеличение спроса на печатную

продукцию как следствие. Важной чертой культурной революции стало активное

приобщение советских людей к искусству.

К приметам времени авторы учебника относят удивительную атмосферу

приподнятости, всеобщего

________________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.190 .

готовности к подвигам. Советским людям было чем гордиться – успехи

науки, беспосадочный перелет в Америку Чкалова В. (1937г.), рост престижа

Красной армии, в ходе боев с фашистами в Испании ….. Все это

ассоциировалось с личность Сталина И.В., соответственно находило

отражение в монументальных произведениях.

В конце параграфа содержится Отрывок из письма Луначарского А.В. в

Оргкомитет союза советских писателей, февраль 1933 г.

В разделе «О социалистическом реализме» раскрывается сущность

соцреализма, позиции Луначарского А.В. После параграфа имеются вопросы 2-3

уровней.

В конце учебника имеется цветная вклейка с произведениями Малевича К.

(«Скачет красная конница») Кустодиева Б. («Масленица»), Яковлева Б.

(«Транспорт налаживается»), Соколова-Сакля П. («Тимонин поход»),

Грабарь И. («В.И. Ленин у прямого провода»), Корин П. (Схимо игумен

Митрофан и иеромонах Гермоген), Купцов В. («Самолет АНТ-20 М. Горький»),

Пименов Ю. («Новая Москва»), писатели времени гражданской войны,

фотографиями здания Центросоюза (архитектор Ле Корбюзье 1928-1936), клуба

им. И. Русакова (архитектор Мельников К. 1927-1929), клуба им. С. Зуева

(архитектор Голосов И.1928), что способствует лучшему восприятию информации

по искусству.

В содержании учебника рассматриваются практически все области

отечественной культуры, содержится информация о наиболее известных авторах

и их произведениях. Отдельный блок информации посвящен духу, настроениям

времени, что способствует лучшему усвоению материала. В учебнике не

содержится большого количества информации. Влиянию культа личности на

советское искусство не уделяется внимание. В недостаточном объеме

рассмотрены литературно-художественные объединения и их взаимодействие.

Учебник Левандовского А.А., Щетинова Ю.А. «Россия в ХХ веке»1

предназначен для изучения отечественной истории в 10-11 классах

общеобразовательных учреждений и является наиболее современным из иных

существующих пособий для старших классов. В нем глубоко освещены основные

вопросы сложной и драматической истории России ХХ века. Авторы опирались на

новейшие достижения советской и зарубежной историографии.

Методический аппарат учебника создан заново. Он ориентирован на

активные формы обучения.

В издание включены черно-белые иллюстрации, графики, диаграммы,

цветные вклейки карт и иллюстраций по культуре.

Вопросы развития культуры в 20-е годы рассматриваются в 42

«Политика и культура»;2 развитие культуры в 30-е годы

рассматривается в 49

___________________

1 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-

11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000

2 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-

11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с.176.

«Общественно-политическая и культурная жизнь».1 Параграфы разделены

на пункты.

Авторы учебника начинают 42 «Политика и культура» с обозначения

двух противоречивых тенденций в советском обществе: относительной

либерализации в условиях нэпа и процесс идеологизации.

Одной из задач советской власти в тот период была задача установления

государственного контроля над церковью, этот процесс поэтапно

рассматривается в представляемом учебнике.

Подробно описывается движение сменовеховцев, рассматривается их идеология и

называются лидеры (Устрялов Н., Ключников Ю., Бобрищев- Пушкин А.).

Отмечается, что специалистам в областях наук создавались более

благоприятные условия, чем гуманитариям.

Советским ученым тесно сотрудничавшим с властью посвящен блок

дополнительной информации.2

Подробно описывается процесс установления государственного контроля

над вузами, школами, введение цензуры, департации в 1922 г. 160 философов,

несогласных с официальной идеологией, процесс чистки библиотек от

антисоветских и антихудожественных книг, закрытия многих журналов и газет.

______________

1 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-

11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с. 211.

2 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-

11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с. 182.

Поэтапно излагается процесс становления системы образования в СССР,

рассматривается литературно-художественная жизнь Советской России,

отмечаются наиболее известные произведения советских авторов во всех сферах

культуры.

Указывается, что и в этой области партия постепенно наводила

«революционный порядок», используя как государственные структуры, так и

литературно-художественные объединения коммунистической ориентации:

Пролеткульт, РАПП и др., травившие неугодных власти деятелей культуры. Под

огнем критики находились и попутчики – литераторы, сочувствующие советской

власти, но полностью не разделявшие ее взглядов, несмотря на объявленный

плюрализм в искусстве, все создаваемые произведения подвергались жесткой

идеологической цензуре, тем не менее это не помешало создавать величайшие

творения своего времени.

Развитию культуры 30-х годов посвящен раздел «Завершение культурной

революции» в 49 «Общественно-политическая и культурная жизнь». Блок

информации по данной теме начинается с описания процесса создания

творческих союзов в свете постановления ЦК ЦКП(б) «О перестройке

литературно-художественных организаций» (1932 г.). Упоминается о гонениях,

направленных против деятелей искусства не попавших в тот или иной союз.

Далее раскрывается понятие социалистического реализма, как основного метода

в советском искусстве. Повествуется о процессе «регенирации»

дореволюционной культуры, начинают издаваться классики-романисты Пушкин А.,

Лермонтов Ю., Гоголь Н. И др.

Большую роль приобретает, по мнению авторов, история, позволявшая

оправдать деятельность сталинского правительства, особенно ее сокращенный

вариант - «Краткий курс истории ВКП(б)», отрывок из предисловия к которому

приводится.

В обществе идет процесс мощнейшей идеологизации, уничтожение всего,

что не вписывается в рамки идеологии, страдают не только люди и их

произведения, но и архитектурные памятники. Значительный блок информации

посвящен достижениям советских ученых.

Большие блоки информации посвящены советскому театру, литературе,

искусству, кино.

Оценивая успехи культурной революции авторы учебника отмечают

значительный рост грамотности среди населения, но приводятся факты

свидетельствующие о различном их уровне у различных возрастных масс

населения. Идет процесс идеологизации образования, вводится программа

полностью составленная с учетом идеологии.

Учебник снабжен обширными иллюстративными приложениями, в частности

Юон К. «Новая планета», Рылов А. «В голубых просторах», Кустодиев Б.

«Большевик», работы Петрова-Водкина, Малевича К., Татлина, архитектурная

фантазия Черникова Я. В тексте параграфов фотография скульптора Мухиной В.

«Пламя революции» и афиша к фильму братьев Васильевых «Чапаев».

В тексте учебника не просматривается процесс влияния культа личности

Сталина на развитие советского искусства. После параграфа имеются вопросы

всех уровней.

Учебник богат фактологическим материалом в ущерб теоретической

информации, причинно-следственным связям и т.п. Наличие иллюстративного

приложения способствует лучшему усвоению информации по искусству. В

учебнике отсутствует информация об образовании и взаимодействии литературно-

художественных организаций, влияние культа личности на советскую культуру.

Новое пособие Дмитриенко В.П., Шестакова В.А., Есакова В.Д. «История

отечества ХХ век»1 по одному из самых сложных школьных курсов охватывает

период отечественной истории от событий 1917 года до 1993 года.

Книга снабжена большим количеством документов, многие из которых были

опубликованы лишь в последние годы. Осмыслить противоречивые материалы,

избежать односторонних оценок помогут вопросы и задания, помещенные в конце

каждой главы.

Пособие одобрено Федеральным экспертным советом, рекомендовано к

изданию Министерством общего и профессионального образования РФ и включено

в состав федерального комплекта учебников.

________________

1Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ

век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998

Отдельные разделы информации, посвященные развитию культуры в 20-30-е

годы в пособие отсутствуют. В 22 «Засуха и голод»1 в пункте «Насилие

под церковью»2 описывается процесс установления государственного контроля

над церковью. В 31 «Большой террор»3 упоминаются имена репрессированных

деятелей науки и искусства.

История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев,

гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А.4

В данном учебном пособии, альтернативном федеральным учебником

авторским коллективом, под руководством Данилова А.А., предложено новое,

целостное осмысление истории России с учетом достижений в отечественной и

зарубежной историографии, а также закрытых до последнего времени архивных

материалов. Рассмотрено политическое социальное, экономическое и культурное

развитие России – от эпохи расселения славян и

________________

1Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ

век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998, с.163

2Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ

век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998, с.167

3Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ

век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998, с.237

4 История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев,

гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и

др. Под ред. Леонова С.В.-М.:Владос,1995г.

создания государства Русь до настоящего времени. Значительное внимание

уделено особенностям развития отечественной истории в сравнении истории

других, прежде всего европейских стран.

Пособие характеризует цивилизованный подход к изучению истории.

Вопросам развития отечественной культуры 20-30-х годов ХХ века посвящены

разделы в главах «Россия нэповская» и «Советский Союз на путях

форсированного строительства социализма» соответственно.

Изучение вопросов развития культуры 20-х годов начинается с блока

информации, посвященной проблемам народного образования в Советском Союзе.

Указывается, что в ходе переписи населения в 1920 г., выявившая 54 миллиона

неграмотных, остро встала задача ликвидации неграмотности, наряду с

ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи – закрепление

в массах коммунистической идеологии.1 Описываются мероприятия государства,

направленные на борьбу с неграмотностью: организация общества «Долой

неграмотность», образование сети рабочих клубов, изб читален, библиотек,

издание книг, брошюр, излагавших оригинальную точку зрения. Выявляется

проблема нехватки финансовых средств, стоявшая на пути введения всеобщего

начального образования. Рассматривается подробно

____________________________

1 История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев,

гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и

др Под ред. Леонова С.В.-М.:Владос,1995г., с. 208

структура начального образования, формы подготовки рабочих кадров (ФЗУ,

техникумы, профкомы, краткосрочные курсы).

Рассматривается социальный состав учебных заведений, государственная

политика в области высшего образования: благоприятные условия для

поступления в ВУЗы рабочих и крестьян и искусственно затрудненный прием

детей интеллигенции, нэпманов. Введение новых идеологизированных программ,

удаления нелояльных к власти профессоров и преподавателей.

Отмечается противоречивость и сложность развития отечественной

литературы и искусства, затруднившие их развитие: противоречия в экономике

и политике, сложность общественных процессов периода нэпа, протест

значительной части интеллигенции против революции, изгнание многих деятелей

культуры.

Описываются литературные группы того периода, их основные

художественные приемы, основные взгляды, писатели входившие в объединение,

их основные произведения: «Серапионовы братья», «Перевал», «Кузница». В

1923 году возникла МАПП, а с 1924 года РАПП – организации, претендовавшие

на монополию в литературе. Упоминается «Литературный центр

конструктивистов» и «Левый фронт искусств».

В начале 20-х годов в литературе лидирует поэзия, это, по мнению

автора пособия, вызвано дефицитом бумаги. В 20-е годы разворачивается

борьба писателей реалистического (Короленко, Толстой, Верисаева и др.) и

романистического направления (Горький, Серафимович, Фадеев, Фурманов,

Булгаков и др.), завершившаяся «победой» романистов в середине 20-х годов.

Со второй половины 20-х годов литература стала терять своеобразие,

наполняется штампами, стереотипными сюжетными схемами. В этом

сыграла свою роль резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области

художественной литературы», которая усилила идеологизацию литературы и

искусства.1

Описывается борьба группировок и направлений в искусстве, называются

наиболее крупные объединения, излагается их идеология.

Отдельный блок информации посвящен Малевичу К.

Говорится о бурном развитии архитектуры в 20-е годы, развитии

конструктивизма, перестройке городов, установке памятников в соответствии с

планом монументальной пропаганды.

На сцену многих театров (МХАТ, Малый театр) наряду с классикой в 20-е

годы ставились пьесы новых драматургов на революционные темы. Отмечается

значение талантливых советских режиссеров: Станиславского, Нимировича-

Данченко, Мейерхольда, Вахтангова для развития культуры в целом.

Определяющим процессом в культурной жизни 30-х годов является

«воспитание нового человека», что требовало

_________________________

1 История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев,

гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и

др Под ред. Леонова С.В.-М.:Владос,1995г, с. 212.

скорейшего преодоления культурной отсталости широких масс. В пособии

пишется о введении всеобщего обязательного первоначального обучения и

ликвидации неграмотности, о значении этого явления для развития советского

общества. Отмечаются достижения советских ученых, развитие науки в СССР.

Однако развитие науки тормозило гнетущая атмосфера тоталитарного

государства.

Были репрессированы сотни выдающихся ученых, конструкторов.1 В

результате пострадали целые отрасли науки, был нанесен значительный ущерб

развитию таких направлений в науке, как генетика, радиотехника, физика

атома, автостроение и др.

По мнению автора пособия, стремление партийно-государственного

руководства к созданию новой социалистической культуре, насаждению

единомыслия и мобилизации масс на форсированную модернизацию обусловили

возрастание роли идеологического фактора, полностью поставили некоторые

общественные науки на службу идеологии, лишив их исследовательских функций.

В 30-е годы возрастает роль исторического образования. Для

утверждения концепции «Сталин – это Ленин сегодня», преувеличивается роль

Сталина в истории, искажаются многие исторические факты. Отмечается

классовый подход к науке, доходивший до абсурда,

_______________

1 История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев,

гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и

др Под ред. Леонова С.В.-М.:Владос,1995г, с. 212.

способствовавший уничтожению целой отрасли науки – социологии, многих

направлений в философии и истории.

Пишется о трагической ситуации в области литературы и искусства. Все

многоцветье художественного творчества правящая партия пытается загнать в

узкие рамки «социалистического реализма», репрессии подвергаются видные

деятели литературы: Мандельштам, Третьяков, Бабель, Заболоцкий. Но и в

рамках господствующего течения создаются значительные произведения

Шолохова, Булгакова, стихи и поэмы Ахматовой, Васильева и др.

Описывается процесс становления советского кинематографа. Авторы

пособия называют произведения советских режиссеров.

Отмечается большой урон нанесенный сталинскими репрессиями. Но,

будучи «прореженной», деформированной, культурная жизнь не прекращалась.

Авторы пособия называют имена наиболее крупных деятелей живописи,

скульптуры, музыки.

В пособии отсутствуют дополнительные блоки информации: иллюстрации,

отрывки документов. Не раскрыта проблема воздействия культа личности

Сталина на выбор тем в искусстве. В системе вопросов и заданий проблемы

культуры отсутствуют. Слабо рассматривается художественная жизнь советского

общества, нет упоминания о выставках художников. Не в полном объеме освещен

блок информации о развитии различных направлений в культуре.

Учебная книга по истории в 2-х частях. Ч.2./ Данилов А.А.1 «Россия и

мир» адресуется преподавателям и учащимся 5-9 классов средних школ,

учителям и учащимся лицеев, колледжей, гимназий, студентам неисторических

факультетов, а также всем, кто интересуется историей.

Учебная книга является альтернативной по отношению к федеральным

учебникам, в школе может служить как источник дополнительной информации. В

книге содержатся материалы, дающие системное представление об истории

российской и мировой цивилизации, малоизвестные ранее факты, серия историко-

психологических портретов наиболее значимых деятелей российской истории.

Раздел, посвященный развитию культуры СССР в 20-30-е годы, полностью

совпадает по содержанию с соответствующим разделом учебного пособия

«История России» под редакцией Горинова М.М., Горского А.А.2

Система иллюстраций, вопросов и заданий отсутствует.

Анализ этих учебников показывает, что каждый из низ имеет

определенные недостатки: в учебнике

_______________

1 Россия и мир: Учебная по истории в 2-х частях. Ч.2./ под общей ред.

Проф. Данилова А.А. М.: Владос,1994.

2 История России: Учебное пособие для вузов, колледжей, лицеев,

гимназий и школ: в 2-х т., т. Горинов М.М.,Горский А.А.., Денисов А.А. и

др. – М.: Владос, 1995.

Долуцкого И.И. «Отечественная история, ХХ век»1 вопросы, связанные с

культом личности Сталина на развитие отечественной культуры,

практически не рассматриваются, в учебнике малый объем

фактологического материала, многие вопросы оставляются на самостоятельное

рассмотрение учащихся, громоздкий методический аппарат не позволяет

сосредоточиться на тексте учебника. В других учебниках, напротив, богатый

фактологический материал преобладает над слабоосвещенными теоретическими

вопросами. Борьба группировок и художественных организаций в учебниках

практически не рассматривается. Во всех проанализированных учебниках слабая

иллюстративная база, в некоторых учебниках отсутствует полностью.

Во всех учебниках отсутствует система, единая концепция подачи

информации, существует диспропорция между различными блоками информации.

Все это влечет за собой отсутствие единой концепции в раскрытии вопросов

развития советской культуры 20-30-х годов.

________________

1 Долуцкого И.И. - Отечественная история, ХХ век – М.: Мнемозина,

1996.

2. Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов

в научно-исторической литературе

В методической литературе вопросам изучения культуры советского союза

в 20—30 годы ХХ века внимания практически не уделяется. Единственное

пособие для учителя в большом объеме отражающая проблему – монография

Косовой Г.Р. «Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР: 7-

10 кл.».1

В пособии на конкретном материале и на примерах отдельных,

разработанных автором уроков, показана последовательная система изучения

вопросов культуры, развития навыков и умений работы учащихся с этим

материалом, раскрывается необходимость и возможность осуществления

межкурсовых и межпредметных связей, решаются задачи формирования духовного

облика школьника, овладение культурным наследием народов нашей страны.

Пособие содержит документальный материал в помощь учителю.

По мнению автора пособия, на пути ускорения социально-экономического

развития страны, перестройки и обновления всех сфер общественной жизни

важнейшая роль

_______________

1 Косова Г.Р.-Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987.

принадлежит школе: она осуществляет передачу от поколения к поколению

накопленных человечеством и необходимость для жизнедеятельности общества

знаний, привития умений и навыков, формирование целостных ориентаций –

воспитание нового человека.1

Косова Г.Р. отмечает большую роль в этом процессе культурно-

исторического материала, который присутствует в курсах разных предметов и в

каждом случае имеет свою специфику, которая реализуется в преподавании.

Для достижения большей эффективности освоения вопросов развития

культуры необходимы тесные межпредметные связи, которые способствуют

созданию более целостной и многогранной картины развития отечественной

культуры.

Особая роль в вопросах изучения отечественной культуры принадлежит

такому предмету как история: культура в ней раскрывается как компонент

всемирного исторического развития, многие ее проявления (образование и

наука, общественная мысль, литература и искусство, книгоиздание, театр,

кино и т. д.) рассматриваются в динамике, в их социальной обусловленности.

Обучение истории способствует формированию и углублению понятия

культуры. На уроках истории, считает Косова Г.Р.,

необходимо показать значение

__________________

1 Косова Г.Р.-Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

СССР:7-10 кл.- М.:Просвещение, 1987, с.3.

культуры в социалистическом обществе.1

В то же время разного рода культурно-исторический материал требует к

себе особого подхода и выполняет различную роль в образовательно-

воспитательном процессе.

Особая роль и место в обучении истории принадлежит произведениям

литературы и искусства. Они выступают многопланово: как источник знаний эти

памятники раскрывают материальную и духовную жизнь общества, прежде всего

идеологию и психологию людей.

Для более углубленного восприятия произведений искусства Косова Г.Р.

предлагает следующую схему, путь его анализа. Первый вопрос: что

изображено? Ответ влияет на выбор темы, героя произведения, в значительной

степени обусловленный социальной позицией художника. Выяснение того, как,

какими средствами изображено, помогает понять, что выражено, т. к.

раскрывает не только содержание произведения, но и эмоционально-

эстетическую оценку отразившегося в нем явления жизни. После этого

необходимо установить какие мысли и чувства вызывает художественной

произведение, оказывая соответствующее воздействие на ученика.

В процессе изучения истории ученикам необходимо узнать, что искусство

выступает как своеобразное средство

__________________

1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с.4.

общения (новые знания, переживания, оценки, волевые импульсы); передает от

поколения к поколению, от человека к человеку накопленный опыт.

Работа по усвоению данного материала представляет значительные

трудности и для ученика и для учителя, поэтому необходима четко

разработанная система преподавания, методический аппарат. Трудности

порождает еще и отсутствие в школах единой системы работы учителей и

культурно-историческим материалом, затрудняющее осуществление межпредметных

и межкурсовых связей. Система преподавания данного раздела различна у

каждого учителя, что вызывает трудности в формировании единой системы

умений и навыков у учащихся. Этого можно избежать, разработав единый

методический аппарат.

Создание такого специфического аппарата и была целью Косовой Г.Р.,

которую она воплотила в своем пособии «Изучение вопросов культуры в

школьном курсе СССР». В основу работы легли школьная программа и учебники.

Отбор материала, подход к нему, система его изучения, методы работы,

готовые варианты уроков отражают многолетний педагогический опыт автора,

но не исчерпывают всей сложности проблемы.

Проблемами, связанными с освоением культурного наследия СССР 20-30

годов в пособии посвящен отдельный раздел. Вопросы культуры при изучении

раздела «Великая октябрьская социалистическая революция и победа социализма

в СССР».

При изучении советского периода в истории нашей Родины автор пособия

рекомендует показать основанную на принципах марксизма-ленинизма

созидательную деятельность Советского государства, народа по созданию новой

культуры, задачи и особенности культурного строительства на разных этапах

жизни страны: формирование и укрепление новой, социалистической культуры,

ее роль в поступательном движении советского общества, в воспитании нового

человека.

В пособии Косова Г.Р. дает практические рекомендации по каждой из

предложенных тем уроков. Некоторые темы уроков в настоящее время утратили

свою актуальность, уделение им такого же большого внимания, как предлагает

Косова, не является целесообразным. Другие - не утратили своей значимости,

поэтому их изучение является необходимым для каждого учителя истории, в

плане повышения уровня преподавания.

Безусловную важность представляет урок по выяснению роли искусства в

20-30 годах для развития Советского государства. В условиях почти

поголовной неграмотности масс, считает автор пособия, велика была роль

наглядной агитации, с некоторыми образцами которой, а именно с плакатами,

уже должны быть знакомы учащиеся.1 В начале 20-х годов, в период

гражданской

______________

1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 178.

войны велика была роль наглядной агитации, в качестве примеров Косова

рекомендует использовать плакаты Моора, Дени, для усиления эмоциональности

восприятия необходимо использовать песни гражданской войны.

В начале урока автор монографии предлагает спросить учащихся:

«Какова роль плаката, революционной песни?» Заслушивается ответ и

приводятся слова Моора: «Мы относились к искусству, как к восстанию».1

Переосмыслить вместе с учащимися «восстание есть искусство». Необходимо

уделить внимание памятникам, сооруженным в свете плана монументальной

пропаганды Ленина В.И.

Необходимо показать трудности становления новой культуры. Значение

темы личности Ленина в советском искусстве.

Особое место занимала лениниада Андреева Н.А. Искусство вышло к

народу, стало важным фактором оформления улиц, площадей, революционных

праздников.

Для формирования представления об искусстве того периода автор пособия

считает необходимым показать учащимся картины Петрова-Водкина К.С. «1918

г. в Петрограде», предлагается соотнести название и содержание

картины. Учащиеся отмечают, что 1918 г. – трудный и опасный в истории

молодой советской республики, Петроград – колыбель революции, младенец на

руках матери символизирует рождение нового мира;

_________________

1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

СССР:7-10 кл.- М.:Просвещение, 1987, с. 179.

Кустодиева Б.М. «Большевик», при демонстрации этой картины Косова

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ