Соотношение государства и права
Соотношение государства и права
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Дипломная работа
по
Теории государства и права
Выполнил: _________
__________________
__________________
СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
Проверил: ________
_________________
_________________
Тамбов 1999 г.
План:
1. Предмет теории права и государства:
1. Теория права и государства в системе общественных наук;
2. Теория права и государства в системе юридических наук;
2. Методология теории права и государства;
3. Определение государства и права.
4. Происхождение государства и права:
1. Общая характеристика теорий происхождения государства;
2. Возникновение права;
5. Государство в политической и правовой системе общества:
1. Гражданское общество и политическая организация общества;
2. Государство в правовой надстройке
6. Соотношение права и государства:
1. Методологические подходы к проблеме;
2. Воздействие государства на право. Воздействие государства на права.
3. Воздействие права на государство. Связанность государства правом.
7. Использованная литература.
ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Теория права и государства в системе общественных наук
Теория права и государства существует и развивается как один из
важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе.
Единство материального и духовного мира обусловливает и единство наук.
Между общественными, естественными и точными науками существует тесное
взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и
государства не может быть ограничен областью чисто юридических
представлений. Коренной вопрос общественной жизни – вопрос о государстве, о
праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных субъектов
права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных
обстоятельствах.
Общественные науки изучают закономерности изменения социальных
условий, теоретически обосновывают направления преобразования социальной
действительности, дают научные прогнозы, в том числе и для точного,
естественного научного знания.
На развитие всех отраслей обществоведения, будь то экономика,
философия или право, бесспорно, оказывают самое прямое воздействие открытия
в познании природы, в технических науках или, наоборот, их неудачи. У всех
на памяти проекты переброски стока северных рек на юг или трагедия
Чернобыля. Настоятельное требование времени – отход от технократических
подходов, «самоизоляции» естественнонаучных проблем следует привлекать и
экономистов и социологов, философов и юристов, психологов и историков,
представителей других отраслей общественной науки.
Без взаимодействия наук невозможен выход из кризиса. Без их кооперации
невозможно эффективно и рационально использовать материальные, финансовые и
трудовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического
прогресса, интенсификации общественного развития. Случаются в жизни такие
крутые повороты – они бывали в истории многих стран, - когда именно
общественные науки – государствоведение, правоведение, экономика,
политология, социология, социальная психология, история, этнография, этика
и другие – должны показать выход из тупика этнических, религиозных,
национальных конфликтов. Без цивилизованных решений межгосударственных
осложнений трудно получить простор естественным и точным наукам. Именно на
стыке различных наук оказываются наиболее плодотворными исследования как
фундаментального, так и прикладного характера.
В центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и
сознание. Это огромная по сложности и числу своих составляющих сфера.
Поэтому отдельные отрасли общественной науки изучают те или иные стороны
общественной науки изучают те или иные стороны общественных явлений,
необходимые и существенные связи и отношения.
Многие общественные науки тесно связаны между собой, особенно если
есть общий объект исследования – государство и право. Каково же соотношение
между ними, где место среди этих наук теории права и государства?
Возьмем философию. Она научно объясняет общественное бытие в целом, во
всей совокупности, внутренней взаимозависимости его сторон, отношений,
процессов. Философия изучает наиболее общие закономерности общественного
развития, включая те, которые относятся к праву и государству. Философия
исследует такие общественные явления, как право и государство, не для того
чтобы подменять специальные науки об этих явлениях, а с тем, чтобы,
опираясь на данные и выводы науки, определить место государственно-правовой
надстройки в развитии общества в целом. Таким образом, философия служит
теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических и в
целом общественных наук.
Вот почему осмысление явлений правовой жизни с философской точки
зрения является необходимой предпосылкой творческого развития юридической
науки, дальнейшего совершенствования действующего законодательства,
укрепления законности. На основе достижений философской науки могут быть
вскрыты сущность права и государства, определенные закономерности их
трансформации, механизма функционирования, формы их регулирования. На базе
философии разрабатываются основные категории юридических наук.
Теория права и государства в системе юридических наук
Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому,
что они изучаются многими юридическими науками. Последние изучают те или
иные стороны, элементы и черты государственно-правовой деятельности в
определенном аспекте, на определенном уровне. Право и государство как
сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество
разнокачественных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их
структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов,
подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и
подразделяются юридическими науками.
Весь комплекс юридических наук, по достаточно устоявшейся в науке
схеме, делится на три большие группы: фундаментальные историко-
теоретические, отраслевые и специальные юридических науки. Действующая в
настоящее время классификация юридических наук, утвержденная Высшей
аттестационной комиссией страны, предусматривает следующие разделы:
1) теория и история государства и права, история политических и правовых
учений;
2) государственное право и управление, государственное строительство,
административное право, финансовое право;
3) гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное
частное право;
4) хозяйственное право, арбитражный процесс;
5) трудовое право, право социального обеспечения;
6) сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право,
экологическое право;
7) уголовное право и криминология, исправительно-трудовое право;
8) уголовный процесс и криминалистика;
9) международное право;
10) судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.
Существуют и иные классификации, носящие так или иначе следы быстро
меняющегося времени или субъективных представлений авторов. Некоторые из
них, например, включают в историко-юридический цикл римское и мусульманское
право, а хозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное право,
трудовое право и др.) отделяются от гражданско-правового цикла (гражданское
право, семейное право и др.).
Общая теория права и государства по отношению к отраслевым и
специальным юридическим наукам выступает наукой обобщающей, имеющей
руководящее, направляющее, методологическое значение. Она нужна для
разработки специальных, достаточно узких проблем, стоящих перед отраслевыми
и специальными юридическими науками. Общая теория права и государство
обобщает, синтезирует и систематизирует выводы отраслевого знания, включая
их в арсенал собственных научных идей.
Таким образом, теория права и государства – это общественная наука о
закономерностях возникновения, развития и функционирования права,
правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в
частности об их классово-политической и общечеловеческой сущности,
содержании, формах, функциях и конечных судьбах.
МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой
метод. Имеет его и теория государства и права.
Методология (от греческих слов «метод» – путь к чему либо и «логос» –
наука, учение) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов
познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.
Государственно-правовые явления изучаются с различных философских,
мировоззренческих позиций:
а) метафизики;
б) диалектики (материалистических и идеалистических).
Одни теории связывают наличие государства и права с божественной силой
либо объективным разумом (объективный идеализм); вторые – с сознанием
человека, его психикой, переживаниями, ощущениями, объявляют государство и
право результатом согласования воли, договора людей (субъективный
идеализм); третьи – акцентируют внимание на материально-диалектических
причинах; четвертые – связывают формы государства и права с географическими
характеристиками территории, этническими и национальными особенностями
людей (субъективный материализм). Существуют теории, представляющие
государство и право явлениями постоянными и неизбежным, глубоко не
связанными друг с другом и иными общественным явлениями. Религиозные теории
отвергают саму возможность познания государства и права, утверждают примат
веры над разумом. Каждому из этих методов присущи свои законы, принципы,
категории.
Учения о формах и методах теоретического мышления исторически
развивалось в рамках философии. Диалектическая логика не существует в не
материалистической диалектики. Она раскрывает значения наиболее общих
законов развития объективного мира для движения мышления к истине, т.е.
является наукой о совпадении содержания знания с объектом, раскрывает форму
мышления с точки зрения их строения, не отвлекается от выраженного в них
конкретного содержания, берет их не в застывшем, не в изолированном виде, а
во взаимосвязи, в движении, в развитии. Если формальная логика анализирует
уже сложившиеся теории, то диалектическая вскрывает логические принципы
перехода к новому знанию, исследует образованию и развитию теории.
Основные требования диалектической логики:
а) всесторонний предметов мышления;
б) рассмотрение предмета «в его развитии», «самодвижении»;
в) привлечение всей человеческой практики для полного «определения»
предмета;
г) понимание того, что абстрактной истины нет, истина всегда
конкретна.
Диалектика как методология не сводится к подбору примером из
предметной области для иллюстрации истинности её положений, так как она в
своих категориях формирует законы познания и ею нельзя овладеть, обращаясь
только к сумме примеров и фактов.
Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории
выступают и как категории мышления, познания и поэтому имеют всеобщее
методологическое значение, играют роль опорных пунктов всякого познания,
являются одновременно и логическими категориями.
Таким образом, материалистическая диалектика как методология, т.е. как
диалектическая логика, включает:
. общие категории, т.е. понятия о наиболее общих законах развития природы,
общества, мышления (например, «содержание», «форма», «сущность»,
«явление», «причина»);
. категории, отражающие специфические связи в процессе познания («материя»
и «сознание»);
. принцип познания (единство исторического и логического, восхождение
абстрактного к конкретному);
. общелогические и общенаучные приемы познания (анализ и синтез, индукция
и дедукция);
Методологическое и теоретическое значение конкретных категорий огромно.
Это – «остов», «скелет» знаний и инструментов приобретения новых. Категории
логически связаны между собой, составляют систему знаний. Их применение
для всякого нового познания и составляют методологию науки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и
что такое право. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и
право и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого
человека.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых,
страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации
политической власти, системы институтов власти.
Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями -
"общество и власть".
Общество - это общность людей на определенной территории,
характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью
организации жизни.[1]
Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой
систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,
охватывающий все население на той или иной территории[2].
Выделяются две разновидности общества:
1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, не
утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными
отношениями, институтами.
2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися
отношениями, и институтами.
Существенно деление общества и на такие две группы:
a) общества, в которых необходимые единство и организованность
достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных
факторов (демократические общества);
b) общества, в которых необходимые единство и организованность
достигаются в основном в результате использования действующей внешней
силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и
тоталитарной властью)).
Из этого вытекает значение понятия власть.
Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и
действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других
лиц (подвластных)[3].
Определяющей чертой власти является возможность одних людей,
организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле
и действиями.
Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить
личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.
Есть две разновидности власти:
1. естественная власть - в семье, в обществах по интересам;
2. власть, которая "навязывается", выступает как внешняя сила -
в партиях, в общественных объединениях и т.д.
Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной",
т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного
государственного принуждения.
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого
общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся
системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,
характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе -
постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,
основанная на частной собственности, участие личности в управлении
обществом (народовластие в тех или иных формах).
По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии
государство превращается из простого, из "просто" организации политической
власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного
образования в политическое общество, организованное, где власть
функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в
соответствии с принципом разделения властей.
Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,
выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому
государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода
личности.
Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может
быть отличен и ряд других:
"уход" государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной
жизни, от выполнения функций собственника;
развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих
политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий
правовой режим;
все большее преобладание республиканской формы правления;
эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все
большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.
Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда
противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной
жизни.
В передовых демократических странах в области политико-государственной
жизни все большее значение приобретают такие тенденции:
1. государство все больше становится "государством человека", в котором
человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные,
гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
2. все общество, а не только государственная - выступает в качестве
правового;
3. утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии -
парламентамум, свободные выборы, муниципальное самоуправление,
федерамум;
4. усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в
частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;
5. возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него
всесторонняя защита человека, его прав и свобод.
Вывод: государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта,
ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все
более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование
и укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное,
естественное и оптимальное направление, по которому должна идти
политическая жизнь современного общества.
Развитие государства, его совершенствование и укрепление, разумеется,
так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались
начала демократии, экономическая свобода, свобода личности - это
закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.
Государство - это политико-территориальная суверенная организация
публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления
управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой
веления обязательными для населения всей страны.
Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно
представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве.
Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые,
защищаемые особенными государственными органами.
Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или
возможность поведения, которая признается в обществе.[4] Есть еще и другие
значения этого слова:
1) в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной
на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.
2) в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения,
основанной на принципах добра и справедливости.
3) в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения,
основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри
общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.
4) в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой
субъективным правом, основанной на законе, иных официальных
источниках.
Но и в юридическом смысл "право" имеет два значения:
1. субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта,
конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение[5].
2. объективное право - здесь термин "право" близок к терминам "закон",
"законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности
поведения, а нечто "объективное" в обществе - юридические нормы,
выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское
право), либо как часть (гражданское право).[6]
В каждом политически организованном обществе наряду с правом в
юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие
права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при
товарном обмене.
Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того,
закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из
естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе
экономических, духовных и даже естественно-природных факторов.
В отличие от естественного права, право в юридическом значении
предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках.
Как позитивное право оно:
создается людьми, общественными образованьями, - законодателями, судами,
самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества,
целенаправленной волевой деятельности.
существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной
реальности (а не просто в виде мысли, идеи).
Существует три способа формирования и существования позитивного права:
обычное право, право судей, право законодателя.
Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с самой
жизнью форма позитивного права.
Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу,
конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных
же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е.
прецедентное право.
Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права
путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по
мере развития демократии - представительных.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в
условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной
организации, организованности общества, при которой регулируется
демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное
предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в
обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для
развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и
своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано
быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена
важнейшая сторона правового регулирования.
Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:
регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления
существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного
поведения тех или иных субъектов.
охранительная - установление мер юридической защиты и юридической
ответственности, порядка их возложения и исполнения.
Таким образом, право, как и государство. призвано служить людям,
обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.
Наиболее общими признаками права являются:
1. Общеобязательная нормативность - нормы права распространяют свое
действие на территорию всей страны, на все население.
2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках
- юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от
усмотрения отдельных лиц.
3. Действие через дозволение через субъективные права - признак, который
раскрывает особенности права как "права" выделяет его из других норм,
действующих в обществе.
4. Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том,
что общие правила, которые признаются государством в качестве
правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы -
государственной власти.
Вывод: Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах,
иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным
критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного)
поведения.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Общая характеристика теорий происхождения государства и права
Познание государства и права следует начинать с вопроса о
происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества
существовал этот социальный институт или же он появился на определенном
этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий
принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства,
его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных
форм жизни общество. Вот почему начинать
приходится с характеристики сторон первобытного общества, использовать
данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.
В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о
первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно
обогатилось. Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном
развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до
этого определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, история
многих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное
знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.
Кроме того, если для 19- начала 20 века был характерен в основном
евро-центристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории
Европы и некоторых, прилегающих к ней регионов, а затем эти знания
искусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбиту
научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного
шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно
логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового
развития общества.
В этом новом понимании первобытного общества, прежде всего, следует
выделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию
первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество
никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы.
Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую,
археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность
«представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на
новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей
развития первобытного общества «неолитическую революцию»»[7].
Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в
середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот,
который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите
от присваивающего к производящему хозяйству.
Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни
первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он
справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько
тысячелетий.
Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном
обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была
социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства и
существования использовало человечество. Для теории государства и права
появляется, наконец, возможность также четко определять, какие формы
организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в
обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей
экономики.
Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической
революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей
человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных
и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной
на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных
и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход
сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу
земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью –
прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и
металлообработкой.
Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным
способом существования и воспроизводства человечества. В основе перехода
к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под
угрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей
социальной и хозяйственной организации, человечество смогло из глобального
экологического кризиса. В эту перестройку входит и новая организация
властных отношений – появление государственных образований, раннеклассовых
городов-государств. Итогом “неолитической революции” “явилось
возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих
обществ. На следующем этапе социального экономического развития происходит
расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые
цивилизации – происходит становление раннеклассовых обществ”[8].
Таким образом, “неолитическая революция” – переход человечества к
производящий экономике – приводит первобытное общество объективно в силу
своего внутреннего развития к финальному рубежу – социальному расслоению
общества, появлению классов, зарождению государства.
Как правило, древнейшие государственные образования закономерно
возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества
и характеризуется как раннеклассовые государства.
Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором
живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, а
соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в
хозяйственный и религиозный центр, перерастает в административно-
хозяйственный и религиозный центр-город. Город-государство знает уже четкую
социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь
закрепляется территориально – появляются кварталы горшечников, медников,
других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат
управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета,
организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.
В городе-государстве организуются три центра управления,
административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и
храм.
Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям
функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны:
управление общинным земледелием и землевладением; выполнение общественных
ритуальных обрядов.
Таким образом, государства как новая организация форма жизни общества
возникает объективно, в итоги неолитической революции, переход человечество
к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий
жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни.
Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов:
материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма – город-
государство – также обусловлена финальным, в основном земледельческим
развитием «неолитической революции».
Таким образом, первичное государство возникает, чтобы организационно
обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой
деятельности, которая становится отныне условием выживания и
воспроизводства человечества в новых условиях.
Словом, возникающее первичное государство, как социальный институт,
обслуживает и организационно обеспечивает именно производящую экономику
раннеземледельческих, раннеклассовых обществ.
Сделаем один общий важный вывод. Изложенная выше концепция
происхождения государства существенно отличается то доминировавших ранее в
отечественной теории государства и права взглядов на эту проблему. Вместе с
тем она сохраняет материалистический, классовый подход. В этой концепции
используются новые знания, основной упор делается на организационные
функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения
государства и становления производящей экономики.
Ранее в вульгаризированной и догматизированной отечественной теории
государства и права происхождения государства объяснялось по иной схеме. На
этапе перехода к цивилизации в первобытном обществе появляются прибавочный
продукт, частная собственность, оно раскалывается на классы, возникает
господствующий класс, который создает государство с тем, чтобы с его
помощью, путем насилия, принуждения держать в подчинении эксплуатируемый
класс. Происходят войны. И поскольку пленников, которых раньше убивали или
даже съедали, стало выгодно использовать на работах. Поэтому первыми
государствами были рабовладельческие государства, а само государство
являлось машиной для поддержания господства одного класса над другим.
В свое время Ф. Энгельс «указал на две пути образования политически
господствующих классов: во-первых, через присвоение должностей с помощью
наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с
помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается
исторически наиболее распространенным, типичным»[9].
Таким образом, в конкретно-исторической действительности
раннеклассовое государство не возникало как результат деятельности только
господствующего класса. Оно результат определенного развития общества на
этапе становления производящей экономики, финального развития
земледельческих культур. Но, разумеется, тот или иной класс, захватив
государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом.
Новые знания изменяют ответ и на другой вопрос: можно ли классовую
природу первичного государства определять как рабовладельческое по своей
социально-экономической сущности?
Во-первых, исторические данные свидетельствует, что общинников-
Страницы: 1, 2
|