Рефераты
 

Особенности использования словесных методов обучения у младших школьников (на материале трудового обучения)

Особенности использования словесных методов обучения у младших школьников (на материале трудового обучения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АЛМАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ

Студентка 4 курса

Психолого-педагогического

факультета, отделения ПМНО

Мустафаева Асима Алихановна

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ ( НА МАТЕРИАЛЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ )

Дипломная работа

Научные руководители :

Сатканов О.С. – профессор, к.п.н.

Айтпаева А.К. – и.о.доцента, к.п.н.

АЛМАТЫ 2000 г.

Оглавление

| |

|Введение …………………………………………………………………… 3 |

| |

|Глава I. Теоретические основы проблемы словесных |

|методов обучения ………………………………………………………. 6 |

|I.1. Проблема методов обучения и |

|их классификация в современной |

|психолого-педагогической литературе ……………………………… 6 |

|I.2. Словесные методы обучения и их |

|использование в учебном процессе начальной школы ………… 19 |

| |

|Глава II. Опытно-педагогическая работа на уроках |

|трудового обучения с использованием словесных |

|методов в 3 классе (на примере работы бумаги с картоном) ….. 28 |

|II.1. Уроки труда, их содержание и методы обучения ……..……. 28 |

|II.2. Описание и анализ результатов |

|опытно-педагогической работы ………………..……………………… 48 |

| |

|Выводы ………………………………………………………………………. 51 |

| |

|Использованная литература ……………..…………………………….. 53 |

| |

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В системе образования особое место занимает начальная

ступень обучения в которой закладывается фундамент будущих знаний. Переход

к рыночным отношениям, который обусловил коренные изменения в обществе,

требует нового подхода к воспитательным функциям общеобразовательной школы

и естественно, совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проблема методов обучения является одним из важнейших в педагогической

науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы - это главные

инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук,

развивает у них познавательные способности обеспечивает развитие личности,

формирует научное мировоззрение.

От выбора и характера использования того или иного метода

зависит, будет ли учебный труд для детей радостным и интересным или

обременительным, выполняемым лишь (для отбытия повинности(. Эти особенности

методов обучения очень тонко подметил А.В. Луначарский. Он писал: (... От

методов преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку,

будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя

на нем почти никакого следа, или наоборот, это преподавание воспринимается

радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с

психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания

зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и

противопоставлять им свою детскую живость, в виде шалостей и каверз или

класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной

дружбой к своему руководителю(. (33.4(

Усиление связи обучения с жизнью, с производительным трудом

выдвигает на первый план вопрос об усилении

воспитательного воздействия методов обучения, о связи, об единстве

воспитательной и образовательной работы. И это опять-таки требует

усовершенствования общеизвестных учебных методов и разработки новых, более

рациональных.

Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались

такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский,

С.Л.Рубинштейн.

Как показывает опыт ученых педагогов-психологов, наряду с другими

методами обучения, в практике школьной работы видное место уделяется

внимание словесному методу обучения.

Словесный метод выступает как один из ведущих видов учебной

деятельности детей по всем предметам начального обучения, оно получает

широкое использование в преподавании на старших ступенях школы. Словесный

метод занимает должное место, даже включается в общую классификацию методов

обучения.

В связи с актуальностью данной проблемы была определена цель

исследования - поиск оптимальных путей использования словесных методов

обучения в начальной школе.

Объект - процесс обучения младших школьников.

Предмет - использование словесных методов обучения на уроках

труда в начальной школе.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия методы обучения, рассмотреть разные

подходы к их классификаций и условия их использования.

2. Раскрыть методику использования словесных методов обучения на уроках

труда в 3 классе при работе с бумагой, картоном.

Методы исследования:

- анализ научно - педагогической литературы;

- изучение и обобщение (опыта учителей, работающие в начальных

классах), т.е., опытно - педагогическая работа;

- анализ программ;

- проведение опытно - педагогической работы.

База исследования:

Средняя школа № 92. 3 ,,а( класс.

Структура работы

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка

использованной литературы.

В теоретической главе теоретические предпосылки проблемы словесных

методов обучения рассматриваются основы проблемы методов обучения в

начальной школе. На основе анализа теоретической литературы была выявлена

сущность педагогической особенностей использование словесных методов

обучения в начальной школе.

В опытно-педагогической работе проведена работа с использованием

словесных методов обучения на уроках труда. Описан анализ результатов

опытно-педагогических вопросов.

В заключении даются выводы по проведенной работе и рекомендаций по

использованию словесных методов обучения на уроках труда, работы с бумагой

и картоном.

Глава I. Теоретические основы проблемы словесных методов обучения.

I.1. Проблема методов обучения и их классификация в современной

психолого-педагогической литературе.

Результативность и плодотворность обучения зависят от методов. Методы

определяют творчество учителя, эффективность его работы, усвоения учебного

материала и формирования качеств личности ученика.

Реализация задач умственного, нравственного, трудового, эстетического и

физического развития младших школьников, особенно шестилетних детей,

зависит от методов обучения.

В общеобразовательной и профессиональной школе придается важнейшее

значение совершенствованию методов обучения. Новая структура школьного

образования, разработка нового содержания учебников, пособий, усиление

мировоззренческой и трудовой подготовки учащихся, введение в учебный

процесс современной вычислительной техники и компьютеров, подготовка

каждого школьника к выбору профессии, производственная практика на базовых

предприятиях, начало обучения в школе с шестилетнего возраста требуют

коренного пересмотра методов обучения.

Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение.

Методы обучения зависят от понимания общих закономерностей познания

человеком окружающего мира, то есть имеют философское методологическое

обоснование и являются следствием правильного понимания противоречивости

процесса обучения, его сущности и принципов.

В ,,Философской энциклопедии’’ метод определяется как форма

практического и теоретического освоения действительности, исходящего из

закономерностей движения изучаемого объекта. Это глубокое положение

определяет методологический подход и исходные теоретические основания к

проблеме методов обучения. Содержание обучения зафиксировано в учебном

материале. Именно содержание знаний, умений, навыков в учебных программах,

учебниках, пособиях определяет степень образованности, культуры учащихся,

трудовую подготовку.

Метод обучения - это форма теоретического и практического освоения

учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития

личности учащихся.

Учитель выступает в роли посредника между знаниями, зафиксированными в

опыте человечества, и сознанием ребенка, который не имеет этих знаний.

Учитель предлагает путь познания, по которому должен идти ученик,

чтобы усвоить определенные стороны опыта человечества. Но учитель не просто

передает знания, подобно электронно-вычислительной машине, а организует

определенные пути, способы, приемы усвоения учебного материала.

Метод обучения - это способ деятельности , направленной на сообщение

учебного материала и усвоение его детьми. Это одна сторона определения

методов обучения. В педагогике об этой стороне говорят как о способах

преподавания. Однако познавательная деятельность учащихся сложна,

диалектически противоречива. Способы познавательной деятельности учителя

автоматически не определяют характер мыслительной деятельности учащихся.

Путь познания, который предлагает учитель, создает определенные тенденции и

условия для адекватной познавательной деятельности учащихся.

Способы усвоения учебного материала детьми не тождественны способам

преподавания. Поэтому в обучении характеризуют и способы познавательной

деятельности учащихся, которые зависят и определяются способами

преподавания, но отличны от них. В этом смысле можно говорить о способах

учения. Это вторая сторона определения методов обучения. Поэтому о методах

обучения в педагогике всегда говорят как о способах работы учителя и

способах познавательной деятельности учащихся, способах, которые направлены

на выполнение учебных задач.

,,Методика, -писала Н.К.Крупская, - органически связана с теми целями,

которые стоят перед школой. Если цель школы - воспитать послушных рабов

капитала и методика будет соответствующая, и наука будет использована для

того, чтобы воспитать послушных исполнителей, как можно менее

самостоятельно думающих ... если цель школы - воспитать сознательных

строителей социализма и методика будет совсем другая: все достижения науки

будут использованы для того, чтобы научить самостоятельно мыслить,

действовать коллективно развивая максимум инициативы, самодеятельности(

(28,556(.

Методы обучения зависят от целей и содержания образования. Методы

обучения имеют психологическое обоснование. Возрастные возможности усвоения

знаний и развития личности оказывают существенное влияние на способы

преподавания и учения. Глубокое понимание мыслительной деятельности

учащихся и свойств личности позволяет найти более эффективные способы

обучения.

Методы обучения зависят также от анатомо-физиологических, биологических

особенностей развивающегося организма. В процессе организации

познавательной деятельности учащихся нужно учитывать их возрастное

биологическое развитие, от которого зависят многие компоненты обучения:

работоспособность, утомление, состояние творчества, физическое здоровье,

гигиенические условия в школе.

Методы обучения должны иметь глубокое теоретическое обоснование,

вытекать из педагогической теории. Однако вне практического использования,

вне практики методы обучения теряют смысл. Практическая направленность

необходимая существенная сторона методов обучения. В них дана

непосредственная связь педагогической теории с практикой. Чем глубже и

научнее теория, тем эффективнее методы обучения. Чем менее выражена теория

в педагогических концепциях, тем менее зависимы от этой теории методы

обучения.

На методы обучения существенное влияние оказывают сложившиеся традиции

преподавания и учения. Педагогическая наука обобщает передовой опыт работы

школ и учителей, раскрывает научные основы традиционного обучения, помогает

творческому поиску современных, более эффективных методов.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу

воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. «Никакое

средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и

внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть

признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых

случаях обязательно будет самым плохим» (33.117(

Метод обучения должен быть ясным и определенным. Тогда учитель будет

видеть, какие задачи могут быть поставлены и решены при данном методе

обучения и какие не могут быть выполнены. Научность метода обучения

означает также ясность и определенность мысли учащихся: цель, средства,

способы, основной и побочный результаты доказательств и рассуждений в

процессе усвоения материала.

Систематичность методов обучения определяет меру их эффективности.

Отдельно взятый способ изучения учебного материала, если даже он очень

целесообразен на данном уроке, вне системы может не оказать заметного

влияния на развитие учащихся. Например, наблюдение за реальными явлениями

природы будет продуктивным тогда, когда оно будет необходимым звеном в

системе методов обучения, при помощи которых изучается соответствующая

тема.

Очевидным требованием к методам обучения является их доступность. Путь

обучения должен быть понятен и приемлем для ученика, а способы изучения

учебного материала соответствовать возрастным возможностям усвоения знаний.

Методы усвоения знаний будут в одно и в то же время и легкими и

трудными: легкими с точки зрения привычных и понятных для ребенка операций

мышления и способов рассуждений; трудными с точки зрения содержания

учебного материала и формирования новых приемов средств логических

доказательств. Одним из требований является результативность метода

обучения. Всякий способ объяснения учителем и усвоения знаний учащимися

должен давать планируемый или предполагаемый результат.

Сочетание теоретического и практического является необходимым

требованием обучения. Нельзя односторонне исходить либо из теории, либо из

практики; рекомендуя определенные пути обучения школьников. Теоретическое

обоснование должно иметь практическую направленность. Практические

рекомендации, советы, положения должны быть теоретически обоснованы.

Главное в методах обучения - реализация образовательной, воспитательной

и развивающей функций обучения.

Педагогическое содержание метода обучения состоит в том, чтобы придать

и сохранить диалектическое единство всем компонентам и сторонам, входящим в

структуру метода. Метод, по существу, становится педагогическим тогда,

когда определены место, значение и возможности каждого из компонентов

реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения,

Взаимосвязь сущности, принципов и методов обучения обеспечивает такое

единство.

В структуре методов обучения выделяются приемы.

Прием - это деталь метода, отдельные операции мышления, моменты в

процессы усвоения знаний, в формировании умений и навыков. Прием не имеет

самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которая

выполняется данным методом. Одинаковые приемы обучения могут быть

использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных

учителей может включать различные приемы. Метод включает приемы, но не

являются совокупностью приемов обучения. Метод обучения всегда подчинен

определенной цели, выполняет поставленную учебную задачу, ведет к усвоению

определенного содержания, приводит к планируемому результату.

В педагогической среде справедливо утвердилось мнение, что учебному

процессу присущ двусторонний характер. В учебном процессе различают

руководящую деятельность учителя и познавательную ученика

Учителю необходимо задуматься над психологическим обоснованием

некоторых общепринятых форм обучения. В распоряжении преподавателя

многообразные методы, каждый метод может быть использован различно: в

структуру любого метода входят обширные комплексы приемов.

«Психологические» особенности присущи каждому учебному методу. Любой

познавательный метод обладает своим «психологическим строем». Метод

изложения характеризуется высокой активностью работы представления,

воображения, мышления, но сопровождается торможением функций речи и

риторики.

В школе методу «устного изложения учителя» придается

первостепенное значение. И преподаватель обычно считает этот метод

«легким». Недостаточно подготовленные учителя часто предпочитают им

пользоваться взамен и беседы, и наблюдения. Но в действительности метод

изложения оказывается весьма «трудным», так как для того чтобы учащиеся со

слов учителя получили вполне осмысленные, упорядоченные и прочные знания,

искусство изложения должно быть на большой высоте.

При изложении учителю приходится заботиться не только о точности и

яркости образов-представлений, которыми он обогащает учащихся, не только о

смысловой безупречности обобщающих концепций, не только об эмоциональной

выразительности и художественной отделке речи, но и прилагать особые усилия

к поддержанию внимания, применять различные приемы для облегчения процесса

рассуждения учащихся.

Успешность всех педагогических приемов зависит от особенностей

психических реакций детей на воспитательные воздействия. И именно

«положительные» реакции приводят к наиболее благоприятным результатом.

Психолог С. Л. Рубинштейн в своей книге ,,Основы общей психологии( пишет,

что в структуру процесса учения входит ,,первичное ознакомление с

материалом или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление,

специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом, в

смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на

практике((52.506(.

С. Л. Рубинштейн четко формирует эту роль ,,внутренних условий, через

которые преломляются все внешние воздействия(. ,,Внешние причины всегда

действуют лишь опосредствованно через внутренние условия. С таким

пониманием детерминизма связано истинное значение, которое приобретает

личность как целостная совокупность внутренних условий для закономерностей

психических процессов. Основной нашей ,,психологической( предпосылкой была

уверенность, что активизировать в ходе обучения энергию ученика можно,

опираясь, наряду с умственной деятельностью, на его чувства, на устремления

воли, умственный труд сочетая с моторными действиями. В этих целях

намеченные практические мероприятия необходимо было связать с формами

работы, вызывающими эмоциональный подъем, с личной инициативой учащихся, с

самостоятельностью в работе, с различными приемами коллективного действия.

Существует большое разнообразие методов обучения. Классификация методов

обучения: И.Я.Лернера и М.Н. Скаткина, Д.О.Лордкипанидзе , М.И.Махмутова,

Е.Я.Голант, Е.И.Перовский известных в истории педагогической мысли и

дошедших до наших дней. Современные условия совершенствования обучения,

усложнения учебных знаний, увеличение их объема и глубины рождают все новые

формы и методы обучения. Классификация группирует методы исходя из

определенных логических сторон, компонентов, задач обучения.

Основанием классификации методов обучения, предложенной И.Я.Лернером и

М.Н.Скаткиным является внутренняя характеристика мыслительной деятельности

учащихся. Они предложили следующую систему методов обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный, метод.

Применяется в тех случаях, когда учащиеся приобретают знания,

полученные от учителя, из книги или других источников в готовом виде. Этот

метод имеет большое значение на начальном этапе изучения той или иной темы.

2. Проблемный метод используется в тех случаях, когда учащимся

сообщают готовые знания; при этом учебный материал группируется и

располагается таким образом, чтобы перед учащимися была поставлена

проблема. Для ее решения преподаватель применяя систему доказательств,

показывает логический путь и средства, т.е. как бы раскрывает путь по

которому должно идти исследование вопроса. Такой метод можно широко

использовать при чтении проблемных лекций в вузах.

3. Частично поисковый метод. Применяется в тех случаях, когда

учащиеся сами по различным источникам знакомятся с фактическим материалом

темы или его частью и с помощью выполнения соответствующих заданий

подводятся к возможному анализу фактов и их связей, построению части плана

поиска и самостоятельным выводам.

4. Исследовательский метод используется в тех случаях, когда

учащиеся в соответствии с поставленной перед ними проблемой изучают

литературу вопроса, известные факты, строят план исследования,

предварительно выдвигают гипотезу, проводят исследование и формируют

решение проблемы.

Грузинским педагогом Д.О.Лордкипанидзе была предложена

классификация методов обучения по тем источникам, из которых учащиеся

черпают знания и приобретают навыки. Эта классификация исходит из признания

единства образа, слова и практической деятельности в познании, в частности

в обучении.

Классификация методов обучения по источнику знаний:

| Источник |Методы обучения |

| | |

| Слово учителя |Рассказ, лекция, беседа, |

| |объяснение |

| | |

| Печатное слово |Работа с книгой |

| | |

| Предметы и явления |Демонстрации, |

| действительности и их |наблюдения учащихся, |

| изображения |экскурсии |

| | |

| Практические действия |Практические работы, |

| |лабораторные работы, |

| |упражнения. |

| | |

Но и такая классификация методов не раскрывает их внутренней сущности,

так как не отражает деятельности учащихся в процессе использования этих

источников, а также не показывает психических процессов, которые с этой

деятельностью связаны. Однако, будучи сравнительно простой и удобной для

практического использования, эта классификация получила наиболее широкое

распространение в современной педагогической литературе.

Наиболее распространена в педагогике в настоящее время

классификация Е.Я.Голант, Е.И.Перовский которая подразделяет все методы

обучения на три группы: словесный, наглядные и практические. Основой такого

разделения является характер учебной познавательной деятельности с точки

зрения преимущественного источника получения знаний. Если главным

источником учебной информации в процессе объяснения учителя и усвоения

знаний детьми является слово без опоры на наглядные пособия и практические

работы, то все подобные способы обучения становятся похожими, несмотря на

различные учебные предметы и темы. Возникает группа методов, которые

называются словесными. К ним относятся рассказ, беседа, объяснение,

самостоятельное изучение темы по учебным книгам, специальным текстам,

магнитофонным записям и учебным теле -и радиопрограммам.

К группе наглядных относятся методы обучения с использованием

наглядных пособий. Характер наглядных пособий существенно влияет на

понимание учебного материала, определяет содержание и структуру мысли

ученика. Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов

обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является

источником дополнительной или основной информации по изучаемому вопросу.

Поэтому наглядные методы- это и беседа, и описание, и рассказ, и

объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.

Большая опора на чувственные образы, на ощущение и восприятие ученика при

использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру

познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и

это создает хорошую основу для формирования абстракций и понимания

изучаемых теоретических положений.

К практическим методам обучения относятся методы, связанные с

процессом формирования и совершенствования умений и навыков у школьников.

Очевидно, всякий метод обучения связан с практикой. Однако термин

,,практические методы( говорит о том, что основой деятельностью учащихся на

уроке является выполнение практических заданий. К этим методам относятся

письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы,

некоторые виды самостоятельных работ.

Классификацию, в которой рассматриваются четыре стороны методов: логико-

содержательная, источниковая, процессуальная и организационно

управленческая, разработал С. Г. Шаповаленко.

При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов

обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-

познавательной деятельности.

Наиболее простая классификация методов обучения именуемая

бинарным, была разработана Махмутовым по методам работы учителя и

методам деятельности ученика.

К первой группе относятся способы преподавания: рассказ, беседа,

описание, объяснение учителем и др., в которых главенствующая роль

принадлежит учителю. Задачи ученика сводятся к тому, чтобы следовать

логике рассуждений учителя, понять излагаемое содержание, запомнить и в

последующем уметь воспроизвести изученный материал. Чем ближе мысль

ученика к системе рассуждений учителя является определяющим фактором.

Возможности самостоятельных рассуждений и мыслей учащихся ограничены.

Главная задача учеников - слушать учителя и понимать его.

Ко второй группе относятся способы учения: упражнения,

самостоятельные, лабораторные, практические и контрольные работы.

Характер познавательной деятельности ученика определяет эффективность

предлагаемого метода. Роль учителя сводится к умелому руководству

учением школьников: подбор материалов, организация учебного занятия,

анализ выполненных заданий и контроль. Успех учения в конечном итоге

зависит от того, как мыслил ученик, как он выполнял задания, насколько

проявлял самостоятельность и активность, насколько использовал

теоретические положения в процессе решения практических заданий. Главным

становится познавательная деятельность ученика, а роль учителя

заключается в умелой организации этой деятельности.

В каждой из тех групп методов отражается взаимодействие педагогов

и учащихся. Каждая из основных групп методов, в свою очередь может быть

подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку

организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной

деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание,

запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при

этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо

включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации

(словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.); методы наглядной

передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы:

иллюстрация, демонстрация и др.); методы передачи учебной информации с

помощью практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического

ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты,

трудовые действия и др.).

Методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности по Ю.К.Бабанскому.

Словесные методы, наглядные и практические методы (аспект передачи

и восприятия учебной информации)

Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект)

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления)

Методы самостоятельной работы и работы под руководством

преподавателя (аспект управления учением)

Методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной

деятельности, исходя из двух больших групп мотивов, можно подразделить

на методы стимулирования и мотивации интереса к учению и методы

стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

|Методы стимулирования и мотивации учения |

|Методы стимулирования |Методы стимулирования |

|и мотивации интереса к |и мотивации долга и |

|учению. |ответственности в учении |

Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно подразделить

на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников обратной связи

во время учебного процесса - устных, письменных и лабораторных -

практических.

| Методы контроля и самоконтроля в обучении |

| Методы устного | Методы письменного |Методы лабораторно- |

| контроля и | контроля и самокон- |практического |

| самоконтроля | троля |контроля и |

| | |самоконтроля |

| | | |

Предлагаемая классификация методов обучения является относительно

целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы

деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно

представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие,

осмысление и практическое применение, учтены все основные функции и стороны

методов, выявленные к данному периоду педагогической наукой. Но эта

классификация не просто механически соединяет известные подходы, а

рассматривает их во взаимосвязи и единстве, при условии оптимального

сочетания. Наконец, предлагаемый поход к классификации методов не исключает

возможности дополнения его частными методами, возникающими в ходе

совершенствования обучения в современной школе.

Таким образом разработка данной проблемы привлекла внимание

многих ученых педагогов-психологов.

Разработан ряд классификаций: И.Я.Лернера,и М.Н.Скаткина,

Д.О.Лордкипанидзе, М.И.Махмутова, Е.Я.Голант и Е.И.Перовского, который

показал, что в современых условиях совершенствования обучения, усложнения

учебных знаний, увеличение их объема и глубины, порождает все новые формы и

методы обучения детей.

Метод обучения - это форма теоретического и практического

освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и

развития личности учащихся. Это глубокое положение определяет

методологический подход и исходные теоретические основания к проблеме

методов обучения.

I.2. Словесные методы обучения и их использование в учебном процессе

начальной школы.

Успех обучения при данных методах зависят от умения ученика понимать

содержание материала в словесном изложении.

Словесные методы обучения требуют от учителя логической

последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала,

образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой

речи. К словесным методам обучения относятся прежде всего такие виды

устного изложения знаний учителем, как рассказ, беседа, школьная лекция. В

первые годы работы советской школы к словесным методам обучения относились

отрицательно, необоснованно расценивая их как пережиток прошлого. В

дальнейшем, начиная с 30-х годов, словесные методы, наоборот, стали

переоцениваться, обучение приобретало словесный, вербальный характер,

вследствие чего наблюдался известный отрыв обучения от жизни.

Современная дидактика придает большое значение словесным методом

обучения, одновременно отличая недопустимость их изоляции от других методов

и гиперболизации их значения. Слово мудрого и уважаемого наставника,

отвечающее важнейшим педагогическим требованиям, не только играет роль

подлинного светоча знаний для учащихся, но и оказывает на них неизгладимое

эмоциональное воздействие, имеет огромное воспитывающее значение, является

важным средством формирования научного мировоззрения, поведения,

положительных качеств личности всесторонне развитого человека.

Различные виды словесного изложения материала учителем должны

удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:

1. Научности и идейности направленности, заключающихся в строго

научном подходе к отбору материала и оценке его идейно-политической

значимости.

2. Логической последовательности и доказательности, которые

обеспечивает систематический характер знаний, их осознанность.

3. Ясности, четкости и доходчивости, способствующих прочному

усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и

выводов.

4. Образности, эмоциональности и правильности речи учителя,

облегчающих процесс восприятия и осмысливания изучаемого материала,

вызывающих интерес и привлекающих внимание учащихся, действующих не только

на разум, но и на их чувства.

5. Учету возрастных особенностей учащихся, предусматривающему

постепенное усложнение устного изложения материала учителем на

последовательных этапах обучения и усиление абстрактного мышления учащихся.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ