Рефераты
 

Формирование экологических понятий на уроках русского языка

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и

длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от

того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к

природным объектам, желание трудиться на пользу природы. Следовательно,

основная задача учителя – вводить экологический материал в ткань разных

уроков, начиная с начальных классов, в том числе и в уроки русского языка.

Глава 2

В процессе работы над данной темой была проведена исследовательская

работа, цель которой:

1. Изучить уровень экологических знаний у детей.

2. Повысить экологические знания детей через уроки русского

языка.

Для этого мы выбрали два класса – 2 «а» и 2 «б». Дети этих классов

находятся в одинаковых педагогических условиях, учатся в одной школе и

имеют примерно одинаковый уровень знаний.

2 «а» - контрольный

2 «б» - экспериментальный

Анализ констатирующего эксперимента.

Для проведения констатирующего эксперимента в своей работе мы

использовали методы наблюдения и анкетирование. В течение года наблюдали за

учебной и внеклассной работой в экспериментальном классе. Экологическое

образование и воспитание в большей степени осуществлялось на уроках

природоведения, на других уроках мы не заметили межпредметных связей, где

бы раскрывались вопросы экологического характера. К сожалению, этого не

было и на уроках русского языка.

Для выяснения первоначальных знаний об экологии у учащихся, провели

специальную анкету. В анкете три первых вопроса взяли из сборника «Формы

экологического воспитания детей» под редакцией А.С. Бахаревой, доцента

кафедры естествознания ШГПИ, а остальные я составила сама.

В таблице указано процентное соотношение уровня знаний учащихся по

экологии в контрольном 2 «а» классе (20 человек).

Таблица №1(а)

|Уровни |Человек |% |

|Высший |0 |0 |

|Средний |7 |35 |

|Низкий |13 |65 |

График №1(а)

В таблице указано процентное соотношение уровня знаний учащихся по

экологии в экспериментальном 2 «б» классе (23 человека).

Таблица №2(б)

|Уровни |Человек |% |

|Высший |0 |0 |

|Средний |13 |57,3 |

|Низкий |10 |42,7 |

График №2(б)

Как показали результаты анкет, уровень экологических знаний в обоих

классах средний. К сожалению, не оказалось ни одного ученика, у которого

был бы высокий уровень экологических знаний.

Формирующий эксперимент.

Анализ анкет, их неутешительные результаты побудили нас использовать

уроки русского языка с экологического направленностью. В течение года,

отведенного на формирующий эксперимент, я проводила уроки русского языка,

используя экологический материал, а именно экологические сказки, игры,

задания, подбирала тесты экологической направленности для диктантов,

изложений и проверочного списывания, на уроках уделяла внимание загадкам,

кроссвордам, стихотворениям.

Краткое описание интегрированных уроков.

1. Русский язык и чтение.

Тема: «Упражнения в проверке безударных гласных. С. Есенин

«Береза»».

На этом уроке дети знакомятся с русским поэтом – С. Есениным,

разбирают его стихотворение «Береза», используя предложения из

стихотворения, упражняются в проверке безударных гласных, подбирают

однокоренные слова, распознают орфограммы, учатся сравнивать. Таким

образом, через стихотворение пейзажной лирики С. Есенина на уроке я

пыталась у детей воспитать любовь к родной природе.

2. Природоведение и русский язык.

Тема: «Растения весной. Первоцветы. Обобщение знаний об имени

прилагательном как части речи»

На этом уроке, одновременно работая над распознаванием рода, числа

имен прилагательных, над обобщением знания имени прилагательного,

знакомлю с изменениями в природе с приходом весны, с разнообразием

весенних растений – первоцветов и с необходимостью их охраны. На уроке

много использовалось стихотворений, через которые я воспитывала интерес

и уважение к природе.

3. Чтение – русский язык – музыка.

Тема: «Обобщающий урок по чтению по разделу «Весна идет» и

обобщение знаний учащихся о предложении»

Тема на уроке введена через загадку. Использовала активный метод

обучения – инсценирование. Разбирая произведения о весне, пыталась

помочь детям почувствовать красоту слова. На уроке учащихся познакомила

с новыми словами и понятиями, систематизировала знания о предложении,

развивала творческое мышление, учила детей понимать музыку, «видеть» в

ней картины природы.

Знакомство с новым словарным словом.

Например, можно провести следующую работу со словарным словом –

береза.

- Узнайте, что это за дерево (показ иллюстрации)

- Рассмотрите внимательнее, что вас особенно привлекает?

- А знаете ли вы чем полезно это дерево?

Это интересно: (дополнение к сказанному)

На земном шаре насчитывается 120 видов берез. Древние славяне почитали

березу священным деревом. На Руси это растение было связано с весенними

церковными праздниками. В Москве существовал обычай отмечать эти весенние

праздники в Марьиной роще, а к вечеру молодежь при большом скоплении народа

пускала березовые венки по воде. С березой крестьяне землевладельцы

связывали немало примет:

- Из березы течет много сока – к дождливому лету.

- Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.

- Овес сей, когда береза распускается.

Издавна береза считалась символом России и широко использовалась в

различных отраслях.

Почки, листья и кору березы используют в медицине. Деготь, получаемый

при сухой перегонке древесины, используют для лечения кожных заболеваний.

Из бересты умельцы плели корзины, сумки, изготовляли различные

поделки.

Весенний березовый сок является лечебным питьем. Однако, следует

помнить, что незнание всех правил его сбора может привести к гибели очень

ценного и полезного растения. Поэтому нужно уметь правильно сделать надрез,

а после окончания сбора сока закрыть смолой сосны или пластилином, чтобы в

нее не попали споры грибка.

Результирующий эксперимент.

Проведение результирующего эксперимента было осуществлено на основе

той же анкеты, которая использовалась при проведении констатирующего

эксперимента. В ходе проведенного среза была экспериментально подтверждена

гипотеза, лежащая в основе исследования, о том, что экологическое

образование и воспитание играет большую роль в учебно-воспитательной работе

школы, и экологические знания учащихся можно повысить и через уроки

русского языка, используя соответствующий материал.

В таблице указано процентное соотношение уровня знаний учащихся по

экологии в контрольном 2 «а» классе после повторного опроса (20 человек).

Таблица №3(а)

|Уровни |Человек |% |

|Высший |0 |0 |

|Средний |8 |40 |

|низший |12 |60 |

График №3(а)

В таблице указано процентное соотношение уровня знаний учащихся по

экологии в экспериментальном 2 «б» классе, после повторного опроса (23

человека)

Таблица №4(б)

|Уровни |Человек |% |

|Высший |9 |39,1 |

|Средний |12 |52,1 |

|Низкий |2 |8,8 |

График №4(б)

Результаты анкеты, проведенной после уроков внеклассного чтения в

экспериментальном 2 «б» классе показали, что уровень экологических знаний

учащихся повысился.

Если в начале эксперимента высокий уровень знаний был равен 0%, то

после проведения таких уроков русского языка он заметно повысился и

составил 39,1%. Это, несомненно, говорит об успехе эксперимента.

Результаты анкет показали, что знания учащихся по экологии в

контрольном 2 «а» классе после повторного опроса не повысились.

Сравнительный итоговый график.

Заключение.

Подводя итоги проделанной работы в течение года, можно подчеркнуть не

безуспешность усилий, направленных на повышение уровня экологических знаний

учащихся путем проведения уроков русского языка.

Основываясь на опыте проделанной работы, мы можем предложить к

внедрению апробированную нами методику проведения уроков русского языка с

использованием наглядности, так как она позволила заметно повысить уровень

экологических знаний учащихся.

Экологическая работа требует специальных знаний и должна проводиться в

системе, присутствуя как на внеклассных занятиях, так и на уроках, в том

числе и на уроках русского языка.

Литература:

1. Азбука экологии./под ред. О.Г. Завьялова, Н.И. Науменко, Н.П.

Несговорова, Л.П. Салеева – К.: Парус – М. 1997. – с.3.

2. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального

экологического воспитания. //Начальная школа. – 1994. - №2. – с.32.

3. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. – Ш.: 1996. –

с.69.

4. Блюкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание. –

В.: 1990. – с.24.

5. Гавриляко С.Б. Игры «Земля – наш дом».//Начальная школа. – 1995. - №5.

– с.57.

6. Гиляров А.М. Когда и кем придумана «экология».//Биология в школе. –

1997. - №3. – с.5.

7. Голубь В. Интегрированный урок.// Газета. Начальная школа. – 1998. -

№9. – с.2.

8. Долгачева В.С. Изучение лекарственных растений в начальной школе. //

Начальная школа. – 1995. - №4. – с.36.

9. Захарова Л.В. Учимся любить природу. //Начальная школа. – 1997. - №4. –

с.47.

10. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в

процессе изучения природы. //Начальная школа. – 1989. - №5. – с.25.

11. Кочегарова Т.М. Тематические кроссворды на уроках русского

языка.//Начальная школа. – 1989. - №1. – с.31.

12. Кузьмина Г.С. Наука о доме. //Начальная школа. – 1993. - №9. – с.74.

13. Купров В. От экологии природы – к экологии души. //Газета. Начальная

школа. – 1999. - №35, №36.

14. Леонтьев М.Р., Самотесов Е.Д. Экологическое образование в России:

проблемы и перспективы. //Биология в школе. – 1994. - №3. – с.5.

15. Манеева О.И. Загадок не счесть. //Начальная школа. – 1998. - №4. –

с.25.

16. Мельник Э.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы.

//Начальная школа. – 1998. - №5. – с.74.

17. Михайлова Т.В. А я делаю так… //Начальная школа. – 1995. - №2. – с.57.

18. Охрана природы в школьном курсе биологии./ под ред. А.Н. Захлебного,

И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной – М.: Просвещение 1977. – с.10.

19. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. //Начальная

школа. – 1991. - №5. – с.2.

20. Плешаков А.А. Раскрытие экологических связей на уроках природоведения.

//Начальная школа. – 1988. - №9. – с.35.

21. Подосенова И.П., Соколова Л.В. Задачи по математике на экологическую

тему. //Начальная школа. – 1995. - №9. – с.24.

22. Ростоцкий С.Б. Экологические проблемы на карте мира. //Природа. – 1994.

- №6. – с.3.

23. Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к

природе. //Начальная школа. – 1995. - №5. – с.34.

24. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная

школа. – 1988. - №2. – с.42.

25. Симонова Л.П. О перспективах экологического образования в начальной

школе. //Начальная школа. – 1988. - №6. – с.14.

26. Соколова Н.Д. Экологическое воспитание младших школьников. – с.: 1991.

– с.11, 21-31.

27. Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания.

//Начальная школа. – 1988. - №6. – с.28.

28. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка.

//Начальная школа. – 1995. - №6. – с.45.

29. Тырычева Л.А. Занимательные упражнения на уроках русского языка в 1-2

классах. //Начальная школа. – 1994. - №5.

30. Харитонова Л.М. Воспитательная функция загадок на уроках

природоведения. //Начальная школа. – 1994. - №4. – с.39.

31. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников. //Начальная

школа. – 1989. - №3. – с.33.

32. Чаус Б.Ю., Чаус З.А. Экологические сказки. //Начальная школа. – 1993. -

№9. – с.44.

33. Что имеем, как храним./ под ред. А.П. Бухтоярова, Н.К. Васильченко,

Г.С. Городянской – К.: 1993. – с.15.

34. Щербинина Г.К. Скуазка как средство воспитания. //Начальная школа. –

1995. - №3. – с.30.

35. Экология. 9кл./ под ред. Е.А. Криксунова, В.В. Гасечника – Издательский

дом «Дрофа».: 1995. – с.14.

36. Янин А.А. Глобальные экологические проблемы. //Начальная школа. – 1997.

- №4. – с.48.

Приложение №1

АНКЕТА

1. Представь себе, что ты идешь по прекрасному зеленому лесу, и на

самом краю тропинки расположился муравейник. Сейчас-то он небольшой, а если

разрастется? Что делать?

а. ты сделаешь из сухих веток, палок этого царства небольшую оградку,

чтобы после тебя кто-нибудь нечаянно не разрушил его;

б. обойдешь стороной;

в. скажешь безобразие и уберешь палкой или ногой муравейник с дорожки;

2. А вон недалеко видишь гриб с яркой красной шапкой – мухомор. Как ты

поступишь, зная, что он несъедобный?

а. Пнешь гриб ногой – какой от него толк, если он ядовитый;

б. Обойдешь стороной: кому он нужен;

в. полюбуешься и пройдешь мимо.

3. Если после отдыха в лесу остались бумага, банки, пакеты, как ты

поступишь?

а. Выкопаешь ямку и все в нее зароешь;

б. Соберешь все в кучу и оставишь так;

в. заберешь все с собой;

4. Почему многие растения и животные стали редкими? Какая опасность им

угрожает?

5. Для чего создана Красная книга? Назовите животные и растения, которое

занесены в Красную книгу.

6. Какие произведения читали о животных, о растениях? (Укажите автора)

Приложение №2

ЗАГАДКИ

1. Ползун ползет, иголки везет (Еж)

2. Белые горошки на зеленой ножке (Ландыш)

3. Ну-ка кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет (Солнце)

4. Нет ног, а идут

Глаз нет, а плачут (Тучи)

5. Летят орлицы по синему небу,

Крылья распластали,

Солнышко застлали (Облака)

- Какие облака весной, а какие зимой?

6. Крупно, дробно зачастил

И всю землю напоил (Дождь)

7. Яростно река, ревет и размывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель

Кто же к нам пришел? (Апрель)

8. Весной повисло – все лето кисло;

А сладко стало – на землю пало. (Яблоко)

9. Как кровь красна,

Как мед вкусна,

Как мяч кругла-

Мне в рот легла. (Вишня)

10. На плечах Игнашки

Сорок три рубашки –

Все из ткани отбеленной,

А поверх пиджак зеленый. (Капуста)

11. У листа пуста середка;

Корни – белая бородка

Стебель – плоская лепешка

Семя – угольная крошка. (Лук)

12. Выросла травка –

К пище приправка;

Ее пожитки –

Душистые нитки. (Укроп)

13. Красна, а не калина.

Горька, а не осина.

Кругла, а не лукошко.

Хвост есть, а не кошка. (Редис)

14. Ягода красная,

Ягода вкусная,

Режь да соли,

Ешь да хвали. (Помидор)

15. Под листочком, у оградки,

Лягушонок спит на грядке.

Весь зеленый, прыщеватый,

А животик беловатый (Огурец)

16. Не тигр, а полосатый,

Не морж, а усатый;

Не мед, а сладкий;

Не мяч, а каткий (Арбуз)

17. У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту, в высоту (Сосна)

18. Я родственник сосны,

Такой же величавый.

Но шишечки мои

Вкуснее и ценнее. (Кедр)

19. Он у дороги к дому

Весь в пыли торчит,

И путнику больному,

Ранки заживит. (Подорожник)

20. Северная роза, вся в цветах,

Красные ягоды на ней висят. (Шиповник)

21. Сели детки на карниз

И растут все время вниз. (Сосульки)

22. На ветках плотные колючки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки)

23. Я – вода да по воде же и плаваю (Лед)

24. Неизвестно, где живет,

Налетит – деревья гнет,

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь. (Ветер)

25. Похож я с виду на горох,

Где я пройду – переполох. (Град)

26. Меня пьют, меня льют,

Всем я нужна. Кто я такая? (О воде)

27. Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед (Пчела)

«Это интересно»

Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду, а

голубь только 9. За день пчела успевает опылить 7000 цветков. Для сбора 1

кг. меда одной пчеле нужно «налетать» около 300 тысяч километров и посетить

19 миллионов цветков.

28. Ты откуда, ты откуда,

Прилетел к нам красногрудый?

Облетел я всю Сибирь.

Как зовут тебя? (Снегирь)

29. В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет,

Себе город строит (Муравьи)

30. Из-под снега расцветает,

раньше всех весну встречает (Подснежник)

31. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту

Зовусь я … (Подосиновик)

32. Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра» А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (Сорока)

33. В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

и ставит подпись… (Дятел)

34. Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый … (Скворец)

35. Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (Грач)

36. Я весь день ловлю жуков.

Ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)

37. Кто, как только жарко станет

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч ее долой? (Лес)

38. Я – капелька лета

На тоненькой ножке,

Плетут для меня

Кузовки и лукошки,

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

39. Сорвал я красный гриб в лесу,

Любуюсь на его красу:

На белой он ножке,

На шляпке – горошки.

А люди говорят,

Что в нем опасный яд. (Мухомор)

- Чем полезны мухоморы?

40. Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

Приложение №3

Задания экологического характера

1. «Угадай, что за зверь»

Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост

короткий. Зверек этот пугливый. (Заяц)

Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка

длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса)

- Какие слова помогли вам угадать (признать) зверька?

(Дети называют имена прилагательные и объясняют, что обозначают эти

прилагательные)

серый, белый, рыжая – цвет

короткий, длинный – размер

пугливый, хитрый – характер

2. Викторина «Что? Где? Когда?»

«Знаешь ли ты птиц?»

1) Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)

2) Какая птица, кроме названия коростель, имеет еще одно название?

Большую часть пути с юга она шагает пешком. Она является

объектом спортивной охоты. (Дергач)

3) Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах.

Герой одной из басен Крылова. (Чиж)

4) Название какой птицы составлено из звуков, которые издают эти

птицы? (Грач)

5) Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных

насекомых, подлежит охране. (Сыч)

3. Напишите стихотворение о зиме используя слова:

… снежинки

… на тропинке

… у реки

… уголки

…дома

…зима.

4. Обогатите текст «красивыми» словами.

Вот и пришла зима. Снег покрыл землю. В лесу тихо. Хлопья снега лежат

на деревьях.

5. Закончи предложения:

1) С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает

новая – … и … . (густая и пушистая)

2) Изменяется окраска шерсти у …, …, … . (у зайца, белки, песца).

3)

6. Из перечисленных животных выбери в первый столбик диких животных, во

второй – домашних. Выдели орфограмму.

Белка, еж, лошадь, кролик, заяц, лиса, коза, баран, барсук, бобр,

лось, корова, медведь, бык.

7. Спишите, выделяя орфограммы, расположите части текста так, как идут

времена года.

Тут и лето настало. Солнышко печет, земля цветет. Собрались

девушки в лес гулять.

Раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу

играть. А потом стали снежную бабу лепить.

Вот и зима миновала. Пришла весна. Стало солнышко пригревать.

Потекли ручьи. Все ребята рады.

Приложение №4

Словарные слова, при знакомстве с которыми можно развивать у детей

экологическую грамотность.

Заяц лисица овощи ягода

Воробей береза орех экскурсия

Сорока животное осина

Ворона земляника растение

Медведь малина яблоко

Экскурсия – это коллективная поездка, поход куда-нибудь, посещение

чего-нибудь с определенной целью.

Например: ребята,

- вспомните когда мы ходили на экскурсию в лес?

- Что там наблюдали?

- Что интересного было в лесу?

- А как надо вести себя в лесу?

- Какие правила поведения в лесу вы знаете?

- Не зря я вас попросила это вспомнить, так как на сегодняшнем уроке

вы в свой словарь запишите новое словарное слово – экскурсия.

Приложение №5

Диктанты на экологическую тематику

1класс (1-4)

1. Лето.

Была сильная жара. Поле и лес ждали дождя. Набежала туча. Грянул гром.

Упали первые капли.

2. Гнездо.

За домом была ива. На иве было гнездо зяблика. В гнезде сидели птенцы.

Они громко кричали.

3. Проверочное списывание.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять зима душистая

По-ве-я-ла крылом. (А. Фет).

2 класс (1-4)

1. Утро.

Было теплое утро. Роса еще не спала. На мокрой траве остался след. Вот

шмель полетел за медком. На березке маленькие дырочки. Их оставил дятел.

Весной он пьет сок. На полянах много травы. Хороший корм для коров.

Слова для справок: полетел, дятел, на полянах.

2. Краски осени.

Лежал чудесный ковер из листьев. Сколько ярких красок у осени. Собака

Булька играла с листочком дуба. Под елкой Ксюша нашла гриб. Он был красив.

Ножка у гриба толстая, шляпка красная.

Слова для справок: Лежал.

3. Тайна на лугу.

Весь луг был покрыт белыми пушистыми шарами. Ветерок решил с ними

поиграть. Он дунул. Во все стороны полетели мелкие пушинки. Где же шары?

Много тайн и загадок на лугу.

3 класс (1-4)

1. Береги птицу.

В солнечное утро у пруда закуковала кукушка. Деревья еще не просохли

от утренней росы. Кукушка откуковала. Засвистел весь сад, зашумел листьями.

Божые коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С

утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнезда. В эти дни постарайся

не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птицу с гнезда. Погибнут от

голода птенцы.

Слова для справок: солнечное, постарайся.

2. Дым над лесом.

Настал жаркий июль. Теплый дождь освежил поля, луга и леса. Но на

огромных просторах страны гроза несет и беду. От удара молнии вспыхивают

ярким огнем ель, сосна и другой могучий великан. Огонь в лесу опасен.

Гибнут молодые деревца, ягодники, птичьи гнезда. Лесные звери остаются без

корма. На помощь приходит авиация. Крылатые машины помогают охранять лесные

массивы от огня.

Слова для справок: вспыхивают, опасен, остаются, авиация.

4 класс (1-4)

1. Берегите воду.

Быстрый ручей звонко журчал в зарослях черемухи. Но вот он выбежал на

широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешил вперед. Со

всех сторон к шумному ручью сбегались другие ручьи. Он становился шире и

глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой. В мягком иле

поселились различные животные. На поверхности воды весело закачались белые

кувшинки. Птицы свили гнезда на высоком берегу. Вода несет жизнь растениям,

животным, людям. Чистая вода – главное богатство природы. Берегите природу.

Слова для справок: в зарослях, шире, глубже.

Обратить внимание на постановку тире.

2. Приметы.

Переливами цветных красок славился июнь месяц. Кругом сочная зелень.

Все живое радуется теплу и солнцу.

А знаешь ли ты, что по поведению животных и растений можно

судить о каждом дне? Пастухи по шерсти овцы могут определить приближение

дождя. Шерсть легко вбирает воду из воздуха. Будет дождливо, если собака

ест траву. К дождю лягушки вылезают из воды на берег. В ненастную погоду

душистые растения издают сильный запах. Садовые ноготки закрывают цветки.

Не раскрывают бутоны розы и шиповник.

Слова для справок: славится, радуется, о приближении, вбирает.

Примечание: предупредить учащихся о постановке запятых.

Приложение №6

Сочинения.

4 класс (1-4)

1. Составьте с данными сочетаниями слов текст на тему «Русский лес

зимой».

Сказочен, чудесен лес, повис на ветвях, глубокие чистые сугробы,

петлями от березки к березке, на белоснежной скатерти, согнулись под

тяжестью, птицы с красными грудками.

- Озаглавьте текст и запишите его.

2. Примерные вопросы для сочинения о зиме.

- Чем зима отличается от других времен года?

- Как зимой восходит солнце?

- Долго ли оно остается на небе?

- Каким бывает день и какой бывает ночь?

- Какая стоит погода?

- Чем покрыта земля?

- Что бывает на реках?

- Где дикие звери?

- Где перелетные птицы?

- Как одеваются люди?

- Что делают для тепла в хатах?

Приложение №7

Игры «Земля – Наш дом»

Цель – познакомить детей с основными проблемами охраны природы и

путями их решения.

«Помоги шмелю»

Жил-был маленький шмель, радовался солнышку, теплу, но больше всего

любил цветы. У шмеля был свой любимый цветок, где он любил отдыхать. Уж

очень хорошо пахло от этого желтого цветка!

Но однажды, когда шмель, как всегда, отдыхал на своем цветке, на

полянку прибежали ребятишки, стали кричать, бегать, рвать цветы. Шмель едва

успел улететь, а его любимый цветок был сорван. Ребята охапками рвали

цветы, потом половину из них просто бросили и ушли. Полетел шмель искать

свой цветочек и нашел его среди букетов в одном из дворов. Грустно стало

шмелю: его цветок был не похож на себя. Он склонил свою желтую голову и не

было у него уже прежнего запаха, не было на нем капель свежей росы для

шмеля. Цветок просто умирал. Маленький шмель очень рассердился и решил

отомстить людям, ужалить кого-нибудь. Но его друзья, другие шмели,

посоветовали ему обратиться к людям, предупредить их, что все цветы могут

когда-то исчезнуть, если люди не будут беречь природу. Вот этот шмель и

прилетел к нам, ребята! Мы должны помочь ему. Если вы выполните все

задания, появится целая поляна цветов. (за каждое задание на доске

прикрепляется цветок)

«Наряжайся, елка!»

В лесу родилась елочка,

В лесу должна расти,

Не нужно рубить елочку

И в дом ее нести.

В лесу так елке весело,

Метель поет ей песенки.

Укрыты веточки снежком,

Стоят все елочки рядком.

Не мерзнет елочка зимой,

Не просит брать ее домой.

Идите в лес вы к елке сами,

И праздник встретьте там с друзьями.

Не стоит елочку губить,

А лучше жизнь ей сохранить.

Искусственную елочку купи,

И в своем доме наряди!

- Лесовичок принес нам в подарок искусственную елочку, мы ее нарядим.

(За правильный ответ на елку вешают игрушку)

«Белкины запасы»

Летом злой охотник прострелил белочке лапку. Все лето проболела белка,

лечила свою ранку соком трав и цветов. И вот уже осень, впереди зима, скоро

завоют метели, ударят морозы. Как быть белке без запасов? (за правильный

ответ на ветку вешаю гриб, орех, ягоду)

«Грибники»

Встану вместе с солнышком,

К лесу час ходьбы.

Там в траве под листьями

Ждут меня грибы.

(Р. Кучеренко)

- Мы пойдем в лес за грибами, но надо вспомнить правила сбора грибов:

грибы срезать ножом (вырывать нельзя); старые грибы не брать; если не

знаком гриб, пройти мимо, не сбивай его. Он может понадобиться другим людям

или животным. (На доске задания и корзинка. За правильный ответ кладу гриб

в корзинку. Дети узнают названия съедобных грибов.)

«Покормите птиц зимой»

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

(На доске кормушка, за правильный ответ сажаю птицу на кормушку. Дети

знакомятся с зимующими птицами и их кормом.)

«Сажаем лесок»

(Дети знакомятся с названиями деревьев) Несколько слов о пользе леса

(чистый воздух, хорошее настроение, грибы, ягоды, орехи, дрова, бумага).

- сегодня к нам пришел Лесовичок, хозяин леса. Плачет он, говорит, что

совсем люди перестали беречь природу: деревья рубят, гнезда разоряют,

грибницы разрушают. Хуже того: приходят в лес мальчишки, гнут тонкие

молоденькие березки и катаются на них, пока беззащитное деревце не

переломится. А мальчишки смеются. Росло деревце, тянулось к солнцу, к небу,

к жизни. И вот тебе! Обидеть может всякий, защитить не каждый! Просил

Лесовичок пощадить природу, беречь лес, птиц и все остальное. И чтобы

каждый из нас посадил свое дерево. Мы посадим с вами лес пока игрушечный,

но обязательно посадим и настоящий. (За каждое задание на доске прикрепляю

сосну, дуб, ель и т.д.)

Приложение №8

«На лесной поляне»

(Заочное путешествие. Игра на весь урок)

- Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную поляну. На чем лучше

отправиться в путешествие, чтобы не помешать течению лесной жизни? (Пешком)

В пути мы сделаем много остановок и познакомимся с жителями лесной поляны.

(На доске – картинка)

- Посмотрите, каким пышным разноцветным ковром из цветов

смотрится наша поляна. Пестрят лиловые корзинки, голубые

колокольчики, белоснежные ромашки, шалфей. Душистые и яркие

цветы зовут и манят пчел, шмелей, бабочек, жуков. Здесь мы и

сделаем остановку.

1. Минутка чистописания.)

2. Словарная работа.)

- Пойдем дальше. А вот и первый житель полянки. Это муравей, а вот и

муравейник, где он живет со своими друзьями. (Несколько слов о пользе

муравейника).

(Работа над развитием речи. Составить предложения о муравье. Запись с

комментированием. Найти слова на правило.)

- Отправляемся дальше. Посмотрите, какая красивая бабочка. Она

называется адмирал. У нее темная, бархатная окраска с ярко-красными

полосами, белыми и бирюзовыми пятнами. У бабочки много подруг: махаон,

павлиний глаз, крапивницы, капустницы, лимонницы и другие. Мы снова сделаем

остановку. (Работа по учебнику).

- И снова в путь. Смотрите, что там в траве? Это гнездышко, а вот и

птичка вспорхнула. Нельзя подходить близко к гнезду и трогать яйца в

гнезде. Иначе птичка не вернется, и птенцы погибнут. На земле гнездятся

жаворонки, соловьи, лесные коньки, зарянки, пеночки. Давайте осторожно

отойдем в сторону. (Физминутка.) (Дополни предложения: Я вышел на лесную

поляну и … Пошел дождь, и …)

«Соберем ягоды»

(игра на полянке)

Если ягодку не знаешь,

Лучше ты ее не рви,

Если ягодку не знаешь,

В рот ее ты не клади.

Ягоды берите аккуратно,

Не топчите зря кусты,

Чтоб сюда другие люди

После вас смогли прийти.

(На доске слова с пропущенными буквами, за ответ кладу ягодку в

корзинку. Запись слов.)

- Идем дальше. А вот посмотрите, кто же это? Это мышка. Где-то здесь

ее норка. Это маленькая полевка. Она тоже житель этой полянки. Питается

зернами, семенами, ягодами. Видите, сколько тайн на одной полянке, здесь –

своя жизнь со своими заботами. Находясь на лесной поляне, постарайтесь быть

более осторожными, внимательными.

С другими жителями мы познакомимся позже, пора возвращаться.

(Повторение правил. Итог урока).

Приложение №8

«На лесной поляне»

(Заочное путешествие. Игра на весь урок)

- Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную поляну. На чем лучше

отправиться в путешествие, чтобы не помешать течению лесной жизни? (Пешком)

В пути мы сделаем много остановок и познакомимся с жителями лесной поляны.

(На доске – картинка)

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ