Рефераты
 

Шпаргалка по методике естествознания

определений понятий, номенклатуры, конкретных характеристик свойств

предметов. Домашние задания, построенные на материале урока, должны

приучать учащихся не только к правильному и последовательному изложению

учебного материала, но и к умению оперировать полученными знаниями.

На первых этапах обучения дают задания по тексту учебника, приучающие

учащихся работать с ним. Это пересказ статей учебника, систематизация

изучаемого материала.

Домашняя работа значительно в большей мере, чем урок, может быть

индивидуализирована.

Индивидуализация домашних заданий требует учета уровня подготовки учащихся,

уровня их развития, интереса к предмету. В классе всегда есть ученики,

которые имеют пробелы в знаниях. Для них нужны индивидуальные задания по

повторению ключевых вопросов курса. С другой стороны, в классе имеются

ученики, проявляющие повышенный интерес к предмету. Им также нужны

индивидуальные задания, рассчитанные на расширение кругозора и углубление

знаний.

Домашнее задание - весьма ответственная часть урока, поэтому необходимо

выделять специальное время, достаточное для того, чтобы дать его в

развернутом виде. Учитель должен добиться того, чтобы объяснения домашнего

задания стало важным моментом урока. От того, насколько учащиеся усвоят

задание, зависит успех его выполнения. Каждый учащийся должен знать не

только то, что нужно сдеать, но и как это сделать, в каком виде. Учащиеся

записывают домашнее задание в свои тетради.

В настоящее время ко многим учебникам природоведения и естествознания

созданы рабочие тетради, которые заполняются как на уроке в процессе

объяснения, так и дома при выполнении домашнего задания. Рабочие тетради

позволяют систематизировать учебный материал, целенаправленно организуют

детей на выполнение домашних заданий. Они могут включать также внеурочные

задания, для выполнения которых требуется длительное время.

Одно из важнейших условий успеха домашней учебной работы - научить учащихся

работать самостоятельно. Для этого необходимо нацеливать школьников не на

заучивание учебного материала, а на установление связей между сведениями,

которые дает преподаватель на уроке, и сведениями, которые учащиеся

добывают самостоятельно при чтении учебника.

Kpotae работы с учебником, в качестве домашних заданий можно рекомендовать

выполнение рисунков, оформление схем, раскрашивание. Например, при изучении

темы «План и карта» можно предложить учащимся нарисовать план своей

комнаты. Кроме того, дома учащиеся могут составить аппликацию из сухих

листьев, плодов, семян.

Большое значение при выполнении домашних заданий имеют «Дневники

наблюдений», которые позволяют организовывать систематическую

самостоятельную работу учащихся по наблюдениям за окружающей природой и

трудовой деятельностью людей. В качестве домашних заданий можно

предположить также опыты и практические работы. Однако при характере

задания следует учесть, что опыты должны быть посильны для выполнения,

абсолютно безопасны и легковыполнимы в домашних условиях.

Много внимания учителю начальных классов приходится уделять работе учащихся

дома с учебником. Задача учителя - так организовать эту работу, чтобы

задания из учебника содействовали активизации мыслительной деятельности

учащихся. Важным шагом на пути к этому является приучение детей к

внеклассному чтению специальной литературы. При ознакомлении с растениями и

животными, при наблюдениях в природе учащиеся должны приучиться

руководствоваться книгой. Потребность узнать больше о неизведанных тайнах

природы опять ведет к книге. Задача учителя - приучить школьника к

самостоятельному чтению научно-популярной литературы. Это позволит им

узнать много нового и интересного о различных явлениях, происходящих в

окружающий природе.

Правильно организованная домашняя учебная работа значительно облегчает

проведение учебных занятий на уроке.

Билет 20

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

В процессе изучения курса природоведения учитель систематически повторяет с

учащимися пройденное. Это дает ему возможность создать прочную базу для

изучения нового материала, проследить за ходом формирования основных

природоведческих представлений и понятий, зактрепить усвоенное и установить

новые связи между явлениями. В процессе повторения изучаемые объекты и

явления рассматриваются в новых связях, что способствует более глубокому их

осмыслению, дальнейшей систематизации и обобщению знаний.

Систематическое повторение должно включать и новые задания, упражнения,

вопросы, тесно связанные с использованием различных наглядных пособий.

Однако при этом следует обращать внимание на выявление основных свойств

изучаемого объекта, его связей с другими известными детям объектами.

Поэтому обычно используют только те наглядные пособия, которые позволяют

провести эту работу. При работе с диафильмом показывают отдельные кадры или

фрагменты, которые способствуют повторению наиболее важных вопросов.

Повторение текущего материала обычно организуют на каждом уроке в процессе

проверке домашего задания, при опросе.

На уроках обобщения повторение проводится целенаправленно для углубления и

систематизации изученного материала. Поэтому для организации такого урока

необходимо заранее сообщить учащимся вопросы, которые будут разобраны на

уроке, и дать задания по повторению учебного материала.

При повторении следует использовать непосредственные наблюдения учащихся,

результаты, которые они получили при проведении опытов, сведения из

прочитанной ими дополнительной литературы по данной теме.

Задача учителя - закрепить на уроке не только знания, приобретенные ранее,

но повторить новый, только что изученный материал. Закрепление не

ограничивается пересказом увиденного или услышанного на уроке, а может

сопровождаться зарисовкой схем, пояснением опытов, демонстрируемых в

классе.

Повторение может быть организовано и в виде практической работы. Обычно ее

следует предусмотреть в конце изучения темы или раздела. В этом случае

учащиеся не только повторяют теоретический материал, но и закрепляют

сформированные практические умения и навыки. Так, например, после изучения

темы «Горные породы. Полезные ископаемые» можно провести обобщающую

практическую работу, в процессе которой учащиеся не только вспомнят виды

горных пород, но закрепят умение их различать и описывать, вспомнят о

применении различных горных пород в народном хозяйстве.

Проведение заключительных обобщающих уроков способствует усвоению знаний по

природоведению.

2. ПРОВЕРКА И УЧЕТ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Повторение необходимо сочетать с проверкой знаний учащихся. Готовясь к

уроку, учитель должен хорошо продумать цель, содержание, место и форму

учета знаний учеников. Ошибки и пробелы в знаниях. Замеченные учителем во

время проверки знаний учащихся, могут быть ликвидированы путем

индивидуальных заданий. Для определения степени усвоения ученого материала

необходимо проверять знания детей не только по заданию предыдущего урока,

но и по материалу всей темы. Вопросы, поставленные учителем, должны

вскрывать причинные связи и взаимозависимость природных явлений, свойств и

функций предметов.

Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно

видеть, знать и оценивать, как происходит формирование природоведческих

представлений и понятий у всего класса, а учащимся осознавать, как каждый

из них продвигается вперед в процессе усвоения учебного материала.

Существуют различные формы проверки знаний учащихся.

Устную проверку можно проводить в форме фронтального и индвидуального

опроса. При фронтальном опросе учитель задает вопросы всем учащимся, что

способствует непосредственному контакту учителя с классом. Вопросы в этом

случае предполагают короткие однозначные ответы. Учащиеся внимательно

следят за ответом, поправляя и дополняя отвечающего. Устная фронтальная

проверка не позволяет установить всю глубину знаний учащихся, но зато в

течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил

основные преставления об изучаемом объекте или явлении, умеют ли дети

обобщать систематизировать знания, устанавливать про-стейщие связи. Оценки

выставляют после беседы. Причем обычно их получают учащиеся, ответившие на

наибольшее количество вопросов.

Индивидуальный опрос позволяет выявить всю глубину знаний, определить

степень сформированности природоведческих представлений и понятий, умение

формулировать и высказывать свои мысли у конкретного ученика. В этом случае

задают более ёмкие, требующие длительного изложения вопросы. По ходу ответа

учитель может задавать и дополнительные вопросы, которые помогают выявить

глубину понимания и знания учащимися содержания основных. Вспомогательные

вопросы дают возможность направить ответ учащегося в нужное направление.

Однако учитель не должен прерывать учащегося и торопить его. Поэтому перед

началом ответа можно дать 2-3 мин, чтобы ученик сосредоточился и

подготовился мысленно.

Необходимо приучать весь класс внимательно слушать рассказ и не поднимать

руки во время ответа товарища*.

Очень важно при индивидуальном опросе установить связи нового материала с

изученным ранее, определить умеет ли ученик связать материал со своими

наблюдениями. При индивидуальном ответе развивается устная речь учащихся,

они учатся правильно излагать свои мысли, связно говорить. Это особенно

важно в начальной школе, поэтому на уроках природоведения следует уделить

достаточное внимание индивидуальной форме опроса.

Характер вопросов при индивидуальной и фронтальной проверке существенно

отличаются. Например, для фронтальной проверки подходят вопросы: Что такое

план! Чем план отличается от рисунка! Что такое маршрут! Чем пользуются для

обозначения на плане и карте различных объектов! Все эти вопросы требуют

быстрого ответа в одно предложение.

В отличие от этого для индивидуального опроса необходимы более глубокие

вопросы. Например, Расскажите по плану местности, какие объекты на ней

находятся!

Во время опроса учитель может использовать и схематические зарисовки.

Рисунок сопровождается пояснением учащихся. Кроме того, при~опросе ученик

должен уметь показывать предметы на таблицах, рисунках, т.е. его ответ

может сопровождаться демонстрацией, в том числе, что особенно важно, и

демонстрацией по географической карте. Ученик должен уметь найти заданный

географический обект, например Уральские горы, Черное море и т.д. Он должен

уметь ориентироваться по карте, что тоже необходимо оценивать на уроке.

Письменную проверку знаний в начальной школе проводят в редких случаях.

Продолжительность таких работ не должна превышать 5-10 мин. Не следует

предлагать учащимся писать больше тексты. В этом возрасте они пишут

медленно, недостаточно грамотно и не владеют в полной мере навыком

посьменного изложения материала. Можно предложить учащимся сделать подписи,

проверить их записи в тетрадях или дневниках наблюдений, дать тестовые

задания, где нужно вписать различные определения в соответствующие понятия.

Письменную проверку знаний можно проводить и записывая краткие ответы на

поставленные вопросы.

Проверку знаний по контурной карте можно проводить разными способами.

Например, учитель в качестве контрольного задания предлагает на уроке найти

нужный объект на контурной карте и подписать его. В качестве

вспомогательного средства учащиеся могут воспользоваться физической картой.

Количество нанесенных названий не должно превышать 10-12. Задание

усложняется, если учитель предлагает это сделать по памяти. Названия,

которые ученики должны нанести на контурную карту лучше заранее написать на

доске или раздать на листочках учащимся.

Весьма важны вопросы, с помощью которых можно выявить и оценить умение

учащихся применять свои знания на практике. На уроках природоведения

имеются большие возможности для организации такого опроса по результатам

наблюдений за сезонными изменениями в природе. «Дневник наблюдений»

позволяет проводить такую работу, делая упор на применении приобретенных

практических умений и навыков. Однако не следует вести записи в таком

дневнике постоянно. Учащиеся устают от однообразной работы, наблюдения

теряют смысл, тем более если проверку дневников проводить раз в четверть

или месяц. Лучше предложить целенаправленно пронаблюдать за изменениями в

природе в течение одной недели в каждом времени года или в каждой четверти

и провести обобщащую беседу и проверку на уроке. В этом случае работа не

утомляет учеников и проводится с большим интересом.

Важно провести проверку умения работать с простейшими приборами (компасом,

термометром, флюгером и т.д.). Проверку таких умений можно проводить не

только в классе при выполнении практических заданий, но и во время домашней

учебной работы, при проведении экскурсий, практических работ на открытой

местности, во время внеклассной работы.

Необходимо помнить, что в начальных классах нужно сочетать все виды

проверки, отдавая предпочтение тому или иному из них, исходя из цели

конкретного урока, его содержания и используемых методов работы.

При оценке знаний учащихся за четверть или за год учитель учитывает

результаты своих наблюдений за повседневной работой школьника на уроках

природоведения, оценки за устный опрос, общий уровень теоретических знаний

и умения применять их на практике

Билет 21

1. ЗНАЧЕНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Внеклассные занятия по естествознанию выступают в качестве дополнительной

формой учебно-воспитательной работы с детьми. Работа это преследует те же

цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков

внеклассная работа по естествознанию не имеет обязательной программы, а

строится на основе интересов, возникающих у детей при изучении природы.

Внеклассные занятия открывают широкий простор для проявления их активности,

самодеятельности и творчества. Правильно организованная внеклассная работа

не подменяет школьной работы, а дополняет ее и тем самым способствует ее

улучшению. Она облегчает труд учителя: при сборе и подготовке материала для

занятий в школе, при организации длительных наблюдений над животными и

растениями в уголке живой природы, на пришкольном участке и пр.

Внеклассные занятия дисциплинируют учащихся, способствуют развитию чувства

ответственности, интереса к изучению наук о природе. В отличие от

внеурочной формы работы, которая связана непосредственно с программой и

обязательна для выполнения учащимися, эта форма занятий строится на

интересе, инициативе и добровольности. Содержание ее может выходить за

пределы программы, изменяться и корректироваться учителем по ходу

проведения занятий. Кроме того, сами учащиеся могут предлагать тематику

работы, что открывает большие возможности для деятельности Детей и

позволяет удовлетворить разнообразие их интересов.

2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

При определении содержания внеклассных занятии в начальной школе учитель

обязан принимать во внимание возрастные особенности детей. Необходимо

учесть то обстоятельство, что у учащихся еще не накопилось достаточного

количества данных для того, чтобы они могли разобраться в собственных

запросах.

Сначала в I и во II классах содержание внеклассных занятий в большинстве

случаев связано с материалом, изучаемым в классе. По мере накопления знаний

меняется характер и содержание занятий. Это может быть уже групповая работа

учащихся - работа в уголке живой природы, уход за комнатными растениями и

их пересадка, составление коллекций, участие в проведении массовых

мероприятий, таких, как посадка деревьев, проведение «Дня птиц»,

занимательных викторин и т.д.

В настоящее время в школе применяются самые разнообразные формы внеклассной

работы: индивидуальная, групповая, массовая. Все эти формы тесно связаны

между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит

преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому

при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки

учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы.

Индивидуальная внеклассная работа

Индивидуальная работа обычно выполняется отдельными учениками и часто носит

эпизодический характер. Интерес к такого рода работе обычно зарождается при

выполнении домашних задании или во время экскурсий в природу.

Дети по поручению учителя выполняют небольшие задания, которые являются

продолжением классных занятий. Так, например!, уже в I классе можно

поручить детям собрать и оформить коллекцию веток и листьев различных

деревьев, дать им задание провести по заранее разработанному плану

наблюдения над птицами в уголке живой природы и на дому у учащихся. Учитель

может поручить детям выяснить сроки наступления тех или иных сезонных

изменений в природе (изменение цвета листвы, листопад, замерзание водоемов,

набухание почек и пр.). Такие задания выполняются частью в школе, частью на

дому и носят на первых порах индивидуальный характер. Любителям природы

учитель должен уделять время, разъяснять, как проводить наблюдения,

выполнять то или иное задание.

В III-IV классах можно порекомендовать чтение соответствующей литературы,

проведение опытнической работы с обязательным оформлением дневника

наблюдений. Результаты проведенных опытов следует сообщать на кружковых или

классных занятиях, по прочитанной книге учащиеся могут подготовить короткое

сообщение.

В качестве индивидуальных заданий ученикам можно поручить вести

фенологические наблюдения в природе с обязательным выпуском бюллетеней. Это

в значительной степени способствует повышению интереса учащихся к

индивидуальным заданиям.

Групповая внеклассная работа

Групповые внеклассные занятия проводятся обычно в форме школьных кружков

юных натуралистов. Вначале это может быть временная группировка учащихся,

объединяемых общей конкретной задачей, общим планом работы, которая потом

по мере взросления и накопления

знаний перерастает в постоянный кружок. Они проводят коллективное

наблюдения за объектами природы, ставят опыты, обсуждают их результаты.

Работа, проводимая в подобных кружках, дает богатый материал для развития у

детей устной и письменной речи.

Занятия кружков происходят обычно по окончании уроков, в присутствии

учителя, организующего и направляющего работу детей. Задача учителя -

организовать занятия детей таким образом, чтобы работа, проводимая или во

время внеклассных занятий, не дублировала классной работы. На этом

основании следует разнообразить не только материал, выдаваемый учащимся для

занятий, но, где возможно, и цель предстоящей работы.

По мере изучения природы у детей постепенно начинают выявляться вкусы и

запросы. Одних привлекают растения, других - животные, третьим интересно

изучение минералов. В III-IV классах значительная группа ребят проявляет

интерес к изучению явлений и объектов неживой природы, к постановке опытов

по изучению свойств веществ. Яркие сезонные явления и сопутствующие им

работы в уголке живой природы или с комнатными растениями, естественно,

привлекают внимание и интересы детей в сторону новых объектов.

Работа детей в кружках дает возможность глубже изучить предмет,

использовать результаты некоторых опытов на уроках, способствует развитию

интереса к предметам естественного цикла. Кружок не отвлекает учащихся от

основной учебной работы, а наоборот, помогает им усвоить необходимые

знания, развить определенные умения и навыки. Учебная работа в классе

служит как бы теоретической основой для самостоятельной работы в кружке, а

работа в кружке способствует оживлению работы на уроке. Кроме того, в

кружке можно организовать сбор материала, составление коллекций,

изготовление наглядных пособий, которые с успехом используются впоследствии

на уроках. Опыты, поставленные на внеклассных занятиях, можно

продемонстрировать на уроке или обсудить их результат.

Работа учащихся в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в

результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и

лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в

начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности,

инициатива, изобретательность. Кроме того, кружок способствует

экологическому образованию и природоохранному воспитанию учащихся. У них

развивается чувство любви к природе, ответственности за сохранение ее

богатств. Они приучаются заботится о живых организмах.

Работа в кружке проводится систематически, по программе, которую определяет

учитель, исходя из запросов детей. В кружке сочетаются индивидуальная

работа каждого ученика с коллективной. Юные натуралисты объединены общей

целью, достижение которой связано с преодолением определенных трудностей,

которые должны быть им посильны.

Количество учащихся в кружке младших школьников не должно превышать 10-15

человек. Занятие можно проводить 1 раз в неделю или 2-3 раза в месяц.

Работа кружка должна быть тщательно продумана и спланирована, в ней должны

сочетаться экспериментальные практические и теоретические задания, работа с

научно-популярной литературой. На кружковых занятиях может проводиться

большая краеведческая работа по изучению истории города или поселка, его

природы, животного и растительного мира.

С самого начала важно создать детский коллектив, объединенный общей

совместной работой. Поэтому занятия в кружке целесообразно начинать с общей

работы, а затем переходить на индивидуальные и звеньевые. Это может быть

экскурсия в природу для проведения наблюдений и сбора материала, в музей,

просмотр учебного или научно-популярного кинофильма о природе с последующим

обсуждением и т.д. М.Н.Скаткин, Б.В.Всесвятский П.И.Боровицкий, Б.Б.Райков

предлагают различную тематику для кружковой работы. Так, для 1-го года

занятий в кружке можно предложить тему «Сезонные изменения в природе», а

также работу в уголке живой природы, наблюдение и уход за комнатными

растениями и домашними животными.

Для кружков 2-3-го года тематика более разнообразна: «Звери нашей

местности», «Птицы наших лесов», «Лекарственные растения», «Полезные

ископаемые нашей местности», «Охрана природы». Кроме того, это работа в

уголке живой природы, на пришкольном участке, сбор материала и составление

коллекций.

Внеклассные занятия отдельных учащихся и кружков можно связать с массовыми

мероприятиями, проводимыми школой: «День птиц», «День леса» биологические и

географические викторины и т.д.

Члены кружка могут подготовить с помощью учитая* небольшое сообщение о

значении и приемах привлечь ния полезных птиц, подобрать иллюстративный

матердо ал. В своем кружке учащиеся под руководством и с помощью учителя

подготовляют материал на тему о пользе леса, об использовании его в

хозяйстве. Отчет о проден данной работе заслушивается сначала в кружке, а

затем (частично или в целом виде) сообщается в классе. Там же оформляется и

выставка.

Разрабатывая тематику кружковых занятий, необходимо исходить из условий и

возможностей школы, состава учащихся, их общего развития, индивидуальных

склонно-' стей и интересов.

Массовые формы внеклассной работы

Наибольшее значение имеют массовые формы вне-классной работы, так как они

позволяют привлечь большое количество младших школьников. Каждый ребенок

может принять посильное участие в различных видах работ: лепке, рисовании,

оформлении класса, подготовке спектакля, тематического вечера и т.д. Можно

организовать конкурс-выставку плакатов и рисунков на темы: «Я вижу мир»,

«Охраняй природу», «Мир вокруг меня».

Такой формой работы являются и экскурсии в природу, музеи, зоопарк, на

выставки. Живое общение стимулирует интерес учащихся к познанию природы,

способствует эстетическому и природоохранному воспитанию. Можно провести

массовую экскурсию-поход в лес, поле, на водоем, во время которой

исследуются почва, растительный и животный мир. Экскурсии-походы,

включающие краеведческие вопросы, носят комплексный характер и могут

проводиться совместно со специалистами по разным предметам. Они ценны еще и

тем, что позволяют собрать большой материал для оформления школьных учебных

коллекций.

В ходе экскурсий учащиеся изучают природу родного края, проводя длительные

фенологические наблюдения и выполняя самостоятельно задания.

Другой формой массовой работы являются тематические вечера, занимательные

викторины, игры «Что? Где? Когда?», КВН и другие. В основе занимательных

вечере* могут быть сообщения учащихся по определенной тематике, выставка

плакатов, просмотр кинофильма о природе, обсуждение интересной книги.

Выступления детей перемежается с музыкальными номерами, хоровым пением,

отгадыванием загадок и т. д.

Учащиеся начальных классов могут принять посильное участие в школьных

праздниках: День цветов, День птиц, Праздник друзей природы. Для них силами

старшеклассников можно организовать занимательный вечер «Тайны природы» с

показом химических и физических опытов. Вместе с учениками других классов

они могут участвовать в массовых весенних работах на пришкольном участке, в

оформлении интерьера школы.

Формы внеклассной работы могут быть весьма разнообразны. Опыт лучших

учителей постоянно освещается в методических журналах «Начальная школа»,

«Биология в школе», «География в школе» и специальных учебно-методических

пособиях.

3. МЕТОДЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Разнообразны методы внеклассной работы. Это рассказ, беседа, работа с

книгой, лабораторно-практическая работа. Значительное место во внеклассной

работе занимают беседа и рассказ учителя. Во время беседы выясняются задачи

внеклассного занятия, разъясняется методика постановки опыта.

Часть материала, изучаемого учащимися во время занятий, собирается на

экскурсиях, не только общеклассных, но и по поручению учителя, в порядке

индивидуальных или кружковых экскурсий.

Материал, собранный учащимися, изучается на занятиях кружка теми же

приемами, которые характерны для работы с раздаточным материалом. При

изучении материала ставятся опыты и проводятся наблюдения. Работы,

выполняемые во время внеклассных занятий, обязательно фиксируются путем

записей и зарисовок. С той же целью составляются коллекции и плакаты.

Одна из существенных задач внеклассных занятий по естествознанию -

формирование навыков самостоятельной работы, развитие активности учащихся.

Вот почему при составлении плана занятий необходимо включить в него такие

виды работ, которые рассчитаны преимущественно на самостоятельную работу

школьников. Хорошие результаты дает привлечение учащихся к постановке

самостоятельных опытов. Большой интерес вызывают у детей опыты, дающие

ответ на вопросы практического характера.

Внеклассные занятия, как индивидуальные, так и кружковых работ, требуют

четкого руководства со стороны учителя.

По своему содержанию коллективные работы членов кружка могут быть

однородными или дифференцированными. В первом случае все члены кружка

проводят одну и ту же работу по одному и тому же плану, хотя бы и на

различном материале. Во втором случае учащиеся осуществляют одну общую

работу, распадающуюся на отдельные этапы или звенья.

Основное требование при организации таких занятий учащихся, при которых

необходима дифференциация работы отдельных членов кружка, - единство цели и

единство плана работы. Выполняя индивидуальную работу по общей теме, каждый

учащийся должен хорошо знать содержание и задачи работы своего соседа,

понимать, какова связь между ними. Вот почему, вскрывая задачи и содержание

предстоящей коллективной работы, учитель должен добиваться того, чтобы

каждый учащийся мог точно определить свое место в общей работе и знать, что

должен проделать он для ее осуществления. Все это осуществляется с помощью

конкретного инструктажа, точно определяющего содержание работы каждого

учащегося.

Такое планирование занятий облегчает в конечном итоге учет индивидуальных

работ и обсуждение результатов, которые оформляются в виде отчетов

(записей, зарисовок, отчетных выставок и пр.)

Работа учащихся с книгой. Широкое применение во внеклассных занятиях

приобретает книга (главным образом в III и IV классах), из которой учащиеся

черпают сведения. Задачи внеклассного чтения по естествознанию сводятся к

следующему:

1. Пробудить интерес к изучению объектов и явлений природы.

2. Углубить и расширить знания и навыки, приобретенные учащимися во время

классных и внеклассных занятий.

3. Помочь учащимся в осуществлении плана работы, проводимого учащимися в

порядке внеклассных занятий.

В связи с указанными задачами разрабатывается список литературы,

необходимой для работы детей. В этот перечень должны входить научно-

популярные книги с занимательной фабулой, пробуждающие мысль и пытливость

учащихся, стремление найти ответ на возникшие во время чтения вопросы.

Далее - книги, помогающие учащимся углубить и расширить имеющиеся у них

знания. Сюда должны войти книги, помогающие организовать дополнительные

наблюдения над объектами и явлениями природы, подтверждающие достоверность

полученных знаний, приводящие факты, характеризующие практическое значение

приобретенных знаний, знакомящие с биографией ученых, изобретателей,

путешественников и т.д. Наконец, в серию книг для внеклассной работы

необходимо включить всевозможные пособия, справочники, атласы, в которых

учащиеся могут найти указания относительно того, как следует кормить

животных, как построить гнездовья для тех или иных птиц, как приготовить

самодельных аквариум, террариум и пр. Сюда же относятся такие пособия, как

ботанические атласы или же иллюстрированные (особенно в красках)

определители птиц и насекомых, хорошо изданные брошюры о вредителях

сельского хозяйства и пр. Подобные справочники значительно облегчают

самостоятельную работу учащихся по распознаванию нужных им объектов.

Подбор книг должен соответствовать возрасту и развитию учащихся. Перечень

книг для внеклассного чтения вывешивается в классе на видном месте. Чтобы

привить учащимся любовь к книге, желательно время от времени организовывать

выставку книг по естествознанию, проводить беседу о некоторых из них,

зачитывать интересные выдержки из них, показывать, как пользоваться

справочниками, и пр. Подбор книг в этом случае должен соответствовать в

первую очередь тематике работ, проводимых в индивидуальном порядке.

Билет 22

Программа 3. А. Клепининой «ПРИРОДА И ЛЮДИ»

Программа «Природа и люди» сохраняет в обновленном варианте все

положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса

природоведения, и вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Она

ставит цель - сообщить учащимся элементарные сведения о живой и неживой

природе, познакомить с различными явлениями, научить детей проводить

наблюдения за изменениями в природе, дать знания о значении охраны природы

и мероприятиях по сохранению природных богатств, сформировать

первоначальные гигиенические знания и навыки личной гигиены, воспитывать

чувство прекрасного и гуманное отношение к природе. Значительное место в

программе отводится вопросам охраны природы. Содержание предмета направлено

на создание условий для непосредственного участия младших школьников в

природоохранной деятельности.

Программа разработана как единая для трех- и четырехлетней начальной школы,

причем изучение предмета начинается с I класса, для которого программа

создана заново. Основой для отбора природоведческого содержания стали

краеведческий, экологический и практический принципы, деятельностный подход

к обучению и развитию учащихся.

Содержание материала первых классов о сезонных изменениях в природе своей

местности группируется в трех темах: «Летние и осенние изменения в

природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В

каждой теме в основном выдержан единый план изложения: изменения в неживой

природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных

и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из

естественных связей, существующих в самой природе. Учителю следует раскрыть

эти связи, показать, что изменения, происходящие в разные времена года в

неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и

животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных

работ, на другие виды деятельности человека. При таком подходе к изучению

природы учащиеся не просто знакомятся с ее явлениями и предметами, но и,

что очень важно, получают объяснения этих явлений, пусть на самом

элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и

укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся

наблюдают за явлениями природы, изменениями, происходящими с растениями,

поведением животных и т.д.Наблюдения помогают школьникам получить

правильное представление о природе, взаимосвязях, существующих в ней,

содействуют накоплению знаний о родном крае.

В последующих классах формируются основные природоведческие представления и

понятия согласно образовательному стандарту. При изучении темы

«Ориентирование на местности» учащиеся усваивают некоторые способы

ориентирования, знакомятся с устройством компаса, на практике учатся

находить направление на местности.

В теме «Природа нашего края» продолжается изучение природы своего края. Но

если в I-П классах учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей

школу, то в III-IV классах они изучают природу своей области (края,

республики). Они знакомятся с планом и картой, узнают о форме и размерах

Земли, материках и океанах, об особенностях рельефа. Учащиеся знакомятся с

основными видами горных пород, полезных ископаемых, почвой и ее свойствами,

вопросами охраны недр и рационального природопользования. На доступном

уровне они изучают свойства воды, ее круговорот в природе, разнообразие

водоемов, знакомятся с проблемами их охраны от загрязнений. Изучение

природы идет последовательно от неживой к живой природе.

Растительный и животный мир изучается по сообществам. Учащиеся получают

представления о ландшафтах своего края, природных зонах Земли, взаимосвязях

факторов неживой природы и их влиянии на живые организмы, хозяйственной

деятельности человека и в связи с этим знакомятся с проблемами сохранения

животного и растительного мира.

В теме «Организм человека и охрана его здоровья» даются общие представления

об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции.

Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся

представить организм человека как единое целое. Основное внимание уделено

вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые

могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего

здоровья. Для успешного изучения этой темы учащимся предлагается проводить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ