Теория государства и права России
европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно
раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход
человеческого прогресса.
Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было
классовое разделение общества. Здесь на стадии протогосударства, формой
которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование
частной собственности на землю, а также на другие средства производства -
скот, рабов.
Ф.Энгельс отмечал, что в наиболее «чистом» виде это можно наблюдать на
примере Древних Афин; где государство развивалось, частью преобразуя органы
родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив
их постепенно настоящими органами власти. Место «вооруженного народа»
занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом,
отчужденная от него и готовая выступить против народа.(
Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается
экономическое неравенство: у аристократов (героев, базилевсов) земельных
наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников.
Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда
рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной
производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных
общинников. По мере развития частной собственности растет влияние
экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного
собрания, базилевса (выступавшего военачальником, верховным жрецом,
верховным судьей) и передать власть своим представителям.
Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой
весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы
обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В
конечном счете, наиболее богатые собственники и начали занимать
ответственные государственные должности - господство родовой знати было
ликвидировано.
Следовательно, для генезиса Афинского государства характерно то, что
оно возникло непосредственно и, прежде всего из классовых антагонизмов.
Постепенно формируемая частная собственность стала базой, фундаментом для
утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это
позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для
защиты своих интересов. В литературе Афины нередко называются классической
формой возникновения государственности.(
В Древней Спарте особенности возникновения государства были
обусловлены рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние
территории, население которых превратилось в общинных, а не личных, рабов -
илотов, численность которых многократно превышала численность спартанцев.
Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовала создания
новых органов власти, нового аппарата. Вместе с тем стремление не допустить
имущественного неравенства, а, следовательно, и социальной напряженности
среди «коренных» спартанцев, недопущение в этих условиях частной
собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь в государственной
собственности, делилась на равные участки по числу полноправных жителей.
Постоянная угроза восстания илотов и другие обстоятельства привели к тону,
что Спарта стала аристократической республикой с весьма жесткими, даже
террористическими методами управления и сохранившимися значительными
пережитками первобытнообщинного строя. Жестокость режима, проводившего
линию на уравнительность, способствовала, как бы консервации существовавших
порядков, не давала возникнуть той социальной силе, которая могла бы
ускорить ликвидацию остатков родоплеменной организации.
В Риме процесс формирования классов и государства в силу ряда причин
тормозился, и переходный к государству период растянулся на столетия. В
длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных членов римского
родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой.
В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать
значительной демократичностью. К примеру, утвердилось равноправие всех
свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин
был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-
политическое значение общинной земли. Все это замедляло развитие
имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и
формирование частной собственности как важного фактора классообразования.
Положение изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом массового
обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате
непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается
такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла
децентрализовано функцию подавления, удержания и повиновения несвободных,
оказалась не в состоянии ее осуществлять. (Между II в. до н.э. и II в. н.э.
из 60-70 млн. Населения всей Римской империи полноправных свободных граждан
насчитывалось не более 2 млн. человек.) В конце концов, необходимость
умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и
удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы
привела во II в. до н.э. к созданию мощной государственной машины.
В главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким
же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и
в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно
захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы
решительно вмешалась третья группа населения - плебеи. Представители
пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали
торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев
возросло. Их длительная борьба против патрициев - родовой римской
аристократии, развернувшиеся в связи с укреплением частной собственности и
углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс
классообразования в римском обществе, стимулировала разложение
родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором образования
государства.
Несколько иным путем шло становление франкского государства.
Германские племена долгое время служили поставщиками для могучего соседа -
Рима. Если положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке
патриархального стоя, то эти же естественные условия в Германии до
определенного момента создавали возможности для некоторого развития
производительных сил в рамках родового общества. Рабовладение в том виде,
как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже не выгодно.
Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство,
что способствовало длительному сохранению коллективной формы
хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие
способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной
организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там
имущественная дифференциация и социальное расслоение постепенно привели к
формированию протофеодального общества.(
Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной
стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя
обеспечить господство на них, а это подстегнуто образование государства
раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило
рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле некогда
могущественной Римской империи.
Данный пример возникновения феодального государства не является
исключительным. Таким же путем шло развитие и многих других государств на
территории Европы, таких как Ирландия, Древняя Русь и другие.
III. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.
В большинстве изданных ранее работ, посвященных государству, его
сущность рассматривается однозначно с классовых позиций - как орудие
неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в
западных теориях государство показано как надклассовое образование,
инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий
интересы всего общества.
Сущность государства - то главное в этом явлении, что определяет его
содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность.
Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает
определенного уровня, при котором существовавшая на протяжении многих
тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта
становится объективно невыгодной и для дальнейшего развития общества
необходимо выделение определенного элитарного слоя, занимающегося
управлением: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в
политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному
расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его
членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах,
прежде всего привилегированных социальных групп, классов.
Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости
объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой
производительности труда появляется хотя бы у части людей возможность
освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не
только к существенному улучшению социального управления, но и к
возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и
военного могущества такого общества.
Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера
публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую,
в отличие от власти первобытного общества, в интересах привилегированного
общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа
характера такой власти, для определения сущности государства.
Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в
древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает.
Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются
собственниками и основных средств производства (земли), и самих
производителей - рабов. Последние не только не только не участвуют в
осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни
было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогично положение власти и в
феодальном обществе. Она находится в руках класса феодалов - земельных
собственников. Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере
также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной
или частичной) феодалов. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе
налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность
государственной власти.
Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве.
Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что
закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в
раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают
имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные
права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная
принадлежность власти экономически господствующему классу - буржуазии.
В восточных государствах власть находилась в руках бюрократического
чиновничьего аппарата, его верхушки. При этом она также в значительной
степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных
групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически
становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в
системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его
часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически
их реальными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые
попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они свободны и
являются собственниками земли.
Подобное всевластие государственного аппарата может иметь место и в
обществе с господствующей частной собственностью на основные средства
производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную
относительную самостоятельность», становится во многих случаях практически
от общества независимым. Это может достигаться за счет балансирования между
антагонистическими классами, натравливая их друг на друга, как это имело
место во Франции при бонапартистском режиме в 50-60-х гг. XIX в. Но тот же
результат нередко, получается, посредством осуществления жестких мер
подавления любого инакомыслия, любого противодействия правящей верхушки.
Такое положение было в условиях фашистских режимов Германии и Италии,
тоталитарных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.(
Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты
государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во
все исторические подходы имели место выступления эксплуатируемых классов и
слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась
государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и
войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное
движение рабочих и т.п.
Тем не менее, установление классового (сословного) характера
государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и
использование только классового подхода существенно ограничивает
возможности научного познания государства и политической власти.
Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно
небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы
того или иного класса, а действует, прежде всего, в своих собственных
узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).
Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной
зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из
социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы
взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение
независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть
блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего
национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию,
ремесленников, мелких торговцев и пр.
В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в
котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу,
поскольку общенародные интересы станут преобладать над более узкими
классовыми или групповыми.
И самое важное, общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие
его противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян
- феодалов, без рабочих - капиталистов. Условием существования чиновничьего
аппарата в «восточном» государстве является труд общинников и т.д. Поэтому
стоящий у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в
какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.
Значит, любое государство должно осуществлять общесоциальные функции,
действовать в интересах всего общества. И любое государство не только
является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или
социальной группы, но и представляет все общество, является средством его
объединения, способом его интеграции.(
Общесоциальная роль государства также является его существенной
чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом,
вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются
узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы
всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в
различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из
сторон приводит к ослаблению другой.
В наибольшей степени преобладает классовая сторона государства в
рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав,
возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу.
Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, плохих условиях жизни,
принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола
преувеличено. Низкая производительность труда неизбежно приводила к тому,
что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб,
занятый на сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда -
мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не
могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении.
Действовали и иные методы воздействия: идеологические, в том числе
религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов
было не одинаковым. В Афинах, например, рабы выполняли обязанности
полицейских), и экономические методы - материальная заинтересованность раба
в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать
семью и т.д.). В определенной степени рабы были защищены юридически - как и
любое ценное имущество.
Значение общесоциальной стороны государственной деятельности
возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от
феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном
западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей,
государственное регулирование условие труда, широкое развитие разнообразных
социальных программ привели к тому, что в значительной степени смягчаются
социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления
классовых противников, которых становится меньше, повышается политическая
стабильность общества. Таким образом. Одновременно с увеличением социальной
составляющей государственной деятельности снижается доля его классового
содержания.
Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его
сущности, недостаточно только классового подхода, - следует использовать
положения и других теорий государства - элитарной, технократической,
государства «всеобщего благоденствия», плюралистической демократии и др.
Функции государства - главные направления его деятельности, выражающие
сущность и назначение государства в обществе.
Функции государства подразделяются на внутренние, которые
осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и
внешние, которые связаны с отношениями между данным государством и другими
странами.
Внутренние функции эксплуататорских государств делились на основные
(классовые) и дополнительные (дополнительные). Основные функции
осуществляются исключительно в интересах господствующих классов (охрана
существующего государственного и общественного строя, господствующей формы
собственности, подавление сопротивления эксплуатируемых классов и т.д.).
Дополнительные же функции государства реализуются в интересах всего
общества, в том числе и господствующего, и подчиненных классов
(строительство дорог, ирригационных и иных общественных сооружений, борьба
со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и т.д.).
Главной внешней функцией эксплуататорских государств признавалась функция
захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и
внешних отношений (дипломатическая).
Применительно к социалистическому государству выделялись следующие
внутренние функции: хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная,
регулирования меры труда и меры потребления, правоохранительная,
социального обслуживания населения. Указывалось и на то, что до начала 30-х
гг. Существовала функция подавления сопротивления эксплуататорских классов,
которая в дальнейшем отмерла в связи с ликвидацией этих классов. Иным был и
перечень внешних функций: поддержание мира, обороны страны, сотрудничество
с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние
сношения.
Рассматривая данные вопросы, необходимо учитывать следующие
обстоятельства:
деление функций на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь
деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики,
культуры и других - зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних
условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно четко это
проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как
Европейское Содружество, Содружество Независимых Государств и т.п. Здесь
различить внешние и внутренние функции зачастую невозможно.
не всегда можно различить классовые и общественные функции. Естественно,
что социальные силы, стоящие у власти, осуществляют деятельность, которая
направлена на удержание власти и использование ее в своих собственных
интересах. Но ведь эта власть не во всех случаях имеет классовый характер.
Так во многих государствах «восточного» типа стоящий у власти чиновничий
бюрократический аппарат не сформировался в особый класс, а представляет
собой узкую социальную группу. Аналогичное положение может иметь место и в
европейских государствах (например, при бонапартистских и тоталитарных
режимах). В этих случаях функции, которые обычно рассматриваются как
классовые, приобретают скорее групповой, кастовый характер.
вряд ли всегда можно различить функции социалистического и
эксплуататорского государства. Так, всякое государство в большей или
меньшей степени осуществляет функции, подобные тем, которые относятся
исключительно к социалистическому государству, в частности связанные с
организацией экономики, развитием науки, культуры, образования, охраной
правопорядка, социальным обслуживанием населения. Особенно это относится к
современным западным государствам.
В связи с этим интересна идея о единой классификации функций
государства независимо от его отнесения к той или иной классификационной
группе.( При таком подходе можно выделить четыре функции, которые
осуществляются любым государством:
1. экономическая - обеспечение нормального функционирования и развития
экономики, в том числе посредством охраны существующих форм
собственности, организации общественных работ, планирования производства,
организации внешнеэкономических связей и пр.
1. политическая - обеспечение государственной и общественной безопасности,
социального и национального согласия, подавления сопротивления
противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от
внешних посягательств и т.п.
1. социальная - охрана прав и свобод всего населения или его части,
осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей,
поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечение необходимых
условий труда, его оплаты и т.д.
1. идеологическая - поддержка определенной, в том числе и религиозной,
идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.
Однако функции государства не являются чем-то застывшим, неизменным. В
зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций
могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой
значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации
общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в
азиатских государствах), обеспечения прав и свобод граждан (современные
развитые страны, в которых осуществляется переход к правовому государству),
охраны природы (в странах, где серьёзно нарушено экологическое равновесие)
и пр.
Следует указать и новые направления в решении вопросов о функциях
государства. Есть идеи, что все перечисленные функции фактически не
характерны именно для государства, поскольку в их решении заинтересовано
все общество. Это представляет собой цели или задачи общества в целом. Для
государства же характерны те функции, которые втекают из его основной
сущности - осуществления политической власти. В таком случае государство
имеет три основные функции:
законодательную,
исполнительную,
судебную,
которым соответствуют три основные ветви власти:
законодательная,
исполнительная,
судебная,
а иногда выделяется и четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти -
надзорная.
Каждая из властей имеет основную, соответствующую её наименованию,
функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими функциями,
помогающими реализовать главную задачу. Так, исполнительная власть
(президент, правительство) помимо исполнительной деятельности осуществляет
законотворчество, а также в некоторой мере судебные полномочия (разрешение
споров государственных органов, входящих в систему исполнительной власти,
привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение норм права
должностных лиц, привлечение к материальной ответственности рабочих и
служащих, назначение и реализация в установленной законом части мер
административной ответственности и т.д.). Законодательные органы, в свою
очередь, имеют, кроме законодательных, и иные функции: исполнительную
(работа ряда комитетов и комиссий) и судебную (например, вопросы
ответственности депутатов. Судебная же власть наряду с основной выполняет и
другие функции (руководящие разъяснения пленума Верховного Суда РФ,
законодательная инициатива, деятельность судебных исполнителей).
Учитывая, что данная точка зрения большого распространения не
получила, проблему методов (форм) осуществления государственных функций
рассмотрим применительно к ранее выделенным функциям государства -
экономической, политической, социальной и идеологической.
Государство, осуществляя свои функции, использует разнообразные
методы, которые можно разделить на правовые и неправовые (организационные).
Среди правовых методов можно выделить такие, как правотворческий -
разработка и принятие законов и других нормативных актов),
правоприменительный - государственно-властная деятельность компетентных
органов по реализации норм права), правоохранительный - деятельность,
направленная на осуществление правового контроля и реализацию юридической
ответственности). Из числа неправовых методов следует выделить
экономические - дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и т.п.,
политические - согласование позиций различных политических течений,
международные переговоры и пр., идеологические - обращения к населению,
призывы и т.д., организационные - планирование, программирование, контроль
и др. Важно отметить, что неправовые методы нередко реализуются через
правовое регулирование, например, утверждение плана приказов, нормативное
закрепление цен, минимума заработной платы и т.п.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что государство
возникло не сразу, а как результат эволюции человека и его мышления, на
основе влияния не только объективных, но и субъективных причин.
Появление государства было объективной закономерностью, следствием
всего предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения
человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его
производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и
средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного
расслоения членов племени, рода и т.д.
Однако все эти факторы не имели бы сейчас такого значения, если бы за
всей этой чередой исторических событий не последовал раскол общества на
антагонистические классы. Последние же были не просто большими группами
людей, занимающими самостоятельное место в системе общественного
производства. Главное заключалось в том, что, имея непримиримые в тех
условиях интересы, ведя между собой яростную борьбу, они тем самым
поставили под вопрос само существование цивилизации.
Поэтому появление государства (права) как эффективного средства
урегулирования классовых столкновений было своеобразным спасением
человечества. Ведь любые внутренние или внешние опасности наносят ущерб
обществу, ставят под угрозу человеческую жизнь, подрывают первооснову
государства - его целостность, т.е. определенное политическое,
экономическое, идеологическое, духовное, социальное географическое
суверенное состояние.
Карательный подход к решению социальных споров между классами общества
как универсальное средство их государственно-правового регулирования не мог
решить проблемы потому, что предмет спора был глубже возможностей
государства. Он носил не столько юридический характер, сколько социальный,
культурный, нравственный характер; постоянно воспроизводился следующими
поколениями, анализировался в различных научных теориях, отражался в
программах политических партий.
Общество должно было дорасти до иных методов решения своих проблем, и
в том числе между классами. Те же законодательные, исполнительные, судебные
органы, возникшие вместе с государством как часть его механизма, не могли
сразу быть средствами несилового решения социальных конфликтов. Пройдет
немало времени, прежде чем люди задумаются над принципами разделения
властей, независимости суда как главного арбитра разрешения общественных
противоречий и др. Изменится и отношение к праву, закону в жизни общества.
Признание первенства права разрушает любые личные, классовые принципы
регулирования социальных противоречий.
Список использованной литературы:
1. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. -
1993 г. - № 2;
2. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки //
Государство и право. - 1993 г. - № 7;
3. Деев Н.Н. От государства-аппарата, к государству-ассоциации //
Правоведение. - 1990 г. - № 5;
4. Гулиев В.Е. Российское государство. Состояние и тенденции //
Политические проблемы теории государства. - М.: ИГПРАН. 1993 г.;
5. Крапанюк В.Н. Теория государства и права. - 1996 г.;
6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - 1995 г.;
7. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость
новых подходов // Советское государство и право. - 1990 г. - № 10;
8. Мамут Л.Ф. Наука о государстве и праве: необходимость новых подходов //
Философские науки. - 1989 г. - № 11.
9. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе //
Государство и право. - 1993 г. - № 6;
10. Пиголкин А.С. Общая теория права. - 1995 г.;
11. Четвернин В.А. Размышление по поводу теоретических представлений о
государстве // Государство и право. - 1992 г. - № 5;
12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. т.
21, гл. 5,6, 7, 9.
( Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. -
1993 г. - № 2
( Там же.
( Крапанюк В.Н. Теория государства и права. - 1996 г.
( Пиголкин А.С. Общая теория права. - 1995 г.
( Четвернин В.А. Размышление по поводу теоретических представлений о
государстве // Государство и право. - 1992 г. - № 5
( Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки //
Государство и право. - 1993 г. - № 7
( Деев Н.Н. От государства-аппарата, к государству-ассоциации //
Правоведение. - 1990 г. - № 5
( Гулиев В.Е. Российское государство. Состояние и тенденции // Политические
проблемы теории государства. - М.: ИГПРАН. 1993 г.
( Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - 1995 г.
( Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. т.
21, гл. 5,6, 7, 9.
( Пиголкин А.С. Общая теория права. - 1995 г.
( Там же.
( Мамут Л.Ф. Наука о государстве и праве: необходимость новых подходов //
Философские науки. - 1989 г. - № 11.
( Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость
новых подходов // Советское государство и право. - 1990 г. - № 10
( Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе //
Государство и право. - 1993 г. - № 6.
-----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2
|