Рефераты
 

Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

сторонником концепции пролетарской культуры.

___________________

1 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,

1991, с. 178.

2 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,

1991, с. 151.

3 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная

литература, 1991, с. 150

2. Сложившаяся школа рассмотрения вопросов

развития культуры 20-30-х годов в

исторической науке советского периода.

Рассмотрение вопросов развития советской культуры у практически всех

историков советского периода одинаково, так как исследование любой проблемы

жестко ограничивалось рамками официальной идеологии.

В советской историографии в исследованиях Кима М.П. «История СССР:

эпоха социализма», Сараевой С.А. «История СССР: эпоха социализма», Артемова

Н.Е. «История ССР», в 8 томе «Истории СССР» в 12 томах под редакцией

Пономарева Б.Н., в «Пособии для поступающих в МГУ» Марысевича И.Д. и

многих других работах данной проблеме уделяется должное внимание.

Для всех работ из ранних до 1989 г. характерно единство во мнении по

отношению к тому или иному вопросу, в том числе и к вопросу развития

культуры. Практически все исследователи сходятся во мнении, что одной из

главных задач «культурной революции» была ликвидация неграмотности. В

частности, Клим М.П. в работе «История СССР: эпоха социализма» отмечает

значимость этой проблемы. Автор пишет о создании общества «Долой

неграмотность» и о его большом значении в решении данной проблемы. По

переписи населения 1926 г. грамотность в стране поднялась до 56,6%, против

32% в 1920 г. В соответствии с ленинскими указаниями ВЦИК (Высший

центральный исполнительный комитет) и Совнарком в августе 1923 г. издан

декрет, в котором ликвидация неграмотности была признана «наиболее важной и

ударной задачей народного просвещения в настоящих условиях, тесно связанной

с хозяйственным возрождением страны».1 Осенью 1923 г. было создано

массовое добровольное общество «долой неграмотность (ОДН), председателем

которого был избран Калинин М.И. Общество провело большую, по мнению

автора, работу по вовлечению широких трудящихся масс в борьбу с

неграмотностью.2 Историк расшифровывает популярный лозунг того времени

«овладел грамотой сам – обучи неграмотного!», пишет о включении в борьбу с

неграмотностью сотен тысяч людей. В конце 20-х годов возникла новая форма

активного участия общественности в борьбе с неграмотностью «культурный

поход». Его инициаторами выступили москвичи, первыми организовавшие группы

культармейцев – грамотных людей, способных обучать неграмотных. Ликвидация

неграмотности среди взрослого населения была важным шагом в борьбе за

всеобщую грамотность. Следующим шагом в решении проблемы неграмотности

был, по мнению автора, «переход к всеобщему

___________________

1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 275.

2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 275.

обязательному начальному обучению».1 Согласно решению первого партийного

совещания по вопросам народного образования (декабрь 1920 г. – январь 1921

г.) была проведена перестройка средней школы. Разъясняя необходимость

перехода к семилетней школе, Ленин писал, что «партия должна рассматривать

понижение возрастной нормы учащихся до 15 лет и слияние старших классов

школы с профтехшколами «исключительно» … как практическую необходимость,

как временную меру, вызванную «нищетой и разорением» страны».2

Расшифровывая данное положение, Клим М.П. пишет, что в связи с этим

Владимир Ильич предостерегал от того, чтобы временное слияние старших

классов школы с профтехшколами не привело к превращению обучения в

ремесленничество, для чего необходимо, во-первых, «избегать ранней

специализации» и, во-вторых, «расширить во всех школах общеобразовательные

предметы».3 Историк положительно оценивает историко-ленинский принцип

политехнической школы, определявший развитие не только общеобразовательной,

но и профтехнической школы. Значительный шаг на пути к окончательному

решению проблемы неграмотности был сделан введением с 1930-1931

_________________

1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 276.

2 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 323.

3 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 276.

учебного года всеобщего бесплатного обучения детей в возрасте 8-10 лет в

объеме не менее четырехлетнего курса

начальной школы. Данное решение было принято на основе декрета XVI съезда

ВКП (б) ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» и

одноименном законе, принятом 14.08.1930 г. Историк отмечает, что к концу

первой пятилетки задача введения всеобщего обязательного начального

обучения была в основном решена: в конце 1932 г. в начальной школе

обучалось 98% всех детей в возрасте от 8 до 11 лет.

В начале 30-х годов в «новых условиях развернутого наступления

социализма по всему фронту, назрела необходимость коренным образом изменить

содержание работы в школе: усилить ведущую роль педагога в школьном

образовании, ввести твердые программы обучения, точно регламентировать

учебный процесс.1

В 20-е годы ХХ века шел процесс максимальной идеологизации школьного

образования.

В этот период повышается роль общественных наук в новых условиях. В

1925 г. было создано научное общество марксистов-историков.

В ноябре 1923 г. состоялся первый Всероссийский съезд научных

работников.2

__________________________

1История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 277.

2 История СССР в 2-х т. т. 2/ Артемов Н.Е.- М.: «Высшая школа»,

1982, с. 111.

Артемов считал, что в развитии советской науки большое значение имело

создание новых институтов в системе Академии наук. В области высшей школы

важным достижением было коренное изменение социального состава

учащихся и студенчества. В отличие от дореволюционного периода, когда

образование получали в основном представители привилегированных классов, в

20-е годы подавляющее большинство учащихся – представители сельской и

рабочей молодежи. В 1923 г. были созданы школы крестьянской молодежи. В

1925 г. в высших учебных заведениях РСФСР рабочие составляли 20,7%,

крестьян 24,6%, что, по мнению автора, свидетельствовало о громадной

демократизации состава студенчества.1

Не меньше внимания уделяет Сараева С.А. в работе «История СССР: эпоха

социализма» проблеме борьбы с неграмотностью. Осуществление культурной

революции, считает Сараева С.А., предполагает прежде всего достижение

всеобщей грамотности населения.2 Перелом в решении данной проблемы наступил

в первой пятилетке, когда под руководством партии была развернута работа по

ликвидации неграмотности. Автор отмечает значение привлечения к данной

работе «более миллиона культармейцев».3

_________________

1 История СССР в 2-х т.т.2/Артемов Н.Е.-М.:«Высш. школа»,1982,с.111.

2 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение»,

1983, с. 248.

3 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение»,

1983, с. 249.

Марысевич И.Д. в «Пособии для поступающих в МГУ» отмечал всенародный

характер движения за ликвидацию неграмотности и малограмотности».1

Всенародный характер это движение получило из-за участия в нем ленинского

комсомола. Именно комсомольцы взяли на себя решение задачи нехватки

педагогических кадров для обучения неграмотных, они претворили в жизнь

популярный в те годы лозунг «Грамотный обучи неграмотного!». VII съезд

ВЛКСМ в мае 1928 г. потребовал от комсомольцев более активного участия в

борьбе за просвещение.2 Особенно сложной была работа в деревне, где

неграмотных насчитывалось больше всего. Более успешно ликвидация

неграмотности проходила в районах сплошной коллективизации.

Препятствием на пути к всеобщей грамотности был классовый враг –

кулачество, использовавшее в своих интересах темноту и невежество масс,

бытовые и национальные предрассудки, нередко пытались чинить и физическую

расправу над культармейцами и учащимися. Пономарев Б.Н. считал, что это не

могло помешать развитию всенародной борьбы за ликвидацию неграмотности.3

__________________________________

1 История СССР. Пособии для поступающих в МГУ, М.: «МГУ», 1973, с.

139.

2 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.:

«Наука», 1967, с. 632.

3 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.:

«Наука», 1967, с. 634.

В советской исторической науке итоги этой борьбы оцениваются

положительно. К 1932 г. подавляющая часть взрослого населения СССР

научилась читать и писать. Хотя в целом по стране успехи преодоления

неграмотности были реальны и велики, в ряде областей имели место факты

завышения результатов этой работы. В начале за высокими показателями

нередко к категории грамотных относили и тех, кто едва мог написать свою

фамилию. Как показали последующие годы в СССР оставалось еще немало

неграмотных, которых следовало обучить чтению и письму. Поэтому обучение

неграмотных продолжалось и в дальнейшем.1

Наряду с проблемой неграмотности ряд историков отмечает еще целый ряд

важных задач культурной революции. Одна из них – идеологизация населения

страны. Артемов Н.Е. считает, что идеологизированный фронт в условиях новой

экономической политики стал одним из главных участков классовой борьбы.2

Задачи социалистического строительства требовали подъема культурно-

политического уровня рабочих масс. XVI съезд ВКП (б) указал, что необходимо

пропитать культурно-просветительскую работу коммунистическим содержанием,

борясь против малейших попыток оторвать ее от задач

_________________

1 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.:

«Наука», 1967, с. 635.

2 История СССР:эпоха социализма – М.:«Высшая школа»,1982г., с.110.

социалистического строительства и решительно преодолевая в ней элементы

аполитичности и узкого культурничества.1 Многие исследователи отмечают,

что рост партийных рядов выдвигает на первый план задачу марксистско-

ленинского воспитания членов партии.2 В области массовой культурно-

просветительской работы в городе и в значительной мере в селе должны были

играть профсоюзы.

Интересна точка зрения Кима М.П., отмеченная в работе «История СССР:

эпоха социализма, где указывается, что наряду с подъемом культурно-

политического уровня партийных масс, задачи социалистического строительства

систематически требовали усиления идеологической работы партии, укрепления

марксистско-ленинского теоретического фронта.3 Автор ссылается на статью

Ленина В.И. «О значении воинствующего материализма», в которой Владимир

Ильич сформировал программу марксистского, в том числе атеистического,

воспитания народа, показал необходимость борьбы с буржуазной идеологией.

Большую роль в претворении этой программы в жизнь Клим М.П. отводил

культурно-просветительским учреждениям города и деревни: клубам,

библиотекам, музеям.

___________________

1 История СССР:эпоха социализма – М.:«Высшая школа»,1982г.,с.137.

2 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 8, М.:

«Наука», 1967, с. 650.

3 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 280.

Исключительно важную роль, в этом мнении сходятся многие советские

исследователи, в политическом просвещении трудящихся играла советская

печать.1 Новым явлением было возникновение в 1921-1922 годах стенных и

фабрично-заводских газет. Большое распространение получает радиовещание. С

конца 20-х годов оно все более широко входит в культурный

обиход рабочих и крестьян. Историк отмечает значимость этого явления. По

его мнению, радиовещание стало «могучим средством повседневной связи

партии и советского правительства с массами», способствовало «культурному

сближению деревни с городом».2 Радиовещание как явление Пономарев Б.Н.

считал «могучим средством коммунистического воспитания народа».3 С самого

начала радио считалось из-за своей доступности одним из основных органов

пропаганды.

Немалую роль в культурно-политическом воспитании трудящихся играли

библиотеки и музеи. Расширяется книгоиздательство по всей стране. Летом

1929 г. была проведена специальная компания, получившая название

«Библиотечный поход» . Этот поход проходил под лозунгом:

____________

1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 281.

2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 281.

3 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 8, М.:

«Наука», 1967, с. 656.

«Книгу в массы», «Укрепим библиотеки!». В дни похода расширяется актив

друзей книги, были собраны дополнительные средства на комплектование

библиотек.

Советскими исследователями отмечается вклад Крупской Н.К. в развитие

библиотечного дела. Крупская Н.К «неустанно проводила в жизнь указания

Ленина В.И. по вопросам библиотечного строительства, способствовала

развитию широкой сети библиотек, принимала непосредственное участие в

разработке решений партии и правительства по вопросам библиотечного дела».1

Все эти средства и методы сыграли, по мнению авторов, безусловно

положительную роль в политическом образовании трудящихся. Происходило

«формирование социалистического сознания у широкий слоев трудящихся как

важнейшего повышения условия их активности а борьбе за построение

социализма».2

По мнению ряда советских исследователей, общий культурный подъем в

стране нашел свое отражение с становлении литературы и искусства. Наряду с

писателями старшего поколения в литературу вступили молодые прозаики

Фурманов Д., Фадеев А., Леонов Л., Лебединский Ю., Федин К., Бабель И. и

др. Гордостью советской литературы стали

____________________

1 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 8, М.:

«Наука», 1967, с. 657.

2 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение»,

1983, с. 249.

замечательные советские поэты Маяковский В., Есенин С., Бедный Д. и др.

Творчество подавляющего большинства работников литературы и искусства

служило делу революции. По мнению советских историков, коммунистическая

партия заботливо помогала художественной интеллигенции овладевать методом

социалистического реализма, отстаивать и развивать важнейшие принципы

советского искусства – народность, коммунистическую идейность,

партийность.1

Клим М.П. считал, что выдающуюся роль в борьбе за идейный подъем

советской литературы сыграл Горький А.М.2 В конце 20-х начале 30-х годов

он написал большое количество публицистических статей, в которых разоблачал

подготовку новой империалистической войны, вел борьбу за мир и страстно

защищал новое, социалистическое общество. Вторая половина 20-х годов

принесла широкую популярность Шолохову М., Толстому А., Фадееву А.

Все историки отмечают прочное внедрение метода социалистического

реализма в советское искусство. Основной темой художественных произведений

стала тема создания нового строя, наряду с изображением революционного

прошлого.3 Вместе с героями строительства социализма в

______________

1 История СССР с древнейших времен до наших дней, т. 8 / Пономарев

Б.Н., М.: «Наука», 1967.. с. 658.

2 История СССР:эпоха социализма – М.:«Высшая школа», 1974, с. 283.

3 История СССР: эпоха социализма / Сараева С.А.- М.: «Просвещение»,

1983, с. 252.

советском искусстве становится очень популярна тема героев трудового

фронта, отражающая новое явление в жизни деревни. Большой подъем переживает

детская литература. Маяковский В., Маршак С. выступали с произведениями,

ставшими классикой советской литературы для детей. Вместе с отображением

советской жизни значительное место в творчестве литераторов стала занимать

и историческая тематика.

Наряду с бурным развитием советской литературы советские историки

отмечают значительные достижения во всех других отраслях искусства. В

частности, Сараева С.А., Артемов Н.Е., Клим М.П., Пономарев Б.Н. и многие

другие пишут о больших успехах в театральном искусстве, в развитии

которого значительную роль сыграли Станиславский К.С., Немирович-Данченко

В.И., Охлопков Н., Таиров А. И др. Артемов Н.Е. указывает на утверждение

метода социалистического реализма в театре.1

Ленинские слова, сказанные им в беседе с Луначарским А.В. в феврале

1922 г. о том, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино»,

определили, по мнению советских историков, пути развития советского

кинематографа. Благодаря огромному вниманию и помощи Советского

правительства уже к 1925 г. было выпущено

_________________

1 История СССР: эпоха социализма / Артемов Н.Е. – М.: «Высшая

школа», 1982, с. 138.

около150 фильмов советского производства.1

Все исследователи отмечают активное поступательное развитие

советского театра и кино, в котором наряду с классическим сюжетом,

постепенно стал утверждаться новый репертуар, посвященный советской

тематике.2 Всем известны произведения, составившие классику советского

театра и кино – это пьесы Тренева К. «Любовь Яровая» и Иванова Вс.

«Бронепоезд 14-69», написанные в 1926-1927 годах, «Разлом» Лавренева Б.;

кинофильмы «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна С.М., «Мать» Пудовкина В.,

«Арсенал» и «Земля» Довженко. Особую популярность приобрели фильмы

«Чапаев», «Мы из Крондштата» и многие другие. Темами многих фильмов стали

эпизоды из жизни В.И. Ленина – «Человек с ружьем», «Ленин в Октября»,

«Ленин в 1918 г.». Трилогия о Максиме («Юность Максима», «Возвращение

Максима», «Выборгская сторона») создала обобщенный образ рабочего-

большевика. Наряду с историко-революционной тематикой советские историки

отмечают выход на экран темы современности. Фильмы «Член правительства»,

показавший путь женщины от забитой крестьянки до руководителя государства,

«Великий гражданин», в основу которого легла биография Кирова С.М.,

______________________

1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 284.

2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 284.

«Учитель» и ряд других воплотили новые черты облика советского человека –

гражданственность, трудовой героизм. Все эти произведения должны были

упрочнить метод социалистического реализма в искусстве. Каждое из этих

произведений позволяет советскому человеку гордиться за свою Родину.

В 20-30-е годы наблюдался подъем работы живописцев. Образы новых

героев отражаются художниками Струпниковым К. «Партизан», Рапининым Г.

«Делегатка». Всемирное признание получили Малевич, Шагал, Петров-Водкин и

многие другие советские художники. В 30-е годы активно участвовали в

преобразовании страны советские архитекторы. Строительство новых городов,

Дворцов культуры, сооружение Московского метрополитена, оформление канала

Москва-Волга, павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, мавзолея

В.И. Ленина вызвали к жизни монументальные формы архитектуры, живописи и

скульптуры. Выразительно продемонстрировал лучшие черты новой архитектуры

советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже (архитектор

Иофен Б.). Скульптурная группа Мухиной В. «Рабочий и Колхозница» стала в

нашей стране и за рубежом художественным символом социалистического

общества.1 Многопланово и плодотворно развивалась в эти годы советская

живопись и графика, добиваясь успехов в отображении советского

_________________

1 История СССР / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 340.

человека и его героических трудовых будней.

Серию прекрасных портретов современников создают Нестеров М.В. и

Грабарь И.Э. Полотна Иогомона Б.В. «Допрос коммунистов» и «На старом

уральском заводе» выражают исторический оптимизм рабочего класса.1

Успехи, достигнутые в области литературы, живописи, театра, кино

позволили, по мнению всех ведущих советских историков, поставить вопрос об

изменении организационных форм руководства художественной жизнью. Идейная

консолидация художественной интеллигенции привела к тому, что большинство

работников литературы и искусства служили делу революции.2

Все без исключения аспекты развития культуры развивались под

воздействием ленинских принципов партийного руководства культурным

строительством.3 По инициативе Ленина В.И. осенью 1922 г. была проведена

широкая, «дискуссия» с «пролеткультовцами и

дана развернутая критика их «сектотских и вульгаризаторских взглядов»4 по

вопросам развития советской культуры.

_____________________

1 История СССР / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 341.

2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1982 г., с. 138.

3 История СССР / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 285.

4 История СССР / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г.

В июне 1925 г. ЦК РКП (б) принял постановление «О политике партии в

области художественной литературы», которое сыграло принципиальную роль в

истории развития советской культуры, - это общепринятая точка зрения

советских историков. Группа советских историков во главе с Пономаревым

Б.Н.1 отмечает, что в первые годы советской власти, когда в советской

культуре сказывалось влияние чуждых элементов, а кадры пролетарской

литературы и искусства были еще слабы, партия считала необходимым

существование особых пролетарских организаций в области литературы и

искусства. Именно с этой целью была создана Российская ассоциация

пролетарских писателей (РАПП), которая путем «тактичного и бережного

отношения (к писателям не принявшим до конца социалистическую идеологию)

обеспечила бы все условия для возможно более быстрого их перехода на

сторону коммунистической идеологии».2 Клим М.П. обращает внимание на

постановление ЦК, которое мобилизовало деятелей советского искусства на

борьбу с проявлением буржуазной идеологии, указав новые формы идейного

сопротивления буржуазии в условиях нэпа. Эти указания определяли принцип

партийного руководства

________________

1 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т. - М.:

«Наука», 1967, с. 662.

2 О партийной и советской печати, Сб. докум. – М.: 1954, с. 345, 346.

не только «в области литературы, но и в области театра, кино и всех других

участков культурного фронта.1

Однако руководство РАПП не сумело правильно провести партийную линию,

подменив идейную и воспитательную работу администрированием, отпугивая

литераторов узкогрупповым подходом к большим явлениям общественно-

политической и литературной жизни,2 не заметила идейно-политического

поворота среди основной массы интеллигенции, не сумела объединить все

творческие силы, стремившиеся к активному участию в строительстве

социализма 3,4

Всеми советскими историками положительно оценивается постановление «О

перестройке литературно-художественных организаций», в котором было

отмечено, что отдельно существующие пролетарские литературно-художественные

организации (РАПП и др.) «становятся уже узкими и тормозят серьезный размах

художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность

превращения этих организаций из средства наибольшей

_________________

1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 286.

2 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т. - М.:

«Наука», 1967, с. 662.

3 История СССР в 2-х т. т. 2/ Артемов Н.Е.- М.: «Высшая школа», 1982,

с. 139.

4 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т. - М.:

«Наука», 1967, с. 662.

мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического

строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от

политических задач современности и от значительных групп писателей и

художников, сочувствующих социалистическому строительству».1

Всеми исследователями приветствуется решение ЦК партии ликвидировать

РАПП и другие организации в сфере культуры, создать единые союзы писателей,

художников, музыкантов и т.п., по их мнению, это способствовало упрочнению

идейно-политического единства и подъему советской литературы и искусства.

«Первая пятилетка открыла самый широкий простор для осуществления

культурной революции. За годы пятилетки достигнуты огромные успехи в

ликвидации неграмотности, обеспечении начального образования, создании

развитой сети общеобразовательных школ и фабрично-заводского обучения,

библиотек, рабфаков, техникумов, вузов, научных и культурно-

просветительских учреждений. Без этих свершений был бы невозможен … взлет

советской науки и культуры, идущих в авангарде мирового научно-технического

прогресса и мировой культуры».2

___________________

1 О партийной и советской печати, Сб. докум. – М.: 1954, с. 431.

2 О 50-й годовщине первого пятилетнего плана развития народного

хозяйства СССР «Постановление ЦК КПСС от 18 марта 1979 г. – Правда, 1979,

18 марта.

В советской историографии вопросам развития культуры уделяется

официальное внимание, но все вопросы, связанные с развитием культуры

полностью не рассматриваются. Советские историки, точка зрения которых была

признана классической, не уделяют внимания некоторым основополагающим

фактам. Например, влияние культа личности Сталина И.В. на развитие

отечественной культуры рассматривается слабо, вместе с тем точно отмечается

значение идеологизации советской культуры в целом для роста

«социалистического сознания» советского человека.

3. Новые подходы к рассмотрению вопросов культуры СССР 20-30-х годов

в работах современных историков.

Вопросы развития культуры 20-30-х годов вполне закономерно вызвали

интерес у отечественных историков, так как, используя основные

закономерности развития искусства можно проследить этапы развития

советского общества, социальные отношения, нравственно-этические нормы

общества. Несмотря на то, что данная тема представляет безусловный интерес

в работах некоторых авторов, этой теме не уделяется достаточно внимания. В

работах Боффа Д. «История Советского Союза»,1 Бутенко А.П. «Откуда и куда

мы идем»,2 Корра Э. «История Советской России»,3 Соколова А.К. «Курс

советской истории»,4 работах некоторых других авторов рассмотрению данного

вопроса не уделяется внимание. Такой подход нецелеобразен, так как не зная

особенности развития отечественного искусства не возможно в полном объеме

понять все процессы происходившие в Советской России в 20-30х годах ХХ

века.

____________________

1 Боффа Д. «История Советского Союза», в 2-х т., т.1 – М.: Наука,

1994.

2 Бутенко А.П. «Откуда и куда мы идем» - М.: 1992.

3 Корр Э. «История Советской России» - М.: Просвещение, 1991.

4 Соколова А.К. «Курс советской истории» - М.: Владос,1989.

Во многих работах российских исследователей, написанных в последние

годы, вопросам развития отечественного искусства уделяется определенное

внимание. В работах Дмитриенко В.П. «История России», Верта Н. «История

Советского государства», Семенниковой Л.И. «Россия в мировом сообществе

цивилизаций», Зуева М.И. «История России с древности до наших дней», Орлова

А.С., Геориева В.А. «История России с древнейших времен до наших дней» и т.

д., оновные тенденции развития советского искусства в 20-30-е годы получили

определения под термином «культурная революция». Зуйкова Е.А. в статье

«Культурная революция» пишет о том, что «политика большевиков в первые

послереволюционные годы получила название «культурной революции».1 Автор

статьи констатирует, что «перед властью (в н. 20-х годов) стояли две

проблемы: старой интеллигенции и идеологизации культуры».2 Верт Н. В работе

«История советского государства» указывает на роль культуры в

идеологической обработке масс, он пишет, что роль просвещения «чаще всего

сводилась к поверхностной идеологической обработке», но вследствие

повышения общего уровня грамотности, культурного уровня советских людей,

становилось возможным «покончить с отсталостью страны и

__________________

1 История. Большой справ. для школьн. пост. в ВУЗы /

Агиберова В.Н.- М.: «Дрофе», 1999,с. 87.

2 История. Большой справ. для школьн. пост. в ВУЗы /

Агиберова В.Н.- М.: «Дрофе», 1999,с. 87.

довести до сознания людей политические задачи».1 Верт Н. считал,

что степень идеологизации искусства возрастала с каждым годом правления

советской власти и достигла своего апогея в период культа личности Сталина.

Автор работы, рассматривая периодизацию развития советского искусства,

отмечает, что 20-е годы ХХ века – «период культурной идеологической …

разрядки между двумя очень напряженными эпохами»,2 эпохой русской революции

1917 г. и гражданской войны и эпохой коллективизации и индустриализации. В

эти периоды, по мнению исследователя, происходила активизация общественно-

культурной жизни советского общества. В целом эта оценка верна, хотя и с

некоторыми оговорками, для большей части страны, где происходили

незначительные и постепенные изменения. Верт Н. констатирует, что «для

неславянского населения, и в частности, для мусульман, особенно с 1925 г.,

нэп был периодом «худжума» («наступления по всем фронтам») в рамках общей

стратегии разрыва с прошлым».3 Наиболее полное и последовательное выражение

данная политика Советского государства, по мнению автора,

нашла в

__________________

1 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия»,

1995, с.175.

2 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия»,

1995, с.173.

3 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия»,

1995, с.173.

«стремлении к единообразию» и желательно «выровнить различные ступени

развития регионов внутри СССР». 1.Это было необходимо для упрощения

идеологической обработки населения, для унификации данной работы среди

неславянского населения.

Исследуя проблему отношения официальной власти к объединениям

деятелей искусства, стоявшим на платформах различных идеологических

течений, Верт Н. отмечал, что «начало в 1921 г. постепенных и умеренных

изменений способствовало развертыванию противоречивой культурной политики,

сочетавшей репрессии по отношению к «уклонистским идеологиям с

относительным нейтралитетом применительно к художественному творчеству и

литературе (конечно, не антимарксистских по содержанию) и по-прежнему

принудительным просвещением масс, менее догматичным, но быстро ставшим и

менее «эффективным».2 По мнению историка, просвещение, повышение уровня

грамотности, уровня культуры было необходимо советскому правительству для

насаждения идеалов советского общества среди народных масс, так как

воздействие искусства на людей определялось более действием по сравнению с

обычными средствами агитации. Соответственно необходимо было внедрение

цензуры во все сферы культурной жизни

____________________

1 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия»,

1995, с.173.

2 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия»,

1995, с.173.

культурной жизни общества, в частности, 6 июня 1992 года декрет определил

компетенции Главлита (цензуры), обязанного осуществлять предупредительный и

репрессивный контроль за враждебными выпадами против марксизма и культурной

революции, за пропагандой религиозного фанатизма, распространением ложных

сведений и порнографии.

На следующий год к Главлиту прибавился Главрепетком для контроля для

репертуарами театров. Верт Н. отрицательно оценивает введение цензуры для

развития советского искусства в целом, говоря о неизбежности данного

явления в свете политики советского правительства в области искусства.

В 20-е годы ХХ века культурная жизнь советского общества была

представлена широким спектром течений от проправительственных ультраправых,

пропагандировавших идеалы марксизма, до крайнелевых, представители которых

стояли на диаметрально противоположных позициях. Описывая сложившуюся в те

годы ситуацию, Верт Н. считал, что в 20-е годы советская власть еще не

определила четкого отношения к «лефовцам» («Левый фронт»), авангардистам,

футуристам, пролеткультовцам (которые отбрасывали пролетарскую культуру,

отвергавшие как связь с прошлым, так и партийную опеку) и попутчиками (не

причисляющими себя ни к какому направлению). В этом смысле нэп, по мнению

исследователя, был периодом исключительного

расцвета всех областей духовной жизни.1

Верт Н. не уделял внимания проблеме отношения власти к «левым»

течениям, практически не рассматривал проблему идеологизации искусства,

отмечая, что советское искусство, особенно с конца 20-х годов, было

поставлено в зависимость от официальной идеологии. Более детально

рассматриваются вопросы, связанные с мероприятиями правительства,

направленными на повышение уровня грамотности населения. Описывая проблему

образования в Советской России Верт показывает, что как повелось с 1917 г.,

обучением масс должны были руководить власти, определяя, какую следует

выбрать учебную программу или книгу для чтения.2 Таким образом,

исследователь четко выявляет зависимость между повышением уровня

грамотности и социальным законом общества. То есть, новой власти, по мнению

историка, необходимы были новые кадры, следовательно студенты и учащиеся

технических училищ – несколько десятков тысяч молодых коммунистов,

покинувших цеха и ушедших на учебу по протекции партийных органов,-

представляли собой будущую «народную интеллигенцию», пришедшую

впоследствии, в 1936-1937 годах, на смену уничтоженным во время

чисток бывшими буржуазным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ