Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам
Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам
Министерство образования Российской Федерации
Иркутский педагогический колледж № 2
Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение
подростков к спиртным напиткам
(Дипломная работа)
Выполнила: Зюзина Н. С.
студентка 4 курса 5 группы,
специальность 0314
"Социальная педагогика"
Научный руководитель:
Деревцова
Е. Н.
Иркутск 2002
СОДЕРЖАНИЕ
|ВВЕДЕНИЕ | |
|Глава 1. Теоретические подходы, рассматривающие проблемы | |
|влияния семьи алкоголиков на социализацию подростков | |
|1.1. Семья – главный социальный институт | |
|1.2. Влияние семьи алкоголиков на социализацию подростка | |
|1.3. Факторы риска, обусловливающие положительное отношение | |
|подростков к алкоголю | |
|1.4. Социально-педагогическая деятельность с семьей | |
|алкоголиков | |
|Глава 2. Алкоголизм семьи как фактор риска, обусловливающий | |
|положительное отношение подростков к спиртным напиткам | |
|2.1. Отношение подростков к алкоголю | |
|2.2. Подростки, воспитывающиеся в семье алкоголиков | |
|2.3. Факторы риска в семье алкоголиков, обусловливающие | |
|положительное отношение подростков к спиртным напиткам | |
|РЕКОМЕНДАЦИИ | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |
|ПРИЛОЖЕНИЕ | |
Введение
Семья – древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в
человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были
залогом стабильности и благополучия в обществе. Именно в семье человеческая
индивидуальность присоединяется к общественной культуре, в ней человек
усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения. Однако
современные семьи переживают кризис, существуя в мире жестокого обращения
с детьми, насилия в браке, алкоголизма и других проблем.
На сегодняшний день в России отмечается рост числа семей
алкоголиков. Такие семьи – острая социально-педагогическая проблема, так
как они не выполняют основную общественную функцию – воспитательную. По
результатам различных исследований (Л.С. Алексеевой, М. М. Плоткина, А.С.
Спиваковской, В. И. Ширинского и ряда других) было выявлено отрицательное
влияние алкогольной семьи на нравственное и психическое развитие подростка.
Деятельность социального педагога заключается в том, чтобы помочь семье
находящейся в кризисе.
Цель исследования: выявить обусловленность отношения подростка к
спиртным напиткам от факторов риска, существующих в неблагополучной семье
алкоголиков.
Объект: отношение подростков к спиртным напиткам.
Предмет: отношение подростков к спиртным напиткам из семьи-
алкоголиков.
Гипотеза: одним из факторов риска, обуславливающим положительное
отношение подростков к спиртным напиткам является семья алкоголиков, в
которой:
- родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков,
- периодическое употребление алкоголя родителями,
- в семье приняты алкогольные традиции,
- подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные
напитки и др.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на
социализацию подростка.
2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам.
3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие
положительное отношение подростков к спиртным напиткам.
4. Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное
воспитание молодежи, включающие в себя коррекционно-
профилактические мероприятия.
Во введении дипломной работы включены актуальность проблемы и
понятийный аппарат исследования.
В теоретической части исследования рассмотрены вопросы влияния семьи
алкоголиков на социализацию подростков.
Во второй главе изучены факторы риска в семье алкоголиков
обуславливающие положительное отношение подростка к спиртным напиткам.
В выпускной квалификационной работы представлены рекомендации
предлагаемые социальным педагогом родителям по антиалкогольному воспитанию
подростков.
Глава 1. Теоретические подходы, рассматриваемые проблемы влияния семьи
алкоголиков на социализацию подростков
1.1. Семья – главный социальный институт
Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за
всю историю своего существования. Т. А. Куликова рассматривает семью как
малую социально-психологическую группу, члены которой связаны брачными или
родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной
ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена
потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Исследователь считает, что семья – это специфический социальный институт, в
котором определяются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из
них в отдельности [ ]. Семья – это «дом», объединяющий людей, где
закладывается основа человеческих отношений, осуществляется первая
социализация личности [ ]. Семья, по признанию ученых, – одна из
величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего
существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без
семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано
общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек
независимо от возраста. В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку
межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений.
По мнению В. И. Курбатовой, «семья – это малая группа, основанная на браке
или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью
и моральной ответственностью» [ ]. Ф. Адлер определил семью как
общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего
большого человеческого общества [ ].
Для одних семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие
взаимных забот, радости; для других – своего рода поле брани, где все ее
члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом,
невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство
живущих на земле связывает прежде всего с семьей: счастливым себя считает
тот, кто счастлив в своем доме [ ].
Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет
на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все
социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность
от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых
традиционных и устойчивых социальных институтов [ ].
В понятие «семья» изначально входили представления о питании
(кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В ее основе лежат
функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. Семья
является первичной защитной средой индивида [ ]. Семья – это и
результат и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья –
важнейший источник социального и экономического развития общества. Она
производит главное общественное богатство – человека [ ].
Основное значение семьи – удовлетворение общественных, групповых и
индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья
удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и воспроизводства
населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого
своего члена, а также общественные (групповые) потребности [ ].
Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во
многом зависит дальнейшая судьба человека [ ]. Семью характеризует
несколько факторов.
Первое, что характеризует как фактор воспитания – это ее
воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и
деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста
развивается как существо социальное, для которого среда является не только
условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой и
прежде всего со средой социальной, микросредой, усвоение им «созданной
человечеством культурой» (А. Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его
психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для
ребенка первой культурной пищей, многогранна, она включает в себя предметно-
пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное
окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду
воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное
питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения,
аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и
образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят
методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.
Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций:
прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам и т.д. [Стефан, с. 58].
Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она
воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.
Особенность воспитательной деятельности семьи – в ее
непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой
малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные
«мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств,
качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное
место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования,
запреты, наказания и поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни
вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего
характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода,
присмотра, обучения, воспитания. Домашнее воспитание сугубо индивидуально,
конкретно, персонализированно; благодаря этому оно благоприятно для
инициирования активности ребенка. Активность самого ребенка, реализуясь в
той или иной деятельности – основа формирования социально-психологических
новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие
свойства и качества развиваются лишь в процессе взаимодействия ребенка со
средой, в процессе его собственной активной деятельности.
Содержание семейного воспитания очень разнообразно. В семье ребенок
бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не
всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт,
приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму
наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается
собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или
иных явлений, объектов. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам
поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно,
благодаря его общению со всеми членами семьи. Семья предоставляет ребенку
разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться,
приобретая свой собственный социальный опыт. Можно с полным правом говорить
о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры
складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ
жизни.
С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую
общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на
общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные
временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от
поколения к поколению. Наблюдается и заимствование новых способов
воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, о
которых узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических
возможностей семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его
здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии.
Это тоже характеризует семью как фактор воспитания.
Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является
организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок,
в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями,
которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром
организуют родители и другие члены семьи. По мере овладения ребенком теми
или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности,
но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная
поддержка, одобрение, оценка, иногда – подсказка, дополнительная информация
о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Следует
помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его
возможностей.
Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда
бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и
способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут
в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и
средств к существованию, аморальное поведение и др.)
Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими
воспитательными возможностями, или, говоря языком науки, – воспитательным
потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и
целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего
воспитания.
Понятие «воспитательный (иногда говорят – педагогический) потенциал
семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет
однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик,
отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые
определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей
степени обеспечить успешное развитие ребенка [ ].
А. С. Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что
воспитание ребенка в семье – это не только личное дело родителей, но
процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети
– это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом.
Семья представляет собой систему социального функционирования
человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и
физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных,
условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих
членов чувством любви, общности и радости жизни […..].
Таким образом, будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет ряд
функций (от лат. functis – действие), важна для общества, необходима для
жизни каждого человека […..].
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями,
детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют
микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное
самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается остальной
мир и свое место в нем […..].
Характеризуя современную семью как целостное образование, следует
выделить ее основные особенности.
Преобладание городских семей. Число семей в городах выше, чем в селе.
Город в определенной степени снижает, во-первых, значимость родственных
связей; родственники чаще встречаются только на юбилеях, свадьбах,
похоронах. Во-вторых, в городе ослабевает социальный контроль за поведением
молодежи со стороны родственников, что влечет за собой более легкомысленное
отношение к добрачным связям, бракам с малознакомыми людьми, спешности и
массовости разводов и т.д. В-третьих, наблюдается усиление материнского
влияния на детей и снижение отцовского («скрытая безотцовщина»), что в
конечном счете свидетельствует о снижении воспитательных функций семьи.
Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного
коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность
семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества,
семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому
на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными:
появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержанием ранее
возникшие […..]. Между функциями, по мнению исследователей, существует
тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость; поэтому какие-либо
нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой […..].
Галогузова выделяет следующие функции.
1) Репродуктивная (продолжение рода) – это биологическое
воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.
Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья.
Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в
потребность иметь детей, заботиться и воспитывать их. Репродуктивная
функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание
специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов,
юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д. Дело заключается в том,
что для поступательного развития человечества важно и количественное, и
качественное воспроизводство населения.
2) Хозяйственная функция – обеспечивает многообразные хозяйственные
потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную
деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупку продуктов и
приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи,
уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других
предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность»
входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить
продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время
содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими как
арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность. Важно,
чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не
считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних
обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями
представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и
трудового воспитания детей. Именно в повседневной жизни раскрываются
подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы,
формируются черты характера.
Руководство семьей проявляется в разных формах: авторитарной,
демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к
дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка,
недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у
них несогласие, непонимание друг друга.
3) Функция организации досуга – имеет своей целью восстановление и
поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.
Изучение уровня «Социального самочувствия» показало, что в числе основных
проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются
проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие
перспектив. Особая роль восстановительной функции семьи принадлежит умело
организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное)
время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В
русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло оно от глагола
«досегать», буквально означало – время, когда можно что-то достичь. Досуг
современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются
интересы и потребности всех ее членов. Важно, чтобы досуг был коллективным,
тогда ему с радостью предаются все члены семьи.
Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех членов
семьи: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать
общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным
средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу,
приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро
осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий радость
всей семье, препятствует проникновению в нее таких враждебных
разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое
привыкание и отчуждение.
4) Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в
духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению
философа Н. Я. Соловьева, «семья – воспитательная колыбель человека».
Воспитательная работа – очень сложный процесс, в котором взаимно
влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.
Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в
сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами.
Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:
а) воспитание ребенка, формирование его личности, развитие
способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом,
служит передачей ему социального опыта. Через внутрисемейное общение
ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения,
нравственные ценности;
б) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на
каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье
вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой
составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с
первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает.
Изменяются только формы воспитания;
в) постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи),
побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на
самовоспитании воспитателей. В человеке заложена потребность передавать
свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей,
которые нуждаются в опеке, учении. Ребенок в семье – неисчерпаемый источник
жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. А желание
развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно
вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой.
Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это
прежде всего самовоспитание родителей. Очень важно привить ребенку те
качества, которыми сам не обладаешь и «отучить» от таких, которые постоянно
демонстрируешь.
А. Г. Харчев, помимо вышеперечисленных, выделяет следующие функции:
1) Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее
членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между
супругами, родителями и детьми, старшим поколением и младшим;
2) духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
социально-статусная – предоставление членам семьи определенного
социального положения в обществе.
Сорокин дополняет вышеперечисленные функции такими, как социально-
физиологическая и экономическая. Но в настоящее время, по мнению
социологов, психологов и других специалистов, эти функции разрушаются. Во-
первых, дети раньше уходят из семьи: в ясли, сад, школу. Во-вторых, семья
перестает быть фабрикой рождаемости. И, в-третьих, эмансипация женщины и
детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права
человека, выводит из семейного эгоизма […..].
Семья, согласно концепции С. Роудз, проходит семь стадий развития – от
стадий формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной
поддержки между поколениями […..].
Процессы социализации в семью включены в обыденную жизнь семьи, в
распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе и детей, в
определение расширенного и не разрешенного, в ценностные ориентации
взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены и ритуалы
зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в
системе брака, формализированных различным образом личностными
особенностями родителей; в соответствии с ними подростку предоставляются
различные степени свободы, самоопределения, самопредставления и развития.
Охватить все стороны процесса социализации в семье чрезвычайно трудно,
поскольку они не подчиняются четким и устойчивым правилам, находясь,
однако, под многообразным воздействием общественной среды и личного
жизненного опыта; каждая семьи развивает собственную динамику
внутрисемейных отношений […..].
Таким образом, семья является интеллектуальным и посредническим звеном
передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта
эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта
отношения к явлениям, продуктам жизни.
1.2. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое
развитие подростков
Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно резко
ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или
девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное
представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он
является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует
свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И
вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано
с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому
расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может
ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть
так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала
(реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это
чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться,
утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не одобрят, не
успокоят его, это может привести к беде […..].
Не зря говорят, что подростковый период – это переходный возраст. Это
очень сложное время, отделяющее подростка от взрослого человека. В этом
возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим;
подросток мучается оттого, что окружающие не соответствуют его
представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Нужно быть
осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у
родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь
сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить
которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому
человеку. Однако все эти нравственные представления, душевные переживания
невозможны в семье, в которой главенствуют пьянство. Ведь у подростка нет и
не может быть не только светлых идеалов, у него нет как таковых отца и
матери, которые должны создавать все это [ ].
Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут
вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уже
привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились. Всем миром нужно
бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей. Нет семьи, в которой бы
пьянство одного или обоих супругов не привело к беде, даже если пьяницы
лечатся [ ].
На протяжении ХХ века менялись представления народа об алкоголизме.
Если в первую половину столетия пьянство считалось пороком, которого
следует стыдиться, то потом оно стало восприниматься как неотъемлемая часть
жизни общества. Дело дошло даже до того, что алкогольные напитки стали
включать в рубрику продуктов питания.
Алкоголизмом можно назвать систематическое бесконтрольное употребление
алкоголя, наносящего физический и психологический ущерб не только самому
пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском смысле – это болезнь,
относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту); в
социальном смысле – неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство),
приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой
деятельности.
Уже в начале ХХ в. злоупотребление алкоголем начало рассматриваться
как болезнь. Немного позже термин «болезнь» был заменен на другой, а именно
– «зависимость», причем подчеркивалась зависимость от алкоголя (алкогольная
зависимость), которая подразумевала соотношение двух компонентов –
физической и психической зависимости […..].
Научное изучение проблемы болезненного пьянства бесконечно, мнения
ученых расходились и расходятся по любому аспекту этой проблемы. Спиртные
напитки, которые продаются повсюду, стали свободно приобретать даже
подростки.
Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только
семью, но и душевно равновесие подростка, является пьянство родителей. Оно
может сыграть роковую роль в жизни подростка. Какой бы аспект проблемы
отклонений от нормального психического развития подростка мы ни затронули,
почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей.
Именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт характера,
лишает родителей, из-за него он попадает в колонию, детский дом и т.д.
[…..]
Когда в семье пьет один из родителей, это приводит к разводам, которые
отрицательно сказываются на социализации подростков, так как супругам после
развода обычно не удается сохранить нормальные отношения, столь важные для
полноценного развития подростка. Утрата возможности более или менее
регулярно общаться с родителем, покинувшим семью, по мере необходимости
прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику подростка
[…..].
Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. В нетрезвом состоянии
они начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной
раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные
«промахи» в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное
поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений,
горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет
долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку
трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки,
интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное
время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У
таких подростков снижается общий психический тонус, нарушаются процессы
саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства подростков
развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает
заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция,
эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится
интеллектуальное развитие […..].
Неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у подростка
психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это
тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к
вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную, по
стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих
наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к
себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные
привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них
может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у
них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он
будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и
презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен
возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки.
Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и
т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого
общества, и опять происходит негативная социализация личности такого
подростка.
Нередко встречается прямое культивирование патологических форм
поведения родителей. Еще один механизм формирования уродливого характера
подростка. Например, пьяница-отец приучает сына пить и драться, доказывая
ему, что только так должен вести себя настоящий мужчина […..].
Нередко встречаются случаи, когда родители не имеют средств, чтобы
купить спиртное, и подталкивают своих детей к попрошайничеству, воровству,
проституции и даже убийствам.
Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни
детей. В подростковом возрасте, когда идет созревание организма, протекание
этих болезней обостряется. Довольно часто, не получив качественного
лечения, эти заболевания становятся хроническими – подросток превращается в
инвалида.
Нередки случаи, когда родители приводят домой собутыльников, которые,
пользуясь нетрезвым состоянием родителей, подвергают их детей сексуальному
насилию. Участились случаи насилия и со стороны родителей. Все это
травмирует психику подростка. Пьяницы не только уподобляют себе подростков,
которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям.
Пьянство – причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей
пьяниц.
В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у
подростков вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией,
хулиганством, низким самоконтролем и т.д. Если из-за пьяниц-отцов дети
становятся невротиками, то от пьяниц-матерей часто рождаются умственно
неполноценные дети, воспитание которых в дальнейшем превращается в тяжелую
хроническую травму для родителей и близких и обузу для всего общества
[…..].
Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват – пьяные отцы или
пьяные матери либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым
Страницы: 1, 2
|