Теологическая теория права
Теологическая теория права
Университет Российской академии образования
Самарский филиал
Отрадненская площадка
Теория государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Теологическая теория права.
студента I курса
юридического факультета
Тумаевой И. Е.
преподаватель:
Капарова Е.А.
Г. Отрадный 2001г.
План:
Понятие теологии в зарождении права.
Становление и развитие теологических концепций в древних цивилизациях:
Мифологические истоки;
Законы Хаммурапи;
Древневосточная теология;
Древнегреческие религиозные воззрения;
Зарождение христианства.
Традиционно–теологические взгляды на право в Западной средневековой Европе:
Влияние римско–католической церкви;
Каноническое право;
Учение Фомы Аквинского.
Мусульманское право:
Теология шариата;
Религиозный смысл Корана и Сунны;
Значение иджмы и влияние на нее доктринальных разработок.
I. В мире всегда существовало и существует множество различных
теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права.
Это вполне понятно, так как на протяжении всей истории развития
человечества, представители каждой из этих теорий ведут неутехающие споры,
отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. Каждая теория,
воплощенная в трудах известных идеологов и философов, по своему интересна и
познавательна, но наибольшее внимание вызвала у меня теологическая теория,
согласно которой государство и право созданы Богом. Само слово теология
произошло от греческих слов theos – бог и logos– учение. Поскольку религия
стоит у истоков образования первых прогосударств, и первые
политико–правовые отношения между людьми (обычаи) базируются именно на ней,
то теологическая теория происхождения государства и права является самой
древней.
Вообще религия – это не случайное образование, навязанное людям
философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители
прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Она является
необходимым продуктом общества на определенных этапах развития. Религия
необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной
истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.
Вместе с религией видоизменяется и понятие права, так как свои
возникновением оно, по мнению теологов, обязано религиозной морали.
Рассмотрим это явление на примере древних цивилизаций, средневековой Европы
и Арабского халифата.
II. В своем возникновении политико–правовая мысль повсюду у древних народов
на Востоке и на Западе – у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян,
персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к мифологическим истокам и
оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.
Земные порядки, согласно древним мифам, неразрывная часть общемировых,
космических порядков, имеющих божественное происхождение. В русле такого
понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их общественного и
государственного устройства, их взаимоотношений между собой и с богами, их
прав и обязанностей – словом, всего того, что им позволено и что запрещено.
1. В мифах ряда народов говорится о первоначальном непосредственном
правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и
передали власть земным правителям.
Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь
|