Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА
Факультет Педагогики Начального
и Специального Образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Выполнила: студентка III курса
32 группы
Швагурцева И.С.
Научный руководитель:
к. п. н., доцент
Луговская И.Р.
Архангельск, 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших
школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания. 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву). 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках
художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства)
24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших
школьников средствами искусства. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
ВВЕДЕНИЕ
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно,
доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы
сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким
будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем
представлениям, которые мы у них создадим" (15, 14).
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут
любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а
что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с
мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не
может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без
эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным,
способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как
невозможно себе представить человеческое общество без истории его
культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить
себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" (10, 29).
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики
эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к
действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие
писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский,
А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой,
К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем
школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает
в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает
непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает
мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности
призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система
воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной
цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система
эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все
предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где
каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле
формирования эстетической культуры и личности школьника" (15, 17).
Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается.
Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать
искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и
другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон
и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является
главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное
эстетическое явление (13, 6). Искусство заключает в себе большой потенциал
для развития личности.
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего
школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах,
можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого
современного человека.
Это предположение и определило тему нашего исследования: "Эстетическое
воспитание младших школьников средствами искусства".
Предмет исследования - использование средств искусства в
эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.
Цель - выявление возможностей
искусства как средства эстетического
воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно,
если использовать в учебной деятельности
средства искусства, а именно средства
изобразительного искусства, музыки,
литературы, архитектуры.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме
эстетического воспитания младших школьников средствами
искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию
уровня интереса младших школьников к искусству.
3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших
школьников средствами искусства.
Методы исследования:
1. теоретический анализ литературы,
2. наблюдение,
3. педагогический эксперимент,
4. анкетирование,
5. беседа.
База исследования: г. Архангельск, средняя школа № 45, 3"Г" класс.
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших
школьников.
В этой главе мы рассмотрим основные теоретические подходы
отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического
воспитания младших школьников, раскроем понятие "эстетическое воспитание",
выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического
воспитания и их особенности в младшем школьном возрасте, а также пути и
средства эстетического воспитания.
§1. Сущность эстетического воспитания.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В
сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой,
в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное,
трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет
наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает
приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит
сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.
Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели
изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти
изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и
пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого
"aisteticos" (воспринимаемый чувством) (25; 1580). Философы-материалисты
(Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки
является прекрасное (13; 7). Эта категория и легла в основу системы
эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности,
формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих
перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах
отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола,
Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев,
А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая,
А.Б.Щербо и другие.
В использованной литературе имеется множество различных подходов к
определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.
Рассмотрим некоторые из них.
В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под редакцией
известного специалиста по эстетическому воспитанию
В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: "Советская педагогика определяет
эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно
воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в
окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в
явлениях искусства" (16; 6).
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как
"система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в
человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать
прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" (11; 451). В обоих
определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно
вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать
прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В
первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная
сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается,
что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной
задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в
искусстве и жизни.
Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания
школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое
воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной
личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное,
трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить
"по законам красоты" (13; 51). Автор подчеркивает ведущую роль
целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении
ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к
действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как
неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими
явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически
развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность
предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к
тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные
представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие
другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное
педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в
разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их
сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений,
поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и
прекрасного в человеческой личности (13; 42).
Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание",
но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные
положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это
формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни,
оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование
эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец,
в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и
созданию прекрасного.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает
и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач
эстетического воспитания требует особого внимания.
В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди
педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и
художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко
разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим
воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию…
способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям
искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в
искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" (16; 14). Из определения
видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству.
Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание
часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну
сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс
целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря
которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к
искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по
возможности творить в искусстве" (26; 61). Эстетическое же воспитание
гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику
быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует
человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и
искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание,
используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в
основном не для искусства, а для его активной эстетической
жизнедеятельности.
В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой
степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и
физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко (18; 16).
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности
личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития
способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и
способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач
эстетического воспитания" (10; 29). Главное - воспитать, развить такие
качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть
успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей,
наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и
искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их
всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию
нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и
воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического
воспитания
Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель (эстетического воспитания(
- гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный,
прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием
творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" (21; 142). Эта цель
также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего
педагогического процесса.
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов
(Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три
ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом
не теряют главной сути.
Итак, во-первых, это "создание определенного запаса элементарных
эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть
склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям" (26;
60).
Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых,
цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по
указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим
представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-
эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом
себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний
- основа формирования широких интересов, потребностей и способностей,
которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах
жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность" (26; 60), -
отмечает Г.С. Лабковская.
Вторая задача эстетического воспитания состоит в "формировании на
основе полученных знаний и развития способностей художественного и
эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека,
которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать
эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими" (26; 60).
Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются,
например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо
смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются
к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет
остановиться и насладиться совершенством произведения.
Б.Т. Лихачев отмечает, что « …такое беглое знакомство с шедеврами
искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения –
любование» (13; 168).
С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому
переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного
наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с
безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического;
эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к
эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания
трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности», -
отмечает тот же автор (13; 169).
Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью
эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и
жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, "основанную
на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности
эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства,
аргументации" (8; 120). Сравним с определением Д.Б. Лихачева. "Эстетическое
суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни,
искусства, природы" (13; 20). На наш взгляд, эти определения аналогичны.
Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества
ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных
возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по
поводу него и своего собственного психического состояния.
Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у
каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в
том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности
личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца
эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира,
но и преобразовывать его
"по законам красоты" (26; 60).
Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать
прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно
участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении,
отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне
понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом
создании в искусстве, труде, общественной жизни.
Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического
воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой
проблеме.
Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть
состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка
формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и
психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую
сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической
культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории:
эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала,
эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство,
эстетическую потребность и эстетическое суждение (13; 51). Эстетическое
суждение выделяет также и профессор, доктор философских наук Г.З. Апресян
(3; 26). О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание
мы упоминали ранее.
Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является
эстетическое восприятие. Восприятие - начальный этап общения с искусством и
красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все
последующие эстетические переживания, формирование художественно-
эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие
характеризует, как: "способность человека вычленять в явлениях
действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие
эстетические чувства" (13; 51). Только так возможно полноценное освоение
эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у
ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции,
музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других
особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия
есть начало эстетического отношения к миру.
Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые
людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный
отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой эстетического чувства.
Оно представляет собой "социально-обусловленное субъективное эмоциональное
переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому
явлению или предмету" (13; 20).
В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны
возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения,
возвышенные переживания или ужас, страх или смех.
Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке
формируется эстетическая потребность, которая представляет собой
"устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями,
вызывающими глубокие переживания" (13; 20).
Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал.
"Эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений
материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного
мира" (17; 12). То есть, это представление о совершенной красоте в природе,
обществе, человеке, труде и искусстве. Н.А. Кушаев отмечает, что для
школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом
идеале. "Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или
иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины,
музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его
художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его
идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал" (17;
12). Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка,
недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает
возможности формирования идеала.
Еще одна категория эстетического воспитания - сложное социально-
психологическое образование - эстетический вкус. А.И. Буров определяет его,
как "относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы,
предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов
или явлений" (28; 20). Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как
"невосприимчивость к художественным суррогатам" и "жажду общения с
подлинным искусством". Но нам более импонирует определение данное А.К.
Дремовым. "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по
впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное,
подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и
искусства" (7; 56). "Эстетический вкус формируется у человека в течение
многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о
нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что
эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте.
Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой
будущего вкуса человека" (28; 22). В школе ребенок имеет возможность
систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет
трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах
явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося
развивается комплекс представлений, характеризующих его личные
предпочтения, симпатии.
Общий вывод этого параграфа можно представить следующим образом. Вся
система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в
эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это
достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями
художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-
эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств
человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой,
вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные
особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать
при его эстетическом воспитании.
Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы,
художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый
человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое
воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев
пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не
самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования
нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что
именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование
отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности (13;
35). Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в
раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на
всю жизнь.
Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу,
взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали.
Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не
пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от
доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать
мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не
научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.
Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но
именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание
является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход
ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба.
Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной
школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя,
который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...» (1). Через него
дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его
вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта
А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива
движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их
равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы
самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко
поднимают детей на дела.
Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном
возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных
процессов школьника.
Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их
мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и
психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы
претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей,
взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут
претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования
эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в
том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые
содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об
отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом
этапе новой и увлекательной форме" (13; 55), - отмечает в своей работе Б.Т.
Лихачев.
Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой
знакомства с эстетическим идеалом является детская литература,
мультипликационные фильмы и кино.
Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или
фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами,
являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и
лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем
добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла.
"Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той
своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир
общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления
ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо
постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем
поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально
проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать
идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" (13; 56).
С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной
сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности
осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к
познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный
мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята относятся к искусству и
действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения
книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что
это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое
отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством
постепенно превращается для них в потребность.
Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического
отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив
рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их
без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее
представление" (13; 164). А бывает, что читают, смотрят или слушают из
престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к
искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно
эстетического отношения.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке
особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный
интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем
детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью.
Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко
превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки
убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно
четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального
отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское
сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он
также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются
критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном
отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер
развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и
воли" (10; 29).
Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для
эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет
учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать
прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством
эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь
именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит
развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Эстетическое воспитание ребенка, как уже отмечалось, начинается с
момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те воздействия,
которые оказывают на него наиболее сильное воспитательное влияние.
В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство
помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия
труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает.
Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей
среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы
вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению
красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает
участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает
его ревностным защитником ее и пропагандистом" (13; 76).
Страницы: 1, 2
|