Рефераты
 

Педагогический коллектив и его развитие и особенности управления образовательными учреждениями, аттестация педагогических кадров

физических и спортивных занятий. Оказывает первую доврачебную помощь.

Постоянно следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием

помещений. Совместно с медицинскими работниками контролирует состояние

здоровья обучающихся (воспитанников) и регулирует их физическую нагрузку.

Отвечает за жизнь и здоровье детей в период образовательного процесса.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской

Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления

образованием по вопросам образования; педагогику и психологию, возрастную

физиологию, анатомию; санитарию и гигиену; методику обучения на спортивных

снарядах и приспособлениях; методику обучения плаванию; правила поведения

на воде; правила и нормы охраны труда, техники безопасности при проведении

физкультурно-оздоровительных мероприятий; основы дефектологии и

соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в

развитии).

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

6-7 разряды - среднее профессиональное образование без предъявления

требований к стажу работы;

8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований

к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж

педагогической работы от 2 до 5 лет;

9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической

работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж

педагогической работы от 5 до 10 лет;

10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической

работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж

педагогической работы свыше 10 лет;

11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической

работы свыше 10 лет и II квалификационная категория;

12 разряд - I квалификационная категория;

13 разряд - высшая квалификационная категория.

III. УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ

ДЕЖУРНЫЙ ПО ОБЩЕЖИТИЮ

3-4 разряды

#G0Должностные обязанности. Обеспечивает сохранность имущества и

оборудования на вверенной ему территории общежития. Осуществляет соблюдение

проживающими Правил внутреннего распорядка общежития. При грубых нарушениях

проживающими или посторонними лицами дисциплины и общественного порядка в

общежитии вызывает представителей администрации учреждения образования или

милицию. Ведет специальные журналы, в которых фиксирует проживающих в

общежитии, нарушителей общественного порядка, заболевших, вызов рабочих для

ремонта сантехнического и электрооборудования и т.п., а также прием и сдачу

дежурства. Вызывает представителей соответствующих служб в случае пожара,

неполадок водопроводной или канализационной системы, энергоснабжения и др.

Принимает меры по эвакуации проживающих в общежитии при ликвидации

последствий аварий.

Должен знать: нормативные документы, по вопросам режима работы общежития;

основы возрастной психологии; санитарные правила по содержанию общежитий;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной

защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

Среднее (полное) общее образование и индивидуальное обучение не менее 1

месяца без предъявления требований к стажу работы;

3 разряд - при работе в общежитиях коридорного типа;

4 разряд - при работе в общежитиях секционного и квартирного типа.

ДЕЖУРНЫЙ ПО РЕЖИМУ

(включая старшего)

#G18-10 разряды

#G0Должностные обязанности. Осуществляет постоянное наблюдение за

поведением воспитанников с девиантным поведением на территории специального

учебно-воспитательного учреждения и за ее пределами. Предупреждает

нарушения дисциплины и порядка. Контролирует соблюдение распорядка дня и

выполнение воспитанниками правил поведения. Выявляет воспитанников,

склонных к побегам и нарушениям дисциплины, и предотвращает их. Во время

дежурства на вахте проверяет транспортные средства и предметы, провозимые

через вахту. Ведет запись прибытия и отъезда авто-мототранспорта. Выполняет

указания заместителя директора учреждения по режиму или представителя

администрации при возникновении беспорядков или в случаях

недисциплинированности отдельных воспитанников. Участвует в розыске

воспитанников, самовольно ушедших из учреждения. Отвечает за соблюдение

воспитанниками, находящимися в карантинном помещении, распорядка дня и

правил поведения. В целях выявления и изъятия у воспитанников недозволенных

и запрещенных предметов, вещей и продуктов питания, осуществляет личный

досмотр воспитанников, а также бытовых, игровых и других помещений с

составлением акта о результатах досмотра.

При выполнении обязанностей старшего в наряде организует работу дежурных

по режиму. В случае отсутствия воспитанников во время проверок

устанавливает причину их отсутствия и местонахождение, принимает при

необходимости меры к их розыску и возвращению в учреждение. В случае

отсутствия заместителя директора по режиму исполняет его обязанности.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; Конвенцию о правах

ребенка; нормативные документы по вопросам работы специального учебно-

воспитательного учреждения; педагогику, педагогическую и возрастную

психологию; санитарные правила содержания и режим специального учебно-

воспитательного учреждения; основы трудового законодательства; требования

по охране прав несовершеннолетних; правила и нормы охраны труда, техники

безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

8 разряд - среднее профессиональное образование и подготовка по

установленной программе без предъявления требований к стажу работы;

9 разряд - высшее профессиональное образование, подготовка по

установленной программе и стаж педагогической работы не менее 1 года или

среднее профессиональное образование, подготовка по установленной программе

и стаж работы не менее 3 лет, либо высшее профессиональное образование и

стаж педагогической работы не менее 3 лет (старший дежурный по режиму);

10 разряд (старший дежурный по режиму) - высшее профессиональное

образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет.

МЛАДШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

#G13-6 разряды

#G0Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации

жизнедеятельности обучающихся (воспитанников). Осуществляет под

руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание

условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и

трудовой адаптации. Совместно с медицинскими работниками и под руководством

воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся

(воспитанников), проведение мероприятий, способствующих их психофизическому

развитию, соблюдению ими распорядка дня. Организует с учетом возраста

обучающихся (воспитанников) работу по их самообслуживанию, соблюдение

требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь. Участвует в

работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у

обучающихся (воспитанников). Обеспечивает санитарное состояние помещений и

оборудования. Взаимодействует с родителями (лицами, их заменяющими)

обучающихся (воспитанников).

Должен знать: основы педагогики, психологии, возрастной физиологии,

гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики

воспитательной работы; правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья

обучающихся (воспитанников); санитарно-гигиенические нормы содержания

помещений, оборудования, инвентаря.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

3-4 разряды - среднее (полное) общее образование и курсовая подготовка без

предъявления требований к стажу работы;

4-5 разряды - среднее (полное) общее образование, курсовая подготовка и

стаж работы в должности младшего воспитателя не менее 4 лет;

5-6 разряды - среднее профессиональное образование без предъявления

требований к стажу работы.

МЕХАНИК

#G15-10 разряды

#G0Должностные обязанности. Обеспечивает безаварийную и надежную работу

всех видов оборудования, их правильную эксплуатацию, своевременный

качественный ремонт и модернизацию. Осуществляет технический надзор за

состоянием и ремонтом защитных устройств оборудования, зданий и сооружений

цеха (мастерской). Организует подготовку календарных планов (графиков)

осмотров, проверок и ремонта оборудования, заявок на централизованное

выполнение капитальных ремонтов, на получение необходимых для планово-

предупредительных и текущих ремонтов материалов, запасных частей,

инструмента и т.п., составление паспортов на оборудование, спецификаций на

запасные части и другой технической документации. Участвует в приеме и

установке нового оборудования, проведении работ по аттестации и

рационализации рабочих мест, модернизации и замене малоэффективного

оборудования высокопроизводительным, во внедрении средств механизации

тяжелых физических и трудоемких работ. Организует учет всех видов

оборудования, в том числе отработавшего амортизационный срок и морально

устаревшего, подготовку документов на его списание, изучает условия работы

оборудования, отдельных деталей и узлов с целью выявления причин их

преждевременного износа, осуществляет анализ причин и продолжительности

простоев, связанных с техническим состоянием оборудования. Разрабатывает и

внедряет прогрессивные методы ремонта и восстановления узлов и деталей

механизмов, а также проводит работу по увеличению сроков службы

оборудования, сокращению его простоев и повышению сменности, предупреждению

аварий и производственного травматизма, снижению трудоемкости и

себестоимости ремонта, улучшению его качества. Подготавливает подъемные

механизмы и другие объекты государственного надзора для предъявления

инспекции Госгортехнадзора. Осуществляет техническое руководство смазочно-

эмульсионным хозяйством. Внедряет прогрессивные нормы расхода смазочных и

обтирочных материалов. Организует регенерацию отработанных масел. Участвует

в проверке оборудования на техническую точность, в установлении оптимальных

режимов работы оборудования, способствующих его эффективному использованию,

в разработке инструкций по технической эксплуатации, смазке оборудования и

уходу за ним. Рассматривает рационализаторские предложения и изобретения,

касающиеся ремонта и модернизации оборудования, дает заключения по ним,

обеспечивает внедрение принятых предложений. Организует учет выполнения

работ по ремонту и модернизации оборудования, контролирует их качество, а

также правильность расходования материальных ресурсов, отпущенных на эти

цели. Обеспечивает соблюдение правил охраны труда и техники безопасности

при производстве ремонтных работ. Руководит работниками цеха (мастерской),

осуществляющими ремонт оборудования и поддержание его в работоспособном

состоянии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов,

методические, нормативные и другие руководящие документы по организации

ремонта оборудования, зданий, сооружений; организацию ремонтной службы на

предприятии, в учреждении, организации, цехе (мастерской); Единую систему

планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации

технологического оборудования; перспективы технического развития цеха

(мастерской); технические характеристики, конструктивные особенности,

назначение, режимы работы и правила эксплуатации оборудования цеха

(мастерской); организацию и технологию ремонтных работ; методы монтажа,

регулировки и наладки оборудования; основы технологии производства

продукции цеха (мастерской); порядок составления паспортов на оборудование,

инструкций по эксплуатации, ведомостей дефектов, спецификаций и другой

технической документации; правила сдачи оборудования в ремонт и приема

после ремонта; организацию смазочно-эмульсионного хозяйства; требования

научной организации труда при эксплуатации, ремонте и модернизации

оборудования; основы экономики, организации производства, труда и

управления; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны

труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной

защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

5 разряд (механик) - среднее профессиональное образование без предъявления

требований к стажу работы;

6-7 разряды (механик) - высшее профессиональное образование без

предъявления требований к стажу работы или среднее техническое образование

и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее

3 лет;

8-9 разряды (механик II категории) - высшее профессиональное образование и

стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3

лет или среднее техническое образование и стаж работы по специальности на

инженерно-технических должностях не менее 5 лет;

10 разряд (механик I категории) - высшее профессиональное образование и

стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 5

лет.

СЕКРЕТАРЬ УЧЕБНОЙ ЧАСТИ (ДИСПЕТЧЕР)

4-6 разряды

Должностные обязанности. Оформляет личные дела принятых на обучение и

протоколы приемной комиссии учреждения. Оформляет книжки успеваемости,

студенческие билеты обучающихся. Ведет книги выдачи дипломов и дубликатов

дипломов и удостоверений, алфавитную книгу обучающихся, учет часов учебной

работы преподавателей и посещаемости занятий обучающимися. Готовит журналы

учебных занятий, приказы и распоряжения по движению контингента

обучающихся. Оформляет заявки на учетно-отчетную документацию. Обрабатывает

и оформляет сдачу личных дел обучающихся в архив. Работает в тесном

контакте с преподавателями, заведующими отделениями, бухгалтерской службой

образовательного учреждения.

Должен знать: положения и инструкции по ведению делопроизводства;

руководящий состав учреждения и его подразделений; правила эксплуатации

диктофонов, магнитофонов; правила пользования приемно-переговорными

устройствами; стандарты унифицированной системы организационно-

распорядительной документации; правила внутреннего распорядка; правила и

нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и

противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

4 разряд - среднее (полное) общее образование без предъявления требований

к стажу работы;

5 разряд - среднее профессиональное образования без предъявления

требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и стаж

работы не менее 3 лет;

6 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований

к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы не

менее 3 лет.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 апреля 1997 года N 23/146

Ответы на вопросы, возникающие по аттестации руководящих и педагогических

работников, оплате их труда, штатным нормативам, совместительству и другим

вопросам

Направляем для руководства и практического использования в работе сборник

ответов на вопросы, возникающие по аттестации руководящих и педагогических

работников, оплате их труда, штатным нормативам, совместительству и другим

вопросам.

Сборник составлен на основе устных и письменных запросов органов

управления образованием, руководителей территориальных организаций

профсоюза, педагогических и руководящих работников учреждений и организаций

образования, вопросов, заданных участниками региональных совещаний-

семинаров, слушателями курсов повышения квалификации.

Одновременно сообщаем, что при оплате труда, аттестации работников и в

других случаях ответы на вопросы 1, 13, 14, 17, 21, 22, изложенные в письме

Минобразования России от 19.05.93 N 91-М, а также ответы на вопросы 3, 5,

20, 21 (в части второго предложения "ответа"), 25, изложенные в письме

Минобразования России от 29.12.93 N 239-М, не применять.

Первый заместитель министра общего

и профессионального образования

Российской Федерации В.Д.Шадриков

Заместитель председателя профсоюза

работников народного образования и науки

Российской Федерации Г.И.Меркулова

Приложение

к письму от 22.04.97

N 23/146

Ответы на вопросы, возникающие по аттестации руководящих и педагогических

работников, оплате их труда, штатным нормативам, совместительству и другим

вопросам

I. Аттестация работников и установление разрядов оплаты

их труда по Единой тарифной сетке (ЕТС)

1.Вопрос. Могут ли аттестационные комиссии каждого уровня

(образовательного учреждения, районная (городская), главная аттестационная

комиссия) или соответствующие органы управления образованием принимать свои

положения об аттестации педагогических и руководящих работников?

Ответ. Нет, не могу. На основе Типового положения об аттестации

педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных

учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного

приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.06.93 N 256

(далее - Типовое положение) (п.1.1), субъекты Российской Федерации

разрабатывают положения об аттестации (территориальные положения), которые

наряду с Типовым положением являются нормативной основой для проведения

аттестации педагогических и руководящих работников в районе, городе,

образовательном учреждении.

Территориальными положениями определяются формы и процедуры проведения

аттестации и деятельности аттестационных комиссий, сроки действия

квалификационных категорий, порядок и условия, дополняющие и

конкретизирующие Типовое положение.

2.Вопрос. Должны ли педагогические работники предупреждаться руководителем

образовательного учреждения об изменении в оплате их труда за два месяца до

истечения срока действия квалификационной категории?

Ответ. Нет, не должны. В данном случае изменение оплаты труда происходит в

связи с окончанием срока, на который была присвоена квалификационная

категория, а не в связи с изменениями в организации производства и труда, о

которых согласно ст.25 КЗоТ Российской Федерации работник должен быть

предупрежден за два месяца.

3.Вопрос. Правомерна ли замена присваиваемых по результатам аттестации

квалификационных категорий на квалификационные звания: "учитель-методист",

"учитель-исследователь" и др.?

Ответ. Введение указанных квалификационных званий не допускается, т.к.

условий оплаты труда за такие звания не предусмотрено.

Согласно Типовому положению, по результатам аттестации педагогическим и

руководящим работникам присваиваются только квалификационные категории. Они

же учитываются в соответствии с требованиями тарифно-квалификационных

характеристик, утвержденных приказом Минобразования России и Госкомвуза

России от 31.08.95 N 463/1268 (с изменениями и дополнениями, внесенными

приказом Минобразования России от 14 декабря 1995 года N 622/1646) (далее

по тексту – ТКХ), при установлении им разрядов оплаты труда по ЕТС.

4.Вопрос. По какому разряду следует оплачивать труд учителя, имеющего

ученую степень кандидата наук, если он не имеет квалификационной категории?

Ответ. Оплата труда учителя в указанном случае должна осуществляться на

один разряд выше по сравнению с тем разрядом, который ему может быть

установлен в соответствии с его образованием и стажем педагогической работы

на основании ТКХ по должности учителя.

Например, если этот учитель имеет высшее образование и педагогический

стаж 20 и более лет, оплата его труда должна производиться по 13-му

разряду.

5.Вопрос. Зависят ли разряды оплаты труда методистов районных (городских)

учебно-методических (методических) кабинетов (центров) и методистов

образовательных учреждений дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов от наличия или отсутствия у них

квалификационной категории?

Ответ. Нет, не зависят, т.к. методисты указанных учреждений аттестацию на

присвоение квалификационных категорий не проходят, а разряды им

устанавливаются в зависимости от стажа работы в должности методиста.

В случае, когда на должность методиста в указанные учреждения принимается

педагогический работник, которому по прежней педагогической работе

(например, в должности учителя, методиста учреждения дополнительного

образования детей и др.) была присвоена первая или высшая квалификационная

категория, то ему устанавливается 13-й разряд по ЕТС - при наличии первой

квалификационной категории; 14-й разряд по ЕТС - при наличии высшей

квалификационной категории (п.6.4 приказа Минобразования России и

Госкомвуза России от 31.08.95 N 463/1268).

6.Вопрос. Может ли оплата труда работников на разных педагогических

должностях производиться с учетом квалификационной категории, присвоенной

работнику по одной из педагогических должностей?

Ответ. Оплата труда на разных педагогических должностях может в ряде

случаев осуществляться с учетом присвоенной по одной из занимаемых

должностей квалификационной категории, если совпадают по этим должностям их

должностные обязанности, учебные программы, профили работы.

Примеры:

| | |

| |Учитель, преподаватель, ведущий занятия с |

| |обучающимися по курсу «Основы безопасности |

|Преподаватель-организатор |жизнедеятельности, допризывной подготовки» (ОБЖ).|

|основ безопасности | |

|жизнедеятельности, допризывной| |

|подготовки |Учитель, преподаватель физкультуры |

| |(физвоспитания); |

| | |

| |Учитель, преподаватель физкультуры |

|Руководитель физвоспитания |(физвоспитания) |

| | |

| |Инструктор физкультуры |

| |Учитель труда |

| | |

|Мастер производственного |Преподаватель по специальности, соответствующей |

|обучения |его основной деятельности |

| | |

| |Инструктор по труду |

| | |

| |Педагог дополнительного образования |

| | |

|Учитель – дефектолог |Учитель, воспитатель специального |

| |(коррекционного) образовательного учреждения для |

| |обучающихся, воспитанников с отклонениями в |

| |развитии |

| | |

| |Преподаватель детской музыкальной школы |

| | |

|Учитель музыки |Музыкальный руководитель |

|общеобразовательного | |

|учреждения | |

| | |

| |Учитель, преподаватель физкультуры |

| |(физвоспитания) |

|Тренер-преподаватель | |

|ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП |Инструктор физкультуры |

| | |

| | |

| | |

|Преподаватель учреждения | |

|начального или среднего |Учитель того же предмета в общеобразовательном |

|профессионального образования |учреждении |

| | |

| | |

| | |

|Старший воспитатель |Воспитатель |

В других случаях вопрос о возможности учитывать при оплате труда за работу

на разных педагогических должностях имеющуюся квалификационную категорию,

присвоенную по одной из них, может быть рассмотрен соответствующей

аттестационной комиссией на основании письменного заявления работника.

7.Вопрос. Всегда ли администрация при приеме на работу педагогического или

другого работника обязана оплачивать его труд по разряду ЕТС, который он

имел по прежнему месту работы?

Ответ. Нет, не всегда.

Администрация обязана оплачивать труд работника по разряду ЕТС, который он

имел по прежнему месту работы в случаях, если:

. работник принимается на работу в той же должности (специальности) и

при этом его образование, стаж педагогической работы или

квалификационная категория соответствуют требованиям ТКХ;

. работник, имеющий квалификационную категорию по одной

педагогической должности, принимается на работу по другой

педагогической должности, но совпадают по этим должностям их

должностные обязанности, учебные программы, профили работы (см.

ответ на вопрос 6);

Администрация не обязана оплачивать труд работника по разряду ЕТС, который

он имел по прежнему месту работы, в случаях, если:

. работник принимается на другую должность, для которой в ТКХ

установлены иные требования к квалификации работника;

. более высокий разряд работнику по ЕТС по прежнему месту работы

устанавливался в порядке исключения, согласно п.2.5 приложения 1 к

приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 14.12.95 N

622/1646 и п.7 "Общих положений" ТКХ;

. по каким-либо причинам работнику более высокий разряд по ЕТС

устанавливался в нарушение действующего порядка;

. диапазон разрядов оплаты труда по ЕТС по прежней должности выше,

чем диапазон разрядов, предусмотренный по должности, на которую

принимается работник (например, учителем в общеобразовательное

учреждение принят работник с должности доцента, профессора вуза или

научного сотрудника НИИ, где ему был установлен 15-й или 16-й

разряд по ЕТС).

В то же время в целях привлечения для работы в общеобразовательные и

другие образовательные учреждения высококвалифицированных специалистов из

вузов и НИИ и их материальной заинтересованности в территориальных

положениях может предусматриваться особый порядок присвоения им

квалификационных категорий.

8.Вопрос. Может ли быть присвоена отдельным высококвалифицированным

педагогическим работникам, например, имеющим почетное звание "Заслуженный

учитель" или ученую степень кандидата или доктора наук, или награжденным

значками "Отличник народного просвещения" и др., вторая, первая или высшая

квалификационная категория без прохождения аттестации?

Ответ. Типовым положением не устанавливается каких-либо преимуществ для

отдельных лиц, проходящих аттестацию на присвоение квалификационных

категорий, в т.ч. для имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия или

ученые степени кандидата (доктора) наук.

Преимущества в таком случае могут устанавливаться территориальными

положениями, т.к. право определять формы и процедуры аттестации, согласно

Типовому положению, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.

Так, отдельными территориальными положениями предусмотрено освобождение

таких работников от одного из направлений аттестации или присвоение им

квалификационных категорий без ее прохождения.

9.Вопрос. Вносятся ли в трудовые книжки педагогических и руководящих

работников сведения об установленных разрядах, присвоенных категориях и

сроках их действия?

Ответ. В трудовые книжки работников вносятся лишь сведения о присвоении им

квалификационных категорий по результатам аттестации (в том числе о ее

подтверждении или присвоении другой). Образцы таких записей приведены в

письме Минобразования России от 29 декабря 1993 года N 239-М "Ответы на

вопросы по проведению аттестации педагогических и руководящих работников

государственных, муниципальных учреждений и организаций образования

Российской Федерации и установлению им разрядов оплаты труда по ЕТС" (ответ

на вопрос 10).

Сведения об установленных работникам разрядах оплаты труда, в том числе и

без прохождения аттестации, вносить в трудовые книжки нецелесообразно,

поскольку разряд определяет лишь уровень оплаты труда по ЕТС.

Сведения о сроке, на который присваивается квалификационная категория, в

трудовую книжку работника не вносятся. Срок указывается в аттестационном

листе, выдаваемом работнику на руки.

10.Вопрос. Как аттестовывать заведующую дошкольным образовательным

учреждением в период капитального ремонта?

Ответ. Аттестация заведующей дошкольным образовательным учреждением в

указанном случае осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных

Типовым положением (с учетом п.3.9), территориальным положением и

квалификационными требованиями, утвержденными приказом Минобразования

России и Госкомвуза России от 14.12.95 N 622/1646 (приложение 3).

11.Вопрос. Влияет ли на получение педагогическим работником

квалификационной категории то, что специальность по диплому и преподаваемый

предмет не совпадают?

Ответ. Нет, не влияет.

12.Вопрос. Проводится ли аттестация младших воспитателей?

Ответ. Младшие воспитатели относятся к учебно-вспомогательному персоналу,

поэтому порядок аттестации, предусмотренный для педагогических работников,

к ним не применяется.

При занятии должности младшего воспитателя и определении ему разряда

оплаты труда по ЕТС он аттестуется на соответствие его уровня квалификации

требованиям ТКХ.

13.Вопрос. Имеет ли право педагогический работник, получивший, например,

вторую квалификационную категорию, до истечения срока ее действия пройти

аттестацию на первую или высшую квалификационную категорию? Если да, то

может ли взиматься плата за прохождение в этом случае аттестации?

Ответ. Педагогический работник, имеющий вторую квалификационную категорию,

может до истечения срока ее действия обратиться в соответствующую

аттестационную комиссию для прохождения аттестации на первую или высшую

квалификационную категорию.

Взимание платы за прохождение аттестации в установленные сроки или до

истечения срока, на который была присвоена квалификационная категория, на

более высокую квалификационную категорию не допускается (см. письмо

Министерства образования Российской Федерации от 27.05.94 N 51-М "О

положениях об аттестации педагогических и руководящих кадров

образовательных учреждений субъектов Российской Федерации").

14.Вопрос. Учитывается ли заместителю заведующего дошкольным

образовательным учреждением квалификационная категория, полученная им по

должности "старший воспитатель"?

Ответ. В случае, если на должность заместителя заведующего дошкольным

образовательным учреждением переведен старший воспитатель этого учреждения,

имеющий квалификационную категорию, вопрос о возможности учета его

квалификационной категории по новой должности может быть решен

аттестационной комиссией, аттестующей руководящих работников.

15.Вопрос. В настоящее время существуют многочисленные образовательные

учреждения, специализирующиеся на повышении квалификации работников, в

рекламных проспектах которых гарантируется, что выданный ими документ

позволит работнику получить квалификационную категорию или более высокий

разряд оплаты труда по ЕТС, в т.ч. значительно выходящий за диапазон

разрядов, установленный ТКХ по соответствующей должности.

Каким образом документы, предъявляемые работником по окончании такого

учреждения, могут быть приняты во внимание при установлении разрядов оплаты

труда по ЕТС или присвоении квалификационных категорий?

Ответ. Разряды оплаты труда по ЕТС педагогическим работникам

устанавливаются только в пределах диапазона разрядов, предусмотренных по

занимаемой должности, с учетом требований ТКХ к уровню образования, стажу

педагогической работы (работы по специальности), квалификационной

категории, присваиваемой в установленном порядке.

Типовое положение не устанавливает преимуществ для работников, прошедших

повышение квалификации, при присвоении им квалификационных категорий. Какие-

либо преимущества могут быть предусмотрены в территориальных положениях,

например, освобождение от одного из направлений аттестации.

Документы, свидетельствующие о повышении квалификации работника, могут

быть приняты во внимание в период аттестации работника при обобщении итогов

его деятельности.

16.Вопрос. Какие документы должен представить педагогический работник в

аттестационную комиссию для аттестации?

Ответ. Согласно п.3.2 Типового положения основанием для прохождения

аттестации является личное заявление работника с указанием квалификационной

категории, на которую он претендует, с обоснованием.

Неправомерно включать в территориальные положения требования к аттестуемым

о представлении каких-либо других документов.

Представление, характеристика на аттестуемого или другие документы при

необходимости могут быть затребованы от руководителя образовательного

учреждения непосредственно аттестационной комиссией, проводящей аттестацию.

17.Вопрос. В тарифно-квалификационных характеристиках по таким должностям

служащих, как инженер, библиотекарь, бухгалтер и др., против каждого

разряда оплаты труда специалиста в скобках указывается, например:

(библиотекарь II категории), (библиотекарь I категории), (ведущий

библиотекарь). Кто присваивает эти категории или наименование "ведущий"?

Ответ. Указанным специалистам категории или наименование "ведущий" не

присваиваются, а являются частью наименования их должности. Основанием для

установления, например, библиотечному работнику 10-го разряда оплаты труда

по ЕТС является введение в штатное расписание образовательного учреждения

должности "библиотекарь I категории".

Работник, принимаемый на должность "библиотекарь I категории", аттестуется

на соответствие уровня его квалификации требованиям ТКХ (Положение о

порядке проведения аттестации в организациях культуры и искусства,

утвержденное приказом Минкультуры России от 13.11.92 N 344).

Должности инженер I или II категории, ведущий инженер, бухгалтер I или II

категории, ведущий бухгалтер, электроник I или II категории, ведущий

электроник и др., на которые работники принимаются в образовательные

учреждения, относятся к общеотраслевым должностям служащих. Указанные

работники аттестуются на соответствие уровня их квалификации требованиям

ТКХ, утвержденных постановлением Минтруда России от 06.06.96 N 32, в

соответствии с Положением об аттестации, утвержденным постановлением

Минтруда России от 23.10.92 N 27.

II. Определение образования и стажа педагогической работы отдельным

категориям работников при установлении разрядов оплаты их труда по ЕТС

18.Вопрос. Педагогические работники, окончившие три полных курса высшего

учебного заведения, до издания приказа Минобразования России и Госкомвуза

России от 14.12.95 N 622/1646 при установлении разрядов оплаты труда по ЕТС

приравнивались к лицам, имеющим образование в объеме учительского института

или среднее профессиональное образование.

Отменяется ли этот порядок в связи с тем, что п.1.1.1 приложения 1 к

указанному приказу установлено, что диплом о неполном высшем

профессиональном образовании не дает права работнику на оплату труда как

лицу, имеющему среднее профессиональное образование?

Ответ. Нет, не отменяется.

Окончание трех полных курсов вуза в соответствии с инструкциями о порядке

исчисления заработной платы работников, на которые идет ссылка в этом же

пункте приложения к приказу, по-прежнему дает право педагогическим

работникам на оплату труда как лицам, имеющим среднее профессиональное

образование.

19.Вопрос. В приложении 1 к приказу Минобразования России и Госкомвуза

России от 14.12.95 N 622/1646 сказано, что наличие у работников

квалификации "бакалавр", "магистр", "специалист" дает им право на

установление разрядов по ЕТС как лицам, имеющим высшее профессиональное

образование. В настоящее время работники образовательных учреждений

предъявляют различные документы (сертификаты, удостоверения, дипломы), из

которых следует, что такая квалификация им присвоена после окончания

учреждения среднего профессионального образования или курсов (в т.ч.

повышения квалификации) и т.д. Устанавливать ли в таких случаях разряды

оплаты труда работникам как имеющим высшее профессиональное образование?

Ответ. Согласно ст.6 Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и

послевузовском профессиональном образовании" квалификация (степень)

"бакалавр", "дипломированный специалист" или "магистр" присваивается лицам,

освоившим основные образовательные программы высшего профессионального

образования.

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального

образования составляют для получения:

. квалификации (степени) "бакалавр" - не менее чем четыре года;

. квалификации "дипломированный специалист" - не менее чем пять лет,

за исключением случаев, предусмотренных соответствующими

государственными образовательными стандартами;

. квалификации (степени) "магистр" - не менее чем шесть лет.

Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального

образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем

государственную аккредитацию, дает право гражданину на занятие в

государственной, муниципальной организации должности (а следовательно, на

установление разряда оплаты труда по ЕТС), для которой квалификационными

требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

20.Вопрос. При поступлении на работу гражданином предъявлен документ об

образовании, полученный в негосударственном образовательном учреждении. Как

установить в данном случае уровень образования?

Ответ. Если предъявлен диплом государственного образца об образовании, то

при установлении разрядов оплаты труда по ЕТС не имеет значения, какое

образовательное учреждение окончено: государственное, муниципальное или

негосударственное.

Право выдавать дипломы государственного образца о высшем профессиональном

образовании принадлежит только высшим учебным заведениям, имеющим

государственную аккредитацию.

Документ об образовании, выданный негосударственным образовательным

учреждением среднего и высшего профессионального образования, не имеющим

государственной аккредитации, не дает права работнику на установление

разрядов оплаты труда по ЕТС как имеющим среднее или высшее

профессиональное образование.

Вопрос о возможности приема работников с такими документами об образовании

и установлении им разряда оплаты труда по ЕТС может быть рассмотрен

аттестационной комиссией в порядке и на условиях, установленных п.7 Общих

положений (приложение 2 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России

от 31.08.95 N 463/1268).

21.Вопрос. Как следует исчислять стаж педагогической работы (работы по

специальности) педагогам-психологам?

Ответ. Разряды оплаты труда по ЕТС педагогам-психологам устанавливаются в

зависимости от стажа их педагогической работы и от стажа работы по

специальности, в который включается время работы на предприятиях, в

учреждениях и организациях по специальности.

22.Вопрос. Следует ли в педагогический стаж воспитателя или другого

педагогического работника включать время его работы в период обучения в

педагогическом учебном заведении в должности помощника воспитателя

(младшего воспитателя), если работник непосредственно после его окончания

не смог приступить к педагогической деятельности, а продолжал работать

помощником воспитателя (младшим воспитателем) или выполнял иную работу?

Ответ. В соответствии с п.1.1.2 приложения 1 к приказу Минобразования

России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 года N 622/1646 в стаж

педагогической работы включается время работы в должности помощника

воспитателя (младшего воспитателя), если в указанный период работник имел

педагогическое образование или обучался в педагогическом учебном заведении

и по его окончании приступил к педагогической деятельности.

Указанный пункт следует применять и в случаях, когда работник не смог

непосредственно после окончания педагогического учебного заведения

приступить к педагогической работе, независимо от длительности перерыва

между окончанием обучения и поступлением на педагогическую работу.

23.Вопрос. Как определяется стаж педагогической работы при утрате

документов в результате чрезвычайных ситуаций?

Ответ. При установлении стажа педагогической работы (как и общего

трудового стажа) В указанных случаях применяется Порядок, утвержденный

постановлением Минтруда России от 24.06.94 N 50. Зарегистрировано

Министерством юстиции Российской Федерации 01.07.94. Регистрационный N 616

(прилагается).

ПОРЯДОК

установления стажа работы при утрате документов в результате

чрезвычайных ситуаций

Установление стажа работы в соответствии с настоящим Порядком

производится в случаях массовой утраты документов о стаже в результате

чрезвычайных ситуаций (экологические бедствия и техногенные катастрофы,

стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.).

1. Трудовой стаж работников предприятий, учреждений, организаций (в

дальнейшем - предприятий), документы о работе которых утрачены в

результате чрезвычайных ситуаций, устанавливается Комиссиями по

установлению стажа (в дальнейшем - Комиссии), создаваемыми органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав Комиссии

включаются представители работодателей, профсоюзов или иных

уполномоченных работниками представительных органов и других

заинтересованных организаций.

2. Установление факта работы, профессии (должности) и периода работы на

данном предприятии осуществляется Комиссией на основании документов,

имеющихся у работника (справки, профсоюзный билет, учетная карточка

члена профсоюза, расчетная книжка и т.д.), а в случае их отсутствия -

на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по

совместной с ним работе на одном предприятии или в одной системе.

3. Если работник до поступления на данное предприятие уже работал в

качестве рабочего или служащего, Комиссия принимает меры к получению

документов, подтверждающих этот факт.

В случае, если документы не сохранились, стаж работы подтверждается в

порядке, установленном #M12293 0 238 1265885411 26773 1825554870

2254208480 1570175347 1140818532 2977201936 3708122650ст.97 Закона

РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"#S.

4. По результатам работы Комиссии составляется акт, в котором

указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность

трудового стажа каждого работника.

Администрация предприятия, на основании акта Комиссии, выдает работнику

дубликат трудовой книжки. При этом в графе 4 указываются дата и номер

акта Комиссии, на основании которого произведены соответствующие записи

в дубликате.

5. Периоды трудовой деятельности, установленные Комиссией, включаются в

общий и специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и

за выслугу лет, а также для установления ежемесячных надбавок к

должностному окладу за выслугу лет как время работы, подтвержденное

документами.

III. Продолжительность рабочего времени отдельных категорий работников

24.Вопрос. Имеют ли право руководящие работники образовательного

учреждения, деятельность которых непосредственно связана с руководством

образовательным (воспитательным) процессом, отнесенные приказом

Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 года N

463/1268 к категории педагогических работников, на сокращенную

продолжительность рабочего времени?

Ответ. Нет, не имеют, т.к. руководящие работники относятся к работникам с

ненормированным рабочим днем.

IV. Совместительство и совмещение профессий (должностей), расширение зон

обслуживания или увеличение объема работы

25.Вопрос. Каковы условия работы по совместительству и при совмещении

профессий (должностей), расширении зон обслуживания или увеличении объема

выполняемой работы? Чем отличаются условия оплаты труда таких работников,

условия предоставления или оплаты отпуска, исчисления пенсии или оплаты

пособия по государственному социальному страхованию? Как оформляется

указанная работа?

Ответ. Условия работы по совместительству* и при совмещении профессий

(должностей)**, расширении зон обслуживания или увеличении объема

выполняемых работ и отличия оплаты труда таких работников, условия

предоставления и оплаты отпуска, исчисления пенсии или оплаты пособия по

государственному социальному страхованию изложены в следующей таблице:

* Условия работы по совместительству установлены постановлением Совета

Министров СССР от 22.09.88 N 1111 "О работе по совместительству" и

Положением об условиях работы по совместительству, утвержденным

постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от

09.03.89 N 81/604-К-3/6-84 (далее - Положение об условиях работы по

совместительству).

** Условия работы и оплаты труда при совмещении профессий (должностей),

расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ

определены ст.87 КЗоТ Российской Федерации и постановлением Совета

Министров СССР от 04.12.81 N 1145 "О порядке и условиях совмещения

профессий (должностей)".

При этом:

. совмещение профессий (должностей) есть выполнение работы по

должностям (профессиям) с разными наименованиями, в т.ч.

относящимся к разным категориям (служащие или рабочие);

. расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ

есть выполнение работы по одной и той же должности с увеличением ее

объема или зон обслуживания.

| |ПРИ СОВМЕЩЕНИИ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ), |

|ПРИ СОВМЕСТИТЕЛЬСТВЕ |РАСШИРЕНИЯ ЗОН ОБСЛУЖИВАНИЯ ИЛИ |

| |УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЁМА ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ |

|Другая оплачиваемая работа выполняется |Дополнительная оплачиваемая работа |

|на условиях трудового договора |выполняется на одном и том же |

|(контракта). Она может выполняться по |предприятии, в учреждении, организации |

|месту основной работы или на другом|наряду со своей основной работой, |

|предприятии, в учреждении, организации |обусловленной трудовым договором |

|в свободное от основной работы |(контрактом). |

|время. | |

| |Порядок и условия совмещения профессий |

|Занятие одновременно двух руководящих |(должностей) к руководящим работникам не|

|должностей , кроме должностей мастеров, |применяются ( Постановление Совета |

|не допускается (пункт 10 Положения об |Министров СССР от 04.12.81 г. № 1145 «О |

|условиях работы по совместительству, |порядке и условиях совмещения профессий |

|пункт 6 статьи 35 Закона РФ «Об |(должностей)». Руководящим |

|образовании») |работникам, применительно к порядку, |

| |определённому пунктом 5 Постановления |

| |Правительства РФ от 14.10.92 № 785 «О |

| |дифференциации в уровнях оплаты труда |

| |работников бюджетной сферы на основе |

| |Единой Тарифной сетки», могут |

| |устанавливаться надбавки к должностным |

| |окладам за интенсивность, напряжённость |

| |труда, качество работы. ) |

|Общая продолжительность работы по |Выполнение дополнительной работы |

|совместительству в течение месяца не |осуществляется в основное рабочее время.|

|должна превышать половины месячной нормы| |

|рабочего времени, установленной для | |

|соответствующих категорий работников. | |

| | |

|Работниками культуры работа по | |

|совместительству в качестве | |

|руководителей кружков (переименованы в | |

|педагогов дополнительного образования), | |

|коллективов самодеятельного творчества, | |

|аккомпаниаторов и других специалистов | |

|этих кружков, коллективов в | |

|образовательных учреждениях | |

|дополнительного образования детей может | |

|выполняться в пределах месячной нормы | |

|рабочего времени (пункт 16 Положения об | |

|условиях работы по совместительству.) | |

| | |

|Работа по совместительству | |

|осуществляется по утверждённому | |

|администрацией предприятия, учреждения, | |

|организации графику. | |

|Оплата труда совместителей производится |Устанавливаются доплаты в процентах от |

|за фактически выполненную работу, но не |ставки (оклада) по основной должности (в|

|более 0,5 оклада (ставки), |пределах фонда оплаты труда, |

|установленного по совмещаемой должности |предусмотренного по вакантной |

|(доплаты, надбавки, премии и другие |должности). Конкретный размер доплаты |

|поощрительные выплаты устанавливаются на|устанавливается администрацией |

|общих основаниях). |предприятия, учреждения, организации по |

| |соглашению сторон (статья 87 КЗоТ РФ) с |

| |учётом объёма дополнительной работы. |

|Одновременно с ежегодным отпуском по |Заработная плата за время ежегодного |

|основной должности предоставляется |отпуска по основной работе исчисляется |

|оплачиваемый отпуск по должности, работа|из среднего заработка с учётом оплаты за|

|в которой ведётся по совместительству. |дополнительную работу. |

|Если работа по совместительству | |

|выполняется в том же предприятии, | |

|учреждении, организации, а | |

|продолжительность отпуска по разным | |

|должностям разная, то заработная плата | |

|за время отпуска исчисляется из среднего| |

|заработка раздельно по каждой должности.| |

|Исчисление пенсий производится из |Исчисление пенсий производится из |

|заработка, получаемого как по основной |заработка, получаемого по основной |

|работе, так и за работу по |работе с учётом оплаты за дополнительную|

|совместительству. |работу. |

|Оплата пособия по государственному |Оплата пособия по государственному |

|страхованию не производится ( кроме |социальному страхованию производится из |

|педагогических работников, для которых |заработка, получаемого по основной |

|установлен особый порядок исчисления |работе с учётом оплаты за дополнительную|

|пособия по государственному социальному |работу. |

|страхованию за работу в двух или | |

|нескольких образовательных учреждениях | |

|). | |

ТИПОВЫЕ ШТАТЫ И ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

26. Вопрос. Министерством просвещения СССР, Госкомитетом СССР по народному

образованию и Министерством просвещения, образования Российской Федерации

были утверждены типовые штаты образовательных учреждений (далее - типовые

штаты).

Должны ли образовательные учреждения руководствоваться ими, могут ли

вводиться должности, не предусмотренные типовыми штатами, если они не

подходят к ним по условиям и объему работы учреждения, кому принадлежит

право решать данные вопросы?

Ответ. В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "Об

образовании" образовательное учреждение самостоятельно устанавливает свое

штатное расписание в пределах выделенных ему средств.

1. При утверждении штатного расписания образовательное учреждение может

использовать в качестве примерных нормативы типовых штатов, утвержденных

для данного типа, вида образовательного учреждения.

2. В образовательных учреждениях, где объем работы превышает нормативы,

предусмотренные типовыми штатами, а также в образовательных учреждениях,

реализующих образовательные программы повышенного уровня, следует сверх

средств на оплату труда работников, рассчитанных по типовым штатам,

предусматривать дополнительные средства для введения должностей работников,

необходимых для реализации соответствующих образовательных программ и для

обеспечения нормальной работы этих учреждений.

Например:

Гимназия реализует общеобразовательную программу повышенного уровня, для

чего необходимо иметь высококвалифицированные педагогические кадры,

соответствующую материальную базу и достаточное финансирование.

При утверждении штатного расписания данное учреждение может использовать в

качестве примерных Типовые штаты начальных, неполных средних и средних

общеобразовательных школ и школ с продленным днем, утвержденные приказом

Минпроса СССР от 31.12.86 N 264, с учетом их корректировки в соответствии с

реализуемой образовательной программой.

Финансирование данного учреждения должно осуществляться с учетом его

статуса, путем выделения дополнительных средств на введение должностей

работников, не предусмотренных типовыми штатами, но необходимых для

реализации образовательной программы повышенного уровня.

Целесообразно также предусматривать дополнительные средства на оплату

труда работников, привлекаемых для организации и проведения, помимо

традиционных, других видов учебных занятий: лекций, семинаров, практикумов,

курсов по выбору, внеурочной образовательной деятельности с использованием

современных методов и средств обучения и т.д., а также на оплату

методической, опытно-экспериментальной и другой деятельности в соответствии

с реализуемой данной гимназией образовательной программой.

Общеобразовательные учреждения, в которых имеется больше 30 классов,

следует рассматривать как учреждения, к которым указанные выше типовые

штаты не подходят по объему работы.

3. По должностям, по которым нормативы в типовых штатах установлены с

учетом сменной организации труда работников, необходимо производить

уточнение этих нормативов в связи с сокращением продолжительности рабочего

времени с 41 часа до 40 часов в неделю, а для женщин, работающих в

учреждениях, расположенных в сельской местности, - с 41 часа в неделю до 36

часов в неделю.

4. Для определения численности работников, занятых уборкой помещений,

следует иметь в виду, что площадь классов и других помещений

общеобразовательных учреждений, ранее исключаемая из подсчета убираемой

площади, поскольку она закреплялась для уборки за учащимися старших

классов, в настоящее время исключаться из подсчета не должна, т.к.

привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательными

программами (в т.ч. по уборке помещений) согласно Закону Российской

Федерации "Об образовании", не допускается.

5. Не допускается введение в образовательные учреждения должностей, по

которым отсутствуют тарифно-квалификационные характеристики.

6. В общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего

профессионального образования применение условий оплаты труда,

предусмотренных для профессорско-преподавательского состава высших учебных

заведений, как и использование наименований этих должностей, не

допускается.

7. Штатные расписания учреждений дополнительного образования детей

устанавливаются в пределах выделенных средств применительно к Типовым

штатам, утвержденным приказами Минпроса СССР от 14.12.77 N 164 (клубы

моряков), от 21.02.79 N 32 (станции (базы) юных туристов), от 20.07.87 N

135 (дома пионеров, станции юных техников и натуралистов, детские парки).

-----------------------

[1] Закон РФ «Об образовании» – см. приложение 1.

[2] Типовое положение – пример «Типовое положение о специальном учебно-

воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным (общественно

опасным) поведением» – см. приложение 2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ