Рефераты
 

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе

эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм,

пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к

литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на

содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на

факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе

Г.С. Лабковской.

Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к

"достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и

естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически

связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного

человечества - проблемы рационального использования природных богатств и

охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз

и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами

законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее

красоты - это главное, чему должна научить школа" (26; 29).

Следующий фактор эстетического развития личности - эстетизация быта -

выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской,

К.В. Гавриловец и др.

А.С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание

этому фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже

тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил

оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а

хризантемы, розы" (14; 218). "С эстетической точки зрения быт, можно

сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического

развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее

духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств

создавших ее людей", - отмечает Г.С. Лабковская (26; 31).

Особое значение эстетики быта, в эстетическом воспитании отмечает и

К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание

школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов,

залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка,

стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а,

следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги" (4;

14). Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи,

отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь

подсознательно входят такие критерии, как целесообразность,

упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его

вкусы и потребности.

Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если

классный уголок не несет новой, интересной необходимой информации, если не

уделяется должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно

складывается установка на терпимое отношение к излишествам, небрежности.

Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор

эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает

непосредственно личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: "В своей

работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его

костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое

не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в

одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у

подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике

человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства

человека" (4; 14).

А.С. Макаренко также уделял большое внимание внешнему виду и

утверждал, что у учеников "ботинки должны быть всегда почищены, без этого

какое может быть воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме не

должно быть никакой пыли. И требование прически… серьезные требования надо

предъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к

карандашу" (14; 218).

Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил

В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и "культуру общения:

общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе".

"Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на

эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже

если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это

переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положение среди

них является мощным внутренним стимулом формирования личности" (4; 11).

Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности, как

назвал его А.С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение

личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития

творческих задатков школьников, обнажает красоту чутких отношений друг к

другу. В качестве примера прекрасных эстетических отношений можно

рассматривать такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность,

верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе со взрослыми в

отношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечаток на

детскую личность, делая их поведение прекрасным или безобразным. Через всю

совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно-

эстетического облика ребенка.

Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются

внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи

очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое

развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры

о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не

может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться

восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном

коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед,

лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности,

эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам

Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в

любом предмете есть более или менее эстетический элемент» (16; 56). Любой

предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в

школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать

средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к

предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников.

«Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия и

другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно рассматривать

пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания,

формы кристаллов, типы математических доказательств, физические, химические

и математические формулы, - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и

гармонию, то есть проявление эстетического» (17; 202). Кроме того, опытные

педагоги отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного термина и

одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из

способов развития познавательной активности школьников. Процесс обучения

приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный научный

термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к самому

предмету» (17; 202).

Одним из важных источников эстетического опыта школьников является

разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются

насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности.

На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для

самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому

воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности.

Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т.

Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали

широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих

драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные

произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и

кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных

видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом

развития лучших черт и качеств личности.

Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма

разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла в школе

и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально все,

вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам

эстетического опыта детей относится и искусство, так как: "Искусство

является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения

человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом

воспитании" (15; 14). В связи с этими словами Б.М. Неменского и избранной

темой курсовой работы, проблеме эстетического воспитания средствами

искусства следует отвести отдельный параграф.

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания

В этой главе мы рассмотрим особенности искусства, как средства

эстетического воспитания младшего школьника. Для этого раскроем

эстетическую сущность искусства и особенности его восприятия детьми.

§1. Эстетическая сущность искусства

В первом параграфе второй главы мы считаем необходимым раскрыть

эстетическую сущность искусства, для того чтобы выяснить действительно ли

искусство играет ведущую роль в эстетическом воспитании как утверждает Б.М.

Неменский.

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так

как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства

воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован

творческий опыт человека, духовное богатство" (28; 75). В художественных

произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое

отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В

искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы,

идеалы" (21; 142). Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В

том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что

художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие

полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой

действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем

месте и назначении в жизни» (13; 103).

В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса

разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека.

Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с

героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает.

Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так

описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания

художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед

за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает

произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей

становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора"

того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или

испытывая гнев, досаду, отвращение".

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым

или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго,

и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от

встречи с прекрасным.

"Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого

характера", - отмечают авторы книги "Эстетическое воспитание школьников"

(28; 75). "Энергия активного, творческого отношения человека к искусству

зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных

способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня

его художественного образования". Те же авторы сделали правильное

замечание: "Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с

развитыми способностями может пробудиться сотворчеству и творчеству".

Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не

получит собственно художественного развития и образования, не научится

видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько

ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно

эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность

наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы,

довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства

необходимо учитывать возрастные особенности школьников. А.И. Шахова,

старший научный сотрудник НИИ общих проблем воспитания АПН справедливо

заметила: "Нельзя требовать от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля

"Сикстинская мадонна", но можно и нужно так развивать его способности, его

духовные качества, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог

наслаждаться творчеством Рафаэля. Воспитание искусством тем самым

преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его

индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее

поведение" (27; 20).

В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка

по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует

искусство, в чем заключена его воспитательная роль.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка,

изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура,

декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том,

что оно особо воздействует на человека своими специфическими

художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением,

красками, различными природными материалами. Музыка, например,

непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура

затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно

объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на

способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии

живописи на человека можно судить по конкретному примеру. Приведу отрывок

из книги Е. Ротенберга "Искусство Италии".

"Живопись обращена к нашему чувству формы и цвета. Созерцая живописное

полотно, скажем "Сикстинскую мадонну" Рафаэля, мы не только замечаем общий

колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность,

но следим за композицией, расположением фигур, точностью и выразительностью

рисунка. Все это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к

постижению смысла картины, творческому сопереживанию. Мы замечаем, что во

всей фигуре мадонны есть какая-то тревога, что взгляд ее трудно уловим, что

младенец серьезен. Мадонна как будто стоит на месте и идет вперед. И все-

таки композиция картины гармонично уравновешенна, сохранено ощущение

гармонии человека с миром и представление о человеке как центре природы. И

мы понимаем, что перед нами одно из самых глубоких и прекрасных воплощений

темы материнства. А тревога угадываемая нами воспринимается как

предчувствие будущей трагической судьбы сына, которого мадонна несет в

жертву людям… В движении ее рук, несущих младенца, угадывается

инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, вместе с тем

ощущение того, что сын ее принадлежит только ей…" (20; 125).

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой

личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды

искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя

ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства.

Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.

Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать

одинаковую любовь ко всем видам искусства. Эти положения хорошо выделены в

трудах А.И. Бурова. «Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен

в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид

искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь

неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание

невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы

искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее

равномерно».

§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками

(по Б.Т. Лихачеву).

Взаимодействие ребенка и любого вида искусства прежде всего начинается

с восприятия. Особенностям восприятия искусства детьми и посвящен данный

параграф.

Итак, произведение искусства достигает своей воспитательной,

образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником,

когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять

особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

Д.Б. Лихачев, понимая это, выработал свой подход к этой проблеме. В

своей работе он выделяет три важные этапа восприятия художественного

произведения школьником.

К первому этапу освоения художественного произведения он относит

первичное восприятие, первичное творческое воссоздание в сознании

художественных образов. Сущность этого этапа состоит в том, что первичное

восприятие детьми художественного произведения необходимо продумывать. Он

заметил, что при первичном неорганизованном восприятии, детьми, как правило

часто упускается то, что показалось непонятным или неинтересным, что прошло

мимо их внимания ввиду недостатка жизненного опыта или слабости

художественно-эстетического развития.

"В том, мимо чего прошел ребенок, нередко остается существенное и

важное, без чего невозможно воспроизведение целостной картины

художественного произведения, его глубокое освоение" (13; 133).

С самого начала преподавания искусства необходимо развивать в детях

комплекс способностей всестороннего восприятия произведений, талант

читателя, зрителя, слушателя, талант соучастия в творчестве.

Первичное освоение произведения искусства предъявляет специфические

требования к формам организации восприятия. Д.Б. Лихачев уделяет особое

место в своей работе вопросам методики. "Наиболее эффективно первая встреча

ребенка с произведением искусства происходит в форме свободного общения.

Педагог предварительно заинтересовывает детей, указывает, на что обратить

особое внимание и побуждает к самостоятельной работе. Таким образом,

реализуется педагогический принцип единства организации коллективной

классной, внеклассной, внешкольной и домашней работы.

Внеклассная и домашняя работа со своими более свободными формами

постепенно становится органической частью учебных занятий. С этой целью

учитель на уроке учит детей навыкам и приемам самостоятельной работы. На

уроках приучают детей к коллективному прочтению отрывков, прослушиванию

дисков и лент с записью художественного чтения, индивидуальному чтению, к

чтению в лицах и драматизации, коллективному пению, просмотру фильмов,

картин, диапозитивов, спектаклей и телепостановок. Все это позволяет детям

в соответствии с заданиями учителя уделять серьезное внимание первичному

восприятию вне урока: индивидуальному и коллективному чтению в лицах,

совместным походам в кино, просмотру и прослушиванию теле- и радиопередач"

(13; 131).

На этом этапе Д.Б. Лихачев предлагает использовать такие методы,

которые стимулируют детскую деятельность по активному восприятию:

заинтересовывают детей сюжетом произведения, художественными приемами,

используемыми автором. В процессе первичного восприятия в целях

формирования в сознании школьников более ярких образов, общей картины

произведения он предлагает привлекать исторический материал эпохи,

дополнительные сведения об авторе произведения искусства, процессе его

создания.

В рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать детям

задания по отысканию исторического материала, характеризующего время,

описанное, изображенное, звучащее в произведении. Выполнение

исследовательских заданий по сбору фактов, касающихся создания

произведения, обсуждение с детьми спорных мест в произведении, непонятных

ситуаций и терминов — все эти приемы активизируют восприятие, делают его

более глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают реальную

основу для дальнейшей работы над произведением.

В педагогической практике предлагается привлекать и опыт личных

отношений ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению,

сравнению переживаний, возникающих в процессе слушания музыкального

произведения, с переживаниями, психическими состояниями, рождающимися в

жизненных ситуациях.

Второй этап постижения художественного произведения школьниками, Д.Б.

Лихачев характеризует, как организацию процесса "получения учителем

обратной информации о глубине первичного усвоения учащимися материала и

одновременно активностью духовного переживания детьми воздействия

искусства" (13; 131). Сущность этого этапа заключается в том, что учителя

предоставляют ребятам возможность творческого воспроизведения

художественного произведения или его частей в собственной деятельности,

чтобы выяснить стало ли произведение искусства духовным достоянием

школьника.

Он утверждает, что при изучении литературы ничто так не

свидетельствует о степени интереса ребенка и глубине первичного восприятия,

как чтение им наизусть стихов, отрывков прозы, выразительность и

эмоциональность этого чтения. Пренебрежение к заучиванию не только

ослабляет память детей, но и, главное, обедняет их духовно. На этом этапе

работы по восприятию художественного произведения огромную роль он отводит

таким видам творческой деятельности, как сочинения с самостоятельными

оценками и анализом и проведение свободных творческих обсуждений и

дискуссий.

На уроках изобразительного искусства и музыки в качестве

дополнительного задания Д.Б. Лихачев советует использовать словесное

описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной

выразительности.

На уроках литературы и музыки такими дополнительными заданиями могут

быть изображения в рисунках литературных и музыкальных образов. Наконец, на

уроках литературы и изобразительного искусства могут даваться творческие

задания по подбору музыкального материала, созвучного основным идеям

произведения искусства слова или визуального образа.

Если учащиеся владеют исполнительскими навыками, они могут получить

задание импровизировать на ту или иную тему. Все это в комплексе решает

важнейшую педагогическую задачу: "осуществление в единстве глубокого и

всестороннего усвоения детьми идеи и художественных образов произведения,

получение учителем обратной информации о глубине усвоения учащимися

материала, развитие интеллектуальных и художественных способностей детей"

(13; 131).

И третий этап освоения произведения искусства школьниками, который

выделяет педагог, можно характеризовать как этап научного постижения

художественной деятельности. "После того, как в сознании ребенка воссоздана

художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и

многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа.

Благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность

произведения искусства становится возможным его использование для глубокого

познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности" (13;

131).

В качестве главных методов на этом этапе выступают методы

теоретического художественного и научного анализа. Постижение ребенком

произведения искусства с помощью анализа, по мнению автора, можно

организовать двумя путями.

Первый состоит в том, чтобы школьник сделал самостоятельную попытку

теоретического осмысления художественного явления. В различных формах ему

даются задания: написать рецензию, подготовить доклад, выступить в ходе

обсуждения, составить критический обзор, вскрыть основную идею

произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и дать

оценку их действий. В задания включаются требования выделить основные

художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие

его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения,

особенностей видения мира и человека.

"Конечно, сам школьник не всегда сможет разобраться в сложных

теоретических вопросах, даже если воспользуется консультацией и справочной

литературой. Однако педагогические выгоды именно такого начала анализа

художественного произведения состоят в том, что ребенок знакомится с

широким кругом вопросов, осознает, как много нужно работать, чтобы

проникнуть в тайну произведения искусства. У него возникнет и разовьется

интерес и желание глубокого творческого освоения искусства" (13; 135).

Второй путь научного постижения художественного произведения состоит в

том, чтобы школьник приступил к творческому освоению литературно-

художественной критики. "Задача литературно-художественной критики —

помогать читателю, зрителю, слушателю в постижении результатов

художественного творчества. Литературно-художественная критика призвана

сыграть ведущую роль в формировании идейно-эстетических идеалов школьников.

Критический материал должен широко привлекаться к учебному процессу, стать

его органической частью. Важно, чтобы имена и идеи критиков стали известны

школьникам так же хорошо, как имена композиторов, поэтов, писателей,

режиссеров и актеров. Это позволит более эффективно использовать

воспитательный потенциал критики, поставить процесс анализа художественного

произведения на подлинно научную основу. Такой подход к делу даст

возможность учащемуся сопоставить свои оценки, суждения с научно-

аналитическими выводами специалистов, увидеть свои недостатки, принять

оценки критика или полемизировать с ним" (13; 135).

Третий этап восприятия художественного произведения несомненно важный,

но на мой взгляд, его очень сложно осуществить в начальных классах, ввиду

ограниченности знаний и развития аналитической деятельности младших

школьников. Психологически важно, чтобы педагог, давая самостоятельные

творческие задания, организовал их тщательный учет и разбор.

На основе первых трех этапов, Борис Тихонович предлагает осуществить

четвертый, этап повторного и вместе с тем нового, на более глубоком уровне

восприятия и понимания идей и художественных образов, освоения произведений

искусства. "Именно на этом этапе происходит глубоко индивидуальный

внутренний процесс превращения художественных образов и идей произведения в

духовное достояние личности, в орудие мышления и оценки действительности, в

средство духовного общения с другими людьми" (13; 136).

"Художник с помощью создаваемых им образов видит в жизни важное,

существенное, значительное и умеет ярко, образно показать это невидимое,

вместе с тем важное всем. Это постижение уже открытого художником - сложный

и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать

произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со

спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе — все

это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния

литературы и искусства на детей" (15; 14).

§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства

на уроках художественного цикла

(литературы, музыки, изобразительного искусства)

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном

на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном

искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического

воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических

идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к

действительности и искусству.

В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы

школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными,

комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его

теории и истории, навыков практического творчества.

В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное

искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи

всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе

элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической

деятельности.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю

литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной

художественно-творческой деятельности.

Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение

собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также

простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных

инструментах.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание

самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории

изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения,

изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из

элементов, составляющих содержание школьного учебного предмета по

искусству.

Основным и главным элементом литературы как учебного предмета

является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В

процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится

эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание

и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие

навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и

критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения

воспитательной цели.

«Художественная литература — органическая часть искусства как формы

общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к

действительности» (17; 100). Она связана со всеми видами искусства,

составляет основу многих из них, дала жизнь таким искусствам, как театр и

кино, ее широко использует изобразительное искусство и хореография. Процесс

восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет

читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности,

формирование ее потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее

мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его

познания.

Литература обеспечивает и собственно литературное развитие. Оно

означает хорошее знание основных художественных произведений, умение

применять законы общественной жизни к анализу литературных явлений. Это

умение особенно потребуется школьнику в жизни, когда возникнет

необходимость самостоятельно дать оценку любому художественному

произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей правоте. Школа

развивает подлинный художественный вкус, учит глубокому анализу

произведений искусства с позиций эстетики.

Велика роль литературы в использовании свободного времени школьников.

Чем бы они ни увлекались, интерес к литературе для большинства остается

постоянным. Чтение не только обогащает духовную жизнь. Оно создает ничем не

заменимую разрядку. Психика человека испытывает немалые перегрузки.

Литература вводит его в новый мир. Он переживает эмоциональное напряжение,

отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой творческого

воображения.

Другой важнейший предмет художественного цикла в школе — «Музыка».

Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский

особо отмечает важность этого предмета: «Музыка – искусство, обладающее

большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она

может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества»

(7). Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы

теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В

содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое

исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение

навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности

к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б. Алиев пишет:

«Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует

чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем

нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или

народом в произведение музыки» (17; 154).

Ведущей задачей на уроке на уроке музыки, отмечают Л.Г. Дмитриева и

Н.М. Черноиваненко, авторы учебника «Методика музыкального воспитания в

школе», - является «формирование слушательской музыкальной культуры

учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель,

проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской

музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой

внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто

развлекательную музыку» (7; 11).

Другие авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться

хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции,

хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества

характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство» (17;

114). Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех

элементов музыкального воспитания.

Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические

задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание

нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие

духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их

деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний,

умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Наконец, третий учебный предмет художественного цикла в школе —

«Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит

учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими

группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным

искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое

место. «Произведения изо, декоративного искусства, архитектуры зримы,

вещны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе,

в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки,

интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы

декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на

человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических

потребностей» (28; 146).

В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится

одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства,

освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к

действительности и детское художественное творчество.

Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть,

наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические

явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение

любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они

делают человека художником.

Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств,

умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного

искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности;

формирование практических навыков художественной деятельности;

систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства

цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии,

зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых

образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание

активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения

практически применять художественные способности в процессе трудовой,

учебной и общественной деятельности (9).

Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе -

духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность

произведения искусства.

Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с

искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную

возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с

такими видами искусства как кино и театр.

Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном

воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость

сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов,

происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра, -

отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия» (28;

225). Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой,

разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать

одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом» (5; 113).

Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое.

Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием

актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным

оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания

зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие

театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает

мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка,

развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.

Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то,

что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой

задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках

школьной программы искусство является основным средством эстетического

воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т.

Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.

Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших

школьников средствами искусства.

Выводом теоретической части работы стало положение о том, что

искусство является основным средством эстетического воспитания. В данной

главе мы представим исследование, проведенное нами с целью выявления

возможностей искусства в эстетическом воспитании младших школьников на

практике.

При разработке методики исследования были определены его гипотеза,

задачи, методы и приемы.

Педагогический эксперимент проводился в 3 «Г» классе средней школы №

45 г. Архангельска. В эксперименте участвовало 26 человек.

Выявление возможностей искусства, как основного средства эстетического

воспитания младших школьников явилось предметом настоящего исследования.

Основным методом исследовательской работы был эксперимент. Кроме того,

использовались и другие методы:

- изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике,

искусствоведению;

- изучение и анализ методической литературы;

- наблюдение за детьми;

- анкетирование;

- беседа.

В ходе работы над теоретической частью была сформулирована следующая

гипотеза: эстетическое восприятие художественных произведений различных

видов искусства (музыки, живописи, архитектуры и др.) позволит сформировать

у детей эстетическое отношение к искусству и жизни, будет способствовать не

только эстетическому, но и интеллектуальному, творческому, духовному

развитию ребенка.

Исходя из гипотезы, мы выдвинули следующие задачи исследования:

выявить интерес младших школьников к искусству и проверить эффективность

урока по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Экспериментальная работа проходила в два этапа, первый из которых был

подготовительный.

В ходе подготовительного этапа экспериментальной работы было сделано

следующее:

1. Проанализированы учебные программы по курсам «Музыка»,

«Изобразительное искусство и художественный труд».

2. Проанализирована работа учителей предметов художественного цикла,

которая была выявлена в ходе беседы.

3. Разработаны и подготовлены вопросы для анкеты.

4. Подобран наглядный материал, разработан и подготовлен урок по

знакомству младших школьников с искусством.

Эта работа привела к следующим результатам.

Искусство как средство эстетического воспитания в начальной школе

реализуется на уроках художественного цикла (музыке, изобразительном

искусстве, литературе или чтении). В ходе анализа работы учителей была

выявлена следующая особенность. На уроках изобразительного искусства

предпочтение отдается, прежде всего, преподаванию изобразительной грамоты,

то есть рисованию; на музыке – хоровому пению; на чтении – выразительному

чтению, то есть совершенствованию практических навыков. Совсем не уделяется

внимание познанию самих художественных произведений, а если это и

происходит, то лишь на поверхностном уровне. В теоретической части мы

отмечали, как важно правильно подходить к восприятию художественного

произведения. Мнения педагогов и искусствоведов по этому вопросу нам

известны: «Потенциальные возможности художественного произведения

необозримы… В результате длительного общения с произведениями искусства

развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в

первую очередь образно- эмоциональным содержанием произведения искусства –

эстетические чувства, потребности, отношения, вкус, но и формируется весь

строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение,

складывается ее нравственный и эстетический идеал» (17; 5).

Кроме того, отсутствие на уроке художественного цикла теоретического

материала об искусстве, его видах, представителях, художественных

произведениях является, на наш взгляд, главным его недостатком.

Таким образом, получив начальные посылки в ходе подготовительной

работы, мы начали экспериментальную часть исследования.

Детям была предложена следующая система вопросов.

Анкета

1. Сколько раз в этом учебном году ты был в театре, музее, на выставке, на

концерте?

2. Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?

3. Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?

4. Хотел бы ты бывать там чаще?

5. Что ты знаешь об искусстве?

6. Хотел бы ты больше узнать об искусстве?

7. Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?

8. Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об

искусстве?

Результаты были следующие. В данном классе дети за пределами школы, то

есть самостоятельно, довольно часто посещают культурные учреждения

(Приложение 1). Они с удовольствием ходят туда. На вопрос «Нравится ли тебе

посещать театры, музеи выставки, концерты?» «да» ответило 23 человека, «не

очень» - 3 человека (Приложение 2). 14 человек считают, что этого

достаточно, чтобы быть культурным человеком, и, между тем, 24 человека

хотели бы бывать там чаще.

Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным

видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях

непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Что ты знаешь об

искусстве?» честно признались «не знаю» или «не помню» 13 человек, «много»

ответили 5 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 8 человек

попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых

были только три: Искусство - это когда человек творит картины, рисует их»,

«В искусстве есть несколько жанров», «Искусство – это умение что-нибудь

делать». Понимая свою ограниченность в знаниях этой области, лишь 4

человека из класса не хотели бы обогатить свои знания в области искусства.

На вопрос «Хотел бы ты больше узнать об искусстве?» они ответили

отрицательно. Однако, на вопрос «Нравятся ли тебе книги, передачи об

искусстве?» «да» ответило лишь 11 человек – меньше половины класса. Мы

можем объяснить это тем, что, несмотря на обилие разнообразной литературы

для детей в наше время, книг по искусству адаптированных для младшего

школьного возраста мало. В основном такие книги рассчитаны на более старшую

аудиторию. Об этом говорит и ответ Олеси Козловой, в котором она пишет, что

таких книг она просто не видела (Приложение 4).

На вопрос о введении нового урока искусства мнения класса разделились.

Положительно отреагировала лишь половина класса

(14 человек), 2 человека написали «не очень» и «нет» – 10 человек.

В ходе беседы с учениками ответившими «нет» выяснилось, что в основном

они считают, что такой новый урок искусства будет скорее скучным и поэтому

они не хотели бы его введения. Примечательно, что из 10 человек ответивших

«нет» девять – мальчики, причем в учебе стоящие не на первом месте. И, как

нам кажется, они были не против введения именно предмета искусства, а

вообще против введения еще одного нового урока. В этом ответе проявилось их

отношение к учебе в целом.

Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес младших

школьников к искусству довольно высок. Им нравиться не только ходить в

театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также

хотели бы больше узнать о самом искусстве. К сожалению, книги на данную

тему и образовательные передачи по телевидению, как источник информации для

младшего школьника сегодня не доступны. В этом мы так же убедились, побывав

в детских библиотеках города. Литература по искусству предназначена для

более старшего возраста. Возникает противоречие между потребностью в

знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения

– с другой. Один из выходов в данной ситуации мы видим в введении элементов

искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное

искусство, литературу. Этому посвящена следующая часть работы.

Цель этого этапа - выявить возможности средств искусства в

эстетическом воспитании младших школьников. Для этого был разработан урок

(Приложение 3) по эстетическому воспитанию, где основным средством

воспитания были произведения искусства. Разрабатывая урок, мы заметили, что

в литературе педагоги обращают внимание на некую особенность, которую нужно

знать учителю при знакомстве детей с искусством. Оказывается, учителю

самому мало знать сущность искусства. Учитель должен помнить и понимать,

что он выступает посредником между ребенком и обширным прекрасным миром

искусства. «Педагогическая задача учителя состоит в такой организации

процесса познания искусства, которая способствует естественному и

органическому проявлению собственных духовных сил ребенка» (23; 76). Работа

учителя по знакомству детей с искусством должна быть системной и правильно

организованной.

«Правильная организация урока предполагает: четкую постановку цели

занятия, пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование

методов, активизирующих логическое и образное мышление, самодеятельность

учащихся, а также их собственную оценочную деятельность, своевременную

помощь слабым, благожелательное отношение учителя к ученику, справедливую

оценку их деятельности» (4; 10). Планируя занятие, мы старались учитывать

все представленные требования.

Основной образовательной задачей урока было познакомить детей с

понятием «искусство» и с видами искусства на конкретных примерах

художественных произведений. Воспитательной задачей явилось воспитывать

интерес у младших школьников к искусству. Развивающей – способствовать

развитию эстетических качеств младшего школьника (Приложение 3).

Перед уроком детям было предложено подготовить сообщения на заданные

темы по искусству. Желающих было множество – все темы оказались разобраны.

Кроме того, мы попросили принести картинки с интересными архитектурными

сооружениями. Этими заданиями мы обеспечили самостоятельную поисковую

работу учеников.

За несколько дней до урока оформили класс. На стены повесили картины и

открытки, принесенные учениками. Ребята имели возможность заранее их

рассмотреть.

Урок проходил в форме «Путешествия в страну Прекрасного», что создало

дополнительный эмоциональный настрой.

Деятельность на уроке была весьма разнообразной: дети слушали музыку,

рассматривали картины, выступали с докладами, слушали друг друга,

участвовали в обсуждении задаваемых вопросов. Скучать было некогда.

Урок прошел на высокой эмоциональной ноте. Когда прозвенел звонок

никто не спешил расходиться, настолько все были увлечены уроком.

Впоследствии этот настрой сохранился на весь день. А это самый главный

результат. Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные реакции и

состояния ребенка являются критерием действенности эстетического

воспитания. Показатель действенности этого урока был действительно высок.

Картины и открытки (нашу «экспозицию») мы оставили висеть еще на

неделю, чтобы ребята, получив о них новую информацию, смогли еще раз

посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое. Ребята, как мы и

рассчитывали подходили и с новым интересом рассматривали картины, приходили

даже дети из других классов. Результаты этого урока проявили себя и

позднее. Когда в курсе истории класс проходил тему «Искусство Руси», ребята

блестяще показали знания, которые усвоили с урока по искусству.

Результативность этого урока несомненна: средства искусства

действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное

воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает

неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный

материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем

станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения,

переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой

отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим

развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок

воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к

искусству и к жизни.

Таким образом, средства искусства при правильной организации и подаче

их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному

и духовному развитию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в

отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести

тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе

учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие

эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных

сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных

представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных

факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас

действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может

быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также

является средством эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может

проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную

роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как

изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является

искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что

искусство является основным средством эстетического воспитания.

Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших

школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий

успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим

эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное

или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем

проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических

качеств личности.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы,

подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-

воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического

воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны

посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности:

вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на

практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в

целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию

практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные

духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие

личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное

эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель

обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в

себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную

чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Вот те выводы, к которым мы пришли в ходе нашей работы.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ