Рефераты
 

Исследование возможностей проектирования, создания и использования компьютерного тестирования в системе дистанционного обучения Moodle

исловой.

Множественный выбор.

В настоящее время отсутствует графический интерфейс для создания таких вопросов, поэтому Вам необходимо использовать текстовое поле и специальный формат для создания вопросов. Вопросы можно импортировать из файла, созданного в другой программе, например Hot Potatoes.

Для вопроса типа "Короткий ответ" можно указать комментарий для любого ответа, кроме явно указанных ответов. Для этого в качестве последнего варианта ответа используется символ звездочка (*).

Вводимые интернет-адреса (www.moodle.org) автоматически преобразуются в гиперссылки www.moodle.org, а смайлики: -) - в изображения.

Далее в качестве примера приведен текст вопроса в редакторе Moodle:

Рисунок 2.9 - Вопрос типа Вложенные ответы в редакторе Moodle и отображение этого вопроса в браузере:

Рисунок 2.10 - Отображение вопроса типа Вложенные ответы в браузере

2.6.1.6 Вопрос на соответствие

Параметр
Перестановка - установка флажка обеспечивает случайный порядок следования отдельных вопросов в этом вопросе. Необходимо, чтобы также был включен случайный порядок ответов в настройках теста. (Варианты ответов в вопросах на соответствие всегда располагаются случайным образом и не зависят от настроек теста).

В качестве вариантов вопросов (не вариантов ответов!) кроме текста могут использоваться формулы и изображения. Для этого в поля ответов вставляются гиперссылки на изображения в виде HTML-тегов

Учитывайте одну особенность ввода вариантов ответов. Поля их ввода не поддерживают HTML-форматирование и введенный текст всегда располагается в ОДНОЙ СТРОКЕ. При значительной длине введенного текста он не помещается по ширине окна браузера и на странице возникает горизонтальная полоса прокрутки. Поэтому студент при ответе на подобный вопрос вынужден прокручивать страницу вправо, чтобы дойти до стрелки, управляющей выпадающим списком. В связи с этим он НЕ МОЖЕТ одновременно видеть варианты вопросов и соответствующие им ответы! Если невозможно сократить тексты ответов, то поменяйте местами ответы с вопросами (последние при длинном тексте автоматически располагаются на нескольких строках).

2.6.1.7 Короткий ответ

Чувствительность ответа к регистру - параметр определяет, важен ли регистр в ответе, т.е. различаются или нет заглавные и прописные буквы. В последнем случае ответы "Киев" и "киев" будут признаны верными.

В случае единственного правильного ответа его оценка должна соответствовать 100%. Другие варианты заполнять не следует.

Правильным ответом может быть и число, т.е. допустимы варианты, когда правильными ответами на вопрос будут "24" и "двадцать четыре".

Создание вопросов типа короткий ответ требует однозначной трактовки вопроса. Ведь студент не видит возможные варианты ответов и не выбирает из имеющихся вариантов, а должен ввести ответ сам. Всегда учитывайте возможность написания студентом синонимов к введенному правильному ответу, правильного ответа с другим окончанием, в другом падеже и т.д.

Вы можете использовать символ "звездочка" (*) в качестве шаблона, заменяющего любую последовательность символов. Например, крас*ый будет соответствовать любому слову или фразе, начинающейся с "крас" и заканчивающейся "ый" (красный, красивый, красочный). Наиболее удобно использовать звездочку в конце слова для указания возможности использования различных окончаний (аналитическ*). Когда звездочка не используется, ответы сравниваются побуквенно. Обращайте внимание на орфографию!

В случае ввода в качестве правильных ответов нескольких слов-синонимов, можно за каждое из них выставить разные оценки.

2.6.1.8 Случайный вопрос на соответствие

После небольшого вступления студенту предлагается несколько
вопросов и соответствующее число ответов. Для каждого из вопросов только один ответ является правильным. Студент должен выбрать для каждого вопроса соответствующий ему ответ. Каждый вопрос автоматически имеет одинаковый вес.

Отличие данного типа от Вопроса на соответствие в том, что вопросы случайно выбираются из набора вопросов типа Короткий ответ, находящихся в данной категории. При каждом прохождении теста выбираются разные вопросы. Количество вопросов можно регулировать значением параметра Количество выбираемых вопросов.

Один и тот же вопрос несколько раз в одном тесте использоваться НЕ МОЖЕТ! Поэтому в данной категории как минимум должно присутствовать то количество вопросов типа Короткий ответ, которое задано параметром Количество выбираемых вопросов!

Учтите, что если часть вопросов типа Короткий ответ уже используется в этом тесте в качестве самостоятельных вопросов, то для использования в тесте Случайного вопроса на соответствие количество вопросов Короткий ответ в данной категории должно быть увеличено на количество самостоятельно используемых в тесте Коротких ответов.

При использовании Случайного вопроса на соответствие все вопросы типа Короткий ответ в данной категории должны относиться к одной области знаний. Иначе студенту будет достаточно легко выбрать соответствие.

2.6.1.9 Описание

Этот тип вопроса на самом деле вопросом не является
. Все что он делает - отображает некоторый текст, не требующий никакого ответа от студента. Может содержать изображение под текстом.

Описание можно использовать, чтобы отобразить описание следующей группы вопросов.

Может использоваться Общий отзыв, но он отображается только на странице просмотра. Содержание "вопроса" отображается и при прохождении попыток теста и на странице просмотра. НЕ ЗАДАВАЙТЕ в Описании вопросы студентам, они на них ответить НЕ СМОГУТ!

2.6.1.10 Эссе

На вопрос
(который может включать и изображения) студент пишет ответ в формате эссе. При создании вопроса эссе необходимо заполнить 3 поля: название вопроса, текст вопроса и общий комментарий, которые для удобства отображаются одновременно.

Вопрос Эссе - единственный из всех типов вопросов, который требует ручного оценивания преподавателем.

Ответы на вопросы эссе оцениваются преподавателем только после того, как он их просмотрит; преподаватель может оставить отзыв и оценить эссе студента.

Обычно студент может ввести ответ, используя HTML-редактор Rich-text. Однако, если на странице содержится больше одного вопроса эссе, то Rich-text редактор будет доступен только для первого вопроса.

2.6.1.11 Случайный вопрос

Это средство, которое разрешает случайным образом выбирать
для включения в тест имеющиеся в данной категории вопросы. Случайный вопрос не содержит собственной учебной информации, это только ссылка на другие вопросы этой категории.

Когда Вы помещаете Случайный вопрос в тест, то при каждом тестировании на его место будет подставлен некоторый вопрос, выбранный случайным образом из данной категории.

Один и тот же вопрос в одном тесте несколько раз использоваться НЕ МОЖЕТ! Поэтому категория должна содержать "лишние" вопросы, явно не включенные в тест.

Максимальная оценка для выбранного вопроса всегда будет такой, какая установлена для Случайного вопроса.

Если Вы создаете тест, содержащий 10 случайных вопросов, то каждый студент, скорее всего, получит различные наборы из 10 вопросов при каждой попытке пройти тест (при достаточном количестве "свободных" вопросов в данной категории).

Помните, что Вы можете использовать Случайные и неслучайные вопросы одновременно, если хотите, чтобы какие-то конкретные вопросы были обязательно включены в тест. Для этого случайные вопросы нужно выделить в отдельную подкатегорию.

2.6.1.12 Вопросы типа Image Target

Для расширения возможностей тестирования был добавлен новый тип вопросов Image Target
(http://moodle.org/mod/data/view. php? id=6009).

Для того, чтобы установить данный модуль, необходимо скачать архив с сайта MOODLE и распаковать его в директорию quiz на сервере MOODLE. После этого необходимо разрешить доступ к этой папке на сервере, иначе модуль может некорректно работать. Так же необходимо включить поддержку Javascript в браузере.

Этот тип вопроса подразумевает, что пользователь выберет нужную зону изображения, которая и будет являться ответом. Этот вид вопроса не похож ни на какой другой, поскольку он использует механизмы Javascript.

Такой вопрос очень полезен для больших картинок со множеством элементов. Допустим, преподаватель хочет узнать, разбирается ли студент в портах ввода\вывода. Он находит фотографию задней стенки ПК, где расположены порты, загружает её в курс, добавляет вопрос типа Image Target и определяет зону, где расположен COM-порт. После этого студент заходит в тест, смотрит на картинку и мышкой выбирает тот порт, который кажется ему похожим на COM. Если он угадывает, попав мышкой в нужную зону, то ему выводится комментарий к правильному ответу и начисляются баллы.

2.6.2 Создание тестовых вопросов в редакторе Word

Использование редактора Word существенно ускоряет создание тестовых вопросов, особенно если речь идет о большом количестве подобных или однотипных вопросов, так как Word позволяет скопировать вопрос в буфер обмена, а потом несколько раз вставлять его, легко внося нужные исправления.

Вопрос можно подготовить на компьютере, не подключенном к Интернету. Преимуществом Word является и то, что он осуществляет проверку орфографии.

Чтобы воспользоваться этим способом создания вопросов надо:

1. Создать файл Word на основе специального шаблона, разработанного Mikko Rusama.

2. Создать в этом файле тестовые вопросы и экспортировать их в формат GIFT.

3. Импортировать в Ваш курс вопросы из файла в формате GIFT.

Как загрузить и открыть файл шаблона Файл шаблона можно скачать с сайта moodle.org (http://moodle.org/file. php/25/files/Moodle_v09_FullRussian. dot).

Файл шаблона Moodle_v09_FullRussian. dot можно получить в ЦДО ХНАГХ.

Сохраните файл шаблона на свой локальный компьютер. Лучше его сохранять там, где сохраняются все шаблоны Word (по умолчанию эта папка имеет название c: \Documents and Settings\Имя пользователя\Application Data\Microsoft\Шаблоны).

В таком случае Вы сможете создавать файлы на основе этого шаблона, выбрав в меню Файл > Создать > Шаблоны на моем компьютере >Moodle_v09_FullRussian.

Если же Вы запишете шаблон в другую папку, то будете открывать его как любой другой файл.

Однако, куда бы Вы не записали файл шаблона, прежде чем его открыть, надо обязательно убедиться, что в Word не установлен высокий уровень безопасности, иначе макросы этого шаблона будут отключены и шаблон не будет выполнять своих функций.

Итак, Вам надо выбрать в меню: Сервис > Макрос > Безопасность > Средняя > ОК:

Рисунок 2.11 - В Word следует установить средний уровень безопасности

Средний уровень безопасности означает, что при открытии файла, содержащего макросы, пользователю выводится соответствующее предупреждение, так как макросы - это программы, а среди них могут быть и вирусы. Если пользователь не уверен, он имеет возможность отключить макросы.

В файле этого шаблона макросы полезные и, открывая этот файл, Вам надо нажать кнопку Не отключать макросы:

Рисунок 2.12 - Предупреждение системы безопасности

2.6.2.1 Как вводить вопрос, пользуясь шаблоном

Открыв файл шаблона
Moodle_v09_FullRussian. dot, Вы увидите образцы тестовых вопросов (рисунок 2.13).

Они приведены лишь для того, чтобы показать Вам, как выглядят вопросы в этом шаблоне. Ознакомившись с образцами, удалите их и переходите к созданию собственных вопросов.

Рисунок 2.13 - Образцы тестовых вопросов

Рисунок 2.14 - Чтобы ввести новый вопрос, раскройте список меню Вопросы и выберите в нем один из следующих шести типов вопросов:

1. Альтернативный (Верно/Неверно). Здесь Вы можете ввести утверждение, которое студенты должны распознать как правильное или неправильное, дав ответ Верно или Неверно. Для удобства правильные ответы здесь и в рассмотренных ниже других типах вопросов отображаются зеленым цветом, ошибочные - красным.

2. На соответствие. После введения самого вопроса, Вам надо сформировать два списка: левый и правый (например, список стран и список их столиц). Левый список подсвечивается синим цветом, правый - желтым. Студенты должны установить правильное соответствие между элементами двух списков. Списки должны содержать не меньше трех элементов. При введении списка переход от одного элемента к другому осуществляется нажатием клавиши Enter.

3. Числовой вопрос. Введя текст вопроса, нажмите Enter и введите ответ в форме числа. Целую часть числа от десятичной дроби следует отделять точкой, а не запятой.

4. Короткий ответ. Введя текст вопроса, нажмите Enter и введите ответ. Если ответов несколько, то каждый из них вводится в отдельной строке. Ответы могут быть как правильные, так и неправильные. Изменение статуса ответа из правильного на неправильный и наоборот осуществляется с помощью кнопки Верный/Неверный ответ.

5. Множественный выбор. Этот вопрос может допускать как один, так и несколько правильных ответов. Вам надо ввести сначала текст вопроса, потом ответ на него. Изменение статуса ответа из правильного на ошибочный и наоборот осуществляется с помощью кнопки Верный/Неверный ответ. Если правильных ответов несколько, то Вы должны задать весовые коэффициенты: положительные для каждого правильного и отрицательные для каждого неправильного ответа. Для введения коэффициентов, установите курсор в строку с текстом вопроса и нажмите кнопку Указать вес. Вам будет предложен набор числовых значений, которые Вы можете скорректировать, однако при этом сумма положительных коэффициентов всегда должна составлять 100%, так как оценка студента вычисляется путем добавления коэффициентов всех выбранных им ответов. Если сумма окажется отрицательной, она обнуляется. Если Вы хотите удалить весовые коэффициенты, воспользуйтесь кнопкой Убрать вес.

6. С пропущенным словом - это вариант вопроса с коротким ответом. Преподавателю надо вести какую-то фразу, потом выделить в ней одно слово и выбрать в меню Вопросы опцию Пропуск. В результате вместо данного слова студенты увидят на экране символы подчеркивания и их задача будет заключаться в том, чтобы правильно ввести это пропущенное в фразе слово.

В вопросах типов 3, 4 и 5 к каждому варианту ответа преподаватель имеет возможность ввести свой комментарий, который будет отображаться студенту при выборе им этого варианта ответа. Чтобы ввести комментарий, установите курсор в строку нужного ответа и нажмите кнопку Комментарий.

2.6.3 Как экспортировать созданные в Word вопросы

Перед экспортом вопросов желательно еще раз проверить правильность их введения, в частности
: есть ли кружочек перед каждым вариантом ответа, отображаются ли правильным цветом верные и неверные ответы, комментарии преподавателя, списки соответствия и т.п. Для этого может быть полезным и отображение стилей, примененных в вопросе. Чтобы увидеть эти стили, выберите в меню Сервис > Параметры > Вид и установите в поле ширина полосы стилей значение, отличное от нуля, например - 2 см.

Завершив проверку, сохраните созданный файл (возможно еще придется вносить в него какие-то исправления), а потом выберите в меню Вопросы опцию Экспортировать. В результате будет создан файл, который содержит описание этих вопросов в формате GIFT. Этот файл можно сохранить на диске, а потом импортировать в Moodle.

2.7 Экспорт вопросов

Moodle обеспечивает экспорт вопросов теста вместе с категориями в текстовый файл.

Открыть страницу экспорта тестовых вопросов в файл можно несколькими способами:

Нажать ссылку Вопросы в блоке Управление и выбрать вкладку Экспорт.

Нажать ссылку Тесты в блоке Элементы курса, на открывшейся странице нажать кнопку Редактирование вопросов и выбрать вкладку Экспорт.

Экспорт вопросов в текстовый файл возможен в различных форматах. GIFT - это наиболее подходящий формат для экспорта вопросов в текстовый файл. Он разработан для облегчения создания вопросов преподавателями.

GIFT поддерживает вопросы множественного выбора, альтернативный (верно/неверно), короткий ответ, вопросы на соответствие, эссе, описание, числовые вопросы и вопросы с пропущенными словами. Вопросы различных типов могут быть совмещены в одном файле, формат также поддерживает названия вопросов, комментарии к вариантам ответов, отзыв и процентное оценивание.

Рисунок 2.15 - Окно для экспортирования вопросов

GIFT не поддерживает вычисляемые вопросы, случайные вопросы на соответствие и вопросы с вложенными ответами.

Некоторые форматы импорта (GIFT и XML) позволяют включить в файл название категории, она будет воссоздана при импорте. Для этих данных, которые будут включены в файл, должно быть отмечено соответствующее поле. Для желаемого теста выберите закладку Экспорт, укажите название категории, желаемый формат, имя файла и выполните экспорт. Текстовый файл должен быть сохранен в кодировке UTF-8. Полученный файл можно загрузить на локальную машину клиента и затем перенести в другую систему, импортируя его.

2.8 Импорт вопросов

Moodle обеспечивает импорт вопросов теста вместе с категориями из текстового файла в банк тестовых вопросов.

Открыть страницу импорта тестовых вопросов из файла можно несколькими способами:

Нажать ссылку Вопросы в блоке Управление и выбрать вкладку Импорт.

Нажать ссылку Тесты в блоке Элементы курса, на открывшейся странице нажать кнопку Редактирование вопросов и выбрать вкладку Импорт.

В открывшейся форме нужно выбрать необходимые значения полей (рисунок 2.16).

Название категории: используется выпадающий список для выбора категории, в которую будут импортироваться вопросы.

Некоторые импортируемые форматы (GIFT и XML) позволяют определять категорию в самом импортируемом файле. Чтобы это сработало, должно быть отмечено поле из файла. Если это не будет сделано, то вопросы войдут в выбранную категорию независимо от любых команд в файле.

Если категории, определенные в импортируемом файле не существуют, то они будут созданы.

Формат файла: рекомендуемый формат - GIFT.

Сравнить оценки: При импорте вопросов их оценки должны совпадать со значениями из списка от 100% до 0% с определенными промежуточными значениями.

Для этого поля есть два значения. Они определяют действие при несовпадении импортируемого значения значениям в списке:

Ошибка, если оценки нет в списке. Если вопрос содержит не перечисленные в списке оценки, то возникнет ошибка, и этот вопрос не будет импортирован.

Ближайшее значение оценки. Если вопрос содержит не перечисленные в списке оценки, то они автоматически получают значения, наиболее близкие к значениям в списке. Некоторые форматы импорта производят запись непосредственно в базу данных и могут обойти эту проверку.

Остановка при ошибке. Вопросы импортируются в два этапа. Сначала импортируемый файл проверяется на правильность. Затем идет запись в базу данных. Если этот параметр выбран (рекомендуемое значение) и ошибка была обнаружена при проходе синтаксического анализа, то запись в базу данных не производится. Если эта опция не включена, то будет сделана попытка записать любые допустимые вопросы в базу данных.

Рисунок 2.16 - Окно для импорта вопросов из файла

Если необходимо загрузить импортируемый файл с локального компьютера, то нажмите Обзор, выберите необходимый файл и затем нажмите Отправить.

Если импортируемый файл уже находится в файлах курса (по умолчанию - в папке backupdata/quiz), то нажмите Выбрать файл… и далее Импорт из этого файла. Кодировка импортируемого файла должна быть UTF-8.

2.9 Использование в тесте формул и изображений

При создании вопроса Вы можете указать ссылку на использование изображения в тексте вопроса. Для этого выберите нужное изображение в списке Картинка для показа. Изображения должны быть заранее закачаны в файловую директорию курса.

Рисунок 2.17 - Изображение в тексте вопроса

Изображения можно вставлять не только в текст вопроса, но и в поля ответов. Пример такого теста:

Рисунок 2.18 - Изображения в полях ответа

Формулы тоже можно вставлять в виде рисунков:

Рисунок 2.19 - Формулы в поля ответов вставлены в виде рисунков

Для этого:

1. Набираем формулы в MS Word с помощью встроенного редактора формул Microsoft Equation. Можно использовать редактор формул MathType.

2. Сохраняем документ как веб-страницу (*.html). При этом создается файл *.html и дополнительно папка с названием *. files, в которой размещаются изображения, содержащиеся в документе Word.

3. Открываем папку *. files и переименовываем файлы изображений в формате GIF (по умолчанию они называются image001. gif, image002. gif и т.д.). Удобнее сохранять их под именем №вопроса№ответа (например файл 3.2 gif - это второй ответ на третий вопрос теста).

4. Переходим в файловую директорию Вашего курса, нажав ссылку Файлы в блоке Управление.

5. Создаем там новую папку для рисунков и закачиваем все изображения формул в эту папку:

6. Создаем вопросы к тесту. При вводе вариантов ответов в поле вставляем абсолютную ссылку на изображения. Абсолютную ссылку на изображение можно скопировать, щелкнув правой клавишей мыши на имени файла и выбрав в меню Копировать ссылку. Потом ее можно вставить в Блокнот. Удобно сначала сохранить все ссылки в блокноте, а затем копировать и вставлять в соответствующие поля вопросов.

При стандартной установке Office, редактор формул Microsoft Equation не устанавливается. Для того что бы его доустановить Microsoft Equation нужно:

Вставить установочный диск Microsoft Office в дисковод.

Зайти Панель управления->Установка/Удаления программ (или Программы и компоненты). Найти в этом списке Microsoft Office и выбрать у него параметр Изменить.

Появиться окно. Выбрать Добавить или удалить компоненты. Продолжить.

Рисунок 2.20 - Изменение текущей установки Microsoft Office

Появиться окно. Выбрать вкладку Средства Office - > Редактор формул и выбрать Установить с моего компьютера. Продолжить.

Рисунок 2.21 - Окно для выбора вкладки Средства Office - > Редактор формул

Произойдёт доустановка этого компонента.

Чтобы воспользоваться уже установленным редактором формул Microsoft Equation 3.0 нужно зайти в Microsoft Office Word, Вставить - > Объект и выбрать в списке Microsoft Equation 3.0.

2.10 Результаты тестирования

Чтобы просмотреть результаты тестирования, преподаватель щелкает по названию теста, а потом выбирает вкладку Результаты. Под ней появляются четыре ссылки:

Рисунок 2.22 - Вкладка, отображающая результаты тестирования

Просмотр - служит для просмотра результатов прохождения тестов конкретными студентами.

Переоценить - преподаватель может переоценить тест, если в параметры теста были внесены изменения уже после его прохождения студентами.

Оценивание вручную - используется в случаях, когда преподавателю необходимо лично оценивать ответы на вопросы теста (ответы типа Эссе).

Анализ вопросов - позволяет преподавателю проанализировать качество тестовых вопросов и процент студентов, которые справились с каждым из них, а, значит - усвоили соответствующие разделы дисциплины.

2.10.1 Просмотр оценок студентов

На вкладке Просмотр можно просмотреть всю необходимую информацию о любой попытке каждого студента.

Рисунок 2.23 - Просмотр списка студентов

Над таблицей есть средство фильтрации студентов по группам (если в данном курсе предусмотрено разделение по группам). Можно просмотреть список, начиная с определенной буквы фамилии, хотя для нашего алфавита эта функция, как и функция сортировки, не всегда работает корректно.

Данные таблицы можно сортировать по значениям в любом столбце:

фамилия или имя студента,

дата и время начала выполнения попытки,

затраченное на нее время,

набранное количество баллов,

оценки ответов на каждый вопрос теста.

Для этого необходимо щелкнуть по наименованию соответствующего столбца. Избранный способ сортировки отображается соответствующей стрелкой.

Столбцы можно свертывать и разворачивать, нажимая иконки.

Данные, отображающиеся в таблице синим цветом, являются ссылками. Щелкая по этим ссылкам можно просмотреть:

личные данные студента,

все ответы любой выполненной им попытки,

ответ на конкретный вопрос в любой попытке.

Преподаватель может удалить ненужные строки таблицы, поставив возле них пометки и выбрав Удалить в списке-меню С выбранными.

Под таблицей можно указать: количество попыток, которые будут отображаться на одной странице, а также необходимость отображения оценок за каждый вопрос. Преподаватель также может вывести список студентов, которые не выполняли данный тест.

Чтобы эти параметры вступили в силу, надо нажать кнопку Старт.

На странице есть кнопки, которые позволяют перенести все данные этой таблицы в файл Excel или текстовый файл для дальнейшей обработки или вывода на печать.

2.11 Оценивание вручную

Этот метод применяется в случаях, когда тест содержит вопросы, которые невозможно оценить автоматически, и они должны быть оценены преподавателем вручную. К ним относятся ответы на вопросы типа Эссе.

После нажатия ссылки Оценивание вручную открывается таблица, содержащая вопросы, требующие оценивания:

Рисунок 2.24 - Список вопросов, требующих оценивания вручную

Щелчок на названии вопроса открывает таблицу, где перечислены все неоцененные вопросы. Необходимо нажать ссылку Оценка:

Рисунок 2.25 - Таблица с перечнем всех неоцененных вопросов

На открывшейся странице Вы увидите вопрос теста и ответ студента (рисунок 2.26).

При желании можно написать студенту свой отзыв (комментарий) на его ответ. Введите нужную оценку и нажмите кнопку Сохранить.

Рисунок 2.26 - Вопрос теста и ответ студента на этот вопрос

2.12 Пересчет оценок

Ссылка Переоценить используется для того, чтобы заново вычислить оценки, если уже после выполнения студентами теста преподаватель внес в него изменения, которые влияют на оценку.

Например, преподаватель исправил ошибку в обозначении правильного ответа в одном из тестовых вопросов, изменил максимальную оценку за тест или вес некоторых вопросов.

Пока ответы студентов сохраняются в базе данных, пересчитать оценки преподаватель может когда угодно, достаточно лишь щелкнуть по ссылке Переоценить.

Будет выведен список попыток на вопросы теста. Попытки, которые изменились после переоценивания, будут представлены в виде гиперссылок, щелчок на которых откроет просмотр этих попыток:

Рисунок 2.27 - Список попыток на вопросы теста

Пересчет оценок большого количества студентов может длиться долго.

2.13 Анализ вопросов теста

Анализ вопросов позволяет преподавателю узнать, как студенты усвоили соответствующий раздел дисциплины, проанализировать качество тестовых вопросов и процент студентов, которые справились с каждым из них.

Рисунок 2.28 - Таблица для анализа вопросов теста

Таблица имеет такие столбцы:

В # (№ вопроса). Здесь отображается уникальный номер, который присваивается вопросу при занесении его в базу данных. Если щелкнуть по нему, то откроется страница редактирования параметров этого вопроса. Под номером есть две пиктограммы: одна отображает тип вопроса, другая позволяет просмотреть этот вопрос в отдельном окне.

Название и текст вопроса. Зеленым цветом отображается название, черным - текст вопроса. Если в вопросе есть картинки, они тоже отображаются в этой таблице.

Текст ответа. Здесь отображаются все предусмотренные в вопросе варианты ответа или ответы, которые реально вводились студентами. Правильные и неправильные ответы выделяются цветом.

Оценка ответа указывается так, как это определил преподаватель в параметрах вопроса.

Число ответов. Здесь в числителе указывается, в скольких попытках студентами вводился данный вариант ответа, а в знаменателе - общее количество попыток ответов на данный вопрос.

Процент ответов показывает, в скольких процентах попыток студентами вводился именно этот вариант ответа.

Процент правильных ответов показывает процентное отношение суммы баллов, набранной студентами за этот вопрос, к той сумме баллов, которую они могли бы набрать, если бы всегда отвечали на этот вопрос правильно. Данный показатель еще называют индексом простоты вопроса.

Стандартное отклонение. Этот показатель оценивает насколько различаются между собой ответы разных студентов. Если бы все студенты, отвечая на этот вопрос, набрали одинаковое количество баллов, то стандартное отклонение равнялось бы нулю. Стандартное отклонение вычисляется как квадратный корень из суммы квадратов отклонений оценок от их среднего значения, разделенной на количество этих оценок.

Индекс дискриминации - это показатель, который характеризует качество тестового вопроса, точнее его способность отличить сильных студентов от слабых. Для расчета индексов дискриминации, по результатам ответов на все вопросы теста, студенты делятся на три части: сильные, средние и слабые студенты. Математическое выражение для индекса дискриминации i-го вопроса имеет вид:

ИД (i) = [Xсильн (i) -Xслаб (i)] / N,

где Xсильн (i) - сумма дробей баллов (набранный/максимальный), полученных при ответе на i-й вопрос одной третью испытуемых, которые получили самые высокие баллы за тест в целом; и Xслаб (i) - аналогичная сумма относительных значений баллов, полученных одной третью самых слабых испытуемых по результатам всего теста; N - общее число испытуемых.

Он может приобретать значение в диапазоне от +1 до - 1. Например, +1 означает, что на данный вопрос все сильные студенты дали правильный, а все слабые - неправильный ответ. Нулевое значение индекса дискриминации говорит о том, что на данный вопрос сильные и слабые студенты ответили одинаково.

Если вопрос имеет отрицательный индекс дискриминации, то он, как правило, содержит ошибку и его следует удалить из теста. Иначе, чем можно объяснить то, что слабые студенты, которые часто отвечают наугад, ответили на этот вопрос лучше, чем сильные студенты, склонные давать более осмысленные ответы?

Коэффициент дискриминации - это другой показатель, в котором тоже сопоставляются ответы сильных и слабых студентов. Коэффициент дискриминации является коэффициентом корреляции между суммой баллов, набранных в данном вопросе и в тесте в целом:

У (xy) / (N*sx*sy),

где У (xy) - сумма произведений отклонений набранных баллов для данного вопроса и теста в целом,

N - количество ответов на данный вопрос,

sx - стандартное отклонение набранных баллов в этом вопросе,

sy - стандартное отклонение набранных баллов для теста в целом.

Этот показатель также приобретает значения в диапазоне от +1 до - 1. Положительные значения свидетельствуют, что на этот вопрос лучше ответили сильные студенты, отрицательное - что на него лучше ответили слабые. Последнее должно стать предметом анализа.

В хорошо составленных тестах отрицательных коэффициентов дискриминации быть не должно.

Коэффициент дискриминации дает более точные результаты, чем индекс дискриминации, так как при вычислении коэффициента принимают во внимание результаты всей группы студентов, не вдаваясь искусственному делению на трети сильных, средних и слабых.

Параметры анализа

Вы можете выбрать, какие попытки пройти тест следует включить в анализ с помощью следующих параметров:

Выбор попытки. Возможно, будет целесообразно анализировать лишь одну попытку прохождения теста каждым пользователем. Этой попыткой может быть первая или последняя попытка или та, за которую получено наибольшее количество баллов. Также можно провести общий анализ всех выполненных попыток.

Отбрасывание низких оценок. Иногда пользователи просто просматривают тест, даже не стараясь правильно отвечать на все вопросы. В результате такие пробные попытки часто получают оценку близкую к нулю. Эти попытки можно исключить из анализа, задав минимальную оценку для включения попытки в анализ. Минимальная оценка задается в процентах (0 - 100) от максимальной оценки, которую можно получить за тест.

Вопросов на странице. Здесь Вы указываете, результаты скольких вопросов должны отображаться на одной странице.

Описанные выше параметры анализа вступают в действие после нажатия кнопки Старт.

Сортировка данных в таблице. Заголовок каждого из описанных выше столбцов является ссылкой, щелкнув по которой, можно отсортировать таблицу по значениям данных в этом столбце. Например, если щелкнуть по% ответов, то вопросы будут расположены в порядке увеличения процента правильных ответов. Если щелкнуть по этому заголовку еще раз, - то в порядке уменьшения. Избранный способ сортировки отображается стрелками.

Столбцы таблицы можно свертывать и разворачивать, нажимая иконки.

Внизу страницы есть кнопки, которые разрешают перенести все данные этой таблицы в файл Excel или текстовый файл для дальнейшей обработки или вывода на печать.

Заключение

При исследовании возможностей проектирования, создания и использования компьютерного тестирования в системе дистанционного обучения Moodle установлено:

Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Перспективным является интерактивное взаимодействие со студентами посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей.

SCORM - стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы.

Система управления обучением - основа системы управления учебной деятельностью (англ. Learning Managment System), используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной компоненте, так и на коммуникативной.

Наибольшей популярностью пользуется система управления обучением Moodle.

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) комбинирует в себе несколько классов систем:

Система управления сайтом (CMS).

Система управления обучением (LMS).

Виртуальная среда обучения (VLE).

Moodle распространяется свободно, как программное обеспечение с открытым исходным кодом (в соответствии с GNU Public License). Система Moodle прошла сертификацию соответствия стандарту SCORM 1.2

В большинстве источников, когда речь заходит о тестовых технологиях в учебном процессе, тест рассматривается как элемент контроля.

Тест - это совокупность заданий, ориентированных на определение уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения.

Компьютерное тестирование - это средство, которое позволяет с минимальными затратами времени преподавателя объективно проверить знание большого количества студентов.

Хорошо спланированный график тестирований является хорошим стимулом, который побуждает студентов к систематической работе в течение семестра.

Компьютерные тесты положительно воспринимаются студентами. Преимуществом компьютерного тестирования является автоматическая проверка результатов и исключение влияния человеческого фактора.

Обучающий тест - это совокупность заданий, ориентированных на определение уровня усвоения небольших по объему аспектов содержания обучения, которые предполагают предоставление студенту возможности анализа и, возможно, исправления своих ошибок.

Система управления обучением Moodle предоставляет широкий спектр возможностей для построения тестов различного рода: настраиваемое количество попыток прохождения теста; настраиваемые временные задержки между попытками; выбор метода оценивания (в случае нескольких попыток): высшая/низшая оценка, первая/последняя попытка; перемешивание как самих вопросов в тесте, так и вариантов ответов; обучающий режим: студент сможет ответить на вопрос несколько раз в рамках одной попытки. Возможно начисление штрафных баллов за каждый неправильный ответ; настраиваемый режим просмотра результатов: что (свой ответ, баллы, комментарии, все ответы, общий комментарий ко всему тесту) и когда (сразу после попытки, позже, но до того как тест будет закрыт, после того как тест будет закрыт) сможет увидеть студент; настраиваемые комментарии ко всему тесту в зависимости от полученной оценки; настраиваемые комментарии для каждого варианта ответа; настраиваемый комментарий для каждого вопроса; конструирование теста на основе случайного выбора вопросов из категорий.

При построении курса обучения его можно насытить небольшими обучающими тестами различного рода (тест самоконтроля, тренинг). Основной характеристикой таких тестов должна быть возможность анализа и, возможно, исправления своих ошибок студентом. Для этого необходимо:

дать студенту возможность несколько раз пройти тест;

в зависимости от того, насколько вы хотите помочь студенту в поиске ошибки, настроить режим просмотра результатов. Чем больше информации вы ему дадите, тем легче ему будет разобраться, в чем именно он ошибся. Чем меньше - тем больше ему надо будет подумать самому;

для каждого дистрактора добавить комментарий, который будет выводиться студенту, если он выберет именно этот вариант ответа.

Результаты дипломной работы опубликованы на сайте http://prokhoroviktor.ru/

Список использованной литературы

1. Агопонов С.В. Средства дистанционного обучения - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 109 с.

2. Вуль В. Электронный учебник и самостоятельная работа студентов: в сборнике Учебные и справочные электронные издания: опыт и проблемы: Материалы научно-практической конференции. - СПб.: Петербургский институт печати, 2002. - 157 с.

3. Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. - Томск, 2007.

4. Для студентов лекции, методички, учебники. Страница "Организация обучения Online в сетевой среде с использованием системы дистанционного обучения Moodle". http://pws49. awardspace.com

5. Документация Moodle. http://docs. moodle.org/ru

6. Компания "Открытые технологии". Статья "Преимущества MOODLE". http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about. mtd

7. Информационный портал Moodle. http://moodle.org/

8. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации от 01.07.2002. Министерство образования РФ. Федеральный портал "Российское образование". http://db. informika.ru/

9. Научно-образовательный портал МГТУ им. Н.Э. Баумана. Статья "Система критериев качества учебного процесса для дистанционного образования". http://www.engineer. bmstu.ru/resources/science/02_01_002. htm

10. Трайнев В.А., Гуркин В., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие - Москва, 2006. - 196 с.

11. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования, Издательство: Дрофа, 2007 г. - 592 с.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ