Рефераты
 

Исследование возможностей проектирования, создания и использования компьютерного тестирования в системе дистанционного обучения Moodle

Исследование возможностей проектирования, создания и использования компьютерного тестирования в системе дистанционного обучения Moodle

87

Содержание

  • Введение
    • 1. Аналитический обзор
    • 1.1 Система управления обучением Moodle
    • 1.2 Компьютерное тестирование как элемент контроля
    • 1.3 Компьютерное тестирование как элемент обучения
    • 1.4 Постановка задачи
    • 2. Анализ особенностей проектирования компьютерных тестов в системе дистанционного обучения Moodle
    • 2.1 Наполнение банка тестовых заданий
    • 2.2 Создание теста и настройка его параметров
    • 2.3 Типы тестовых вопросов
    • 2.4 Редактирование теста
    • 2.5 Редактирование категорий
    • 2.6 Создание и редактирование вопросов
    • 2.6.1 Особенности использования различных типов вопросов
    • 2.6.1.1 Множественный выбор
    • 2.6.1.2 Альтернативный вопрос (Верно / Неверно)
    • 2.6.1.3 Числовой вопрос
    • 2.6.1.4 Вычисляемый вопрос
    • 2.6.1.5 Вложенные ответы
    • 2.6.1.6 Вопрос на соответствие
    • 2.6.1.7 Короткий ответ
    • 2.6.1.8 Случайный вопрос на соответствие
    • 2.6.1.9 Описание
    • 2.6.1.10 Эссе
    • 2.6.1.11 Случайный вопрос
    • 2.6.1.12 Вопросы типа Image Target.
    • 2.6.2 Создание тестовых вопросов в редакторе Word
    • 2.6.2.1 Как вводить вопрос, пользуясь шаблоном
    • 2.6.3 Как экспортировать созданные в Word вопросы
    • 2.7 Экспорт вопросов
    • 2.8 Импорт вопросов
    • 2.9 Использование в тесте формул и изображений
    • 2.10 Результаты тестирования
    • 2.10.1 Просмотр оценок студентов
    • 2.11 Оценивание вручную
    • 2.12 Пересчет оценок
    • 2.13 Анализ вопросов теста
    • Заключение
    • Список использованной литературы
Введение

Последние годы начинает активно развиваться направление дистанционного обучения. Его внедряют школы, техникумы и институты. Учебные центры открывают отделы дистанционного образования. Крупные организации с филиальной структурой переводят отделы обучения на дистанционную форму.

Основная проблема, с которой чаще всего приходится сталкиваться при внедрении дистанционного обучения, это - само внедрение системы. Чтобы пройти путь от решения запустить этот проект до начала его полноценной работы - нужен квалифицированный специалист в области информационных технологий. Но не каждая организация может себе позволить иметь его в штате. Решается эта проблема очень просто - нужно нанять специалиста на период запуска системы.

Вторая проблема, которая сдерживает внедрение системы дистанционного обучения - неумение студентов и преподавателей работать с этой системой. Не только неумение, но и нежелание учиться чему-то новому. Проблему мотивации каждая организация решает по-своему. Кто-то повышает зарплату преподавателям, прошедшим обучение, кто-то рассказывает нежелающим учиться студентам страшные истории о том, как тяжело найти работу в период кризиса. Но вот организовать само обучение может тот же самый специалист, занимающийся запуском системы дистанционного обучения.

А теперь давайте посмотрим, какие же преимущества можно получить от внедрения дистанционного обучения? Основное преимущество - это снижение себестоимости обучения. Для обучающихся в дистанционной форме не требуется помещение. А это - немалая доля в бюджете. Второе преимущество - расширение географии вашей работы. При использовании дистанционной формы обучения вы не привязаны к конкретной территории. Следующее - в качестве преподавателей можно использовать сотрудников, работающих на дому. Кроме экономии офисных площадей можно получить экономию на оборудовании и на фонде оплаты труда. Ведь уровень зарплат надомников существенно ниже офисных работников. И еще один немаловажный момент. Сегодня мы живем в постиндустриальном обществе. Если еще лет 10-20 назад основой всего были ресурсы, то сейчас на первый план вышла информация. Раньше в мире имел вес только "владелец заводов, газет, пароходов", сегодня простой человек, владеющий определенной информацией, может иметь немалое значение в этом мире и стоить баснословные деньги. Но информация имеет одно очень неприятное свойство - она стареет гораздо быстрее, чем ресурсы. И чтобы человеку оставаться информированным и востребованным в своей области, он должен постоянно совершенствовать свои знания - учиться. Но очное обучение отнимает слишком много времени и создает большие неудобства при нашем современном темпе жизни. Поэтому сейчас на первый план выходит дистанционное обучение. Толька такая форма обучения отвечает современным требованиям повышения квалификации. И чтобы не отстать от жизни, подготовить себе фундамент для будущего, каждое учебное заведение должно внедрять в свой учебный процесс дистанционные формы. Только это позволит не только остаться востребованными на рынке образовательных услуг, но и значительно расширить свое влияние в этой сфере.

В нашем институте развернута свободно распространяемая система построения образовательного контента Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем. Идет интенсивное освоение этой системы всеми кафедрами. Исчерпывающую информацию о LMS Moodle можно получить на официальном сайте системы: http://moodle.org. На сайте можно изучать инструментарий ДО Moodle, параллельно создавая свой учебный курс.

В дипломной работе рассматриваются вопросы использования тестовых технологий в учебном процессе. Тест рассматривается не только как элемент контроля, но и как элемент обучения. Исследованы возможности системы построения образовательного контента Moodle для построения обучающих тестов. Результаты дипломной работы опубликованы на сайте http://prokhoroviktor.ru/.

1. Аналитический обзор

Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения Sharable Content Object Reference Model (SCORM), который предполагает широкое применение интернет-технологий.

SCORM - стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы.

Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются системы управления обучением, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Система управления обучением - основа системы управления учебной деятельностью (англ. Learning Managment System), используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной компоненте, так и на коммуникативной.

Известные системы управления обучением: Moodle, ILIAS, aTutor, Blackboard Learning System, CCNet, Claroline, Desire2Learn, Dokeos и многие друие.

1.1 Система управления обучением Moodle

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) комбинирует в себе несколько классов систем:

Система управления сайтом (CMS).

Система управления обучением (LMS).

Виртуальная среда обучения (VLE).

Moodle распространяется свободно, как программное обеспечение с открытым исходным кодом (в соответствии с GNU Public License). Система Moodle прошла сертификацию соответствия стандарту SCORM 1.2

Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Такие е-learning системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE).

Moodle - это инструментальная среда для разработки как отдельных онлайн-курсов, так и образовательных веб-сайтов. В основу проекта положена теория социального конструктивизма и ее использование для обучения.

Автор Moodle - Martin Dougiamas. По завершению курса обучения в университете по специальности Computer Science и Education подготовил и защитил диссертацию (Ph. D)"The use of Open Source software to support a social constructionist epistemology of teaching and learning within Internet-based communities of reflective inquiry". Идея создания платформы поддержки обучения с использованием информационных технологий возникла у него в 1999 году после продолжительного опыта администрирования коммерческой платформы WebCT в одном из крупных университетов - Curtin University (Австралия). Moodle задумывался как инструментарий расширения возможностей преподавания, а не как бесплатная замена распространенных коммерческих e-learning платформ WebCT и BlackBoard. Однако, архитектура Moodle и заложенные в эту платформу принципы оказались настолько удачными, что Moodle завоевала признание мирового сообщества.

Moodle предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде - разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости.

В Moodle предусмотрено 15 типов интерактивных учебных материалов. Каждый из этих типов имеет множество настроек и представлений.

Импортированные стандартные пакеты SCORM или AICC. Это позволит готовить учебный материал в других программах.

Вики (Wiki) - позволяет совместно работать над документом, добавляя, расширяя и изменяя его содержание.

Анкеты - можно использовать как угодно, например, для оптимизации построения курса.

Базы данных - формат и структура не ограничены.

Глоссарий - список определений с автоматическим формированием ссылок по всем документам курса. Если определение занесено в глоссарий, то если оно встречается в текстах курса, автоматически формируется ссылка на справочный элемент глоссария.

Задания (4 типа) - учитель может использовать для получения ответа в электронном виде (в любом формате).

Лекция - набор страниц, где каждая страница заканчивается вопросом, на который студент должен ответить. В зависимости от правильности ответа, студент переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую. Это позволяет определять маршрут обучения и не пропускает дальше без понимания изучаемого предмета.

Опросы - голосование студентов.

Пояснения - произвольные текст и графика на странице курса.

Рабочая тетрадь - место, где студент высказывается по заданной теме.

Ресурс - средства загрузки и отображения различных файлов с автоматическим формированием представления. Например при загрузуке аудиозаписи лекции она отображается как медиапроигрыватель.

Семинар - задание, где участники оценивают работы друг друга.

Тесты - набор различных вариантов тестов. Вопросы могут быть: с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, а также некоторые другие виды. Масса различных опций и вариантов представлений.

Форум - 3 вида форумов (вопрос-ответ, у каждого своя тема, стандартное обсуждение)

Чат - обсуждения в реальном времени

Одни типы материалов нацелены на взаимодействие студента и преподавателя, другие обеспечивают взаимодействие студентов между собой. Есть еще множество дополнительных плагинов и модулей (http://moodle.org/mod/data/view. php? id=6009).

В настоящий момент систему Moodle используют для обучения крупнейшие университеты мира.

Moodle распространяется как программное обеспечение с открытыми исходными кодами (http://www.opensource.org/docs/definition_plain.html) под лицензией GPL (http://www.gnu.org/copyleft/gpl.html).

Рисунок 1.1 - Структурная схема СДО Moodle

Открытый программный код Moodle доступен по адресу http://moodle.org/ для внесения изменений, улучшений, модификаций, которые делаются практически ежедневно специалистами мирового сообщества в области разработки программного обеспечения для поддержки образования.

Дополнительную информацию по стратегии, философии использования Moodle можно посмотреть по адресу http://thinkingdistance.org/.

Слово "Moodle" - это аббревиатура слов "Modular ObjectOriented Dynamic Learning Environment".

В русскоязычной среде употребляются также названия "Мудл" и "Моодус" (Модульная объектно-ориентированная динамическая управляющая среда).

Moodle используется без модификаций на операционных системах Unix, Linux, FreeBSD, Windows, Mac OS X, Netware и любых других системах, поддерживающих PHP. Данные хранятся в единственной базе данных: MySQL и PostgreSQL (наилучшая поддержка), но могут быть использованы и коммерческие системы управления базами данных.

Moodle легко инсталлируется. Не вызывает затруднений и обновление программы при переходе на новые версии. Для работы системы достаточно установить ее на сервере хостинг-компании, удовлетворяющей требованиям системы.

Последние версии СДО Moodle можно скачать с сайта мирового сообщества пользователей Moodle - http://www.moodle.org.

1.2 Компьютерное тестирование как элемент контроля

В большинстве источников, когда речь заходит о тестовых технологиях в учебном процессе, тест рассматривается как элемент контроля.

Компьютерное тестирование - это средство, которое позволяет с минимальными затратами времени преподавателя объективно проверить знание большого количества студентов.

Хорошо спланированный график тестирований является хорошим стимулом, который побуждает студентов к систематической работе в течение семестра.

Компьютерные тесты положительно воспринимаются студентами. Преимуществом компьютерного тестирования является автоматическая проверка результатов и исключение влияния человеческого фактора.

Рисунок 1.2 - Организация контроля над процессом обучения

Еще одним преимуществом компьютерных тестов является то, что в процессе проверки знаний студенты видят в преподавателе не оппонента, а союзника.

Тестирование может осуществляться или во время занятий по расписанию, или во внеурочное время, как разновидность самостоятельной работы студентов. Первый вариант пригоден преимущественно для дисциплин, в расписании которых уже есть занятия в компьютерных классах.

Основной же объем компьютерного тестирования предлагается осуществлять во внеурочное время по следующей процедуре:

1. Преподаватель разрабатывает и размещает на странице своего курса тесты, указывая в их параметрах даты, когда тесты будут доступными для прохождения, время, которое отводится на выполнение одной попытки, количество попыток, предоставляемое каждому студенту и метод оценивания.

2. Преподаватель сообщает студентам о содержании теста, месте, дате и времени тестирования.

3. После тестирования преподаватель анализирует его результаты. Процедура не предусматривает обязательного присутствия преподавателя в компьютерном классе во время прохождения тестов его студентами.

Для тестирования выделяются компьютерные классы вычислительного центра академии.

Кафедра, которая организовывает массовое тестирование студентов, должна заранее заказать компьютерные классы, обеспечить явку студентов и выделить дежурных сотрудников, в обязанности кото рых входит обеспечение надлежащего порядка и объективности проведения тестирования (делает невозможным сдачу тестов одними студентами вместо других, использование неразрешенных источников информации и т.п.).

Тест - это совокупность заданий, ориентированных на определение уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения.

Важнейшими критериями диагностических тестов являются:

Действенность теста: полнота, всесторонность проверки, пропорциональность представления всех элементов изучаемых знаний, умений. В качестве синонима термина "действенность" часто используются понятия валидность, показательность, представительность, репрезентативность. Неотъемлемым условием действенности теста является четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не достигает этих пределов, превышает запроектированный уровень обучения, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован.

Надежность теста: характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Количественно этот показатель характеризуется вероятностью достижения запроектированных результатов. Надежность теста повышается при увеличении количества тестовых заданий. При этом чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежность теста. Это следует понимать так: тест, нацеленный на проверку усвоения конкретной темы, всегда будет более надежным, чем тест, направленный на проверку всего раздела (курса), охватывающий значительное количество материала - закономерностей, концепций, фактов.

Надежность тестов обученности значительно зависит от трудности их выполнения, которая в свою очередь определяется соотношением правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же, наоборот, неправильно, резко снижает надежность теста в целом.

Дифференцированность теста: способность теста отделить тех, кто усвоил материал на необходимом уровне, от тех, кто заданного уровня не достиг. Для определения дифференцированности теста применяются такие статистические параметры, как индекс дифференциации и коэффициент дифференциации.

При составлении тестов необходимо руководствоваться следующими правилами:

однозначность заданий: тестовые задания не должны допускать произвольного толкования;

однозначность ответов: должна быть исключена возможность формулирования многозначных ответов;

соответствие изученному: нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися;

подбор дистракторов: неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными;

уникальность: вопросы не должны повторять формулировок учебника.

После того как тест составлен, должна проводиться апробация. На основе статистических параметров определяются задания, которые не являются тестовыми, такие задания должны отбраковываться. Процесс совершенствования теста не должен заканчиваться апробацией. Необходимо постоянно отслеживать качество тестовых заданий, особенное внимание обращая на вновь добавленные. Для анализа тестовых заданий могут использоваться следующие статистические параметры:

Среднеквадратичное отклонение (СКО): измеряет разброс баллов, полученных испытуемыми при ответе на конкретное задание теста. Если все пользователи отвечают на вопрос одинаково, то разброс баллов, характеризуемый этим параметром, будет равен нулю (СКО=0). Это свидетельствует о том, что такое задание не является тестовым и, следовательно, должно отбраковываться.

Индекс дифференциации (ИД): является грубым индикатором способности конкретного тестового задания отделить более успешных испытуемых от менее успешных. Этот параметр может принимать значения между +1 (все испытуемые из сильной группы ответили правильно, а из слабой - неправильно) и - 1 (все испытуемые из сильной группы ответили неправильно, а из слабой, напротив, - правильно). Отрицательные значения индекса свидетельствует о том, что слабые испытуемые отвечают на данный вопрос лучше, чем сильные. Такие тестовые задания должны отбраковываться. Фактически они уменьшают точность всей процедуры тестирования.

Коэффициент дифференциации (КД): другой способ измерения способности конкретного задания разделять сильных и слабых испытуемых. Коэффициент дифференциации - это коэффициент корреляции между множеством значений ответов, полученных испытуемыми при выполнении конкретного задания, с результатами выполнения ими теста в целом. Этот параметр также может принимать значения между +1 и - 1. Положительные значения соответствуют заданиям, которые действительно разделяют хорошо и слабо подготовленных студентов, в то время как отрицательное значение коэффициента свидетельствует о том, что плохо подготовленные студенти отвечают на данное задание в среднем лучше, чем хорошо подготовленные. Такие задания с отрицательным значением коэффициента дифференциации не являются тестовыми, так как не отвечают требованиям задачи тестирования по оценке уровня подготовленности испытуемых. Таких заданий следует избегать. Преимущество коэффициента дифференциации по сравнению с индексом дифференциации состоит в том, что первый использует информацию от всей совокупности студентов, а не только критические верхние и нижние трети этой совокупности. Таким образом, этот параметр может быть более чувствителен для того, чтобы обнаруживать эффективность измерительной способности тестовых заданий.

Подробнее об этих параметрах и методике их расчета можно узнать в справке

Moodle: Анализ тестовых заданий (http://demo. moodle.org/help. php? module=quiz&file=itemanalysis.html&forcelang=ru_utf8).

1.3 Компьютерное тестирование как элемент обучения

Самым ярким примером теста обученности может быть любой тест с одной попыткой, после прохождения которого студент получает итоговую оценку.

Если же кроме балла отобразить студенту все варианты ответов, разграничив цветом правильные и неправильные, то у него появится возможность обдумать, где он ошибся, почему ошибся, почему именно этот ответ правильный. Он думает и анализирует - он обучается.

Можно использовать и другой способ настройки теста с целью дать учащимся возможность обдумать и проанализировать ход выполнения теста, исправить ошибку. Для этого можно не показывать правильность/неправильность всех вариантов ответа, а отобразить только ответ студент и баллы за него. При этом дать возможность пройти тест несколько раз, перемешивая как сами вопросы, так и варианты ответов.

Таким образом, можно дать следующее определение обучающего теста:

Обучающий тест - это совокупность заданий, ориентированных на определение уровня усвоения небольших по объему аспектов содержания обучения, которые предполагают предоставление студенту возможности анализа и, возможно, исправления своих ошибок.

Система управления обучением Moodle предоставляет широкий спектр возможностей для построения тестов различного рода:

настраиваемое количество попыток прохождения теста;

настраиваемые временные задержки между попытками;

выбор метода оценивания (в случае нескольких попыток): высшая/низшая оценка, первая/последняя попытка;

перемешивание как самих вопросов в тесте, так и вариантов ответов;

обучающий режим: студент сможет ответить на вопрос несколько раз в рамках одной попытки. Возможно начисление штрафных баллов за каждый неправильный ответ;

настраиваемый режим просмотра результатов: что (свой ответ, баллы, комментарии, все ответы, общий комментарий ко всему тесту) и когда (сразу после попытки, позже, но до того как тест будет закрыт, после того как тест будет закрыт) сможет увидеть студент;

настраиваемые комментарии ко всему тесту в зависимости от полученной оценки;

настраиваемые комментарии для каждого варианта ответа;

настраиваемый комментарий для каждого вопроса;

конструирование теста на основе случайного выбора вопросов из категорий.

При построении курса обучения его можно насытить небольшими обучающими тестами различного рода (тест самоконтроля, тренинг). Основной характеристикой таких тестов должна быть возможность анализа и, возможно, исправления своих ошибок студентом. Для этого необходимо:

дать студенту возможность несколько раз пройти тест;

в зависимости от того, насколько вы хотите помочь студенту в поиске ошибки, настроить режим просмотра результатов. Чем больше информации вы ему дадите, тем легче ему будет разобраться, в чем именно он ошибся. Чем меньше - тем больше ему надо будет подумать самому;

для каждого дистрактора добавить комментарий, который будет выводиться студенту, если он выберет именно этот вариант ответа.

Для изучения возможностей и способов эффективного использования элемента Лекция рассмотрим структуру данного элемента.

Рисунок 1.3 - Структура элемента Лекция

Элемент Лекция состоит из некоторого количества кластеров. В каждом кластере имеются карточки и тестовые задания. Под кластером понимается одна из глав лекции. Карточки представляют собой отдельные разделы в главе. Внутри кластера можно переходить от одной карточки-раздела к другим. В конце кластера или в конце карточки-раздела помещается тестовое задание. Если тестовое задание выполнено правильно, то студент получает доступ к следующему кластеру или к следующей карточке-разделу. Если тестовое задание выполнено не правильно или не набрано определенное количество баллов, то студент автоматически возвращается в начало кластера или к началу карточки-раздела.

Например, на рисунке изображена лекция, которая состоит из трех кластеров. В первом кластере содержится три карточки, между которыми есть кнопки перехода, и одно тестовое задание. Во втором и третьем кластере по две карточки. В конце каждого кластера имеется тестовое задание и переходы в зависимости от результатов выполнения задания. При создании лекции можно обойтись без кластеров, а применять только карточки-разделы и тестовые задания. Кластеры введены исключительно для удобства структурирования материалов лекции.

Лекция может быть организована как набор некоторого количества карточек, которые называют еще флеш-карточками.

Каждая карточка содержит изучаемый материал или страницу с вопросами. Карточки демонстрируются студентам в произвольном порядке, т.е. у элемента Лекция не будет явного четкого начала и окончания. Изучив и выполнив определенное заданное при настройке количество флеш-карточек, лекция считается завершенной и студент получает оценку.

Элемент Лекция возможно потребует большего времени на разработку, чем другие виды ресурсов и элементов курса, но обеспечит динамичность и интерактивность, а значит интерес студента к обучающему курсу и эффективность дистанционных занятий.

1.4 Постановка задачи

Из проведенного аналитического обзора следует, что:

Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Перспективным является интерактивное взаимодействие со студентами посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей.

SCORM - стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы.

Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются системы управления обучением, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Система управления обучением - основа системы управления учебной деятельностью (англ. Learning Managment System), используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной компоненте, так и на коммуникативной.

Наибольшей популярностью пользуется система управления обучением Moodle.

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) комбинирует в себе несколько классов систем:

Система управления сайтом (CMS).

Система управления обучением (LMS).

Виртуальная среда обучения (VLE).

Moodle распространяется свободно, как программное обеспечение с открытым исходным кодом (в соответствии с GNU Public License). Система Moodle прошла сертификацию соответствия стандарту SCORM 1.2

В большинстве источников, когда речь заходит о тестовых технологиях в учебном процессе, тест рассматривается как элемент контроля.

Тест - это совокупность заданий, ориентированных на определение уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения.

Компьютерное тестирование - это средство, которое позволяет с минимальными затратами времени преподавателя объективно проверить знание большого количества студентов.

Обучающий тест - это совокупность заданий, ориентированных на определение уровня усвоения небольших по объему аспектов содержания обучения, которые предполагают предоставление студенту возможности анализа и, возможно, исправления своих ошибок.

Установлено, что система управления обучением Moodle предоставляет широкий спектр возможностей для построения тестов различного рода. Для эффективного использования этих возможностей следует детально остановиться на исследовании возможностей и особенностей проектирования, создания и использования компьютерного тестирования в системе дистанционного обучения Moodle.

2. Анализ особенностей проектирования компьютерных тестов в системе дистанционного обучения Moodle

Дистанционная система обучения расширяет возможности традиционной формы образования и может стать новым и прогрессивным этапом в ее развитии. Этот этап несет в себе абсолютно новые методы и принципы обучения и способен полностью сменить основные парадигмы, при этом не отвергая старые проверенные способы обучения.

В традиционных формах обучения любая проверка знаний обучаемого проводится исключительно с тем, чтобы помочь ему выявить пробелы в его образовании и адекватно оценить уровень его знаний. Однако когда мы наинаем рассматривать дистанционное обучение как равноценный традиционному обучению способ подготовки квалифицированных специалистов, тогда извечная для системы образования проблема контроля знаний и умений может возникнуть и в системе дистанционного образования. Ведь признание за пределами учебного заведения выдаваемых им дипломов и сертификатов в первую очередь зависит от того, насколько реальные знаниями обладает их владелец. Причем сама форма дистанционного обучения значительно усложняет полноценный контроль знаний, из-за разнесенности в пространстве, а иногда и во времени обучающегося и преподавателя.

Преимущества системы контроля знаний в системе дистанционного обучения:

Объективность. Исключается фактор субъективного подхода со стороны экзаменатора. Обработка результатов проводится через компьютер;

Демократичность. Все экзаменуемые находятся в равных условиях;

Массовость и кратковременность. Возможность за определенный промежуток времени проверить знания у большего количества экзаменуемых.

С применением контроля знаний в системе дистанционного обучения, как и в традиционной форме обучения, связано множество вопросов. Первым из вопросов является вопрос: что контролировать? При этом:

первым подходом является контролирование активности обучающегося. Такая система иногда применяется преподавателями, где обучающемуся для того, чтобы ему был засчитан курс, необходимо посетить какое-то определенное число лекций и практических занятий или отработать лабораторные работы. Подобный подход был бы самым простым в реализации. Но недостаток такого подхода очевиден: это отсутствие гарантии того, что обучающийся, действительно, получает от занятий, которые он посещает, необходимые ему знания;

другой подход основан на выявлении компетентности обучающегося в изучаемом предмете, т.е. важно не то, сколько занятий посетил обучающийся, а именно то, насколько хорошо он разбирается в материале и умеет его использовать. Именно такой подход к контролю знаний наиболее часто используется в системе дистанционного образования.

Использование второго подхода является более прогрессивным. Однако подход, основанный на выявлении компетентности, влечет за собой появление многих новых вопросов. Например, как проверить компетентность? Тут возможны три подхода, соответствующие поиску ответа на вопросы:

что Вы знаете? Здесь компетентность - это наличие только теоретических знаний;

что Вы умеете делать? Здесь компетентность - это в первую очередь умение применять свои знания на практике;

что Вы уже сделали? Здесь компетентность - это уже проверенные в конкретных работах знания и умения;

Конечно, на практике обычно используется какой-либо комплекс, объединяющий в себе черты всех приведенных выше подходов, но возможные методики проведения процесса выявления компетентности при данных подходах, а также проблемы с ними связанные, удобней рассматривать по отдельности.

Первый подход, т.е. проверка теоретических знаний, допускает использование различных методик. Стандартно используется множественный выбор (выбор правильного ответа из нескольких вариантов), легко автоматизируемый, но применимый лишь в узком диапазоне задач тестирования, а также развернутый ответ, требующий для оценки правильности участия эксперта, но пригодный для любых задач. Для получения объективных результатов при удаленной экзаменации все-таки требуется, чтобы ответы давались в режиме реального времени;

Второй подход, т.е. проверка практических умений, применительно к дистанционному обучению обычно сталкивается с проблемой моделирования. При реальном обучении отработка и проверка практических навыков зачастую осуществляется непосредственно (т.е. физически), а в случае невозможности этого обычно моделируется на различного рода стендах, тренажерах, лабораторных установках. При дистанционном обучении для некоторых из них вполне можно было бы использовать систему, когда обучающийся демонстрирует практические навыки, находясь у себя дома, но под визуальным контролем преподавателя, если для этого не требуется какой-то особый материал или технические средства. Иначе, придется создавать программные модели, управлять которыми будет обучающийся;

Третий подход, т.е. выполнение обучающимся каких-либо крупных работ, является комплексным, так как при этом происходит демонстрация знаний и умений. Здесь основная проблема - отсутствие гарантии, что работа была выполнена именно этим человеком, если сам ход работы не контролируется, а только предоставляются ее результаты.

Во всех трех подходах и, особенно в последнем, важным моментом является необходимость представления обучающемуся не стандартных заданий, на которые существуют готовые варианты ответов, а комплексных исследовательских заданий, которые требуют демонстрации всех знаний и умений из проверяемой области. Безусловно, что такие задания могут стать проблемой для преподавателей, так как и разработка, и проверка подобных тестов гораздо более трудоемкая задача, чем составление тестов на множественный выбор.

Следующий вопрос: когда контролировать?

Если разделить весь учебный процесс на работу в семестре и экзаменационную сессию, то тут можно выделить два крайних, противоположных по сути, подхода, когда:

компетентность проверяется в конце курса обучения, на заключительном экзамене. Все обучающиеся имеют доступ к экзаменации и имеют равные шансы, т.е. обучающийся не обязан посещать занятия в ходе семестра, он может сам планировать свой учебный процесс, он должен лишь прийти на экзамен и доказать свою компетентность;

все решает работа в семестре: нет финального экзамена. Происходит постоянное взаимодействие обучающегося с преподавателем и постоянный контроль прогресса знаний и умений обучающегося.

Еще следует отметить проблему идентификации личности обучающегося. Пусть мы уверены, что экзаменуемый не мошенничает во время проверки знаний, но откуда мы знаем, что с нами взаимодействует именно тот человек, который является обучающимся, а не кто-нибудь другой? Для идентификации личности достаточно визуального контакта, но существуют и другие способы.

Несмотря на то, что системе образования на протяжении многих веков удавалось достаточно эффективно работать при существующем положении вещей, очевидно, что с появлением дистанционного обучения пришло время задать вопрос: а нужен ли жесткий контроль? Может можно так трансформировать систему образования, чтобы контроль перестал быть движущей силой учебного процесса, и на смену ему пришла заинтересованность обучающихся в получении знаний? И если рассматривать дистанционное обучение как новый этап в развитии системы образования, который может принести абсолютно новые методы и принципы обучения, то именно сейчас, когда дистанционное обучение находится на пути становления, необходимо осуществлять поиск этих новых принципов.

Элемент Тест наиболее часто, по сравнению с другими элементами курса дистанционного обучения, используется для контроля знаний студентов.

Система управления обучением Moodle предоставляет широкий спектр возможностей для построения тестов различного рода:

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ