Рефераты
 

Духовно-нравственное воспитание в семье

св. Василий Великий, жениться естественно, но брак должен быть

сверхъестественным, стать игом, которое супруги добровольно несут для

Церкви. Отсюда видно, что в Новом Завете главной целью брака становится уже

не продолжение рода, а спасение души, и сам чин брака содержит множество

символов, разъясняющих эту цель.

О роли фольклорных источников в обучении и воспитании любви и уважения к

родителям

Письменными носителями христианских идей были книги Ветхого и Нового

заветов, богослужебные книги, Жития святых (особенно любимое на Руси

народное чтение), а позднее, в ХIХ-ХХ веках, периодические издания, в

первую очередь, церковные календари (например, «Крестовый календарь» А. А.

Гатцука).

Однако письменные источники были доступны не всем, и даже грамотные

крестьяне не всегда имели в домах необходимые для целей воспитания и

самовоспитания книги православной ориентации. Восприятие христианских идей

только через устную традицию (на слух) могло приводить к путанице в

обстоятельствах Священной истории, искажениям смысла, ошибкам в понимании

текстов.

Тем не менее, потребность в осмыслении христианского вероучения и

приложении его принципов к практике семейного и общественного воспитания

всегда была достаточно велика в русской крестьянской среде. Это было

связано с глубоко укоренившейся в русском народе традицией почитания

предков, и родителей в частности. Поэтому в русской народной традиции

сформировался целый комплекс фольклорных произведений, способствовавших

обеспечению нравственного отношения к родителям в соответствии с

христианским учением.

Облеченные в изящную, часто рифмованную, форму, фольклорные средства

воспитания были широко распространены в русской крестьянской среде и

эффективно использовались в целях воспитания и обучения подрастающего

поколения. Применение фольклора было основано на важных психологических

особенностях его восприятия воспитуемым. Обращаясь к воспитаннику с

фольклорными поучениями, воспитатель высказывал не только свое собственное

мнение, но выступал от имени целого народа. Безымянные авторы пословиц,

поговорок, притч, имевших широкое хождение в русской народной среде, были

выдающимися педагогами и психологами, тонко понимавшими мотивы поведения

человека в той или иной ситуации.

Фольклорная иллюстрация могла, быть подобрана опытным воспитателем к

любому поступку ребенка или взрослого, содержала в себе анализ и оценку

происходящего, тонкую иронию по отношению к провинившемуся, демонстрировала

нравственные отклонения в поведении человека и способствовала самоанализу

воспитуемого.

Воспитуемым адресовались не просто упреки и замечания, но обличения

в форме народной мудрости. Совершенные произведения фольклора, выступавшие

в качестве универсальных средств воспитания, оказывали глубокое воздействие

на слушателей. Применение для решения воспитательных задач произведений

фольклора снимало претензии воспитуемого по отношению к воспитателю. Если

возможно обидеться на строгого воспитателя, то можно ли обижаться на весь

народ?

Пословицы и поговорки часто высказывались как бы между прочим, «не в

осуждение, а — в рассуждение». При использовании фольклорных средств

народный педагог использовал косвенные приемы воспитательного воздействия:

намек, ободрение, подсказку, предостережение, совет, увещевание, укоризну,

иронию, насмешку. Такие косвенные приемы позволяли избежать навязывания

воспитуемому чужого мнения, что часто вызывает явный или скрытый протест.

Поставленный с помощью фольклорного средства в ситуацию самооценки,

воспитуемый зачастую вынужден был признать справедливость услышанных в свой

адрес замечаний и принять соответствующие меры к исправлению положения.

Огромные воспитательные возможности русского фольклора охватывали

всевозможные отклонения от общепринятых норм поведения. Однако воспитание

уважительного отношения к собственным родителям имело определенные

трудности. С одной стороны, самим родителям было не очень удобно напрямую

требовать от детей уважения к себе. С другой стороны, родители часто

допускали следующую ошибку: они полагали, что дети, видя, как много для них

делают родителя, легко смогут проникнуться к ним должным уважением.

Практика русской народной педагогики показывает, что далеко не

всегда столь очевидные для окружающих родительские добродетели становились

для детей основанием для почтительного отношения к отцу и матери. Очень

часто дети рассматривали заботы родителей о себе как нечто само собой

разумеющееся и не торопились воздать им должное.

Всякое чувство и знание должны быть воспитаны соответствующими

методами, приемами и средствами. Древние мудрецы хорошо понимали, что

любовь и благодарность по отношению к собственным родителями должны быть

воспитаны, поэтому в книгах Священного Писания и в произведениях русского

фольклора мы находим так много указаний на вечный долг детей по отношению к

родителям.

В русской народной педагогике каждой из заповедей ставилось в

соответствие значительное количество пословиц и поговорок, которые можно

рассматривать в качестве расшифровки, толкования, интерпретации. Во многих

случаях тексты заповедей дополнялись новыми аспектами, которые находились в

традиционном русле православного воспитания и способствования более

глубокому осмыслению и усвоению данных постулатов.

Сформировавшись на отечественных реалиях, русский фольклор был легко

доступен для восприятия воспитуемых, облегчал понимание сложных древних

текстов. Коллективный разум народа за столетия упорных размышлений над

нравственным законом, предлагаемым христианством, находил все новые нюансы

толкований, расшифровывая, уточняя и углубляя лаконичный текст заповедей.

Главным во взаимодействии с родителями было послушание детей,

поскольку послушание всегда рассматривалось как главная детская

добродетель. Долг родителей — воспитывать детей в соответствии с

нравственными заповедями, содержать их «в послушании со всякою честностью»

(I Тим. 3, 4).

В русском фольклоре существует целый ряд пословиц и поговорок,

которые подчеркивают значимость пятой заповеди и направлены на ее твердое

усвоение детьми и молодежью.

Расшифровки пословиц и поговорок, связанных с пятой заповедью,

прежде всего, отвечают на вопрос: «Почему следует делать именно так?».

Почему долг ребенка состоит в том, чтобы чтить своих родителей? В древности

говорили так: «Держи матерь свою во чти и в матерстве». Традиция почитания

предков, как уже указывалось, была наиболее глубоко укоренена в русской

народной культуре. Православная церковь установила в течение года особые

дни для поминовения умерших предков, которые получили красноречивое

название «родительские субботы». Кроме того, каждый христианин должен был

включать в свое ежедневное молитвенное правило специальные поминальные

молитвы, которые носили наименование «О усопших».

Русская народная педагогика предлагает свои фольклорные варианты,

подчеркивающие и расширяющие представления о незаменимой роли родителей для

детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «При солнце тепло, а при

матери добро», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуется

весне, а младенец матери», «У кого есть матка, у того голова гладка»,

«Слепой щенок и тот к матери ползет», «У отца-матери за пазушкою (т. е. в

родительском доме)» и др.

Благоговейное отношение детей к родителям должно строиться на

следующих соображениях, касающихся нравственной стороны жизни: «Бойтесь

каждый матери своей и отца своего» (Лев. 19, 3). Причем глагол «бояться» в

данном случае целесообразно расшифровывать следующим образом: «Бойтесь

огорчить своих родителей».

Тем не менее, отношения родителей и детей не могут складываться

только из одних радостей. Часто поведение детей заставляет родителей

прибегать к наказаниям. Однако это делается не из жестокости, а для блага

детей. «Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12, 7).

Причем Ветхий Завет стоял за применение строгих физических наказаний к

детям: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с

детства наказывает его» (Пр. 13, 24).

Аналогичные изречения находим и в русской народной традиции:

«Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости». Со своей стороны, дети

должны были покорно сносить любые наказания от своих родителей. Детям,

огорченным наказанием, полученным от родителей, напоминали: «Всякое

наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после

наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12, 11).

Когда же сын продолжал бесчинствовать, нарушать общепринятые нормы и

правила поведения и не прислушивался к увещеваниям своих родителей, то они

могли прибегнуть к суду общественности: «Если у кого будет сын буйный и

непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они

наказывали его, но он не слушает их: То отец его и мать его пусть возьмут

его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего

местопребывания, и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и

непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города

его пусть побьют: его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя»

(Вт. 21, 18-21).

Если же непокорный ребенок осмеливался поднять руку свою на

родителей, то совершил преступление, которое могло искупиться только

смертью: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти»

(Ис. 21, 15). Такому же наказанию должен был подвергнуться и человек,

бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того

должно предать смерти» (Ис. 21, 17). Очень интересно в этой связи отметить

отношение к нарушителям пягой заповеди, бытовавшее в среде русских крестьян

на рубеже ХIX(ХХ веков. «Особенно тяжким нарушением Закона Божья считалось

оскорбление родителей. Если же кто поднимал руку на своих родителей, того

общество считало «поганым». С ним не водились. Его принимали с опаской «на

улицу», т. е. в собрание молодежи, которая танцевала и пела по вечерам».

Таким образом, можно констатировать, что в таких случаях в качестве методов

восгштатель-ного воздействия против нарушителя пятой заповеди

использовались общественное мнение, осуждение, порицание.

В Новом завете мы встречаем призыв к родителям «любить детей» (Тит.

2, 4) и знаменитое увещевание, адресованное к отцам: «И вы, отцы, не

раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении

Господнем» (Еф. б, 4). Каждый родитель должен помнить о своей

ответственности перед детьми, которых ему «дал Бог» (Евр. 2, 13).

Дитя воспринималось в соответствии с этими представлениями как «дар

Божий», в русской народной традиции «дети в супружестве именовались Божьим

благословением», а также — «благодать Божья». Современный богослов

отмечает, что ребенок — это «чудо Божие, это величайший дар, которым Бог

может наградить человека». Народный опыт воспитания показывает, что не

только малые дети нуждаются в помощи и совете самых близких людей —

родителей. Чем старше становится человек, тем на более высокий уровень

поднимается его общение с родителями. Священное Писание обращает внимание

детей на то, что родители передают детям приобретенный ценой собственных

ошибок жизненный опыт: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не

отвергай завета матери твоей» (Пр. 1, 8).

В русском фольклоре находим аналогичное замечание: «Родительское

слово мнмо (на ветер) не молвится».

Причем одновременно предвосхищаются попытки взрослеющих детей

пренебречь опытом родителей и приобрести свой собственный опыт, пусть даже

ценой горестей и бед. Важно подчеркнуть педагогическую значимость того, что

воспитательное воздействие осуществляется мягко, когда добрые советы

подаются родителями в форме своеобразных «рассуждений вслух»: «Послушает

мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Пр. 1, 5),

«Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям,

тот благоразумен» (Пр. 15, 5).

В русском фольклоре встречаем аналогичные пословицы и поговорки:

«Глупому сыну и родной отец ума не пришьет», «На что отец, коли сам

молодец». Хотя в данном случае можно отметить, что в русской народной

традиции более заметна насмешка над непутевыми детьми.

В другом месте Ветхого Завета встречаем прямой призыв к детям:

«Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму» (Пр.

4, 1).

Советы и наставления родителей — драгоценнейшее наследство, которое

могут получить от них дети: «Сын мой! Храни заповедь отца твоего, и не

отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое,

обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда

ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с

тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные

поучения — путь в жизни» (Пр. 6, 20 - 23).

Такое образное сравнение наставлений и заповедей отца и матери с

путеводными нитями в русской народной традиции ассоциируется с волшебным

клубочком, полученным от мудрого старичка. Этот клубочек ведет юного героя

сказки сквозь все препятствия к заветной цели и помогает ему победить всех

врагов.

Герой русской народной сказки, только недавно выпорхнувший из-под

защиты родительского дома, хорошо помнит отцовские и материнские

наставления, поскольку ему советовали «зарубить их на носу» (в древности

так делали зарубки на бирке для памяти). Очевидно, что тот, кто отвергает

мудрые советы, никак не может быть назван разумным. Русская народная

педагогика с мягкой иронией напоминает в этой связи: «Умный учится на чужих

ошибках, а все остальные — на своих».

Добронравные и разумные дети и внуки становятся источником счастья

для своих родителей: «Торжествует отец праведника, и родивший мудрого

радуется о нем» (Пр. 23, 24). Нет большей радости для родителей, чем

дождаться от добрых детей внуков и благословить их. Встретив после долгой

разлуки любимого сына, со слезами радости говорит отец: «Не надеялся я

видеть твое лице; но вот Бог показал мне и детей твоих» (Быт. 48, 11).

С другой стороны, достойные родители — предмет восхищения и радости

детей: «Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их» (Пр.

17, 6).

Собственный жизненный опыт повзрослевших детей проверяется и

обогащается советами родителей. Русская народная педагогика вторит советам

Библии: «Хорошо, как и при старости отец» (2, т. 1, 301). Народная мудрость

обращает внимание взрослых детей на выпавшее им счастье — общение с

родителями на протяжении долгих лет. Именно такое общение позволяет детям

(при сохранении почтительности к родителям) с высоты прожитых лет

почувствовать себя в роли единомышленников своих родителей, пережить

радость общения на равных по мудрости и опыту.

Однако не всегда общение с престарелыми родителями доставляет детям

только радости. Часто это общение омрачено болезнями и немощами родителей,

которые требуют такого же тщательного ухода, который оказывали много лет

назад своим малолетним детям. Указание на это встречаем в книге Притчей

Соломоновых: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери

твоей, когда она и состареет» (Пр. 23, 22).

Тем самым, русская народная педагогика не ограничивалась применением

в целях воспитания самых кратких фольклорных форм — пословиц и поговорок.

Очень широко применялись в практике народного воспитания и более крупные

фольклорные формы. Предоставляемые притчей или сказкой возможности

использовались для оказания на слушателей более сильного воздействия.

Указанная притча содержит многочисленные жизненные реалии, живописует жизнь

крестьянской семьи знакомыми слушателям красками, делает слушателей почти

участниками происходящих событий.

В более доступной форме, с соответствующими бытовыми подробностями,

такая притча раскрывала смысл употреблявшихся в аналогичных случаях

пословиц и поговорок: «Детиотца бьют, на себя запас пасут», «На лубе отца

спустил, и сам того же жди от сына (из сказки: дурачок отца на лубочке под

гору в овраг спустил)» и др.

Смерть родителей во всех культурах традиционно воспринимается как

величайшее горе. Не случайно еще древние говорили, что человек может

ощущать себя счастливым только до тех пор, пока живы его родители. Для

описания сильного горя Псалтирь применяет красноречивое сравнение: «Я ходил

скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать» (Пс. 34, 14).

Особенно сильно ощущается горе от потери родителей осиротевшими детьми.

Русская народная педагогика с горечью констатирует невосполнимость такой

утраты: «В сиротстве жить — слезы лить», «Пчелки без матки — пропащие

детки».

Даже став взрослыми, встав на ноги, обзаведясь собственным

хозяйством, с грустью говорят осиротевшие дети, что «На свете все найдешь,

кроме отца и матери», «Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого

отца-матери и в сказке не найдешь», «Все купишь, а отца-матери не купить» и

др.

Подводя итоги рассмотрения воспитания уважительного отношения к

родителям в русской народной традиции, можно сделать вывод, что и в

традициях православной педагогики, и в русской народной педагогике

почитание родителей рассматривалось как первостепенный долг детей. При

равном уважении обоих родителей традиция отдает предпочтение матери, так

как узы, связывавшие мать и ребенка, могла разрушить только смерть. Дети

обязаны почитать родителей не только из благодарности за свое рождение, но

и за те бесчисленные хлопоты и заботы, которыми отец и мать окружали детей

на протяжении всей своей жизни Советы и опыт родителей — бесценный дар

детям. Они должны не только принимать его с радостью, но и стараться по

мере сил отблагодарить родителей. Взаимная радость от общения добрых детей

и родителей продлевает годы тех и других, делает их жизнь счастливой и

благополучной.

Многочисленные цитаты из книг Священного Писания, а также

произведения русского фольклора приводились русскими народными педагогами в

целях воспитания у детей должного уважения к родителям. Причем в

зависимости от обстоятельств, выбирались наиболее подходящие методы, приемы

и средства воспитания. Если проступок ребенка по отношению к родителям был

незначителен и объяснялся скорее неопытностью, чем злым умыслом, старались

применить мягкие способы воздействия. Если же непослушание и вина ребенка

перед родителями была очевидной, применяли достаточно жесткие методы,

вплоть до изгнания из «общества». Таким образом, одним из существенных

направлений воспитания в русской народной педагогике было привитие детям

почтения к родителям, твердого усвоения пятой заповеди. Для решения этой

сложной задачи широко привлекались как библейская традиция, так и

сформированные на ее основе фольклорные произведения русского народа. [9]

Отношение семейного воспитания и православной школы

Новизна и необыкновенность православной школы в том, что эта школа –

церковная, то есть имеющая в своем основании те принципы, которые заложены

в жизнь самой Церкви, а конкретно – в жизнь прихода. Поэтому та школа,

которая выросла из прихода, существует, органично входя в жизнь прихода, а

та, которая возникла в стороне, даже если и окормляется сторонним

священником, испытывает значительные сложности. Вероятно, дело не только в

священническом руководстве, но и в той живой общинной ткани, которая

составляется всеми взрослыми и маленькими прихожанами совместно с церковным

клиром. Эта общность имеет свое основой Литургическое и молитвенное

единение и пронизывает собой весь организм молодой школы.

Очень многие родители желали бы пристроить своих детей в хорошую

школу, дать им христианское воспитание и образование, но при этом никак не

хотят понять, что христианством нельзя "заниматься", христианством надо

жить. Обычный аргумент этих родителей: нам меняться уже поздно, но мы

хотим, чтобы у наших детей все было хорошо. И дети, действительно, на

первых порах очень восприимчивы к Слову Божию, к богослужению, к молитве.

Но если дома в своей семейной реальности дети видят, что их родители не

придают никакого значения духовному, а то и открыто живут по-язычески, то

рано или поздно такие дети начинают вести двойную жизнь и лицемерить.

Нельзя никогда и никому передать дело воспитания своего ребенка.

Даже самой что ни есть православной гимназии. Взять на себя ответственность

за воспитание – значит постоянно отдавать самого себя семье, детям, Церкви.

Сейчас в России существует несколько десятков православных школ. Они

работают уже пять лет, а ведь такое простое дело не сделано – хотя бы

наладить предметные олимпиады между православными школами. Или вечера для

старшеклассников. Это очень важно для ребят – ощутить свою школу не

одиноким островком, но частью большого единого целого, встретить еще кого-

то кроме узкого круга однокашников – других ребят, таких же православных,

живущих сходными интересами и проблемами.

Похоже, мы слишком быстро похоронили советскую школу, радостно

отряхнули ее прах с наших ног и совершенно не заметили того колоссального

положительного учебного, методического, административного и даже

воспитательного опыта, которым она обладала. Многим кажется, что у нас все

будет хорошо просто оттого, что мы все православные. Но реальность говорит

об ином: возникает множество трудностей, специфичных именно для

православной школы. Трудным, к примеру, оказывается вопрос поддержания

дисциплины. Принцип семейственности, увы, может быть воспринят по-разному.

Для одних – это особая ответственность и духовное родство, для других –

панибратская вседозволенность. Родительское настроение моментально

передается детям. Дело может дойти до того, что на уроке дети перестанут

обращать какое-либо внимание на педагогов, ходить по классу и т.д. Ну, а

если, преподаватель не имеет особого педагогического опыта или совсем

новичок, тогда могут происходить самые невероятные вещи. Ученик что-нибудь

сделает, а учитель ему (с истинно православным "смирением"): "Прости меня,

Христа ради"! Многие учителя, нужно сказать, стесняются дисциплинарных мер

и решают начисто избавиться от таких непопулярных "советских" методов, как

двойка за поведение, запись в дневник и вызов родителей, а вместо этого

всячески "смиряются" перед детьми.

Дисциплина подрывается еще и тем, что православные родители по-своему

понимают взаимосвязь церковной жизни и школьного распорядка, т. е.

совершенно произвольно могут устраивать выходные своим детям по случаю того

или другого церковного праздника.

Основная идея православной школы – уберечь детей от растлевающей

обстановки в школах государственных, но, оказывается, немало опасностей

поджидает нас и в церковном кругу. Дети воспринимают православную школу как

место, куда их поместили, чтобы избавить от всех проблем, в том числе и от

учебы. Приходится преодолевать у детей и у родителей странный стереотип:

для православного ребенка главное – читать по-церковнославянски и знать

гласы, а что более того, то от лукавого. А если дитя рисует, особенно если

не храмы и иконы, а город, еще что-то, тогда точно в прелести. А уж если

стихи о любви пишет ...

Хорошо воспитывать детей на житиях святых. Но нельзя требовать с них

после этого исполнения прочитанного. Это такой уровень духовной жизни, на

который запросто не взбираются.

Ступенька к духовной жизни это правильно устроенная жизнь души,

правильное эмоциональное устроение, которое потом приведет к устойчивой,

трезвой, жертвенной духовной жизни. Нужны реальные, общие, интересные дела,

в которых дети могли бы проявить себя как люди, которые не предают

товарища, которые помогут друг другу, простят обиды. Нужны общие дела,

которые помогут им сдружиться. А то ведь бывает так, что в классе всего 10

человек, но и те не ладят между собой. Даже нецерковные дети по сравнению с

ними оказываются более открытыми и дружелюбными. А эти – "ангелочки" с

виду, но иногда друг по отношению ко другу такие дикости допускают – просто

диву даешься. Причем находят себе при этом "духовные" оправдания.

Мы должны постоянно искать общие для школы дела. Чтобы дети и преподаватели

участвовали в этих детских театрах, студиях, в издании гимназической газеты

или журнала. Это очень сближает, это служит моментом общего доверия, когда

дети по-настоящему не боятся себя раскрыть. А закладывать в них духовные

понятия, я убеждена, лучше всего именно в такие моменты открытости.

Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше

воспитание получается тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.

Мы пытаемся оградить ребенка от дурного влияния, и это правильно. Но

в этом стремлении мы заходим слишком далеко – мы ограждаем ребенка вообще

ото всех, и он остается совершенно один. Мы запрещаем ему дружить во дворе,

в школе, и все это время стараемся пристроить ребенка туда, где он сможет

дружить "безопасно". Так, в конечном итоге, мы доходим до православной

гимназии, и, увы, здесь нас тоже поджидает разочарование: оказывается, что

и здесь есть такие дети, с которыми ни в коем случае дружить нельзя.

Мы учим детей, что земная жизнь есть подготовка к жизни вечной. Но

ведь подготовка, а не ожидание! Жизнь – это деятельность, созидающая и

преобразующая работа. Иначе она становится похожей на томительно-

напряженное ожидание в очереди к зубному врачу: "Боже мой! Когда же все это

кончится!"

Наши дети панически боятся ошибок. Это наверняка происходит от

непонимания ими сути греха. Они путают свои неизбежные на первых порах

"рабочие" ошибки с грехами и потому жить боятся. Расскажите им притчу о

талантах! Дайте понять, что Господь не ждет от них с первых шагов какой-то

по-особенному выверенной и безошибочной жизни. Использовать таланты, отдав

их в торговлю, это риск. Риск ошибиться и потерять все. Но Господь отдает

предпочтение именно такому рискованному решению, а не безопасной

возможности зарыть имеющийся талант в землю.

Принципы семейного воспитания

Когда начинать воспитание ребенка

Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова

спросили, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка. "А с

какого возраста начинают развращать?" – ответил он. Начинают развращать, к

сожалению, когда он находится еще в материнской утробе, если родители ведут

не целомудренный образ жизни, не задумываясь о будущем своего чада, – и это

уже влияет на будущего человека, формирует его душу, реально существующую

еще до момента появления ребенка на свет Божий. Вот тогда-то и начинается

процесс воспитания – или не-воспитания. Все здесь важно: и как мамочка себя

ведет в период беременности, и как папочка относится к жене и ребенку. На

Западе проводились определенные исследования, и есть свидетельства, что в

период чревоношения ребенок реагирует на внимание со стороны отца и матери.

Это естественно, ведь ребенок – плод родительской любви, отвечает на

любовь. Но он чувствует также и нелюбовь – в том случае, если он

нежеланный. Это нельзя забывать.

Святые отцы советуют матери во время чревоношения часто исповедоваться,

причащаться Святых Христовых таин, молиться, ходить на службы, быть более

собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. И

благодать Божия будет действовать на еще не родившегося в мир, но уже

живущего младенца.

Дитя человеческое начинает свою жизнь с материнской утробы –

следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И

если это взаимоотношение не управить, не организовать, не согреть Божией

благодатию, то мир сам начнет воспитание младенца – но уже по своим

законам, законам "века сего".

Ничто не заменит ребенку семью

По монастырскому обычаю, в воскресной школе учатся мальчики.

И вот почему. В традиционной школе всегда считали, что раздельное обучение

правильнее. Не только мальчики, но и юноши в России получали образование

отдельно от девочек и девушек. Так было и в Древней Руси, и позже. В

университетах учились мужчины, а в институтах благородных девиц, на женских

курсах – девушки.

Основание этому – в глубоком различии назначения мужчины и женщины.

Об этом различии мы забыли, и более всего забыли о назначении женщины,

хранительницы семьи. Для женщины семья всегда была главным деланием. Не

работа, не учеба, не карьера и тем более не общественно-политическая

деятельность – все это разрушает женщину, убивает ее внутренние, глубинные

основы. Но теперь все смешалось, и женщина уже не знает своего призвания.

Поскольку нет созидательницы и хранительницы семьи, нет домашнего тепла и

уюта, семья разваливается. Утрачивается чувство ответственности за брак,

все чаще создаются "семьи-однодневки". Не понравились друг другу, не

сошлись характером – разбежались. Проблемы в этом теперь не видит никто.

Никто не задается вопросом: почему же такое блуждание является грехом,

почему Церковь всегда выступала против блуда и прелюбодеяния? Потому что,

соединяясь с другим человеком, мы оставляем в нем как бы часть себя, часть

своей личности. А тот человек оставляет часть себя в нашем сердце, в нашей

душе. Представим себе: если зеркало, в котором отражается наш образ,

разобьется на кусочки, и в каждом из них зафиксируется наше отражение, что

произойдет с образом? Получится некоторое множество нашего "я". Целое

рассыпется. В этом, кстати, один из смыслов греха нецеломудрия –

нецелостность. Во мне, в моей душе много других "я", а мои "я" тоже где-то

гуляют. Могут быть и духовные прелюбодеяния, когда человек, сохраняя

видимую верность, душой прилепляется к другому. Здесь та же ситуация

нецелостности – нецеломудрия. Многие острые вопросы нашей жизни, многие

неурядицы, горе и трагедии связаны прежде всего с развалом семьи. Нет семьи

– и человек лишается корней.

Никто, даже самый хороший и добрый батюшка или самый прекрасный

педагог, самый замечательный детский дом или интернат не могут заменить

ребенку папу и маму. Дети это очень глубоко чувствуют. Был такой случай. В

один из рейдов по Москве группа сотрудников милиции вошла в зал ожидания

Казанского вокзала и увидела такую картину: возле билетных касс полулежит

женщина, еще не старая, худая, синяя, обезображенная пьянством, в каких-то

лохмотьях; около нее – тоже вся оборванная грязная девчушка лет шести. Как

только эта девочка увидела, что к ее маме приближается милиционер, то

засуетилась, стала приводить ее в порядок, достала расческу с тремя

зубьями, чтобы причесать... Маленькая, умом еще ничего не понимает, но: это

– моя мама, моя семья; она частичка чего-то такого, чего и сама еще не

осознает.

И так практически у всех детей. Никакая организация не заменит того,

что вложил в родителей, особенно в мать, Господь: дар не только рожать, но

дар воспитывать, учить детей. Все глубинные отношения человека с Богом, с

ближним, с миром закладываются в семье. От семьи – все импульсы жизни.

Родители учатся вместе с детьми

Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного

образования ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше

время родители, воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку

духовно растут. Бывают случаи, и нередкие в наши дни, когда ребенок

воцерковляется самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей.

Наша воскресная школа работает не только с ребенком, но и с его

семьей. Родители, подавая прошение о приеме детей в школу, обязательно дают

свое согласие на посещение занятий. Другое дело, как они это выполняют. Но

мы никого не неволим.

В нашем разноликом мире, где отсутствует какое бы то ни было

единство, трудно воспитывать человека в цельности. Очень страшно, когда в

детскую душу вносится разлад. Приведу такой пример. После беседы о

сотворении мира приходит ученик нашей школы домой и рассказывает своему

отцу о том, что узнал у нас. А тот слушал-слушал, глядел вялым взором на

своего ребенка, а потом сказал: "Все это поповские бредни". И все. В

следующее воскресенье мальчик был неузнаваем: смотрит недоверчиво – мнение

папы для него оказалось убедительнее. Для семи-восьмилетнего малыша

родительский авторитет очень высок.

Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного.

Осуществить это в наше время не так-то легко, поскольку связь поколений

прервана во всем, в том числе и в деле воспитания. Нельзя забывать, что

многие из родителей наших учеников – в прошлом питомцы яслей, детсадов,

"продленок" и других детских учреждений – сами были лишены тепла семейного

очага. И теперь, если мы хотим вернуться к нашим семейным традициям, то

учить прежде всего нужно родителей. Это касается не только воскресной

школы, но и светской. Очевидно, потребность эта пока не осмыслена нами в

достаточной степени, так как в целом такой практики – просвещения родителей

– у нас пока нет.

Мы должны помнить, что забота о ребенке – это не только добывание

для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа

человека, душа гражданина Царства Небесного. [5]

Как воспитать религиозность у детей

Закон Божий, которому учат в школах, не имеет целью дать детям

знание Бога (это знание он предполагает уже существующим); он дает детям

только знание о Боге.

А так как знание о Боге, как и всякое другое знание, усвояется

только умом и памятью, то изучение Закона Божия в школе обычно становится

отвлеченным, внешним усвоением религиозных истин, не проникающим в глубину

души.

Знание Бога отличается от знания о Боге.

Знание Бога — непосредственное восприятие Бога внутренним чувством,

знание о Боге — достояние ума и памяти.

О знании Бога говорит Евангелие: Сия же есть жизнь вечная, да знают

Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).

О том же говорит пророк Исайя: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли

господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис. 1,

3).

И самое слово «религия» означает не простое понятие о Боге, а живую

связь между живыми существами — человеком и Богом.

Прийти к познанию Бога — не значит найти Бога вне себя, как

некоторый внешний предмет, или убедиться в его существовании какими-то

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ