Рефераты
 

Шпаргалка по методике естествознания

самонаблюдения.

В программе указаны практические работы, которые должны выполнить учащиеся

при изучении предмета, а также основные требования их к знания и умениям.

Билет 23

2. ПРОГРАММЫ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ Программа А. А. Плешакова «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ»

Программа представляет собой систему учебных курсов с экологической

направленностью, разработанную для всех классов трехлетней и четырехлетней

начальной школы.

Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения (I класс школы I-

III или I и II классы школы I- IV) дети знакомятся с окружающим миром,

включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и

экологические понятия изучаются в последующих классах (III- IV). Программа

построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости,

любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными

теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи

многообразия и экологической целостности природы, единства природы и

человека. Основные курсы дополнены факультативными. Структурные программы:

1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс). I-II класс.

2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.

3. Экология для младших школьников (факультативный курс).

4. Планета загадок (факультативный курс).

Основные задачи курса «Ознакомление с окружающим миром» - систематизация и

расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и

общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование

бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного

поведения в природной и социальной среде.

В курсе раскрываются доступные пониманию детей этого возраста взаимосвязи,

существующие в природе и общественной жизни. Идея «все связано со всем» как

бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно

усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

Курс «Ознакомление с окружающим миром» играет важную роль в экологическом

воспитании младших школьников. В нем на конкретном материале раскрывается

эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение

природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе,

происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее

охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.

Программа I класса рассчитана на 32 часа. Вопросы, составляющие ее

содержание, сгруппированы в блоки: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш

город (село)», «Родная страна». В этих темах учащиеся знакомятся с

окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом,

растениями, животными. Они получают элементарные сведения о значении воды,

света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные

экологические и природоохранные представления: значение окружающей природы

для жизни, ее загрязнение и необходимость бережного к ней отношения.

Кроме того, учащимся даются общие сведения о семье, профессиях, о школе,

родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. В

качестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как и

почему». В ней предлагается познакомить учащихся с разнообразными явлениями

окружающего мира: светом, звуком, электричеством. Таким образом, к концу

первого года обучения ребята должны знать о своей стране, городе, правила

поведения в обществе, на улице, различать времена года, природные объекты и

изделия, сделанные руками человека. Они должны иметь представления о

растениях и животных, вести наблюдения в природе. Цель наблюдений - дать

первоклассникам элементарные представления о природе, окружающем мире,

явлениях природы.

Учебный материал П класса логически продолжает изученное в I классе и

сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа»,

«Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близки

с материалом первого года обучения. В то же время представления здесь более

конкретизированы. На изучение курса отводится 34 часа. Учащиеся знакомятся

с отличительными признаками живой и неживой природы, Солнцем как источником

тепла и света на Земле. Систематизируются знания о диких и домашних

животных, культурных и дикорастущих растениях. Кроме того, даются

представления о растительном и животном мире различных сообществ: луга,

леса, водоема. Продолжаются наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Существенно увеличена доля географического материала. Здесь формируются

такие понятия, как горизонт, компас, ориентирование, равнинная и гористая

местность, разнообразие водоемов. В качестве дополнительной темы

предлагается познакомиться с природой разных уголков планеты, странами и

народами мира в форме путешествия по карте и глобусу.

Учащиеся продолжают знакомство с правилами безопасного поведения на улицах

города, загородных дорогах, а также в природе. Как и в I классе,

продолжается природоохранное воспитание учащихся.

При планировании занятий целесообразно обращаться к материалам того или

иного блока несколько раз в течение года, учитывая местные условия и

возможности, сезонные изменения в природе. Учащимся можно предложить

ведение дневника наблюдений, хотя бы в течение одной - двух недель в каждом

сезоне. Большее внимание уделяется экскурсиям. Их тематика может быть

различна, на усмотрение учителя, как, например, экскурсии на водоем,

изучение рельефа своей местности, сезонные экскурсии.

Основная цель курса «Природоведение» (IH-IV классы) - воспитание гуманной,

творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к

богатствам природы и общества. Приоритеты в программе отданы экологическому

образованию и воспитанию. Наряду с этим продолжается формирование знаний о

предметах и явлениях природы, начатое в первых двух классах.

Значительно разнообразнее становятся формы организации учебного процесса.

Если при изучении окружающего мира основной формой служил урок, лишь с

эпизодическими экскурсиями, то теперь это и уроки в природе, и практические

занятия, и полевые практикумы, и большая домашняя работа. Значительная роль

отводится наблюдениям в природе, демонстрации опытов.

Учебный материал в III классе распределен по темам «Природа и мы»,

«Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним

удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье». Кроме того,

предлагается дополнительная тема для кружковых и внеклассных занятий «Что

такое экология», что говорит об экологизации курса природоведения. В это же

время начинают формироваться базовые природоведческие понятия. Курс

рассчитан на 48 часов.

Тема «Природа и мы» дает возможность обобщить, систематизировать и

расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее

роли в жизни человека. Одновременно с этим часть материала содержит

вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от отрицательного

воздействия человека.

Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережем воздух и воду,

полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и

животных». Полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких,

газообразных телах и веществах, о температуре и ее измерении используются

при изучении воздуха, воды, горных пород и почвы. Здесь формируются

основные биологические представления о растительных организмах, животных,

грибах, рассматриваются особенности размножения растений и животных.

Значительны в этих темах экологические понятия: цепи питания, типы животных

по способу питания, приспособленность организмов к условиям жизни.

Особое внимание обращено на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе:

внутри неживой природы, между неживой и живой природой, внутри живой

природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.),

а также, как уже отмечалось, между природой и человеком. Каждая тема

содержит материал о хозяйственной деятельности человека и ее отрицательном

воздействии на природу. Продолжается формирование навыков правильного

поведения в природе.

Последней изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на

формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и

жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание

уделено в этой теме вопросам гигиены.

Программа IV класса рассчитана на 34 часа. Курс открывается темой «Мы -

жители Земли», в которой формируются базовые географические понятия.

Учащиеся знакомятся с глобусом и картой полушарий, получают общие

представления о Земле - ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси и

т.д., о материках и океанах. Дети на конкретном материале узнают об

экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.

Тема «Сбережем природу России» знакомит детей с природными зонами нашей

федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной

работой. Здесь же даются представления о природном равновесии и

необходимости его учитывать при организации хозяйственной деятельности

людей.

Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются особенности

поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества,

сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. При этом дети

опираются на знания, полученные в курсе «Ознакомление с окружающим миром»,

однако в IV классе эти знания не только расширяются, но и значительно

углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую

направленность. Большое место отводится как практическим работам, так и

демонстрациям на уроках разнообразных опытов.

Большое внимание уделено в программе вопросам охраны природы. Необходимо

донести до сознания ребенка, что охрана природы является сложным комплексом

различных мероприятий, направленных на сохранение и улучшение природы в

целом. Учащиеся должны не только усваивать теоретические знания, но и

принимать активное участие в деле охраны природы.

Кроме основного курса в программе «Зеленый дом» предлагаются два

факультативных: «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Они

предназначены для III и IV классов четырехлетней начальной школы и для II-

III классов трехлетней школы, являются составной частью системы начального

естественнонаучного образования и дополнением к курсу природоведения.

Основные задачи факультативных курсов:

- расширение кругозора учащихся;

- формирование и укрепление устойчивого интереса к познанию тайн природы, к

предметам естественного цикла;

- расширение экологических представлений младших школьников;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии и воспитание

экологически грамотной личности.

Факультативный курс «Экология для младших школьников» рассчитан на 34 часа

и служит дополнением к основному курсу природоведения III класса. В его

программу включены следующие вопросы: экология как наука о связях живых

организмов и среды обитания; распознавание животных и растений, окружающих

ребенка; знакомство с исчезающими растениями и животными, Красной книгой;

выяснение роли неживой природы в жизни живого; изучение экологических

связей в природе, влияния природы на состояние здоровья человека. Здесь же

даются представления об экологических катастрофах, экологических прогнозах

и необходимости бережного отношения к природным богатствам.

Факультативный курс «Планета загадок» знакомит учащихся с удивительным

миром природы, ее тайнами и загадками. Программа курса охватывает самые

различные области природоведческих знаний. В его содержании интегрированы

знания из географии, биологии, экологии. Это материалы о великих

географических открытиях, об истории нашей планеты, ее растительном и

животном мире, тайнах драгоценных камней, истории открытия удивительных

растений и животных, многообразии и особенностях жизни насекомых,

обитателей морей и океанов. Содержание курса составлено с учетом

потребностей детей этого возраста к познанию тайн природы и подается в виде

«путешествий» по континентам, морям и океанам, в глубь веков, в мир

растений и животных.

Программа рассчитана на 34 часа. Урочные формы занятий дополняются

экскурсиями в природу, палеонтологический музей, ботанический сад и т.д., а

также практическими работами.

Программу А.А.Плешакова «Зеленый дом» можно назвать систематическим

экологизированным курсом естествознания для начальной школы.

Билет 24

Программа А. А.Вахрушева, О. В. Бурского, А.С.Раутиан «МИР И ЧЕЛОВЕК»

Программа «Мир и человек» также разработана для I-IV классов четырехлетней

начальной школы. Основной целью этого курса является воспитание человека,

осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире. При этом

средством воспитания и образования служит знакомство с элементарной

целостной научной картиной мира. Курс «Мир и человек» развивает у учащихся

способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе

своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт. Одновременно формируется

гуманное отношение к природе как среде обитания человека и источнику

существования жизни на Земле.

Альтернативный по отношению к другим программам по естествознанию курс «Мир

и человек» изучается в I-IV классах четырехлетней начальной школы. Он

ставит своей задачей познакомить учащихся с элементарной целостной научной

картиной мира, воспитать человека, осознающего свое место и место

человечества в этом мире. Такое изложение относительно целостной картины

мира значительно расширяет кругозор учащихся, придает творческий характер

процессу обучения, развивает интерес ребенка к освоению предмета и

осознанию важности решения экологических проблем.

Включение такого большого объема понятий в курс, естественно, расширяет его

содержание и требует новых подходов к преподаванию предмета. Обучение

сводится не к простому усвоению определенной суммы знаний, а к формированию

определенного миропонимания, к выработке навыков обобщения, объяснения

собственного опыта, решения конкретных задач. Поэтому формы организации и

методы преподавания при изучении предмета весьма разнообразны: уроки в

классе и в природе, экскурсии, домашняя работа, игра, практическая работа,

творческие задания, самостоятельная работа и т.д.

Программа I класса называется «Окружающий нас мир» и строится в основном на

основе личного опыта учащихся. В ней школьники познают мир, сравнивая его с

собой как наиболее известным объектом. Поэтому вся программа написана с

позиции узнающего мир человека. Главная ее цель - показать всеобщую

взаимосвязь школьника со всей окружающей его действительностью. При этом

все предметы и явления рассматриваются через призму «профессий» в жизни

человечества. Обобщая представления учащихся, полученные до школы, учитель

формирует базу для изучения основных природоведческих понятий в последующих

классах.

В первых двух темах «Как ты узнаешь мир» и «Что нас окружает» учащиеся

знакомятся с миром чувств человека, различными источниками информации:

книгой, телевидением, кино, радио и другими. Они узнают правила общения

друг с другом, животным и растительным миром, окружающей природой. Воздух,

вода, солнечный свет, почва рассматриваются не как условия среды, а как

основные богатства и кладовые природы.

Следующие темы посвящены знакомству с живой природой: растениями, грибами,

животными. Учащиеся узнают о характерных признаках живых организмов, их

жизнедеятельности, многообразии; получают определенные знания о культурных,

комнатных растениях, домашних животных, правилах ухода за ними. Здесь

сообщаются первоначальные представления об экологии как науке жить в мире с

природой, не нарушая ее законы. Такой подход позволяет уже в младшем

школьном возрасте начать формирование экологического сознания. Программа I

класса завершается темой «Времена года», где обобщаются и систематизируются

представления учащихся о признаках и особенностях каждого сезона.

Программа II класса «Земля. Части света» ставит своей целью формирование

основных географических понятий. Географический подход позволяет детям

упорядочить огромную информацию, которую обрушивает на них современная

цивилизация, а учителю и родителям - помочь им в этом. Чтобы сделать

изучение нашей планеты доступным для ребят, основное внимание уделяется

природе окружающих нас предметов. Учащиеся получают представление о форме и

размерах Земли, законе всемирного тяготения, глобусе, географических

картах. Они узнают о движении Земли и связанных с ним явлениях природы:

сменой дня и ночи, времен года. Они узнают о звездах и созвездиях,

планетах, искусственных и естественных спутниках Земли. В теме «Что

изображено на глобусе и карте» учащиеся знакомятся с материками и океанами,

формой поверхности Земли, разнообразием водоемов, методах изучения земной

поверхности и морских глубин. Здесь же формируются первоначальные

представления о природных зонах, особенностях климата основных зон,

растительном и животном мире. В заключение учащиеся знакомятся с

хозяйственной деятельностью человека на планете, вопросами охраны природы.

Главная идея программы для III класса «Живые обитатели планеты» состоит в

обосновании ведущей роли живых организмов в поддержании порядка на

поверхности нашей планеты. Наиболее сложное и важное представление, которое

вводится в III классе - круговорот веществ в природе и роль в нем живых

организмов. Здесь даются представления об оболочках Земли, биосфере,

формируются основные экологические понятия: экологические системы,

экологическая пирамида, виды экосистем, естественные и искусственные

экосистемы.

Тема «Живые участники круговорота веществ» посвящена изучению многообразия

органического мира на Земле и некоторым вопросам его эволюции. Логическим

продолжением этой темы являются две последующие, где рассматриваются

вопросы возникновения и развития биосферы, появления человека на Земле.

Программа IV класса «Человек» посвящена человеку и его роли в биосфере

Земли. В ней рассматриваются основные вопросы анатомии, физиологии и

гигиены, а также развитие и совершенствование орудий и средств

производства, позволяющих человеку, оставаясь телесно неспециализированным,

получать все новые и новые возможности в биосфере за счет разделения труда

в обществе. Программой предусмотрено формирование основных гигиенических

навыков школьников, знаний о строении и жизнедеятельности человеческого

организма, болезнях и мерах их профилактики.

В заключительных темах «Биосфера и происхождение человека» и «Как нам жить

дальше» рассматриваются история становления человеческого общества;

завоевание биосферы, ее изменение; загрязнение окружающей среды и

необходимость гуманного отношения к природе. К концу изучения курса у

учащихся должно быть сформировано представление о единственной стратегии

выживания человечества - вписывании своего хозяйства в исторически

сложившийся круговорот веществ в биосфере.

Билет 25

Методика работы с изображениями предметов и явлений

1 Плоскостные (табл, карты, картины)

2 Объемные (макет, модели, муляжи)

Методика с табл

созданы табл по природоведению.

По способу передачи инф все таблицы картинные.

Группы таблиц:

- сезонные (осень, зима – связь погодных явл с трудом человека, между живой

и нежив природой)

- ландшафтные (степь, тайга – позв выявить особ-и жив-го раст мира, увидеть

взаи-и в природе)

- объектные (белки, травы)

Способы работы с табл

1 как иллюстрация к рассказу

2 как источник зн (нужно задавать вопросы, не всегда, когда им неизвестно)

Мет раб с картинами

1 Назв карт, автор

2 Эстетич наслаждение

Методика работы с картой

абстрактное ср-во обучения, логическчи завершенное и созданное с пом усл

знаков

Практ работа с табл «Лето»

1 Какое по вашему мнению изображено время года? Почему?

2 Каких животн вы видите? Обратите вним на зайца. Какого цвета у него

шерсть? Чем занята ласточка?

3) Какого цвета растения?

4) Чем занимаются люди?

5) Какая темп на градуснике?

Билет 26

Формы орг-ции экологической работы в школе

Особенности уроков – формирование экологических представлений учащихся.

Формирование экологического мировоззрения через осознание своего места в

природе.

Основные методы: словесные (беседа), наглядные, практические. Экскурсия.

билет 27

Приемы об-я н Естест-я

Метод. приемы – элементы того или иного метода, выражающие отдельные

действия уч-ля и уч-ся в пр-се преподавания и учения.

Гр№1 – организационные приемы. Их действие связано с разл организацией

применения тех или иных методов.

Гр№2 – Технич приемы. Связаны с применением разл вспомогат оборудов.

Гр№3 – логич приемы. Способствуют осознанию уч материала. В основе лежит

анализ и синтез.

1) Сравнение.

2) Противопоставление

3) Аналогия.

4) Классификация

5) Систематизация

6) Обобщение

билет 28

Методика организации уголка живой природы

Совместимость жив-х объектов, находящ в ведении данного класса.

У н.ч. дб в отдельном помещении. Виды: растит объекты, животные

Требования к объектам живой природы:

1) безопасность (для детей)

2) неприхотливость к уходу

3) наличие условий для данного объекта

4) необх, чтобы в уголке природы было по два представителя одного вида для

форм-я понятия изменчивость.

5) влияние усл для разв-я

6) раст-я разн сист групп (чтобы показать разн особ-ти растения)

Формы работы уч-ся в уголке жив природы

1 дежурство

2 кружок/факультатив

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

(ПРИРОДОВЕДЕНИЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

| |Программы |

| |ГОС |Клепинина. |Виноградова|Дмитриева, |Плешаков. |

| | |«Природа и |, |Казакова |«Зеленый дом» |

| | |люди» |Ивченкова, |«Естествозн| |

| | | |Потапова. |ание», | |

| | | |«Окружающий|«География»| |

| | | |мир» |по методике| |

| | | | |Занкова | |

|Цели|Цели: |Сообщить |Цели: |Цели: |Цель: |

|, |Формирование |учащимся |[См. ГОС] |Воспитание |Знакомство с |

|зада|социального |элементарны|Задачи: |нравственно|окр. миром, |

|чи |опыта |е сведения |Воспитание |го |природой, |

| |школьника; |о живой и |нравственно|отношения к|включая |

| |осознание |неживой |го |Земле. |общество-природа|

| |элементарного|природе. |отношения к|Активизация|-человек. |

| |взаимодействи|Познакомить|объектам |эмоциональн|Задачи: |

| |я в системе |с |природы и |ой сферы, |Знакомство с |

| |«человек-прир|различными |результатам|чувствитель|осн. |

| |ода-общество»|явлениями. |человеческо|ности |природоведческим|

| |; |Научить |го труда. |детей. |и и экол. |

| |воспитание |детей |Формировани|Пробуждение|понятиями и |

| |нравственного|проводить |е у детей |восхищения |многообразием |

| |и |наблюдения |разнообразн|к своей |экол. |

| |экологическог|за |ых |земле, |целостности |

| |о к среде |изменениями|представлен|краю. |природы. |

| |обитания и |в природе. |ий о |Задачи: |Единство природы|

| |правил |Дать знания|взаимодейст|Подвести |и человека. |

| |поведения в |о значении |вии |учеников к |Систематизация и|

| |ней. |охраны |человека с |осознанию |расширение |

| |Задачи: |природы и |окружающим |объективно |представлений о |

| |Формирование |мероприятия|миром. |существующи|предметах и |

| |целостной |х по |Понимание |х связей и |явлениях природы|

| |научной |сохранению |законов |закономерно|и обществ жизни.|

| |картины мира,|ее |существован|стей | |

| |где природа и|богатств. |ия в |«природа-об|Формирование |

| |общество в |Сформироват|природной и|щество-чело|бережного |

| |единстве. |ь |соц. среде.|век». |отношения к |

| |Формирование |первоначаль| |Развитие |богатствам |

| |экологической|ные ЗУН |Развитие |экологическ|природы и |

| |культуры. |личной |познаватель|ого |общества. |

| |Воспитание |гигиены. |ной сферы, |мышления, |Формирование |

| |культуры |Воспитывать|умственных |формировани|навыков |

| |взаимоотношен|чувство |способносте|е экологич.|поведения в прир|

| |ий со |прекрасного|й и |грамотности|и соц среде. |

| |сверстниками |и гуманное |интересов |. | |

| |и взрослыми. |отношение к|школьников.|Формировани| |

| |Формирование |природе. | |е умения | |

| |умения | |Формировани|ориентирова| |

| |рационально | |е в |ться в | |

| |организовыват| |единстве |пространств| |

| |ь собственную| |этических и|е и | |

| |жизнь и | |эстетически|времени, | |

| |деятельность.| |х чувств. |добывать | |

| | | | |информацию | |

| |Формирование | | |из | |

| |элементов | | |соответству| |

| |эрудиции | | |ющей лит-ры| |

| |ребенка, его | | |и обобщать | |

| |общей | | |ее. | |

| |культуры. | | |Воспитание | |

| | | | |творческой | |

| | | | |и активной | |

| | | | |личности. | |

|Соде|Естествознани|1 кл. |1 кл. «Ты –|1 кл. |Структурные |

|ржан|е. |«Летние и |первоклассн|1) «Окр. |программы: |

|ие |1-2 кл. – 32 |осенние |ик» |мир», |I. Ознакомление |

| |ч. |изменения в|«Твое |«Общество –|с окр. миром |

| |3-4 кл. – 68 |природе» |здоровье» |природа – |(осн. курс) – |

| |ч. |«Зимние …» |«Мы и вещи»|труд» |1-2 кл. |

| |Темы: «Что |«Весенние | |2) |II. |

| |такое |…» |«Природа |«Природа» |Природоведение |

| |природа» - 5 |2 кл. |вокруг нас»|3) |(осн. курс) – |

| |ч. |«Знакомство| |«Развитие |3-4 кл. |

| |«Неживая |с природой |«Наша |Земли» |III. Экология |

| |природа» - 35|местности |страна» |4) |для мл. шк. |

| |ч. |вокруг |2-3 кл. |«Становлени|(фак. курс). |

| |«Живая |школы» |«Человек и |е человека»|IV. Планета |

| |природа» - 30|3-4 кл. |его | |загадок (фак. |

| |ч. |«Изучение |здоровье» |5) «Кто |курс). |

| |«Связи в |природы |«Человек и |такие мы» | |

| |природе» -- |своей |его |2 кл. |I. Что нас |

| |15 ч. |местности. |природа» |1) «Общий |окружает. Дом и |

| |«Человек» - |Земной шар.|«Моя |взгляд на |школа. Наш |

| |15 ч. |Организм |страна» |Землю» |город. Родная |

| |Итого: 100 ч.|человека и |«Природа |2) «Как |страна. |

| | |охрана его |вокруг нас»|изучают |Знакомство с |

| | |здоровья» | |окр. мир» |экологией. 32 ч.|

| | | |«Труд людей|3) | |

| | | |на планете»|«Астрономия|II. Природа и |

| | | | |, |мы. Сбережем |

| | | |4 кл. |география» |воздух и воду. |

| | | |«Человек» |4) |Полезные |

| | | |«Как |«Взаимодейс|ископаемые |

| | | |человек |твие сил |почвы. Сохраним |

| | | |изучает |природы» |удивительный мир|

| | | |окр. мир» |5) |растений и |

| | | |«Природа |«Биология, |животных. Будем |

| | | |нашей |древний |беречь Землю. 68|

| | | |родины» |мир» |ч. |

| | | |«Люди на |3 кл. | |

| | | |планете |1) «Наша | |

| | | |Земля» |страна | |

| | | | |Россия» | |

| | | | |2) «Земли | |

| | | | |восточных | |

| | | | |славян» | |

| | | | |3) | |

| | | | |«Др-русское| |

| | | | |государство| |

| | | | |» | |

| | | | |4) | |

| | | | |«Возвышение| |

| | | | |Москвы» | |

| | | | |5) «Европа | |

| | | | |14-15 вв.» | |

| | | | |6) «Моск. | |

| | | | |государство| |

| | | | |в 12 в.» | |

| | | | |4 кл. | |

| | | | |«Российская| |

| | | | |империя в | |

| | | | |18 в., 19 | |

| | | | |в.» | |

| | | | |«Развитие | |

| | | | |миров | |

| | | | |нового | |

| | | | |времени» | |

| | | | |«Россия с | |

| | | | |нач. 20 в. | |

| | | | |до 1941 г.»| |

| | | | | | |

| | | | |«ВОВ» | |

| | | | |«СССР после| |

| | | | |ВОВ» | |

| | | | |«Научная и | |

| | | | |мировая | |

| | | | |культура» | |

|Прин|ГОС отвечает |Краеведческ|Позитивного|Краеведческ|Экологич |

|ципы|всем |ий, |эгоцентризм|ие, |направленности. |

|отбо|принципам: |экологическ|а, т.е. |практически| |

|ра и|пр. |ий, |отбор |е. | |

|расп|гуманизма; |практически|актуальных |В | |

|олож|пр. единства |й. |для этого |соответстви| |

|ения|и познания, | |возраста |е с ними | |

|учеб|переживания, | |знаний, |отбор | |

|ного|действия; | |макс. учет |содержания | |

|мате|пр. | |псих. |осуществляе| |

|риал|интеграции; | |особенносте|тся на | |

|а |пр. | |й и |основе | |

| |природосообра| |возможносте|сочетания | |

| |зности. | |й, снятие |мироведения| |

| | | |авторитарно|и | |

| | | |го и |краеведения| |

| | | |установлени|. | |

| | | |е | | |

| | | |демократиче| | |

| | | |ского | | |

| | | |диалога | | |

| | | |учитель-уче| | |

| | | |ник. | | |

|Мето|Словесные и |Практически|Дидактическ|Опыты, |Словесные, |

|ды |предметные. |е: |ие и |наблюдение.|практические. |

|обуч| |эксперимент|практически| | |

|ения| |ы, опыты, |е игры. | | |

| | |наблюдение.| | | |

| | | | | | |

| | |Словесные: | | | |

| | |рассказ, | | | |

| | |беседа, | | | |

| | |работа с | | | |

| | |книгой. | | | |

|Форм|Урок, |Урок, |Экскурсия, |Урок, |Полевые |

|ы |экскурсия, |экскурсия. |урок. |дополнитель|практикумы, |

|обуч|лабораторный | |Акцент на |ная работа |демонстрация |

|ения|эксперимент. | |проведении |со |опытов. |

| | | |занятий вне|словарем. | |

| | | |класса. | | |

| | | |Беседа, | | |

| | | |игра, | | |

| | | |конструиров| | |

| | | |ание. | | |

| | | |Изо. | | |

Каким образом в программах предусматривается развитие школьников?

Программами предусмотрена сумма знаний, которыми должны овладеть учащиеся,

взятые из естественно-научных дисциплин – биология, физика, химия,

география, астрономия, экология. Таким образом, они должны овладеть

обязательным минимумом знаний о природе.

Учащиеся овладевают следующими умениями:

различать объекты неживой и живой природы, природные или созданные

человеком;

различать группы растений, животных, их представителей, ухаживать за

комнатными растениями, определять с/х культуры и т.п.;

вести самостоятельно наблюдения в природе, выполнять несложные опыты;

ориентироваться на местности по компасу, солнцу и др. признакам;

читать планы, карту, находить геогр. объекты на карте;

различать осн. полезные ископаемые;

выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в быту, оказывать

простейшую мед. помощь;

выполнять правила поведения в природе, а также выполнять посильную работу

по охране окр. среды

Вывод:

Таким образом, мы видим огромную практическую направленность данного курса,

которая является уникальной среди дисциплин, изучаемых в начальной школе.

Знания и умения, полученные в этом цикле, явл. необходимой базой для

дальнейшего изучения естественно-научного цикла в средней школе.

В большинстве программ идет отбор актуальных для этого возраста знаний,

макс. учет псих. особенностей и возможностей, снятие авторитарного и

установление демократического диалога учитель-ученик.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ