Нормативно правовые акты
Нормативно правовые акты
План
1 Введение
2 Понятие нормативно правовых актов
3 Понятие и виды Законов РФ
4 Подзаконные юридические нормативные акты
5 Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу
Введение
На мой взгляд вопрос «Нормативно правовые акты в РФ» является самым
интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решил пойти
по пути рассмотрения данного вопроса и взять его в качестве
основополагающего в теме моей курсовой работы.
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества.
Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические,
трудовые, семейные и иные правоотношения.
Выявление круга источников в различных правовых системах имеет
важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В
частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового
регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы
различных правовых актов и т.д.
Настает черед и теме о форме права, т. е. о том, как, в каком реальном,
практически воспринимаемом обличье мы можем право наблюдать, изучать,
применять, использовать. В частности, от формы права зависят такие факторы,
как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность,
степень юридической силы различных правовых актов и т.д.
Где действительно находятся со всеми присущими характеристиками, и
прежде всего формальной определенностью, те правила поведения, которые
составляют содержание права? Как это складывалось исторически и как могучая
логика теории права выделила из всего многообразия и многотысячелетнего
развития права различные виды формальной определенности права, и закрепила
в понятном аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и составляют
сердцевину вопроса о форме права.
Процесс появления первичных юридических письменных источников
(отдельных законов, кодексов, иных актов), имевших своим назначением
регулирование складывающихся новых общественных отношений возникает очень
давно. Тогда же подчеркивалась объективная нужда раннеклассовых государств
в новых формах системы социального регулирования. Упорядочить, закрепить
социальные отношения во вновь возникающих государственно организованных
обществах можно было только с помощью четких, формально установленных,
признанных правил поведения, охватывающих не единичные, а типичные,
многократно повторяющиеся явления и процессы в трудовой, бытовой, иной
социально-экономической сфере обществ. Была раскрыта и специфика этих
правил, их отличие от социальных норм первобытного общества, в том числе
обеспечение их обязательности, возможностью государственного принуждения.
Необходимо обратить внимание, что в теории права категория «формальная
определенность» употребляется в двух смыслах и характеризует право двояко.
Во-первых, эта категория употребляется как четкая характеристика правила
поведения, меру свободы. Во-вторых, как формальное выражение, закрепление
различных правил поведения в актах государственных органов, решениях судов,
международных договорах и иных формах.
И именно в этом втором смысле категория «формальная определенность»
приводит к формулированию понятия форма права.
Таким образом, под - формой права понимается объективированное
закрепление и проявление содержания права в определенных актах
государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных
источниках.
Но прежде чем рассмотреть эти акты, решения, договоры и иные источники
права, я хотел бы дать небольшой экскурс в историю и осветить вопрос «Как
вообще возникало право»
Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с
государством. В доклассовом обществе действовали, конечно определенные
регуляторы взаимоотношений членов первобытнообщинного строя. Эти регуляторы
представляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития и
предписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственным
принуждением, ибо тогда не было государства, а силой привычки, традиций,
авторитетом, которыми пользовались старейшины рода, военачальники и т. д.
Итак , первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в
правовые обычаи. Они стали записывать и объединяться в особые списки. В
результате этого появляется обычное право.
Однако надо обратить внимание и на следующее. Действительно, на
протяжении длительной истории существования права как социального института
развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с
разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного
развития, прежде всего в Европе.
Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее,
присущее всем системам, и особенное, те черты права, которые были
характерны для отдельных государств и правовых систем.
«Все народы, - писал Гай, - которые управляются на основании законов и
обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим
для всех людей». А в XIII веке Фомой Аквинским была предложена концепция, о
двух формах существования права: в виде божественного закона, закреплявшего
гуманистические и нравственные начала появления, и существования
человечества, и в форме законов, идущих от власти государства, от человека.
В скоре были сформированы естественно-правовые идеалы (право на жизнь,
на свободу, на безопасность, на собственность и др.)
В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму концепции о
правах и свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал
общепризнанным и четко определенным. И самое главное - эти права и свободы
перестали быть некими результатами умственных усилий тех или иных юристов и
философов, а приобрели юридически законченную форму. Они вошли в четко
очерченных формулировках в международные декларации, конституции, иные
акты. Особенно значимым является закрепление прав и свобод человека,
составляющих ядро в основополагающих разделах конституций.
Таким образом, в XX веке по критерию формы права исчезает разница между
естественно-правовыми положениями, вытекающими из самого существования
человека (его основными правами и свободами), и другими правовыми
положениями. Форма становится единой для всех сфер права - закрепление
получают все правила поведения в актах и иных источниках.
Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах
права - внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма - это
закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения,
а внутренняя - эта та самая формальная определенная которая четко
закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме,
устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства
права как системы.
Наконец, об источниках права. Это понятие получило широкое распространение
в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства
и права. Выделяется два главных способа образования норм права. Первый
проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это
был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти
устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые
нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они
складываются в виде обычая и уже затем утверждаются законодателем. Эти две
формы права - закон и правовой обычай - и называли в XIX веке источниками
права. В этом смысле источник права, - это тот определенным образом
формализованный акт, откуда, собственно, и черпаются, проистекают сведения
о правиле поведения. Однако высказывались и иные взгляды на источник права.
Под источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право,
но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых
норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим
правилам значение правовых норм, т. е. обусловливают, обеспечивают их
обязательность.
Под правовым обычаем следует понимать нормы, которые сложились в обществе
независимо от государственной власти и приобрели в общества обязательное
значение для всех членов общества. Действие обычного права начинается там,
где молчит закон. Обычное право не должно противоречить закону. В
российском праве применение обычая как способа регулирования общественных
отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что обычай в
качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех
случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим
законодательством. Например, суды в дореволюционной России за недостатком
закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.).
Не мало важную роль в понятии «нормы права» занимает судебный прецедент.
Он имеет значение источника права в том случае, когда признается, что
судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для
разрешения подобных случаев на будущее. В этом случае судебное решение по
существу становится нормой права и на него будут ссылаться как на
общеобязательное правило. Особенное распространение судебный прецедент
получил в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, к
судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов
состоит не в создании, а в применении норм действующего права. Не имеет у
нас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. Так, ст. 5
Гражданского кодекса РФ (часть первая) закрепляет положения об обычаях
делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо
области предпринимательской деятельности правила поведения, не
предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно
в каком- либо документе. В некоторых странах источником права служат
религиозные постулаты и воззрения. Например, мусульманское право
представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права
лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний
Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду,
Супца - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний
Мухаммеда, и др.
В Российской Федерации источниками права признаются договоры
нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные
договоры.
Международный договор - это определенно выраженное соглашение между двумя
или несколькими государствами относительно установления, изменения или
прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть
нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного
оружия, Договор по космосу) или учредительными (например, Договор о
Содружестве Независимых Государств).
Нормоустанавливающее значение имеет включенный в Конституцию Российской
Федерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 г.
полномочными представителями Российской Федерации и ее субъектов -
республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Этим договором были
разграничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и ее
субъектов. Тем самым был сделан шаг от фактически унитарного государства к
федерации.
Источниками права могут являться различные соглашения как разновидности
договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно
возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и
государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями
и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны
соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов.
Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации
вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга
осуществление части своих полномочий. На основании
соглашений возможно и обратное перераспределение полномочий.
Договоры устанавливают нормы права и в российском трудовом праве. Так,
нормоустанавливающее значение имеет коллективный договор - правовой акт,
регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения
между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации
(ст. 2 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и
соглашениях"). В коллективный договор могут включаться взаимные
обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм
регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения
показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости,
переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов при
приватизации предприятий и ведомственного жилья. Условия коллективных
договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются
обязательными для предприятий, на которые они распространяются. Иными
словами, коллективный договор представляет собой специфическую локальную
правовую норму.
Понятие источник права имеет и информационное значение - определяет,
куда надо «посмотреть» для того чтобы найти необходимое правило поведения,
руководствоваться им, применять его и т. д.
1 Понятие нормативно правовых актов
Рассмотрение источников права я начну с нормативно-правового акта. Это
действительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника,
который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные
государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.
Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-то употребляется в
теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это
акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как
документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт
как источник права.
Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает и множество
актуальных научных проблем, одни из которых решены в теории права, а другие
находятся в стадии обсуждения.
Прежде всего, это проблема структуры нормативно-правового акта и ее
соотношения со структурой самого права.
Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные
реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду,
например, различать закон это или постановление, а также определить, когда
он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и
т. д. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лице
подписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. (Например
Постановление Верховного Совета РСФСР «О Концепции Судебной Реформы» от 24
октября 1991 года №44 Или Федеральный закон «О Введении в действие
Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» Принят
Государственной Думой 5 апреля 1995 года Опубликован в Российской газете
1995, 16мая). Также нормативно правовой акт имеет «преамбулу»- предисловие-
вводная или вступительная часть. В которой обычно излагаются
принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания
соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы»,
которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут
учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции
РФ написано « Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на
своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и
согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя
из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя
память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь
обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за
свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью
мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» это и
является преамбулой.
Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на
разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы,
предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат
длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны,
последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с
другой удобству пользования им.
В других же отраслях права мы находим различные способы изложения
правовых норм в статьях нормативно-правового акта - от полного соответствия
до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных
нормативно-правовых актах.
Следующий вопрос - это вопрос о юридической силе нормативно- правового
акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов.
Понятие «юридическая сила» как и многие иные выражения, юридической
науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим
юридическим содержанием. Так вот и физическое понятие «сила» в юридическом
смысле означает обязательное соответствие акта, принятого нижестоящим
государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным
органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту,
принятому на федеральном уровне.
И в этой связи неверными являются положения некоторых Конституций
субъектов Российской Федерации, устанавливающие, например, приоритет
республиканских законов над федеральными, особенно в бюджетной и иных
сферах.
Разумеется, «война законов», которая возникает в подобных случаях,
отражает борьбу федеральных и местных политических элит,
общегосударственных и местных интересов. Но в правовом плане никакой войны
законов не должно быть, вопрос решается однозначно в пользу федеральных
приоритетов, конечно же, с учетом и обеспеченностью местных интересов.
Разрушение иерархии законов может вести к разрушению государства, его
федеративных основ. Но это уже иная тема, которая рассматривалась в
предыдущей книге, в теории государства.
Высшую юридическую силу имеет конституция, которую именуют по этому
критерию Основным законом. Иная юридическая сила у обычных законов,
федеральных законов, иная - у постановлений Правительства и т. д. Но это не
значит, что как то нормативно-правовые акты полностью или частично являются
менее обязательными или менее «влиятельными». Нет, это означает лишь
требование соблюдать принцип «подзаконности», «соответствия» в построении
системы нормативно-правовых актов, в иерархии актов.
Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этого соответствия
большая и трудная практическая задача, которая решается как самими
государственными органами, так и специальными механизмами проверки
«соответствия» (Конституционным судом, иными судебными органами,
прокуратурой и т. п.). Таким образом, юридическая сила акта - это его место
в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов,
принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.
Но следует учитывать, что понятие «юридическая сила» иногда
используется в ином смысле - как юридическое значение документа, как
определение новых видов документов. Говорится, например, о юридической силе
документов на машинных носителях (магнитных лентах, дисках) наряду с
юридической силой обычных, письменных документов. Это иное, весьма условное
употребление понятия «юридическая сила».
В этой связи устанавливаются и правила обработки, хранения документов
на ЭВМ. И тогда отсутствие определенных реквизитов, формата, позволяющих
обрабатывать для целей учета, использования документ, делают его юридически
ничтожным, лишают «юридической силы», т. е. юридического значения.
Еще один немаловажный вопрос связанный с определением нормативно
правового акта. Почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт?
Здесь существует весьма тонкое различие, которое и выделяет теория
права.
Дело в том, что наряду с нормами права (социальными правилами
поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, существуют
и нормы, не имеющие правового характера и значения, однако они также
воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в
инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с
бытовыми приборами (утюгом, электроплитой и т. д.). Эти акты также являются
нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые
нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В
них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к
качеству продукции, с другой - устанавливается, что нарушение этих
требований строго запрещается, влечет ответственность по закону.
Иногда в юридической литературе, вместо словосочетания «нормативно-
правовой акт» употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, оно имеет
в точном смысле иное содержание.
Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначать
просто как правовой акт. И здесь существует тонкое различие, исключительно
важное для юридической практики. Это различие становится понятным из такого
примера. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы
(правила поведения), так, например, и указание о применении мер
ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил.
Например, приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного
взыскания на нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннего
трудового распорядка (за опоздание на работу, прогул, другие нарушения
трудовой дисциплины) является правовым актом, так как имеет правовое
значение - Этот приказ является правовым, но не содержащим нормы права,
актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменительный,
а не как право содержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовой
акт.
Поскольку сохраняется практическая потребность учитывать реальное
различие между право, содержащими и право применяющими, право, реализующими
актами, постольку для рассматриваемого источника права сохраняется
необходимость его обозначения как нормативно-правового акта.
Понятие нормативно-правовой акт как - источник права охватывает все
великое многообразие правовых норм, регулирующих многообразные и
бесчисленные - социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось
немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти
четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и,
главное, практического употребления.
Итак Нормативно правовой акт - властное предписание государственных
органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он
является основным источником права в РФ и европейских государствах.
Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их
юридической силе.
Можно определить наиболее важные критерии, по которым непосредственно
или по их сочетанию выделяются виды нормативно-правовых актов. Это
следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его
принятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространяется его
действие, пространство и время, которые охватываются действием акта, утрата
юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряд
других критериев.
По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой
вид нормативно-правового акта, как закон.
2 Понятие и виды законов РФ
Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением
правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией
законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом,
собранием и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе
специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения
по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По
содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные
отношения.
Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в
научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как
синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке
предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В
материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном -
как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным
органом.
Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое
произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во
всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это
фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону».
В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как
синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную
деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой
формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.
Однако в п.1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка подправили,
подчеркивая значение Конституции. Она гласит так: «судьи независимы и
подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».
Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт,
принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос - а
почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации,
иным источникам права? Смешение двух значений понятия «закон» привело к
серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции
Российской Федерации.
Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, известны
классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком
смысле, даже пословицы.
Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан -
закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание
преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех
граждан) обещание государства; Цельс - права не устанавливаются, исходя из
того, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которые
управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим
собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Наиболее красочное
определение закона в древности дал Хризипп: закон есть царь всех божеств и
человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и
руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и
несправедливого, - которое приказывает делать то, что должно быть, делаемо,
и запрещать делать то, что не должно быть делаемо.
Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение:
пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также - «закон
строг, но он закон». Так исходя из этого я попытаюсь дать определение что
же такое закон . На мой взгляд Закон - это нормативный юридический акт
высшего государственного (представительного) органа или непосредственно
народа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные
(изначальные) правовые нормы страны. Закон как любой нормативно правовой
акт обладает некими признаками:
Во-первых, закон - юридический акт, притом акт-документ, в котором
фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему
юридических норм, по их отмене или изменению; закон - всегда письменный
документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их
изменения, закон - источник права;
во-вторых, закон - акт строго определенных, высших органов власти в
государстве, как правило, представительного высшего органа страны - в
России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов
Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке
референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного
суверенитета;
в-третьих, закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой,
т.е. акт самого высокого юридического "ранга"; ему, в принципе, "все под
силу", все иные акты "ниже" закона, находятся "под" законом, должны
соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;
в-четвертых, закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальные
юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было,
притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим
принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона
юридическое регулирование по данным вопросам "начинается".
Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права,
необходимо отличать его от иных правовых актов:
во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные
предписания по конкретным, "разовым" вопросам, например, назначение на
должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания
иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации,
управленческим вопросам);
во-вторых, от интерпритирующих актов, актов толкования, т.е. актов, в
которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются
новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования,
например, "постановление", "разъяснение").
Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди
всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой
законности, крепкого правопорядка.
«Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.»
Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках
нормативных актов под термином "законодательство" понимаются не только
законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые
нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления
Правительства).
В настоящее время нормативные указы Президента, (а также постановления
Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной
области, имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до
принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК
РФ прямо записано: "В случае противоречия указа Президента Российской
Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему
Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий
закон" (п. 5 ст. 3).
Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов
Законы подразделяются на:
а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные.
К числу конституционных законов относятся прежде всего, законы,
вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы,
необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией.
В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных
законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской
Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст.
128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской
Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов
установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их
прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный
закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ).
Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные
различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни
общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами
должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и
обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное
проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал,
которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача
особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы
обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех
законов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осуществление во
всех актах конституционных начал. законов
Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и
текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала)
законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный
закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения
регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни.
Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на
основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие
определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к
какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский
процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).
В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы
федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона "О
языках народов РСФСР" в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих
в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы
действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения
закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует
федеральный закон.
Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны -
это основной, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства,
принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и
свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему
правосудия и
др.
В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая
на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме
краткой преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека, и гражданина..
3. Федеративное устройство.
4. Президент Российской Федерации.
5. Федеральное Собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся
заключительные и переходные положения.
Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление,
учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты
императорской власти.
Появление конституций как основных законов государства связано с приходом
к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.
Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако
Страницы: 1, 2
|