Рефераты
 

Женское образование в России

умеющими шить, и имеющими склонность к хореографии. В клубе в настоящее

время существуют 6 групп (75 человек). Из них 2 группы – кандидаты в члены

клуба (первый год обучения – 5-6 классы). Нагрузка этих групп – 6 часов в

неделю. Они изучают «Конструирование и моделирование одежды» (педагог –

Иванова Л.Н.) и «Технологию пошива» (педагог Феофилактова О.Ф.). Четыре

группы – второй и третий год обучения (7 – 11 класс). Недельная нагрузка –

8 часов. При посещении занятий Ивановой Л.Н. и Феофилактовой О.Ф. девочки

изучают элементы конструирования и моделирования одежды, знакомятся с

технологией ее пошива. На занятиях Нехорошковой В.И. девочки могут

научиться художественному вязанию и вышивке, выполнить сувениры путем

техники плетения и качества, освоить способы составления букета. А на моих

занятиях девочки учатся этикету, получают информацию о правильном

пользовании косметикой, искусстве причесок, развивают познавательный

интерес к моде за счет лекций по её истории, о её стилях и направлениях, о

правилах ношения одежды. Учатся умению держатся на сцене, эффектно

преподнести себя зрителям.

Раз в неделю проводится клубный день – это коллективная творческая

деятельность детей и педагогов. В этот день идет работа всех педагогов

клуба. В клубный день разновозрастные дети работают по микро-группам,

выполняя определенный вид деятельности. Именно в этот день проходит

подготовка к выступлениям, обсуждение и разработка новых коллекций, идет

работа над моделями и новыми постановками. В клубный день происходит

взаимосвязь, сплочение всех детей занимающихся в клубе «Волшебница».

Старшие девочки помогают младшим и порой выступают в роли помощниц

руководителей. В то же время младшие девочки видят то, к чему они должны

стремиться и чего добиваться.

Основой клуба «Волшебница» является взаимосвязь следующих идей, на

основе которых и строится всё обучение:

1. Развитие творческого потенциала учащихся.

2. Самораскрытие, поиск себя, своего стиля, своего места в

обществе.

3. Жизненная необходимость знаний, умений, навыков, получаемых в

клубе.

4. Профессиональная ориентация.

5. Получение основных навыков конструирования и моделирования

одежды, технологии пошива.

Связующим звеном этих идей является интерес к моде, пропаганда

здорового образа жизни.

Целью занятий в клубе является приобщение подростков к миру моды,

развитие художественного вкуса, расширение кругозора, повышение

нравственной и эстетической культуры.

Задачей занятий является формирование у участников трех направлений

знаний: сценическое движение, мода и швейное дело

Используя разнообразные элементы пластики, современной хореографии,

занятий по аэробике имеют цель пропаганды различных стилевых направлений

моды, помогают воспитывать личность подростка, его трудолюбие, эстетические

и гуманные чувства, расширяют их кругозор.

Принципиальным отличием клуба «Волшебница» от других театров мод и

кружков кройки и шитья является комплексное обучение с привлечением ряда

узких специалистов, работающих по своим программам в рамках единой учебной

программы.

В программе уделяется особое внимание развитие познавательной

деятельности учащихся за счет лекции по истории моды, различных стилях и

направлениях моды, о необходимости формирования своего индивидуального

стиля, лекций и практических занятий по макияжу и основам косметики, бесед

по этикету, совместных посещений выставок, показов мод, просмотр

видеоматериалов.

Мои лекции и занятия по курсу «Красота и этикет» являются весьма

познавательными, интересными и очень актуальны для девочек в этом возрасте.

Практические занятия проводятся в тесной связи с сегодняшними тенденциями и

направлениями в моде, макияже, прическах. Для этого используется

литература, вышедшая в свет не ранее 1995 года.

На первый взгляд программа может показаться перегруженной, но принцип

добровольности и ненавязчивости программы делают её легкодоступной для

членов клуба. Программа обучения в студии тесно связанна с современностью,

с окружающей действительностью, что в свою очередь говорит о жизненной

необходимости тех знаний, умений и навыков, которые получают учащиеся.

Женщина – олицетворение красоты и грации. Красота – лекции по моде и

косметике. Грация – аэробика и сценическое движение.

Организационная работа строится с учетом целей, задач, содержания и

формы работы в коллективе. Она заключается в следующем составлении

расписания занятий в группах: количество часов, время занятий, ведение

журнала посещаемости, составление тематических планов, организация групп по

возрастам. Она также распространяется на заботу об информативном и

художественном оформлении, где занимаются девочки; она состоит из бесед с

родителями о целях и задачах, перспективном плане коллектива, предстоящих

выступлениях (см. Приложение 4).

Женственность- собирательная характеристика личности. В это понятие

входят качества женщины, обусловленные ее важнейшей биологической и

социальной функцией- быть матерью. Поэтому женственность характеризуется

добротой, нежностью, искренностью, естественностью, способностью понять

другого человека, чуткостью, обаянием. Эти качества ценились в женщине во

все времена. Поэтому эти качества должны быть сформированы в наших

девочках, так как каждая из них в будущем женой и матерью. Мы должны помочь

девочкам сформировать такие качества, которые помогли бы в создании

прочной, дружной семьи, в которой будут царить любовь и понимание.

Нас сегодняшний день обстоятельства сложились таким образом, что с

уверенностью можно заявить о том, что наша молодежь очень плохо

подготовлена к созданию прочной семьи.

Статистика свидетельствует о том, что у девушек, сразу же после школы

создавших семью, она часто распадается ( 37,6% разводов приходится на

супругов, проживших в браке до 4-х лет). А причиной тому становится

неумение найти правильное решение в конфликтной ситуации.

Каждый человек неповторим и своеобразен. У каждого свои взгляды,

привычки, интересы, способности, вкусы, достоинства и недостатки. И

создавая семью, образуя союз двух неповторимых индивидуальностей, люди не

становятся другими, подстраиваются под особенности близкого человека.

Гармония семейной жизни достигается не счет подавления каждым из супругов

своей личности, а благодаря принятию другого человека таковым, какой он

есть. Но чтобы адекватно воспринимать другого человека, чувствовать его

переживания, прощать ему его слабости, уважать его достоинства, необходимо

умение разбираться в тонкостях склада другого человека, в мотивах его

поведения и поступков, чувствовать его состояние и понимать его внутренний

мир, обладать способностью поставить себя на место другого человека.

Жизнь человека - это постоянный процесс общения с окружающими людьми.

От умения человека общаться, от того, насколько он овладел искусством

познания окружающих людей, и способностью понимать психологическое

состояние другого человека во многом будет зависеть, сможет ли он достичь

успехов в жизни, найти настоящих друзей, встретить свою любовь, создать

счастливую семейную жизнь. Достичь главного в общении - понять другого

человека, вчувствоваться в его внутренний мир может только духовно богатый

человек, обладающий высокими нравственными качествами, способный

сопереживать и сочувствовать другому, понять и принять его заботы, тревоги,

разделить с ним радость и печаль. Исходя из вышеописанного, я для себя

определила, что во время педагогической практики мною будут проведены

методики на выявления уровня эмпатии, способов реагирования в конфликтных

ситуациях (по К.Н.Томасу) и по оценке коммуникативных и организаторских

склонностей.

Во время педагогической практики мною были проведены методики на

выявление уровня эмпатии, способов реагирования в конфликтных ситуациях (по

К.Н.Томасу) и по оценке коммуникативных и организаторских склонностей.

4.1. Исследование на выявление уровня эмпатии.

Для определения эмпатии я пользовалась методикой казанского психолога

И.М.Юсупова. Эмпатия – это умение поставить себя на место другого человека,

способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других

людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто

другой так, как если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует

сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека

социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор

успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир

партнера по общению, прежде всего в обучении и воспитании.

В этой методике выделяют 3 уровня эмпатии: высокий (63 – 81 балла),

нормальный (37-62), и низкий (12-16). Так как у большинства испытуемых

оказался нормальный уровень эмпатии, для наглядности этот промежуток был

разбит на 2 части - от 50 до 62 (более близкий к высокому) и от 37 до 49

(более близкий к низкому). Результаты проведенного исследования по уровню

эмпатии наглядно демонстрируют следующие диаграммы (см. рис. 4.1.).

[pic]Рис. 4.1. Исследование уровня эмпатии в клубе «Волшебница» и

в общеобразовательной школе №35

Мы видим, что существует значительная разница. Так, среди девочек,

занимающихся в клубе отсутствуют те, у кого уровень эмпатии низок.

Нормальный, но близкий к высокому составляет следующий процент – 68.2, что

больше показателей среди учениц средней школы. И, наконец, результаты по

высокому уровню эмпатии говорят сами за себя. Мои наблюдения за девочками в

течение года подтверждают результаты проведенного исследования. Например,

когда Юля Мансурова не успевала дошить платье (оставалось всего два дня до

выступления) все девочки, которые уже закончили работу предложили свою

помощь и всячески подбадривали её. Однажды в кружке произошел такой случай,

на котором хочется заострить внимание. Оля Пушина и Земцова Полина (они

показали наивысшие результаты по итогам исследования), помогли своей

подруге Юшковой Марине, которая потеряла ключи от дома. Девочки оббегали

весь Дворец и в конце концов нашли их.

Старшие девочки всегда очень терпимы к новичкам и внимательны по

отношению к ним, стараются помочь, когда у тех что-то не получается.

Для примера, однажды перед днем лицеиста, к которому мы готовили

выступление – демонстрацию нескольких коллекций. Получилось так, что Лена

Морозова очень сильно заболела и не смогла принять участие в выступлении.

Мне пришлось срочно искать ей замену. Лена участвовала в двух выходах и нам

были нужны две девочки, которые заменили бы ее на демонстрации. У меня на

примете были две девочки, которые дружили между собой – Юля Наговицына и

Оля Федорова. Они хорошо освоили на моих занятиях технику сценического

шага, знали некоторые элементы схем проходок. Юля с Олей с огромным

желанием согласились помочь и выручить нас в сложившейся ситуации.

Репетиция продолжалась примерно 2 часа. Я разделила девочек на две

группы (первая группа репетировала один выход, вторая – другой). В первую

группу вошли: Света Гришина, Юля Мансурова, Лена Разумова, Юля Пушина (все

они знали схему очень хорошо) и Оля Федорова, которой пришлось замещать

Лену Морозову и учить все её движения. Во второй группе были Марина

Опарина, Женя Сычева, Наташа Богатырева, Марина Юшкова и Юля Наговицына,

которая заменила Лену Морозову.

Я специально притворилась очень занятой, подбирала музыку для

выступления, и внимательно наблюдала за поведением девочек, которые хорошо

знали всю схему выступления по отношению к новичкам. К моему огромному

удовлетворению, все прошло великолепно. Никто ни на кого не кричал, не

злился, не упрекал в неумелости и неловкости. Девочки, знавшие всю схему с

пониманием отнеслись к Юле и Оле, всячески старались помочь, подбадривали

их и хвалили.

После выступления, которое прошло без накладок, я спросила у Марины

Опариной, Юли Мансуровой, Лены Разумовой и остальных, почему они именно так

себя повели, не стали кричать и надсмехаться, злится и нервничать. И почти

каждая из них отметила, что во время репетиции они вспомнили себя, как им

было тяжело и трудно начинать, как они переживали из-за всего этого.

Этот пример доказывает, что девочки, занимающиеся в клубе «Волшебница»

могут с пониманием относится к окружающим и они эмоционально отзывчивы на

переживания других людей.

4.2. Исследование способов реагирования в конфликтных ситуациях (по

методике К.Н.Томаса).

Интересно будет посмотреть и результаты исследования по методике

К.Н.Томаса. Здесь оценивались способов реагирования в конфликтной ситуации.

Здесь выявляются 5 способов реагирования в конфликтной ситуации:

соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление.

Оценка опять же проводилась как среди членов клуба, так и среди учениц

школы № 35. Результаты приведены на диаграммах (рис. 4.2).

[pic]Рис. 4.2. Способы реагирования в конфликте (клуб «Волшебница» и

общеобразовательная школа №35)

По результатам исследования видно, что большинство девочек из клуба

«Волшебница» выбрали сотрудничество и компромисс (40.9% и 30.4%

соответственно). Данные способы реагирования в конфликтных ситуациях

наиболее эффективны при решении спорных задач и вопросов. Интересно

отметить, что приспособление, как один из способов поведения не выбрала ни

одна из девочек (см. рис.4.2.). Также приятно отметить, что девочки при

ответах на вопросы теста (как они потом мне рассказали) вспоминали мои

занятия из блока «Мой мир и я».

В течение года на моих занятиях, да и не только на них у девочек

возникало не мало споров и разногласий друг с другом. Но не было ни одного

случая, когда девочки вставали в оппозицию по отношению друг к другу и в

течение долгого времени не пытались пойти на примирение.

Хочу обратить внимание на то, что соперничество, как способ поведения

в конфликтной ситуации в клубе «Волшебница» выбрали всего 13.6% девочек, а

в школе №35 – 29.3%, что превышает в два раза результат моих подопечных.

4.3. Исследование коммуникативных и организаторских способностей.

Результаты по оценке коммуникативных и организаторских способностей

оказались тоже достаточно интересными.

В этой методике выделяют 5 основных школьных оценок, характеризующих

степень развитости коммуникативных и организаторских способностей.

Оценка 1 говорит о низком уровне проявления у испытуемого

организаторских и коммуникативных склонностей.

У испытуемых, получивших оценку 2, коммуникативные и организаторские

склонности развиты на уровне ниже среднего.

Оценка 3 говорит о среднем уровне проявления организаторских и

коммуникативных склонностей.

Оценка 4 - высокий уровень.

Оценка 5 – очень высокий уровень коммуникативных и организаторских

склонностей.

Для сопоставления результатов эта методика была проведена как и в

предыдущих случаях в средней школе № 35 и в клубе волшебница. Получившиеся

результаты демонстрируются на рис. 2.5 и рис. 2.6.

Низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей в клубе

«Волшебница» и в школе 35 соответствует 0%. Это скорее всего объясняется

тем, что именно в старшем подростковом возрасте девочкам ярко выраженное

стремление к общению. При этом потребность в этом проявляется раньше и

сильнее, чем у мальчиков.

Высокий и очень высокий уровень коммуникативных и организаторских

способностей у девочек клуба «Волшебница» численно больше, чем у девочек

школы № 35 (см. рис. 4.3).

[pic]Рис. 4.3. Исследование коммуникативных и организаторских способностей

(клуб «Волшебница» и общеобразовательная школа №35)

Очень высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей в

два раза больше у моих подопечных по сравнению со школьницами.

Круг общения девочек клуба «Волшебница» не ограничивается школой и

домом. Они общаются со сверстниками в нашем клубе, кружках, секциях,

мастерских, которые работают при ГДТЮ. Круг общения расширяется за счет

участия в конкурсах, в которых принимают активное участие все коллективы

детских театров мод нашего города и республики. Наши девочки имеют больше

возможностей для того, чтобы общаться с интересными и творческими людьми.

Все эти факторы влияют на уровень коммуникативных и организаторских

склонностей.

В нашем клубе проводится очень много массовых мероприятий

(см. Приложение 4), организаторами и участницами которых

становились сами девочки. Мною была создана инициативная группа, членами

которой могли стать все желающие, занимающиеся в клубе. Интересно отметить,

что в этой группе оказались те девочки, которые получили по итогам теста

высокую и очень высокую оценки организаторских и коммуникативных

склонностей. Вот они: Мансурова Ю. (5 баллов), Морозова Л.(5), Разумова

Л.(5), Опарина М.(5), Богатырева Н.(4), Выхонина А.(4) и другие девочки.

При подготовке общеклубных мероприятий девочки бывают очень инициативны и

активны в их организации, они помогают мне в написании сценариев и в

проведении этих мероприятий.

Все результаты моих исследований были математически обработаны. Для

того чтоб узнать и доказать достоверность полученных результатов мной был

использован U-критерий Манна-Уитни. Этот критерий предназначен для оценки

различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака,

количественно измеренного.

Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся

значений между двумя рядами. Первым рядом мы называем тот ряд значений, в

котором значение, по предварительной оценке, выше, а вторым- тот, где они

предположительно ниже.

Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что

различия достоверны. Иногда эти различия называют- различиями в

расположении 2-х выборок.

Эмпирическое значение критерия U отражает то, на сколько велика зона

совпадения между рядами. Поэтому, чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что

различия достоверны.

Необходимо также определить критическое значение U, в моем случае:

[pic],

этот критерий определяется с помощью специальной таблицы.

* * *

Подводя итог результатам всех методик, которые были проведены в клубе

«Волшебница» по сравнению со школой №35. Разница достаточно показательна и

ощутима для того чтобы сделать вывод о роли и о положительном воздействии

детских театров мод в женском воспитании.

Имеет смысл еще раз отметить, что программа (см. Приложение 3.) была

мной разработана исходя из потребностей и интересов детей старшего

подросткового возраста. В ней я хотела осветить и раскрыть те вопросы и

темы, которые мало затрагиваются в общеобразовательной школе, но в то же

время волнуют девочек-подростков в возрасте от 13 до 16 лет.

В данную программу был не случайно включен «Ритм-блок» (спортивно-

танцевальная аэробика), так как именно в данном возрасте происходят

физиологические изменения у подростков, меняются формы и пропорции тела

вследствие чего возникает чувство дискомфорта, неполноценности,

разочарования, а занятия аэробикой помогают девочкам справится с этими

психологическими проблемами.

Все занятия и беседы с девочками, мною проводимые, были нацелены на

правильное осознание и осмысление понятия «женственность». Я хотела помочь

девочкам почувствовать себя привлекательными и интересными для всех и, в

особой степени, для противоположного пола, раскрыть в них ту изюминку и

неповторимость, которая спрятана в каждой из них. Сформировать те качества,

которые необходимы любой женщине при строительстве своего «семейного

очага».

5. Основные требования эргономики в педагогическом процессе

Эргономика - научная дисциплина, изучающая функциональные

возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью создания

оптимальных условий для высокопроизводительного труда, интеллектуального и

физического развития человека. Эргономика исследует влияние на человека

окружающей среды; разрабатывает требования к проектированию рабочих мест и

многое другое.

На функциональное состояние работоспособность человека сильно влияет

среда: состав воздуха, метеорологические условия (влажность, движение

воздуха, температура, барометрическое давление), освещение, шум и вибрация,

скорость движения человека в среде, ускорения и перегрузки и другое.

Эргономика изучает влияние этих факторов на человека, определяет «зоны

комфорта» и разрабатывает средства защиты от вредных воздействий.

Трудно переоценить, например, рекомендации и требования, выработанные

эргономикой для создания в производственных помещениях рационального

освещения, микроклимата, противошумовой и вибрационной защиты и т.п. Все

они исходят из научных исследований анатомо-физиологических особенностей

организма.

Эти требования должен учитывать каждый педагог. Освещение в учебных

мастерских должно быть достаточным, равномерным. При необходимости рабочие

места оборудуются местным освещением. Местное освещение запрещается

оборудовать люминесцентными лампами. Очень важно, чтобы источник света и

поверхность оборудования не давали отблесков, а также прямых слепящих

лучей. Свет должен быть направлен на рабочее место слева направо. Не

допускается чрезмерное освещение.

Оснащение рабочего места включает все элементы, необходимые для

решения работающими поставленной перед ним производственной задачи. К ним

относятся техническая документация, основные и вспомогательные средства

труда.

Основные средства: инструменты, с помощью которых человек выполняет

трудовые операции и др.

Вспомогательные средства: рабочая мебель, стеллажи, инструментальные

тумбочки и др.

Параметры рабочего места должны соответствовать антропометрическим

данным человека, обеспечивая удобство его рабочей позы, рациональность и

эффективность рабочих движений, что способствует снижению нагрузок при

работе. При расчете параметров рабочего места необходимо учитывать:

рабочее положение работающего; возможность изменения положения тела;

величину размаха рабочих движений; возможность регулирования параметров

рабочего места, параметры обзорности и другие.

При организации рабочего места необходимо учитывать факторы, которые

непосредственно влияют на состояние ребенка ( его утомление,

работоспособность, внимательность и т.д.). Акустическая среда является

важным компонентом в общей среде обитания: человек живет в мире звуков.

Параметры акустической среды могут существенно определять и общее состояние

человека, его работоспособность успешность деятельности. Болевой порог

звукового давления составляет примерно 130 дБ. Однако уже при 100 дБ шум

вызывает общее утомление, снижается работоспособность и качество работы, а

при 110-120 дБ оказывает угнетающее действие.

При проектировании рабочих мест следует исходить из того, что уровень

шума выше 80 дБ недопустим.

Освещенность: низкая освещенность затрудняет различие объектов,

снижает возможность цветоразличения. Работа в таких условиях приводит к

развитию утомления, появлению ошибок. Наименьший допустимый уровень

освещенности- 500 люкс. Зрительный комфорт обеспечивается не только высокой

освещенностью, но и ее равномерность, достигаемой благодаря устройству

верхнего света.

Температура: наиболее благоприятной мышечной деятельности человека

способствует температура в пределах 18-20 градусов по Цельсию и

относительной влажности 40-60%.

Давление воздушной среды: 0,04...3 Мпа.

Скорость воздушного потока 0,1 м/c

Помимо создания оптимальных условий в классе, необходимо также

позаботится об удобстве рабочего места, интерьере мастерской (класса).

Этими вопросами занимается дизайн.

Дизайн- специальная область деятельности, связанная с проектированием

объектов вещевой среды, окружающей человека. Уделяется первоочередное

внимание максимальному согласованию, гармонизации отношений между человеком

и тем вещевым окружением, в котором протекает его деятельность. Дизайн

протекает в трех направлениях: дизайн оборудования, дизайн рабочего места,

дизайн среды производства (интерьер мастерской или класса ).Все это

направлено для улучшения и удобства трудовой деятельности.

Заключение.

Велика роль женщины в обществе, но особенно велика её роль в семье. От

её качеств, черт характера, знаний, умения, желания, создать и сохранить

этот небольшой, но такой важный для жизни каждого «мир семьи» зависит

многое. У истоков личности стоит мать. Представьте себе мать без доброй

улыбки, без нежности, без теплого и заботливого отношения к своему ребенку.

«Мать», «женщина», «девушка»- эти понятия не совместимы с жестокостью,

бессердечностью, грубостью, вспыльчивостью, о которых заговорили в

последние годы и которые стали проявляться в девушках все чаще и чаще. Как

известно, долгие годы на школу шел поток «бесполых» научных рекомендаций,

рассчитанных только на учащихся без выделения в них «мальчиков» и

«девочек», «юношей» и «девушек». Эта «бесполость» воспитательного процесса,

в ходе которого не происходит формирование в личности девушки роли матери,

жены, друга, привела к тому, что у девушек, сразу же после школы создавших

семью, она часто распадается ( 37.6% всех разводов приходится на супругов,

проживших в браке до 4-х лет) из-за их неумения найти правильное решение

в конфликтной ситуации.

Согласно исследованиям, семьи где «главой» является женщина-

конфликтные и они составляют 75%.

Сегодня именно женщина- главный инициатор разводов (около 65%

бракоразводных дел начато по инициативе женщин). А в конечном итоге, при

распаде семьи, страдают дети, ежегодно более 700 тысяч детей остаются с

одним из родителей, чаще всего с матерью.

Проблема женского воспитания, которое включает в себя и подготовку

девушек к семейной жизни, стала очень важной и актуальной на сегодняшний

день. И оставлять без внимания её никак нельзя.

Общеобразовательные школы, в силу сложившихся обстоятельств, не могут

полностью решить эту проблему. Они на данный момент , в процессе своей

деятельности, реализуют другие, стоящие перед ними, задачи. Школа старается

дать детям предметные знания, необходимые им для дальнейшего обучения. Но

в тоже время, она забывает об выполнении одной из важных своих задач-

подготовке детей к семейной жизни.

Невнимание к проблеме женского воспитания, в какой-то мере , связано и

с тем, что в педагогической литературе этот вопрос освящается

незначительно. Изучив около 50 источников, только в 3-х из них, подымается

проблема женского воспитания.

В работах ТимощенкоЛ.Н., ХрипковойА.Г., КонаИ.С. подчеркивается

необходимость женского воспитания. В них даются рекомендации по организации

воспитательного процесса с учетом психологических особенностей девушек. Но

ни в одном из источников не раскрывается вопрос, какие именно черты и

качества должны быть сформированы в девушке, чтоб она была женственной,

успешной и подготовленной к семейной жизни.

Девочки- это завтрашние матери, воспитательницы детей и в каждой из

них должно проснуться желание быть женственной, создать прочную и дружную

семью.

Женственность- это собирательная характеристика личности. Поэтому

женственность характеризуется добротой, искренностью, нежностью,

естественностью, общительностью, способностью понять другого человека,

умением найти нужное решение в спорных ситуации.

Исследование показало, что важными качествами для семейной жизни

девушки могут стать: эмпатийность, коммуникативность, способность пойти на

компромисс или сотрудничество в конфликтной ситуации. Все эти качества

должны быть сформированы в девушке в ходе воспитательного процесса.

Школы, как я уже отмечала выше, не могут полностью решить проблему

женского воспитания. Поэтому компенсировать пробелы в воспитании личности

девушки успешно могут детские театры мод.

Организованная в них деятельность способствует не только приобретению

навыков шитья, моделирования и конструирования, но и способствует

воспитанию эстетической культуры, расширению понятия о культуре одежды,

развитию собственного вкуса и стиля в одежде и манере поведения, приобщению

девочек к искусству хореографии.

Работа в театре моды ведется с учетом интересов девушек и их

психологических особенностей. Индивидуальный подход к каждой из них

позволяет найти наиболее эффективные пути решения в формирование личности

девушки качеств необходимых для дальнейшей семейной жизни. Программу,

которую я разработала и предлагаю для внедрения в подобные детские

объединения, была апробирована мной в течении двух лет. В ней

рассматриваются пять основных блоков, каждый из них был разработан с

учетом интересов девушек и в тоже время с учетом развития в личности

девушки женственности.

Особое внимание в этой программе уделяется развитию в девушках

эмпатии, коммуникативных и организаторских склонностей, способности

правильно вести в конфликтной ситуации. Также затрагиваются вопросы,

касающиеся роли брака и семьи в жизни человека, раскрываются понятия

«мужественность» , «женственность», «влюбленность», « дружба», «любовь» и

т.д. В программу включены темы и практические занятия, которые девушке

найти свой образ и стиль, раскрыть и подчеркнуть свою индивидуальность.

В ходе исследования среди девушек занимающихся в театре мод мною были

изучены такие черты личности: коммуникативность, эмпатийность, способность

эффективно реагировать в конфликтных ситуациях. Для доказательства

результативности и эффективности работы детских театров мод эти же качества

были изучены среди учениц общеобразовательной школы №35.

Исследования уровня эмпатии показало, что среди девочек, занимающихся

в детском театре моды, отсутствуют те у кого низкий уровень эмпатии. В

школе № 35 оказалось 7.7% учениц с низким уровнем эмпатии. Девочек с

высоким уровнем эмпатии в детском театре моды оказалось в 2 раза больше.

Что касается исследования коммуникативных и организаторских

склонностей, то результаты показали, что воспитанниц театра мод с высоким и

очень высоким уровнем этих склонностей значительно больше, чем в школе №35

(высокий уровень: школа №35 - 26.9%, ДТМ - 31.8%; очень высокий уровень

шк.№35 - 7.6%, ДТМ 18.2%).

В конфликтных ситуациях наиболее эффективными путями решения считаются

компромисс и сотрудничество. По результатам исследования оказалось, что

большинство девушек из детского театра мод выбрало компромисс(36,4%) и

сотрудничество(40,9%). В школе№35 сотрудничество выбрало только 18.2%

учениц. Однако, соперничество, как способ реагирования в конфликтной

ситуации, в школе №35 выбрало 29,3% девочек, а в театре мод прибегают к

этому способу всего 13.6% воспитанниц.

Результаты полученные мной в ходе исследования подтвердили, что

организованная работа в театре мод способствует формированию у девушек

более высокого уровня эмпатии, способствует развитию коммуникативных и

организаторских склонностей, помогает находить девушкам эффективные пути

решения в конфликтных ситуациях.

Решая поставленные передо мной задачи и анализируя полученные

результаты опытно-исследовательской работы, я пришла к выводу, что в

таких объединениях, типа детского театра моды, ведется большая работа по

формированию личности девушки, что театры мод могут компенсировать все

недостатки и пробелы школьного воспитания девочек. А при разработке

специальных программ, которые будут направлены на формирование в личности

девушки специфических черт и качеств, необходимых для семейной жизни,

проблема женского воспитания будет успешно решена, а вместе с ней будут

решены и многие проблемы нашего общества.

Список литературы:

1. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология. - М., Просвещение, 1965 г.

2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии, - СПб, 1996

г.

3. Миропольский С.А. Школа и общество (частная харьковская женская

воскресная школа), - Харьков, 1992 г.

4. Сборник всех программ и правил поступления в женские и мужские учебные

заведения, - М., Знание, 1991 г.

5. Проблемы социальной и психологической геронтологии, - Л., Нева, 1974 г.

6. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание, - М., Просвещение, 1993 г.

7. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. – СПб,

1994 г.

8. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе. – М., Знание 1991 г.

9. Никольская А.А Возрастная и педагогическая психология дореволюционной

России, - М., Школа, 1990 г.

10. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М., 1988 г.

11. Женщина в обществе: реалии проблемы, прогнозы. – М., 1991 г.

12. Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных

исследований. – Ижевск, УдГУ, 1997 г.

13. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический

анализ. – Л. 1974 г.

14. Инин А.С. Психология подростка- М., 1991 г.

15. Павлова О.Г. Феминизм: восток, запад, Россия. – М., Новое время, 1995

г.

16. Егорова Г.Р. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. – М.,

Наука и религия, 1994 г.

17. Анджелис Б.Д. Секреты о мужчинах, которые должна знать каждая женщина.

– Екатеринбург, 1997 г.

18. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей. – Л. 1998 г.

19. Хрипкова А.Г. Девочка – Подросток – Девушка. – М., Просвещение, 1988 г.

20. Возрастная и педагогическая психология. – М., Мысль, 1984 г.

21. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев, 1989 г.

22. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.,

1987 г.

23. История педагогики. - М., Мысль, 1976

24. История педагогики. - М., Просвещение, 1983 г.

25. Возрастная педагогическая психология. - М., Знание, 1984 г.

26. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общей психологии. -

М., Просвещение, 1990 г.

27. Кон И.С. Дружба: этико-психологический очерк. - М., 1989 г.

28. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989 г.

29. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., Просвещение, 1983 г.

30. Воспитание девушек: учебно-методическая программа по факультативным

занятиям. - Ижевск, УдГУ, 1993 г.

31. Возрастная педагогическая психология. - М., Знание, 1992 г.

32. Федосова Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России.

- М. 1980 г.

33. Высшие женские (бестужевские курсы). - М., 1966 г.

34. Санкт-Петербургские ВЖК. - Л., 1973 г.

35. Педагогическая хрестоматия. - М., 1907 г.

36. Основные положения, нормальная табель и учебные планы женских

институтов и гимназий. - М., 1912 г.

37. Бардин С.М. Этика взаимных отношений. - М., 1969 г.

38. Этика и психология семейной жизни. - Минск, 1989 г.

39. Каган В.Е. Подготовка девушки к супружеству. - М, 1992 г.

40. Вальтер С. Девушкам от 14 до 18. - Минск, 1983 г.

41. Витэк, Карел. Проблемы супружеского благополучия. - М., Прогресс,

1988г.

42. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. - М., 1990 г.

43. Семья: социально-психологические проблемы. - Киев, 1989 г.

44. Михайлова Н.Н. Ориентационно-ролевая игра «Семья». - М.: Просвещение,

1991 г.

45. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. - М.: Медицина, 1991

г.

46. Исаев Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола. - М.: Знание, 1995

г.

47. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. - М.: Просвещение, 1990 г.

48. Женщины в меняющемся мире: история и современность. - Ижевск: УдГУ,

1996 г.

49. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. - Москва: Просвещение,

1985 г.

Приложение 1

Рукоделия.

Учебный план.

VII класс ( 1час).

1. Изучение первоначальных швов.

2. Вязание на спицах бумажной подвязки.

VI класс ( 1 час ).

1. Изучение французского шва. Петли воздушные. Пришивание пуговиц и

металлических крючков и петель.

2. Штопка и заплаты. Шитье простого ночного чепчика.

3. Вязание крючком простой шерстяной покрышки для чайника.

V класс ( 2 часа ).

1. Сборка на одну две нитки; пришивание сборок, закладывание складок и

пришивание их; обшивка кружевом, петли прорезные.

2. Шитье простой ночной кофты.

3. Штопка чулочная и надвязка чулка.

IV класс ( 2 часа ).

1. Украшающие швы.

2. Шитье лифчика (под дамскую блузу).

3. Выметка фестонов и простая метка белья цветной гладью.

III класс ( 2 часа ).

1. Исполнение на шерстяной материи образцов швов, употребляемых при шитье

платья. Ознакомление с шитьем на машине.

2. Ученицы приучаются распарывать швы, пришивать крючки и петли, выметывать

петли и шить карманы.

3. Шитье дамской блузы из бумажной матери.

II класс ( 2 часа ).

1. Кройка и шитье детского белья и простого дамского; причем требуется

шитье одной настоящей вещи, а остальное можно в моделях.

2. На уроках кройки воспитанницы учатся снимать мерки, чертить, кроить и

сметывать.

I класс ( 2часа ).

1. Кройка детского платья. Кройка и шитье дамской блузы и простой дамской

юбки.

2. На уроках кройки и шитья воспитанницы учатся снимать мерки, чертить,

кроить, сметывать и приметывать.

Объяснительная записка

к учебному плану по рукоделию.

1. Цель обучения рукоделиям в средней общеобразовательной школе состоит в

том, чтобы дать учащимся общую подготовку для разного рода женских работ

и научить их изготовлять для себя и семьи предметы, необходимые в

обыкновенном домашнем быту: чулки, простое белье, простое платье.

2. Обучение рукоделию должно вестись классным способом, т.е. все ученицы

должны делать одну и ту же работу, причем объяснения должны делаться

всему классу одновременно, а не каждой ученице в отдельности.

3. Элементы каждой отдельной техники работы, например стежки, швы, вязание

на спицах, плетенные швы и т.п. должны быть первоначально изучены на

образцах, т.е. проделаны на полосках, лоскутках, соответствующих тканей и

т.д., а затем уже применяемы на работе предметов потребления; причем

учительница должна соблюдать строгую последовательность и постепенно

переходить от более легкого к более сложному.

4. Работы не должны даваться на дом, а должны быть исполнены ученицами в

классе во время уроков.

5. Желательно, чтобы каждому уроку предшествовали общие объяснения

относительно материалов, инструментов и других пособий, с которыми

ученицам придется иметь дело во время занятия.

6. Необходимо, чтобы учительница объясняла учащимся общие правила для

выполнения каждой работы, расчленяла бы употребительные приемы при

вязании, шитье, вышивании крестом и других работах, заставляла бы

учащихся запомнить последовательность отдельных манипуляций при вязании,

шитье и т.д. Стремилась бы развить в ученицах самостоятельное и

сознательное отношение к выполнению работы.

При всех работах от учащихся надлежит требовать чистоты и возможной

быстроты в работе.

Приложение 2

Нормативный учебный табель женских Институтов и Гимназий Ведомства

учреждений Императрицы Марии.

( Вышестоящее утверждено 6 августа 1905 года ).

|Классы | |7 | 6 |5 |4 |3 |2 |1 |всего|

|Закон |Божий |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |14 |

|Русский язык| и |5 |4 |4 |3 |3 |3 |3 |25 |

| |словесност| | | | | | | | |

| |ь | | | | | | | | |

|Французский |язык |5 |4 |4 |3 |3 |3 |3 |25 |

|Немецкий |язык |2 |4 |4 |4 |4 |3 |3 |24 |

|Математика | |3 |3 |3 |3 |3 |3 |4 |22 |

|История | |---- |---- |2 |2 |2 |3 |3 |12 |

|География | |---- |2 |2 |2 |2 |2 |2 |12 |

|Естествознан|с |2 |---- |---- |2 |2 |2 |----|8 |

|ие |гигиеной | | | | | | | | |

|Физика |космографи|---- |---- |---- |----|2 |2 |2 |6 |

|и |я | | | | | | | | |

|Педагогика | |---- |---- |---- |----|----|----|2 |2 |

|Хоровое |пение |1 |1 |1 |1 |2 |2 |2 |10 |

|Рисование |чистописан|4 |4 |2 |2 |2 |2 |1 |17 |

|и |ие | | | | | | | | |

|Рукоделие | |1 |1 |2 |2 |2 |2 |2 |12 |

|гимнастика и|инст |3 |3 |3 |3 |1 |1 |1 |15 |

|танцы |гимн |2 |2 |2 |2 |1 |1 |1 |11 |

|число уч. |инст |9 |9 |8 |8 |7 |7 |6 |54 |

|часов | | | | | | | | | |

|по |гимн |8 |8 |9 |9 |9 |9 |6 |50 |

|искусствам | | | | | | | | | |

|общее число|инст. |28 |28 |29 |29 |30 |30 |30 |204 |

|учебных |гимн. |27 |27 |28 |28 |30 |30 |30 |200 |

|часов | | | | | | | | | |

Примечания к учебному табелю женских институтов и гимназий.

Установленное настоящим табелем общее число уроков по каждому предмету и

распределение их по классам должны оставаться неизменными.

Положенные по табелю в каждом из 4-х младших классов в институтах 2 часа,

а в гимназиях один час на гимнастические упражнения, могут быть разделены

на получасовые уроки. Уроки рисования и рукоделия в старших классах тех и

других заведений, по возможности, следует устраивать двухчасовые.

Воспитанницы институтов и пансионов при гимназиях, сверх означенных в

настоящем табеле предметов, могут обучаться музыке: обучающиеся музыке

пользуются одним получасовым уроком в неделю, и в дни уроков полчаса, а

остальные дни не более часа упражняться в игре на фортепиано; воспитанницы

младших двух классов занимаются музыкой всего по полчаса в день.

Означенные в табели уроки, а равно занятия по музыке в институтах должны

быть распределены от 9 до 12 часов и от 2 до 5 часов дня.; причем более 4-х

уроков по наукам и языкам в один и тот же день не допускается. Отступление

от этого распределения допускается в виду исключения только для занятий по

музыке, которая, по уважительным причинам, могут быть назначаемы на время

от 6 до 9часов вечера.

На приготовление уроков и самостоятельные занятия воспитанниц в институтах

и пансионах при гимназиях должно быть назначаемо по 2 часа ежедневно, по

возможности без перерыва иными занятиями, в случаях допущения подобного

перерыва, назначенное время для подготовки должно быть разделено на 2 часа,

по полному часу в каждой.

В аттестатах отмечаются поведение и успехи по следующим предметам: Закону

Божиму, русскому языку словесности, французскому языку, немецкому языку,

математике, истории, географии, естествознанию и гигиеной, физике и

космографии, педагогике, рисованию и чистописанию, рукоделиям. Баллы по

рисованию с чистописанием и по рукоделиям, принимаемые во внимание наравне

с баллами по другим предметам при переводе из класса в класс при выдаче

аттестатов имеют.

Приложение 3.

П Р О Г Р А М М А

Лекционного курса «Красота и этикет»

ЦЕЛИ: Развитие познавательной деятельности учащихся за счет лекций об

истории моды, о различных стилях и направлениях моды, о необходимости

формирования своего индивидуального стиля, о правилах ношения одежды, о

формировании гардероба. Лекции по этикету дают информацию о правильном

поведении в обществе. Лекции и практические занятия раздела «Косметика для

подростков» информируют учащихся о правилах пользования косметикой,

необходимости тщательного и продуманного подбора косметики и парфюмерии.

Девушки учатся правильно делать макияж. Лекции раздела «Мой мир и я»

помогают девочкам в формировании следующих качеств: терпимость, уважение к

окружающим, тактичность, начальные знания по этике и психологии семейной

жизни.

Блок 1. «Мода и стиль»

1.1. Вводное занятие (знакомство с особенностями курса).

1.2. Азбука моды (основная терминология в области моды).

1.3. Костюм и фигура (пропорции человеческой фигуры; идеальная

фигура; как с помощью одежды скрыть недостатки и подчеркнуть

достоинства фигуры).

1.4. Цвет в одежде (цветовые типы; модельеры о цвете).

1.5. Журналы мод. Журналы для женщин. (знакомство с отечественными и

зарубежными журналами).

1.6. Роль цвета в вашей жизни (психологическая, физиологическая,

ассоциативная реакция человека на цвет).

1.7. Мода и стиль (понятие «стиль», «мода»).

1.8. Ваш мини-гардероб (правила комплектования вещей в гардеробе;

количество или качество?).

1.9. Основные стили в мире моды (характерные особенности, истоки,

динамика).

1.10. Лучшие модельеры мира

1.11. Лучшие модельеры России.

1.12. Направления современной моды (ассортимент одежды, цвет,

аксессуары).

1.13. Мода с подиума (видеообзор).

1.14. Манекенщица. Топ-модель (лучшие манекенщицы мира, путь к успеху,

секреты красоты).

1.15. Аксессуары. Украшения (история, современность, изготовление).

Блок 2. Косметика для подростков.

2.1. Техника выполнения макияжа (оснащение, освещение, поэтапность).

2.2. Волосы: уход, лечение. Прически.

2.3. Парфюм (духи, туалетная вода, одеколон, фоновые запахи, как

пользоваться парфюмерией).

2.4. Кожа лица. Глаза. Брови. (уход за кожей лица, маски, умывание,

массаж)

2.5. Питание и режим (правильно сбалансированное питание, вред

голодания, калории, здоровый образ жизни)

2.6. Косметика и фито-косметика.

2.7. Модный макияж (практические занятия).

Блок 3. Этикет.

3.1. Этикет (история этикета, основные понятия).

3.2. Вы в гостях, у Вас гости (правила поведения , как принимать и

приглашать

гостей, застолье)

3.3. Ваша речь. Риторика (речевой этикет)

3.4. Официальные приемы. Презентации.

Блок 4. Мой мир и я.

4.1. Я в группе.

4.2. Как мы общаемся.

4.3. Что такое сотрудничество.

4.4. Взаимопонимание и роль эмоций в нашей жизни.

4.5. Уважение и терпимость, жестокость и сочувствие. Роль этих

качеств в жизни.

4.6. «Мужественность» и «Женственность» – два полярных понятия (их

социальное становление).

4.7. Влюбленность, дружба, любовь.

8. Брак и супружество в нашей жизни.

9. Уважение в общении

10. Искусство общения

Блок 5. Ритм-блок (спортивно-танцевальная аэробика).

Цель: Совершенствовать движения, пластику тела; воспитывать

ритмичность и восприимчивость эмоционального окраса музыки; развитие

мышечной силы, снятие психологической усталости, физическое и

эмоциональное раскрепощение.

Содержание:

5.1. Спортивные упражнения на координацию движения, танцевальные

упражнения.

5.2. Развитие гибкости, формирование правильной осанки;

5.3. Частое чередование упражнений различных по характеру и

интенсивности (исключение монотонных упражнений);

5.4. Четкий, красивый показ упражнений.

Структура занятий:

v Подготовительная часть (10-15%) общего времени – гимнастические

упражнения с небольшим объемом движения и интенсивности (растягивание,

разогрев мышц).

v Основная часть (20 минут в начале года до 60 минут в конце). Через 3-4

месяца состоит из цепочек упражнений для определения мышц, танцевальных

движений, прыжков, беговых и смешанных упражнений.

v Заключительная часть (10-15% общего времени) – дыхательные упражнения,

гимнастические упражнения с небольшим объемом движения и интенсивности;

упражнения на пластику.

Другая форма занятий – комплекс «Волшебная линия» – направлен на

упражнения, уменьшающие объем талии, делающей её гибкой, а все тело более

пластичным.

На этих же занятиях проходит работа над сценическим шагом, разработка

схем для проходок. Девочки учатся правильно и красиво двигаться на сцене

при демонстрации моделей.

Приложение 4.

Учебно-воспитательный план клуба «Волшебница» на 1997 – 1998 гг.

|№ |Мероприятие |Сроки проведения |

|1 |Организационная работа. | |

| |1.1. Комплектование кружка |1-15 сентября |

| |1.2. Утверждение списочного состава |Сентябрь |

| |1.3. Знакомство с едиными требованиями клуба |Сентябрь |

|2 |Работа с родителями | |

| |2.1. Родительское собрание |Октябрь |

| |«Организация, цели, задачи объединения» | |

| |2.2. Собрание по итогам первого полугодия |Январь |

| |(с демонстрацией моделей) | |

| |2.3. Собрание по итогам второго полугодия |Май |

| |(с демонстрацией моделей) | |

|3 |Массовые мероприятия | |

| |3.1. Подготовка и демонстрация имеющихся |Сентябрь |

| |коллекций на «Дне открытых дверей» в ГДТЮ | |

| |3.2. Городской конкурс оранжировщиков |Октябрь |

| |3.3. Общеклубный конкурс на самую оригинальную |Октябрь |

| |прическу «Осенние фантазии» | |

| |3.4. Посвящение в клуб «Волшебница» |Ноябрь |

| |3.5. Конкурс на самый лучший новогодний сувенир.|Декабрь |

| |Выставка изделий, изготовленных участниками | |

| |3.6. Подготовка традиционного вечера |Конец Декабря |

| |«Рождественские встречи» | |

| |3.7. Конкурс коллекций детских театров мод |Январь |

| |«Новогодняя ярмарка» | |

| |3.8. Конкурс моделей на нестандартную фигуру |Март |

| |3.9. Организация выставок новых коллекции в |Март/Апрель |

| |кабинете | |

| |3.10. Обсуждение и проведение выпускного вечера | |

| |«Листая дней былых страницы». Демонстрация |Май |

| |лучших моделей года | |

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ