Рефераты
 

Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов

(то есть обучаемость) может свидетельствовать и о развитии собственно

способности.

Изучение восприятия литературного произведения юными читателями

одного возраста и одинаковой учебной подготовленностью показывает богатство

и многообразие проявлений типов и уровней восприятия.

Уже по результатам восприятия как умственной деятельности можно

судить о том сложном взаимодействии внешнего и внутреннего, которое

проявляется в развитии школьника под воздействием обучения. Например,

анализ непосредственного восприятия литературного произведения, еще не

изученного в классе, дает одну картину, а восприятие того же произведения

после школьного анализа, проведенного с учетом первоначального восприятия,

дает иную картину. Восприятие углубляется, становится более

детализированным, конкретным, оно "поднимается", если можно так сказать, на

более высокую ступень, на новый уровень, оно приобретает новые качества.

Но и это, уже системное восприятие литературного произведения,

несущее на себе следы анализа с применением знаний, никогда не бывает

реализацией заранее заданной программы, оно продолжает оставаться

субъективным, отражая таким образом специфику искусства как предмета

познания и выявляя одновременно индивидуальные и типологические особенности

восприятия.

"Сам характер художественного восприятия, - пишет Б.С.Мейлах, - в

значительной степени зависит от свойственных тому или иному типу

человеческого мышления соотношений логико-аналитических и конкретно-

чувственных элементов: от примата тех или иных элементов зависит и

предпочтение , отдаваемое, скажем, рационалистическим методам изображения

перед субъективно-экспрессивными или наоборот".

Новый уровень восприятия свидетельствует о том, что произошли

изменения в "микроплане". Но можно ли эти микроизменения (в масштабах одной

или нескольких тем учебной программы) называть сдвигами в литературном

развитии школьников? Качественный анализ микроизменений, проведенный в

специальных опытах, свидетельствует о том, что эти изменения восприятия не

являются непосредственным и прямым результатом обучения.

В литературном развитии сдвиги могут проявляться и проявляются не

только в форме объективированного добавочного умения, пусть это будет даже

самое сложное синтетическое умение анализировать литературное произведение

в целом или один из его компонентов. Часто вместе с этим умением у юного

читателя возникает новый "строй души", новая точка зрения на жизнь общества

и человеческие отношения, так как он вместе с писателем, но впервые для

себя делает новое художественное открытие. Так, например, не только умом,

но и чувством, эмоциональной памятью и воображением постигается пушкинская

ясность, лермонтовское благородное негодование, чеховская нежность и

требовательность к человеку, есенинская грусть, пламенный накал чувств у

Маяковского и т.д.

Генетический аспект, рассмотрение вопроса о сдвигах в

индивидуальном развитии ребенка (онтогенез) необходимо в нужных случаях

сближать с историко-социалогическим аспектом, то есть учитывать изменения в

восприятии искусства (литературы) читателями разных поколений и даже разных

эпох, когда это возможно (филогенез). Л.С.Лихачев говорит о взаимодействии

внутреннего мира художественного произведения с представлениями читателя,

принадлежащего к определенному историческому времени, к той или иной

культуре, тому или иному классу, среде: "Замысел писателя полностью не

воплощается, не осуществляется, и в этой неосуществленности заключается для

читателя потенциальные возможности по-новому воспринимать внутренний мир

художественного произведения. Великие произведения искусства по-новому

воспринимаются в каждую эпоху; по-новому воспринимается в них и внутренний

мир с его художественным временем и художественным пространством".

Во всех исследованиях читательского восприятия в психологии

используются пока только объективированные, опосредованные свидетельства

тех или иных внутренних изменений, происходящих в процессе обучения. Более

или менее достоверные данные о характере и значительности сдвигов в

литературном развитии можно получить пока только на основании тщательного

изучения проявлений их в форме оценки читаемых литературных произведений,

которые мы обнаруживаем или специально вызываем вопросами в различного

рода ученических сочинениях, ответах, устных выступлениях, докладах,

диспутах и т.д.

Читательская оценка прочитанного или читаемого литературного

произведения - это отнюдь не любое высказывание учащегося. Речь идет об

эстетическом суждении, имеющем непосредственное отношение к эстетическому

восприятию. Желая получить оценку литературного произведения от учащихся,

надо вести изучение его в классе соответственно тем принципам, по которым

организуется само художественное восприятие, нужно предлагать учащимся

такие вопросы и знания, которые будут побуждать их к самостоятельным

анализу и оценке читаемого произведения.

Важно при этом заметить, что читательская оценка, конечно, не может

воспроизвести и не воспроизводит результат художественного восприятия во

всей его полноте, так как воспринимаемое и осознаваемое в этой оценке не

совпадают: первое обычно бывает шире и богаче второго. При всем этом

читательская оценка не сводится только к эстетическому суждению как к

некоему рациональному выявлению осознанного. Дело обстоит значительно

сложнее. В оценке читателя наряду с познанием литературного произведения

обязательно присутствует его эмоциональное отношение, в котором проявляются

эстетические переживания. Анализ читательской оценки поэтому представляет

известные трудности и требуют учета многих условий, от которых зависят ее

глубина и самостоятельность.

Под воздействием чего могут происходить и происходят сдвиги в

литературном развитии и чем определяется их содержание? Теоретическое

исследование, многочисленные наблюдения практики школы и специальные опыты

подсказывают предварительное решение этого вопроса, которое, конечно,

нуждается еще в дальнейшей всесторонней экспериментальной проверке.

Литературное развитие продвигается вперед под воздействием трех

основных сил: жизненного опыта (в том числе и читательского), и прежде

всего опыта переживаний, собственно художественных впечатлений и, наконец,

научно-теоретических знаний. Эти три струи объединяются в один общий поток,

воздействие которого дифференцировать можно только в том случае, когда оно

строго ограничено рамками управляемого учебного процесса. Сложность связей

и зависимостей этих трех двигательных сил литературного развития особенно

ярко проявляется в чтении.

Из тех сил, которые активно воздействуют на развитие способности

мыслить словесно-художественными образами, более или менее точному изучению

в эксперименте поддается взаимодействие непосредственных художественных

впечатлений и теоретических, историко-литературных знаний в организованном

учебном процессе. Что касается жизненного опыта, особенно опыта

переживаний, и опыта широкого самостоятельного чтения, то эту

характеристику учащегося приходится контролировать косвенно, с опорой на

длительные наблюдения за школьниками, на данные педагогики, возрастной

психологии и на появившиеся в настоящее время социологические исследования

духовных и художественных интересов и вкусов учащихся.

Вопрос об адекватности, полноте и субъективном богатстве восприятия

литературного произведения изучается в настоящее время с самых различных

точек зрения. Здесь изучение восприятия литературного произведения

включается в более широкий процесс - в процесс обучения. В изучении

используется метод "срезов", однако роль этих "срезов" значительно

усложняется, так как они фиксируют в данном случае не один момент (уровень

актуального развития), а динамику процесса усвоения знаний и перестройку

восприятия изучаемого на уроках литературного произведения. Первые "срезы"

отмечают уровень до изучения произведения в классе, затем повторные "срезы"

показывают продвижение, перестройку, изменения, происшедшие в восприятии

под воздействием обучения. Между двумя контрольными "срезовыми" работами

лежит период анализа произведения. Методическая и литературоведческая

концепция этого анализа, конкретная система уроков, взаимодействие методов

обучения в этой системе, по существу, определяют характер и темп

продвижения учащихся.

Характер "срезовых" работ неизбежно обусловлен содержанием и

направлением процесса обучения, но, кроме того, в них реализуются и находят

конкретное выражение общие критерии литературного развития. С помощью этих

конкретных критериев определяются уровни восприятия от самого элементарного

до самого высокого (возможного, конечно, в пределах школьного изучения

литературы).

Здесь на первый план выступает специфика литературы как учебного

предмета. Основной аспект исследования - выяснение характера воздействия

знаний на художественное восприятие с целью определения его изменений -

является, по существу, изучением одной из главных связей, объединяющей

воедино в литературе как учебном предмете следующие элементы:

художественную литературу, основы теории и истории литературы, литературный

язык, преимущественно его лексику, фразеологию и стилистику. Связи этих

трех элементов раскрывает Н.И.Кудряшев.

СПОСОБНОСТИ: ОБЩИЕ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ, ТВОРЧЕСКИЕ. СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ

Повседневная жизнь на каждом шагу предлагает нам примеры того, как при

одинаковом старании люди достигают разных результатов в своей деятельности.

Например, литература дается Роману легко и быстро, оценки в большинстве

своем - пятерки. Петр рядом с ним трудится в поте лица, но выше тройки не

получает. В таких случаях разные результаты деятельности не являются

случайными, а зависят от способностей.

Способность (по Юхану Сыэрду) - это свойство личности, от которой

зависит результативность деятельности и которая является условием успешного

завершения деятельности.

Способности развиваются и проявляются в деятельности. Судить о

способностях можно единственным способом - оценивать результаты

деятельности. Надо, однако, иметь в виду, что одинаковых результатов можно

добиться ценой неодинаковых затрат энергии, труда и усилий.

У Кати и Тани оценка по литературе - "хорошо", но Катя никогда

не затрачивает на этот предмет более нескольких десятков минут, а Таня

занимается гораздо дольше и к тому же берет дополнительные уроки. Можем ли

мы здесь говорить об одинаковых способностях?

Способности нельзя путать со знаниями, умениями и навыками.

Способности и знания, хотя и связаны между собой, но по сути все же

различны. Способности благоприятствуют приобретению знаний, но сами не

являются ими. Если у человека есть способности к какому-то делу, то он

быстро научается ему, быстро усваивает знания и умения и достигает

значительных успехов.

Говоря о способностях, часто используются слова одаренность,

талант и гений. Под одаренностью понимается наследственный аспект

способностей, их врожденная природа. Если мы имеем дело с особо выдающимися

способностями, то говорим о таланте. Наивысшая степень развития

способностей - это гениальность.

Иногда исключительные способности могут проявляться уже в раннем

возрасте. Так, Моцарт удивил своей музыкальной одаренностью уже в возрасте

3-4 лет. Способных уже в раннем возрасте детей называют вундеркиндами.

Врожденной основой способностей являются так называемые задатки,

которые представляют собой врожденные особенности строения мозга и органов

чувств. Развитие способностей зависит как от врожденных задатков, так и от

условий среды и воспитания.

Способностей существует неимоверно много - столько же, сколько и

деятельностей. Существуют способности к речи, к бегу, способность к зрению,

слуху, восприятию, запоминанию, математические, литературные, музыкальные

способности и т.д. Были сделаны попытки классифицировать способности по

определенным признакам. Оставляя в стороне физические способности, которые

не принадлежат к психическим явлениям, способности по их сложности делят на

единичные, специальные и общие.

Единичные способности - это такие способности, которые по своей

природе настолько просты, что делить их далее на более мелкие составные

части практически невозможно. Таковыми являются точность глазомера,

скорость восприятия, непосредственный объем памяти, сосредоточение

внимания, различение цветов и т.п. Эти способности характеризует связь с

каким-то психическим процессом или состоянием: с восприятием, памятью,

вниманием, воображением, мышлением.

Специальные способности характеризуются прежде всего тем, что они

приложимы не везде, а в какой-то определенной области, к какой-то

конкретной специальности. Так, специальные способности имеют место в

области математики, техники, искусства, литературы, педагогики, организация

и во многих других областях. Другим характерным признаком специальных

способностей является то, что они состоят из целого ряда более элементарных

способностей.

Обычно специальной способности сопутствует серьезный интерес к

какой-либо области деятельности. Например, литературная способность может

сочетаться с интересом к литературному творчеству, который возникает без

всякого принуждения и дает истинное удовлетворение.

На какой бы высокой ступени ни были единичные или специальные

способности человека, их применение зависит все же от уровня общего

психического развития человека. Относящаяся к общим способностям человека

интеллигентность - это совокупность способностей, пределы применения

которых чрезвычайно широки. Здесь применение (и проявление) способностей не

ограничено какой-либо определенной областью деятельности, как, например, в

случае музыкальных или технических способностей, а возможно в очень многих

областях человеческой деятельности. Поэтому эти способности и называются

общими умственными. Эти способности характеризуют общий уровень умственного

развития человека.

Интеллект является совокупностью общих психических способностей,

имеющей ступенчатую структуру, от которой зависят уровень и качество

умственной деятельности личности. Составными частями интеллекта являются

понимание речи, беглость речи, способность к логическому заключению,

способность к счету, точность восприятия и память. Человек с высокоразвитым

интеллектом легко находит ключ к тайнописи, решает новую математическую

задачу, выясняет, почему не горит настольная лампа или строит в походе

сиденье из палок.

Однако интеллект не является единственной общей психической

способностью и его нельзя считать единственным или наиболее существенным

мерилом психической ценности человека. Интеллект не обязательно должен

проявляться в подлинно творческой деятельности, предваряющей что-то новое.

Основой подлинного творчества служит способность к творчеству, которая

проявляется в оригинальном подходе к данной проблеме, в быстром течении и

гибкости мыслей.

Л.Д. Столяренко считает, что способности - индивидуально

психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и

являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит

скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями,

умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности - прижизненные

образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что

среда, воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М.Тепловым.

Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть анатомо-

физиологические и функциональные особенности человека, создающие

определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей.

Способности, развивающиеся на их основе, обуславливаются, но не

предопределяются ими. Характерным является для задатков то, что они сами по

себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом,

на процесс формирования и развития способностей, которые формируются

прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обусловливают:

разные пути формирования способностей; влияют на уровень достижения,

быстроту развития.

Л.Д.Столяренко различает способности: 1) общие (они обеспечивают

относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и

осуществлении различных видов деятельности); 2) специальные способности

(система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов

в какой-либо области деятельности).

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие

и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературных

способностей являются: особенности творческого воображения и мышления, -

яркие, наглядные образы памяти, - чувство языка, - развитие эстетических

чувств, - богатая фантазия, - глубокий интерес к психологии людей, -

потребность в самовыражении.

Выделяют следующие уровни способностей: 1) репродуктивный

(обеспечивает высокое уменье усваивать знания, овладевать деятельностью),

2) творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из

них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных

людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по

уровню развития.

Способности - это такие индивидуально-психологические

особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или

иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и

навыкам. Способности, которые проявляются у школьника, чаще всего относятся

к учению или к тем видам деятельности, которыми он занимается

дополнительно. Соответствующая деятельность является необходимым

условием не только для выявления, но и для развития способностей.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются

лишь задатки, то есть анатомо-физиологические предпосылки формирования

способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе

взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его

способности. В психологии принято различать общие и специальные способности

(данные М.К.Акимовой и В.Т.Козловой). Общие, или общие умственные,

интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях

деятельности, в том числе и в учении.

Специальные способности - это способности к отдельным видам

деятельности, например, к тем или иным видам искусства, к языкам,

литературе, математические и т.д.

Вопросу о литературной одаренности уделял очень много внимания

В.Г.Короленко. Указывая на необходимость для литературного творчества

определенных способностей, он был далек от идеалистической трактовки их как

прирожденных и данных человеку в готовом, законченном виде. Наблюдая у

молодых людей по-разному выраженные "признаки", "задатки" литературного

дарования, он, однако, постоянно подчеркивает, что важны не эти задатки

дарования сами по себе, "а важно то, насколько оно может развиться,

углубиться, расшириться".

По В.Г.Короленко, способности - это не простое следствие

задатков, а результат развития, происходящего в процессе постоянного

творчества и овладения определенными навыками. Как на важнейший и основной

фактор развития литературной одаренности Короленко указывает на постоянный

упорный труд.

В общем комплексе литературных способностей он выделял

"литературные" способности и способности "художественные". Короленко

указывает на три ступени, которые нужно пройти, чтобы стать писателем:

"первая (самая легкая) - научиться писать грамотно, в смысле построения

речи; вторая (труднее) - выработать слог литературный, то есть гибкий и

свободный; третья (самая главная) - овладеть художественной формой -

картиной, образом".

Из этого можно предполагать, что под "литературными" способностями

он имеет в виду способности, необходимые для овладения техникой

литературной работы. "Художественные" способности связываются им с

созданием образного содержания произведения. В "художественных"

способностях он основными считал специфическую наблюдательность и

воображение.

Как обнаруживают себя высокие способности? По легкости и быстроте

продвижения их обладателя в каком-то виде деятельности, по значительности и

своеобразию достигаемых результатов.

С какими типами одаренных детей приходится иметь дело школьному

психологу? Известный исследователь способностей Н.С.Лейтес предлагает

различать три категории способных детей. Первая категория - это учащиеся с

ранним подъемом интеллекта. Ко второй категории относятся дети с ярким

проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности.

Третья категория - это дети с потенциальными признаками одаренности.

Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего

характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой

склонностью к какой-либо области искусства, науки или техники. Специальные

способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются

особые специальные задатки или формальные качества ума. Позже они

обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.

Литературные способности проявляются относительно поздно. Даже у

выдающихся писателей в более или менее сформированном виде они

обнаруживались в 17-18 лет. В школьном возрасте на них могут указывать

повышенный интерес к литературе, склонность к литературной деятельности,

но, как считают психологи, эти особенности не нужно рассматривать как

признаки обязательно выдающихся способностей.

Как работать с детьми, имеющими ярко выраженные специальные

способности?

Рассмотрим вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей с

яркими проявлениями способностей к отдельным школьным предметам и видам

деятельности. Среди них уже в раннем возрасте можно встретить выраженных

"математиков", "биологов", детей с ярким гуманитарным дарованием.

В настоящее время проблема обучения детей с ярко выраженными

склонностями и способностями к определенным видам деятельности решается

путем их дифференциации в старших классах и организации системы

факультативов. Созданы также специализированные школы и классы с

углубленным изучением некоторых учебных предметов. Помимо этого, существуют

разнообразные кружки в школах и некоторых научных и культурных заведениях.

Систематические занятия в кружке или на факультативе, где осуществляются

такие формы работы, как проведение небольших самостоятельных исследований,

выступлений с докладами, организация тематических вечеров, конкурсов и

т.д., могут в большей степени способствовать удовлетворению интересов,

развитию дарований школьника. Кроме того, в школьных условиях может быть

эффективна и такая форма работы, как организация коллоквиумов в младших

классах, которыми руководит старшеклассник. Это дает возможность школьнику

побыть в роли учителя и с этой новой для него позиции отнестись к

интересующему его предмету. Если имеющиеся формы работы не удовлетворяют

полностью учащегося, то в этом случае школьный психолог совместно с

педагогом и родителями должны ему посоветовать, как организовать

самостоятельные занятия, что дополнительно читать, в каких внешкольных

учреждениях заниматься.

Конечно, и школьный психолог, и учитель, и родители, видя ярко

выраженную индивидуальную способность ученика, должны создать условия для

углубленного и всестороннего изучения интересующего его вида деятельности,

способствуя таким образом формированию ранней специализации. Однако при

этом они не должны забывать, что гиперболизация одной такой способности и

ее эксплуатация могут привести к отставанию развития всей личности от

опережающей это развитие единичной способности.

Проявляя повышенный интерес и усиленно занимаясь по одному или

группе близких школьных предметов, учащиеся могут полностью игнорировать

другие или поддерживать знания "чуть тепленькими", лишь бы не на "двойку".

В итоге устойчивая, выраженная склонность к определенному виду деятельности

может приобрести однобокий характер и увести ребенка от всего того, что

является также важным, необходимым для него. В этом случае задача (и очень

трудная) школьного психолога и учителя заключается в том, чтобы убедительно

доказать ученику, что те школьные дисциплины, которыми он пренебрегает,

имеют определенное отношение и к его любимому делу, без знания этих

предметов его развитие будет односторонним. Чтобы избежать таких

"перекосов", в школе и дома необходимо создавать условия, которые расширяют

круг познавательных интересов и побуждают учащегося к их формированию.

Б.М.Теплов в свое время выдвинул тезис о том, что талант по

преимуществу многосторонен. Нет как таковой общей или специальной

одаренности, а есть более общие и более специальные стороны одаренности.

Анализ эмпирического материала показывает, что проявление ярких

способностей в одном виде деятельности при правильно поставленном обучении

и воспитании стимулирует развитие широкого круга способностей вообще. Так,

например, учитель формируя у учащихся с гуманитарными способностями интерес

к математическим дисциплинам, постоянно стремился показать красоту,

эстетику, гармонию, заложенную в логических построениях точных наук. В

результате у большинства учащихся обнаруживался высокий уровень

способностей к овладению предметами математического цикла.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ.

ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие

способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы

у разных людей, способности не столько дар природы, сколько продукт

человеческой истории.

По А.В.Петровскому, овладевая миром исторических достижений,

люди формируют свои способности. Проявление способностей находится в прямой

зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих

знаний и умений, которые исторически вырабатываются людьми в ходе

удовлетворения потребностей общества.

Есть основания считать, что едва ли не решающим фактором, от

которого зависит, обнаружит ли человек способности к данной деятельности

или нет, является методика обучения. Как правило, о врожденности

способностей речь заходит всякий раз, когда методика обучения обнаруживает

свою несостоятельность и беспомощность. Разумеется, методика

совершенствуется, и потому круг "врожденных" способностей неизбежно все

больше сужается. Так, например, экспериментально удалось выработать

музыкальный слух у якобы абсолютно немузыкальных детей, то есть учащихся,

по поводу которых было сделано заключение, что у них отсутствуют задатки к

музыкальным способностям.

Существенно важный фактор развития способностей человека -

устойчивые специальные интересы. Специальные интересы - это интересы к

содержанию определенной области человеческой деятельности, которые

перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом

деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное

овладение приемами и способами деятельности. Подмечено, что возникновение

интереса к той или иной учебной деятельности тесно связано с пробуждением

способностей к ней и служит отправной точкой для их развития.

Оптимально такое положение вещей, при котором школьник очень рано

обнаруживает (при посредстве и помощи взрослых) устойчивые специальные

интересы и развивает соответствующие способности, позволяющие ему

безошибочно определить свое призвание.

Одним из средств эстетического воспитания является привитие

учащимся хорошего литературного вкуса, умения понимать и ценить

литературные произведения. Среди школьников, обнаруживающих склонность к

литературе, часто встречаются учащиеся с повышенными способностями, легко

поддающимися дальнейшему развитию. Нередко из числа этих школьников выходят

впоследствии работники литературного труда. Литературный труд является

одним из сложных видов человеческой деятельности и требует специальных

способностей, или, как говорят, литературного таланта. Люди, обладающие

литературным талантом, встречаются относительно редко. Поэтому вопрос о

раннем выявлении литературно одаренных учащихся и о путях развития их

литературных способностей имеет большое общественное значение. Развитие

литературных способностей - это развитие способностей к экономному

логически правильному изложению своих мыслей, что существенно важно для

умственного развития человека и для всей его деятельности. Поэтому вопрос о

развитии литературных способностей имеет не только специальное, но и

общепедагогическое значение. Педагогическая работа по развитию литературных

способностей требует строгого индивидуального подхода, знания индивидуально-

психологических особенностей каждого учащегося.

Изучение индивидуально-психологических особенностей школьников,

систематически занимающихся литературным творчеством, дает основание

сделать вывод о том, что процесс формирования способностей наиболее активно

происходит у школьников средних классов, что, видимо, связано с бурным

развитием в этом возрасте процессов мышления. К концу седьмого началу

восьмого класса школьники, занимающиеся поэтическим творчеством, уже

способны делать емкие поэтические обобщения, вполне владея языком как

средством поэтической выразительности. Работая над рассказами, они

относительно свободно строят сюжет, владеют элементарными правилами

композиции, используют пейзаж, диалог, речевые характеристики персонажей.

Наблюдения за работой школьников в литературно-творческих кружках

показали, что важными условиями успешного развития их способностей являются

максимальная самостоятельность, поддержание инициативы подростков в их

творческих начинаниях, их самостоятельности, организация интересных для них

и общественно значимых занятий и дел, которые могут получить определенное

общественное признание и общественную оценку (например, выпуск литературных

стенгазет, литературно-творческих рукописных журналов, проведение

литературных олимпиад, литературно-творческих конкурсов).

В течение ряда лет психолог В.П.Ягункова изучала школьников,

систематически занимающихся литературным творчеством. Длительные наблюдения

за способными школьниками и за процессом их литературного творчества, а

также лабораторные эксперименты, проводившиеся со старшими школьниками по

специально разработанной методике, позволили ей выявить следующие основные

компоненты литературных способностей: поэтическое восприятие

действительности, эмоциональная впечатлительность, художественная

наблюдательность, хорошая образная и эмоциональная память, образное

мышление и творческое воображение, богатство языка, обеспечивающее

относительную легкость словесного оформления образов.

Не все компоненты литературных способностей одинаково развиты у

школьников. Например, у одних школьников поэтическое восприятие

действительности характеризуется в большой мере яркостью образов и

эстетическим переживанием их, у других оно больше связано с эмоциональным

восприятием образов, у третьих - с эмоциональным восприятием человеческих

чувств и отношений.

Основным методом развивающей работы может быть психолого-

педагогический эксперимент. Под ним понимается специально организованная

учебная работа, в процессе которой осуществляется формирование литературных

способностей. Другими методами являются: систематические наблюдения за

развитием способностей детей в процессе учебных и внеклассных занятий,

беседы и индивидуально-групповые занятия (консультации, разного рода

литературные упражнения и игры, обсуждения рассказов и стихов учащихся,

выпуск стенгазет), анализ сочинений и других творческих работ.

Центральным вопросом психолого-педагогического эксперимента

является организация системы творческих работ учащихся как деятельности, в

процессе которой и в связи с которой формируются те или иные компоненты

литературных способностей. Сюда относятся сочинения по собственным

жизненным впечатлениям учащихся, описания, сочинения на свободную тему. В

целях оживления творческой инициативы школьникам можно предложить выпускать

классный рукописный литературный журнал.

Некоторые приемы формирования

компонентов литературных способностей:

1. Организация наблюдений. Словарная работа в связи с наблюдениями.

Ученики часто употребляют известные им словосочетания чисто

механически, не испытывая никаких чувств, не видя за словами образов. Между

тем при непосредственном восприятии литературных текстов школьники любого

возраста отзываются не только на содержание того или иного произведения, но

и на художественную форму, хотя часто и не осознают этого. Поэтому следует

организовывать систематические наблюдения учащихся, целью которых развитие

наблюдательности, формирование эмоционально-эстетического отношения,

накопление поэтических представлений и соответственного им словарного

запаса.

Чтобы писать хорошо, надо видеть хорошо - так обосновывается

организация наблюдений и словарная работа в связи с наблюдениями. Наблюдать

- это значит внимательно рассматривать, не просто смотреть, но и думать

при этом, подыскивать сравнения, стараться заметить что-то, чего раньше не

замечали.

По ходу наблюдения проводится словарная работа: коллективно

подбираются слова и словосочетания, которыми можно было бы описать

виденное.

2. Виды сочинений и их качественный анализ.

В системе письменных работ сочинения творческого характера

занимают видное место. Творческие сочинения являются одним из наиболее

эффективных приемов развития содержательной, точной и выразительной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ