Рефераты
 

Понятие, сущность и назначение государства

которого не может обойтись ни одно общество.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для

общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные

функции государства (экономическая, социальная, поддержания

демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и

активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование,

культура, наука).

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие

общечеловеческие интересы,— охрана природы и окружающей среды на всей

планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и

др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит,

и развитие соответствующих функций — обеспечения мирового правопорядка,

международной экологической и т. д.

Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень

стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение

на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономических,

социальных, духовных, национальных). Чем больше удельный вес общесоциальных

функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента

преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и

достижения общественного компромисса. Здесь мало подходят методы насилия,

принуждения, а потому государству приходится обращаться к демократическим,

гуманистическим институтам и идеям (правового государства, господства права

во всех сферах жизни общества, соблюдения прав и свобод человека, защиты

национальных меньшинств, укрепления юридических гарантий законности и

правопорядка и т. д.).

Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки

населением (социальная легитимность власти) находятся в прямой зависимости

от демократического содержания функций государства, его умения и желания

учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые,

национальные и другие социальные интересы. «Государство, откровенно

попирающее права человека, игнорирующее его неотъемлемые, естественные

права и свободы, осуществляющее репрессии против своего народа или

отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и

организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не

вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами,

на благоприятное общественное мнение мирового общества»[22].

В классовом обществе, где классы и другие социальные группы

противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, где

коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической

организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его

интересы. Отсюда главная функция такого государства — подавление

сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко

выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также

приобретают определенную классовую окраску. Сказанное относится к

рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти

XX в.) обществу.

Во второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные

изменения, появился средний класс — стабилизирующий фактор общества. Это

отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные

классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их

осуществления изменились.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функции государства можно

подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий

(подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функции,

вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка,

охрана природы и окружающей среды и др.).

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и

внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны,

показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а

внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими

государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой,

взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций — охраны

существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны

природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие

функции.

Охрана существующих форм собственности — функция, присущая всем

государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент.

Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в

руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах),

государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой,

феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на

которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства

на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной

правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого

государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом

государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без

чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция

модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и

правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние

десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало

агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство

вынуждено заниматься этой деятельностью.

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых

странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь

государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста,

устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли

государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и

государственное управление предприятиями и организациями, на ней

базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим

предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются

государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира,

сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное

государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические

процессы в масштабе всей страны.

Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и

нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики,

учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому

посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других

объединениях. Оно защищает права и интересы граждан — вкладчиков,

акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных

контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство,

осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого

потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом

ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом,

экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она

многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной

деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную

социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное

положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые

расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно

разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и

сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры

заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью —

социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как,

например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором

сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и

социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам

войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т.д.).

Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства—обеспечить человеку

достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи,

социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания

и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для

управления названными видами деятельности государство создает

соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно

осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно

расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на

государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных

исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому

государство берет на себя обязанность по стимулированию технического

прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным

теоретическим исследованиям.

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от

нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических

отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка

активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается

коллективная безопасность, создаются международные миротворческие

вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних

функций.

Формы и методы осуществления функций государства.

Г

осударство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в

своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций

государства. В правовых формах отражаются связь государства и права,

обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе

права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные

органы и должностные лица работают, какие юридические действия они

совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций

государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-

правовых актов, без которых реализация других функций государства

практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без

кодифицированного социального законодательства, социального права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы

и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими

пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит

на органах управления (исполнительно-распорядительных органах),

возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению

разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой

исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты,

контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и

правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод

граждан и т. д., включает в себя принятие мер по предупреждению

правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической

ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций

государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и

децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-

властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной

формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-

подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая

деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с

юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия.

Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению

различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с

письмами и заявлениями граждан и т. п.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так,

выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и

принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор

экономических методов — прогнозирование, планирование, льготное

кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита

потребителей и др.

Глава 4. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА. ВОПРОС О ТИПОЛОГИИ

ГОСУДАРСТВА.

В

многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое

количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное

значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация,

отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить

их в группы на основе определенных критериев, называется типологией (см.

схемы в приложении № 2).

С точки зрения марксизма, под историческим типом государства

понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и

признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации,

к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо

существовавших и существующих государств на исторические типы служит

общественно-экономическая формация, т. е. исторический тип общества,

основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис

исторического типа общества.

Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-

экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной,

социалистической), четырем типам экономического базиса соответствуют четыре

типа государства — рабовладельческое, феодальное, буржуазное,

социалистическое,— каждое со своим набором признаков. Смена одного

исторического типа другим — процесс объективный, естественно-исторический,

реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий

тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем

предыдущий.

Марксистская типология государства, основанная на формационном

подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В

соответствии с ней все государства проходили жестко заданный путь от одного

исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была

куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех

государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них

наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например,

«профеодальное»).

Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно отказаться

от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Быть

может, плодотворными будут совершенствование и развитие формационного

подхода? К уже известным формациям сторонники такого подхода предлагают

добавить «восточное государство», «азиатский способ производства» и

«профеодализм». Пора по-новому подойти и к характеристике

«посткапиталистического» государства. Что это: новый тип государства или

переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут

по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство —

Китайская Народная Республика — продолжает строить социализм с китайской

спецификой.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации

государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на

демократические и недемократические. Такая классификация в определенных

познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит

самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств

на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек

становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках

правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются

от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим

«Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом

проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма

и законности.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и

доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества.

Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей

необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно

закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует

правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в

политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение

государственного и общественного строя.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия

граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы

государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и

гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит

обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое

значение. Главным критерием ее является политический, точнее,

государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности

не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные

особенности государств в рамках общепринятых типов.

Приведенная типология государств, в общем и целом, применима и к

праву.

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход

классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-

экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы

жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26

цивилизаций— египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую,

мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.[23]

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности

современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация

понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность

материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок

конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается

взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии,

причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что

такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о

ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов

производства и общественно-экономических формаций как ступеней

общественного развития.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен

заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо,

могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В

прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных

государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы

и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к

буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств

(например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно

буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у

третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного

из известных типов государств.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало

внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к

другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство

рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же

наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств,

отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут

существовать достаточно долго.

1. Восточное государство.

Д

о недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе

обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих

государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить

их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть

достаточно оснований[24].

Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.)

возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия.

Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих

странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных

систем. Такой характер сельскохозяйственного производства («азиатский

способ производства») требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо

отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы,

а, во-вторых, наличия сильной публичной власти.

Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по

сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной

собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от

государства.

Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа

являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения.

Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но

она не играла существенной роли в производстве. Такой характер

собственности во многом определял специфическую, «пирамидальную» структуру

общества: на верху пирамиды — монарх (царь, фараон и т. п.), ниже — его

приближенные, еще ниже — чиновники более низкого ранга. В основании

пирамиды—общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации

государства.

В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный

(патриархальный) характер, при котором рабы мало отличались от обычных

общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы,

которые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась

закрепленная религией кастовая организация общества.

В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой

дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции.

Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих

ранневосточных государствах веками ничего не изменялось.

Восточные государства выполняли несколько функций:

1. организации общественных работ (по созданию и эксплуатации

ирригационных сооружений);

2. финансовую— взимание податей;

3. военную — оборона своей территории или захват чужих территорий;

4. подавления сопротивления общинников и рабов.

Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновничий

строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску,

полиции и суду. Правда, в ранневосточных государствах длительное время не

существовало строгого разграничения компетенции между отдельными

ведомствами и чиновниками.

Организация государственной власти в странах древнего Востока чаще

всего принимала форму «восточной деспотии», при которой вся полнота не

ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю—наследственному

монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата.

2. Рабовладельческое государство.

Г

осударства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных

государств в результате появления частной собственности, имущественного

расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические

рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII—VI вв. до н.э.) и

в Риме (VI в. до н.э.).

Экономический базис рабовладельческого государства составляла

собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства,

но и на работников — рабов. Главные создатели материальных благ — рабы не

обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и

эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом

внеэкономическим принуждением.

Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы.

Помимо них существовали социальные прослойки — ремесленники, мелкие

земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались

рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные

противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного

сопротивления, то в форме открытых выступлений – восстаний (восстание рабов

в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в I в. до н. э. и др.).

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей

сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства

выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились: 1) охрана

частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации

рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих

свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения и

профилактики; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины

и порядка.

Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в

той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции

обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функцию

захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями.

Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного

аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в

осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также

выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были

унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем

Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления, и долгое время

несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной

монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух

видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших

органов государства участвовало все свободное население. Второй вид —

аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов

государственной власти принимали участие представители крупной военно-

земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое право Рима достигло

наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима,

развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования

соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие

правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного,

наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права,

основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху

и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство

вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное

государство.

3. Феодальное государство.

Н

а основе феодальных производственных отношений возникло много государств,

не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции,

Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И

сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность

феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян.

Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства.

Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с

тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники,

торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом

сочеталась с делением на сословия, т. е. на такие группы людей, которые

отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей.

На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как

князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не

имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными

были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле.

Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю

историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и

привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а)

децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и

установления сословно-представительной монархии; в) централизованной

абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство

функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями.

Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и

других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также

функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его

деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от

внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войско,

отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору

налогов, суды.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных

видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-

республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться

буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие

работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений

мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и

феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-

демократических революций. В результате последних возник новый тип

государства.

4. Буржуазное (капиталистическое) государство.

Э

тот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к

изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более

трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода,

равенство, братство». Установление буржуазной государственности по

сравнению с феодальной — огромный шаг вперёд по пути социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его

развития составляла капиталистическая частная собственность на средства

производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но

сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время

состояло из двух основных классов — буржуазии и рабочих, отношения между

которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития

капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной

конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается

в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция.

Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии

необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали

буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало

благоприятные условия для развития капиталистических общественных

отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом

монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и

углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в.— первая

половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения.

Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются,

монополизируются различные виды производства и распределения, возникают

мощные объединения — тресты, синдикаты, корпорации и т. п.; усиливается

эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от

производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии,

сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением

классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к

объединению рабочего класса, который стал носителем революционных

марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г.—исторически первая попытка

рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и

использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более

превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии,

которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это

приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские

режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных

государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во

внешней — функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта.

Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного

аппарата. Первые десятилетия XX в.— это годы первой мировой войны,

пролетарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические

кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо

встала жесткая альтернатива — или саморазрушение под натиском острых

противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий

(современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является

переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый

курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие

с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй

мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа

государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. До

30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в

государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность

акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, экономика

приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности

придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к

изменяющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре

общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими

слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют

«средний» класс — основной стабилизатор общественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более

демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из

потребностей всего общества — экономическая, социальная. Оно активно

вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения

государственных заказов, кредитования и т. п.

Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли

свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например,

получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории

на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным

капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый

характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи

государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных —

побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты,

но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.

5. Социалистическое государство.

И

деи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и

государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в

христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами,

содержались в былинах и сказаниях.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о

будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В. И.

Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые

годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское

государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой

буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит

трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство

диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых

эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в

трудящихся. Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента

своего возникновения уже не является собственно государством, а становится

отмирающим «полугосударством», которое затем будет заменено

коммунистическим общественным самоуправлением.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами

высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем

эксплуататорским государствам.

В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные

большими деформациями переходные к социалистическому типу. Сегодня

китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения

социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. (Марксизм-ленинизм

отводил строительству социализма и социалистического государства

непродолжительное время). Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм,

субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных

ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее, большой опыт

по строительству социалистической государственности должен быть глубоко

проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут

полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ибо идеи социализма и

благородны, и бессмертны.

Заключение.

Н

а основании вышеизложенного можно сделать заключение, что государство

возникло не сразу, а как результат эволюции человека и его мышления, на

основе влияния не только объективных, но и субъективных причин.

Появление государства было объективной закономерностью, следствием

всего предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения

человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его

производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и

средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного

расслоения членов племени, рода и т.д.

Однако все эти факторы не имели бы сейчас такого значения, если бы за

всей этой чередой исторических событий не последовал раскол общества на

антагонистические классы. Последние же были не просто большими группами

людей, занимающими самостоятельное место в системе общественного

производства. Главное заключалось в том, что, имея непримиримые в тех

условиях интересы, ведя между собой яростную борьбу, они тем самым

поставили под вопрос само существование цивилизации.

Поэтому появление государства (права) как эффективного средства

урегулирования классовых столкновений было своеобразным спасением

человечества. Ведь любые внутренние или внешние опасности наносят ущерб

обществу, ставят под угрозу человеческую жизнь, подрывают первооснову

государства - его целостность, т.е. определенное политическое,

экономическое, идеологическое, духовное, социальное географическое

суверенное состояние.

Карательный подход к решению социальных споров между классами общества

как универсальное средство их государственно-правового регулирования не мог

решить проблемы потому, что предмет спора был глубже возможностей

государства. Он носил не столько юридический характер, сколько социальный,

культурный, нравственный характер; постоянно воспроизводился следующими

поколениями, анализировался в различных научных теориях, отражался в

программах политических партий.

Общество должно было дорасти до иных методов решения своих проблем, и

в том числе между классами. Те же законодательные, исполнительные, судебные

органы, возникшие вместе с государством как часть его механизма, не могли

сразу быть средствами несилового решения социальных конфликтов. Пройдет

немало времени, прежде чем люди задумаются над принципами разделения

властей, независимости суда как главного арбитра разрешения общественных

противоречий и др. Изменится и отношение к праву, закону в жизни общества.

Признание первенства права разрушает любые личные, классовые принципы

регулирования социальных противоречий.

Список использованных источников:

1. Алексеев С. С. Государство и право. - М., 1993 г.

2. Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и

право. - 1993 г. - № 2.

3. Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки //

Государство и право. 1993г. - № 7.

4. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990 г.

5. Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СП б., 1910 г.

6. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М., 1908

г.

7. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общ.

ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора

В. С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999 г.

8. Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство

и развитие общества. - М.; Л., 1931 г.

9. Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. - М., 1908 г.

10. Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1. - СП б., 1904 г.

11. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1.

12. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39.

13. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе:

необходимость новых подходов // Советское государство и право. -

1990 г. - № 10.

14. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 22.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1.

16. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

17. Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе

// Государство и право. 1993 г. № 6.

18. Общая теория права и государства. Учеб. для юридических вузов / Под

ред. В. В. Лазарева. - М., 1994 г.

19. Социологический энциклопедический словарь/ Редактор-координатор –

академик РАН Г. В. Осипов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-

М, 1998 г.

20. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и

факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М.:

Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999 г.

21. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991 г.

22. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. –

М., 1996 г.

23. Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1911 г.

24. Энциклопедический юридический словарь/ Под общ. ред. В. Е. Крутских.

– 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999 г.

-----------------------

[1] См.: Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и

факультетов/ Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М.:

Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999 г., с. 115.

[2] См.: Социологический энциклопедический словарь/ Редактор-координатор –

академик РАН Г. В. Осипов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998

г., с. 58.

[3] См.: Энциклопедический юридический словарь/ Под общ. ред. В. Е.

Крутских. – 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999 г., с. 61.

[4] Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки //

Государство и право. 1993 г. № 7.,

с. 16.

[5] Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. -

1993 г. - № 2

[6] Цит. по: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3., с. 127.

[7] Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. -

1993 г. - № 2

[8] Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СП б., 1910 г., с. 47.

[9] Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство и

развитие общества. - М.; Л.,

1931 г., с. 86

[10] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1., с. 422.

[11] Алексеев С. С. Государство и право. - М , 1993 г., с. 12,13.

[12] Коркунов Н. М. Русское государственное право. - СП б., 1904 г. Т. 1.,

с. 27.

[13] Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М., 1908

г., с. 100-101.

[14] Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве. - М., 1911 г., с.

18.

[15] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1., с. 439.

[16] Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. - М., 1908 г., с. 3—4.

[17] Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990 г., с. 645.

[18] Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 3., с. 63.

[19] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 22., с. 200-201.

[20] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39., с. 73.

[21] Лившиц Р. З. Государство и право в современном обществе: необходимость

новых подходов // Советское государство и право. - 1990 г. - № 10

[22] Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе //

Государство и право. 1993 г. № 6., с. 100.

[23] Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991 г.

[24] Общая теория права и государства: Учеб. для юридических вузов / Под

ред. В. В. Лазарева. - М., 1994 г.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ