Рефераты
 

Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

Министерство образования Российской Федерации

Иркутский педагогический колледж № 2

Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение

подростков к спиртным напиткам

(Дипломная работа)

Выполнила: Зюзина Н. С.

студентка 4 курса 5 группы,

специальность 0314

"Социальная педагогика"

Научный руководитель:

Деревцова

Е. Н.

Иркутск 2002

СОДЕРЖАНИЕ

|ВВЕДЕНИЕ | |

|Глава 1. Теоретические подходы, рассматривающие проблемы | |

|влияния семьи алкоголиков на социализацию подростков | |

|1.1. Семья – главный социальный институт | |

|1.2. Влияние семьи алкоголиков на социализацию подростка | |

|1.3. Факторы риска, обусловливающие положительное отношение | |

|подростков к алкоголю | |

|1.4. Социально-педагогическая деятельность с семьей | |

|алкоголиков | |

|Глава 2. Алкоголизм семьи как фактор риска, обусловливающий | |

|положительное отношение подростков к спиртным напиткам | |

|2.1. Отношение подростков к алкоголю | |

|2.2. Подростки, воспитывающиеся в семье алкоголиков | |

|2.3. Факторы риска в семье алкоголиков, обусловливающие | |

|положительное отношение подростков к спиртным напиткам | |

|РЕКОМЕНДАЦИИ | |

|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |

|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |

|ПРИЛОЖЕНИЕ | |

Введение

Семья – древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в

человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были

залогом стабильности и благополучия в обществе. Именно в семье человеческая

индивидуальность присоединяется к общественной культуре, в ней человек

усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения. Однако

современные семьи переживают кризис, существуя в мире жестокого обращения

с детьми, насилия в браке, алкоголизма и других проблем.

На сегодняшний день в России отмечается рост числа семей

алкоголиков. Такие семьи – острая социально-педагогическая проблема, так

как они не выполняют основную общественную функцию – воспитательную. По

результатам различных исследований (Л.С. Алексеевой, М. М. Плоткина, А.С.

Спиваковской, В. И. Ширинского и ряда других) было выявлено отрицательное

влияние алкогольной семьи на нравственное и психическое развитие подростка.

Деятельность социального педагога заключается в том, чтобы помочь семье

находящейся в кризисе.

Цель исследования: выявить обусловленность отношения подростка к

спиртным напиткам от факторов риска, существующих в неблагополучной семье

алкоголиков.

Объект: отношение подростков к спиртным напиткам.

Предмет: отношение подростков к спиртным напиткам из семьи-

алкоголиков.

Гипотеза: одним из факторов риска, обуславливающим положительное

отношение подростков к спиртным напиткам является семья алкоголиков, в

которой:

- родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков,

- периодическое употребление алкоголя родителями,

- в семье приняты алкогольные традиции,

- подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные

напитки и др.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на

социализацию подростка.

2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам.

3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие

положительное отношение подростков к спиртным напиткам.

4. Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное

воспитание молодежи, включающие в себя коррекционно-

профилактические мероприятия.

Во введении дипломной работы включены актуальность проблемы и

понятийный аппарат исследования.

В теоретической части исследования рассмотрены вопросы влияния семьи

алкоголиков на социализацию подростков.

Во второй главе изучены факторы риска в семье алкоголиков

обуславливающие положительное отношение подростка к спиртным напиткам.

В выпускной квалификационной работы представлены рекомендации

предлагаемые социальным педагогом родителям по антиалкогольному воспитанию

подростков.

Глава 1. Теоретические подходы, рассматриваемые проблемы влияния семьи

алкоголиков на социализацию подростков

1.1. Семья – главный социальный институт

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за

всю историю своего существования. Т. А. Куликова рассматривает семью как

малую социально-психологическую группу, члены которой связаны брачными или

родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной

ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена

потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Исследователь считает, что семья – это специфический социальный институт, в

котором определяются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из

них в отдельности [ ]. Семья – это «дом», объединяющий людей, где

закладывается основа человеческих отношений, осуществляется первая

социализация личности [ ]. Семья, по признанию ученых, – одна из

величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего

существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без

семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано

общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек

независимо от возраста. В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку

межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений.

По мнению В. И. Курбатовой, «семья – это малая группа, основанная на браке

или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью

и моральной ответственностью» [ ]. Ф. Адлер определил семью как

общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего

большого человеческого общества [ ].

Для одних семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие

взаимных забот, радости; для других – своего рода поле брани, где все ее

члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом,

невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство

живущих на земле связывает прежде всего с семьей: счастливым себя считает

тот, кто счастлив в своем доме [ ].

Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет

на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все

социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность

от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых

традиционных и устойчивых социальных институтов [ ].

В понятие «семья» изначально входили представления о питании

(кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В ее основе лежат

функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. Семья

является первичной защитной средой индивида [ ]. Семья – это и

результат и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья –

важнейший источник социального и экономического развития общества. Она

производит главное общественное богатство – человека [ ].

Основное значение семьи – удовлетворение общественных, групповых и

индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья

удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и воспроизводства

населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого

своего члена, а также общественные (групповые) потребности [ ].

Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во

многом зависит дальнейшая судьба человека [ ]. Семью характеризует

несколько факторов.

Первое, что характеризует как фактор воспитания – это ее

воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и

деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста

развивается как существо социальное, для которого среда является не только

условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой и

прежде всего со средой социальной, микросредой, усвоение им «созданной

человечеством культурой» (А. Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его

психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для

ребенка первой культурной пищей, многогранна, она включает в себя предметно-

пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное

окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду

воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное

питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения,

аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и

образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят

методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций:

прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам и т.д. [Стефан, с. 58].

Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она

воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.

Особенность воспитательной деятельности семьи – в ее

непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой

малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные

«мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств,

качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное

место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования,

запреты, наказания и поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни

вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего

характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода,

присмотра, обучения, воспитания. Домашнее воспитание сугубо индивидуально,

конкретно, персонализированно; благодаря этому оно благоприятно для

инициирования активности ребенка. Активность самого ребенка, реализуясь в

той или иной деятельности – основа формирования социально-психологических

новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие

свойства и качества развиваются лишь в процессе взаимодействия ребенка со

средой, в процессе его собственной активной деятельности.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно. В семье ребенок

бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не

всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт,

приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму

наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается

собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или

иных явлений, объектов. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам

поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно,

благодаря его общению со всеми членами семьи. Семья предоставляет ребенку

разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться,

приобретая свой собственный социальный опыт. Можно с полным правом говорить

о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры

складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ

жизни.

С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую

общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на

общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные

временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от

поколения к поколению. Наблюдается и заимствование новых способов

воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, о

которых узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических

возможностей семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его

здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии.

Это тоже характеризует семью как фактор воспитания.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является

организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок,

в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями,

которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром

организуют родители и другие члены семьи. По мере овладения ребенком теми

или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности,

но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная

поддержка, одобрение, оценка, иногда – подсказка, дополнительная информация

о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Следует

помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его

возможностей.

Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда

бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и

способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут

в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и

средств к существованию, аморальное поведение и др.)

Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими

воспитательными возможностями, или, говоря языком науки, – воспитательным

потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и

целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего

воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят – педагогический) потенциал

семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет

однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик,

отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые

определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей

степени обеспечить успешное развитие ребенка [ ].

А. С. Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что

воспитание ребенка в семье – это не только личное дело родителей, но

процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети

– это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом.

Семья представляет собой систему социального функционирования

человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и

физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных,

условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих

членов чувством любви, общности и радости жизни […..].

Таким образом, будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет ряд

функций (от лат. functis – действие), важна для общества, необходима для

жизни каждого человека […..].

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями,

детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют

микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное

самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается остальной

мир и свое место в нем […..].

Характеризуя современную семью как целостное образование, следует

выделить ее основные особенности.

Преобладание городских семей. Число семей в городах выше, чем в селе.

Город в определенной степени снижает, во-первых, значимость родственных

связей; родственники чаще встречаются только на юбилеях, свадьбах,

похоронах. Во-вторых, в городе ослабевает социальный контроль за поведением

молодежи со стороны родственников, что влечет за собой более легкомысленное

отношение к добрачным связям, бракам с малознакомыми людьми, спешности и

массовости разводов и т.д. В-третьих, наблюдается усиление материнского

влияния на детей и снижение отцовского («скрытая безотцовщина»), что в

конечном счете свидетельствует о снижении воспитательных функций семьи.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного

коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность

семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества,

семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому

на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными:

появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержанием ранее

возникшие […..]. Между функциями, по мнению исследователей, существует

тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость; поэтому какие-либо

нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой […..].

Галогузова выделяет следующие функции.

1) Репродуктивная (продолжение рода) – это биологическое

воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.

Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья.

Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в

потребность иметь детей, заботиться и воспитывать их. Репродуктивная

функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание

специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов,

юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д. Дело заключается в том,

что для поступательного развития человечества важно и количественное, и

качественное воспроизводство населения.

2) Хозяйственная функция – обеспечивает многообразные хозяйственные

потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную

деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупку продуктов и

приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи,

уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других

предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность»

входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить

продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время

содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими как

арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность. Важно,

чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не

считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних

обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями

представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и

трудового воспитания детей. Именно в повседневной жизни раскрываются

подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы,

формируются черты характера.

Руководство семьей проявляется в разных формах: авторитарной,

демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к

дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка,

недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у

них несогласие, непонимание друг друга.

3) Функция организации досуга – имеет своей целью восстановление и

поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

Изучение уровня «Социального самочувствия» показало, что в числе основных

проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются

проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие

перспектив. Особая роль восстановительной функции семьи принадлежит умело

организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное)

время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В

русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло оно от глагола

«досегать», буквально означало – время, когда можно что-то достичь. Досуг

современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются

интересы и потребности всех ее членов. Важно, чтобы досуг был коллективным,

тогда ему с радостью предаются все члены семьи.

Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех членов

семьи: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать

общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным

средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу,

приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро

осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий радость

всей семье, препятствует проникновению в нее таких враждебных

разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое

привыкание и отчуждение.

4) Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в

духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению

философа Н. Я. Соловьева, «семья – воспитательная колыбель человека».

Воспитательная работа – очень сложный процесс, в котором взаимно

влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.

Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в

сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами.

Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:

а) воспитание ребенка, формирование его личности, развитие

способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом,

служит передачей ему социального опыта. Через внутрисемейное общение

ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения,

нравственные ценности;

б) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на

каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье

вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой

составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с

первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает.

Изменяются только формы воспитания;

в) постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи),

побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на

самовоспитании воспитателей. В человеке заложена потребность передавать

свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей,

которые нуждаются в опеке, учении. Ребенок в семье – неисчерпаемый источник

жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. А желание

развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно

вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой.

Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это

прежде всего самовоспитание родителей. Очень важно привить ребенку те

качества, которыми сам не обладаешь и «отучить» от таких, которые постоянно

демонстрируешь.

А. Г. Харчев, помимо вышеперечисленных, выделяет следующие функции:

1) Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее

членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между

супругами, родителями и детьми, старшим поколением и младшим;

2) духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

социально-статусная – предоставление членам семьи определенного

социального положения в обществе.

Сорокин дополняет вышеперечисленные функции такими, как социально-

физиологическая и экономическая. Но в настоящее время, по мнению

социологов, психологов и других специалистов, эти функции разрушаются. Во-

первых, дети раньше уходят из семьи: в ясли, сад, школу. Во-вторых, семья

перестает быть фабрикой рождаемости. И, в-третьих, эмансипация женщины и

детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права

человека, выводит из семейного эгоизма […..].

Семья, согласно концепции С. Роудз, проходит семь стадий развития – от

стадий формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной

поддержки между поколениями […..].

Процессы социализации в семью включены в обыденную жизнь семьи, в

распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе и детей, в

определение расширенного и не разрешенного, в ценностные ориентации

взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены и ритуалы

зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в

системе брака, формализированных различным образом личностными

особенностями родителей; в соответствии с ними подростку предоставляются

различные степени свободы, самоопределения, самопредставления и развития.

Охватить все стороны процесса социализации в семье чрезвычайно трудно,

поскольку они не подчиняются четким и устойчивым правилам, находясь,

однако, под многообразным воздействием общественной среды и личного

жизненного опыта; каждая семьи развивает собственную динамику

внутрисемейных отношений […..].

Таким образом, семья является интеллектуальным и посредническим звеном

передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта

эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта

отношения к явлениям, продуктам жизни.

1.2. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое

развитие подростков

Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно резко

ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или

девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное

представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он

является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует

свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И

вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано

с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому

расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может

ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть

так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала

(реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это

чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться,

утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не одобрят, не

успокоят его, это может привести к беде […..].

Не зря говорят, что подростковый период – это переходный возраст. Это

очень сложное время, отделяющее подростка от взрослого человека. В этом

возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим;

подросток мучается оттого, что окружающие не соответствуют его

представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Нужно быть

осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у

родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь

сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить

которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому

человеку. Однако все эти нравственные представления, душевные переживания

невозможны в семье, в которой главенствуют пьянство. Ведь у подростка нет и

не может быть не только светлых идеалов, у него нет как таковых отца и

матери, которые должны создавать все это [ ].

Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут

вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уже

привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились. Всем миром нужно

бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей. Нет семьи, в которой бы

пьянство одного или обоих супругов не привело к беде, даже если пьяницы

лечатся [ ].

На протяжении ХХ века менялись представления народа об алкоголизме.

Если в первую половину столетия пьянство считалось пороком, которого

следует стыдиться, то потом оно стало восприниматься как неотъемлемая часть

жизни общества. Дело дошло даже до того, что алкогольные напитки стали

включать в рубрику продуктов питания.

Алкоголизмом можно назвать систематическое бесконтрольное употребление

алкоголя, наносящего физический и психологический ущерб не только самому

пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском смысле – это болезнь,

относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту); в

социальном смысле – неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство),

приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой

деятельности.

Уже в начале ХХ в. злоупотребление алкоголем начало рассматриваться

как болезнь. Немного позже термин «болезнь» был заменен на другой, а именно

– «зависимость», причем подчеркивалась зависимость от алкоголя (алкогольная

зависимость), которая подразумевала соотношение двух компонентов –

физической и психической зависимости […..].

Научное изучение проблемы болезненного пьянства бесконечно, мнения

ученых расходились и расходятся по любому аспекту этой проблемы. Спиртные

напитки, которые продаются повсюду, стали свободно приобретать даже

подростки.

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только

семью, но и душевно равновесие подростка, является пьянство родителей. Оно

может сыграть роковую роль в жизни подростка. Какой бы аспект проблемы

отклонений от нормального психического развития подростка мы ни затронули,

почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей.

Именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт характера,

лишает родителей, из-за него он попадает в колонию, детский дом и т.д.

[…..]

Когда в семье пьет один из родителей, это приводит к разводам, которые

отрицательно сказываются на социализации подростков, так как супругам после

развода обычно не удается сохранить нормальные отношения, столь важные для

полноценного развития подростка. Утрата возможности более или менее

регулярно общаться с родителем, покинувшим семью, по мере необходимости

прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику подростка

[…..].

Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. В нетрезвом состоянии

они начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной

раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные

«промахи» в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное

поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений,

горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет

долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку

трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки,

интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное

время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У

таких подростков снижается общий психический тонус, нарушаются процессы

саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства подростков

развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает

заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция,

эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится

интеллектуальное развитие […..].

Неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у подростка

психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это

тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к

вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную, по

стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих

наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к

себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные

привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них

может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у

них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он

будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и

презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен

возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки.

Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и

т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого

общества, и опять происходит негативная социализация личности такого

подростка.

Нередко встречается прямое культивирование патологических форм

поведения родителей. Еще один механизм формирования уродливого характера

подростка. Например, пьяница-отец приучает сына пить и драться, доказывая

ему, что только так должен вести себя настоящий мужчина […..].

Нередко встречаются случаи, когда родители не имеют средств, чтобы

купить спиртное, и подталкивают своих детей к попрошайничеству, воровству,

проституции и даже убийствам.

Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни

детей. В подростковом возрасте, когда идет созревание организма, протекание

этих болезней обостряется. Довольно часто, не получив качественного

лечения, эти заболевания становятся хроническими – подросток превращается в

инвалида.

Нередки случаи, когда родители приводят домой собутыльников, которые,

пользуясь нетрезвым состоянием родителей, подвергают их детей сексуальному

насилию. Участились случаи насилия и со стороны родителей. Все это

травмирует психику подростка. Пьяницы не только уподобляют себе подростков,

которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям.

Пьянство – причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей

пьяниц.

В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у

подростков вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией,

хулиганством, низким самоконтролем и т.д. Если из-за пьяниц-отцов дети

становятся невротиками, то от пьяниц-матерей часто рождаются умственно

неполноценные дети, воспитание которых в дальнейшем превращается в тяжелую

хроническую травму для родителей и близких и обузу для всего общества

[…..].

Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват – пьяные отцы или

пьяные матери либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ