Теория государства и права
Теория государства и права
1. Предмет и метод теории государства и права.
Юридические науки представляют собой систему разнородных знаний,
объединенных одним объектом и взаимосвязанных между собой. Теория
государства и права является составной частью юридических наук и в то же
время это обществоведческая наука, имеющая свой особый предмет
исследования.
Объект науки — это то, что еще подлежит научному изучению с помощью
соответствующих познавательных средств и приемов. Из этого следует, что
процесс изучения объекта выражается в построении его мыслительного образа —
научной модели, оформленной в виде определенной системы понятий и
сущностных свойств объекта. Эти искомые сущностные свойства объекта в
конечном итоге и составляют предмет науки.
Иными словами, объект науки — это то, что мы знаем о явлении до его
научного изучения, а предмет — это соответственно то, что нам известно
после научного изучения.
Объектом теории государства и права являются непосредственно и государство
и право, а ее предметом — основные сущностные свойства государства и права,
точнее, наиболее общие закономерности возникновения, развития и
функционирования государства и права. Элементами предмета теории
государства и права являются сущностные характеристики политико-правовых
явлений, система категорий, понятий, принципов и аксиом, анализ
правотворческой, правоприменительной и интерпретационной практики, прогнозы
дальнейшего развития государства и права.
Информацию об исследуемом объекте получают при помощи системы
познавательных принципов, приемов, средств и способов, именуемых методами
научного исследования. Учение о методах научного познания называется
методологией.
Предмет теории государства и права и предметы других наук находятся в
тесной связи с методами их исследования. Теория определяет для исследования
те грани правового опыта, которые являются актуальными, существенными для
развития общества и науки, а методы определяют пути решения поставленных
проблем.
Между предметом и методом не существует непреодолимых барьеров. Для решения
той или иной научной задачи достигнутые методологические рубежи могут быть
базой новой теоретико-познавательной конструкции. А любое открытое явление,
закон науки перерастает в принцип исследования, в знание того, как добиться
желаемого результата.
Метод теории государства и права представляет собой совокупность приемов и
способов, с помощью которых изучается право и государство. Все методы
теории государства и права подразделяются на общенаучные, специальные и
частнонаучные.
К общенаучным методам относятся:
1) диалектический метод познания явлений в их развитии и самодвижении;
2) метод анализа, состоящий в расчленении объекта (мысленно или реально) на
элементы;
3) метод синтеза, означающий соединение разрозненных элементов в единое
целое;
4) метод индукции, представляющий собой умозаключение от фактов к некоторой
гипотезе (общему утверждению);
5) метод дедукции — умозаключение от общего к частному;
6) метод абстрагирования сводится к отвлечению от частных признаков
отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения
цельного знания о предметах и явлениях.
Если общенаучные методы используются во всех науках, то специальные в
нескольких. К ним следует отнести системный, в основе которого лежит
рассмотрение объектов как систем. Этот метод ориентирован на раскрытие
многообразных типов связей в объекте и сведении их в единую теоретическую
картину
Статистический метод состоит в получении, обработке, анализе информации,
характеризующей количественные закономерности жизни общества.
Математический метод заключается в использовании специфических
математических приемов, средств для анализа политико-правовой реальности.
Конкретно-социологические методы используются во многих науках. В целом они
сводятся к наблюдению, опросу (интервьюирование и анкетирование) и
моделированию, т. е. построению и изучению моделей реально существующих
государственно-правовых явлений.
Частнонаучные методы всегда используются только в конкретной науке. В
теории государства и права к ним относятся:
1) метод сравнительного правоведения, т. е. изучение правовых систем
различных государств путем сопоставления одноименных государственных и
правовых институтов, систем права, их основных принципов и т. д.;
2) метод правового эксперимента, означающий апробацию законодательных
нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и
возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;
3) метод правового прогнозирования, состоящий в изучении перспектив
развития государства и права;
4) формально-юридический метод исследования, при котором право изучается
само по себе, вне связи с другими сферами жизнедеятельности общества
(экономической, социальной, политической и т. д.). Весь набор методов,
имеющийся в распоряжении теории государства и права, позволяет обеспечить
ее высокую практическую результативность, систематизировать и оценить
накопленный фактический материал и сделать обоснованным прогнозы по
перспективам развития государства и права.
2. Понятие государства и его признаки.
Характерной чертой всех догосударственных форм общественного устройства
была неопределенность территориальной организации. Границы территории
родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные
конфликты между соседними общинами. Что же касается государства, то его
отличает наличие четко определенных внешних границ и внутреннего
административного или сеньориального деления. Установление такого деления
обусловлено задачами управления территорией государства, сбора дани,
удержания в повиновении население страны.
Государство — это прежде всего территориальная организация населения.
Именно над этой территорией и проживающими на ней людьми распространяется
государственная власть. И здесь не важно, какую национальность, расовую и
этническую принадлежность имеют эти люди. Главным является географическое
место их проживания, что предопределяет их гражданство или подданство, т.
е. определенную политико-правовую связь с конкретным государством.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих
территорию данной страны, независимо от их принадлежности к какому-либо
роду или племени. Это означает, во-первых, что государство имеет
территорию, определяет и охраняет свои границы, защищает ее от нападения
извне. Во-вторых, постоянное население данной территории (страны), как
правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или
гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее
пределами. Территориальные пределы государственной власти распространяются
и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства
(подданства) — апатридов.
Следующим важным признаком государства, без которого немыслимо его
существование, является население, т. е. человеческое сообщество,
проживающее на данной территории. Для образования государства численность
его населения, расовый или национальный состав не имеют решающего значения.
Несколько тысяч или многомиллионное население одинаково могут являться
человеческой базой для организации государства (Ватикан, Монако,
Люксембург, Лихтенштейн, Исландия и т.д., с одной стороны, и такие
многомиллионные гиганты, как Китай или Индия, — с другой).
Определяющей роли для образования государства не играет и его национальный
состав. Население, проживающее на определенной территории, находящееся под
юрисдикцией конкретного государства, может быть многонациональным,
многоэтническим, как Россия, США, Индия, Китай, или состоять в подавляющем
большинстве из представителей одной нации (Польша, Германия, Венгрия и
т.д.). Однако ни то, ни другое не мешает образованию государства в одних
случаях с многонациональным составом, в других — почти мононациональным
составом населения.
При родовом строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими
вместе со всеми в труде, ведении добывающего хозяйства. Управление делами
общины не было закреплено за особой группой людей, составляющей особый вид
профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными членами общины, рода в
соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли «должности»,
а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти
родового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом
принуждения. Их решения, в том числе наказание или принуждение силой,
выполнялись самими членами рода.
В отличие от этого устройства, для государства характерно возникновение и
наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из
общества и не совпадающей с населением страны. Иначе говоря, государство,
наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими
приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета,
исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и
защиты общества), выделенными из общества, существующими специально для
выполнения этих, ставших специфическими государственных функций.
Воплощенная в государственных органах публичная власть трансформируется в
государственную власть, и ее реализация обеспечивается всей мощью
государственного аппарата.
Главными признаками государственной власти являются:
а) суверенность;
б)легитимность.
Суверенность государственной власти означает ее верховенство на территории
конкретной страны, а также ее независимость в международных отношениях.
В свою очередь, легитимность получает выражение в положительной оценке, ее
правомерности. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и
справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее
соответствием ценностным представлениям большинства граждан с консенсусом
общества в области основополагающих политических ценностей.
3. Основные теории происхождения государства.
Одной из первых возникла теологическая теория. Ее основоположниками были
религиозные деятели Востока и средневековой Европы VI—XIII веков. Одним из
самых видных авторов этой теории был Фома Аквинский, сформулировавший
основные ее положения в своем сочинении «О правлении властителей» (XIII
в.).
Смысл данной теории заключается следующем: государство — это результат
«божественного промысла»; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется
Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью за
Земле;
люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.
Не менее древней была и патриархальная теория, основание которой
принадлежит Аристотелю (387—322 гг. до Р. X.), написавшему работу
«Политика». Окончательно ее развил Филмор в своей книге «Патриарх» (XVII
в.).
Согласно патриархальной теории, государство — это продукт разросшейся
семьи. Являясь первоначальной формой организованного общения, семья затем
делится. Но поскольку в людях заложена потребность в общении, а также под
влиянием экономических условий, семьи, уверенные в своем общем
происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности,
объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных
превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда
утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной
основы. Собственно, государственная власть государя, власть монарха.
Значительной теорией происхождения государства является договорная теория,
получившая широкое распространение в XVII—XVIII веках. Ее основоположниками
являются Г. Гроций («О праве войны и мира»), Т. Гоббс («Левиафан»), Дж.
Локк («Два трактата о правлении»), Ж.Ж. Руссо («Об общественном
договоре»).
По мнению всех указанных мыслителей, люди вынуждены были заключить договор
всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Люди отказались от
части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Ограничив себя в
правах, они ввели запрет делать то, что пагубно для жизни. Таким образом,
был заключен договор всех со всеми, позволяющий установить мир.
Отказавшись быть единственным гарантом своих естественных прав, люди
передали эту обязанность государству
Сам по себе общественный договор понимался не как исторический факт
подписания людьми конкретного документа, который лег в основу появления
государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились
путем молчаливого признания необходимости учреждения некоего единого
объединяющего всех центра.
В XIX веке появилась следующая весьма значительная теория происхождения
государства, которую именуют по-разному: классовая, историко-
материалистическая, марксистская. Наиболее полно она изложена в книге Ф.
Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Согласно марксистской концепции государство возникло прежде всего в силу
экономических причин: общественного разделения труда, появления
прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на
классы с противоположными экономическими интересами. Именно этими
экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменен
государством.
Во второй половине XIX века появилась теория насилия. Ее авторами выступили
К. Каутский («Материалистическое понимание истории»), Л. Гумплович («Расы и
государство), Е. Дюринг («Ценность жизни»). Они объясняли возникновение
государства факторами внешнего и внутреннего насилия. Каутский и Гумплович
объясняли возникновение государства через завоевание одного племени другим.
Именно для подавления порабощенного племени и создается государственный
аппарат. По мнению Дюринга, собственность, классы и государство — результат
насилия одной части общества над другой.
Тогда же Ж. Гобино в труде «Опыт о неравенстве человеческих рас» была
создана расовая теория. Она основывалась на постулате о том, что
человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом,
психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на
высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той
причине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечисленных
отношениях. Государство появляется для господства одних рас над другими.
Гобино напоминал о том, что большой вклад в создание цивилизации сделали
представители белой расы.
Французский этнограф и социолог XX века Леви-Стросс в работе «Структурная
антропология» выдвинул инцестную (половую) теорию. Суть ее состояла в том,
что особенности воспроизводства человека, а именно введение запрета
инцеста, т. е. кровосмешения, явились исходным социальным фактом в
выделении человека из мира природы, приведшим к возникновению государства.
Поддержание запрета инцеста требовало, в свою очередь, наличия особой
группы людей, которые бы занимались, во-первых, контролем за соблюдением
запрета, а во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. В
дальнейшем эта группа людей, специализировавшаяся на поддержании запрета
инцеста, стала одновременно выполнять и другие общественные функции. Именно
таким образом постепенно и происходило образование государственной
структуры.
Другой французский ученый первой половины XIX века Галлер в своем труде
«Реставрация политической науки» создал патримониальную теорию. Согласно ей
государство выросло из права собственника на землю (патримониум).
В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и
находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация
власти в руках вождей (они же становятся собственниками земли племени).
Постепенно власть вождей становится государственной. Это не что иное, как
медленно, путем продолжительных и незаметных изменений, преобразованная
власть собственника над живущими на его земле.
Государственная территория выходит из государевой земли. Государственное
хозяйство, финансы образуются постепенно из частного хозяйства вождя.
Необходимые расходы долгое время покрываются только за счет частных средств
государя. Налоговое обложение рассматривается не как государственная
обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы подчиненного
управления формируются из его частных слуг. Такова суть патримониальной
теории.
На рубеже XIX—XX веков французским социологом Г. Тар-дом («Социальные
законы») и русским юристом Л. Петражиц-ким («Теория права и государства в
связи с теорий нравственности») была создана психологическая теория. Ее
авторы исходили из того, что появление государства и права является
результатом, проявлением свойств человеческой психики: потребностью
подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного
общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и
отношений и др.
Во второй половине XX века появляется ирригационная теория, которую
связывают с именем немецкого ученого К.А. Вит-тофогеля, написавшего работу
«Восточный деспотизм». В этой книге возникновение государства связывается с
необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в
восточных аграрных обществах.
Ирригационные работы, являясь довольно сложными и трудоемкими, требовали
умелой организации. Ее стали осуществлять специально на то поставленные
люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства,
организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе
строительства. Кроме того, необходимо было эти гигантские ирригационные
сооружения всегда держать в порядке и, в частности, защищать каналы от
заиливания, обеспечивать по ним судоходство. Это было под силу лишь
специально поставленным людям, управленцам-чиновникам, которые в конечном
итоге и поработили общество.
4.Основные теории происхождения права.
Мыслители различных времен и народов по разному объясняли и объясняют когда
и в силу каких причин возникают гос-во и право. Одни считают что гос-во и
право это вечные спутники человеческого общества поскольку они возникают
одновременно с обществом и существуют до тех пор пока существует общество.
По мнению др. исследователей (большинство) гос-во и право возникает не
одновременно, а лишь на определенной ступени его исторического развития.
Наиболее распространеными теориями происхождения гос-ва и права являются:
теологическая (теос греч. - бог), патриархальная, договорная, теория
насилия, макрсиско-ленинская и др. Теологическая зародилась в глубокой
древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья. Определенное
распространение имеет и сейчас. Наиболее видным представителем этой теории
является средневековый ученый-богослов Фома Аквинский 13 век. Теологическая
теория не разграничивает процесс возникновения общ-ва, гос-ва и права. Общ-
во а вместе с ним гос-во и право возникают одновременно и являются
творением божественного разума. Все что сущ-ет на земле по воле бога. Гос-
во и право вечны как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле.
Патриархальная теория (древняя) – её основоположниками были древнегреческие
мыслители Платон и Аристотель 3-2 век до н.э.. Согласно этой теории гос-во
возникает в результате разростания семьи. По мнению Аристотеля разростание
семьи ведет в начале к появлению поселений которые за тем преобразуются в
гос-во. Согласно этой теории глава семьи – патриарх, становится главой гос-
ва – монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением
власти над своими детьми – своими подчиненными. Патриархальная теория имела
распространение в 17, 18 века. Русский философ – Михайловский. В настоящее
время эта теория рассматривается как не вполне научная. Договорная теория
выр-ся в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё
развитие получила в 17 –18 веках хотя истоки этой теории находятся в трудах
еще мыслителей древней греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными
представителями были: Гроцель, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев.
Согласно договорной теории гос-во – результат общественного договора о
правилах совместного проживания. До появления гос-ва люди находились в так
называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода
и равенство всех членов общ-ва (Локк), либо война всех против всех (Гоббс),
либо всеобщее благоденствие Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал
определенной суммой неотъемлемых естественных прав полученных от бога или
от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти
способной защитить человека и гарантировать его естественные права. По
этому что бы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и
нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное
соглашение о создании гос-ва передав ему как органу представляющему их
общие интересы часть своих прав. Теория насилия возникает в 19 веке в
Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия и теория внешнего
насилия. Основоположник теории внут. насилия является нем. философ Е.
Дюринг. Согласно теории внут. насилия гос-во возникает в результате насилия
одной части об-ва над другой в целях подчинения меньшинства большинству.
Гос-во создается как сила выражающая общественные интересы и обладающая
способностью применять насилие к той части общ-ва которая не желает
подчинятся воли большинства. Теория внешенего насилия – немец. мыслители
Гумплович и Каутски. Согласно теории внешнего насилия гос-во возникает в
результате завоевания одного племени или народа другим. Гос-во создается
как аппрат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для
завоевателей порядка. С этой же целью создается и право. Марксисткая теория
(классовая, экономическая) возникла в 19м веке основоположники Маркс и
Энгельс. Энгельс ,,Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва” -
Ленин полностью разделял. Советская наука и наука др. социал-их стран
считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксиской теории
гос-во и возникает как результат раскола общества на антогонистические
классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение гос-ва и
права как естественно исторический процесс развивающийся по своим
собственны законам. С точки зрения Марксиской теории развитие экономи в
первобытном общ-ве привело к ирем крупным общ-ым разделениям труда
(выделение пастушечьих племен, отделению ремесла от земледелия, появлнеи
купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общ-ва на
антогонистические классы и к классовй борьбе. Гос-во, а вместе с ним и
право создаются классом собственников (эксплуататоров) для удержания в
повиновении, для подавления классов не собственников (эксплуатируемых).
5. Типология государства.
Согласно сложившемуся в юридической, философской и социологической
литературе мнению, типология («типизация») или классификация государств по
типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс
познания естественно-исторического развития государства и права, как
отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства
другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания
исторического процесса развития государства и права.
В то же время следует отметить, что какой-либо утвердившейся общей
типологии государства не существует. Само понятие «тип государства» служит
для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих
возможность определить типовую принадлежность государства, т. е. родство с
другими государствами.
Основу типологии составляют различные подходы. Главными являются
формационный и цивилизационный.
Формациоиный подход сформировался в рамках марксистской доктрины. Согласно
этому подходу выделяются четыре типа государства: рабовладельческое,
феодальное, буржуазное и социалистическое (оно, по представлению
марксистов, соответствовало первому, социалистическому этапу
коммунистической формации). Хотя в «чистом виде такие формации не
существовали, а вопрос об «азиатском способе производства», о котором
говорил К. Маркс, после многочисленных и вековых дискуссий так и не был
решен, указанная выше типология имеет методологическое значение для науки.
В основу цивилизационного подхода были положены работы как русских ученых —
Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, так и зарубежных философов и историков
— О. Шпенглера и А. Тойнби.
При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько
материальными, сколько культурными факторами. В соответствии с теорией
Тойнби в ходе исторического развития сложилось более двадцати цивилизаций,
которым соответствуют определенные типы государственности.
В соответствии с периодами исторического развития различают два типа
цивилизаций: древние — локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская,
эгейская, индская — цивилизации доколумбовой Америки и т. д.); особенные
цивилизации (дальневосточная, индийская, исламская, восточноевропейская и
западноевропейская).
По характеру организации государственно-политических институтов различают
первичные и вторичные цивилизации.
Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали
как политико-религиозные комплексы, обожествлявшие монархов и занимавшиеся
активной внешней экспансией. Различие между светской и религиозной властью
не проводилось.
Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские, выступали в
обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть
монарха рассматривалась как проявление божьей воли. Для вторичных
цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью
государства и религиозной властью Церкви.
На сегодняшний день цивилизационный подход к типологии государства
является, по всей вероятности, перспективным, однако на данный момент он
находится в стадии становления. В связи с этим вполне справедливо
отмечается, что в типологии государства следует учитывать как
цивилизационный, так и формационный подход.
В этом плане представляется плодотворной концепция типологии государства,
выдвинутая А. Б. Венгеровым. Она позволяет преодолеть прямолинейность и
финалистский характер марксистской типологии (ведь согласно последней
государство должно отмереть, а ему на смену придет коммунистическое
общественное самоуправление).
Отталкиваясь от исторического процесса, А. Б. Венгеров вполне справедливо
выделил в качестве первого типа — город-государство. Именно с него началось
развитие государственности у древних египтян, шумеров, греков, славян, майя
и многих других народов.
В разные исторические эпохи, в различных регионах мира город-государство
дал начало сразу трем типам: азиатскому в эпоху древнего мира и
средневековья в афро-азиатском регио
не; античному в Средиземноморье (древний мир); феодальному у славян и
германцев в раннем средневековье. Однако феодальный тип вырастал также из
античного на развалинах Западной римской империи (варварские королевства) и
в условиях Византии. В условиях буржуазной революции на смену феодальному
типу приходит капиталистический (буржуазный) тип государства. Наконец, в
условиях XX века появился тоталитарный тип государства (СССР, гитлеровская
Германия, фашистская Италия, франкистская Испания, страны социализма).
Кроме вышеприведенных подходов к типологии государств в зарубежной науке
существуют и иные. Так, с точки зрения в основном социальных критериев
выделяют следующие государства:
— демократические и автократические;
— социальные и асоциальные (государственная власть практически не
осуществляет мер по предоставлению социальных услуг населению);
— светские, теократические и клерикальные;
— правовые и полицейские.
6. Форма государства: понятие и элементы.
Форма государства — это единство трех ее основных элементов: формы
правления, формы государственного устройства и государственного режима.
Иными словами, это совокупность существенных сторон (способов) организации,
устройства и функционирования государственной власти. По мысли выдающегося
русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное
понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй
жизни, живая организация власти народа.
Таким образом, понятие формы государства охватывает:
а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и
принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение
государства как целого с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его
возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность и тип
государства.
Первый элемент формы государства — форма правления. Это организация
верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их
взаимоотношения с населением.
Основными видами формы правления являются монархия и республика.
Форма государственного устройства — это внутренняя национально-
территориальная организация государственной власти, деление территории
государства на те или иные составные части, их правовое положение,
взаимоотношение между государством в целом и его составными частями.
Основные виды формы государства: унитарное (простое) государство, федерация
и империя. Особо выделяется конфедерация, представляющая собой объединение
независимых государств.
Государственный режим представляет собой совокупность приемов, методов и
способов, с помощью которых осуществ-
ляется государственная власть. Причем это составная часть политического
режима.
Политический режим — это функциональная характеристика политической системы
и включает в себя не только методы государственного властвования, но и
характерные способы деятельности негосударственных политических организаций
(партии, движений, союзов). Государственный режим опирается на право, а
политический режим основывается не только на правовых, но и на иных
социальных нормах (моральных, партийных, политических).
Основные виды государственного режима: абсолютизм, дуализм, парламентаризм,
министериализм, партократия.
7. Формы правления: понятие и виды.
Форма правления — это организация верховной государственной власти, порядок
образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Форма правления показывает, как создаются высшие органы государства и
каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими
государственными органами и государственными органами на местах; как
строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и
населением страны; в какой мере организация высших органов государства
позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Основными видами формы правления являются монархия и республика. Монархия —
это государство, в котором верховная государственная власть формально (либо
частично, либо полностью) сосредоточена в руках единоличного главы
государства — монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в
большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.
Монархии подразделяются на абсолютные и конституционные.
Абсолютная (неограниченная) монархия — это форма правления единодержавного
характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и
контролирует правосудие. Основными признаками абсолютной монархии являются:
1) существование единоличного носителя верховной власти монарха;
2) монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно и передает ее
по наследству;
3) монарх представляет государство по собственному праву, которое не
производно от власти народа;
4) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.
Примером абсолютной монархии сегодня могут служить Оман, Бутан, Бруней.
Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия — это
форма правления, при которой глава государства одновременно представляет
светскую и религиозную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).
Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму
правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом —
парламентом — и особым правовым актом — конституцией.
Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.
В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный
характер. Монарх выражает интересы помещиков и духовенства. Он формирует и
возглавляет ответственное перед ним правительство. Парламент формируется
выборным путем и представляет интересы буржуазии и интеллигенции.
Дуалистическая монархия может быть охарактеризована как переходная. Король
и помещики уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а
буржуазия не в силах взять всю полноту власти. Пример такой монархии —
Иордания и Марокко.
В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует,
но не правит». Монарх является лишь главой государства и выполняет сугубо
представительские функции. Вся законодательная власть принадлежит
парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.
Все акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассигнации)
соответствующего министра, т. е. министр принимает на себя политическую и
юридическую ответственность за данный акт.
Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху,
верностью традициям и особенностям национального менталитета. Таковы
Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада,
Дания, Норвегия, Швеция, Япония.
Республика — это государство, в котором высшие органы государственной
власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями.
Признаки республики следующие. Во-первых, выборность на определенный срок
главы государства и других высших органов государственной власти. Во-
вторых, осуществление государственной власти от имени народа. В-третьих,
юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных
законом. В-четвертых, обязательность решений верховной государственной
власти.
Основными видами республик являются президентская, парламентская и
смешанная.
Президентская характеризуется тем, что президент одновременно является и
главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он
свободен в назначении министров, ответственных перед ним.
Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а
президент не имеет право роспуска парламента. И президент, и парламент
избираются народом.
Родина президентской республики — США.
В условиях парламентарной республики президент является только главой
государства и избирается парламентом или коллегией выборщиков, созданной на
основе парламента. Правительство формируется парламентом и ответственно
перед ним. Все действия президента подлежат контрассигнации со стороны
парламента. Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция,
Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и Эстония.
Во второй половине XX века во Франции возникла смешанная республика. Глава
государства — президент избирается народом, как и парламент. Он назначает
главу правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет право
выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку
президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента.
8. Формы государственного устройства: понятие и виды.
Под формой государственного устройства понимается внутренняя национально-
территориальная организация государственной власти, деление территории
государства на те или иные составные части, их правовое положение,
взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Таким образом, форма государственного устройства показывает, из каких
частей состоит внутренняя структура государства; каково положение этих
частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между
центральными и местными государственными органами; в какой государственной
форме выражаются интересы каждой проживающей нации.
Основными видами формы государственного устройства являются унитарный и
федеративный.
Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных
Страницы: 1, 2, 3
|