Рефераты
 

Теория государства и права

государств относятся большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки,

ряд стран Азии. Для этих государств (называемых еще слитными и простыми)

характерно наличие следующих основных признаков:

1) единая конституция;

2) единая система высших органов государственной власти (глава государства,

парламент, правительство, судебная система);

3) единое гражданство;

4) единая система права;

5) территория унитарного государства подразделяется на административно-

территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической

самостоятельностью

В зависимости от вида контроля различают централизованные и

децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами

самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из

центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется

косвенныи контроль, и тем самым с учетом национальных особенностеи региона

допускается определенная автономия.

Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Автономия — это

самоуправление определенной части территории государства, отличающейся

национальными, бытовыми.

а иногда — географическими условиями, ее населению могут быть присущи

определенные исторические особенности, традиции. Существуют две

разновидности автономии в унитарном государстве — политическая и

административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами,

обладает правом собственного законодательства. Административная автономия

предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе,

радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во

внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов

и т. д.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные.

Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная

форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.

Второй основной вид формы государственного устройства — федерация. В

отличие от унитарии она сложна и многолика, и в каждом конкретном случае

обладает уникальными специфическими особенностями. Федеративными

государствами являются Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия,

Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Россия, Швейцария и др.

Федерация — это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных

образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью.

Отличительные признаки федеративного государства следующие:

1) территория федерации в политико-административном отношении не

представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов

федерации, которые в то же время не обладают полным суверенитетом (т. е.

свойством быть независимыми в сфере как внутренних, так и внешних

отношений). К сказанному следует добавить, что субъекты федерации не

обладают правом сецессии (правом выхода из союза);

2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему

предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом

конституции субъектов должны полностью соответствовать федеральной

конституции (принцип субординации);

3) субъект федерации имеет право издавать свои собстве) ные

законодательные акты, при условии их соответств! федеральному

законодательству (принцип приоритс общефедерального закона является

всеобщим для вс без исключения федераций);

4) субъект федерации может иметь свою собственную пр вовую и судебную

системы;

5) одним из формальных признаков федерации являет' наличие двойного

гражданства (каждый гражданин сч тается гражданином союза и

соответствующего субъе та федерации);

6) обязательным признаком федеративной формы счит ется двухпалатная

структура союзного парламента (б;

камерализм). Нижняя палата рассматривается как орг. общесоюзного

представительства и избирается по те риториальным избирательным округам.

Верхняя пала представляет интересы субъектов федерации.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть адм] нистративно-

территориальной (образованной на основе те;

риториального принципа) и национально-государственно (образованной по

национальному принципу). Примером пс вой могут служить Германия, США, а

второй — Югославия.

Выделяют также симметричную федерацию (субъекты ф. дерации имеют одинаковый

правовой статус) и асимметрии ную, для которой характерно неравенство

правового полож. ния субъектов. Первой является Германия, второй — Россия

Наконец, федерация может быть договорной (в основу ф1 дерации положен

договор субъектов) и конституционной (пр. вовым основанием федерации

является закрепление факта I образования в Основном законе страны).

Если федерация — это союзное государство, то конфедера ция — это

«государственный союз государств». Иными слов, ми, конфедерация является

все-таки формой государственна го устройства, а не формой международно-

правового союза.

Конфедерация представляет собой союз, в котором обр зующие его государства

сохраняют свою независимость, им. ют собственные органы власти и

управления. Они создают сп. циальные объединенные органы для координации

действий определенных целях (внешнеполитических, военных, экож

мических и др.). Разновидностями конфедерации являются межгосударственные

союзы, содружества, сообщества. Например, Европейский Союз, Британское

содружество наций.

Отношения между членами конфедерации симметричны, т. е. в соответствии с

законами они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию,

сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это

нужным. Однако, как в случае США и Швейцарии, конфедерация может стать

переходным этапом на пути к образованию федерации — единого государства.

Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиция — это политический и

военный союз двух и более государств, созданных для оборонительных и

наступательных целей при наличии общего противника. Например, Антанта

времен первой мировой войны, Антигитлеровская коалиция, НАТО.

Монархические государства могут быть объединены в унии — личные или

реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких

государств в одном лице. Если это происходит в силу случайных совпадений

различных способов престолонаследия, то здесь имеет место личная уния.

Реальная уния возникает в результате соглашения государств. В качестве

исторического примера можно назвать Австро-Венгрию.

Последний вид формы государственного устройства — империя. Сегодня сутью

данного понятия является объединение под началом жесткой централизованной

власти этнических и административно-территориальных образований на основе

отношений метрополия — колонии, центр — провинции.

Империи возникали во многих цивилизациях и в разные исторические эпохи,

поэтому в каждом случае они обладали специфическими чертами. Тем не менее

можно выделить и общие характеристики имперских систем:

1) обширная территориальная основа;

2) сильная централизованная власть;

3) стремящиеся к экспансии элиты;

4) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и

периферией;

5) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами различных

социальных групп;

6) разнородный этнический и культурный состав. При создании империй

правящие элиты руководствовались разными мотивами. Основную роль при этом

играли причины экономического характера, хотя, конечно, не следует

недооценивать и военные причины, а также мотивы, связанные со стремлением

увеличить международный престиж. На современном этапе в мире осталась всего

одна имперская система — Китай.

9. Политический режим: понятие и виды

Само слово «режим» — латинского происхождения — геутет— управление, на

сегодняшний день означает совокупность методов, систему правил,

мероприятий, установленных для достижения определенных целей.

Политический режим — это совокупность форм жизнедеятельности институтов и

организаций политической системы, методов господства и основных направлений

политической активности в рамках данной системы. В целом это функциональная

характеристика политической системы.

Политический режим складывается в той или иной стране как равнодействующая

многих факторов, не только деятельности государственных органов, но и

политических партий, массовых движений, других объединений, преследующих

политические цели, а иногда в результате непосредственно политической

деятельности различных слоев населения, их массовых выступлений.

Политический режим характеризует состояние демократии в стране,

осуществление в ее внутренней политике общечеловеческих ценностей. Это

«политический климат» страны. По своему содержанию политический режим шире,

чем государственный режим, хотя последний составляет главное в политическом

режиме, его суть, сердцевину

Рассмотрение политического режима предусматривает анализ следующих

аспектов: какие группировки находятся у руководства государством; каким

методом господства и управления отдается предпочтение — прямым,

насильственным или косвенным демократическим.

Политические режимы могут быть типологизированы по мере убывания

демократии:

1) демократический политический режим;

2) либеральный (полудемократический) политический режим;

3) авторитарный политический режим;

4) тоталитарный политический режим;

5) полуфеодально-теократический политический режим. Демократические режимы

обычно присущи индустриально-развитым странам с рыночной экономикой, где

существует значительный «средний класс», оказывающий через выборы, прессу,

другие виды общественного мнения существенное влияние на государственную

власть. Для этого типа режима характерна высокая степень политической

свободы человека, реальное существование правовых институтов, их

обеспечивающих. Политическая элита обычно довольно узка, но она опирается

на широкую социальную базу Органы публичной власти прибегают к силовым

методам лишь в исключительных случаях.

Либеральные (полудемократические) режимы были характерны для развитых стран

в XIX веке. В XX веке они сложились в ряде развивающихся стран,

приблизившись к развитым (Южная Корея, Тайвань, Таиланд), а также в

результате ликвидации командно-административной системы в

постсоциалистических странах Восточной Европы (Россия, Украина, Болгария,

Румыния).

Эти режимы отличаются высокой степенью политической свободы, однако

вследствие целого ряда обстоятельств реально пользоваться демократическими

политическими институтами могут сравнительно немногие. Государству чаще,

чем в условиях демократического режима, приходится прибегать к различным

формам принудительного воздействия, ибо социальная база правящей элиты

довольно узка. Низкий уровень жизни многочисленных слоев общества порождает

маргиналь-ность и склонность к насильственным действиям для достижения

своих социальных целей. Поэтому демократические институты, включая

легальную оппозицию, функционируют как бы на поверхности общественной

жизни, пуская лишь отростки в толщу общества.

В условиях авторитарного режима внешне управление осуществляется на

конституционных началах, существует весь набор законодательных,

исполнительных, судебных, иных органов государства, но на практике

разделения властей нет. Оппозиция может быть разделена только в

определенных пределах, не затрагивающих существование данного

правительства. Выборы и референдумы используются, но не только не имеют

решающего значения для смены партий и должностных лиц у власти, их

результаты в пользу существующего правительства предопределены политической

и идеологической ситуацией. Во внутренней политике упор делается на силовые

методы. Де

мократические права и свободы обычно упоминаются в конституциях, но на

практике доминирует разрешительный порядок их использования. Однако

соблюдается право частной собственности. Режим ее охраняет. Типичные

примеры авторитарного режима — режим Пиночета в Чили, Чан Кайши на Тайване,

Ниязова в Туркмении, Алиева в Азербайджане, исламский режим в Иране.

Тоталитарный режим характеризуется крайней степенью централизации.

Провозглашается руководящая и направляющая роль коммунистической либо

нацистской партии. Естественные права граждан отрицаются, признаются только

дарованные государством, но и те не соблюдаются.

Если авторитарный режим довольствуется контролем за поведением граждан, то

тоталитаризм претендует на контроль над мыслями, стремится воспитать все

население как биороботов, готовых послушно выполнять все указания властей и

верящих, что власть действует им только на благо. Для всеохватывающего

овладения обществом используется такой политический институт, как

государственная партия, проникающая во все ячейки общества, включая семью и

подчиняющая их изнутри политике режима.

Вчера эти режимы были в СССР, гитлеровской Германии, фашистской Италии, в

странах социализма. Сегодня это Китай, Северная Корея, Куба, Вьетнам.

В небольшом количестве сохранились полуфеодально-теократические режимы,

которые можно разделить на две группы: «нефтяные монархии» (Оман, ОАЭ,

Саудовская Аравия) и аграрные королевства (Бутан). Там остаются

значительные пережитки феодализма, существует абсолютная монархия.

Политическая власть находится в руках близких к монарху привилегированных

слоев, промышленность неразвита, рабочий и средний класс невлиятельны или

даже еще не сложились.

К числу важнейших методов данного режима относится использование религии

как инструмента государства. Речь идет не только об идеологическом

воздействии, а и о том, что нарушение религиозных догм рассматривается как

правонарушение и может повлечь наказание со стороны государства. Важную

роль играет харизма монарха. Он может быть одновременно и религиозным

главой.

10.Функция государства: понятие содержание классификация.

Функциями государства являются стратегические направления его деятельности,

в которых выражаются сущность и назначение в обществе. Поскольку функции

государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и

задач, обусловленных социально-экономическими структурами общества,

постольку в функциях сущность государства получает конкретное выражение.

В ходе развития государства одни функции возникают, другие отмирают, третьи

изменяют свое содержание. По времени действия могут быть выделены

постоянные и временные функции. Постоянными являются политические,

социальные, экономические. Временные могут быть связаны с экстремальными

ситуациями, например, ведение войны. По сфере политической направленности

различают внутренние и внешние функции. Внутренние функции характеризуют

деятельность государства внутри страны, внешние — за ее пределами. В связи

с тем, что объектом воздействия функций государства являются сферы

общественной жизни — экономика, социальная структура, духовная жизнь

общества, сложившийся общественный порядок, функции могут быть

экономическими, идеологическими, охранительными, политическими как во

внешней, так и во внутренней деятельности государства.

В общем плане функции государства можно представить в виде следующей

системы.

Функции осуществления суверенитета.

1. Функции внешнего суверенитета:

— национальная оборона (или безопасность);

— осуществление внешних сношений.

2. Функции внутреннего суверенитета:

— внутренняя безопасность;

— правосудие и регистрация актов гражданского состояния.

3. Собственно политические функции:

— обеспечение функционирования политических институтов;

— взаимоотношения с общественными организациями и институтами;

— информирование общественности о политических

целях. //. Экономические функции.

1. Эмиссия денежных знаков.

2. Особые действия:

— в различных областях экономической жизни (например, создание

государственного сектора в одной из отраслей экономики);

—для осуществления различных функций и решения проблем, которые имеют

значение для всех или нескольких отраслей экономики (проведение

исследований, имеющих экономическое значение; выработка на их основе

прогнозов экономического развития и рекомендаций для бизнеса;

профессиональное обучение, капиталовложения).

3. Общая координация экономической и финансовой политики, включая

экономическое планирование (координация может осуществляться с помощью

государственного заказа, государственного кредитования, налогообложения).

///. Социальные функции.

1. Деятельность в области здравоохранения.

2. Деятельность в области жилищного и городского строительства.

3. Защита социальных и профессиональных прав и интересов.

4. Предоставление пособий «социально неполноценным» (инвалиды, матери-

одиночки, сироты, люди пожилого возраста, учащаяся молодежь).

5. Сохранение или преобразование социальных слоев и структур (например,

фермерство; предприятия, находящиеся в коллективной собственности).

IV. Культурно-воспитательные функции.

1. Организация проведения исследований проблем фундаментального или чисто

научного значения.

2. Образовательная функция (общее, профессиональное, художественное,

спортивное образование и развитие детей, подростков и юношества).

3. Организация досуга, культурных мероприятий и информирование

(неполитического характера) взрослого населения.

4. Охрана художественных и исторических ценностей, популяризация

художественных произведений.

Данная классификация не является исчерпывающей и оригинальной, но

соответствует современной практике управления демократических индустриально

развитых стран, если судить о ней по бюджетным документам.

11. Демократия и ее основные формы.

Демократия (греч. dеmokratнa, буквально - народовластие, от dеmos - народ и

krбtos - власть), форма политической организации общества, основанная на

признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в

решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом

прав и свобод. Д. в этой связи выступает прежде всего как форма

государства. Термин "Д." употребляют также применительно к организации и

деятельности др. политических и социальных институтов (например, партийная

Д., производственная Д.), а также для характеристики соответствующих

общественных движений, политических курсов, течений социально-политической

мысли.

Демократическим государством называется такое государство, устройство и

деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и

свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший

элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы

людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства

является суверенитет народа.

Государство может соответствовать характеристике демократического только

в условиях сформировавшегося гражданского общества.

В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов

народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и

гражданина.

Признаки демократического государства:

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные

учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом

принимать законы.

Представительные органы (парламенты, выборные органы местного

самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни

народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и

военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в

различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями,

но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной

власти и принятие бюджета.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший

признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь

формально демократических институтов с политическим режимом. Только в

условиях демократического режима права и свободы становятся реальными,

устанавливается законность и исключается произвол силовых структур

государства.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его

организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность

государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и

другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность.

Демократический политический режим характеризуется высокой степенью

политической свободы человека, реальным существованием политических и

правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное

управление обществом.

Государство не может обойтись без профессионального управленческого

аппарата, именуемого в социологии бюрократией (социологи не вкладывают в

этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли)

Основные формы демократии

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют

прямую, плебисцитарную и представительную демократию.

В прямой демократии между волей народа и ею воплощением в решения нет

опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений.

Прямая демократия сегодня используется организациях и небольших сообществах

(городах, общинах) как самоуправление. Распространенность прямой демократии

ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько

децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии

являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое

волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы

государственной власти.

Плебисцитарная демократия является другим каналом выражения воли народа.

Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность прямой демократии и

не выделяет ее в отдельную группу. Эта форма демократии представляет собой

голосование народа по важнейшим государственным вопросам, по проектам

законов и других решений через референдум, иногда называемый плебисцитом,

что в дословном переводе - народное решение. Референдумы бывают разных

видов. Одни из них представляют своеобразный опрос мнения, по которому

законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты (в марте

1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в

обновленном виде; в апреле 1991 г.- Российский референдум, в ходе которого

голосовавшие поддержали политику президента Б.Н. Ельцина). Результаты

референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются

конституции (или поправки к ней), проекты законов. В декабре 1993 г. был

одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность.

В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не

прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой

демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от

народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между

народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются

отношения, основанные на полномочиях и доверии.

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой

демократии указывают на сложность принятия согласованных решений; на

недостаточную компетентность и на эмоциональную неуравновешенность народа;

на высокую степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных

дебатов со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на

выборах не мудрым лидерам, а демагогам; на большой разброс мнений, что

мешает выработке решений. Кроме того, проведение референдумов сложно и

дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской

активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования, что

получило название абсентеизма (от лат. absentia - отсутствие). Сторонники

прямой демократии указывают на ее истинность, на то, что она способствует

расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную

демократию за возможность появления ряда негативных моментов:

- отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;

- возможность коррупции;

- приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;

- отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;

- возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий),

которые превращаются в центры принятия решений;

- на ослабление демократического контроля снизу.

Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы.

Некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом депутатов, которые

имеют возможность подготовительной работы с решениями, могут использовать

экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии

решения принимаются простым большинством, то при обсуждении того же вопроса

в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

Развитие современных компьютерных технологий приносит новые моменты в

развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают

решение проблемы низкой гражданской активности населения с развитием

"компьютерной демократии" (термин введен западными политологами Г. Краухом,

Б. Барбером, Н. Боббио) или "телематической демократией". Под телематикой

понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь

идет о возможности для гражданина, не выходя из дома, кнопочного или

телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов. Но

и здесь есть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии

(например, "тиранией некомпетентности" обывателя), может возникнуть

проблема с анономностью голосования. Если урна для голосования является

анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии

позволяют накапливать сведения о голосовавших [1].

Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного

соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия

представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. современные

ее формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля, о том,

что демократия является наихудшей формой правления, за исключением всех

других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии

заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность,

предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В

условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует

обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки

или критики, что является возможным благодаря независимой прессы.

12. Правовое государство и гражданское общество.

Впервые письменное упоминание о гражданском обществе можно найти в трудах

Аристотеля. Он писал, что прежде чем определить, что есть государство, —

необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное,

как совокупность граждан, гражданское общество.

Гражданское общество можно определить как совокупность семейных,

нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических

отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личности

и их групп.

Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет собой

необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на

разуме, свободе, праве и демократии.

Структура гражданского общества охватывает:

1) семью;

2) сферу воспитания и негосударственного образования;

3) собственность и предпринимательство;

4) общественные объединения и организации;

5) политические партии и движения;

6) негосударственные средства массовой информации;

7) церковь.

Этот список не исчерпывающий, его можно продолжить. Отметим ряд

существенных признаков, которые присуши гражданскому обществу:

Во-первых, это общество социального рыночного хозяйства, в котором

обеспечена свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда,

разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита,

общественная польза и добросовестная конкуренция.

Во-вторых, это общество, которое обеспечивает социальную защищенность

граждан, достойную жизнь и развитие человека.

В-третьих, это общество подлинной свободы и демократии, в котором

признается приоритет прав человека.

В-четвертых, это общество, построенное на основе принципов самоуправления и

саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов.

В-пятых, «открытость» гражданского общества.

Рассмотрев ранее структуру гражданского общества, мы можем сделать вывод,

что важнейшими структурными элементами гражданского общества являются:

— добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей

(семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации и другие

общественные объединения);

— совокупность негосударственных (т. е. неполитических) общественных

отношений;

— производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции;

— сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищенная от

вмешательства государственной власти.

Эти элементы рассматриваются либо как общественно-политические категории,

либо как самостоятельные конституционные (государственно-правовые)

институты, закрепляющие существенные черты и признаки гражданского

общества. Сре-;1И них можно выделить следующие институты:

а) основ экономических отношений;

б) основ социальных отношений;

в) основ духовно-культурных отношений;

г) основ политических отношений. Подытоживая сказанное, отметим, что

степень зрелости гражданского общества и всех его институтов является тем

критерием который характеризует стабильность и прочность конституционного

строя. Поэтому закрепление в конституционных нормах основ гражданского

общества позволяет юридически обеспечить независимость общества от

государства, предусмотреть гарантии от незаконного вмешательства последнего

в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия

на общественные отношения.

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является

правовым государством.

Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм,

утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение

государства обществу. Правовым считается такое государство, которое

признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей,

независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от

нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного

им публичным учреждением. Главное в идее правового государства —

связанность государства с правом, гарантирующая предсказуемость и

надежность его действий, подчинение государства праву, защита граждан от

возможного произвола со стороны государства и его органов.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само

ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны

подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица,

общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является

верховенство права.

Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Оно

выражается в том, что главные, основополагающие общественные отношения во

всех сферах общественной жизни регулируются законами. Верховенство закона

означает также его всеобщность. И, наконец, верховенство закона означает

утверждение его господства, т. е. такого его положения, когда выраженные в

нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты

общественной жизни без всякого исключения должны подчиняться его нормам

(ст. 15 Конституции РФ).

Почему характеристика правового государства связывается с верховенством

именно закона? Речь, казалось бы, должна идти не о законе, а о праве в

целом как системе общеобязательных норм, обеспечиваемых государством

независимо от того, в каких правовых актах они содержатся.

13. Понятие и сущность права

С позиций философии права само право может быть определено как нормативная

форма свободы посредством принципа формального равенства людей в

общественных отношениях. При

этом понимание права как общего масштаба и равной меры свободы людей будет

обязательно включать в себя и справедливость. Ведь справедливость потому,

собственно, и справедлива, что выражает общенаучную правильность, а это в

своем рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т. е.

существо и начала права.

Если же перейти теперь к формулировке строго операционального определения

права, выделив наиболее его существенные черты, то тогда необходимо

отметить, что, во-первых, право — это система общеобязательных норм; во-

вторых, нормы, из которых образуется право, выражаются в законах, иных,

признаваемых государством, писаных источниках; в-третьих, система норм,

образующих право, выступает в качестве общеобязательного критерия

правомерности поведения участников общественных отношений. Право под этим

углом зрения предстает в виде определения (меры) юридически дозволенного

правомерного поведения людей, их коллективов социальных образований и,

следовательно, критерия юридической правомерности этого поведения; в-

четвертых, право призвано направлять поведение участников общественных

отношений, причем так, чтобы основой такого поведения была юридическая

дозволенность.

В праве немалое место занимают также юридические запрещения, юридические

предписания и связанные с этим юридическая ответственность, иной

юридический инструментарий. Однако все-таки стержнем юридического

урегулирования, который и делает право правом, являются дозволения. Такое

понимание позволяет перекинуть мостик от формального строго

операционального определения права как системы норм к его общефилософской

характеристике, где первое место занимает категория свободы.

Суммируя все вышесказанное, можно дать следующее оп ределение.

Право — это система норм, выраженных в признаваемых го суцарством

источниках и являющихся общеобязательным норма тивно-государственным

критерием правомерно-дозволенного, также запрещенного и предписанного

поведения.

В заключение необходимо отметить, что сущность прав получает свое

развернутое выражение в его основных призна ках. Ими являются:

1) социальность (право регламентирует организацию про изводства,

распределение производимого продукта, рас пределение социальных ролей в

обществе и должносте в государстве, товарно-денежные отношения, отношс ния

собственности и т. д.);

2) нормативность (право выступает как система норм, ха рактеризуемых

логической структурой, установление;

масштаба и меры поведения);

3) обязательность (право обеспечено возможностью госу дарственного

принуждения);

4) формализм (право фиксируется в письменном виде, специальной форме);

5) процедурность (право включает в себя четкие процеду ры создания,

применения, защиты);

6) неперсонифицированность (право адресовано не к кон кретному лицу, а ко

всему обществу);

7) институциональность (правотворчество осуществляю строго определенные

органы государства, или этот про цесс идет под их контролем, как, например,

референ

Дум);

8) объективность (право закономерно появляется на этап

перехода общества к производящей экономике как ее тественный результат

развития регулятивной системы В различных теоретико-юридических концепциях

прав наделяется иными признаками, но теоретически обобщенны новые

исторические данные позволяют именно в системе ука занных признаков

определить право.

14. Право в системе социальных норм.

Социальные и несоциальные нормы.

Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность

организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы имеют общий характер,

регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение.

Система социальных норм общества призвана обеспечить общественный порядок.

В системе социальных норм выделяют, помимо правовых норм:

моральные нормы - правила поведения с точки зрения добра и зла;

религиозные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми

через призму божественного начала;

корпоративные нормы - правила поведения, регулирующие отношения людей в

организациях;

обычаи и традиции - стихийно сложившиеся правила поведения, закрепившиеся в

результате многократного повторения, зачастую передаваемые из поколения в

поколение;

ритуалы и обряды (символические действия);

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ