Рефераты
 

Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

________________

1 Очерки истории советского искусства, с.11

2 Очерки истории советского искусства, с.11.

вопросе о главенстве того или иного течения в искусстве. Признавалось и

поддерживалось официальной властью только одно направление, полностью

базировавшееся и поддерживающее идеологию, приемлемую советским

правительством. Сходные процессы происходили у народов Средней Азии,

Азербайджана, у нерусских народов Сибири, Урала, Поволжья и Дагестана, на

Украине и в Белоруссии.

С первых же лет образования советского многонационального

государства начался процесс накопления новых художественных ценностей в

культуре каждой нации и народности. Он протекал постепенно и превратился в

ряде случаев в довольно сложное явление. Многие нации и народности нашей

страны до 1917 года вообще «не имели профессионального искусства».1 Сфера

приложения художественных творческих сил у этих народов была ограничена

рамками прикладного декоративного искусства и народными ремеслами. После

1917 года правительство Советской России, а позднее и Советского Союза

стало искусственно формировать культуру этих народов. Первостепенную роль в

сложении профессионального искусства этих народов стало играть русское

искусство, основанное на общепринятой идеологии. Но у большинства народов

на начальном этапе шло преобладание скорее количественного накопления

культуры. Хотя происходило увеличение числа местных художников,

расширялось

______________

1 Очерки истории советского искусства, с.13.

художественное образование, на выставках появилось немало крупных работ, но

в стилистическом отношении эти произведения оставались в русских традициях,

традициях русского академизма и передвижничества (яркий пример тому -

белорусское изобразительное искусство 1920 - 1930-х годов).1

В этот период, 1920-е годы, доминирующее положение заняла

тенденция, которая утверждала, что советское искусство

является логичным продолжением академического русского искусства. Большую

популярность приобретают выставки русских деятелей искусства IХ - начала ХХ

веков. В этот период многие молодые художники под давлением официальной

идеологии и пропаганды классического русского искусства «начинают

сознавать, какой огромный вред их творчеству нанесли футуризм, кубизм и

производственное искусство. Для значительной части художников, стоявших до

этого на позициях «левого» искусства, начал приобретать все большую

актуальность вопрос об овладении реалистическим методом»2 и переходе в лоно

официально признанного и поддерживаемого властью искусства.

Говоря об истории развития советской культуры, нельзя не

упомянуть об основании метода социалистического ___________________

1 Очерки истории советского искусства, с.13.

2 Лебедев П.И. - Из истории борьбы за реализм в советском искусстве

(1921-1932 г.г.), изд.”Сов.худ.”, М.: 1962, с.8.

искусства – метода социалистического реализма. Современник событий тех лет

Толстой А.Н. в статье «О свободе творчества» так определил задачи

культуры: «Общество обязывает нас, участников невиданной эпохи, пластически

оформить ее идеи и ее человека. Реализм - наше оружие».1 В 1934 году было

сформировано развернутое определение метода социалистического реализма –

«правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее

революционном развитии».2 Таким образом, метод социалистического реализма

становится основным методом социалистической пропаганды. Руководствуясь

этим методом, люди творчества должны были «показать действительность в ее

революционном развитии, что значило проявить зоркость видения настоящего,

прошлого и будущего».3 Социалистический реализм, принятый искусством 30-х

годов в качестве основного творческого метода, свидетельствовал о победе

этой тенденции, о вытеснении методом социалистического реализма всех других

методов искусства. Окончательное утверждение данного метода требовало

появления новых героев, новых тем

________________

1 Толстой А.Н. - О свободе творчества, Известия. 24.06.1935.

2 История искусства народов СССР, т.7 Изд.

“Изобр.искусство”. М: 1972, с.10.

3 История искусства народов СССР, т.7 Изд.

“Изобр.искусство”. М: 1972, с.10.

произведений. Лебедев П.И. уделял большое значение этой проблеме и еще в

начале 20-х годов говорил, что «...главным героем искусства будет

свободный, строящий социализм простой советский человек: рабочий,

крестьянин, командир и боец Красной Армии, советская женщина - энергичные,

действенные натуры, преданные идеям Октябрьской революции». 1

Предсказание Лебедева оказалось верным, действительно, в советском

искусстве утверждал себя новый герой - трудящийся человек, ставший

господствующей фигурой общественной жизни. Эти новые

герои придавали искусству совершенно иной характер. В каждом произведении,

по мнению критиков того времени, должна была быть скрыта какая-либо идея,

прославляющая новое, советское общество, клеймящая пережитки прошлого.

Меняется само назначение культуры, еще более по сравнению с 20-ми годами

усиливается его социальная функция, пропагандистская роль. Основоположник

метода социалистического реализма Горький М. так писал об этом: «В основе

своей искусство есть борьба за или против, равнодушного искусства нет и не

может быть, ибо человек не фотографический аппарат, он не фиксирует

действительность, а или утверждает, или изменяет ее,

___________________

1 Лебедев П.И.- Из истории борьбы за реализм в советском искусстве,

с. 7-8

разрушает».1 Советское искусство начинает активно использовать яркие

«образы, насыщая их пламенной верой в осуществление социалистических

идеалов и ненавистью к темным, реакционным, враждебным социализму силам

старого мира».2

Такой взгляд на искусство, на его возможности и задачи являлся уже

с первых лет советской эпохи не только теоретической программой, но и

действительностью молодого советского искусства, о чем свидетельствуют сами

произведения советских художников. В работах советских авторов того времени

идет «сознательное заострение образов ради ясного выражения идеи и ради

увеличения действенной силы, способной вооружить зрителя».3 Это явление

нередко делало произведения художников, архитекторов, скульпторов излишне

пафосными, гротескными, но тем не менее позволило яснее донести до зрителя

саму идею правильности борьбы советского государства в лице пролетариата и

крестьянства против пережитков старого мира за идеалы мировой

социалистической революции. Реализм советских художников еще на ранних

этапах своего развития не был чужд романтики, развиваясь в контексте идей

классического русского романтизма, но это была и романтика нового типа,

________________

1 Горький М. - Об искусстве, собр.соч. в 30 т, т.27. М.:

1953, с.444-445.

2 История русского искусства в 13 т., т.12, М.: 1961, с. 9.

3 История русского искусства в 13 т., т.12, М.: 1961, с. 9.

романтика революционная.1 Романтика нового типа создавала очень

пленительный, героический образ первых лет борьбы за Советскую власть.

Но метод социалистического реализма не был бы столь действенным,

если бы не особое мировоззрение художников и других деятелей искусства.

«Социалистический реализм, - писала тогда Мухина В., - рождается из

честного творчества художника, проникнутого социалистическим мироощущением.

Если у тебя нет социалистического мироощущения, то нет и социалистического

реализма.

Поэтому основой социалистического реализма является

мировоззрение художника. Оно может быть выражено различными

способами, но должно вызывать у зрителя переживание, созвучное нашей

эпохе».2 Мировоззрение подавляющего большинства советских деятелей

искусства уже к середине 1920 года стало соответствовать социальному заказу

коммунистической партии. Полностью в контексте официальной идеологии было

выполнено и большинство произведений того времени, все более начинавших

носить открыто пропагандистский характер.

Вместе с тем нельзя забывать и того факта, что определенная

прослойка художников-реалистов «в первые

__________________

1 Речь секретаря ЦК ВКП (б) Жданова А.А.- Первый

всесоюзный съезд сов.писателей, стенограф.отчет, М.: 1934, с.4.

2 Мухина В. - Литературно-критическое наследие, т.1. М.: 1959,

с.177.

годы Советской власти заняла ярко несоветские позициии ... и была

вынуждена эмигрировать за границу»1 в период активной борьбы со всеми

художниками, не желавшими сотрудничать с властью. Например, к числу таких

художников можно отнести Малявина, Жуковского, Пастернака и т.д., которых

безусловно можно причислить к величайшим мастерам мирового значения.

Развитие советского искусства и метода социалистического реализма

в частности уже в 30-е годы стало тормозиться тем, что впоследствии было

квалифицировано как культ личности Сталина И.В. О противоречиях,

свойственных деятельности Сталина И.В., уже в этот период со всей

определенностью сказано в «Истории коммунистической партии Советского

Союза»: «В деятельности Сталина И.В., - читаем мы, - появился разрыв между

словом и делом, между теорией и практикой... Он правильно, с позиций

марксизма, говорил о недопустимости преувеличения роли отдельной личности в

историческом процессе, на деле же содействовал распространению культа

собственной личности».2

Тенденция приписывать все заслуги народа Сталину И.В.,

распространившаяся в пропагандистской работе,

_______________________

1 Лебедев П.И. - Из истории борьбы за реализм в сов.искусстве, с.7.

2 История КПСС. М.: 1960, с.483.

проникла в искусство. Это выражалось в выборе определенных сюжетов для

статуй, картин, рисунков, в самой трактовке произведений. На первое место

выходила непосредственно личность Сталина И.В., его личные заслуги

считались абсолютными. В изобразительном искусстве стали утверждаться»

приемы внешней героизации, нарочитой породности, декоративной пышности».1 С

теми же тенденциями связаны еще и такие явления художественной практики

предвоенных лет, как увеличение значительной части деятелей искусства,

изображение всякого рода торжеств и празднеств, «склонность игнорировать

трудности и противоречия жизни».2

Градостроительство, развернутое еще в 20-е годы,

приобретает теперь больший размах. Генеральный план реконструкции Москвы,

выработанный к 1935 году воплотил новые устремления советского зодчества с

наибольшей полнотой. Уже в той части, какой его удалось осуществить до

войны, он преобразил столицу. Новые градостроительные идеи внесли черты

помпезности и монументализма во многие промышленные центры страны. Бурно

росли, обретая свое особое лицо, многочисленные традиции архитекторов

разных школ, которых объединил заказ партии в стремлении добиться того,

«чтобы и камни

__________________

1 История русского искусства, т.12, с.12.

2 История русского искусства, т.12, с.12.

заговорили, чтобы здания, улицы и площади»1 своим величием показали бы

каждому советскому человеку его ничтожность по сравнению с величием

поставленной партией задачи, перед величием вождя Сталина И.В., перед

идеалами социализма.

Художественная жизнь к 1930 – началу 1940-х годов во многом была

не похожа на художественную жизнь предшествующего периода. Не было уже

группировок, ушли в прошлое многие течения в искусстве: кубизм, футуризм,

другие «левые течения». Тем не менее, в 30-е годы идет активная борьба за

унификацию всех течений в искусстве, за внедрение метода социалистического

реализма. Никогда раньше борьба с формализмом и натурализмом не приобретала

такого размаха, не захватывала столь широко деятелей искусства, как в 30-е

годы.

По-новому протекала теперь выставочная деятельность. Не стало

выставок исчезнувших художественных группировок, но небольшие групповые

выставки родственных по своим направлениям художников изредка устраивались.

Устраивались персональные и тематические выставки.

_________________

1 История русского искусства, т.12, с.13.

Искусствотворческий подход к рассмотрению вопросов развития советской

культуры является наиболее полным. Рассматриваются большинство основных

направлений в советском искусстве, практически в полном объеме

рассматривается культурная жизнь общества. Тем не менее,

скованные партийными догмами рассматривали все процессы происходившие в

советском искусстве с точки зрения официальной партийной идеологии, четко

соблюдая принцип иерархии искусств и рассматривая все многообразие

культурной жизни с этих позиций. В связи с данным подходом рассмотрению

целых направлений в искусстве не уделяется никакого внимания.

Резюмируя весь вышеизложенный материал выявляются два основных подхода

к изучению вопросов развития советской культуры. Историки относящиеся к

первому подходу рассматривают развитие отечественной культуры в контексте

официальной идеологии, для них характерен принцип иерархии искусств с

главенством изобразительного искусства. Направления в отечественной

культуре рассматриваются с позиций их отношения к методу социалистического

реализма – основного метода советского искусства. Направления искусства,

авторы и произведения, не укладывавшиеся в рамки идеологии не

рассматриваются. Не уделяется внимания многим направлениям в

изобразительном искусстве – кубистам, футуристам, беспредметникам и так

далее. Целые направления в поэзии, музыке, кинематографе, скульптуре,

архитектуре, литературе остаются без рассмотрения. Не рассматривается в

полном объеме влияние личности Сталина И.В. на развитие отечественного

искусства. Издание работ подобных авторов условно можно отнести к периоду

до 1988 г.

Ученые относящиеся ко второму подходу, издаваемые в более позднее

время, стоят на принципиально других позициях. Для них характерен

комплексный подход к вопросам развития отечественной культуры, но большее

внимание уделяется влиянию идеологии, репрессий, тоталитарного режима в

целом на развитие отечественного искусства. Многие вопросы, связанные с

развитием отечественного искусства, остаются без рассмотрения. Во многих

направлениях советской культуры указываются только наиболее известные

произведения и их авторы, в полном объеме информация ни в одном из

источников не представлена.

Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

СОВЕТСКОГО СОЮЗА 20-30 ГОДОВ ХХ ВЕКА

В УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1. Анализ учебной литературы

При анализе школьных учебников, учебных пособий рассматривается и

само содержание блоков информации по культуре и методический аппарат с

точки зрения введения в него дополнительной информации, иллюстраций.

Изучаются также приемы работы с данными видами информации. Будут

проанализированы наиболее распространенные федеральные, авторские и

альтернативные учебники.

Учебник Долуцкого И.И. «Отечественная история, ХХ век»1 является

авторским, вариативным, адресованным учащимся 10-11 классам

общеобразовательных школ. Настоящая книга, по мнению автора учебника,

представляет собой шаг в направлении к созданию комбинированного учебника

истории нового типа, то есть учебника, обучающего думать и поэтому

построенного на

___________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина,

1996

основе синтеза собственно учебника (текстов), хрестоматий (разнообразных

исторических источников) и задачника (проблемные познавательные вопросы и

задачи). Поэтому в основе учебника – диалог с читателем и совместный поиск.

Нет в учебнике и единственной точки зрения. Факты, представленные в нем

позволяют делать различные выводы.

Учебник предназначен как для совместной работы учителя и класса, так и для

самостоятельной работы старшеклассников. Поэтому, только учитель и только

учащиеся смогут определить на какие вопросы отвечать,

какие документы использовать, а что можно опустить.

При работе с текстом рекомендуется использовать карты Атласа истории

СССР для 10-11 классов. В учебнике содержится документальный материал.

Развитие отечественной культуры рассматривается в отдельно

выделенных параграфах (38. Развитие культуры (20–е годы)1 и 45.

Культурное строительство - 30-е годы 2).

Изучение советской культуры 20-х годов автор предлагает начать с

основного противоречия, повлиявшего на становление новой культуры: «делают»

революцию и «строят новое общество» люди, выросшие в условиях старой

культуры. Поэтому новой властью ставится сложнейшая

______________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 341.

2 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.420.

задача проведения «культурной революции».

Предпосылками культурной революции стало почти абсолютная

неграмотность населения (73% к 1917 г.). Определяя цели культурной

революции Долуцкий И.И. описывает спор идеологов построения новой культуры

о «рождении» нового человека: Троцкого, считавшего возможным появление

«нового человека» не раньше, чем через 20-50 лет, в течение которых могут

быть решены лишь «азбучные» задачи и его оппонента Луначарского,

уверенного, что «новый человек» будет быстро сформирован в процессе

строительства нового общества. Блок информации завершается вопросами,

провоцирующими учащихся на размышление о новой возможности формирования

«нового человека».

Определяются средства культурной революции – мировая социалистическая

революция и программа, разработанная Луначарским на несколько десятилетий:

- демократизация культуры;

- ликвидация неграмотности;

- привлечение на сторону революции «старой» интеллигенции,

использование «старого» культурного наследия и создания новой

интеллигенции;

- формирование у трудящихся научного мировоззрения.

После этого учащимся предлагается решить, что можно противопоставить

идеи формирования «нового человека».

В учебнике даются представления о «руководителях процесса

формирования нового человека», их личности, фактов из биографии

(Луначарский А.В., Покровский М.Н., Крупская Н.К.).

Автор учебника задается вопросом: «Является ли пролетарская культура

культурностью пролетариата?» Ответ на этот вопрос предлагается найти в

деятельности Пролеткульта – организации, ставившей своей целью

осуществление таких лозунгов, как: «Старый мир, как и старая культура,

должен быть уничтожен», «Создадим новую чисто пролетарскую культуру».

Пролеткульту, отмечает автор учебника, возражает Троцкий, полагавший,

что новая культура возникает лишь при социализме, но она будет уже не

пролетарская, которой вообще не может быть, а социалистическая. Пока же

необходимо постигать азбуку культуры, постепенно приобщая пролетариат к

достижениям старой культуры.

В вопросах после блока информации учащимся предлагается поразмышлять

над данным положением, определить ценность старой культуры для

пролетариата.

Законы классовой борьбы переносятся в искусство. Критерий один:

«Союзник или враг?». Отмечаются «пострадавшие» в борьбе за чистоту

пролетарского искусства «Муха-цокотуха» и «Мойдодыр» Чуковского К.И. Пишет

о главенствующей на литературном фронте РАПП.1

Автором учебника описывается значительная часть спектра разнообразных

групп и ассоциаций деятелей ____________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 344.

культуры. Учащимся предлагается объяснить культурное многообразие

объединений.

Рассматриваются различные точки зрения от полного неприятия всех форм

искусства, не вписывающихся в рамки социалистического реализма до

относительной лояльности.

Особое внимание автор учебника обращает на резолюцию ЦК «О политике

партии в области художественной литературы» 1925 г. Приводятся цитаты из

документа.

Отмечаются личные заслуги Луначарского, Бухарина в поддержке молодых

дарований, негативную роль костных организаций (РАПП и ему подобные

пролетарские ассоциации) в деле становления культуры. В конце пункта

учащимся предлагается ответить на вопрос: «Так, что же все-таки требуется

революции: пролетарская культура или культурность пролетариата?».1

Вспомнить, что оказалось за пределами господствующей культуры.

В следующем пункте «Культуры в массы» автор пишет о неудачах

советского правительства в области ликвидации неграмотности, о затягивании

этого процесса. Учащимся самим предлагается найти ответ на эти вопросы.

Приводятся слова Луначарского об организации детского досуга в трудовых

школах: «Где идет веселье труда, там

__________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.347.

нужно опасаться меньше этого (безобразия)».1

Отмечаются сдвиги и в высшем образовании, появление ВУЗов союзных

республиках.

Большое внимание автор уделяет проблеме взаимоотношения религии и

революции. Отмечаются большие сложности, возникшие в отношениях с религией

и церковью. Так как декрет об отделении церкви от государства не означает

устранения религиозного сознания. Не стоит забывать, считает Долуцкий, что

культура народных масс в решающей степени оставалась религиозной.

Рассматривается атеистическая работа партии, завершившаяся низложением

патриарха Тихона и призывал к верующим сотрудничать с советской властью.

Выводы на основании этих фактов учащиеся должны сделать самостоятельно.

Описывается процесс замещения религиозной идеологии социалистической. Любая

сфера культуры 20-х годов характеризовалось, по мнению автора, практически

полное отсутствие привычного героя, подлинным героем произведений тех лет

(«Броненосец Потемкин» Эйзенштейна С., фильмы «Октябрь», «Красные

дьяволята» Перестиани И., книг «Железный поток» Серафимовича А., «Чапаев»

Фурманова Д, и т. д.) был народ. Происходил процесс растворения

индивидуализма в коллективизме.

_________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.348.

Долуцкий рассказывает о трагической судьбе русской интеллигенции,

подавляющее большинство которой к началу 20-х годов оказалось в эмиграции.

Причины отъезда в каждом случае могут быть различны.

Интеллигенция не увидела осуществления тех идеалов, к которым

стремилась. За границу попали многие деятели науки и искусства: микробиолог

Виноградский С.Н., геолог Андрусов Н.И., химики Ипатьев В.Н. и Чигибабин

А., автоконструктор Секорский И.И., создатель телевидения Зворыкин В.,

композиторы Рахманинов С.В., Стравинский И.Ф., художники Шагал М., Коровин

К.А., писатели и поэты Букин И., Куприн А., Набоков В., Мережковский Д. и

многие другие. На Родину возвращались лишь единицы.

Долуцкий И.И. предлагает читателю ответить на следующие вопросы: «Как

следует относиться к людям, покинувшим Родину? Должно ли быть право у

граждан на эмиграцию?».

Большой блок информации посвящен течению «Сменовеховства»,

получившего свое название по сборнику «Смена вех» изданному в Праге в 1921

г. Идеологи течения призывали признать советскую власть в качестве

единственно законной и приступить к деловому сотрудничеству с ней. Выявляя

точку зрения партии на перспективы подобного сотрудничества Долуцкий

приводит выписку из заседания XII партконференции (1922 г.), в которой

говорится о «дифференцированном отношении к каждой группе (или даже

отдельному лицу) представителей

науки, техники, медицины, педагогики и др.».1

Подводя итоги развития советской культуры в 20-е годы, автор учебника

отмечает, что основные ее достижения были сделаны представителями старой,

дореволюционной интеллигенции.

Параграф завершается вопросами: «Удалось ли осуществить задачу

повышения культурного уровня пролетариата до уровня руководства культурой?

Какая сила является революцией в ходе культурной революции? Какова роль

интеллигенции и чем она обуславливается?».2

В начале параграфа, посвященного культуре 30-х годов показывает три

различных взгляда советских поэтов на появившегося «нового человека»,

учащимся предлагается самостоятельно поразмышлять на эту тему.

Большой блок информации «Демократизация культуры», или «Искусство

должно быть понятно» посвящен советскому кино. Называются имена

известнейших режиссеров Александрова Г., Ромма М., наиболее известные их

работы «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Петр I»,

«Богдан Хмельницкий», «Суворов», «Александр Невский», «Чапаев» и т. д.

Описываются трудность в создании фильмов, связанные с жесткими

идеологически-цензурным контролем. _______________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.351.

2 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.375.

Упоминается о революционно-тематической тематике фильмов, о личном

контроле за этой сферой искусства Сталина И.В.

Следующий блок информации посвящен успехам советского правительства в

области ликвидации неграмотности, приводится ряд малоизвестных фактов

свидетельствующих о поступательном развитии всей советской системы

образования в целом.

Итогом репрессивной политики партии в области культуры Долуцкий

считает нанесение непоправимого ущерба развитию советского общества, как

пример приводятся слова Вернадского В.И.: «Крупные педагоги нашей власти –

результат ослабления ее культурности».

Отдельный пункт «Реализм или формализм» посвящен борьбе советской

власти с «формализмом» в искусстве, пишется о пострадавших в этой борьбе

Маяковском, Шостаковиче, Пастернаке, приводится точка зрения Олеши Ю.,

считавшего, что политика партии считается верной, даже если расходится с

собственным мировосприятием. Автор учебника предлагает ребятам поразмышлять

над правильностью этой точки зрения.

В учебнике описывается формирование основного метода советского

искусства – социалистического реализма, теоретически разработанного

Бухариным в 1934 г. То, что не укладывалось в узкие рамки соцреализма

подлежало уничтожению: театр Мейерхольда В.Э. и его арест, попытка

сфабриковать «писательский процесс» (Олеша Ю., Пастернак Б., Леонов Л.,

Эйзенштейн С., Утесов Л. и др.). От борьбы с формализмом пострадали многие

деятели советского искусства, в учебнике упоминаются их имена: Малевич К.,

Дейнека А., Конашевич В.

Значительный объем информации повествует о перестройке Москвы,

уничтожении архитектурных сооружений прошлого (Храмы Христа-спасителя,

Охотный ряд), превращение древнейших соборов и церквей в тюрьмы (Соловецкий

монастырь), распродажа советским правительством картин буржуазных

художников Рембранта, Веласкиса, покупка на вырученные деньги

сельскохозяйственных машин.

Все четче вырисовывается «новый архитектурный подход».

Стандартизация, чрезмерная монументальность, изобилие декоративных

элементов, множество скульптур, портретов, барильефов Сталина – черты

присущие облику страны в 30-е годы. Каким-то прорывом из этого стала

скульптура Мухиной В. «Рабочий и колхозница».1

Влияние культа личности Сталина на развитие советской культуры

оставляется на самостоятельное рассмотрение учащихся.

«Трагедия гения. Н.И. Вавилов (1887-1943)», - так называется раздел

параграфа, посвященный судьбе величайшего генетика. Автор приводит факты

биографии, через личную трагедию Вавилова и науки, которой он

занимался, генетики показывает атмосферу, в которой развивалась советская

наука.

_________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 428.

Подводя предварительные итоги главы, Долуцкий И.И. отмечает

значительную степень развития советской науки по сравнению с мировой, но на

всем лежала печать эпохи. Автор учебника приводит строки из открытого

письма Раскольникова Ф.: «Лицемерно провозглашая интеллигенцию «солью

земли», вы лишили минимума свободы труд писателя, ученого, живописца. Вы

зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает…».1

Блок информации, раскрывающий быт и нравы того времени состоит из

фактов, предлагаемых на самостоятельное объяснение. Эти факты указывают на

ухудшение благосостояние советского народа, о появлении нервозности,

подозрительности в отношениях между людьми. Нравственный климат в тридцатые

годы резко ухудшаются.2

Определяя причины возникновения культа личности Сталина автор

учебника отмечает, что Маркс, Энгельс и Ленин не только боролись против

малейших попыток возвышения их личности. Сталин же, напротив, поощрял,

________________

1Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 430.

3 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 431.

создаваемый его окружением, ореол отца народов, кумира масс. Небывалую

популярность личности Сталина Долуцкий объясняет религиозностью российского

общества, которое приняло «нового бога». Культ личности подкреплялся также

мощной идеологической борьбой, репрессивной машиной, характеризовался

концентрацией власти в одних руках.

В конце параграфа автор учебника делает несколько выводов:

1. Можно предположить, что изменения в культуре носили органический

характер, так как подчинялись единственной цели – обеспечению ускоренной

индустриализации. Возникла недостаточно квалифицированная интеллигенция,

рабочие получали минимум грамотности.

2. Административная система, не способная к созидательной

деятельности человека, вынужденная использовать талантливых людей, которые

не являлись винтиком системы, работали творчески и беззаветно. Этим людям –

Вавилову, Иоффе, Мейерхольду и многим другим – обязана страна успехами.

Заслуга системы лишь в том, что она, чтобы не погибнуть, шла на компромисс

с подлинной интеллигенцией и допускала в безопасных для себя пределах

свободу творчества. Отсюда вывод: без Системы успехи могли быть большими.

3. Репрессии в области культуры имели катастрофические последствия.

Подлинный художник уникален, заменить его нельзя.

Учебник Долуцкого содержит нетрадиционный объем информации, в нем нет

полного перечня деятелей культуры, их достижений, содержится не входившая

ранее в другие учебники информация. Большой объем информации остается на

самостоятельное изучение учащихся, подталкивая их на исследовательскую

работу. Иллюстрации в учебнике отсутствуют.

Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России ХХ век»1

предназначен для использования в 9 классе по курсу отечественной истории. В

нем освещены предусмотренные школьной программой основные проблемы истории

России ХХ века.

Анализируемое 5-е издание существенно доработано в сторону облегчения

текста и большей доступности для учащихся. В учебник введены иллюстрации по

тексту. При иллюстрировании по тексту использованы архивные фотоматериалы.

Учебник является федеральным, рекомендован Министерством общего и

профессионального образования Российской Федерации.

Культурной жизни советского общества посвящены отдельные параграфы в

разделах: 23-24 «Духовная жизнь: достижения и потери»2 и 29

«Свет» и «тени» духовной

_______________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г.

2 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.152

жизни советского общества»1, освещающие развитие советской культуры

в 1917-1927 и 1928-1938 годах соответственно.

Каждый параграф разделен на пункты, содержащие отдельный блок

информации, поэтому является целесообразным провести анализ каждого пункта.

В пункте «Борьба с неграмотностью» отмечается, что Ленин В.И. определяя

главных врагов социалистической революции, называл неграмотность. При этом

Ленин четко сформулировал волнующую его проблему: «Безграмотный человек

стоит вне политики». Следовательно, основная задача посредством ликвидации

неграмотности изменит умонастроения людей.

Упоминается декрет «О ликвидации безграмотности среди населения

РСФСР», подписанный Лениным В.И. в 1919 г. и создание в 1920 г.

Всероссийской чрезвычайной комиссией по ликвидации неграмотности. Перепись

1926 г. показала итог работы – 5 миллионов дополнительно грамотных людей.

В пункте «Строительство советской школы» описывается создание системы

образования в СССР. Упоминается «Положение о единой трудовой школе в СССР»,

утвержденное ВЦИК 30 сентября 1918 г., перечисляются принципы школы,

упоминается о «перегибах» в системе школьного образования, ликвидация

парт, урочной системы, заданий на дом, оценок,

_____________________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.186

экзаменов и т.д.1 Покровительство государства учащихся из среды рабочих

крестьян, государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями.

В пункте «Развитие науки» отмечается, что на начальном этапе

советской власти существовали духовно-философские традиции Серебряного

века. Но если представители гуманитарных направлений науки работали

благодаря собственному энтузиазму вопреки воли властей, то ценных

естественников власть стремилась привлечь к тесному сотрудничеству

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ