Понятие и сущность права
ограниченной правотворчсской деятельности этими негосударственными
институтами.
Означает ли факт издания или санкционирования государством системы
норм их полную зависимость от государства и подчинение государству?
Является ли право лишь средством в руках государства, одним из его
признаков, атрибутов или же оно выступает по отношению к нему как один из
относительно самостоятельных институтов?
В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три
группы различных мнений на этот счет, три значительно отличающихся друг от
друга суждения.
Суть первого из них состоит в том, как верно подмечает известный
российский правовед Г.Шершснсвич, что нормы права рассматриваются в виде
“требований государства”. Государство при этом, “являясь источником права,
очевидно, нс может быть само обусловлено правом. Государственная власть
оказывается над правом, а нс под правом”. Государство в свете такого
сужения рассматривается как явление первичное, а право – вторичное .
Смысл второй, противоположной точки зрения заключается в том, что
само государство и государственная власть должны носить правовой характер.
В основе государственной власти должен лежать “не факт, а право”.
Государство, хотя он и издаст правовые акты, “не может быть источником
права”, “потому что оно само вытекает из права”. Над государством находится
право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.
Наконец, третий подход к определению характера взаимоотношений
государства и права состоит в том, что не следует вообще заост- рять
внимание на данном вопросе. Спор о том, что логически предщр. ствуст
другому - государство или право, – пишет с связи с этим венгерский
государствовсд и правовед И.Сабо, “столь же бесплоден как и спор о том, что
исторически появилось раньше – государство или право”. С его точки зрения,
тезис, согласно которому “право – это просто лишь государственный приказ,
представляет собой такое же одностороннее упрощение”, как и суждение о том,
что государство является “слугой права” .
По мнению автора, государство и право “настолько соответствуют
друг другу, настолько едины”, что вопрос о том, что из них первично что –
вторично, “порожден не столько реальной действительностью (и в этом не
является вопросом факта), сколько специфически априорным подходом к
соотношению этих двух явлений. Этот априорный поцхот арактеризуется лиоо
подчеркиванием государственного волюнтаризма, либо выделением абстрактной
идеи права как самоцели” .
Вывод, к которому приходит автор, заключается в том, что “обе эти
.ранние точки зрения игнорируют действительные взаимосвязи”, что в
ействительности “государство и право находятся друг с другом в
эункциональном единстве: одно предполагает другое, одно является цементом
другого” .
И.Сабо и другие авторы, разделяющие подобные взгляды, несомненно
правы в том, что в теоретическом, а тем более – в практическом шане в
значительной мере бессмысленно вести спор о том, что из двух явлений –
государство или право – исторически первично, а что – вторично.
Однако они не правы, когда речь идет об установлении характера
эзаимоотношений государства и права. Это уже далеко не бессмыслен-дое
занятие – определить, в каком соотношении находятся государство и право
теоретически и практически. Важно установить, действует ли государственная
власть в рамках закона и является “законной властью” или же она нарушает ею
же самою установленные правовые требования и ставит себя таким образом в
положение “незаконной (нелегитимной) власти”.
Вопрос о “связанности” государства правом, о правовых пределах
деятельности государства всегда находил живой отклик у многих поколений
юристов и неизменно вызывал среди них горячие споры.
Признавая чрезвычайно важную роль государства в процессе соз- дания и
реализации норм права, многие юристы исходили и исходят тем не менее из
того, что государственная власть не есть “воля”, могущая делать, что угодно
и как угодно“, “опираясь на силу” и что “важнейшим служением общему благу
со стороны государственной власти... является служение праву” .
В частности, такой позиции наряду с российским профессором
Л.Петражицким, придерживается также известный юрист, основатель теории
“солидаризма” (“синдикалистского” государства) Леон Дюги.
“Вполне возможно доказать, - писал он, - что, помимо своего создания
государством, право имеет прочное основание, предшествует государству,
возвышается над последним и, как таковое, обязательно для него” .
Государство, доказывал Дюги, должно быть “подчинено норме права”, которая
находит “свое первое проявление в совести людей, более полное выражение в
обычае, в законе и свое осуществление в физическом принуждении государства,
которое таким образом оказы-нается ни чем иным, как силой, служащей праву”.
Идеи подчинения государства праву, его самоограничения, в том числе и
с помощью права, разделял также видный немецкий социолог и правовед Георг
Еллинек. Создавая теорию параллелизма, в соот- ветствии с которой
государство и право развиваются параллельно, “идут нога в ногу” и
отождествляя государственный порядок с правовым порядком, автор в то же
время исходил из того, что создаваемое государством право обязывает не
только подвластных индивидов, но и само государство .
Своеобразную позицию в вопросах соотношения государства и права
занимал Людвиг Гумплович. Последовательно отстаивая мнение о том, что с
высшей исторической точки зрения право и правопорядок являются для
государства лишь средством” для решения стоящих перед ним задач, он в то же
время считал, что “праву присуща тенденция - все больше и больше
эмансипироваться от своего творца, от государства, тенденция освобождаться
от его влияний и выступать против него в виде самостоятельной силы, в виде
правовой идеи”.
Если такие отрасли права, как административное право, пояснял автор,
“всецело находятся под влиянием государства”, то такие институты (“сферы”)
права, как право собственности, по мере развития общества, все меньше
становятся подверженными влиянию государст- ва, “существуют отдельно и
самостоятельно от него”.
Окончательный вывод, к которому приходит Гумплович заключается в
следующем: “Природа отношения права к государству основывается на том, что
государство силою своей определенной деятельности... создает все новые и
новые сферы нравственности, из которых вытекает право. Но это последнее
стремится к самостоятельности и не- зависимости от государства. И вот,
достигнув этого, данное стремление идет еще дальше. Оно направляется к
господствованию над государством. Право хочет стать выше государства. Право
не желает уже призна- вать своим творцом того, кому оно обязано своим
существованием. Напротив, оно само старается занять отцовское по отношению
к государству положение” .
Помимо вышеприведенных в качестве примеров, существуют и иные точки
зрения и суждения о характере взаимоотношений государ- ства и права. При
всей их сложности, пестроте и противоречивости подавляющее большинство из
них основывается на одном и том же исходном тезисе, согласно которому нормы
права обусловливаются пра-вотворческой деятельностью государства, издаются
им или санкционируются.
3. Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая
в свою очередь, согласно различным, существующим в отечественной и
зарубежной юридической науке концепциям, воплощает в себе волю класса,
правящей группы, народа, общества или нации.
Мировой опыт существования и функционирования государства и права
говорит о том, что в праве выражается прежде всего воля власт- вующих.
Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что она, опасаясь
социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую
вынуждена считаться с волей и интересами под властных.
Как соотносится воля тех и других? Как она отражается в государ
ственной воле и в праве? Эти и другие, им подобные вопросы издавна
находились в поле зрения государствоведов и правоведов. Один из наиболее
обстоятельных ответов на них дал еще в начале XX века Г.ф.Шершеневич. “Если
государственная власть есть основанная на силе воля властвующих, - писал
он, - то выдвигаемые ею нормы права должны прежде всего отражать интересы
самих властвующих. Те, в чьих руках власть, вводят поведение подвластных в
те нормы, которые наиболее отвечают интересам властвующих. Нормами права
поведение подвластных приспосабливается к интересам властвующих”. Чем уже
круг властвующих, делал вывод автор, “тем резче выступает противоположность
их интересов интересам остальной части государства. Чем шире круг,
например, в республике, тем сильнее затушевывается это значение права” .
Воля и интересы властвующих групп, слоев или классов, однако, не
являются безграничными. Их эгоизм, как справедливо подмечал Г.Шершеневич,
должен подсказывать им “благоразумие и умеренность в правовом творчестве”.
Помимо использования силовых средств, они могут охранять свои интересы
также с помощью права, “тесно сплетая” свои интересы с интересами
подвластных, “по возможности, не доводя последних до сознания
противоположности”.
4. Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих
общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность
выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права.
Она возникает вместе с нормой права. Вместе с нею развивается и
изменяется. И одновременно с отменой акта, содержащего нормы права,
прекращается.
Подчеркивая неразрывную связь нормы права и общеобязательности,
Г.Кельзен вполне резонно считал, что “норма права представляет собой
правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно
действовать в каком-то определенном направление, независимо от того, желает
ли оно вести себя таким образом или нет” .
Общеобязательность как специфическая черта и требование права
распространяется нс только на рядовых граждан, должностных лиц, различные
негосударственные органы и организации, но и на само государство,
Цивилизованное, правовое государство, если оно не на словах, а на деле
является таковым, непременно самоограничиваст, “связывает” само себя и все
свои органы общеобязательностью требований норм права, организует всю свою
деятельность строго в рамках требований закона и следует им до тех пор,
пока они вместе с содержащими их нормами в установленном порядке небудут
изменены или отменены.
Обязательность соблюдения правовых требований государством и его
органами, наряду со всеми иными субьектами права, нс подверга- лась
сомнению вицными юристами ни впрошлом, ни в настоящем.
Общепризнанным считается тезис, согласно которому право есть
обязательное правило поведения для всех. Оно “должно быть соблюда- емо и
самою властью его устанавливающею, пока оно нс будет заменено новым
правилом. Если же власть, установившая правило, не считает нужным его
соблюдать, а действует в каждом конкретном случае по своему усмотрению, то
право сменяется произволом” .
Возникающие при этом споры касаются чаще всего лишь степени и
характера “правоюго самоограничения” государства. Весь вопрос в том,
резюмирует М.Ориу, является ли такое самоограничение “актом или решением
субъективной воли государства, или же это есть результат объективной
государственной опганизадии”? Ответы на данный вопрос предлагаются самые
разноречивые: от утверждения о том, что государство добровольно
ограничивает само себя до заявления о том, что оно вынуждено это делать под
давлением со стороны “гражданского общества”.
5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения
требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное
принуждение. Государство не может безразлично относиться к актам,
издаваемым им или санкционируемым. Оно прилагает огромные усилия для их
реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко
используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно
должно применяться только уполномоченными на то организациями, действующими
строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с
предусмотренными законом процессуальными правилами.
Таковыми, в общих чертах являются основные признаки права
определяемые его сущностью и назначением.
Роль права в условиях формирования рыночных отношений в РФ.
Россия переживает весьма затянувшийся переходный период от тоталитарной
к демократической общественно-политической системе, формируются гражданское
общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства,
признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих
процессах является развитие права как важного условия для проведения
глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из
гарантий против возврата страны к прошлому.
Современное право закрепляет основные принципы демократии и организации
власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил
вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов,
составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе -
значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад.
Глубокое изучение права, таким образом, позволит "войти в политику" и
почувствовать дыхание истории.
Едва ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро
меняющимся законодательством в области права. Такие изменения можно
проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и
свободы человека в области социально-экономических и культурных
взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством
Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее
значение для жизни человека. Конституция РФ дает новые трактовки многих
прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы,
прежде всего экономические. В своей совокупности эта группа прав
обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной
сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. В
вопросах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на
свои силы. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от других людей,
интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает
необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и
социальной несправедливости, а также - дать ему силы для духовного развития
и проявления своих способностей.
Свобода хозяйственной деятельности - это свобода для каждого
заниматься жела- емым видом экономической деятельности, в желаемом месте и
в желаемое время. Ограничения (разрешение, запрещение) действуют только на
основе положений закона.
Профессиональная свобода - это свобода выбирать профессию и род
занятий ис- ходя из собственных наклонностей. Ограничения возможны только
на основе за- кона (например, ограничения и необходимость получения
разрешения исходя из принципа общественного блага).
Свобода договоров предусматривает право отдельных субъектов заключать
дого- воры в соответствии с собственной целью и по собственному желанию,
Для рыноч-ноорганизованного правового и экономического порядка это
означает, прежде всего, свободу заключать трудовые соглашения, договоры
подряда, покупки, най- ма аренды, займа и организации хозяйственного
товарищества.
Свобода договоров предусматривает право отдельных субъектов заключать
дого- воры в соответствии с собственной целью и по собственному желанию.
Для рыноч-ноорганизованного правового и экономического порядка это
означает, прежде всего, свободу заключать трудовые соглашения, договоры
подряда, покупки, най- ма, аренды, займа и организации хозяйственного
товарищества.
Свобода объединений является особым случаем свободы договоров. Она
прежде всего позволяет участникам экономической жизни создавать объединения
(коали- ции) для реализации своих интересов. Это имеет экономическое
значение прежде всего для работников по найму, которые могут объединяться в
профсоюзы, а так- же и для союзов работодателей. Эти объединения, кроме
того, могут от имени сво- их членов заключать коллективные договоры об
оплате и условиях труда (тариф- ные соглашения).
Свобода конкуренции является частным случаем свободы хозяйственной
деятель- ности. Она дает право каждому предпринимателю вступать в
конкуренцию с гими предпринимателями. Это означает, что предприниматель
должен иметь сво- бодный доступ на рынок, что он не может быть бойкотирован
и что он может так- же осуществлять свою экономическую деятельность вопреки
интересам других предпринимателей (иметь, например, более благоприятные
цены). Но принцип конкуренции предполагает также отбор участников рынка,
причем предпринима- тели, производительность которых не удовлетворяет
требованиям рынка, должны выбыть из борьбы.
По своему юридическому содержанию данные права не одинаковы. Некоторые
(например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными
правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное
обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание
которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи
(право на труд, право на жилище и др.) порождают для государства только
общую обязанность проводить политику содействия в их реализации. Различия в
юридическом содержании порождают различную степень массовости пользования
этими правами - те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое
жизненное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой
группы прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, т.е.
не зависят от гражданства их субъектов.
Право на экономическую деятельность.
Данное право предусматривает свободное использование человеком своих
способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности ( ст. 34 Конституции РФ ). В сочетании с
правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает
как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на
организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из
основ конституционного строя ( ст. 8 Конституции ).
Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в
установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ).
Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав,
обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую
деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может
создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в
договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться
собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать
предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть
на нее цены ( если пределы не регулируются законодательством ).
Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового
законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу
предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую
деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями,
открывать счета в банках.
Признание права на экономическую деятельность порождает для государства
определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права.
Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в
регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом
и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с
государственной собственностью. Всей своей экономической политикой
правительство правового государства содействует и помогает частному
бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств.
Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных
органов, подлежит возмещению.
В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство
запрещает определенные виды экономической деятельности ( производство
оружия, изготовление орденов и др. ) или обусловливает такую деятельность
специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и
импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения.
Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя
финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд
других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но
должны опираться на законодательную базу.
Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую
деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде
всего Гражданским кодексом Российской Федерации, первая часть которого
вступила в силу 1 января 1995 г. С этого времени утратили силу Закон о
собственности в РСФСР 1990 г., Закон о предприятиях и предпринимательской
деятельности 1990 г.[6] ( кроме ст.34 и 35, устанавливающих порядок
государственной регистрации ) и ряд других актов. Гражданское
законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого
законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан,
лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не
предусмотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный
основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в
общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами,
закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства
кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость
беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения
восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Субъектом права на экономическую деятельность ( она не означает
обязательно создание предприятий ) являются любые лица, не ограниченные
законом в своей правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в
момент его рождения и прекращается с его смертью. Согласно ст.18 ГК РФ в
содержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской и
любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица
самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами,
совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в
обязательствах и др. Естественно, что малолетние граждане могу осуществлять
свои права только через законных представителей ( родителей, опекунов ). В
полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать
обязанности и исполнять их ( гражданская дееспособность ) возникает с
наступлением совершеннолетия, т.е. с 18 лет.
Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую
деятельность. Президент РФ подписал 14 октября 1995 г. Федеральный закон
"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Целями
Закона являются "защита экономического суверенитета, обеспечение
экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития
национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и
обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировую
экономику ". В соответствии с законом правом осуществления внешнеторговой
деятельности обладают все российские лица, "за исключением случаев
предусмотренных законодательством РФ". Иностранные лица осуществляют
аналогичную деятельность с соблюдением законодательства России. Закон
устанавливает порядок ввоза и вывоза товаров, ограничения экспорта и
импорта, выдачи лицензий и пр.
Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономической
деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию.
Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной
борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна ) нечестными и
незаконными методами. Конституционный уровень запрета монополизации и
недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения
злоупотребления свободой предпринимательства тесно граничит с самой этой
свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность
этих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные
с доминирующим положением на рынке и нарушение этических правил
конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие
конкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляет
активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к
поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную
экономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьет
недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о
ценах ( для поддержания высоких цен ), разделе рынков, устранении с рынка
других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются и тогда, когда их
вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места
изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем
некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования
внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными
способами.
Подобного рода методы запрещены Законом РСФСР о конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта
1991 г.[7]. Запрещены также распространение предпринимателем ложных,
неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому
предпринимателю, изъятие товаров из обращения с целью создания или
поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту
условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету
договора, и ряд других действий.
Закон устанавливает, что признание положения доминирующим ( т.е.
монополии ) возможно, если доля товаров на рынке превышает 35% и существует
возможность ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не
только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти.
Средствами борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может
быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания
о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний -
налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно
обращаться в суд ( как общей юрисдикции, так и арбитражный ).
Для реализации положений Закона создан Государственный комитет
Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых
экономических структур, имеющий территориальные управления. Деятельность
этих органов носит квазисудебный характер, поскольку они принимают решения
о мерах воздействия в процессуальных формах, т.е. с предоставлением
определенных гарантий сторонам, соблюдением их прав и законных интересов.
Однако любые решения этих органов могут быть обжалованы в суд.
Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так
называемых естественных монополий, т.е. монополий, производящих товары,
удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в
отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и
товары которых имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их
другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам,
железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги
электрической и почтовой связи. Федеральным законом от 17 августа 1995 г.
предусмотрено регулирование деятельности этих естественных монополий через
специальные федеральные органы исполнительной власти.
Государство оказывает поддержку и так называемому малому
предпринимательству ( с числом занятых на предприятии до 100 человек ), о
чем принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает
создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку
внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство
призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки
малого предпринимательства.
Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы
принят Федеральный закон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает
предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести
потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а
также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц,
окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные интересы,
принципы гуманности и морали.
Законом не допускается недобросовестная, недостоверная, неэтичная,
заведомо ложная, скрытая реклама. Регламентируются особенности рекламы в
радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях, в кино- и
видеообслуживании, рекламы, помещаемой наружно и на транспортных средствах,
а также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь, табак, оружие и
др. ).
В случае установления факта нарушения законодательства нарушитель
обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным
антимонопольным органом, а также несет ответственность в других формах.
С одинаковым основанием можно рассматривать как категорию и
экономических прав, и личных прав право частной собственности.
Право частной собственности.
Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных
камней свободы личности, а также - одной из основ конституционного строя,
как это установлено ст.8 и 9 Конституции РФ.
Стремление обладать собственностью и иметь защищенное право на нее -
естественное стремление большинства людей. Собственность есть основа
подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне.
Великие философы прошлого ( Гегель, Кант и др. ) обосновали решающий вклад
частной собственности в формирование свободного гражданского общества.
Были, разумеется, и другие взгляды: "Собственность - это кража", - говорил
теоретик французского анархизма Прудон, "Грабь награбленное!", - вторил ему
В.И. Ленин. Но либеральные и социал-демократические учения все же пришли к
пониманию конструктивной роли частной собственности в развитии экономики,
нравственности и социальной справедливости.
Право частной собственности отвергалось нашим прежним тоталитарным
государством, поскольку официальная идеология, марксизм-ленинизм,
рассматривала его как источник всех несправедливостей и главный тормоз
развития производительных сил. Но на деле, в результате 70-летнего
соревнования и борьбы двух систем, стало очевидным, что все обстоит как раз
наоборот. Право частной собственности и свобода предпринимательства
обеспечили западному обществу экономический и социальный прогресс, а
социалистическая система, отрицавшая их, пришла к краху.
В своем понимании природы, роли и пределов частной собственности
западное общество значительно эволюционировало. Великая французская
революция провозгласила это право как "священное и неприкосновенное", но
теперь о его священном характере уже не говорят, хотя неотъемлемость и
неприкосновенность не отрицаются. Со временем западное общество осознало
необходимость усиления частной собственности, что потребовало ввести
определенные основания для ограничения этого права. Такие ограничения были
обусловлены потребностями государственного регулирования экономики,
развитием трудового и социального законодательства. Обществу стало
очевидным, что неограниченное право частной собственности ведет к
хозяйственному произволу на предприятиях, к социальному недовольству и
конфликтам, к несправедливому распределению материальных благ. Поэтому оно
способствовало утверждению сдерживающих этических ограничителей произвола и
подталкивало государство на принятие таких мер, которые сделали бы
собственниками большинство, а не узкий слой людей. Повсеместно была
признана возможность отчуждения собственности для общественных нужд (
"социализация" ), но разумеется, с соответствующим возмещением.
Таким образом, признание права частной собственности нельзя считать чем-
то незыблемым, это право требует детальной регламентации, его содержание
постоянно развивается. Причина этого в его теснейшей связи с экономическими
и социальными процессами развития общества. Однако при всем этом право
частной собственности сохраняет свое системообразующее значение и
охраняется государством.
Закрепление права частной собственности в Конституции РФ крайне важно
не только для утверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как
правовая база перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому
обществу. Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об
экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо
форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как и не
предусматривает и ограничений для других, в частности для личной
собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и
основанным на них законодательством. Государство приняло на себя
обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей
неприкосновенность. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь
имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как
единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35 ). Это право находится
под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая
законы субъектов Федерации, не могут менять его статус.
Содержание права частной собственности весьма широкое ( рассмотрим
только основные моменты данной категории ). Собственник вправе совершать в
отношении своего имущества любые действия, включая создание частных
предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность.
Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (
что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства ), если
его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают
прав и законных интересов других лиц.
Охрана права частной собственности осуществляется уголовным,
гражданским, административным и иным законодательством. Уголовный кодекс,
например, предусматривает ответственность за такие преступления против
собственности, как кража, мошенничество, присвоение, грабеж, разбой,
вымогательство и др. Гражданский кодекс РФ закрепляет основания
приобретения и прекращения права собственности, устанавливает, что в
собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество,
за исключением отдельных видов, которое в соответствии с законом не может
им принадлежать (ч.1 ст.213 ). С введением в действие нового Гражданского
кодекса утратил силу Закон РСФСР о собственности от 24 декабря 1990 г.,
ранее определявший комплекс вопросов, связанных также с частной
собственностью.
Право частной собственности, таким образом, является комплексным
институтом, регулируемым многими отраслями российского права.
Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права
частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего
имущества иначе, как по решению суда. Это , в частности, означает, что
государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и
даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда
вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых против
него закона или действий.
Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию
имущества, могут быть основанием для принудительного прекращения права
частной собственности. При чрезвычайных условиях ( стихийные бедствия,
эпидемии и др. ) может осуществляться изъятие собственности ( реквизиция )
по решению государственных органов ( ст.242 ГК РФ ), возможна конфискация в
административном порядке ( ст.243 ГК РФ ), но в любом случае предусмотрено
право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права
собственности. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суд
в соответствии со ст.46 Конституции РФ.
Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд
может быть произведено только при условии предварительного и равноценного
возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и
реприватизация без компенсации, которая принята в тоталитарном государстве.
Частная собственность может перейти в разряд государственной, а
государственная - в разряд частной (приватизация ), но только а
соответствии с законом и с возмещением, определяемым по договору или
рыночным ценам.
Гарантией права частной собственности является также право
наследования. Гражданский кодекс регулирует все тонкости перехода имущества
собственника после его смерти к наследникам по закону или по завещанию.
Наследственное право призвано гарантировать выполнение воли собственника в
отношении его имущества и в то же время обеспечивать справедливость,
особенно, когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или
малолетних родственников.
Гарантированное ст.9 Конституции юридическое равенство форм
собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и
одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не
противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом
имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством
каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов
хозяйственной деятельности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в
защите права социалистической собственности, в особенности государственной,
собственности согласно ч.2 ст.8 Конституции права собственности всех
субъектов ( носителей ) этого права защищаются абсолютно одинаково, на
основании одних и тех же норм материального права.
Отдельно закреплено а Конституции РФ право частной собственности на
землю (ст.35 ). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство
Российской Федерации, а также их объединениям.
Конституция фиксирует право государственной собственности на землю. Это
особенно важно при применении законодательства о федеральных землях и
землях, являющихся собственностью субъектов Федерации. Их правовое
положение уже частично урегулировано такими правовыми актами, как Указ
Президента о федеральных фондах природных ресурсов[8], который должен быть
затем принят в виде закона.
В особую категорию выделяются природные ресурсы, являющиеся
собственностью муниципальных органов, которые вправе сами распоряжаться
ими, использовать их, передавать в собственность , пользование и аренду
другим субъектам. При этом субъекты права собственности на природные
ресурсы могут выступать как сам орган управления, так и от его имени
граждане и юридические лица, в чье владение, пользование или аренду передан
природный ресурс.
В истории экономических и правовых учений право частной собственности
на землю не раз вызывало серьезные дискуссии. Многие философы, писатели (
Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др. ) полагали, что земля должна принадлежать
всем или только тем, кто ее обрабатывает. Но экономические законы властно
требовали введение земли в гражданский оборот и в конце концов утвердили в
развитых странах такие принципы регулирования частной собственности на
землю, которые обеспечивают равновесие интересов отдельного человека и
всего общества.
В отличие от прежней Конституции, где упоминание о природных ресурсах
не связывалось с иными формами собственности, кроме государственной,
действующая Конституция допускает возможность частной, государственной,
муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные
ресурсы.
В противовес этому коммунистические режимы стремились доказывать
преимущество организации сельского хозяйства без частной собственности на
землю. Но это привело сельское хозяйство к отставанию и сделало
землепользование крайне нерациональным. Крестьяне перестали чувствовать
себя хозяевами земли, колхозы и совхозы приходили в упадок, громадные
участки земли не осваивались.
Признание этого права - непременное условие демократической рыночной
экономики, именно поэтому оно встречало и поныне встречает сопротивление
политических сил, стремящихся сохранить свою опору в старой системе
землепользования и сельского хозяйства. С этим связано возникновение в
России уникальной ситуации, которая состоит в том, что , несмотря на прямое
указание Конституции, в ряде субъектов Федерации право частной
собственности на землю отвергается. Однако такого рода нормативные акты
должны быть признаны недействительными.
Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение
землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и
законных интересов иных лиц. Есть, следовательно, только два
конституционных ограничения права частной собственности на землю, при
соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях. Но эта
свобода весьма относительна, ибо в этой же статье Конституции говориться,
что условия и порядок пользования землей определяются на основе
федерального закона ( ч.3 ст.35 ).
Однако реформа земельного законодательства еще не завершена, принятие
нового Земельного кодекса затягивается. Поэтому как владение, так и
распоряжение землей регулируются многими актами временного значения. Так,
Указ Президента Российской Федерации об усилении государственного контроля
за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы от 16
декабря 1993 г. требует, чтобы владения земельным участком под угрозой
штрафа сопровождалось его рациональным использованием. Другой акт
аналогичной юридической силы - Указ Президента РФ о регулировании земельных
отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г.[9]
представляет гражданам право продавать, передавать по наследству, дарить,
сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в
качестве взносов в уставные фонды ( капиталы ) акционерных обществ,
товариществ, кооперативов. В то же время при продаже земельных участков,
используемых в сельском хозяйстве, необходимо получить разрешение органа
исполнительной власти субъекта Федерации.
Наряду с указанными, действует много других нормативных актов,
регламентирующих право частной собственности на землю - как отдельных
граждан, так и их объединений, в отношении земли как в сельской местности,
так и в городах.
Следующая категория - это трудовые права и свободы. Эта группа прав и
свобод ( ст.37 Конституции РФ ) включает:
. свободу труда;
. право на труд и на защиту от безработицы;
. право на забастовку;
. право на отдых;
Итак:
Трудовые права и свободы.
Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в
большинстве конституции мира, важны для лиц наемного труда, которые
составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются
на значительное число находящихся в России иммигрантов, т.е. лиц, не
имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека
от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и
интересы.
Рыночная экономика существенно меняет правовое положение работников.
При административно-командной экономике они были на словах полноправными,
но отсутствие реального собственника создавало безразличное отношение к
излишествам рабочей силы на предприятиях, низкой производительности труда и
трудовой дисциплины. Как результат - низкая оплата труда, уравниловка,
незаинтересованность работников в результатах труда при "полной занятости"
и "неуклонном росте благосостояния трудящихся". Но жизненный уровень,
организация труда все более и более отставали от общемировых стандартов,
широковещательные права и свободы часто отстаивались на бумаге.
Частный собственник организует работу своего предприятия по другому. Он
стремиться сократить ненужный персонал, заставить работников трудиться
интенсивно, но и оплачивать труд по достоинству. Однако его хозяйская
власть, вытекающая из права частной собственности, объективно способна
творить произвол и приносить интересы людей в жертву прибыли. Экономически
общество в этом заинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том,
чтобы учитывался человеческий фактор, забвение которого способно привести к
крупным социальным потрясениям ( революции, трудовым конфликтам, массовому
недовольству ). Защите интересов человека на производстве служат трудовое и
социальное законодательство, а также признаваемые государством договорные
формы регулирования трудовых отношений ( коллективные договоры и
соглашения, индивидуальные трудовые договоры и контракты ).
Свобода труда провозглашена в ч.1 ст.37 в соответствии со ст.23
Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной
мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.
Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого
свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род
деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать,
не может быть и речи о привлечении к административной ответственности за
так называемое "тунеядство", бродяжничество ( бомжи ) и т.д.
Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет.
Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с
нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода
труда реализует через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии
предпринимательской деятельностью и т.д.
Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Запрет
принудительного труда, предусмотренный ст.8 Международного пакта о
гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только
откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и
любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых
условиях или под угрозой какого-либо наказания.
Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение
обязанностей, вытекающих из военной службы, в условиях чрезвычайного
положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией
Международной организации труда №29 (1930 г.),а также Кодексом законов о
труде РФ ( ст.2 ).
25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете
принудительного труда (ст.2), а из числа мер дисциплинарного взыскания
исключено такое наказание, как перевод на нижеоплачиваемую работу или
смещение на низшую должность.
Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем
желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать
такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя,
поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на
работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный
работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а
именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а
вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации
и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты
труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью
работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это
материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.
Соответствующие нормы предусмотрены Правилами возмещения работодателями
вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо
иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых
обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской
Федерации 24 декабря 1992 г. ( с изменениями и дополнениями, внесенными
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. ). Действуют также Основы
законодательства Российской Федерации об охране труда, принятые 6 августа
1993 г., и ряд других нормативных актов.
Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о
минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение
за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (
коллективному или индивидуальному ) размер оплаты может быть больше, что и
осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы
или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для
учреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании.
Многочисленные статьи КЗоТ и других актов развивают и детально
регламентируют указанные конституционные положения. Трудовое
законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты
труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности,
отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77). В
регулировании трудовых отношений на основе социального партнерства на
двухсторонней основе (между работодателями и работниками ) и трехсторонней
основе ( т.е. еще и с участием государственных органов ) важную роль играет
Закон о коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992 г. ( с
изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября
1995 г. ).
Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства
проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной
занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в
трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от
необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить
гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего
заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется
возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых
общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным
переездом в другую местность. Эти нормы предусмотрены Законом о занятости
населения а Российской Федерации от 19 апреля 1991 г.[10] с изменениями и
дополнениями, внесенными Законом от 15 июля 1992 г. Для реализации целей
Закона создана Федеральная служба занятости России, имеющая отделения во
всех субъектах Федерации, городах и районах страны.
Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и
коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным
законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы
работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их
экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании
работников разорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет
забастовки рассматривается как форма принудительного труда. В соответствии
с Конституцией РФ, а также с Международным пактом об экономических,
социальных и культурных правах право на забастовку реализуется в
соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде
отраслей хозяйства ( транспорт, общественное обслуживание и др. ). Однако
этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто по
смыслу ч.3 ст.55 может нанести вред здоровью других лиц, безопасности
государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях может только
суд.
Действующим законом запрещены также некоторые виды забастовок.
Коллективный трудовой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде
чем объявить ее, требуется использовать примирительные процедуры,
предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешения коллективных
трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях существуют также
комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.
Но любая система разрешения споров предусматривает возможность для
недовольной стороны обратиться в суд.
Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по
трудовому договору (т.е. лиц наемного труда ), Конституция гарантирует
установление федеральным законом продолжительности рабочего времени,
выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска ( ежегодный
отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы (
должности ) и средней заработной платы продолжительностью не менее 24
рабочих дней ).
Действующий КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего
времени 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с учетом
условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов
устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени без
уменьшения заработной платы. Законом установлены все предусмотренные
Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят
и более высокие стандарты.
Заключение.
В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная
грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать
всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано
обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако
для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не
сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными
противоречиями и в конце концов погибнет.
Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав,
поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой
статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей
юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной
экономикой механизм распределения благ находиться не только в руках
государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно
оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск
о реализации такого права только на основе его конституционного
закрепления. Причина, на мой взгляд, достаточно ясна: отсутствует
конкретный ответчик, так как данное право не порождает ни для каких лиц
каких - либо прямых обязанностей. Получается, что экономические, социальные
и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько
стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. США,
например, официально поддерживает позиции, согласно которой рассматриваемые
права являются пожеланиями, а не обязанностью.
Такой подход проявился при принятии в ООН Международных пактов о правах
человека. Если положения Пакта о гражданских правах подлежат применению
немедленно и без оговорок, то Пакт об экономических, социальных и
культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах
имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное
осуществление признаваемых в Пакте прав" ( ч.1 ст.2 ). Следовательно,
реализации прав ставиться в зависимость от материальных возможностей
государства и к тому же обеспечивается постепенно. Сохраняются различия в
механизме имплементации этой группы прав по сравнению с гражданскими и
политическими правами - Комитет по правам человека обладает большими
возможностями контроля за обеспечением гражданских и политических прав, чем
Комитет по второй группе прав.
В своем развитии многие нормы конституционного права достигли
действительно большого прогресса при формировании истинно демократического
государства. Это не значит, что конституционный строй России "списан" с
западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за
столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории,
но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из
мирового сообщества.
Список литературы
1. Права человека. Основные международные документы: Сборник. Москва,
Издательство " Международные отношения ", 1994 г.
2. Конституция Российской Федерации. Москва, Издательство " Юридическая
литература ", 1993 г.
3. Государственное право Российской Федерации: Курс лекций. Под
редакцией академика О.Е. Кутафина. Москва, 1993 г.
4. Емельянов С.А. Право: Определение понятия. - М., 1992.
5. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 1992.
6. Лифшиц А.С. Краткий курс по энциклопедии права. По произведениям
проф. Л.И. Петражицкого. - СПб., 1908.
7. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. -
М., 1996.
8. Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть. // Советское
государство и право. 1990. № 2.
9. Ведякин В.М. Правовое регулирование рыночных отношений. - Самара,
1992
10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995. С. 100.
-----------------------
[1] Цит. по: Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995. С.
100.
[2] Спиридонов Л.И. Указ. соч. С. 100.
[3] Следует отметить, что обе эти тенденции зародились еще в первой стране
классического права - в Древнем Риме.
[4] См.: Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание // Советское
государство и право. 1990. № 2. С. 24.
[5] Цит. по: Мушинский В.О. Указ. соч., с. 24.
[6] ВВС. 1990. №30. Ст. 416; Ст. 418; САПП. 1991. №6. Ст. 92.
[7] ВВС. 1991. №16. Ст. 499.
[8] САПП. 1993. №51. Ст. 4932.
[9] САПП. 1993. №44. Ст. 4191.
[10] ВВС. 1991. №18. Ст. 565; №34. Ст. 1974.
Страницы: 1, 2
|