Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция
одной или нескольких букв. Это наиболее легкий вид загадок, так как
достаточно по приводящим признакам отгадать слово с одной из указанных
букв, чтобы легко определить и все остальные слова.
1. СБ - мучительной бываю,
СМ - одежду пожираю,
СР - актеру я нужна,
СС - для повара важна. (Боль - моль - роль - соль)
2. С буквы 4 для вас я
Друг, приятель.
А стоит 4 сменить на Г,
Как перед вами встанет неприятель. (Врач - враг)
3. С буквой Д вперед шагаю
От зари и до зари.
С П торчу, затем - не знаю.
С Т я людям помогаю
Даже в самый сильный зной.
С Л всегда и всем мешаю,
Не дружите вы со мной. (День - пень - тень - лень)
в) анаграмма - это если от какого-то слова в результате перестановки в нем
букв образовано другое слово, которое имеет уже другой смысл. Дополнять или
отбрасывать буквы не разрешается.
Дорога - (города)
Баян - (баня)
Банка - (кабан)
Вобла - (обвал)
Вижу зверей - (живу резвей)
Камыш - (мышка)
Корма - (комар)
Коршун - (шнурок)
Ложа - (жало)
Мать - (тьма)
Масло - (смола)
Мошкара - (ромашка)
Метрика - (материк)
Насос - (сосна)
Просо - (опрос)
Подвода - (водопад)
Палки - капли - лапки - липки - пилка
Приток - портик - тропик
Пион - пони
Рост - (сорт, торс, трос)
Росинка - (соринка)
Сел - (лес)
Шпала - (лапша)
Ямка - (маяк)
г) логогриф - род загадки, в которой задуманное слово получает различное
значение от перестановки или выбрасывания букв.
1. Без 1 буквы - река,
Без 2-х - местоимение,
Без 3-х - предлог. (Крона - Рона, она, на)
2. Вам известно или нет,
Есть такой на свете цвет.
Если ноту уберете,
В лес сосновый попадете. (Бордо - бор)
3. Я - синоним к слову бык
И известен всем,
Но прибавь мне букву К,
И я козляток съем. (Вол - волк)
4. Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты И прибавишь -
И стану птицей я лесной. (Волга - иволга)
6) Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую может
быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и
закономерности природы.
Давая детям такие загадки, учитель ставит их в ситуацию, когда они
должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнения,
аналогию рассмотрения явлений с разных сторон, поиск путей решения и др.).
Это стимулирует развитие самостоятельного мышления, гибкости ума. Пробные
игры требуют употребления различных лексикограмматических структур,
следовательно, они развивают речь детей и совершенствуют умение
рассказывать четко и образно.
Акробаты.
1. На зеленом лугу они прыгают и веселятся.
Оттолкнутся пружинистыми нохками и падают. Хоть куда упади - не
страшно: везде листики, травинки - мягкие перинки.
Прыгают как акробаты: прыг-скок, прыг-скок. Сто былинок - сто перинок,
всякая травинка мягче, чем перинка: прыг-скок, прыг-скок.
(Кузнечики)
(А.
Гумбасов «Телеграмма»)
(Изд. «Малыш», 1985)
2. Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не
строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко
зарываются в ил.
(Лягушки)
Кроме того, все игры можно разделить на 2 большие группы:
1. Игры, разрабатываемые учителем. Некоторые учителя вносят элемент
игры в опорные сигналы, графические конспекты. После разработки
игры учитель предлагает ее детям. На этом этапе от учителя
требуется терпение, такт, умелое руководство игрой.
2. Игры, составленные учащимися под руководством учителя. При этом
проявляется большая творческая активность. Создание игр имеет
большое воспитательное значение, так как в ходе работы учащиеся
должны проявить творчество, трудолюбие, изобретательность.
Предложенные здесь игры составляют открытую систему, так как они могут
быть дополнены вновь разработанными природоведческими играми.
§2 Значение природоведческих игр в развитии учащихся.
В теории и практике применения игр в учебном процессе придается
большое значение этой форме организации деятельности детей.
Прежде всего игра для ребенка - важный источник информации об
окружающем мире.
Кроме того, игра, поскольку это порождение деятельности, посредством
которой ребенок пытается преобразовать действительность, изменить мир,
помогает формированию и проявлению потребности ребенка воздействовать на
окружающий мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности. Разрешение
какой-то определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с
преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду.
Одновременно развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать,
сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять
память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное -
обретают вкус к учебной деятельности.
При проведении игр следует отметить:
- ребенок, прошедший в школьном детстве через игры, более подготовлен
к творческой деятельности;
- игра, ее форма должна быть доступна детям по содержанию,
соответствовать их уровню развития;
- яркая наглядность способствует проведению игры;
- игровой и занимательный материал должен быть разнообразен, иметь
тесную связь с изучаемым материалом по теме.
Игры развивающего характера эффективны в использовании в учебной и
внеурочной деятельности в начальной школе. В игре ребенок раскрывает себя и
делает первые шаги к установлению взаимоотношений с педагогом и
сверстниками; закрепляет нормы общения в коллективе; играя, ребенок
вступает в мир человеческих действий и отношений, приобретает необходимые
знания, умения и навыки.
Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае,
если она обеспечивает:
1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и
воспитание у школьника умения учиться;
2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а
как учение; ребенок должен сознательно прийти к учебной ориентации
на овладение способами учебных действий.
Понимая, какие функции должна выполнять игра в школьном обучении,
учитель может проверить, удачно ли он использовал игру на уроке в том или
ином конкретном случае.
Игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом,
обогащает его внутренний мир, определяет направление его интересов.
Неоценима роль игр в сенсорном развитии учащихся. Они способствуют
развитию наблюдательности, творческих способностей, изобретательности,
самоутверждения, настойчивости, стремления к успеху. Особая роль игр
заключается в возможности безболезненного перехода ребенка из игровой в
учебную деятельность, что и является ведущей задачей начального этапа
обучения.
Занимательность вообще и игры в частности дает учителю возможность не
только по-новому преподнести научные знания, но и значительно расширить
средства для формирования и развития представлений и понятий учащихся о тех
или иных природных явлениях, развития у учащихся интереса к изучению
природоведения. Она дает возможность детям в увлекательной, яркой, игровой
форме усваивать новый материал, обогащать ранее полученные знания. Уроки с
применением игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к
поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию,
найти самостоятельное решение. Систематическое включение занимательного
материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-
воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на
окружающий мир. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности-
любителя, охранника природы.
Разработка, организация и проведение игр учителем совершенствуют его
профессиональные качества.
В процессе разработки и проведения игры, педагог приобретает
дополнительный запас новых знаний; умение планировать предполагаемые в игре
действия; распределять во времени психическую нагрузку, сопряженную с
сюжетом игры. Тем самым система развивающего обучения, принятая конкретным
педагогом, обогащенная собственными идеями и новообразованиями в различных
областях и, в частности, в области игровой деятельности, совершенствуют
личность самого педагога.
§3 Методика применения игр на уроках природоведения.
Для выяснения влияния игр и игровых ситуаций на качество знаний
учащихся нами разработана конкретная методика использования игр в учебном
процессе. Было разработано 3 урока. Приведем примеры уроков природоведения.
Мы разработали и провели вариант многоплановой сюжетно-ролевой игры -
игры-путешествия. Данную игру можно использовать в различных возрастных
группах (в рамках начальной школы), создавая реальные условия повышения
эффективности работы учителей начальных классов и удобства младшим
школьникам для восприятия необходимого дидактического материала.
Сюжетно-ролевая игра-путешествие развивающего характера, содержащая
план путешествия в рамках урока обобщения по природоведению.
I тема: «Игра-путешествие «По Зимней Стране», спланированную в
соответствии с темой «Зима». Изменения в живой и неживой природе».
Литература: 1) Занимательное азбуковедение. Книга для учителя (ст. В.
Волина - М., Просвещение, 1991)
2) Карабельников В.А. Краски природы - М., Просвещение, 1989
3) Журнал «Начальная школа» №2 1995
Оборудование: Плакат-карта Зимней Страны, плакат для игры «Фотоглаз»,
ребус, жетоны, наборы открыток: «Птицы России», «Птичий двор», «Кошки».
Цель: дать младшим школьникам основы экологических знаний, развивать
чувство ответственности и бережного отношения к природе, окружающему миру,
действительности в целом. Поставить ребенка в ситуацию самостоятельного
поиска правильных решений в данной ситуации.
Краткое описание.
Ребята получают письмо от Сороки-Белобоки и Старичка-Лесовичка с
просьбой о помощи, которое определяет необходимость и важность предстоящего
путешествия. Письмо знакомит ребят с героиней игры - Зимней Страной и ее
противницей - Снежной Королевой, чары которой нужно преодолеть.
В игру участвуют три команды, которые совершают путешествие по Зимней
Стране, спешат на помощь к Старичку-Лесовичку и Сороке-Белобоке, которые,
сражаясь со Снежной Королевой, жаждут освободить Красавицу Весну,
путешествуя в соответствии с указаниями на карте и маршрутных листах,
учащиеся выполняют задания Снежной Королевы. В этом им помогают знания по
предмету, умение логически мыслить, самостоятельные наблюдения за природой,
сообразительность, находчивость.
Поэтапное описание.
1. Подготовительный этап заключался в систематизации знаний,
полученных на предыдущих уроках.
2. Игровое действие:
Первая станция на пути «В гостях у непогодушки»:
а) перечислите изменения в неживой природе с приходом зимы.
Определите ваши представления о неживой природе.
б) обрисуйте характер нынешней зимы:
- температуры воздуха,
- осадки,
- как часто дули ветры.
в) В чем основные отличия зимней погоды от осенней?
Вторая станция «Снег и лед»:
а) Загадка: «Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет».
Каким бывает снег зимой?
(Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под
действием тепла превращается в воду.)
б) Назовите, в каких состояниях бывает снег?
(Поземка - снег лежит на земле, пороша - первый
выпавший снег, крупка - небольшой снег в виде крупок, изморозь - белый
пушистый снег, хлопья - сросшиеся слитки, единые кусочки снега.)
в) Где можно видеть лед зимой? Какой он?
(Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла
превращается в воду.)
Третье препятствие - игра «Фотоглаз»:
а) Сфотографируйте глазами как можно больше снежных слов и запомните:
Снег Пороша Иней
Снеговик Крупка Хлопья
Поземка Снежинка Сугроб
Снегири Изморозь Снежок
Какое слово здесь не снежное? Почему?
б) «Зимний лес»
1. Как изменились деревья с приходом зимы?
2. Кто работает в лесу?
3. Какую роль играет снег в жизни растений? Как зимуют клюква,
земляника, пшеница, посаженная осенью?
Привал «Птичий»:
1. Отгадайте загадки: Верещунья белобока,
А зовут ее ….. (сорока)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крохи собирает ….
(воробей)
2. Найди птицу. Работа с набором открыток.
Преодолев препятствие, мы пришли к замку Снежной Королевы. Осталось
разгадать ребус, узнать, кого заточила в своем замке Королева.
- - - -
- - - сна (Весна)
- - - -
Сорока-Белобока и Старичок-Лесовичок завершают удачное путешествие
своей благодарностью.
Второй вариант урока, который мы разработали и провели, направлен на
развитие восприятия у детей.
II тема: «Весна в жизни растений и животных».
Цель: Наблюдения за животными или растениями. Наблюдение за погодой и
временем года. Научить ребенка видеть разные стороны животных и растений:
познавательные и эстетические, нравственные. Эстетическое восприятие
направлено на поэтические сравнения, цветовые сочетания, причудливые формы,
контрастные размеры, красоту общего вида и деталей, чувства, которые они
вызывают, разнообразие движений и поз у животных, их чувства. Нравственное
восприятие предполагает сочувствие, стремление защитить, помочь, видеть
отношения между животными. Познавательное восприятие направлено на
выделение формы с структурой предмета, его частей, их особенностей (формы,
цвета, качества, поверхности, размера, расположение, пропорции,
температуры, цвета), образ жизни, повадки, местность произрастания растений
и обитания животных.
При наблюдении за погодой в разное время года надо уделять внимание
небу, осадкам, изменению окраски окружающей местности, изменению настроения
у людей, их деятельности, изменению в растительном и животном мире. Здесь
важно показать взаимосвязь всех изменений, чтобы сформировать целостный
образ явления. Для этого можно использовать поэтические сравнения, стихи,
иллюстрации, дать возможность физически ощутить эти изменения и природные
воздействия, показать способы их изображения в рисунках, подбирать цвета,
характерные для природных изменений.
Главная задача - закрепить за каждым новым понятием (словом,
названием) зрительные образы, весь комплекс других ощущений (запаха,
звуков, температуры и др.), а также настроений и активной деятельности,
эстетическое восприятие и знания об особенностях этих явлений.
1. Расскажи об этих животных.
(Даны рисунки - волка, лисы, зайца)
Как называются эти животные? Где они живут? Опиши их внешний вид.
Какие они по характеру и повадкам? Что ты еще знаешь? По ходу беседы с
ребенком добавляем ему новую информацию, помогая последовательно и
подроьно отвечать на наши вопросы. Дополнительно читаем рассказы об
этих животных, знакомим ребенка с неизвестными ему животными. При
описании сравниваем их с другими животными.
2. Угадай, о каком животном здесь говорится:
- рыжая, с длинным пушистым хвостом, живет в лесу в норе;
- длинные уши, прыгает, короткий хвост, спит под елочкой и в ямках;
- долбит дерево длинным носом, в красной шапочке;
- у него есть свой шланг, из которого он обливается, когда жарко, и
есть два веера, которыми он машет. Он большой и умный;
- зеленый, живет у реки, похож на бревно. У него большая пасть и
острые зубы.
Потом ребенок сам загадывает другим ребятам такие же загадки про
других животных.
3. Угадай, о каком цветочке здесь говорится:
У него чудесный Желтый сарафанчик
Золотистый цвет. Я сменю потом
Он большого солнца На легкий и воздушный,
Маленький портрет. Ветерку послушный.
Белые платьица, Голубое платьице
Желтые брошки, На тоненькой былинке,
Ни пятнышка нет Качается и гнется
На красивой одежке. У солнечной тропинки.
4. Угадай, о каком времени года здесь говорится:
Вышел на просторы Падают снежинки
Погулять мороз. Тихо с высоты.
Белые узоры В белые метели
В косах у берез. Утром до зари
Снежные тропинки, В рощу прилетели
Голые кусты, Стайкой снегири.
(Е. Авдиенко)
Снег теперь уже не тот - Облака бегут быстрей,
Потемнел он в поле, Небо стало выше,
На озерах треснул лед, Зачирикал воробей
Будто раскололи. Веселей на крыше.
(С. Маршак)
Улетели птицы разные, По лугу пестреют
Смолк их звонкий перепев, Яркие цветы,
А рябина праздник празднует, Золотом облиты
Бусы красные надев. Зеленые листы.
(О. Высоцкая)
(И. Суриков)
Потом дети рисуют к стихам рисунки.
5. Угадай, о какой птичке я расскажу:
Мы даем 4 картинки с изображенными на них птицами (кукушка, дятел,
ласточка, синица), он мысленно выбирает птицу и рассказывает все, что
о ней знает, описывает ее, другой ребенок должен угадать, о какой
птице идет речь. Потом то же самое выполняет другой ребенок и так
далее.
6. Угадай, какая это погода:
- гремит гром, сверкает молния;
- с неба льется вода;
- с неба падает белая и холодная вата;
- все гуляют, загорают;
- дождика нет, стало грустно, все краски потускнели.
Что еще бывает в такую погоду? Нарисуй погоду.
III. Общение детей с природой можно сделать более интересным, если во
время прогулок, экскурсий, походов организовать наблюдения, игры,
викторины.
Нами разработано внеклассное мероприятие, которое мы рекомендуем
провести в загородном лагере или во время туристского похода в конце
учебного года. В него можно включить одну из игр: «Тропой Робинзона», «По
лесной тропинке», «Ключ старого леса», «В лес по загадки», «В царстве
Берендея».
До начала игры команды прибывают на лесную поляну. Пропуском на нее
служит правильный ответ на шуточный вопрос или загадку о природе.
Лесной царь Берендей со своей свитой приветствует ребят и выражает
надежду, что дети знают правила поведения в лесу и сумеют ответить на
вопросы и задания, которые получат во время игры.
Далее ведущие знакомят школьников с условиями игры, раздают маршрутные
листы. На маршрутном листе указаны названия этапа, номера заданий, оценка,
подпись судьи. Внизу — общий итог.
Этапы могут быть такими: «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз»,
«Маленькие тайны природы», «Охрана природы» или «Береги природу», «Бюро
погоды». Количество этапов можно сократить.
На каждом этапе команде выдается карточка с вопросами, а на первых
трех этапах даются еще и практические задания: определить по веточкам пять
деревьев и кустарников, три лекарственных растения и т. п.
Пока жюри подводит итоги, ведущие организуют на поляне игры.
Приведенные ниже задания и вопросы можно использовать также при проведении
викторин, КВН.
«Зеленый друг».
Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах?
(Ель, сосна, лиственница, можжевельник.)
Чем ценна древесина лиственницы?
(Устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений,
в судостроении, в производстве самолетов, в машиностроении.)
Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему?
(Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и
от обжигающих лучей солнца.)
Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет?
(Сосна — светолюбивое дерево.)
Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?
(В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши,
поедающие опасных для леса насекомых.)
Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища?
(Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоем от излишнего
испарения.)
Какое дерево цветет позднее всех?
(Липа. Цветет летом.)
Какое растение называют северной мимозой?
(Кислицу. За то, что от ярких солнечных лучей, от капли дождя листочки
складываются и «вянут», как у мимозы стыдливой.)
Какие ядовитые грибы растут в наших лесах?
(Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский
гриб.)
Съедобен ли дождевик?
(Молодые дождевики едят.)
В какое время суток следует отправляться за грибами?
(С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый.)
Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы?
Зверя?
(Вороний глаз. Волчье лыко.)
Какую ягоду называют северным гранатом?
(Костянику.)
«Лесная аптека».
Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
(Приложить лист подорожника.)
Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и
укусе насекомых?
(Листья подорожника.)
Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
(Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит
дезинфицирующее вещество сфагнол.)
Какая ягода заменяет лимон?
(Клюква, содержит лимонную кислоту.)
Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
(Черной смородины, шиповника.)
Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
(Отвар из сухих цветков и листьев — хорошее средство от кашля.)
Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?
(Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и
бессоннице.)
Какие болезни лечит красавица-березка?
(Почки березы используют как мочегонное, потогонное и желчегонное
средство.)
Когда следует собирать лекарственное сырье?
(Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки —
в начале цветения; листья — перед цветением или в начале его; корни и
корневища — весной и осенью; кору — весной, в начале сокодвижения, когда
она хорошо отделяется. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда
высохнет роса.)
Назовите правила сушки лекарственного сырья.
(Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого
солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну
сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три-четыре раза в
день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше
навеса, на солнце.)
«Остроглаз»
Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?
(Воронье — лотком, сорочье — круглое, с крышей.)
Как по клюву различить молодого грача и взрослого?
(У взрослого грача основание клюва белое.)
Какие птицы прилетают весной раньше — стрижи или ласточки? Почему?
(Ласточки, так как могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе,
где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)
Какая птица умело подражает голосам многих птиц?
(Скворец.)
У птенцов рот ярко-красный или оранжевый. Почему?
(Кричат голодные птенцы. Привлеченные красным цветом (сигнал тревоги)
птицы-родители суют корм в раскрытый клюв.)
На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья работа?
(Дятел весной пил березовый сок.) - Кто кукует у кукушки? (Самец.)
Какие насекомые появляются весной первыми? Почему?
(Зеленовато-синие гренландские мухи, бабочки крапивницы, лимонницы,
комары-толкуны, божьи коровки, шмели, пчелы, муравьи. Они зимуют во
взрослом состоянии.)
Какие ягоды можно собирать весной из-под снега?
(Клюкву, бруснику.)
Что означает «плач» березы весной?
(Сокодвижение. В средней полосе бывает в апреле.)
Какое травянистое растение зацветает первым? Когда?
(Мать-и-мачеха, в апреле.)
Какое растение называют «цветок-букетик»? Почему?
(Медуницу. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на
стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая,
цветки меняют окраску.)
Почему у березы молодые листочки клейкие?
(Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)
Какое значение имеет листопад?
(Приспособление к зимней засухе; выброс ненужных веществ с листьями;
защита дерева от поломок.)
У каких растений листья краснеют?
(У рябины, осины, черемухи, смородины, манжетки.)
Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними?
(Они самые молодые, дольше живут.)
Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму?
(Зимний дуб.)
У каких растений семена снабжены «парашютами»?
(У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы.)
Какие животные помогают распространять семена?
(Птицы, мыши, собаки, муравьи, бурундуки.)
«Маленькие тайны природы».
Летом на траве, цветках можно увидеть комочки пены, похожие на слюну.
Что это такое?
(Это домик личинки цикадки-пенницы, или слюнявицы. Она высасывает сок
из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое
клейкое вещество.)
«Летят паутины над сонным жнивьем». (М. Исаковский.) Объясните это
явление. Когда оно бывает?
(Летающие нити — это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие
паучки. Осенью.)
Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?
(Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
Какое дерево «переодевается», становясь то серо-серебристым, то
зеленым?
(Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в
безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно
сплющены.)
Почему крапива «жжется»?
(В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При
прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие крем-незем стенки
волосков делают ранку на коже жидкость выливается в ранку и вызывает
жжение.)
Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на трое-четверо
суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают,
выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь?
(На теле зайчонка нет потовых желез — они расположены на подошвах лап,
а лапки зайчонок подбирает под себя.)
Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Как называют зайчат
каждого выводка?
(Зайчата первого выводка — «настовики», так как они появляются, когда
на снегу есть наст; летние зайчата — «колосовики» и «травники»; осенние —
«листопадники».)
Как называют гнездо белки?
(Гайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано листьями, ветками
ели, внутри выстлано мхом, травой, шерстью, иногда мелко нащипанным лыком.
У заботливой матери белки бывает от трех до пяти гнезд. Когда в теплом
гнезде разводятся паразиты, белка переносит бельчат в другое гнездо. То же
самое она делает в момент опасности.)
Какой зверь самый чистоплотный?
(Барсук. Около норы всегда чисто, туалет — глубокие ямки — барсук
устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук
зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстка от прилипшей
к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски.)
На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел
несколько минут Для чего?
(Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов —
муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.)
Почему яркую божью коровку птицы не клюют?
(Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого
жучка.)
Назовите самого прожорливого хищника планеты.
(Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше,
чем весит сама.)
Почему луговую герань называют журавельником?
(Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)
«Охрана природы».
Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
(Лесную подстилку образуют лежащие нг поверхности почвы отмершие хвоя,
листы деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов,
создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых и т.
п., предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)
Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку,
выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?
(Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой, может быть,
300—500 лет.)
Напомните правила сбора грибов.
(Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или
выкручивать, ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомых и
старых грибов, не трогать ядовитых. Ими лечатся лоси и другие животные.)
Почему не в каждом лесу растут лишайники?
(Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)
Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать
магнитофоны, разжигать костры?
(Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать
гнезда, зверюшек искать укромные места.)
Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?
(Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца
руками, не брать в руки птенцов.)
Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить
их домой?
(Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить
птенца трудно; выпущенный на волю, он будет беспомощным.)
Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно.
(Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)
Каковы причины лесных пожаров?
(Непотушенный костер, окурок, молния.)
Как правильно разжечь костер?
Вырать место подальше от деревьев, снять дерн и положить под куст
подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить
дерн обратно и хорошо полить.)
Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
(Фотоохота.)
«Бюро погоды».
Какая будет погода?
Рыба не клюет — она сыта.
Пчелы сидят в улье и громко гудят.
Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.
Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.
Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина,
желтой акации.
Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.
Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.
Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.
Крот нагребает высокие холмики.
Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
(Все это признаки ухудшения погоды.)
Какая будет погода?
Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.
Ласточки и стрижи летают высоко.
Комары-толкуны толкутся столбом.
Поздно вечером сильно трещат кузнечики.
Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.
Соловей поет всю ночь.
Птицы весело поют.
Раскрыты цветки кувшинки.
Голуби разворковались.
Паук усиленно плетет сети. (К сухой погоде.)
(Все это признаки хорошей погоды.)
Литература.
Верзилин Н. М. По следам Робинзона.— Л„ 1974.
Балбышев И. Н. Лесные встречи.— Л., 1981;
Родная природа.— Л., 1975; Из жизни леса.— Л., 1987.
Дмитриев Ю. Д. Путешествие на всю жизнь.— М., 1977; Солнцеворот.— М.,
1975.
Стрижев А. Н. Календарь русской природы.— М., 1981.
Плавильщиков Н. Н. Юным любителям природы.— М., 1975.
Ползунов И. Д. Месяцеслов, 1973.
Стрижев А.Н. Профиль года («Человек и природа»), 1978.
§4 Ход и результаты эксперимента.
Разработанные нами уроки были проверены в опытно-экспериментальном
обучении во время педагогической практики в школе №1804 во 2 «Б» классе.
Нам не удалось выделить контрольный класс, поэтому сравнение
результатов экспериментального обучения проводилось с результатами
констатирующего эксперимента, описанного нами в §3 главы I.
На этапе формирующего эксперимента были проведены разработанные нами и
описанные в предыдущем параграфе уроки, в которые включены игры. В этом
случае, как показывают наши наблюдения, дети на уроке были более активны,
высказывали много своих суждений и проявляли интерес к предмету.
Стеснительные и робкие дети стали поднимать руку и пытаться ответить. Так
на уроке «Игра-путешествие «По Зимней Стране» мы зафиксировали 7
самостоятельных суждений, а на уроке «Весна в жизни животных и растений», с
применением игр, таких суждений было 15.
Эти данные подтверждает заключительная анкета. Она была проведена по
тому же тексту. Были получены такие результаты:
|08.02.2001 |14.03.2001 |
|Нравится ли тебе учиться? |
|Да - 10 |11 |
|Нет - 2 |--- |
|Не очень - 3 |1 |
|Не знаю - 1 |--- |
|2. Назови свой любимый предмет. |
|Большинство отвечали: труд, |Природоведение, чтение, |
|физкультура, ИЗО, математика |математика |
|3. Какая работа на уроках природоведения тебе больше всего |
|нравится? |
|Экскурсия |Практическая, экскурсия |
|4. Если б ты был учителем, чего на уроках у тебя было бы больше? |
|Бесед, экскурсий |Работы с полезными ископаемыми, |
| |практических работ, игр, |
| |кроссвордов, походов в лес |
|5. Нравятся ли тебе уроки природоведения? |
|Да - 7 |11 |
|Нет - 1 |--- |
|Не очень - 5 |2 |
|Не знаю - 1 |1 |
|6. Нравятся ли тебе занимательные игры и упражнения на уроках |
|природоведения? |
|Да - 7 |14 |
|Нет - 2 |--- |
|Не очень - 1 |--- |
|Не знаю - 2 |--- |
|Остальные ответили, что не знают,| |
|что такое занимательный материал,| |
|и что игр у них на уроках | |
|природоведения не было! | |
|7. Если нравятся, то какие? |
|2 чел. - загадки |Почти все ответили: загадки, |
|1 чел. - доклады |кроссворды, ребусы, занимательные|
|1 чел. - стихи |вопросы, лабиринты и т.д. |
|Остальные не знали что ответить! | |
Анализ содержания ответов повторного анкетирования показывает, что
дети стали более заинтересованы в предмете, у них пробудилось желание
активно участвовать в работе на уроке, они проявляли желание узнать больше
того, что они знают. Этот вывод подтверждается и нашими наблюдениями над
деятельностью детей на уроках. Игры, несомненно, повысили активность детей.
Таким образом, результаты эксперимента подтвердили выдвинутую в начале
исследования гипотезу.
Выводы по II главе.
В педагогике и методике обучения нет единого мнения о том, что такое
игра: метод или форма. Однако имеет место неоспоримое утверждение, что игра
- это активная деятельность играющего.
В учебном процессе на начальном этапе обучения игра занимает
значительное место. Основное ее назначение - перевод ребенка из игровой
деятельности в учебную.
Разнообразные игры легко вписываются в обычную методику урока, делают
его более разнообразным и результативным.
Анализ экспериментальных материалов показал, что игра активизирует
деятельность учащихся, способствует развитию его личностных качеств.
Заключение.
Исследование проблемы использования игр на уроках природоведения
показало, что игры можно рассматривать как средство реализации
занимательности в обучении. В истории становления и развития начального
естественнонаучного образования проблема занимательности обучения прошла
своеобразную эволюцию от введения в учебники ярких картинок, живых
интересных описаний объектов природы до разработки и включения в учебный
процесс целого комплекса занимательных материалов, в том числе и игр.
К настоящему времени игра получила серьезное психологическое и
дидактическое обоснование как важный вид деятельности ребенка,
способствующий развитию его личностных качеств и выполняющая важную функцию
постепенного перехода ребенка от игры к учебной деятельности.
Однако в практике обучения природоведению нет системы применения игр.
Преимущественно, игровые материалы учителя составляют сами или подбирают из
разных источников. Недостаточно разработана и методика использования игр на
уроках.
К настоящему времени не решен вопрос статуса игры: идет спор -
относить ли ее к формам или методам обучения. Мы определили для себя и
придерживаемся мнения, что игра - это форма организации учебной
деятельности учащихся, в которой источником знаний может быть слово
(словесные методы), наглядность (наглядные методы), практические действия,
преимущественно моделирование жизненных ситуаций (практические методы).
Игры легко включаются в уже разработанную методику преподавания
природоведения. Они вводят ребенка в мир человеческих действий и отношений,
тем самым закрепляя нормы общения в коллективе, способствуют развитию
личности, основ ее теоретического мышления, творчества как основы личности
младшего школьника; обогащают знания; формируют необходимые умения.
Многоплановые игры обучающего и воспитательного характера позволяют
сделать более эффективным процесс обучения, воспитания и развития младших
школьников.
Высказанные выше положения являются результатом анализа нашего опытно-
экспериментального обучения. Таким образом, подтвердилась гипотеза,
высказанная в начале нашего исследования.
Библиография.
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания
в начальных классах. - М., 2001
2. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»: Пособие для учит. - 2-е
изд., М.: «Просвещение», 1988
3. Балбышев И.Н. Лесные встречи. - Л., 1981; Родная природа. - Л.,
1975; Из жизни леса. - Л., 1987
4. Бахарева А.С. Игра на уроках природоведения: Метод. пособие. -
Шадринск: изд. Шадринского пединститута, 1996, с.27
5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук):
Попул. пособие для родит. и педагогов. - Ярославль «Академия
развития», 1998
6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - Л., 1974
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методич. рекомендации.
8. Волина В., Маклаков К. Естествознание. - АРД Екатеринбург, 1998
9. Волина В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Союз
Санкт-Петербург, 1997
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. -
Вопросы к психологии, №6 1966
12. Герд А.Я. Первые уроки минералогии. - Спб, 1874, с.9
13. Горощенко В.П. Хрестоматия по природоведению. Пособие для учителей.
- М.: Просвещение, 1979
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986
15. Дмитриев Ю.Д. Путешествие на всю жизнь. - М., 1977; Солнцеворот. -
М., 1975
16. Заика Е.В., Лаптушенко Т.Н. Психологическая консультация. Вопросы
психологии. №4 1997
17. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. псих. труды в 2-
х томах. - М., 1986
18. Зуев В.Ф. Избр. педагогич. труды. - М.: изд. АПМРСФСР, 1953, с.56
19. Игра. Рос. пед. Энциклопедия. - М., 1993, т.1
20. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. -
Новокузнецк: изд. НПК, 1998
21. Игры и загадки на уроках природоведения: Метод. пособие. - С.-Пб.,
1995
22. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. -
М.: Новая школа, 1994
23. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе: Попул. пособие
для родит. и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1997
24. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей
шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988
25. Колягин Ю.М., Авдеева Т.К. Еще раз о занимательности в обучении
младших школьников. «Начальная школа», №9-10 1992
26. Коменский А.Я. Великая дидактика. Прилож. к ж. «Начальная школа»,
1975, с.108
27. Крупская Н.К. Педагогические соч. - М., 1959, т.3
28. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 томах. - М., изд. АПНРСФСР, 1983, т.4
29. Мифтакова Л.Н. Игры и игровы задачи на уроках природоведения.
«Начальная школа», №9 1994
30. Немов Р.С. Психология в 3-х т. - кн. 2. - 2-е изд., М.: Просвещение
«Владос», 1995
31. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика исследования природоведения.
- М.: Просвещение, 1990
32. Плешаков А.А. Природоведение в 1,2,3,4 кл. Метод. рекомендации к
учебникам. - М.: Просвещение, 1994
33. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. - М., 1975
34. Ползунов И.Д. Месяцеслов, 1973
35. Пучинина О.А. Игра «В мир за знаниями». - «Начальная школа», №2
1997
36. Рутцова Н.С. Кроссворды на уроках природоведения. - «Начальная
школа», №6 1994
37. Сапронова Д.Д. Использование занимательных материалов на уроке
природоведение. - «Начальная школа», №7-8 1994
38. Смекалка для малышей. Занимат. задачи, загадки, ребусы,
головоломки. Пособие для нач. школы. - М., Омега, 1994
39. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению.
Метод. рекомендации в помощь учителю нач. школы. - М., Новая школа,
1997
40. Стрижев А.Н. Календарь русской природы. - М., 1981
41. Сухомлинский В.А. Сухомлинский о воспитании. - М., 1989
42. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. - М.-Л., 1948-1952, т.5
43. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. - М., 1989
44. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978
45. Эльконин Д.Б. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. -
Обучающие игры на уроках грамоты.
1 Коменский А.Я. Великая дидактика. Приложение к ж. «Начальная школа» на
1975 г., с.108
1 Ушинский К.Д. Собр. сочин. в 11 томах. М.-Л., 1948-1952, т. 5, с. 250
2 Там же: с.312
1 Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 томах. М.-Л., 1948-1952, т.5, с.27
1 Герд А.Я. Первые уроки минералогии. С-Пб., 1874, с.9
1 Крупская Н.К. Педагогические сочинения. - М., 1959, т.3, с.546
2 Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. - М.: Изд. АПНРСФСР, 1983 г., т.4, с.373
1 Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. - М.: Изд. АПНРСФСР, 1983 г., т.4, с.373
1 Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!». Пособие для учителя. 2-е изд. М.:
Просвещение, 1998
1 Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993, т.1, с.336
Страницы: 1, 2, 3
|