Основы конституционного права Украины
самоуправления.
В своей основе эта система регулируется нормами конституционного
права, но не сводится лишь к конституционным правоотношениям. Она
регулируется и неправовыми нормами — корпоративными, моральными и др.
Понятие «избирательная система» употребляется также и в ином значении
как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в
зависимости от результатов голосования. Основными избирательными системами
в этом смысле являются мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
Мажоритарная избирательная система (от французского majore —
большинство) предусматривает голосование за персонального кандидата.
Побеждает тот, кто получит более 50% голосов избирателей (мажоритарная
система абсолютного большинства), или тот, кто наберет голосов больше, чем
каждый из его конкурентов в отдельности (мажоритарная система
относительного большинства).
Пропорциональная (от лат. prorportio – соотношение, определенная
часть) избирательная система предусматривает выборы депутатов по партийным
спискам в многомандатных округах. Избиратели голосуют за список той или
иной партии. Но для прохождения партии в парламент устанавливается
процентный барьер голосов избирателей —3—5%.
Смешанная система предусматривает совмещение мажоритарной и
пропорциональной систем.
В Украине смешанная система выборов. Она предусмотрена Законом «О
выборах народных депутатов Украины» от 24 сентября 1997г. с последующими
изменениями и дополнениями.
Депутаты избираются гражданами Украины на основе всеобщего, равного,
прямого избирательного права путем тайного голосования по смешанной
(мажоритарно-пропорциональной) системе. Избирательный процесс
осуществляется на началах свободного, равного выдвижения кандидатов в
депутаты, гласности и открытости, равных возможностей для всех кандидатов.
Участие граждан Украины в выборах является добровольным. Считается,
что избиратели, не принявшие участие в голосовании, поддерживают
волеизъявление избирателей, принявших участие в голосовании.
Всего избирается 450 депутатов. Из них 225 по одномандатным округам и
225 по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных
блоков партий по многомандатному избирательному округу на основе
пропорционального представительства.
Одномандатные округа образуются Центральной избирательной комиссией с
приблизительно равным числом избирателей в каждом избирательном округе.
Территорией многомандатного избирательного округа является территория
Украины, а его центром — город Киев. Избирателями этого округа являются все
граждане Украины, имеющие избирательное право.
Избирательное право — это система правовых норм, регулирующих
общественные отношения, связанные с выборами органов государственной власти
и местного самоуправления.
Избирательное право—один из институтов конституционного права.
Источниками избирательного права Украины, закрепляющими порядок
организации и проведения выборов в Украине являются Конституция, Закон
Украины «О выборах народных депутатов Украины», Закон Украины «О выборах
Президента Украины», Закон Украины «О выборах депутатов и председателей
сельских, поселковых, районных, городских, районных в городах, областных
Советов»*.
Понятие «избирательное право» также может использоваться в другом
значении (в субъективном смысле) как субъективное право гражданина избирать
(активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное
право) в государственные органы и органы местного самоуправления. Активное
избирательное право возникает с 18 лет (ст. 70), а пассивное — с 21 года
(ст. 76).
При этом выделяется активное избирательное право— право избирать, т.
е. участвовать в выборах; и пассивное избирательное право— право быть
избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Основой избирательного права Украины являются демократические принципы
всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины» предусмотрены
рад этапов организации и проведения выборов:
— выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты;
— предвыборная агитация;
—голосование;
— подсчет голосов и определение результатов выборов.
Каждый избиратель получает два бюллетеня: один для голосования по
выборам в одномандатном и второй для голосования по выборам в
многомандатном общегосударственном избирательных округах.
В бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу
вносятся в алфавитном порядке все зарегистрированные в этом округе
кандидаты в депутаты с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения,
должности (занятия), места работы и жительства, партийности.
В бюллетень для голосования по многомандатному общегосударственному
избирательному округу вносятся названия политических партий, избирательных
блоков партий в порядке, определенном жеребьевкой, которую проводит
центральная избирательная комиссия после регистрации списков кандидатов в
депутаты от политических партий, избирательных блоков партий с обязательным
перечнем политических партий, образовавших избирательный блок, а также с
указанием фамилии с инициалами первых пяти кандидатов из внесенного каждой
политической партией, избирательным блоком партий списка кандидатов в
депутаты.
Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат в
депутаты, получивший большинство голосов избирателей, принявших участие в
голосовании, относительно других кандидатов, баллотировавшихся в данном
избирательном округе.
Право быть избранным по многомандатному общегосударственному
избирательному округу получают кандидаты в депутаты от политических партий,
избирательных блоков партий, преодолевших 4 % барьер голосов избирателей.
Депутатские мандаты между ними распределяются пропорционально числу
полученных ими голосов.
Списки кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных
блоков партий, получивших менее 4% голосов избирателей, принявших участие в
голосовании, не получают право на участие в распределении депутатских
мандатов.
Депутатом местного совета может быть избран гражданин Украины, который
на день выборов достиг 18 лет, имеет избирательные права и постоянно
проживает или работает на территории соответствующего совета
Народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, достигший на
день выборов 21 года, имеющий право голоса и проживающий в Украине в
течение последних пяти лет
Прямые или косвенные льготы или ограничения избирательных прав граждан
Украины в зависимости от происхождения, социального и имущественного
положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка,
отношения к религии, политических убеждений, рода и характера занятий, не
предусмотренные действующим законодательством, запрещены.
Не имеют права голоса граждане, признанные судом недееспособными.
Осуществление избирательного права приостанавливается на
соответствующий период для лиц, содержащихся по приговору суда в местах
лишения свободы, а также лиц, находящихся по решению суда в местах
принудительного лечения.
Принцип равного избирательного права означает, что каждый избиратель в
Украине имеет, на выборах Президента Украины и на выборах народных
депутатов Украины один голос. Во время выборов депутатов и председателей
местных Советов избиратель имеет один голос по выборам депутатов
соответствующих местных советов и один голос на выборах председателя
соответствующего совета.
Все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, т. е. голос
каждого избирателя равен голосу любого другого избирателя и ни один
избиратель не имеет никаких преимуществ перед другими избирателями.
Наличие у каждого избирателя только одного голоса обеспечивается тем,
что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей;
он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется
предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке
избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.
Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается тем, что
избирательные округа по каждым выборам образуются с примерно равным числом
избирателей. Таким образом, голос избирателя в одном избирательном округе
равен голосу избирателя в любом другом избирательном округе.
Принцип прямого избирательного права выражается в том, что Президент,
народные депутаты и председатели местных советов избираются гражданами
непосредственно, а не нижестоящими представительными органами или
специальными выборщиками, т. е. избиратель самостоятельно выражает свою
волю, лично подает свой голос за того, кому он доверяет представительство
своих интересов.
Принцип тайного голосования состоит в том, что контроль за
волеизъявлением голосующих не допускается. Тайное голосование
обеспечивается рядом гарантий: избиратель лично заполняет избирательный
бюллетень, оставляя в нем фамилию того кандидата, за которого он голосует
Заполненный бюллетень избиратель лично опускает в избирательную урну, не
проставляя свою фамилию В помещении для выборов отводятся специальные
комнаты или оборудуются отдельные кабины для заполнения избирательных
бюллетеней, в которых запрещается присутствие кого-либо, кроме голосующего,
причем избирательные урны устанавливаются таким образом, чтобы голосующие
при подходе к ним обязательно проходили через кабины для тайного
голосования.
Выборы народных депутатов Украины проводятся в последнее воскресенье
марта четвертого года полномочий Верховной Рады Украины. (Очередные выборы
в Верховную Раду Украины будут проведены в марте 1998 г.).
Внеочередные выборы в Верховную Раду Украины назначаются Президентом
Украины и проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения
о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины.
Проведение выборов народных депутатов Украины организуют избирательные
комиссии: Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов
Украины; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные
комиссии.
Выборы проводятся по 450 одномандатным избирательным округам на основе
абсолютного большинства, т. е. от каждого избирательного округа избирается
только один депутат и только в том случае, если он получит абсолютное
большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирательные округа
делятся на избирательные участки с числом от 20 до 3000 избирателей. По
каждому избирательному участку составляются списки избирателей, в которые
включаются все граждане Украины, достигшие ко дню выборов или в день
выборов 18 лет, проживающие на момент составления списка на территории
данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании
Избиратель может быть включен в список избирателей лишь на одном
избирательном участке
Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит гражданам Украины,
имеющим право голоса. Это право реализуется как непосредственно, так и
через политические партии и их избирательные блоки, зарегистрированные в
соответствии с законодательством, и трудовые коллективы
Выдвижение кандидатов в народные депутаты Украины проводится в два
этапа. На первом выдвигается претендент на кандидаты- в депутаты, на
втором — непосредственно кандидат в депутаты.
Партии, их избирательные блоки, участвующие в избирательной кампании,
после их регистрации Центральной избирательной комиссией имеют право
выдвинуть лишь по одному кандидату в депутаты по каждому избирательному
округу через свои региональные отделения (ячейки)
При выдвижении претендента на кандидата в депутаты избирателями
необходимо, чтобы не менее десяти избирателей, проживающих в пределах
избирательного округа, по которому выдвигается кандидат, подписали
заявление об этом с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения,
серии и номера паспорта, домашнего адреса.
При выдвижении претендента на кандидата в депутаты трудовым
коллективом заявление от имени коллектива подписывается лицом,
уполномоченным на то собранием или конференцией, выдвинувшими претендента.
На втором этапе претендент на кандидата в депутаты, выдвинутый
избирателями, партией (избирательным блоком), трудовым коллективом, может
быть зарегистрирован как кандидат в депутаты, если его поддержат своими
подписями не менее 300 избирателей данного избирательного округа. Один
избиратель вправе подписаться в поддержку только одного претендента на
кандидата в депутаты по своему избирательному округу. » Списки избирателей,
поддерживающих претендента на кандидата в депутаты, представляются в
окружную избирательную комиссию не позднее чем за 45 дней до выборов-
Регистрацию кандидата в депутаты осуществляет соответствующая окружная
избирательная комиссия .не позднее чем на пятый день после представления
всех необходимых для регистрации документов и внесения денежного залога в
размере пяти минимальных заработных плат, который возвращается внесшему его
лицу в случае, если кандидат получит на выборах не менее пяти процентов
голосов избирателей, принявших участие в выборах. Одно и то же лицо не
может быть зарегистрировано более чем в одном избирательном округе.
Все зарегистрированные кандидаты в депутаты с указанием фамилии,
имени, отчества, года рождения, партийности, должности (занятия),
включаются в алфавитном порядке в избирательный бюллетень.
С момента регистрации кандидат в депутаты имеет право проводить
предвыборную кампанию. Для ведения предвыборной кампании законом
установлены определенные гарантии деятельности кандидатов: равное право
участвовать и выступать на предвыборных собраниях, митингах, совещаниях,
заседаниях, в печати, по телевидению, радио; возможность излагать программу
своей будущей деятельности; возможность иметь доверенных лиц, которые
помогают в проведении избирательной кампании; освобождение кандидатов от
производственных или служебных обязанностей для участия в предвыборных
мероприятиях; право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского
транспорта (кроме такси) в пределах соответствующего избирательного округа;
неприкосновенность кандидата, которая выражается в том, что кандидат не
может быть привлечен, к уголовной. ответственности, арестован, либо
подвергнут мерах административного взыскания, налагаемым в судебном
порядке, без согласия Центральной избирательной комиссии.
Голосование проводится в день выборов с 7 до 20 часов. Для выборов
депутатов каждому избирателю выдается бюллетень для голосования.
Избирательные бюллетени выдаются участковой избирательной комиссией на
основании списка избирателей избирательного участка по предъявлении
избирателем паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. О
получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается в списке
избирателей. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не
допускается. Избирательный бюллетень заполняется голосующим в кабине или
комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается
присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Голосующий может
оставить в бюллетене фамилию лишь одного кандидата или не оставлять ни
одной, вычеркивая в бюллетене для голосования фамилии тех кандидатов,
против которых он голосует.
После окончания голосования участковой избирательной комиссией на
основании списка избирателей устанавливается общее число избирателей,
принявших участие в голосовании и производится подсчет голосов отдельно по
каждому кандидату в депутаты.
Установление результатов выборов по избирательному округу производится
соответствующей окружной избирательной комиссией.
Избранным считается кандидат, получивший на выборах больше половины
голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25% от
числа избирателей, внесенных в списки избирателей данного округа.
Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее
50% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей данного округа, а
также в связи с выбытием всех зарегистрированных по округу кандидатов.
Окружная избирательная комиссия может признать выборы
недействительными, если в ходе их проведения или при подсчете голосов имели
место нарушения Закона, существенно повлиявшие на результаты голосования.
Если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и
ни один из них не был избран, окружная избирательная комиссия назначает
повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число
голосов, не считая тех кандидатов, которые перед повторным голосованием
выбыли из баллотирования. Повторное голосование в избирательном округе
проводится не позднее двухнедельного срока после общих выборов.
Президент Украины избирается на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет.
Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший
тридцати пяти лет, имеющий право голоса, проживающий в Украине в течение
десяти последних перед днем выборов лет и владеющий государственным языком.
Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков
подряд.
Очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье
октября пятого года полномочий Президента Украины. (Очередные выборы
Президента Украины будут проведены в последнее воскресенье октября 1999
г.).
В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины выборы
Президента Украины проводятся в период девяноста дней со дня прекращения
полномочий (ст. 103 Конституции) Назначение досрочных выборов Президента
Украины осуществляется на основе решения Верховной Рады Украины (ст. 85
Конституции).
Избирательный процесс осуществляется на началах: свободного и
равноправного выдвижения кандидатов в Президенты Украины; гласности и
открытости; равенства возможностей для всех кандидатов в проведении
избирательной кампании; непредвзятости к кандидатам со стороны
государственных органов, учреждений и организаций, органов местного
самоуправления; свободы агитации.
Проведение выборов Президента Украины организуют избирательные
комиссии: Центральная избирательная комиссия по выборам Президента Украины
(ее полномочия возложены на Центральную избирательную комиссию по выборам
народных депутатов Украины; окружные избирательные комиссии; участковые
избирательные комиссии).
Для проведения выборов Президента Украины Центральная избирательная
комиссия образует 27 избирательных округов (по одному в Автономной
Республике Крым, областях Украины, городах Киеве и "Севастополе).
Для проведения голосования и подсчета голосов избирательные округа
делятся на избирательные участки с числом от 20 до 3000 избирателей. По
каждому избирательному округу составляются списки избирателей, в которые
включаются все граждане Украины, достигшие ко дню выборов или в день
выборов 18 лет, проживающие на момент составления списка на территории
данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании.
Избиратель может быть включен в список избирателей лишь на одном
избирательном участке.
Право выдвижения кандидатов в Президенты Украины принадлежит гражданам
Украины, имеющим право голоса. Это право реализуется через политические
партии и их избирательные блоки, зарегистрированные в соответствии с
законодательством, а также собрания избирателей.
Выдвижение кандидатов в Президенты Украины проводится в два этапа. На
первом этапе выдвигается претендент на кандидаты в Президенты . Украины, а
на втором определяется кандидат в Президенты Украины.
Партии (избирательные блоки), насчитывающие не менее 1000 членов,
имеют право выдвинуть кандидата в Президенты Украины после их регистрации
Центральной избирательной комиссией в качестве участвующих в выборах
Президента Украины.
Претендент выдвигается партией на съезде, конференции или ином форуме,
являющимся высшим уставным руководящим органом партии. Порядок проведения
съезда (конференции, общего собрания и т. п.) партии определяется ее
уставом.
Съезд (конференция) правомочен решать вопрос выдвижения претендента,
если на нем присутствуют более 2/3 избранных делегатов, но не менее 200
лиц.
Собрание избирателей имеет право выдвинуть кандидата в Президенты
Украины, если в нем участвуют не менее 500 граждан Украины, имеющих право
голоса. Собрания избирателей могут проводиться по месту жительства или на
предприятиях, в учреждениях, организациях. Одно и то же лицо не может быть
участником более одного собрания избирателей по выдвижению претендента.
Каждый участник собрания может предложить для обсуждения любую кандидатуру,
в том числе и свою. Выдвинутым собранием избирателей в качестве претендента
считается лицо, за которое проголосовали не менее 2/3 участников собрания.
Претендент может быть зарегистрирован в качестве кандидата в
Президенты, если его кандидатуру поддержат своими подписями не менее 100000
граждан Украины, имеющих право голоса, в том числе не менее 1500 граждан в
каждом из 2/3 общего числа избирательных округов. Регистрация кандидатов в
Президенты осуществляется Центральной избирательной комиссией не позднее
чем на пятый день после представления всех необходимых документов
Лицо, получившее удостоверение о регистрации его в качестве кандидата
в Президенты Украины, имеет право вести предвыборную агитацию.
Время и место, организация и порядок голосования, подсчет голосов на
избирательном участке по выборам Президента Украины определяются в
соответствии с Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины»
Выборы признаются несостоявшимися, если в выборах приняло участие 50 и
менее процентов избирателей, внесенных в списки избирателей, а также в
связи с выбытием всех зарегистрированных кандидатов в Президенты Украины.
Установление результатов выборов Президента Украины производится
Центральной избирательной комиссией Избранным -Президентом Украины
считается кандидат, получивший на выборах более половины голосов
избирателей, принявших участие в голосовании,
Выборы Президента Украины могут быть признаны недействительными, если
в ходе выборов или при подсчете голосов имели место нарушения, существенно
повлиявшие на итоги голосования.
Если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов в
Президенты Украины и ни один из них не был избран, Центральная
избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам
Президента Украины по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов,
не считая тех кандидатов, которые после первого голосования сняли свои
кандидатуры Если в результате снятия кандидатур остался один кандидат в
Президенты Украины, повторное голосование проводится по этой кандидатуре.
Повторное голосование проводится не позднее чем в двухнедельный срок после
выборов Президента Украины. Избранным Президентом Украины считается
кандидат, который в результате повторного голосования получил большее, чем
другой кандидат, число голосов, поданных за него, превышает число голосов,
поданных против него. Если повторное голосование проводилось лишь по одной
кандидатуре, кандидат считается избранным Президентом Украины, если он
получил большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании
Если на выборах Президента Украины баллотировалось не более двух
кандидатов в Президенты Украины и ни один из них не был избран, а также в
случае признания выборов Президента Украины несостоявшимися или
недействительными, или если повторное голосование не позволило определить
кандидата, избранного Президентом Украины, Центральная избирательная
комиссия не позднее чем на десятый день после установления результатов
выборов вносит в Верховную Раду Украины представление о назначении выборов
с повторным выдвижением кандидатов в Президенты Украины.
Верховная Рада Украины не позднее чем в двухмесячный срок после дня
выборов принимает решение о проведении повторных выборов Президента Украины
Нормативной основой выборов депутатов и председателей местных советов
являются Конституция (ст 141) и Закон Украины от 24 февраля 1994 г «О
выборах депутатов, председателей сельских, поселковых, районных, городских,
районных в городах, областных Советов» (который еще не приведен в
соответствие с Конституцией).[6]
§ 4. Основы организации деятельности высших органов государственной
власти в Украине
Власть — одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она
существует везде, гце есть устойчивое объединение людей: в семье, в
производственных коллективах, в государстве. Сущностью государства являются
отношения подчиненности. Она всегда означает навязывание чьей-либо воли (с
одной стороны) и подчинение (с другой).
Власть в Украине является единой. Она «...осуществляется на принципах
ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 6).
Принцип разделения властей связан с именем французского ученого Ш.
Монтескье (1689 — 1755). Уже в подходе к принципу разделения власти
содержалось начало их сдерживания одна другой, что позже в США при создании
Конституции 1787 г. было названо системой «сдерживаний и противовеса».
Принцип разделения власти закреплен в ст. 6 Конституции Украины. Он
означает:
—во-первых, разделение функций между государственными органами в
соответствии с требованиями труда;
—во-вторых, закрепление определенной самостоятельности каждого органа
власти при осуществлении своих полномочий;
—в-третьих, наделение каждого органа возможностью противопоставлять
свое мнение решению другого органа, контролируя этим в полной мере его
действия.
Законодательная власть делегирована народом Верховной Раде
(парламенту). Компетенция парламента Украины определена в IV разделе
Конституции: «Верховная Рада Украины».
Исполнительная власть—это ветвь государственной власти, которая
направлена на исполнение законов и других нормативных актов. Она
представлена Кабинетом Министров Украины и другими органами исполнительной
власти (раздел VI Конституции).
Судебная власть осуществляет правосудие. Она пользуется только законом
и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной
власти (раздел VIII Конституции).
Разделение по «трем властям» является неполным, поскольку важное место
занимают контрольно-надзорные органы (прокуратура, государственные
инспекции), «силовые» ведомства (Вооруженные Силы, органы национальной
безопасности), а также такое подразделение, как глава государства
(Президент).
Форма государства включает три взаимосвязанных элемента:
— форму государственного правления (монархия, республика);
— форму государственного устройства (унитарная, федерация,
конфедерация);
— политический режим (тоталитарный, авторитарный, демократический).
Следует уточнить, в чем заключаются отличия понятий «монархия»
(абсолютная, конституционная) и «республика» (президентская, парламентская,
полупарламентская).
Украина является республикой и унитарным государством. При осмыслении
унитарности Украины можно прибегнуть к сравнению унитарного устройства с
федеративным (Россия, США).
Федерация —это союзное государство, частями которого являются
несколько государственных образований (штаты, земли и др.), имеющих
собственную Конституцию, органы власти. Вместе с тем создаются единые
федеральные органы власти, единая денежная единица.
Унитарное государство —это единое государство, территория которого
разделена на административно-территориальные единицы, не имеющие каких-либо
суверенных прав. Желательно подчеркнуть, что унитарность украинского
государства сложилась исторически.[7]
4.1. ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ
4.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ КАК ПАРЛАМЕНТА
Согласно Конституции украинский парламент имеет однопалатную структуру
и называется Верховная Рада Украины. Верховная Рада является единственным
органом законодательной власти в стране. В состав Верховной Рады входит 450
депутатов, 225 избираются по одномандатным округам, а 225 — по спискам
кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий
по многомандатному избирательному округу на основе пропорционального
представительства сроком на 4 годаПарламентарии избираются на основе
всеобщего, прямого, равного избирательного права путем тайного голосования.
Срок полномочий народных депутатов — 4 года. Возможно повторное избрание
неограниченное число раз (законом это не регламентируется). Депутатом может
быть избран гражданин, имеющий право голоса, проживающий в Украине
последние 10 лет перед выборами и которому исполнился на день выборов 21
год. Выборы в Верховную Раду должны проводиться в последнее воскресенье
марта четвертого года полномочий парламента. Ближайшие выборы в Верховную
Раду пройдут 29 марта 1998 года. Однако Конституция предусматривает
возможность проведения досрочных выборов (ст. 77).
На первой сессии после выборов депутаты избирают Председателя
Верховной Рады Украины (спикера), первого заместителя и заместителя
Председателя (вице-спикеров). Председатель Верховной Рады ведет пленарные
заседания, организует подготовку вопросов к рассмотрению, подписывает акты,
принятые Верховной Радой, организует работу аппарата парламента и выполняет
функцию представления Верховной Рады в отношениях с другими органами
государственной власти в Украине и органами власти других стран.
Верховная Рада утверждает перечень своих комитетов и избирает их
председателей. Комитеты должны осуществлять за-конопроектную работу,
подготовку к рассмотрению разнообразных вопросов, отнесенных к
парламентской компетенции. Каждый депутат, в соответствии с собственным
выбором, профессиональными интересами работает в одном из парламентских
комитетов. В конце 1996 года прежние постоянные депутатские комиссии еще не
были преобразованы в комитеты. В Верховной Раде действует пока 23
постоянные комиссии. Среди них комиссии по правовой политике и судебно-
правовой реформе, молодежи, спорту и туризму, науке и народному
образованию, культуре и духовности, законности и правопорядку, по
международным делам и др.
Верховная Рада может создавать временные специальные комиссии для
подготовки и предварительного рассмотрения вопросов. Для проведения
расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, парламент
создает по инициативе не менее чем 150 депутатов специальные следственные
комиссии. Исходя из концепции разделения власти выводы и предложения таких
временных следственных комиссий не являются решающими для следствия и суда.
В соответствии с Регламентом Верховной Рады (законом о внутреннем
функционировании парламента), каждый народный депутат Украины имеет право,
сообразуясь с личными политическими взглядами и симпатиями, записаться для
участия в работе партийной фракции или более широкого объединения
депутатов—депутатской группе. Регламент устанавливает норму в 25 депутатов
для регистрации депутатской фракции или группы[8].
.
4.1.2. СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА
Статус в переводе с латинского (status) — состояние, положение. Статус
депутата — это правовое положение депутата, определяемое совокупностью
правовых норм.
Народным депутатом может быть гражданин Украины, который на день
выборов достиг 21 года, имеет право голоса и проживает в Украине в течение
последних 5 лет. Таким образом, закон устанавливает кроме возрастного
ценза, еще определенный ценз оседлости (5 лет). Другие ограничения
предусмотрены ч. 3 ст. 76 Конституции.
Работав парламенте требует значительного времени, опыта, знаний,
независимости от ведомственных, правительственных или других интересов, а
потому народные депутаты осуществляют свои полномочия на постоянной основе
(ст. 78). Депутат не может занимать какие-либо производственные, служебные
должности, за исключением преподавательской, научной и иной творческой
работы.
Полномочия народного депутата предусмотрены Законом Украины «О статусе
народного депутата Украины» от 17 ноября 1992 года с последующими
изменениями и дополнениями. Следует обратить внимание на такие вопросы:
. права и обязанности народного депутата в избирательном округе и за
его пределами;
. гарантии депутатской деятельности.
4.1.3. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК РАБОТЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
Верховная Рада работает сессионно. Очередные сессии начинаются в
первый вторник февраля и первый вторник сентября каждый год (ст. 83).
Порядок работы Верховной Рады Украины устанавливается Конституцией
Украины и Законом-о Регламенте Верховной Рады Украины.
Решения парламента принимается на пленарных заседаниях путем
голосования.
Верховная Рада Украины избирает в свой состав Председателя Верховной
Рады, первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады
Украины. Полномочия Председателя Верховной Рады предусмотрены ст. 88
Конституции.
Предыдущая работа по подготовке проектов законов проводится в
Комитетах Верховной Рады (до 28 июня 1996 года — Постоянные комиссии
Верховной Рады Украины). Их создают из народных депутатов Украины.
Утверждение перечня парламентских комитетов, избрание их председателей
относятся к компетенции Верховной Рады Украины.
В пределах своих полномочий Верховная Рада может создать временные
специальные комиссии для подготовки и предварительного рассмотрения
вопросов и временные следственные комиссии.
Полномочия Верховной Рады являются чрезвычайно широкими (они
определены в ст. 85 Конституции). Суть ее деятельности — законотворчество,
но есть и другие, не менее важные, вопросы ее компетенции. Среди них —
объявление по представлению Президента состояния войны и заключение мира,
устранение Президента с поста в порядке импичменга, контроль за
деятельностью правительства. Статья 87 предусматривает возможность принятия
резолюции о недоверии Кабинету Министров.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|