Интернет в обучении иностранному языку
группе на тему «Медицина», другой – на тему «Спорт», третьей – на тему
«Погода» и т.п.
Если предусматривается работа с текстом для ознакомительного,
просмотрового или поискового чтения, то учителю также следует подыскать
подходящие тексты в сети заранее. Можно использовать разные тексты или один
для всех. Тексты следует ксерокопировать, чтобы каждый ученик группы
получил экземпляр. Если необходимо, можно выписать некоторые незнакомые
слова (с переводом), которые могу помешать пониманию смысла абзаца, фразы.
Чтение таких текстов лучше давать ребятам как домашнее задание, чтобы на
уроке организовать активную устную практику на основе прочитанного.
На уроке учитель организует деятельность учащихся в соответствии со
спецификой данного вида чтения. Полезно и в этом случае организовать работу
в малых группах, чтобы предоставить каждому ученику возможность активной
речевой практики. Во-первых, в таком случае осуществляется самый
действенный контроль со стороны самих ребят. Если школьник по какой-то
причине не прочитал текст дома, он, естественно, подводит всех членов
подгруппы, и они обязательно выразят ему свое неудовольствие, а учитель
предложит этому ученику индивидуальную работу – чтение данного текста. При
работе в малых группах по технологии сотрудничества дается не только одно
задание на всю группу, но и ставится одна отметка всей группе. Поэтому все
ребята и каждый учащийся в группе заинтересованы в активной деятельности
каждого своего товарища – члена группы. Во-вторых сильные ученики всегда
готовы прийти на помощь слабому и помочь ему, если необходимо. Задания
могут быть такими: составить план прочитанного текста, придумать заголовок
ко всему тексту или отдельным его абзацам, ответить на поставленные вопросы
(с опорой на текст), обсудить проблему, связанную с содержанием
прочитанного текста, и т.п.
Если это просмотровое или поисковое чтение, то и задания также должны
соответствовать специфике этих видов чтения (краткое реферирование или
аннотация прочитанного текста, ответ на главный вопрос, поиск информации по
конкретной проблеме и т.п.)
В тех случаях, когда школа располагает возможностью копировать
звуковую информацию из сети, можно использовать аутентичную информацию для
совершенствования умений аудирования. Необходимо только иметь в виду, что
практически любой текст для аудирования нуждается в некоторой обработке,
адаптации за счет его возможного сокращения. Кроме того, текст может
содержать некоторое количество незнакомых для данной группы учащихся слов,
которые трудно понять даже из контекста. Эти слова лучше заранее выписать
и, если они значимы для дальнейшей работы, объединить их в словосочетания и
записать на магнитофон в виде двухтактного паузированного упражнения, чтобы
ребята смогли привыкнуть к их звучанию, узнавали на слух и правильно
произносили. Дальнейшая работа организуется обычным образом по замыслу
учителей.
Используя аутентичные материалы сети Интернет, нужно помнить, что речь
идет в любом случае о формировании коммуникативной компетенции,
предполагающей владение определенными страноведческими знаниями. Дело здесь
не столько в знании достопримечательностей, географических особенностей
страны изучаемого языка, сколько в знании особенностей функционирования
отдельных лексических единиц, идиоматичных выражений в другой культуру, в
знании особенностей речевого этикета при общении в разных социальных
группах, в разных ситуациях общения. Поэтому столь важно привлекать для
дискуссий на уроке живые высказывания носителей языка, полученные из разных
ресурсов Интернета.
4. Интернет во внеклассной работе
Максимально использовать ресурсы и услуги Интернета на уроке
невозможно хотя бы потому, что в кабинетах иностранного языка нет
компьютеров. Поэтому основная деятельность в сети Интернет может быть
организованна лишь во внеурочное время. Как правило, в школах,
оборудованных компьютерной техникой, доступ в Интернет организуется на базе
медиатеки – специального информационного центра школы, в котором
сосредотачивается вся необходимая в образовательном процессе школы
информация на любых носителях. Медиатеки обычно создаются на базе школьной
библиотеки, первичного информационного центра. Постепенно, на сколько
позволяют помещения, примыкающие к библиотеке и читальному залу, создаются
другие подразделения информационного центра: компьютерный зал, радиоцентр,
видеоцентр или телевизионная студия. В каждом из подразделений медиатеки
создаётся свой информационный фонд: в библиотеке – книжный с
соответствующей поисковой компьютерной программой; в компьютерном зале –
фонд компьютерных программ, CD-дисков, а так же доступ в Интернет. Хорошо
предусмотреть организацию локальной сети в этом зале, которое объединило бы
все имеющиеся здесь компьютеры для доступа в глобальную сеть Интернет.
Желательно иметь здесь достаточное количество принтеров и множительную
аппаратуру: в телевизионном центре – фонд видео- и аудиозаписей; если
позволяют средства – замкнутую телевизионную систему, видеокамеру и
микшерский пульт для монтажа собственных видеозаписей.
Таким образом, любой учитель или ученик после занятий может прийти в
медиатеку и поработать в сети. Доступ в Интернет осуществляется с
центрального компьютера, но локальная сеть позволяет одновременно работать
в сети со всех компьютеров, включенных в локальную сеть.
1. . Обучающие программы. Сравнительная характеристика.
Итак, какие же виды деятельности может осуществлять ученик в сети во
внеурочное время с целью лучшего овладения иностранного языка? Это
индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся,
формированию или совершенствованию грамматических и лексических навыков. С
этой целью очень полезно предложить ребятам использовать различные
программы и курсы дистанционного обучения.
В настоящее время в сети Интернет предлагается много различного online-
материала. Но для того чтобы его использовать наиболее эффективно, сначала
необходимо проанализировать: может ли этот материал быть включен в занятия?
Поэтому ниже предлагается рассмотреть каждую из наиболее популярных
обучающих программ ( „Jetzt online“, „Kaleidoskop“, „Lernnetz Deutsch“,
„Dubliner Arbeitsblдtter online“) по определенным критериям.
4.1.1. Deutschlernen mit dem Jugendmagazin «Jetzt online»
(www.goethe de/z/jetzt/deindex.htm)
Краткое описание
Статьи этой обучающей программы берутся из молодежного журнала-
приложения «Jetzt» газеты «Sьddeutsche Zeitung» и дидактируются Гёте-
институтом.
Эта программа предназначена как для лиц, самостоятельно изучающих
язык, так и для целых классов и групп учащихся, но знания языка должны быть
на довольно высоком уровне.
К обучающим целям относятся следующие: понимание прочитанного,
аудирование, понимание увиденного, написание текста, компетенция в
технических средствах обучения и межкультурное обучение.
Тема материалов тесно соприкасается посредством аутентичных текстов с
проблемой немецкого языка и молодежной культурой.
К формам упражнений относятся такие как различные виды чтения, вопросы
и толкование слов к тексту, аутентичные задания (поисковая работа в WWW), а
также свободное написание как в режиме offline, так и в режиме online.
Стратегия обучения
Для понимания прочитанного (Leseverstehen) есть следующие упражнения:
- соотнести картинки с предложениями;
- соотнести понятия и картинки;
- расставить картинки согласно содержанию текста;
- выбрать правильный ответ на вопрос из нескольких предложенных;
- пересказать содержание текста с опорой на картинки;
- привести в порядок предложения;
При это используются такие виды чтения как:
- понимание текста при помощи картинок и надписей;
- глобальное понимание;
- тотальное понимание;
- курсорное чтение;
- поисковое чтение;
- суждение о содержании текста по его форме и внешнему виду.
Аудирование и понимание увиденного (Hцr- und Sehverstehen) реализуются
только в одной главе: «Fernsehnachrichten», где можно посмотреть видеоклипы
и ответить на вопросы.
Компетенция в технических средствах обучения (Medienkompetenz)
реализуется через технические указания для поисковой работы в WWW и через
сноски в статьях, а также при выполнении поисковых заданий в Alta Vista
(Kapitel «Oskar-Wette», die Aufgabe «Jagd und Modalverben»)
Межкультурное обучение осуществляется во многих главах: «Typisch
deutsch» (Fotomuseum «Deutsche sehen Schweizer, Schweizer sehen
Schweizer»); «Schlьsselqualifikation» (Jobsuche – Auslandsangebote);
«Kofferlotto» (Reise um die Welt planen); «Anne lernt das ABC» (Interview
ьber Цsterreich, Australien, Neuseeland); «Fasfood-Namen» (Essen und
trinken in den deutschsprachigen Lдndern; Rezepte aus Цsterreich); «Oskar-
Wette»; «Sprichwцrtern raten» (interkultureller Vergleich von Sprichwцrtern
im Wettbewerb-Beitrag).
Что касается грамматической компетенции, то считается, что обучение
важнейших аспектов грамматики немецкого языка уже должно быть окончено,
можно лишь кое-что освежить (Modalverben, Weil-Sдtze, bestimmte und
unbestimmte Artikel, Possesivpronomen, Konjunktiv). Если возникает вопрос
по какому-либо правилу, то можно обратиться к «Грамматике немецкого языка»
У.Клингера, сноска которой находится там же.
По моему мнению, не все задания рационально подходят для достижения
целей обучения. Так, например, в главе «Der kleine Erziehungsberater» не
ясно, для чего вообще предназначен текст, только для чтения? В главе
«Eltern» очень тяжело при беглом чтении выделить главную тему. В главах
«Klartext», «WWW-Gemeinde», «Lebenswert» нет разъяснений, для чего
подыскиваются интернационализмы, составные слова и связные предложения и
соответствует ли это пониманию прочитанного?
В обучающей программе со многими заданиями можно работать лишь
сиюминутно («medialen Mehrwert»), это значит, что они едва ли могут быть
презентированны или обработаны при помощи традиционных технических средств
обучения.
Сюда относятся все поисковые работы в WWW, написание и отправление
статей на конкурс. Всю информацию для учителей можно найти в Интернете,
здесь есть форум и справочник для обучающихся.
Лексика
Объяснение лексики, которое осуществляется при помощи программы-
словаря «Hyperlinks», отмечается в этой обучающей программе различными
цветами, которые соответствуют определенной группе. Если слово маркировано
зеленым цветом, то это означает поиск в Интернете. Например, к слову
„Stulle“ можно найти целую цепочку толкований: Stulle – Butterbrot –
butterbrot.de – Lieblingsbrote, Brot-Bьcher, Butterbrot-Forum, Butterbrot-
Chat, Erfindungen, Buterbrot-Kunst, Butterbrot-Song, Geschichte des
Butterbrotes, Brot-Links etc.
Если слово подчеркнуто красным, то, щелкнув на него, можно посмотреть
толкование, объяснение слова или программы. Например „Hamburg“ – дальше
идет огромное количество информации различного вида о Гамбурге.
К словам, отмеченных голубым цветом, есть лексическое толкование.
Например, к слову «chaotisch» есть 7 синонимов: «ungeordnet», «wirr» etc.
Иногда слова, отмеченные голубым цветом, объясняются при помощи
картинок (Kapitel «Futter fьr den Kцffer»).
Толкование лексики можно также найти в одноязычном словаре (кликнув на
«seach»).
Такой глоссарий, под которым подразумевается объяснение, составляет
достаточное средство для объяснения лексики.
Грамматика
Изучение грамматических структур мультимедийно не имеет в данный
момент хороших перспектив. На мой взгляд, это возможно только в
традиционных учебниках. Возможно, со временем мы придем к тому, чтобы в
дискретных обучающих программах было возможно не только повторение каких-
либо грамматических навыков или умений, но и освоение их с самого начала.
Для повторения некоторых грамматических структур в «Грамматике
немецкого языка» У.Клингера, которая есть в обучающей программе «jetzt
online», предлагаются только пояснения и примеры, что, например, касается
придаточных предложений с союзом weil (Kapitel «Wo die Liebe hinfдllt).
Здесь предлагается использовать поисковое чтение, при этом нужно найти
предложения с союзом weil (в общей сложности 4 примера).
В главе «Oskar-Wette» повторяются два модальных глагола «kцnnen» и
«dьrfen» в Konjunktiv Prдsens и Perfekt при помощи поиска в Alta Vista.
Здесь также есть грамматические и технические разъяснения.
Только в главе «Kofferlotto» упражнения по употреблению определенных и
неопределенных артиклей, а также притяжательных местоимений проводятся в
форме игры «Koffer packen». Только в этом случае можно сказать, что мы
имеем дело с коммуникацией.
Употребление прилагательных тренируется при ознакомлении с содержанием
карманов брюк. В этом задании нужно охарактеризовать личность, которой
принадлежат эти брюки.
Методика
В восьми главах (из 19 в общей сложности) упражнения делают возможным
дальнейшую работу по установленным образцам. Это главы «Wo die Liebe
hinfдllt», «Schulstress», «Eine Liebe im Sommer», «Fastfood-Namen», «Anne
lernt das ABC», «Fersehnachrichten», «SchluЯqualifikation» и
«Seitenwechsel».
В качестве коммуникативных упражнений можно упомянуть лишь письменную
коммуникацию в форме сообщений для конкурса, что дает возможность
свободного общения на языке.
В данной обучающей программе имеют место быть следующие виды текстов:
ежедневники, короткие тексты, статьи из газет, видеоклипы, тексты по
определенному предмету, пословицы, статьи из энциклопедий и словарей,
викторины, истории с картинками и интервью.
Хорошо в этой обучающей программе то, что здесь тренируются различные
виды чтения. Эта работа очень полезна и интересна. На уроках такая работа
должна проводиться регулярно.
Но все же не все указания по работе ясны. Так, например, в главе «Der
kleine Erziehungsberater» задание к тексту не совсем понятно: только читать
текст?
В главах «Klartext» и «WWW-Gemeinde» не ясно, для чего нужно найти в
тексте интернационализмы и составные слова, что нужно делать с ними дальше?
Оформление
Объединение текстов с другими важными и существенными источниками
очень удобно и дает возможность индивидуальным путям обучения, так как
Hyperlinks приводит к дополнительным заданиям, способствующих продвижению в
обучении. Но из-за нехватки упражнений большой прогресс все же не
наблюдается. Материал не подразделяется по различным уровням сложности.
Многим упражнениям придан мультимедийный характер. Это аудио- и
видеоупражнения, поиски в Интернете, написание сообщений для конкурса в
режиме online, E-Mail и Chat. Анимация, фотографии и картинки представлены
в этой обучающей программе в небольшом объеме. И они едва ли предлагают
повод для обсуждения или помощь для лучшего понимания текстов. Некоторое
исключение составляет глава «Sprichwцrter», где фотографии способствуют
пониманию.
Главная страница дает большой обзор, что дает возможность легко найти
нужный материал. Но не все web-страницы визуально разнообразны, чаще всего
они черно-белые.
Взаимодействие
Самое большое преимущество этой обучающей программы состоит в том, что
она предполагает самостоятельную работу, то есть есть настоящее
взаимодействие «человек–машина». Правильные ответы к заданиям находятся
очень легко, несмотря на то что отсутствует программа обнаружения ошибок.
Кроме того есть возможность общения с учителем и другими обучающимися,
так как здесь предлагаются различные дискуссионные вопросы и проекты (в
главе «Eine Liebe im Sommer», «Eltern»).
Формы общения Интернета представлены довольно удачно и разнообразно:
online-письма и сообщения в редакцию, чат, форумы для учителей и
обучающихся.
Страноведение
Что касается страноведения, то в обучающей программе «jetzt online»
хорошо представлена только жизнь в городе, но не в деревне и не в различных
социальных слоях, рассматривается только повседневная жизнь в Германии.
Политическая и экономическая системы отсутствуют. Возможно, это не было
целью этой обучающей программы. В главах «Eltern», «WWW-Gemeinde», «Hilfe
im Schulstress», «Wo die Liebe hinfдllt» и «Klartext» обсуждаются такие
актуальные темы как «Umwelt», «Computergesellschaft», «Freizeit» и
«Lernen».
Поисковую работу в Интернете и информацию, которая предлагается в этой
обучающей программе, я нахожу очень интересной для учителей. Но преждечем
ввести это в занятие, учитель должен сам шаг за шагом проделать всю
поисковую работу и проработать всю информацию, что означает огромные
затраты времени.
4.1.2. «Dubliner Arbeitsblдtter online»
(www.goethe.de/gr/dub/schule/dearbb.htm)
Краткое описание
Эта обучающая программа была создана коллегами Гётте-института в
Дублине, Ирландия.
Основу программы составляют тексты из газет и журналов, которые были
обработаны, и представляют собой листки для работы на занятиях немецким как
иностранным языком. Большинство текстов посвящены актуальным темам нашей
жизни: 10 Jahre Wiedervereinigung, 50 Jahre Bundesrepublik, Expo 2000, das
250. Goethe-Jubilдum, Umwelt, etc.
В основном программа предназначена для студентов, которые изучали
немецкий язык не менее 3-4 лет. Это могут быть как лица, самостоятельно
занимающихся языком, так и группа учащихся.
К целям обучения относятся понимание прочитанного и прослушанного
(аудирование), умение написания текста, компетенция в грамматике,
компетенция в технических средствах обучения.
Стратегия обучения
Формы упражнений, которые развивают умение понимать прочитанное,
традиционные: ответить на вопросы, найти в тексте соответствующие
предложения, расставить в правильном порядке, дать описание некоторых
понятий. Эти упражнения соответствуют поставленным целям и приводят к их
достижению.
Для развития навыков аудирования есть только одно задание: в разделе
«Augenblicke mit Goethe» предлагается прочитать и прослушать некоторые
тексты о Гётте.
В качестве работы по развитию навыков написания текста предлагается
выбрать одно из нескольких заданий и написать текст(«Wasserwelten», «Expo
2000»). Чтобы выполнить это задание, необходима соответствующая компетенция
в технических средствах обучения (в данном случае компьютер), так как здесь
не предлагается никакой помощи или разъяснений в техническом плане. Иначе
обучающийся просто не сможет написать никакого сообщения.
К межкультурному обучению относится без сомнения раздел «Expo 2000».
Развитие грамматических навыков также имеет место быть: в разделе
«Greenteams» – Partizip II, Perfekt; «Kohle, Mдuse, Piepen» – Konjnktiv II.
В разделе «Expo 2000» нужно найти и назвать различные грамматические
структуры.
Лексика
Работа с лексикой проходит в этой обучающей программе довольно сжато.
Только в разделе «Schьler Zeitung» встречается одно задание: найти понятиям
из текста их объяснение.
Грамматика
Упомянутые выше грамматические упражнения представлены также очень
сжато. Только одно из них имеет коммуникативную функцию: в разделе
«Greenteams» предлагается написать письмо и отправить его партнеру.
Методика
Некоторые упражнения в этой обучающей программе делают возможным
дальнейшую работу по установленным образцам. В разделах «Olli»,
«Wasserwelten», «Expo 2000» можно по вопросам написать собственное мнение и
предложения по теме или написать текст. В разделе «Greenteams» предлагается
лексическая помощь, по которой пишется письмо.
В разделах «Wildes Wasser», «50 Jahre Bundesrepublik», «Greenteams»
упражнения предложены так, что они делают возможным дальнейшую
коммуникацию: составляется диалог, делается проект или пишется письмо
сверстникам. Эти упражнения управляются лишь частично, и дают возможность
свободного общения на языке.
В этой обучающей программе есть следующие виды текстов: статьи из
газет и журналов, интервью, таблицы, предметные тексты. Здесь тренируются
такие способности как понимание прочитанного, говорение, письмо,
компетенция в технических средствах обучения.
Набор тем в данной обучающей программе довольно разнообразен.
Оформление
Соединение с другими источниками удобно, но индивидуальные пути
обучения не предусматриваются.
Сложность заданий соответствует кругу обучающихся, то есть студентам,
которые изучали немецкий 3-4 года. Если они участвуют в проектах и Интернет-
поисках, то можно сказать, что будет соответствующий прогресс.
Предложенный материал обзорный, фотографии, картинки, текст и
упражнения представлены на одной web-странице.
Оформление web-страниц визуально привлекательно, так как здесь есть
много цветных фотографий и картинок, также в упражнениях. Фотографии и
картинки предлагают поводы для обсуждения и помощь в понимании содержания
текстов. В связи с этим можно выделить такие разделы как «10 Jahre
Wiedervereinigung», «Wasserwelten», «Wildes Wasser», «50 Jahre
Bundesrepublik», «Sommer» (здесь также присутствует анимация).
Среди мультимедийных средств можно упомянуть E-Mail, где предложены
комментарии обучающихся. Но техническая поддержка здесь отсутствует.
Взаимодействие
Все задания в этой обучающей программе – подлинное взаимодействие
«человек–машина». Но ответы к заданиям, проверка и обнаружение ошибок
отсутствуют. Общение с другими обучающимися не предусмотрено. Различные
формы интернет-коммуникаций в эту обучающую программу не введены.
Страноведение
Тематика обучающей программы построена так, что выделяются общественно-
политические тексты. Есть только один текст о городской жизни «Sommer in
der Stadt». Жизнь в деревне не представлена.
Такие популярные темы как «Familie» и «Beruf» отсутствуют. Тема
«Freizeit» состоит из текста «Wildes Wasser», а «Schule» – из двух текстов:
«Bunte Abi-Tour» и «Ausbildung». Актуальной теме «Umwelt» уделено большое
внимание: «Wasserwelten», «Schьler zeitung», «Greenteams».
Повседневная жизнь в немецкоязычных странах ограничивается описанием
нескольких жителей из экс-ГДР: «Olli aus Ostdeutschland», «Zu einer anderen
Welt», «3.Oktober 2000»
Эту обучающую программу я нахожу очень интересной по содержанию.
3. «Kaleidoskop»
(www.goethe.de/z/50/alltag/deindex.htm)
Краткое описание
Тексты и интервью составлены В.Хибером и группой его коллег при
поддержке Гетте-института.
Потенциальные пользователи этой обучающей программы – учителя
немецкого языка и лица, изучающие немецкий язык начиная с начальной ступени
обучения.
К главным целям обучения относятся понимание прочитанного, написание
текстов, межкультурное обучение и компетенция в технических средствах
обучения.
На переднем плане стоит элементарное владение знанием повседневного
немецкого языка. Материал преподносится в качестве стимула для обмена
знаниями.
В качестве важнейших форм упражнений можно назвать такие как свободное
написание текста или сообщения и аутентичные задания в форме web-поисков.
Стратегия обучения
Упражнения для развития навыков понимания прочитанного по большей
части отсутствуют, тексты играют информативную роль. Только в главе
«Meinungen № 1» появляются два задания: привести в порядок надписи под
текстом и вставить слова.
Упражнения на аудирование представлены также сжато. Есть только одно
интервью для прослушивания, и то при условии наличия в компьютере «Real
Player».
В качестве упражнений по написанию текста в конце каждой главы
предлагается написать и отправить сообщение по соответствующей теме. Здесь
также предлагается составить сообщение о себе и опубликовать его в
Интернете.
К компетенции в медиасредствах обучения относится техническая
поддержка, которой можно воспользоваться при отправлении сообщений.
Межкультурное обучение представлено во многих главах: например,
«Eindrьcke № 3, 4, 8», где иностранцы выражают свое мнение о людях,
питании и семье в Германии. В главе «Geschmack – Essen» есть информационный
словарик об интернациональных привычках питания в Германии. В главе
«Meinungen – 2, 7, 9, 11» обсуждаются такие темы как «Heimat», «Auslдnder»,
«Englisch – Wortgeschichte», «Englisch im der deutschen Alltagssprache».
Грамматика в этой обучающей программе не тренируется.
Большинство упражнений наводят на мысль о том, что все материалы
используются как сопровождение к традиционному учебнику. Но все же эти
материалы имеют большое «медиальное значение». Такие темы как «Orientierung
– Adresse suchen; U-Bahn fahren», «Meinungen – Dialekt», «Spaziergдnge»,
«Internet-Kameras» вряд ли возможно обработать и презентировать при помощи
традиционных средств.
Лексика
В данной обучающей программе не предусмотрен поиск незнакомых слов в
Интернет-словарях. Лишь некоторые понятия, определенные самими авторами,
маркированы, и, кликнув на них, можно найти их толкование. Например
«Pausenbrot» – «man nimmt es von zu Hause und iЯt in der Schulpause».
Грамматика
Грамматика отсутствует в этой обучающей программе.
Методика
В обучающей программе «Kaleidoskop» отсутствуют какие-либо
рекомендации по работе, поэтому учитель должен сам разрабатывать дальнейшую
работу с материалом. В некоторых главах учащимся предлагается
подискутировать и обменяться мнениями. Это без сомнения ведет к свободному
общению на языке но не управляется самой программой. Таким образом у
учителя появляется огромное количество работы, чтобы этот материал
дидактизировать. Так как только чтение и понимание прочитанного я считаю
недостаточным.
К преимуществу этой программы относится то, что здесь уделяется
большое внимание свободному написанию сообщений на различные темы.
Написание текста – тяжелейшее задание. Здесь же учащийся может в любое
время спросить на форуме совета у сверстников или обсудить какую-либо
возникшую трудность.
Данная программа богата различными видами текстов. Это интервью и
диалоги, тексты по специальности или по предмету, объявления о знакомстве,
список желаемых подарков к Рождеству, пригласительные открытки, описания
путешествий из туристических брошюр, фотографии и статьи. Все это делает
программу очень интересной и разнообразной.
Оформление
Опыт работы с этой обучающей программой показывает, что соединение с
другими источниками очень удобно. Это делает возможным индивидуальные пути
обучения для лиц, самостоятельно занимающихся языком. Весь материал можно
рассматривать как предназначенный для начальной ступени обучения. Но здесь
есть пути обучения и для более высокого уровня. В главе «Meinungen – 9»
есть дополнительная информация для лиц, уже имеющих более глубокие знания.
Так что можно сказать, что эти материалы по сложности предназначены для
учащихся с различными уровнями знаний. Но в заданиях, к сожалению, не
обращается внимания на уровень знаний учащихся.
Выбор материалов достаточен, к тому же тексты сопровождаются
картинками, фотографиями и географическими картами. Они помогают лучше
понять содержание текстов и дают поводы для дополнительных дискуссий.
Web-страницы визуально наглядны и привлекательны. С главной страницы
можно легко найти все, что ищешь. Но материалы разнообразны только по
содержанию, не по структуре.
Мультимедийный характер хорошо выражается в главе «Internet-Kameras».
Кроме того, в каждой главе можно использовать E-Mail.
Взаимодействие
По моему мнению, все главы этой обучающей программы образуют настоящее
взаимодействие «человек–машина», так как все материалы можно самостоятельно
прорабатывать, если для этого есть достаточно знаний.
К сожалению, отсутствуют задания с соответствующими ответами на них
для самоконтроля. Проверка выполненной работы очень важна для учащихся, так
как это способствует прогрессу в обучении.
Если программа вводится в занятие, то учителю уже не нужно
поддерживать коммуникацию с учащимися при помощи каких-либо других средств.
Главы «Meinungen – 1, 2, 5, 6, 9» дают большие возможности для этого. Здесь
предлагаются различные дискуссионные вопросы, аргументы за и против, мнения
различных людей. Учащимся предлагается выразить свое мнение по таким
вопросам как «Heimat», «Menschen in Deutschland», «Rauchen»,
«Computerwelt», «Englisch in der deutschen Alltagssprache».
Страноведение
Что касается страноведения, то эта обучающая программа богата большими
возможностями. В главе «Menschen – 11» можно встретить не только городских
жителей, но и жителей деревни, благодаря чему мы в большем объеме узнаем о
жизни в Германии.
Жизнь в семье, в школе, на работе, в свободное время представлена
тематически очень объемно. К теме «Familie» есть достаточно материала в
таких главах как «Geschmak–Wohnort», «Tat-Orte – 1», «Menschen – 9»,
«Meinungen – 1, 6», «Eindrьcke – 6, 8». Тема «Schule» представлена в таких
главах как «Menschen – 5, 12, 16», «Eindrьcke – 5», тема «Arbeit»: «Tat-
Orte –12», «Menschen – 2, 3, 4, 6, 8, 11, 13, 15», «Meinungen – 6». Тема
«Freizeit»: «Geschmack – Ferien, Musik, Kino, Fernsehen, Bьcher, Sport»,
«Tat-Orte – 11», «Menschen – 1, 7», «Feste», «Meinungen – 6». Итак, здесь
мы видим богатую палитру самых употребляемых тем, где встречаются люди из
различных социальных слоев: рабочие, предприниматели, студенты, школьники,
крестьяне, пенсионеры, солдаты, иностранцы (главы «Menschen», «Meinungen»,
«Eindrьcke»). Здесь также обсуждается тема восточных земель Германии (глава
«Meinungen – 4, 6). Уделяется внимание таким актуальным проблемам как
«Umwelt» (глава «Tat-Orte – 7», «Orientierung – 4», «Meinungen – 5») и
«Computergesellschaft» («Meinungen – 9»).
Данная обучающая программа произвела на меня хорошее впечатление
благодаря разнообразию самых различных тем, которые обсуждаются реальными
людьми. Многие дискуссии способствуют проявлению языковой инициативы.
4. «Lernnetz – Deutsch als Fremdsprache»
(http://scoll.telia.se/TIS/tyska)
Краткое описание
Эта обучающая программа произведена в Швейцарии. Авторы – J.Jдnen и
J.Hallonqvist.
Аутентичные тексты этой программы подходят для обучающихся в группах
или классах с уровнем языковых знаний от начальных до высоких. Лица,
самостоятельно занимающиеся языком, могут также принимать участие в этой
обучающей программе. В первую очередь, это шведские школьники, которые
изучают немецкий как иностранный язык.
Цели обучения этой программы следующие: понимание прочитанного,
аудирование, написание текстов и докладов, компетенция в технических
средствах обучения.
«Lernnetz» – поддерживаемое Интернетом средство обучения, составленное
по страноведческим темам, где Грамматика играет важную роль.
Здесь предлагается богатый выбор различных видов упражнений: это
поисковые и проектные задания, вопросы для проверки понимания и знания
содержания аутентичных текстов, упражнения по грамматике.
Стратегия обучения
Чтобы добиться понимания прочитанного, по большей части ставятся
вопросы по содержанию текста (Netzteile 4, 12, 13, 17), иногда предлагаются
варианты ответов (Netzteile 8, 21). В разделе 33 предлагается написать
данные по содержанию текста.
Для аудирования предлагаются следующие упражнения: в разделе 6
учащиеся прослушивают новости из «Radio Schweden» и должны при этом найти и
выделить их заголовки. В разделе 14 слушают прогноз погоды и отвечают на
вопросы к этому сообщению. В разделе 26 смотрят и слушают «Die Deutsche
Tagesschau» и сравнивают его с предложенным текстом. В главе 32 «Deutsche
Welle» предлагает пьесы, но упражнения к ним к сожалению отсутствуют.
Во многих разделах тренируется написание текста. При этом пишутся
сочинения (Netzteil 22), объявления (Netzteil 25), рецепты (Netzteil 5),
публикации о розыске и задержании преступника (Netzteil 7), газетные статьи
(Netzteil 8). Также нужно написать, как бы хотелось жить ( Netzteil 3) и
как играют в футбол (Netzteil 13). В разделах 2 и 8 пишутся рефераты.
Компетенция в технических средствах обучения тренируется в разделе 22,
где требуется собрать информацию при помощи поисковых машин и после этого
написать сочинение.
Межкультурное обучение представляется в разделах 5 и 25, в которых
предлагаются рецепты и контактные объявления из различных стран.
Грамматическая компетенция тренируется активно, но упражнения большей
частью примитивные, слова часто не соответствуют теме. В этой обучающей
программе предлагаются следующие грамматические темы: Prдpositionen im
Akkusativ (Netzteil 5), Imperativ, wenn- und ob-Nebensдtze (Netzteil 21),
Modalverben (Netzteil 3), Personalpronomen (Netzteile 4, 7).
Языковые упражнения представлены сжато. Только в разделе 7 можно
описать автопортрет А.Дюрера.
Не всегда задания направлены на достижение поставленных целей
обучения. Так в разделе 1 предложенные упражнения едва ли помогут описать
путешествие. В разделе 7 не ясно, для чего там вообще упражнения.
Но в то же время многие задания приспособлены именно для работы в сети
и едва ли могут быть выполнены при помощи других технических средств
обучения. Например в разделах 1, 2 и 11 для описания путешествия необходимы
географическая карта Германии, составитель маршрута, определение места
стоянок, расписание движения поездов и соответствующие маршруты поездов.
Для разделов 5 и 9 в Интернете нужно найти коллекцию рецептов.
Раздел 7 содержит большое количество материалов об Альбрехте Дюрере,
его жизни, творчестве и о музеях, которые связанны с его именем.
В разделе 10 можно сделать покупки в Интернете.
Задания в вышеперечисленных разделах можно осуществить также и при
помощи традиционных учебников, но уже при потере многих инициативных
возможностей.
Лексика
В обучающей программе «Lernnetz» большая роль уделяется работе с
лексикой.
В разделе 12 незнакомые слова в тексте объясняются при помощи картинок
Страницы: 1, 2, 3
|