Рефераты
 

Особенности использования словесных методов обучения у младших школьников (на материале трудового обучения)

умениями: проектировать продукт труда, планировать трудовой процесс,

оборудовать рабочее место, осуществлять операции разметки, обработки,

измерения, сборки, монтажа, отделки, проводить самоконтроль. Умение-это

знание, примененное на практике. Под умением понимается сознательное

выполнение учеником заданных действий с выбором правильных приемов работы.

Знания могут не доводиться до степени умений. Например, ученик может знать,

как следует резать бумагу ножом, но не уметь выполнять эту операцию.

Поэтому для превращения знаний в умения необходимо проводить дополнительные

инструктажи и тренировочные упражнения. В процессе обучения умениям ребенок

воспринимает чужой опыт, например опыт учителя, но главная роль при этом

принадлежит личному опыту ученика.

При обучении умения трудовые операции обычно расчленяются на более

мелкие элементы - трудовые приемы и действия. На первом этапе обучения

каждое трудовое действие осуществляется учеником в замедленном темпе с

тщательным продумыванием каждого выполняемого элемента. Осмысленные и

освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы,

которые, в свою очередь, требуют дальнейшего осмысления и совершенствования

в процессе специальных упражнений. Трудовые приемы постепенно объединяются

в операции, а затем в трудовые умения. Обычно умения рассматриваются как

первоначальная стадия навыка, под которым понимается автоматизированная

деятельность ребенка. Однако наиболее сложные умения могут включать в себя

элементы отработанных навыков. Таким образом, умения и навыки находятся в

диалектическом единстве, они дополняют и обуславливают друг друга. Однако

умение всегда отличается от навыка тем, что оно постоянно связано с

сознательным, не автоматическим выполнением трудовых действий. При

формировании умений в коре больших полушарий головного мозга создается

масса ассоциаций (связей) между сенсорными, аналитическими, двигательными и

другими участками нервных клеток. В начальных классах учитель обычно не

ставит цели доводить овладение трудовыми операциями до уровня

автоматизированных навыков, за исключением простейших действий по

оперированию графической информацией и овладению простейшими приемами

работы инструментам. Поэтому основное внимание на уроках трудового обучения

учитель сосредотачивает на формировании у детей трудовых умений.

В процессе трудовой политехнической подготовки у учащихся начальных

классов формируются три основные группы умений. К первой группе относят

политехнические умения: измерительные, вычислительные, графические,

технологические; ко второй - общетрудовые умения; организаторские,

конструкторские, диагностические, операторские; к третьей - специальные

трудовые умениями: обработка бумаги, картона, ткани, разных материалов,

сборка, наладка и др.

Формирование умений всегда связано с практической деятельностью

учащихся. Поэтому в основу методов формирования умений следует положить

виды деятельности учащихся.

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

При разработке календарных планов по каждому классу учитель должен

опираться на основные требования реформы общеобразовательной и

профессиональной школы, в которых сказано, что, для совершенствования

содержания образования необходимо:

- предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных

дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них новых достижений науки и

практики;

- коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и

профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить

политехническую направленность содержания образования; больше уделять

внимания практическим и лабораторным занятиям, показу технологического

применения законов физики, химии, биологии и других наук, создавая тем

самым основу для трудового обучения и профессиональной ориентации молодежи;

- по каждому предмету и классу определить оптимальный объем умений и

навыков, обязательных для овладения учащимися.

На уроках трудового обучения учащиеся начальных классов овладевают

необходимыми в жизни элементарными приемами работы с различными

материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно -

наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для

школы. Уже на этой ступени начинается ознакомление с некоторыми доступными

для понимания детей профессиями.

За основу тематического планирования на год и на все годы обучения в

начальных классах педагогически наиболее целесообразно принять продвижение

учащихся в овладении комплексом программных знаний и умений. Следует также

учесть, что знания и умения, приобретаемые на уроках по одному виду

технического труда, используются при проведении уроков по другим видам

технического и в какой-то мере сельскохозяйственного труда.

В методическом отношении возможны различные варианты планирования

уроков трудового обучения, но при этом внимание учителя должно

концентрироваться на том, чтобы с первых уроков технического и

сельскохозяйственного труда начать продвижение детей в овладении целым

комплексом программных знаний и умений, имеющим первоначальное

политехническое значение. Любой урок при всем разнообразии методов его

проведения должен обеспечить на каждом этапе выполнение всего или какой-то

части комплекса требований программы трудового обучения.

При подготовке к занятиям планирование уроков трудового обучения

занимает центральное место. Учитель должен дать четкое представление о

предметах труда, орудиях труда, политехнических знаниях и умениях трудовой

деятельности. Все методические, теоретические и практические задачи

решаются учителем при составлении календарного плана на учебный год. В

качестве примера приведем фрагмент из календарного плана (табл.2).

Примерный фрагмент календарно - тематического плана урока по

трудовому обучению:

|№ |Продукт |Предмет |Орудия труда|Политехнические|Политехнически|

|урока |труда |труда |(инструменты|знания |е умения |

| |(изделие) |(материа|) | | |

| | |лы) | | | |

| | | |3 класс | | |

| 12 |Аппликац-ия|Писчая |Угольник |Закрепление |Закрепление |

| |казахского |бумага |карандаш, |понятий о |умений |

| |орнамента | |ножницы, |плотности, |размечать, |

| | | |кисть, клей,|прочности, |сгибать и |

| | | |цветная |толщине, цвете |резать бумагу;|

| | | |бумага, |бумаги резание,|формирова-ние |

| | | |шаблон, |склеивании |умений |

| | | |трафарет |бумаги; |определять |

| | | | |формирование |основное |

| | | | |понятий о |направление |

| | | | |расположении |волокон в |

| | | | |волокон в |бумаге, |

| | | | |бумаге. |разрывать лист|

| | | | | |в разных |

| | | | | |направлениях, |

| | | | | |удерживать |

| | | | | |вертикально |

| | | | | |полоски, |

| | | | | |смачивать края|

| | | | | |листа кистью, |

| | | | | |умений |

| | | | | |правильно |

| | | | | |распределять |

| | | | | |по плоскости |

| | | | | |бумаги |

Методы, определяемые по видам деятельности учащихся.

По видам деятельности учащихся методы подразделяют на репродуктивные

(воспроизводящие), частично поисковые, проблемные и исследовательские.

Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать

информацию и воспроизводить ее. Рассмотренные выше словесные методы в

сочетании с демонстрационными с точки зрения видов деятельности учителя

можно характеризовать как объяснительно - иллюстративные. Эти методы в

основном строятся на передаче информации с помощью слова, демонстрации

натуральных объектов и графических изображений. Получаемые на основе

использования объяснительно - иллюстративного метода знания, как правило,

остаются на невысоком уровне знаний - копий, т.е. учащиеся запоминают

информацию и репродуктивно воспроизводят ее. Для достижения более высокого

уровня знаний учитель организует деятельность детей по воспроизведению не

только знаний, но и способов действий. Способы воспроизведения заданных

видов деятельности успешно усваиваются при использовании репродуктивных

методов. В данном случае большое внимание следует уделять инструктажу с

демонстрацией приемов работы. Сущность вводного, текущего и заключительного

инструктажа изложена выше. При выполнении практических заданий

репродуктивная деятельность детей выражается в форме упражнений. Количестве

воспроизведений и упражнений при использовании репродуктивного метода

обусловливается сложностью учебного материала. Практика показывает, что,

например, для освоения приемов резания бумаги ножницами по прямой линии

достаточно провести до десяти упражнений, а для освоения приемов обрезания

блока книги ножом по фальц-линейке необходимо выполнить до ста упражнений.

Известно, что учащиеся младших классов не могут долгое время выполнять одни

и те же тренировочные упражнения. Поэтому систему упражнений следует

строить таким образом, чтобы в них постоянно вносились элементы новизны.

Например, упражнения по сгибанию бумаги в 3классе осуществляются в течении

нескольких уроков в процессе изготовления разных поделок: пакетов,

кармашков, шапочек, стаканчиков, голубей, лодочек, корабликов, коробочек.

Подобным образом в процессе репродуктивной деятельности проводятся

упражнения по резанию бумаги ножницами склеиванию бумаги и т.д.

Частично-поисковый метод, называемый иногда эвристическим, включает в

себя элементы репродуктивной и поисковой деятельности. Суть метода

заключается в том, что учащимся не дается окончательное решение задачи,

часть посильных вопросов им предлагается решить самостоятельно. Для

развития самостоятельности и творческой инициативы учитель использует

различные приемы. На первом этапе дети выполняют задания по технологическим

картам с подробнейшим описанием операций и приемы работы. Постепенно при

составлении технологических карт часть данных умышленно пропускается. Это

вынуждает детей самостоятельно решать некоторые посильные для них задачи.

Далее количество недостающих данных в технологической карте увеличивается.

Учащиеся приучаются сначала в классе под руководством учителя, а затем

самостоятельно разрабатывать технологический процесс выполнения несложных

изделий, находить при этом рациональные способы работы. Например, при

изготовлении папки для открыток часть посильных задач учащиеся решают в

процессе поисковой деятельности. Они устанавливают количество крышек у

папки, определяют по величине стопки открыток длину, ширину и толщину

папки. Далее учащиеся подсчитывают, сколько и каких деталей. Так, в

процессе частично поисковой деятельности учащиеся сначала получают

представление об изделии, затем планируют последовательность работы и,

наконец, осуществляют технологические операции по реализации проектов в

законченные изделия.

Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных

проблем, которые решаются в результате творческой деятельности учащихся.

Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания. Элементы

проблемной методики можно вводить на уроках трудового обучения в 3 классе.

Так, при моделировании корабликов учитель демонстрирует опыты, которые

ставят перед учащимися определенные проблемы. В стакан, заполненный водой,

помещают кусочек фольги. Дети наблюдают, что фольга погружается на дно.

Почему фольга тонет? Дети выдвигают предположение, что фольга - тяжелый

материал, поэтому она тонет. Тогда учитель делает из фольги коробочку и

осторожно опускает в стакан вниз дном. Дети наблюдают, что в этом случае та

же фольга удерживается на поверхности воды. Так возникает проблемная

ситуация. И первое предположение о том, что тяжелые материалы всегда тонут,

не подтверждается. Значит, дело не в самом материале (фольге), а в чем-то

другом. Учитель предлагает внимательно рассмотреть еще раз кусочек фольги и

коробочку из фольги и установить, чем они отличаются. Учащиеся

устанавливают, что эти материалы отличаются только по форме: кусочек фольги

имеет плоскую форму, а коробочка из фольги - объемную пустотелую форму. Чем

заполнены пустотелые предметы ? (Воздухом). А воздух имеет небольшой вес.

Он легкий. Какой можно сделать вывод? (Пустотелые предметы даже из тяжелых

материалов, как металл, заполненные (легким( воздухом, не тонут.) Почему не

тонут большие морские кораблики, сделанные из металла? (Потому что они

пустотелые) что будет, если коробочку из фольги проколоть шилом? (Она

потонет.) Почему? (Потому что заполнится водой.) Что произойдет с кораблем,

если его корпус получит пробоину и заполнится водой? (Корабль потонет.)

Таким образом учитель, создавая проблемные ситуации, побуждает

учащихся строить гипотезы проводя опыты и наблюдения, дает возможность

учащимся опровергать или подтверждать выдвинутые предположения,

самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель использует

объяснения, беседы, демонстрации предметов, проведение наблюдений и опытов.

Все это создает перед учащимся проблемные ситуации, вовлекает детей в

научный поиск, активизирует их мышление, вынуждает их прогнозировать и

экспериментировать. Таким образом, проблемное изложение учебного материала

приближает учебный процесс в общеобразовательной школе к научному поиску.

Исследовательский метод следует рассматривать как высшую ступень

творческой деятельности учащихся, в процессе которой они находят решения

новых для них задач. Исследовательский метод формирует у учащихся знания и

умения которые обладают высокой степенью переноса и могут применяться в

новых трудовых ситуациях. Использование этого метода приближает процесс

обучения к научному поиску, где учащиеся знакомятся не только с новыми

научными истинами, но и с методикой научного поиска. Естественно, что по

содержанию исследовательский метод в науке отличается от исследовательского

метода в обучении. В первом случае исследователь открывает обществу новые,

ранее не известные явления и процессы; во втором- ученик открывает явления

и процессы лишь для себя, не представляющие новизны для общества. Другими

словами, в первом случае открытия осуществляются в социальном плане, во-

втором - в психологическом. Учитель, ставя перед учащимися проблему для

самостоятельного исследования, знает как результат, так и пути решения и

виды деятельности, приводящие ученика к правильному решению поставленной

проблемы. Таким образом, исследовательский метод в школе не преследует цели

сделать новые открытия. Он вводится учителем для того, чтобы воспитать у

учащихся черты характера, необходимые для дальнейшей творческой

деятельности.

Рассмотрим на конкретном примере элементы исследовательского метода.

На уроке учитель ставит перед детьми задачу - подобрать для изготовления

кораблика бумагу, которая должна обладать следующими признаками: хорошо

окрашиваться, быть плотной, прочной, толстой. В распоряжении каждого

ученика имеются образцы писчей, газетной, рисовальной, бытовой

(потребительской) бумаги и кальки, кисти, баночки с водой. В процессе

несложных исследований из имеющихся видов бумаги ученик выбирает для

изготовления корпуса модели кораблика такую бумагу, которая обладает всеми

перечисленными признаками. Допустим, что первый ученик начинает проверять

признак окрашиваемости. Проводя кистью с краской по образцам писчей,

газетной, рисовальной, потребительской бумаги и кальки, ученик

устанавливает, что писчая, рисовальная, потребительская бумага и калька

являются плотными бумагами, газетная - неплотной. Ученик делает вывод, что

газетная бумага не годится для корпуса кораблика. Разрывая имеющиеся

образцы бумаги, ученик устанавливает, что писчая и потребительская бумага

непрочная. Значит, эти виды не подходят для изготовления корпуса кораблика.

Далее ученик внимательно рассматривает оставшиеся виды бумаги - рисовальную

и кальку - и устанавливает, что рисовальная бумага более толстая, чем

калька. Следовательно, для изготовления корпуса кораблика необходимо

использовать рисовальную бумагу. Эта бумага обладает всеми необходимыми

признаками: хорошо окрашивается, плотная, прочная, толстая. Проверку видов

бумаги следовало бы начинать с признака прочности. После этой проверки в

распоряжении ученика осталось бы только два вида бумаги: калька и

рисовальная. Проверка признака толщины дала возможность ученику из

оставшихся двух видов сразу выбрать необходимую для кораблика рисовальную

бумагу. При использовании исследовательского метода, как показывает

рассмотренный пример выбора бумаги, ученику не дается готовое решение

задачи. В процессе наблюдений, проб, опытов, несложных исследований ученик

самостоятельно приходит к обобщениям и выводам. Исследовательский метод

активно развивает творческие способности учащихся, знакомит школьников с

элементами научного поиска.

II.2. Описание и анализ результатов опытно-педагогической работы.

Опытно-педагогическая работа проводилась в 3(а( классе школы № 92 г.

Алматы (30 учеников), в качестве контрольного был взят параллельный 3(б(

класс (28 учеников).

До начала проведения уроков по проблеме нашего исследования, мы провели

самостоятельную работу в обоих классах.

На одном из уроков мы поставили задачу, чтобы выявить знания, умения

и навыки по словесным методам обучения учащихся. Проведен урок, на этом

уроке лишь дано задание, без объяснении задании, без инструктажа

последующей выполнении предстоящей заданий, также не напомнен учащимся

техника безопасности и санитарной гигиены то есть урок без использования

словесного метода. А задание было такое: Аппликация казахского орнамента

Бараний рог.

На доске прикреплен образец. Дети самостоятельно без оказания

индивидуальной помощи учителя приступили к практической работе. Весь урок

пронаблюдав, а к концу урока были собраны работы учащихся. Проанализировав

данные работы, был выявлен уровень знаний и умений учащихся по словесному

методу. Результаты не самые высокие. Работы оценивались по 3 критериям

разработанным критериям.

Критерии:

1.Четкое понимание инструкций и задач поставленных перед учащимся;

2.Более качественное и успешное (без ошибок) выполнение задания;

3.Объективный словесный отчет учащихся о выполненной работе.

Результаты самостоятельной работы

(начало опытно-педагогической работы)

| оценки |

| классы |(5( | (4( | | (5(| (4(| |

| | | |(3( | | |(3( |

| контрольный |39,3% |50% |10,7% |35,7% | 50% |14,3% |

| эксперимент. |46,6% |50% |3,3% |43,3% | 50% | 6,7% |

Анализ результатов самостоятельной работы показал, что

оценку (5( в экспериментальном классе получило 43,3% -13уч., в

контрольном- 35,7%- 10уч., оценку (4( -соответственно 50%-15уч., и 50%-

14уч., оценку (3( получило 6,7%- 2уч., и 14,3%- 4уч.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что знания учащихся двух

классов находится примерно на одном уровне.

Где проводили исследования оказалось класс тяжелый, с каждым годом

менялись учителя, учащиеся очень подвижные, шумные, но в классе нет

неуспевающих учащихся. В результате мы наблюдали следующие показания.

Работы выполнили все учащиеся, к своим работам отнеслись творчески, у

многих работы выполнены, но не аккуратно дети не разобрались в правильном

подборе цветосочетаний, раскладывании их на фоне, в работе с инструментами,

не соблюден техника безопасности и личной гигиены. То есть дети не поняли

цели и задачи задания, не было более качественной успешной работы, то есть

последовательный инструктаж.

Также аналогичный урок провели в обоих классах. Данный урок провели с

использованием словесного метода обучения.

Задание : Сломанный рог.

Сообщено задание и задача.

Устно изложено задание, проинструктирован последующее выполнения

предстоящей заданий. Соблюдены все этапы урока, проведены беседы, заданы

наводящие вопросы, на которых учащиеся отвечали сами. На доске прикреплен

образец . Наглядно- практически показаны последовательность работы. После

чего за практическую деятельность, где отведено 20-30мин. Некоторым

учащимся было оказано индивидуальная помощь, все учащиеся активно работали,

особое внимание обращали на качество работы. Закончив свои работы сдали на

проверку. При анализе работ учащихся, выявилось, что при выполнении этого

задания уровень умений и знаний на много выше в обоих классах.

Результаты выполнения контрольных срезов в экспериментальном классе.

| Оценки |

| | (5(| (4( | (3( |

|контрольный | 46,4% | 50% | 3,6 |

|эксперимент. | 56,7% | 43,3% | - |

Анализ результатов оценок показал, что в обоих классах произошли

значительные улучшения. Мы сравнили результаты выполнения заданий в

экспериментальных и контрольных классах.

Проведен словесный отчет, учащиеся также опрошены о выполненной своей

работе. В заключении урока выявлено недостатки, отмечены хорошие работы и

оценены.

Вопросы были такого типа:

- Как промазывается деталь наклеиваемая на фоне ?

(Слева на право).

- Сначала, что промазываем деталь или фон?

(Деталь).

- Как вырезаем детали ?

(Не искажая формы).

- Что надо делать, чтобы при наклеивании было легче ориентироваться в

размещении той ли иной детали?

(Отметить карандашом места их расположения).

Таким образом , анализ результатов самостоятельной работы в контрольных

и экспериментальных классах низкие то есть не показательные. Потому что

в обоих классах урок проведен без использования словесного метода. При

выполнении следующего задания на уроке в обоих классах с использованием

словесного метода уровень знаний и умений учащихся повысился стал наиболее

показательным.

ВЫВОДЫ

Проанализированная научно-педагогическая литература и проведенная

опытно-педагогической работы показала, что в процессе трудового обучения

младших школьников большое значение уделяется использованию словесных

методов обучения.

Таким образом разработка данной проблемы привлекла внимание многих

ученых педагогов-психологов.

Разработан ряд классификаций: И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина,

Д.О.Лордкипанидзе, М.И.Махмутова, Е.Я.Голант и Е.И.Перовского, которые

показали, что в современных условиях совершенствования обучения, усложнения

учебных знаний, увеличения их объема и глубины, порождает все новые формы

и методы обучения детей.

Метод обучения - это форма теоретического и практического освоения

учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития

личности учащихся. Это глубокое положение определяет методологический

подход и исходные теоретические основания к проблеме методов обучения.

Успех словесных методов обучения используемый в учебном процессе

начальной школы зависит от умения учителя правильно построить словесное

объяснение и от умения ученика понимать содержание материала в словесном

изложении. Нельзя допустить изоляции словесного метода обучения от других

методов и гиперболизации их значения. Данный метод является стержневым, в

учебном процессе, на нем строятся все остальные методы.

Проведенная нами опытно-педагогическая работа , анализ опыта учителей

и посещения уроков по трудовому обучению в начальной школе показали, что

словесные методы используются учителями в процессе трудового обучения

младших школьников. Однако учителя не всегда правильно, рационально и

обоснованно используют этот метод. Необходимо чтобы всего было в меру,

чрезмерное увеличение беседой отвлекает от цели занятия. Во время

практической работы некоторые учителя не просто контролируют процесс

изготовления, но и вмешиваются в него, так исчезает принцип

самостоятельности изготовленной аппликации.

Реализации словесных методов обучения необходимо уделять должное

внимание на уроках труда, т.к. учителя не всегда серьезно и ответственно

относятся к самим урокам трудового второстепенным предметом. Трудовому

обучению следует отдавать особое предпочтение в силу особенностей детей

младшего школьного возраста.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Абилов К.С. Развитие трудолюбия у младших школьников. Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидат педагогических наук. Баку,

1965.

2. Айтпаева А.К. Казахские народные игры как средство воспитания младших

школьников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата

педагогических наук. А.,1997.169 с.

3. Алексюк А. Н. Проблема методов обучения в общеобразовательной школе.

М.,1979.

4. Анохина Т.А. Учебник как средство систематизаций знаний учащихся.

Автореферат, М.,1985.

5. Армаганян Л.Х. Главное звено трудового воспитания в школе. Начальная

школа. №5,1986, с.37-39

6. Ахияров К.Ш. Трудовое воспитание в сельской общеобразовательной школе на

современном этапе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук. М., 1974.

7. Бабаев М.А. Роль беседы в активизации учащихся в начальных классах в

процессе обучения. Баку, 1972.

8. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988.

9. Байзакова Е.М. Развитие методов обучения в истории начальной школы

Казахстана. Автореферат. А., 1995.

10. Баранова С.П., Сластенина В.А. Педагогика. М., 1986.

11. Бокарев Л.Ю. Трудовое обучение и воспитание младших

школьников в практике учителей. Начальная школа. № 5, 1983. с.47. 12.

Болдырев Н.И. Педагогика. М.,1968.

Брызгалова С.И. Функции и место проблемного изложения и эвристической

беседы в обучении старшеклассников. Автореферат. М., 1976

Верзилин Н.М. Об определении и классификации методов обучения. Советская

педагогика. № 8, 1957.

Галагузова М.А. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся

на уроках труда. Начальная школа. № 7, 1987.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.,

Издательство МГУ, 1985.

Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. М., 1957.

Гурасова А.М. Вопросы методики трудового обучения в начальных классах. М.,

1967.

Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М., 1957.

Дзюба М.Т. Воспитывающие значение беседы как учебного метода. Автореферат,

А., 1973.

Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., Просвещение, 1982.

Ильина Т.А. Педагогика. М., 1984.

Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средство трудового

воспитания младших школьников. Диссертация на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук. А., 1996.

Колганова А.В. Трудовое обучение и воспитание младших школьников. Начальная

школа. № 4, 1987. с.75-78.

Конышева Н.М. Трудовое обучения. Начальная школа. № 4, 1998

Конышева Н.М. Формирование мировоззрения учащихся в курсе предмета трудовое

обучение. Начальная школа. № 7, 1996.

Костенков П.П. Трудовое воспитание как педагогический прооцесс. Диссертация

на соискание ученой степени доктора педагогических наук. А., 1968.

Крупская Н.К. Методические заметки. Педагогическое сочинение. М., т.3.

1959. с. 556-557

Лемберг Р.Г. Методы обучения в школе. А., 1958.

Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения. Советская педагогика. М.,

1973.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и методы обучения. М., 1957.

Луначарский А.В. Учитель, учись. Учительская газета.№1, 1924.

Лында А.С. Методика трудового обучения. М., Просвещение,

1977.

Лысенкова С.Н. Методы опережающего обучения. Книга для учителя из опыта

работы. М., Просвещение, 1988.

Майорова И.Г., Романова В.И. Дидактический материал по трудовому обучению.

М., Просвещение, 1979.

Маслов С.И. Оборудование уроков трудового обучения. Начальная школа. №9,

1990.с.51

Маслов С.И. Развитие творческих возможностей младших школьников на уроках

трудового обучения. Начальная школа. №8, 1989.с.74

Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Сочинение. М.,

1958.т.5.с.117

Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1986.

Оралбекова Т.Ш., ДюйсебаеваК.С. Трудовое обучение. Учебник для 3класса

общеобразовательной школы. А., Атамура, 1998.

Оралбекова Т.Ш. Методическое руководство. Пособие для учителей. А.,

Атамура, 1998.

Основные дидактики /Под ред. Есипова Б.П. М.,1967.

Пенкнович Г.Ю. пути повышения эффективности трудового обучения учащихся на

занятиях в школьных мастерских. Автореферат диссертации степени кандидата

педагогических наук. М., 1970.

Петров Л.В. Сказка о сгибании бумаги. Начальная школа. №6, 1996.

Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда. М.,1969.

Плескацевич Н.М. Эвристическая беседа и ее роль в процессе обучения. Минск,

1969.

Попова В.В. Из опыта проведения уроки трудового обучения. Начальная школа.

№ 4, 1979.

Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под

ред. Ю.К. Бабанского, И.Д.Зверева, Э.И.Моносзона. М., 1980.

Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских.

М., Просвещение, 1988.

Рожнев Я.А. Примерное планирование уроков трудового обучения. Начальная

школа № 1, № 7, 1989. с.36, с.52.

Рубинштейн с.л. Основы общей психологии. М.,Учпедгиз, 1940. с. 5006

Сабиров Т.С. Наблюдение как метод учебно - воспитательной работы в школе.

Савенкова А.И. Аппликация из бумаги. Начальная школа. №7, 1987.с.51

Сатканов О.С. Пути совершенствования трудового обучения с использованием

средств декоративно- прикладного искусства в начальных классах казахской

школы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических

наук. А. 1994.

Сатканов О.С. Трудовое обучение 1-4 класс. (с каз. язык. обучения) А.,

Рауан, 1992-1995

Сатканов О.С. Трудовое обучения (перевод с казахского) 1-2 классы. А.,

Рауан, 1993-1994

Сатканов О.С. Трудовое обучение (учебник) 1 класс. А., Рауан, 1994.

Сатканов О.С. Программы начальной школы. Трудовое обучение

(1-2класс). А., Рауан, 1994.

60. Программа по методике трудового обучения с практикумом для

подготовки учителей начальных классов и бакалавра наук на

факультете ПМНО спец. 03.08. А., ТП. Казжолы, 1995.

Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

Сорокин Н.А. Дидактика. М., 1974.

Учебные программы общеобразовательной школы (1-4классы)/

Состав. Коллектив авторов Казахского института проблем

образования им. И.Алтынсарина. А., 1997.

Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 1979.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ