Социальные структуры и сословные организации Древних Афин
Социальные структуры и сословные организации Древних Афин
МЭСИ
Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции.
Доклад по истории государства и права зарубежных стран на тему:
Социальные структуры и сословные организации Древних Афин.
Выполнила: Смирнова Ирина
Группа:
Афины являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним
городом-государством. Они представляют самую чистую, наиболее классическую
форму образования государства. Здесь государство возникает непосредственно
и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого
родового общества, т.е. без вмешательства внешнего и внутреннего насилия.
Город Афины вырос на юге Балканского полуострова, в Аттике. В гомеровский
период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на
несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой.
Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся
с конца I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины
объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название
синойкизма (греч. – совместное поселение).
Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и
способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое
особо интенсивно протекало в VIII-VII веках до н.э.
В пору своего расцвета, относящегося к правлению Перикла, Афины
воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию
положено политическими реформами Солона.
Социальная структура приобрела к тому времени довольно определенный вид.
К разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), экономическую
основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя
в Афинах были ещё очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество
оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их
немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть. К разряду
простых граждан относилась остальная масса свободного населения – демос.
Демос не был однороден. В его состав входили земледельцы (геоморы),
ремесленники (демиурги), батраки (феты) – крестьяне лишившиеся собственной
земли, также купцы, судовладельцы. Кроме того, в Аттике проживало немало
выходцев из других общин, считавшихся людьми «не чистого происхождения» и
составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метеки не
пользовались политическими правами (не участвовали в управлении) и были
ограничены в экономических правах. Они были обязаны избирать из граждан
Патрона, уплачивать налог. Могли владеть рабами и недвижимостью (кроме
).
Существовал процесс изотерии – повышение социального статуса,
приобретение метеком избирательного права. Метек мог получить возможность
повысить свой социальный статус за особые заслуги перед Афинским
государством. Но существовал и обратный процесс – атимия – понижение
социального статуса, которому мог подвергнуться свободный гражданин даже за
незначительные нарушения. Наказанием служило изгнание. Существовала также и
смертная казнь (самоубийство). Также среди населения были и
вольноотпущенники, их патроном был их бывший владелец.
Был ещё многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей
численностью свободных граждан.
В Афинах существовал институт приобретения гражданства, условием была
инициатива частных лиц.
Процедура:
. Народное собрание решало, ставить ли этот вопрос на голосование. Если
6000 человек были за (кворум), то шла вторая стадия процесса:
. Голосование.
Была возможность обратного процесса. (Люди на площади делились на 2 части:
ЗА и ПРОТИВ).
Афинская демократия была рабовладельческой. Этим и объясняется широкий
спектор социального состава (в период расцвета население – 500тыс., из них
– 20тыс. граждан).
Такова главная особенность многих греческих и римских городов-государств в
отличие от социальных структур восточных обществ.
Список используемой литературы:
1. В.Г. Графский «Всеобщая история права и государства»
Изд.”Норма” Москва, 2000.
2. К.И. Батыр «Всеобщая история государства и права» Изд.”Былина”
Москва, 2000.
Начинается развитие демократии, властных структур и права – 9 в. до н.э.
Период Македонской гегемонии – закат государственности.
Афинские институты оказались долговечными, т.к. были совершенны для своего
времени и удобны. Период существования более 1000 лет.
Хронология:
Легендарный (Гомеровский) период – 11-9вв. до н.э.
Архаический – 8-6вв. до н.э.
Классический – 5-4вв. до н.э. (период расцвета афинской демократии).
1 период:
Родовые общины являются собственниками земли, происходит оформление частной
собственности (постепенно).
Тименосы – отдельные наделы. Античный полис – укрепленный центр и
хозяйственная территория. Они очень компактны и самодостаточны.
Компактность и малочисленность населения – созданы необходимые условия для
демократии. Ещё одно условие – враждебность окружающей среды. Были
противники – Персидская монархия (интерес к городам Малой Азии).
Города-государства – 25-30тыс. человек. «Все те государства, которые
славятся прекрасной организацией, не допускают чрезмерного увеличения их
народонаселения» – Аристотель.
Греческие города все время колонизировали доступные территории (от Сицилии
до бассейна Черного моря). Существует традиция, описывающая систему власти:
Булэ – совет старейшин, Экклесия – народное собрание (агора), Базилевс –
верховный судья – военная демократия.
На фоне этого начался социальный процесс, приведший к кризису, для
преодоления которого были проведены реформы.
|