Новое информационное общество
Новое информационное общество
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
ГРУППА Предпринимательство 2-2
Контрольная работа
по теме:
НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО.
New Media
(по курсу «Современный уровень системного подхода к Природе и обществу»)
Фамилия, имя, отчество студента Пархомчук Анатолий Анатольевич
Руководитель (преподаватель) _________________________________
Рецензент _________________________________
Москва 1998
Оглавление
Введение 3
Информационное общество, информатизация 4
Информация, информология 5
Формализация знаний: методы и приемы 8
Проблематика искусственного интеллекта. 12
Социальные коммуникации: история, современность, перспективы 13
Информационный обмен в обществе и его эволюция. 13
Информационные ресурсы общества 16
Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века 16
Информационный ресурс общества 16
Знания как национальное богатство. Проблема “утечки мозгов” из России.
17
Формы материализации информационных ресурсов общества. 18
Проблема “электронизации” информационных фондов России. 18
Автоматизированные информационные ресурсы России. 18
Типы БД. 19
Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия 20
Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации. 20
Экономические условия и предпосылки информатизации. 21
Политические условия и предпосылки информатизации. 22
Условия и предпосылки информатизации в культурно-духовной сфере. 22
Условия и предпосылки информатизации в социальной сфере. 22
Социальная структура общества с информационной точки зрения. 23
Социальные последствия информатизации. 23
Формирование информационной среды общества 25
Социальный интеллект 26
Информационная культура 27
Общество и личность в условиях информатизации 28
Информационный образ жизни 29
Заключение 31
Литература 35
Введение
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес
информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в
суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня
составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-
15%.
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к
информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в
сфере услуг:
- если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила
постиндустриальная фаза его развития;
- если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных
услуг, общество стало информационным.
В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный
период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел этот рубеж
еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.
Признавая несомненность достижений США и других стран в области
информатизации, необходимо понимать, что определенная доля
“информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных,
нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так
называемого “экологического колониализма”.
Закон экспоненциального роста объема знаний.
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний
потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к
1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в
8-10 раз[1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем
знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации
увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название
“информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о
начале века информации и включающих:
- быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных
знаний;
- превышение материальными затратами на хранение, передачу и
переработку информации аналогичных расходов на энергетику;
- возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса
(уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона
сблизились) [2].
Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта)[3].
Занятость
в ведущей отрасли
50% 1 2 3 4
время
1- материальном производстве (индустриальное общество),
2- сфере услуг (постиндустриальное общество),
3- сфере информационных услуг (информационное общество),
4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).
Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория
развития достаточно глубоко разработана западными исследователями:
Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером,
Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество
как «цивилизацию услуг».
Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно
позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах
«постиндустриальное», «информационное» видели альтернативу формационным
терминам - “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие
информационного общества нельзя считать «рядомположенным» с различными
типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития
любой из них.
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие
этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева,
А.И.Ракитова, А.В.Соколова, А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно
работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.
Как же может быть определен сам термин “информатизация”? От ответа на
этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального
состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.
Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как “системно-
деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и
развития с помощью средств информатики с целью создания информационного
общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса
цивилизации”[4].
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три
взаимосвязанных процесса:
- медиатизацию[1] - процесс совершенствования средств сбора, хранения
и распространения информации;
- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и
обработки информации, а также
- интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и
порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала
общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие,
качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных
информационно-технологических средств когнитивных[2] социальных структур и
процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной
интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и
ее информационной среды.
При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны
учеными и специалистами выделялась главная мысль - дело не столько в
концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его
структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.
Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного
общества носит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и
нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к
отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование
информационной среды.
Информационное общество, информатизация
По мнению А.И. Ракитова[5] общество считается информационным, если:
- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке
страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или
бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую
информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных
и социально значимых задач;
- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду,
группе или организации современная информационная технология;
- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание
национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания
постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического
прогресса;
- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер
и отраслей производства и управления;
- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием
которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к
информатизации общества:
- технократический, когда информационные технологии считаются
средством повышения производительности труда и их использование
ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
- гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как
важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для
производства, но и для социальной сферы.
Причины значительного распространения технократического подхода,
отождествления понятий “информатизация” и “компьютеризация” носят как
объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники
вообще и , в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет
“агрессивный” характер. Субъективно же существует весьма значительное число
людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное
мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические
дивиденды.
Информатизация имеет четкую связь с эколого-безопасным, устойчивым
развитием общества. Основа информационной экономики - знания или
интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые
преимущества по сравнению с материальными ресурсами - фундаментом
предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко
подчиняются законам сохранения. Если вы берете что-то у природы - вы
обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа -
порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества,
базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает
большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале
предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам
(“знания - порождают знания”).
Государственная политика в области информатизации России, получившая
новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные
направления:
- создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей
информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином
информационном пространстве России;
- формирование и защиту информационных ресурсов государства как
национального достояния;
- обеспечение интересов национальной безопасности в сфере
информатизации и ряд других направлений.
В Концепции формирования и развития единого информационного
пространства России определяются приоритеты пользователей государственными
информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия,
органы государственного управления.
Активно дорабатывается Концепция информационной безопасности,
являющаяся составной частью Концепции национальной безопасности РФ и
представляющая собой официально принятую систему взглядов на проблему
информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных
интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Информация, информология
Часто понятие "информация" используют, не задумываясь о глубине его
содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация. Очевидно, что
"обиходное" употребление термина "информация” совершенно неуместно, когда
речь идет о теории или теориях информации. Нередко в этих теоретических
построениях термин "информация" наполнен разным смыслом, а следовательно,
сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую
можно назвать общей теорией информации или "информологией" - наукой о
процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования
информации.
Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х годов
нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана
попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам
связи.
Рассмотрим простую игровую ситуацию. До получения сообщения о
результате подбрасывания монеты человек находится в состоянии
неопределенности относительно исхода очередного броска. Сообщение партнера
дает информацию, снимающее эту неопределенность. Заметим, что число
возможных исходов в описанной ситуации равно 2, они равноправны
(равновероятны) и каждый раз передаваемая информация полностью снимала
возникавшую неопределенность. Хартли принял "количество информации",
передаваемое по каналу связи относительно двух равноправных исходов и
снимающее неопределенность путем оказания на один из них, за единицу
информации, получившую название "бит".
Создатель статистической теории информации К. Шеннон обобщил
результат Хартли и его предшественников. Его труды явились ответом на
бурное развитие в середине века средств связи: радио, телефона, телеграфа,
телевидения. Теория информации Шеннона позволяла ставить и решать задачи об
оптимальном кодировании передаваемых сигналов с целью повышения пропускной
способности каналов связи, подсказывала пути борьбы с помехами на линиях и
т.д.
В работах Хартли и Шеннона информация возникает перед нами лишь в
своей внешней оболочке, которая представлена отношениями сигналов, знаков,
сообщений друг к другу - синтаксическими отношениями. Количественная мера
Хартли-Шеннона не претендует на оценку содержательной (семантической) или
ценностной, полезной (прагматической) сторон передаваемого сообщения.
Новый этап теоретического расширения понятия информации связан с
кибернетикой - наукой об управлении и связи в живых организмах, обществе и
машинах. Оставаясь на позициях шенноновского подхода, кибернетика
формулирует принцип единства информации и управления, который особенно
важен для анализа сути процессов, протекающих в самоуправляющихся,
самоорганизующихся биологических и социальных системах.
Развитая в работах Н. Винера концепция предполагает, что процесс
управления в упомянутых системах является процессом переработки
(преобразования) некоторым центральным устройством информации, получаемой
от источников первичной информации (сенсорных рецепторов) и передачи ее в
те участки системы, где она воспринимается ее элементами как приказ для
выполнения того или иного действия. По совершении самого действия сенсорные
рецепторы готовы к передаче информации об изменившейся ситуации для
выполнения нового цикла управления. Так организуется циклический алгоритм
(последовательность действий) управления и циркуляции информации в системе.
При этом важно, что главную роль играет здесь содержание информации,
передаваемой рецепторами и центральным устройством.
Информация, по Винеру - это "обозначение содержания, полученного из
внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к
нему наших чувств" .
Таким образом, кибернетическая концепция подводит к необходимости
оценить информацию как некоторое знание, имеющее одну ценностную меру по
отношению к внешнему миру (семантический аспект) и другую по отношению к
получателю, накопленному им знанию, познавательным целям и задачам
(прагматический аспект).
Попытки построить модели понятия информации, охватывающие
семантический аспект знания, содержащегося в некотором высказывании
относительно обозначаемого объекта, привели к созданию ряда так называемых
логико-семантических теорий (Р. Карнап, И. Бар-Хиллел, Дж. Г. Кемени, Е.К.
Войшвилло и др.). В них информация рассматривается как уменьшение или
устранение неопределенности. Естественно предположить, что средствами
какого-либо языка с помощью создаваемых в нем высказываний можно описать
некоторую совокупность возможных ситуаций, состояний, альтернатив.
Семантическая информация, содержащаяся в каком-либо высказывании, исключает
некоторые альтернативы. Чем больше альтернатив исключает высказывание, тем
большую семантическую информацию оно несет. Так, например, одна из
возможных совокупностей ситуаций может быть описана следующим образом: "все
тела при нагревании расширяются". Высказывание "металлы при нагревании
расширяются" исключает все альтернативы в которых речь может идти о
неметаллах. Семантическая сила высказывания может быть оценена отношением
все тела(все металлы). Еще более информативным будет высказывание "железо
при нагревании расширяется", так как оно исключает все альтернативы, кроме
одной.
При всем многообразии логико-семантических теорий им присущи общие
черты, они указывают путь решения трех связанных друг с другом проблем:
определения совокупности возможных альтернатив средствами выбранного языка,
количественной оценки альтернатив, их относительного сопоставления
(взвешивания), введения меры семантической информации.
В рассмотренных теоретических конструкциях - статистической и
семантической информации - речь шла о потенциальной возможности извлечь из
передаваемого сообщения какие-либо сведения. Вместе с тем в процессах
информационного обмена очень часто складываются ситуации, в которых
мощность или качество информации, воспринимаемое приемником, зависит от
того, насколько он подготовлен к ее восприятию.
Понятие тезауруса является фундаментальным в теоретической модели
семантической теории информации, предложенной Ю.А. Шрейдером и учитывающей
в явной форме роль приемника.
Согласно этой модели, тезаурус - это знания приемника информации о
внешнем мире, его способность воспринимать те или иные сообщения.
Представим себе, что до получения телеграммы "Встречай завтра рейс
СУ172" мы из вчерашнего разговора по междугороднему телефону уже знали о
предстоящем приезде своего родственника или друга, а наведя справки, узнали
и номер авиарейса, с которым он может прибыть в город. Наш тезаурус уже
содержал информацию, заключенную в телеграмме. Следовательно он не
изменился с ее получением и семантическая ценность этой информации
оказалась нулевой. Очевидно, что к подобной оценке семантического
содержания информации примешивается семантический аспект, скрытый в
изначальной "установке" тезауруса на осмысление принимаемого сообщения.
В прагматических концепциях информации этот аспект является
центральным, что приводит к необходимости учитывать ценность, полезность,
эффективность, экономичность информации, т.е. те ее качества, которые
определяющим образом влияют на поведение самоорганизующихся,
самоуправляющихся, целенаправленных кибернетических систем (биологических,
социальных, человеко-машинных).
Одним из ярких представителей прагматических теорий информации
является поведенческая модель коммуникации - бихевиористская модель Акоффа-
Майлса. Исходным в этой модели является целевая устремленность получателя
информации на решение конкретной проблемы. Получатель находится в
“целеустремленном состоянии", если он стремится к чему-нибудь и имеет
альтернативные пути неодинаковой эффективности для достижения цели.
Сообщение, переданное получателю информативно, если оно изменяет его
"целеустремленное состояние".
Так как "целеустремленное состояние" характеризуется
последовательностью возможных действий (альтернатив), эффективностью
действия и значимостью результата, то передаваемое получателю сообщение
может оказывать воздействие на все три компонента в различной степени. В
соответствии с этим передаваемая информация различается по типам на
"информирующую", "инструктирующую" и "мотивирующую". Таким образом, для
получателя прагматическая ценность сообщения состоит в том, что оно
позволяет ему наметить стратегию поведения при достижении цели построением
ответов на вопросы: что, как и почему делать на каждом очередном шаге? Для
каждого типа информации бихевиористская модель предлагает свою меру, а
общая прагматическая ценность информации определяется как функция разности
этих количеств в "целеустремленном состоянии" до и после его изменения на
новое "целеустремленное состояние".
Следующим этапом в развитии прагматических теорий информации явились
работы американского логика Д. Харраха, построившего логико-прагматическую
модель коммуникации. Одной из слабостей бихевиористской модели является ее
неподготовленность к оценке ложных сообщений. Модель Харраха предполагает
учет общественного характера человеческой коммуникации. В соответствии с
ней получаемые сообщения должны быть сначала подвергнуты обработке, после
которой выделяются сообщения "годные к употреблению". Именно с совокупности
годных к употреблению сообщений должны быть применены критерии
прагматической ценности.
Теория информации "в смысле Шеннона" возникла как средство решения
конкретных прикладных задач в области передачи сигналов по каналам связи.
Поэтому, по-существу, она являлась и является прикладной информационной
наукой. Семейство таких наук, специально изучающих информационные процессы
в том или ином их специфическом содержании и форме, во второй половине
нашего века растет довольно быстро. Это - кибернетика, теория систем,
документалистика, лингвистика, символическая логика и др. Стержнем,
объединяющим все эти исследования, служит общая теория информации
-"информология", в основу которой и положены синтаксические, семантические
и прагматические концепции информации.
Формализация знаний: методы и приемы
При поиске наиболее удобных, рациональных средств и форм
информационного обмена человек чаще всего сталкивается с проблемой
компактного и однозначного представления знаний.
Представление знаний это процесс, конечная цель которого поместить
некоторый объем знаний в своеобразную " упаковку" в которой он может начать
движение по каналам информационного обмена, дойти до получателя, или
задержаться в пунктах хранения знаний. Такой упаковкой может быть фраза
устной речи, письмо, книга, справочник, географическая карта, кроссворд,
картина и т.п.
Каждый вид упаковки имеет свои особенности, но всем им присуще одно
качество, хотя и не в одинаковой степени: упаковка призвана обеспечить
сохранность вложенного знания. Причем не только и не столько физическую,
сколько смысловую (семантическую). Для этого необходимо, чтобы отправитель
и получатель информации упакованных знаний пользовались некоторой общей
системой правил для их представления и восприятия. Назовем такую систему
правил формализмом представления знаний. Самым естественным, подходящим для
человека формализмом является язык ( устная речь и письменность).
Без знаний, без постоянной работы по их упаковке в языковые
конструкции язык мертв. Он живет и развивается благодаря творческой энергии
человека, благодаря тому, что человеческая мысль постоянно и настойчиво
ищет выхода в выраженную в языке форму.
Всякую ли мысль или знание можно выразить в языковой форме? По-
видимому, нет. Например, существуют десятки различных определений понятий
здоровье, интеллект, мышление, информация и т.п. Отмечая эту ограниченность
выразительных средств языка, Ф. Энгельс писал:" Дефиниции не имеют значения
для науки, потому что они всегда оказываются недостаточными".
Мысль, которую нельзя выразить в языковой конструкции, не может быть
включена в информационный обмен. Общение людей, таким образом,
осуществляется с помощью языка как формы представления знаний. Одному и
тому же содержательному знанию можно придать различную словесную или
текстовую форму. Это очень сильно проявляется, например, в художественной
прозе, поэзии и т.д. Богатство языка это и богатство культуры того или
иного народа.
Вместе с тем, в некоторых областях деятельности людей это богатство и
разнообразие выразительных средств естественного языка становится скорее
недостатком, чем достоинством. Например, слова команды должны быть
короткими, резкими, иметь однозначный смысл, иначе не получится
согласованных и четких совместных действий подчиненных. В специальных
отраслях науки формируются специфические языковые системы, являющиеся как
бы " сужением " естественного языка. Особо выделяется язык математики, как
некоторая основа изложения системы знаний в точных, естественных науках.
Свой язык имеют химия, физика, философия и т.д.
Целесообразность применения таких суженных языковых систем
(диалектов), позволяет повысить надежность процессов информационного
обмена, т.к. возможность неправильного истолкования передаваемой информации
снижается. При этом , конечно, сужается и круг получателей, поскольку для
восприятия информации необходимо владеть соответствующим диалектом. Главные
достоинства суженного языка - возможность создавать и использовать типовые,
"стандартные " упаковки знаний, а также в значительной мере снять полисемию
( смысловую многозначность), присутствующую в естественном языке.
Полисемия - враг информационного обмена, фактор внесения искажения и
ошибок ( семантического шума) на пути передачи информации. Поэтому
устранение многозначности является одним из наиболее важных направлений в
разработке формальных приемов представления знаний. Создание языка науки
или языка деловой прозы, называемого часто " концеляритом " , является
естественным шагом на этом пути, огромной работой общества на протяжении
ряда столетий. Сопоставление этой подсистемы естественного языка с
литературным языком показывает насколько они различны по характеристикам,
определяющим их выразительную способность.
Так "канцелярит" предназначен для объективизации изложения
информации, использует, как правило, переводимые категории и языковые
формы, лишен синонимии, оперирует конкретными фактами и понятиями,
информативен (в противоположность информационной избыточности), ему присуща
логичность, он по характеру алгебраичен (мысль, информация, знание
развернуты в последовательность слов и предложений, постепенно формируясь в
полном, законченном виде к завершению текста). Все эти свойства не являются
обязательными для языка литературы, которому свойственна субъективность
форм, возможность применения непереводимых конструкций, бесконечно богатая
синонимия, образность (геометричность) высказываний и т.д.
Дальнейшее продвижение в сторону формализации знаний приводит к
понятиям класс и классификация.
Классификация - распределение предметов, объектов и понятий по
группам (классам) по обнаруженным свойствам.
В любой складывающейся науке одним из первых принципов являлся
принцип систематизации знаний. Поэтому классификация как метод научной
систематики сразу же стала играть важную роль в формировании ядра знаний
того или иного научного направления. Достаточно вспомнить классификационную
систему К. Линнея в ботанике, систематику живых организмов и т.п.
Классификационные системы такого типа имеют выраженную иерархическую
структуру, в силу которой все объекты (понятия, факты) разделены на уровни,
связанные между собой отношением "старший - младший": тип, класс, отряд,
семейство, род, вид.
Примером классификации такого типа где родовидовые отношения
пронизывают всю структуру соответствующих знаний может служить известная
"табель о рангах", введенная Петром 1 в 1722 г. Табель о рангах
подразделяла чины на 14 рангов. Каждому чину соответствовала определенная
должность. Первые 6 рангов статской и придворной служб и первый обер-
офицерский чин в армии давали право на получение потомственного дворянства,
что способствовало формированию дворянской бюрократии.
Мы видим на этом примере, что классификация может проявить себя не
только как инструмент организации научных знаний, но и как фактор
социального порядка. Поэтому существующие системы тарифов и ставок, ученых
степеней и званий, структура должностей и служебных постов в гражданской
службе и армии играют не только организующую, но и стимулирующую роль.
Подобная модель знаний получила в науке и практике название "
иерархической". Ее достоинства в том, что она проста в освоении, легко
поддерживается в рабочем состоянии (легко пополняется и "чистится"),
эффективно решает задачу разнесения новых понятий по иерархическим уровням.
Недостатки иерархической модели знаний:
- прямые связи между понятиями соседних уровней обозначены слабо, или
вовсе отсутствуют;
- иерархическая классификация наиболее эффективна в тех случаях,
когда при переходе от уровня к уровню работает один и тот же тип отношений,
например, родо-видовой.
Систематика, лежащая в основе классификации может применяться как
сильное средство направленного исследовательского поиска. Так, иногда
оказывается полезным при рассмотрении группы объектов несколько каких-либо
характерных для них признаков выделить в качестве определяющих и ввести
некоторую меру степени проявления данных признаков. Такой подход называется
морфологическим, так как использует идею разложения некоего объекта на его
части (признаки). Часто подобная группировка приводит к выявлению
закономерностей связывающих объекты каждой группы, которые до этого не были
известны.
Благодаря такому подходу Д.И.Менделеев открыл знаменитый
периодический закон. Подчеркивая доминирующую роль выделенного им признака
он писал: "...по смыслу всех точных сведений о явлениях природы масса
вещества есть именно такое свойство его, от которого должны находиться в
зависимости все остальные свойства ... Поэтому ближе или естественнее всего
искать зависимости между свойствами и сходствами элементов, с одной
стороны, и атомными их весами, с другой " .
Морфологический метод осуществляет как бы анатомическое исследование
объектов, понятий, значений путем расчленения целого на характерные,
существенные части. Его цель - выяснение роли частного в целостной картине,
систематизация знаний о данной реальности, составление гипотез о возможных
вариантах новых (еще не данных) знаний.
Упомянутые выше недостатки иерархической модели данных свойственны и
морфологическим моделям. Их удается устранить используя так называемые
ветвящиеся (древовидные) структуры (модели) представления знаний. Отдельные
понятия, факты, знания, связаны между собой отношениями, выражающими суть
имеющихся между ними связей. Как в иерархической модели это могут быть
родовидовые отношения, но так же и другие типы отношений: "быть
представителем", "иметь", "наследовать" и т.п. Однозначность связей в
древовидной структуре и разнообразие охватываемых ею отношений позволяет
повысить "динамизм" системы знаний. Действительно, система знаний,
представленных иерархической или морфологической моделями статична, или,
как говорят, декларативна.
В древовидной структуре можно прослеживать восходящие и нисходящие
ветви связей получая формулы дедуктивного (от частного к общему),
индуктивного (от общего к частному) и индуктивно-дедуктивного выводов.
Например: " растение может быть цветком по имени роза"; "роза - цветок,
часть растения"; "роза - цветок, имеющий лепестки".
Благодаря такой организации представленные знания получают как
дополнение к декларативности процедуральность, т.е. способность к выводу
общих знаний из структуры отношений и понятий. Древовидная структура
знаний, несмотря на простоту и распространенность в обиходе информационного
обмена, все-таки довольно специфична. В ней, как и в предыдущей модели
знаний, заложена парадигма иерархичности. В тоже время внутреннее
"мироустройство" некоторой системы знаний может не соответствовать этой
парадигме.
Рассмотрим в качестве примера понятие "трудовой коллектив".
Совокупность знаний, описывающих конкретный трудовой коллектив, чрезвычайно
разнообразна, или, как говорят, многоаспектна. Между аспектами часто не
удается установить отношений иерархии (род-вид), хотя связь между ними
имеет место. Вот один из возможных аспектов: все представители трудового
коллектива могут быть включены по алфавиту в список с указанием против
фамилии и имени каждого работника табельного номера, года рождения,
образования, специальности, разряда, стажа работы и т.п. Назовем этот
список - "Список 1".
Другой аспект: все члены коллектива работают на условиях сдельной
оплаты и величина их заработка определяется на основе т.н. тарифной сетки.
Поэтому, составив список специальностей и разрядов с указанием стоимости
одного часа рабочего времени, мы формируем некоторое представление знаний о
системе оплаты труда членов данного коллектива. Назовем этот список -
"Список 2".
Третий аспект: при начислении зарплаты каждому работнику мы должны
учитывать его фактическую выработку на протяжении некоторого периода работы
(например за месяц). Значит третий список, составляемый, скажем, мастером
участка это список, состоящий из табельных номеров и фактически
проработанного работником времени. Это - “Список 3”.
Понятно, что все три списка содержат необходимый объем знаний о
трудовом коллективе, если речь идет о начислении заработной платы. Подобные
модели представления знаний, состоящие из связанных друг с другом списочных
структур, получили название реляционных[3].
В реляционных моделях удается представить более сложные области
знаний. В них каждый из аспектов может рассматриваться как некоторый
автономный блок внутри которого допускается производить изменения, не
затрагивая других областей и не внося при этом противоречий в общую картину
Страницы: 1, 2, 3
|