Рефераты
 

Женское образование в России

Юноши более всего ценят в девушках верность, доброту, чуткость,

заботливость, женственность, внешнюю привлекательность.

В психолого-педагогической литературе подчеркнуто, что в основе многих

женских поступков лежит естественное женское качество - стремление

нравиться. Оно наглядно проявляется в том, что девушки в большей степени,

нежели юноши, уделяют внимание своей внешности. При условии если в девушках

воспитано чувство меры, оно положительно влияет на формирование таких

качеств, как опрятность, аккуратность и т.д. Иногда внимание к внешности,

нарядам, желание наиболее выгодно показать себя, завоевать внимание юношей

становится гипертрофированным. Желание нравится, выделиться, превзойти чем-

то других заслоняет наиболее ценные черты характера, сужает сферу интересов

и может привести к тому, что определенные задатки личности не будут

реализованы.

Известно, что юношам и девушкам свойственно ярко выраженное стремление

к общению, и потребность в интимной дружбе со сверстниками собственного

пола для них также характерна. При этом у девочек эта потребность

проявляется раньше и значительно сильнее, чем у мальчиков.

Наши исследования среди девушек показали, что у большинства из них

(около 80%) была подруга сердца, которой «поверялось все-все-«, и многие из

опрошенных (70%) ответили: «Дружим с первого класса и по сей день», «Дружим

с четырех лет и до сих пор».

Некоторые девушки, правда, отмечают, что хоть и появились у них новые

подруги, но старая дружба не прерывалась.

В своем общении девушки отличаются высокой степенью доверительности.

При этом ориентация на словесное общение у них больше, чем на совместную

деятельность, и выражена она ярче, чем у мальчиков. Что же касается общения

между юношами и девушками, то девушки в общении с юношами чувствуют себя

более свободно и уверенно, чем юноши с девушками.

Многие ученые полагают, что развитие личностного и чувственного

компонентов любви у юношей и девушек происходит по разному. У юношей

сравнительно рано проявляется чувственная сторона любви. Вот почему у

мальчиков раньше возникают эротические интересы и впечатления и лишь затем

появляется способность сочетать их с глубокой эмоциональной и духовной

близостью. У девушек, наоборот, сентиментальная потребность в общении,

доверии, ласке, эмоциональном тепле выражена сильнее и пробуждается раньше,

чем чувственно-эротические впечатления. Как известно, женская сексуальная

активность проявляется обычно в среднем к 26-30 годам. До 30 лет,

утверждает известный сексолог Л.М. Свядощ, сексуальная активность

формируется у 17%, после 30 лет - у 40%, после 35 лет - у 43% женщин.

При этом для женщины духовная и эмоциональная сторона любви остается

более важной, более значительной, чем физическая близость.

Сказанное выше, естественно, не претендует на всю полноту отражения

различий между юношами и девушками. Но они, на наш взгляд, подтверждают

очень важное положение о том, что пол человека играет огромную роль в его

жизни и деятельности, и могут служить достаточно прочной основой всей его

индивидуальности, а также основой для организации воспитательной работы

среди старшеклассников.

Приведенные данные дают возможность в определенной степени судить о

ценностных ориентациях юношей и девушек по отношению к будущим

«избранникам» и «избранницам». Опираясь на них, можно конкретнее

планировать половое воспитание старшеклассников, их подготовку к семейной и

трудовой жизни и осознание своей половой роли.

3. Отличия в поведении девочек и мальчиков в период полового созревания и

взросления (подростковый возраст).

Психология половых различий методически очень сложна, ее серьезное

научное исследование началось лишь в последние десятилетия. В

отечественной психологии она долгие годы недооценивалось, и поэтому

не находила себе применения во многих сферах деятельности человека, в том

числе и образовании.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что сами по себе половые различия

весьма существенны. Они проявляются и в направленности интересов, и в

специфике эмоциональных реакций, и в структуре общения, и в критериях

самооценок, и в психосексуальном развитии, и даже в соотношении этапов и

возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного

самоопределения. Воспринимать и оценивать девушек старшеклассниц по

юношеским критериям и стандартам совершенно недопустимо.

Нужно отметить, что именно в подростковом возрасте половые различия

становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется тем, что в этом

возрасте происходит половое созревание , осознание и принятие половой роли,

формируется позиция собственного «Я», мировоззрение, закладываются и

формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни.

Эти различия, которые появляются в период взросления у девушек

напрямую воздействуют на осознание половой роли, влияют на формирование

женственности и всех качеств, входящих в это понятие. Поэтому в воспитании

подростков, а особенно девушек, нужно обязательно учитывать половые

различия и особенности, которые становятся ярко выраженными с половым

созреванием и взрослением. На сколько будут учитываться эти особенности в

воспитательном процессе, настолько в будущем девушка будет счастлива и

успешна при создании своей семьи.

3.1. Понятие полового созревания и взросления.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в

его названиях: «переходный», «трудный», «переломный». В них зафиксирована

сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития,

связанных с переходом от одной эпохи в жизни к другой. Переход от детства к

взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех

сторон развития в этот период - физиологического, умственного,

нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление

качественно новых образований и в них появляются элементы взрослости в

результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми,

способов социального взаимодействия с ними, интересов познавательной и

учебной деятельности [1]. Итак, взрослением называется фаза жизни,

содержанием которой является переход к взрослому возрасту. Это сознательно

взятое, очень широкое определение показывает, что только многомерное

рассмотрение разнообразных проблем данного периода позволит получить о нем

адекватное представление. Действительно, этот период сопровождается, как

уже отмечалось рядом радикальных соматических изменений, он несет с собой

многочисленные психические сдвиги, приводит иногда, к ожесточенным

столкновениям с обществом и его институтами (родительский дом, школа,

профессиональное сообщество и т.д.).

Половое созревание подразумевает биологические и физиологические

изменения, связанные с развитием соматических и половых функций.

Взросление, напротив, в большей мере касается психологического

совладания с собственным телесным и сексуальным созреванием, т.е.

«приспособлением» ребенка к половому статусу. Следовательно, половое

созревание охватывает в большей степени телесную, а взросление –

психологическую сторону развития. Так как процессы телесного созревания в

известной степени дают импульс всем последующим изменениям, половое

созревание можно считать началом взросления.

3.2. Психологические аспекты взросления.

Одновременно с физическими изменениями происходит глубокая перестройка

психики, обусловленная не только физиологическими факторами, но в

значительной степени также психосоциальными влияниями.

Значение собственного тела и его изменений для взрослеющего человека

связаны со следующими моментами:

. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом повышается внимание

к телу и его функциям, это обусловлено не только физиологическими

изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Окружающие

считают, что благодаря физической зрелости он уже должен

справляться с определенными проблемами развития.

. Одновременно молодые люди осознают, что их физическое развитие

скоро завершится (в детстве период времени до достижения взрослого

состояния представлялся очень продолжительным). Ограниченность

временной перспективы у подростков и их стремление сравнивать себя

со сверстниками усиливает наблюдение за собственным телом и часто

вызывает озабоченность и опасение, что развитие отклоняется от

нормы.

. Молодые люди плохо представляют себе изменчивость физического

развития: незначительные мнимые отступления от нормы служат поводом

к преувеличенным опасениям. Если учесть, что примерно у 16% юношей

и девушек каждой возрастной группы наблюдается сильное отклонение

от средних показателей физического развития (в рамках нормы, их

опасения становятся понятными).

. Наконец, незнание масштабов изменчивости хода созревания может

привести к сильной переоценке действительных или мнимых отклонений

молодыми людьми, их родителями и их близкими. Это относится, прежде

всего, к диспропорциям тела, возникающим у большинства подростков

на короткой переходной стадии.

Осознание соматических изменений и их включение в схему тела – одна из

важнейших проблем периода полового созревания. На ее разрешение

воздействует как внутренние переменные (эротическая и сексуальная

привлекательность, регуляция настроения, влечение, механизмы психической

переработки, познавательные способности, внутренние психические конфликты),

так и внешние переменные (оценка и интерпретация физических изменений

окружающими, нормы и идеалы внешнего вида и поведения, социальная поддержка

и т.д.).

Процесс развития приводит молодых людей к концентрации на физических

аспектах своего я. Схема тела не всегда объективна, а иногда даже полностью

противоположна мнению окружающих. Подростки отмечают также социальную

реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или

отвращение, насмешка или презрение) и включают в представление о себе.

Многие кризисы в период полового созревания в юности связаны с

неадекватным, неловким или оскорбительным отношением близких взрослых

людей. Подобные кризисы отрицательно сказываются на сексуальном развитии,

ощущении самоидентичности и авторитета.

Поскольку рост нормально развивающихся индивидов связан с половым

созреванием, а у девочек оно начинается примерно на 2 года раньше, чем у

мальчиков, часто возникают трудности из-за совместного обучения. Школьные

классы составляются в соответствии с хронологическим возрастом, а не со

степенью физической зрелости, поскольку девочки в этом плане вырываются

вперед, у них нередко складываются напряженные отношения с мальчиками,

которые чувствуют себя ущемленными в своей физической роли.

3.3. Самовосприятие физических изменений.

Около половины девушек и треть юношей в период взросления озабочены

своими внешними данными. Почти по всем показателям самовосприятия

наблюдаются различия между юношами и девушками. Общественное мнение относит

к признакам мужественности – физическую силу, спортивные успех и

мускулистую фигуру, и эти физические особенности очень важны для юношей,

тогда как для девушек второстепенны или даже нежелательны в связи с иным

представлением собственной половой роли. Девушки обращают больше внимания

на свое лицо, фигуру и кожу. Последнее, впрочем, объясняется одинаково

частым появлением юношеских угрей у представителей обоих полов. Не меньшие

опасения вызывают и нарушения пропорций тела. И юношей, и девушек беспокоит

«торчащий» нос, юношам собственные руки кажутся слишком длинными по

сравнению с ногами, скулы слишком выступающими, а бедра слишком широкими.

Такая непропорциональность, вызванная неодинаковой скоростью роста разных

частей тела в период полового созревания, к концу данной фазы, как правило,

полностью исчезает. Знание этого помогает некоторым подросткам избавиться

от чувства неполноценности. Типично для данного возраста нежелание

признаться в подобных переживаниях из страха быть высмеянным взрослыми. У

юношей часто возникают психические проблемы, связанные с первичными

половыми признаками. В отличие от девушек они обращают на рост гениталий

больше внимания уже потому, что те расположены снаружи. Кроме того, их

размеры часто связывают с мужественностью и мужской потенцией. Эти взгляды

нередки и у родителей, опасающихся, что гениталии сына недостаточно велики.

Однако их размеры, определяемые как генетическими, так и гормональными

факторами, за исключением крайних случаев, не влияют на половую функцию. И

все же молодые люди иногда слишком упорно думают об этом и постоянно

сравнивают, не представляя себе масштабов изменчивости в пределах нормы.

У девушек подобные различия не играют роли, поскольку половые органы

расположены внутри тела, однако большое внимание уделяется менструациям.

Если девочки не предупреждены об их наступлении, они пугаются, хотя

беспокойство вызывает также кажущееся запаздывание менархе. Обычно оно

считается показателем половой зрелости. У большинства девушек менархе

вызывает отрицательную, в лучшем случае, скорее нейтральную реакцию. По

своему психологическому и социальному значению менархе не сравнимо

непосредственно с каким-либо событием в половом развитии юношей. Драматизм

наступления менструаций для девушек связан, во-первых, с новыми физическими

ощущениями, а во-вторых, с сознанием возникшей сексуальной зрелости,

превращения в женщину, появления способности к деторождению. Отношение к

менархе как и к новому сексуальному статусу, двойственно или даже

негативно, поскольку влечет за собой необходимость ограничений в

повседневной жизни и. боязнь беременности. 1

Девушки реагируют нейтрально или даже отрицательно (изумление,

смятение, смущение) на вопросы о сексуальной жизни вплоть до отказа от ее

обсуждения.

На вторичные половые признаки обращают большое внимание представители

обоих полов. Их своевременное появление и типичное для данного возраста

состояние позволяет юношам и девушкам ощутить себя полноценными мужчинами и

женщинами. В то же время они испытывают неуверенность относительно

связанных с этим статусом ролей и функций.

При сходной у представителей обоих полов неуверенности; физические

изменения у девушек чаще сопровождаются стыдом, а у юношей — гордостью,

так как последние связывают их с половой потенцией.

К психическим расстройствам могут приводить как действительная или

мнимая задержка развития, так и преждевременное созревание, чреватое

слишком ранней сексуализацией поведения. Ранний сексуальный опыт не всегда

следует считать преимуществом, поскольку нередко отсутствует необходимая

эмоциональная зрелость. Кроме того, рано созревшие в половом: отношении

юноши и девушки сильнее возбуждают сексуальные притязания окружающих, часто

непроизвольно, преждевременно втягиваются в сексуальные отношения или

сексуально эксплуатируются взрослыми.

3.4. Половая специфика развития и приобретение половых ролей в период

взросления

3.4.1. Развитие поведения, соответствующего половой роли

Период взросления — важная фаза приобретения мужской или женской

идентичности. Хотя гормональные изменения в период созревания

подготавливают ролевое поведение, его специфически мужская или женская

формы ни в коем случае не являются простым следствием этих физиологических

преобразований. Гораздо важнее влияние воспитания и принятое в данном

обществе представление о половой роли мужчины и женщины. Мальчики и девочки

практически с самого рождения воспитываются в соответствии с этой

традиционной схемой. С половой ролью связаны те ожидания, которые в

известной степени автоматически передаются им окружением в процессе

воспитания.

Полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия

биологических, психологических и психосоциальных факторов. Физическая и

гормональная зрелость закладывает его основы, психосоциальные

обстоятельства задают образцы и условия сексуального созревания,

когнитивное и эмоциональное развитие определяют ритм процесса, обеспечивая

механизмы переработки информации. Специфическое для пола поведение

складывается уже с самого раннего детства, когда важными его моделями

служат родители и другие референтные личности. Для периода взросления

характерны

- повышение восприимчивости к социальной обстановке и

отношениям между людьми;

- усиление субъективной значимости полоролевых стереотипов

социальных ролей.

Полоролевое поведение в период взросления отличается следующими

признаками:

. Рост интереса к другому полу: если 8—10-летние выбирают для игр и

других форм взаимодействия преимущественно партнеров одного с ними

пола, то 13 —14-летние — противоположного. Такое предпочтение

выражено в одинаковой степени, как у мальчиков, так и у девочек.

. Все большее использование форм поведения, прямо или косвенно

связанных с половой ролью. Непосредственно связаны с ней различные

виды психосексуальной деятельности, а косвенно — вторичные ролевые

атрибуты типа состязаний и поединков у мальчиков, интереса к

нарядам и домашнему хозяйству у девочек.

. Опережающее, устойчивое и более персонифицированное усвоение

половой роли девочками. Это связывают, как правило, с более сильным

и непрерывным влиянием на них матерей по сравнению с отцовским

влиянием на мальчиков. Из-за частого отсутствия отцов в доме, у

мальчиков меньше возможностей стойкой и персонифицированной

идентификации с ними. Это ведет к их большей ориентации на

общекультурный стереотип мужественности и к меньшему отождествлению

мужского поведения с личностью отца. Это совпадает с данными

некоторых работ, демонстрирующих большее сходство в процессе

идентификации дочери с матерью, чем сына с отцом.

Семья важна как источник родительского примера для подражания и

влияния со стороны братьев и сестер. Открытость и согласованность поведения

родителей решающим образом сказываются на усвоении детьми половой роли. При

этом особенно важен возраст от трех до пяти лет. Братья и сестры могут

способствовать как поляризации ролей, так и нейтрализации их различий.

Например, усвоение мужской роли мальчиком более выражено в окружении

братьев и менее — при наличии и братьев, и сестер.

3.4.2. Особенности взросления женщин

Определения юности и «психосоциального моратория» ориентируются

преимущественно на типичные (профессионально нацеленные) мужские биографии:

юность рассматривается, как время подготовки к квалифицированной работе,

которая в дальнейшем позволит создать собственную семью. В развитии женщины

едва ли возникает подобная ситуация. Поэтому специфически женский ход

взросления обычно не рассматривали или же считали его вариантом, а во

многих отношениях противоположностью развитию мужчины.

Формальное равенство игнорирует половые различия в условиях

существования. Во всех культурах роли мужчины и женщины неодинаковы, что

вытекает из особенностей их функций при продолжении рода, и в основном

соответствуют сложившимся в европейской традиции полоролевым стереотипам.

Мужчины, как правило, пользуются большей властью и уважением, их

сексуальное поведение считается более активным и менее регламентированным.

Важнейший аспект женской роли — привязанность к семье и домашнему

хозяйству. В последние десятилетия центральное значение семьи и домашнего

хозяйства для женщины утратило абсолютный характер.

Работа ради заработка, по крайней мере, в какой-то определенный

период, стала считаться естественной составляющей в жизни женщины, в то

время как ее «семейная фаза» сократилась, в том числе и вследствие

уменьшения числа детей. Однако, хотя девушки и планируют профессиональную

деятельность как обязательный этап своей жизни, их шансы на получение

образования и работы ниже, чем у юношей. Кроме того, двойственная

ориентация (на профессию и на семью) требует уравновешивания обеих

тенденций в повседневной жизни и в планах на будущее. Психологически это

ведет к колебаниям между двумя противоположностями, чреватым внешними и

внутренними конфликтами: эмоциональность, готовность помочь, способность к

сопереживанию и т. д. сталкиваются со стремлением к успеху, конкуренцией и

т. п. Девушки недостаточно подготовлены к разрешению подобных конфликтов.

3.5. Семейные конфликты.

Все старшие подростки предъявляют чрезмерные требования к родителям.

Все хотят того, чтобы соответствовали они определенному стандарту. Все

хотели бы гордится ими. И все же требования адресованные родителям

мальчиками, не идут ни в какое сравнение с теми требованиями, что

предъявляют к ним постоянно девочки. Естественно, далеко не у всех матерей

и, особенно, отцов в таких условиях хватает выдержки и такта, и один

конфликт следует за другим, причем разрешаются эти конфликты мирным путем

далеко не всегда.

Семейные конфликты возникают по вполне конкретным поводам. Так,

примерно, 80% молодых людей расценивает воспитательный стиль своих

родителей как через чур ограниченный, около половины опрошенных считает их

старомодными и только малая часть относится к ним негативно. Частые

конфликты с отцом отмечены у шестой части мальчиков и пятой части девочек.

Также отношения с матерью у последних несколько тяжелее. Около 18%

мальчиков регулярно спорят с отцом и 13% - с матерью.

Особые проблемы девушек в отношениях с родителями следующие:

. Девушки обычно в большей степени участвуют и заботах о хозяйстве и

семье (присмотр за малышами) и поэтому имеют меньше свободного

времени, чем юноши. Это особенно выражено в сельской местности.

Отсюда — множество конфликтов с матерями. Хотя проблемы двойной

загруженности женщин семейными и хозяйственными обязанностями

хорошо известны, мужья и сегодня редко помогают женам в домашней

работе, к которой почти не привлекаются и сыновья. Эта

односторонность семейной жизни отражается и на отношении родителей

к дочерям. Мать — главный собеседник дочери, однако, большинство

конфликтов происходит именно с ней и, прежде всего по поводу

домашней работы. Матери хотят воспитать дочерей хорошими хозяйками

и, кроме того, ожидают от них помощи. Дочери видят, как мало ценит

домашнюю работу мужская половина семьи и насколько редко она в ней

участвует, поэтому противятся требованиям матерей, хотя в

дальнейшем сами собираются стать хорошими матерями и хозяйками,

исполняя эту роль лишь в своей собственной (будущей) семье.

. Несмотря на либерализацию взглядов на воспитание, особенно в

отношении секса, остались соответствующие поводы для споров;

сохранился и более строгий контроль над дочерьми; по сравнению с

сыновьями, особенно это касается их дружеских связей и поздних

отлучек из дома.

Лишь 17% 15—19-летних девушек могут безоговорочно идентифицировать

себя со своими матерями; 27% отмежевывается от роли жертвы, которую играет

мать, и от неравноправных отношений между родителями. У большинства

преобладает двойственное отношение к матери и желание сочетать в будущем

семью и профессиональную работу. Опыт в области секса дает девушкам сильный

импульс к отделению от семьи.

3.6. Особенности девочек старшего подросткового возраста.

Девочки –старшие подростки:

. в этом именно возрасте начинают обычно менструировать; обретают в этой

связи чувство пола в специфической его форме и утверждаются окончательно

во внутренней позиции женщины;

. в массе своей лишены ещё специфически женских возможностей

самоутверждения, что не мешает им, впрочем, переоценивать значения для

женщины внешней привлекательности;

. обнаруживают потребность нравится; затрачивают немало усилий на ее

удовлетворение, хотя усилия эти чаще всего оказываются тщетными;

. их не игнорируют более своих сверстников, своих – мальчишек; не отвергают

их ухаживаний;

. обнаруживают потерю чувствительности к попыткам делить людей на группы

по половому признаку; самым поразительным образом сочетают в себе при

этом чувство «женского патриотизма» в специфической его форме с отчетливо

выраженной неприязнью к женщинам и плохо маскируемой завистью к

представителям мужского пола;

. заняты поиском Героя; любят только строго и избирательно; чувство это

окрашено у них в сексуальные тона и приводят к разрушению сексуального

барьера по отношению к любимому; рассчитывают на взаимность;

. восприимчивы к половой морали; озабочены в наращивании нравственного

потенциала;

. высокую этическую требовательность к другим людям сочетают с не менее

ярко выраженной требовательностью к сами себе;

. как правило, не в меру самокритичны; склонны к дипломатической

эквилибристике;

. охотно входят (если представляется к тому возможность) в состав

мальчишеских группировок; избегают состоять членами малых коллективов

старшеклассниц;

. реже, чем сверстники-мальчики, своевольничают; реже бравируют

недостатками, а также реже грубят взрослым;

. в то же время в большей мере, нежели мальчики, эмоционально ранимы и

неуравновешенны и, естественно чаще реагируют аффективным образом;

. чувствительны к колебаниям эмоционального климата в группе;

. большей мере, нежели мальчики склонны к сопереживанию как положительных,

так и отрицательных чувств.

Подводя итог предыдущих двух глав, можно сделать вывод что

психологические различия между юношами и девушками начинают появляться с

раннего детства. Мы видим, что в женщине с детства заложено стремление быть

матерью и желание принять и осознать свою женскую роль.

Уже девочки дошкольницы имеют психологическую ориентацию на роль

будущей женщины и матери. У них более развит инстинкт попечительства,

обусловленный материнством, ответственность за продолжение рода. В раннем

возрасте у девочек проявляется большая потребность заботы о ком-нибудь,

чем у мальчиков. С самого раннего детства интересы девочек концентрируются

в сфере их непосредственного бытия. Их интересуют прежде всего окружающие

условия жизни и предметы ( дом, соседи, квартира, обстановка ). Значительно

больше интереса девушки проявляют к межличностным отношениям людей. В связи

с этим у них сильнее развит интерес и к внутреннему миру человека, к его

переживаниям, чувствам, образу мыслей. К переживаниям других людей они

проявляют большую чуткость, чем мальчики. В межличностных отношениях они

более активны, коммуникабельны и в конфликтных ситуациях ведут себя менее

агрессивно. Все эти качества и интересы должны поддерживаться и развиваться

в девочке в течении всего периода взросления. Педагоги должны уделять

особое на формирование в девочке роли женщины и матери. Ведь как известно

все начинается с матери. Период детства человечества, у истоков которого

стоит мать, является одним из самых важных в развитии психической жизни

человека, он полон бесчисленных приобретений, открытий во всех сферах

деятельности, период самого вдохновенного исследования мира и самых

глубоких привязанностей к людям, период формирования человеческого

достоинства и отношения к миру.

Вся эта сложнейшая деятельность протекает более успешно в близи

матери, в атмосфере ее любви.

Мать не только кормит ребенка молоком, она кормит его любовью, и

замены ей пока никто не придумал. В лучах этой любви воспитываются добрые

устремления, чистые и благородные чувства.

Влияние матери глубоко, оно затрагивает самые сокровенные стороны

формирования человека.

Медики и психологи отмечают, что длительная разлука ребенка с матерью

или даже просто сокращение контактов с ней отрицательно на его психическом

развитии, поведении. Психическое развитие детей замедляется, у них

возникают трудности в установлении контактов с другими детьми.

Мать в раннем детстве не может быть заменена без ущерба для здоровья и

психического развития никаким лицом, даже отцом. Не случайно в народе

говорят: ребенок без отца - полусирота, а без матери - круглый сирота.

Из выше описанного видно как важна подготовка девочек к будущей

семейной жизни, как необходимо правильно воспитать личность девушки и

сформировать роль матери.

4. Практические исследования на базе клуба «Волшебница» (ГДТЮ).

Психологи отмечают, что помимо общей основы человеческой психики у

мужчин и женщин имеется свое вечно «женственное» и вечно «мужественное».

Это определено самой природой и складывалось в течение многих веков в

зависимости от социального положения.

Существует особый мир чувств, присущий женской природе, особым

значением женской природы – материнством, которое определяет не только

физиологию женского организма, но и все многообразие её ощущений,

восприятия, переживаний и т.д. Это вечно женское начало преломлялось через

социальные требования и обусловило специфическую психологию женщины.

Природа вложила в женщину огромный запас любви. Эта любовь, доброта,

сострадание, сопереживание, терпение обогащают все чувства женщины, вносят

в её внутренний мир душевную тонкость, нежность, глубокое интуитивное

понимание эмоционального состояния других людей. Весь этот запас любви и

многообразие чувств должны быть раскрыты и реализованы в женщине. В

раскрытии и развитии этих прекрасных качеств (нежность, чуткость,

доброжелательность, терпимость, сопереживание, приветливость) должны

принимать активное участие, как родители, так и школа, но по ряду причин,

как это уже отмечалось, школа на первый план выдвигает совершенно другие

цели и задачи.

Женское воспитание, подготовка подростков к самостоятельной жизни

отодвигается школой на второй план. Родители не всегда имеют достаточно

времени, чтобы целенаправленно заниматься воспитанием и развитием ребенка.

Большинство из них стараются воспитание и образование переложить на плечи

других, как они считают, более опытных, знающих и умеющих людей, забывая

при этом о важности и необходимости семейного воспитания.

Из этого можно сделать вывод, что сегодня как такового женского

образования не существует. И, скорее всего поэтому подчас смелые и

очаровательные девочки, но и не прочь пустить в ход кулаки. Они становятся

мужеподобными, резкими, грубыми и даже порой жестокими. О какой

женственности может идти разговор?

Я считаю, что эту достаточно актуальную проблему нельзя оставить без

внимания и надо стараться искать всевозможные способы в ее решении. Если

общеобразовательные школы не могут решить этот вопрос, то частичное решение

этой проблемы могут взять на себя внешкольные учреждения с их мастерскими,

кружками и секциями. Мне кажется, что эта идея вполне реальна и применима

на практике.

Мое внимание привлекли выступления детских театров мод, которые

проходили в Городском Дворце Творчества Юных. Эти представления очень меня

заинтересовали. Привлекательность, грациозность, индивидуальность, умение

держать себя на сцене, умение преподнести себя зрителям оставили очень

приятное впечатление от всех выступлений. И я решила более близко

ознакомится с работой какого-либо театра моды. Я узнала, что при ГДТЮ есть

детский театр мод «Волшебница» (руководитель Иванова Людмила Николаевна). С

Людмилой Николаевной я была знакома давно, т.к. в течение 4 лет посещала ее

кружок (раньше он назывался «Конструирование и моделирование одежды»),

когда была школьницей.

Из разговора с ней я узнала, что детский театр мод участвует в игре

«Радуга открытий», которая проходит в течение всего года. Организатором

этой игры является Струкова Галина Борисовна. Игра проходит в четыре этапа,

в которых детский театр мод принимает участие и демонстрирует свои

наработки и результаты деятельности. Мною была изучена программа клуба

«Волшебница». Оказалось, что в ней напрямую не затрагивается вопросы

женского воспитания. Мне захотелось восполнить этот пробел, тем более, что

это удачно сочетается с тематикой работы клуба и я предложила руководству

ГДТЮ и педагогам, работающим в этом направлении свое сотрудничество и

получила согласие с их стороны.

В течение первого года работы в клубе «Волшебница» передо мной встали

следующие задачи:

. Более подробно ознакомится с работой театра мод, существующего при

клубе «Волшебница» и других детских театров мод в нашем городе.

. Поближе познакомится с девочками, занимающимися в театре, с их

интересами, увлечениями и проблемами.

. Опробовать предложенную мной программу (см. Приложение 3) и ее

результативность.

Первое знакомство с девочками произошло в конце июля 1996 года. Они

самостоятельно готовились ко Дню открытых дверей, который должен был

проходить в начале сентября в ГДТЮ. На этой репетиции присутствовали те

девочки, которые прозанимались в клубе около двух лет и уже не раз

принимали участие в демонстрации коллекции. Людмила Николаевна представила

меня как нового педагога, который будет заниматься с ними и помогать в

организации работы театра мод. Я была тепло принята девочками, они проявили

большой интерес и «завалили» меня вопросами. Их интересовало то, где я

учусь, что я буду преподавать, и чему новому они могут научиться на моих

занятиях. Мне было легко общаться с девочками, хочу отметить, что в

разговоре принимали участие все присутствующие, и вообще, этот разговор для

меня был очень полезен. Я узнала из него о том, чему они учатся в клубе, с

какими проблемами сталкиваются при подготовке к выступлению, узнала те

темы разговора, которые наиболее волнуют их в данный момент. Все эти

сведения помогли мне для составления программы и плана работы на текущий

год.

В начале августа произошла встреча всех педагогов, работающих в этом

клубе. Обсуждались основные цели и задачи на новый учебный год. Каждый

педагог предложил свою программу исходя из общих целей клуба «Волшебница»,

по которым они собирались работать в течение года. В результате была

составлена общая программа клуба «Волшебница».

Занятия в клубе «Волшебница» проводятся с девушками 12 – 16 лет,

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ