Рефераты
 

Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция

психологических и дидактических исследованиях.

§3 Состояние проблемы в современной теории и практике.

В современной педагогической и методической литературе уделяется

определенное внимание применению в учебном процессе занимательных

материалов вообще и игр в частности. Выяснение состояния этого вопроса

начато с анализа статей журнала «Начальная школа». Нами проанализированы

журналы за 1996, 1997, 1998, 1999 гг. Часть публикаций посвящена раскрытию

интересующего нас вопроса.

Так, в статье Пахомова А.П. «Методические рекомендации по формированию

экологических знаний» (№6 - 1998) рассматривается несколько возможных путей

формирования знаний младших школьников. Учитывая психологические

особенности учащихся этого возраста, одним из путей формирования

экологических знаний, завоевания авторитета старших автор предлагает

использовать наряду с опытами, наблюдениями и такой вид деятельности как

игра. На наш взгляд, это адекватно психологии ребенка, отвечает его

потребностям.

Статья Вершинина Н.Я. «Воспитание у младших школьников любви к природе

родного края, интереса к природоведческим знаниям» (№10 - 1998) передает

опыт учителя в подготовке и проведении интегрированных уроков

природоведения. Большое внимание здесь уделяется такой форме реализации

занимательности в обучении как урок-игра. Автор утверждает, что такие уроки-

игры как игры-путешествия (в лес, по рекам и т.д.) предпочтительны при

проведении интегрированных уроков. Они способствуют повышению интереса к

изучаемому предмету. По мнению автора психологические особенности младшего

школьника таковы, что игра для них продолжает оставаться элементом

увлекательности в учении. Применение игр в учебном процессе по

природоведению повышает интерес к изучению природы, создает эмоциональный

настрой и в целом повышает активность учащихся в работе. Но интегрированный

подход, который является главной идеей материала, изложенного в данной

статье, наводит на ряд размышлений. Такие уроки требуют серьезной

подготовки учителя, требуют от него глубокого знания психических

особенностей детей, умения быстро ориентироваться на уроке, создавать

определенную атмосферу, прекрасно владеть учебным материалом, иметь

определенные организаторские способности. Значит подготовка и проведение

уроков-игр способствует росту творческого подхода учителя к своему делу.

Проблеме, связанной с использованием игры, посвящена статья «Пресс-

конференция «День Земли». Автором статьи является Новолодская Е.Т. (№6 -

1998). Статья представляет собой описание личного опыта. Автор предлагает

провести с детьми урок-игру по теме, которая стала названием статьи. Между

учащимися роли делятся так: ведущий, три группы участников, которые

представляют разные организации, корреспонденты, спонсоры и зрители. Эту

игру педагог предлагает проводить на обобщающем уроке, где вся деятельность

учащихся основана на имеющихся знаниях (дети должны, приводя весомые

аргументы, доказать свою правоту, точку зрения).

Еще один урок, из коллекции преподавателя Пучининой О.А. (статья:

«Игра. В мир заз знаниями», №2 - 1997). Автор доказывает необходимость

использования игры на уроках обобщения и проверки знаний. Урок-игра

посвящен окончанию курса «Мир и человек». В каждом туре даются

разнообразные задания: работа с использованием кроссвордов, загадок,

ребусов и т.д. Урок очень насыщенный и привлекательный для детей, так как

здесь присутствует их любимая игра.

Большакова М.Д. в своей статье «Модели для ознакомления младших

школьников с комнатными растениями» (№3 - 1996) предлагает наряду с такими

видами деятельности, как постановка опытов, сравнение и обобщение,

использовать игру. Она мотивирует это тем, что игра является фактором в

активизации познавательной активности детей, о чем и идет речь в данной

работе. Автор не раскрывает содержание конкретных игр, но пишет об их роли

в развитии личности ребенка.

Таким образом, проблеме использования игры в учебном процессе

уделяется определенное внимание, предложены некоторые игры, обращено

внимание на их роль в развитии познавательной активности ребенка. Однако на

наш взгляд количество предложенных игр и их содержание раскрыты

недостаточно и особенно применительно к разным типам уроков природоведения.

Недостаточно раскрывается технология проведения и подготовка класса к игре.

Для выяснения степени применения игр в учебном процессе мы обратились

к анализу методических рекомендаций, которые отличаются нетрадиционным

подходом к изучаемым вопросам и ориентируют учителя на творческую работу по

новому курсу природоведения.

Курс «Зеленый дом» в 1, 2, 3, 4 классах. Плешакова А.А. решает, как

известно, весьма важные задачи. Это - систематизация и расширение

представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни,

разностороннее развитие младших школьников, обогащение их нравственного

опыта, формирование у учащихся навыков поведения в природной и социальной

среде.

Ведущая направленность во всех 4-х классах - экологическая, связанная

с задачей формирования бережного, ответственного отношения детей к природе.

Вопросы, составляющие содержание программы сгруппированы в теме: в 1

классе - «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш город (село)», «Родная

страна», «Что, как и почему»; во 2 классе - «Природа вокруг нас», «Дом и

школа», «Родной край», «Наша страна», «Наша планета»; в 4 классе - «Мы

жители Земли», «Сохраним природу России», «Сбережем природу своего края»,

«Планета загадок».

Заключительный раздел учебника - «Планета загадок» - это

дополнительный раздел не обязательный для изучения всеми учащимися. Однако

его содержание, несомненно, привлечет внимание большинства детей. «Материки-

путешественники», «Жили-были динозавры», «Лох-Несское чудовище», «Земля -

планета … насекомых», «Неизвестный океан», «Таинственные подземелья»,

«Гости из космоса».

Приведенный перечень тем данного раздела показывает, что

заинтересовавшийся им ученик окажется в волнующем мире разгаданных и

неразгаданных тайн природы, в мире поражающих воображение фактов и

интригующих гипотез. Данная тема оставляет его как бы «открытым»,

обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость

познания, счастье открытий.

Структурные элементы учебника - ребенок имеет возможность

познакомиться с разделами книги, названия которых вынесены на оборот

форзаца. Каждый раздел начинается шмуцтитулом, где раскрыты задачи изучения

данной темы и приведено ее оглавление. Учебный материал основных разделов

книги сгруппирован поурочно и связан «анонсами», предваряющими последующий

урок и позволяющими лучше подготовиться к нему. Каждый «урок» включает

основной и дополнительный тексты, вопросы и задания рубрик «Подумай!» и

«Проверь себя», краткий вывод по содержанию урока, рубрику «Задания»,

предназначенную для работы, в основном, дома.

Остановимся на тех рубриках, которые относятся именно к нашей

дипломной работе. Речь идет о различных рубриках, содержащих занимательный

материал - это «Для самых любознательных» - 3 класс или «Книжная полка

Сережи»; «Заповедники нашей страны»; «Удивительные истории» - 4 класс.

«Книжная полка Сережи» знакомит учащихся с книгами, выводящими их за

страницы учебника природоведения. Б. Дижур «Жалобная книга природы», Ю.

Дмитриев «Большая книга леса» и др.

Рубрика «Быль природы» содержит факты, характеризующие негативное

воздействие человека на природу. Она существенно расширяет представление

детей об этом, дополняя и конкретизируя основной материал учебника,

приближает ученика к осознанию истинных масштабов поразившего природу

бедствия.

Рубрика «Заповедники нашей страны» содержит дополнительные сведения о

заповедниках различных природных зон, расширяющие природоохранный материал

соответствующих уроков.

Рубрика «Удивительные истории» включает занимательные рассказы,

героями которых являются ученые, жившие в разное время и в разных странах.

От учащихся не требуется запоминать при чтении этих рассказов имена ученых

и подробности описываемых событий. Работу с этими рубриками можно проводить

разную, используя кроссворды, загадки, ребусы и др.

Учебники так же содержат огромное количество иллюстраций, которые

составляют примерно половину объема книги и представлены географическими

картами, цветными фотографиями, цветными рисунками, различного рода

схемами.

В состав курса входят тетради на печатной основе. Они содержат веселые

рисунки с постоянными действующими персонажами, заданиями для самых

любознательных, игровые задания по типу лото и др.

Таким образом, в учебном комплекте А.А. Плешакова достаточно

последовательно применены приемы занимательности, а в рабочих тетрадях

имеет место и игровой материал.

Другая программа, которую мы хотим рассмотреть, это - «Окружающий мир»

Виноградовой Н.Ф.

Программа (1-4) планировалась как курс по 2 часа в неделю с 1 классом.

Цель: у детей должно быть сформировано представление о разнообразии

природы, о месте человека в природе и обществе; сформировано умение

ориентироваться в доступных, естественно научных, обществоведческих и

исторических понятиях; умение устанавливать взаимосвязи в природном и

социальном мире, умение правильно себя вести в среде обитания.

1. Курс интегрированный. Интеграция сведений из естественных наук о

природе, из наук об обществе, из истории.

2. Курс нацелен на развитие ребенка.

Материал распределяется следующим образом:

1 класс - рассматриваем и отбираем материал с позиции эгоцентризма.

(Мир рассматривается глазами ребенка. Например «Я и я»)

2 класс - принцип антропоцентризма. (Человек среди людей, общества)

3 и 4 классы - принцип биоцентризма. (Жизненные процессы с позиции

ребенка)

В этом особенность построения курса. Впервые такой подход был объяснен

так: ребенок воспринимает окружающую среду целостно и только к концу 4

класса ребенок начинает выделять отдельные его области. Весь курс

«Окружающий мир» позволяет ребенку грамотно воспринимать отдельные предметы

и окружающий мир в целом.

Остановимся кратко на содержании и структуре курса:

I тема: «Мое здоровье», II тема: “Природа”

1 класс - сезоны, их особенности, красота природы

2 класс - “Неживая природа” - показывает связь между живой и неживой

природой (температура, воздух, разнообразные растения и животные).

Биоценоз. Природа нашего края.

III тема: “Наша Родина” - край, природа на разных широтах.

IV тема: “Труд человека” - несколько направлений труда:

1) “труд человека в природе” (с/х)

2) “городской труд” (заводы, фабрики)

3) “творческий труд” (писатели, художники, композиторы…) - для

формирования нравственности.

V тема: “История” - история наших предков, страны, подчеркивается

героизм нашего народа.

VI тема: “Социальный мир” - состояние общества на разных этапах.

Автор ориентирует свой курс на применение методов и форм обучения,

которые структурируют таким образом:

Методы:

1. Словесные - рассказ, беседа, инструктаж, работа с книгой +

дополнительная литература (художественная, научно-популярная,

справочная)

2. Группа наглядных методов - работа с картинами, рисунками учебника.

3. Практические - наблюдения, опыты, эксперименты.

4. Игровые - дидактические, имитационные, театрализация.

5. Методический активиз - моделирование, творческие работы учащихся

(написание сочинений, рисование, лепка).

Формы:

1) Уроки, которые должны проходить вне школы (в природе, музее,

выставке, библиотеке, предприятии) - дискуссия в классе.

2) Уроки в классе, где основной вид деятельности - дискуссия.

На уроках рекомендуется постоянная смена видов деятельности на основе

дробности, которая представлена в следующей последовательности:

1. решение логических задач (начало урока) - разминка

2. игра (кроссворды, ребусы, загадки)

3. работа с текстом (с учебником или другой литературой)

4. практическая деятельность (рисование, лепка, моделирование)

5. другие средства обучения

Домашнее задание не должно быть направлено только на закрепление

изученного материала, оно должно быть продолжением урока.

3) Экскурсии в природу; в музей; на производственные учреждения; к

местам исторических событий.

После экскурсий или прогулок дети должны обязательно описать,

нарисовать, смоделировать свое отношение к увиденному.

Комплект включает тетради на печатной основе и дополнительные тетради

для рисования.

В курсе Н.Ф. Виноградовой значительное место занимают творческие

задания, которые, несомненно, представляют элементы занимательности. Автор

отводит и значительное место игре, рассматривает ее как обязательную

структурную часть урока, дает классификацию игр, приводит их примеры.

Интересно, что Наталья Федоровна относит игру к методам обучения.

Таким образом, в современных вариативных курсах уделено определенное

внимание игре, что позволяет сделать вывод о ее необходимости и значимости

в учебном процессе.

Изучение практики использования игр в учебном процессе по

природоведению проводилось в школе №1804 г. Москвы. Нами было проведено

наблюдение 3-х уроков природоведения, которые проводил учитель. Ни на одном

из них не была применена игра или игровая система. Основу методики урока

составляло чтение учебника и последующего его пересказа. При таком

преподавании мы заметили значительную пассивность детей на уроке. В личной

беседе с учителем мы выяснили, что учительница редко применяет игры на

уроках природоведения.

Также мы провели анкетирование учителей начальных классов школы №1804.

Анкета включала в себя такие вопросы:

- Как вы понимаете, что такое игра?

- Считаете ли вы, что игры нужно применять в учебном процессе?

- Какие виды игр вы применяете в курсе «Окружающий мир»?

- В какие игры охотнее всего играют дети?

- Помогают ли игры понимать детям сложный материал?

- Каковы возможности курса «Окружающий мир» в применении к нему игр?

- Как вы подбираете игры для уроков?

а) они предложены в методическом пособии в достаточном количестве

б) берете из разных книг

в) составляете сами

Анализ содержания ответов (примеры анкет с ответами см. в приложении)

показывает, что учителя положительно оценивают роль игры в развитии

учащихся и применяют их в учебном процессе по окружающему миру. Однако им

приходится затрачивать много времени на подбор и составление игр, так как в

методическом пособии к комплекту (по какому работают) учебных игр

недостаточно. Нет и специального пособия, где бы была предложена система

игр и их проведение на уроке.

В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование детей

с целью выявить отношение к природоведению: всего анкет было 14, и каждая

анкета включала в себя 7 вопросов:

1. Нравится ли тебе учиться?

- да - не очень

- нет - не знаю

2. Назови свой любимый предмет(ы).

3. Какая работа на уроках природоведения тебе больше всего нравится?

4. Если б ты был учителем, чего на уроках у тебя было бы больше?

5. Нравятся ли тебе уроки природоведения?

- Да - не очень

- Нет - не знаю

6. Нравятся ли тебе занимательные игры и упражнения на уроках

природоведения?

- Да - не очень

- Нет - не знаю

7. Если нравятся, то какие?

Анализ содержания ответов учащихся (см. приложение) показывает, что в

любимый предмет урок природоведение почти никто не отнес, любимая работа на

уроках природоведения - это экскурсия, и что занимательные игры и

упражнения на уроках природоведения у них не проводятся.

Таким образом, изучение практики использования игр в преподавании

природоведения показывает, что этот вид деятельности детей используется

неадекватно его значимости. Это можно объяснить отсутствием системного

описания содержания учебных игр и недостаточной разработанностью методики

их применения на уроках природоведения.

Выводы по I главе.

Ретроспективный анализ литературы о применении игр в учебном процессе

показал, что игра как средство занимательности обучения получила широкое

признание. К настоящему времени достаточно серьезно обоснована

дидактическая и психологическая значимость игр.

Исследование возрастных и психических особенностей ребенка показало,

что применение игр в учебном процессе соответствует психологии восприятия

ребенком окружающего мира.

В современной теории и практике также уделяется внимание игре. Однако

проблема по-прежнему сохраняется, так как отсутствуют пособия с системным

описанием содержания игр и подробная методика их использования в учебном

процессе.

Глава II. Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках

природоведения.

§1 Игра как форма организационной деятельности учащихся.

Игра - это жизненная

лаборатория

детства, дающая тот аромат,

ту атмосферу молодой жизни,

без которой эта пора ее была

бы бесполезна для

человечества.

В игре, этой специальной

обработке жизненного

материала,

есть самое здоровое ядро разумной

школы жизни.

С.Т. Шацкий

Что же такое игра? По определению Российской педагогической

энциклопедии, игра - «это один из видов деятельности человека».1 Данное

определение бесспорно и общепринято. Однако в педагогике и методиках имеет

место разное толкование игры как метода обучения (Н.Ф. Виноградова) или как

формы обучения (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина). Мы придерживаемся

последнего мнения. В самом деле, источником знания является не сама по себе

игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру. Например, дети

играют в школу. Они в игре моделируют то, что наблюдали, переживали в

настоящей школьной жизни. Здесь методом и является моделирование, которое

применено в форме игры.

Игры, применяемые на уроках природоведения, многогранны и

разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить пять основных

групп:

1) настольные игры

2) дидактические игры

3) подвижные игры

4) деловые игры

5) интеллектуальные игры

I. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д.

Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в

котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой

задачи делает игру стремящейся к определенному результату.

Важнейшей чертой настольной игры является занимательность,

поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная

игра развивает воображение, сообразительность и

наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто

быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т.д.). В

результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе

игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие.

Настольная игра - одно из средств развития способностей

учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводят как

индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они

дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и

способностей учащихся.

В качестве материала для настольных игр используют плотную бумагу,

картон, иллюстрации, детские кубики и т.д. Во многих школах настольные игры

изготавливают на уроках труда, занятиях кружка.

Кроссворды и ребусы, как разновидность настольных игр, могут быть

выполнены на школьной доске, листе ватмана или на отдельных карточках,

служащих раздаточным материалом. Их можно использовать на интегрированных

уроках, обобщающих, проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как

одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и

связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида

деятельности на другой. Тематика различна.

а) Кроссворд (словопересечение). Делается такой подбор слов, что при

их пересечении можно было прочитать слово другого значения.

I.

| | | | | | | | | |

|1| | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | |2| |6| | | |

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | |3| | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

Задание: Впишите в кроссворд названия частей растений соответственно

цифрам.

III. Тема: «Круговорот воды в природе».

| | | | | | | | | |4|

| | | | | | | |3| | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

|1| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | |2| | | | |

|К|Р|У|Г|О|В|О|Р|О|Т|

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

1,2,3 - состояние воды

4 - условие, при котором вода бывает в различных состояниях.

Задание: Разгадайте кроссворд.

IV. Тема: «Растения и животные леса».

| | | |1 |1| | | | |

| | | |Е |2| | | | |

| | | |2 | | | | | |

| | | |Л | | | | | |

| | |3 | | | | | | |

| | |С | | | | | | |

| |4 П| | | | | | | |

| | | |5 | | | | | |

| | | |И | | | | | |

| | | |6 | | | | | |

| | | |Б | | | | | |

| |7 К| | | | | | | |

| |8 О| | | | | | | |

| |9 Р| | | | | | | |

| |10 | | | | | | | |

| |А | | | | | | | |

|11 | | | | | | | | |

|О | | | | | | | | |

1. Хвойное дерево - новогодняя гостья.

2. Лиственное дерево - медонос.

3. Хвойное дерево, листья по два в пучке, иногда по пять. Называют

деревом здоровья.

4. Хвойное дерево.

5. Лиственное растение, может быть и деревом и кустарником, растет по

берегам рек, называют «плакучая».

6. Лиственное дерево, ствол которого имеет белую кору.

7. Лиственное дерево, листья из пяти лопастей, похожих на раскрытую

ладошку, из древесины изготавливают музыкальные инструменты.

8. Лиственное дерево - пионер, первым заселяет свободные открытые

пространства.

9. Лиственное дерево, имеет плоды, которые висят целыми гроздьями.

Плоды красного цвета, ими зимой питаются дрозды, снегири.

10. Лиственный кустарник, плоды которого «стреляют», растет в скверах,

парках.

11. Лиственное дерево, зацветает весной до распускания листьев. Осенью

листья, вплоть до опадения, остаются зелеными.

Задание: Разгадайте кроссворд. Если вы правильно назовете растения, то

под цифрой 12 прочтете название дерева, которое имеет прочную древесину, не

поддающуюся гниению.

б) Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые

высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные

правила. Учить детей разгадывать ребус надо от простого к сложному,

объясняя правила разгадывания.

ВОЛК ТЮМЕНЬ

КОЛОС - СОКОЛ ВОЛ

ОСА КОТ

Ребус-пословица:

ЗАРЯ Добр совет на приметку

бери

в) Чайнворд - образует цепочку наименований предметов, растений или

животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к

ним. Бывают случаи, когда кроссворд составлен в чайнворде.

Тема: «Человек», «Физкультура и спорт».

Задание: Попробуй пройти слаломную трассу, а для этого заполни

чайнворд словами: атлетика, коньки, команда, баскетбол, игрок, тренер,

работа, лыжник, альпинист, каток. Если ты все сделал правильно, в

клеточках, отмеченных белыми и черными флажками, прочитаешь названия двух

олимпийских видов спорта.

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

II. Дидактические игры природоведческого содержания.

Важным средством активизации познавательной деятельности младших

школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические

игры. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для

обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования

конкретных элементарных понятий о природе.

Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде

всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает

интерес к игре, быстро утомляет детей.

а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от

учителя к ребенку, очень нравится детям. Учитель, бросая мяч, задает

вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен

быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять

участие в игре.

Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро

утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна

быть 8-10 минут, но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей

умственное напряжение.

Начинать проводить игры лучше с небольшой группы детей. По мере

усвоения содержания и правил игры количество играющих увеличивается.

При проведении словесных игр дети стоят полукругом, учитель напротив

них. Перед проведением игры учитель объясняет правила: отвечает тот,кому

брошен мяч, нужно ответить и одновременно бросить мяч обратно, нельзя

ронять и задерживать мяч.

б) Топографический диктант. Под диктовку учителя учащиеся в тетради, а

одни из них на классной доске вычерчивают план пути (текст составляет

учитель, используя изученные условные знаки плана).

в) Топографическое письмо. По заданию учителя учащиеся записывают

составленный ими сообща текст, в котором характеризуют разные участки

окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в

соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки.

г) Определение природных зон по иллюстрациям. По заданию учителя

учащиеся подбирают иллюстрации, открытки по природным зонам, кратко

характеризуют растительный и животный мир.

Описание читают на уроке и определяют, какая это природная зона.

III. Подвижные игры.

Современная практика обучения и воспитания детей младшего школьного

возраста располагает довольно разнообразным игровым материалом, заполняющим

досуг детей и направленным на переключение ребенка от одного вида

деятельности к другому. Однако учителя ощущают нехватку методического

материала по подвижным играм. Проведение подвижных речевых игр не требует

специальной подготовки. Их можно проводить как в закрытом помещении, так и

на открытой площадке.

а) Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихотворение,

объясняет значение некоторых слов. Игры не требуют сложного оформления.

Можно использовать лишь детали костюмов.

б) Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают

определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и

растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина.

Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием

следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при

изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов,

которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные

ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать

на карте месторождение данного полезного ископаемого.

в) Можно использовать игры экологического характера, когда дети

выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические

проблемы.

Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала,

позволяют установить взаимосвязи в природе. Активизация учащихся

достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.

IV. Деловые игры.

Часто в урок природоведения вводят деловую игру. Примером таких

являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют

углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать

взаимосвязи в природе. Активизация учащихся так же достигается интересным

сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями.

Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся

можно предложить такие ситуации: 1) Один из вас капитан, другой - штурман.

Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции,

рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

После изучения темы «Природные зоны» можно предложить следующую

ситуацию, для повторения изученного ранее: 2) Вы едете в оленьей упряжке по

тундре. Опишите ваши наблюдения.

4) Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе

заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас

нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не

подскажет ли он, как найти направление на север.

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную,

основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать,

доказывать, рассказывать.

V. Интеллектуальные игры.

Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании

специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от

учащихся активной познавательной деятельности. Классические примеры таких

игр широко известны: шашки, шахматы и т.д. К этой категории относятся и так

называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие

большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью

человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе

проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно

отнести широко известные задачи-загадки.

Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как

процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.

Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству

предлагает знание педагогом механизмов построения загадок, поскольку

характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему,

определяется типом построения логической задачи, способом шифровки

загадочного предмета, явления в ней.

1) загадки, в которых дается описание предмета или явления путем

перечисления признаков.

1. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи. (Декабрь)

2. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

3. Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

4. Он высокий и пятнистый

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями деревьев. (Жираф)

2) Загадки, где описание предлагает краткую характеристику предмета или

явления.

1. Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

2. Он качалка и кровать,

Хорошо на нем лежать.

Он в саду или в лесу.

Покачает на весу. (Гамак)

3. На спинке иголки

Длинные и колкие,

А свернется он в клубок,

Нет ни головы, ни ног. (Еж)

4. Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репей)

5. Быстрый прыжок,

Теплый пушок,

Красный глазок. (Кролик)

4) В описании загадки использованы метафоры.

1. Много рук, а нога одна. (Дерево)

2. Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (Дни недели)

3. Он по-рабочему одет -

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (Дятел)

4. Яичко в чашечке

С дерева свалилось

И не разбилось. (Желудь)

5. Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают. (Звезды)

5) Загадки, в которых представлено описание не самого предмета или

явления, а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего:

а) шарады - задачи, в которых нужно разгадать задуманное слово,

состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным

словом. Для отгадывания шарады сначала даются признаки отдельных слов,

частей, а потом дается слово, объединенное в одно целое, которое нужно

отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает

отгадывание в целом.

1. Виноград (вино - напиток, град - местожительство)

2. Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои.

Здесь, в книге, целое найдется,

И в каждой строчке ведь они. (Буквы)

3. Начало - нота,

Потом - оленя украшенье,

А вместе - место

Оживленного движенья. (Дорога)

4. Две ноты, две буквы,

Все вместе - игра,

В которую любит

Играть детвора. (Домино)

5. Кто играл в горелки летом,

Да еще «горел» при этом,

Называл он раз-другой

Слог и первый и второй.

Если дождь тебя застанет,

По спине забарабанит,

Чтоб насквозь ты не промок,

Раскрываешь третий слог.

Ты о целом слышал в школе

И видал, конечно, в поле,

Там, где линия земли

С небом сходится вдали. (Горизонт)

б) метаграммы - задача, основанная на последовательном изменении в слове

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ