Государство, право, мораль
Государство, право, мораль
Введение
В данной курсовой работе я постарался рассмотреть особенности
взаимоотношений государства, права и морали. На протяжении многих веков
этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей
актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами
общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их
взаимодействия зависит не только развитие , но и само выживание
человечества.
Государство и право как социальные институты существовали не
всегда . Если «естественное общество» возникает вместе с появлением
древнего человека ( homo habelis- “человек умелый” ) около 2 млн. лет
назад , а «гражданское общество» - с появлением человека современного типа
( homo sapiens - «человек разумный») примерно 40 тыс. лет назад , то
впервые государство и право возникли в Египте не позднее 5 тысяч лет назад.
Следовательно, длительное время общество обходилось без государства и права
, и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали.
Возникновение государства и права было следствием действия закона
возрастающего разнообразия деятельности людей, которые преследуют цели
реализации своих разнообразных потребностей. Возрастающее многообразие
потребностей и форм деятельности требовало их интеграции и регуляции. Так,
на смену примитивным формам организации и регуляции жизни человека,
какими были первобытное стадо, род, племя , союз племен, приходили более
совершенные и сложные. Ими стали государство и право. Поэтому с точки
зрения механизма, т.е. набора правил, средств и институтов, с помощью
которых организовалась и регулировалась жизнедеятельность человека можно
выделить два этапа в развитии человеческого общества: 1) общество без
государства (догосударственное общество и 2) общество с государством (
государственно организованное общество) . Необходимо также отметить что,
каждое исторически конкретное общество требует строго определенной
меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем
реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали,
норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм
традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы --
это правила поведения общественного характера, регулирующие
взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их
взаимодействия. Существует точка зрения, что нравственные законы
заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в
зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой
оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы
нравственности - это требования, обращенные к человеку извне.
Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и
социальным характером нравственных требований, поскольку в них
органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что
любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она
адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой
группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир
человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из
виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном
счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека,
прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его
индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие
индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые
направляют поведение человека в русло социальной нравственности.
Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности
своего поступка в значительной мере определяет и его социальную
значимость.
Элементами морального регулирования являются:
- идеал, выражающий представление общества, классов, социальной
группы о нравственном совершенстве;
- система норм, соблюдение которых является необходимым условием
функционирования общества, достижения им своих моральных
ценностей;
- особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию
моральных норм, в том числе общественное мнение.
Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы
прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям
может только то государственное устройство, в котором и право и мораль
находятся в теснейшем взаимодействии.
I . Определение государства , права и морали
С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и
что такое право и мораль. Интересовал, прежде всего, потому, что
государство ,право и мораль как и в древнем и в современном мире, так или
иначе, касаются каждого человека.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых,
страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации
политической власти, системы институтов власти.
Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями -
"общество и власть".
Общество - это общность людей на определенной территории,
характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью
организации жизни.
Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой
систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,
охватывающий все население на той или иной территории.
Выделяются две разновидности общества:
1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, не
утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными
отношениями, институтами.
2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися
отношениями, и институтами.
Существенно деление общества и на такие две группы:
a) общества, в которых необходимые единство и организованность
достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных
факторов (демократические общества);
b) общества, в которых необходимые единство и организованность
достигаются в основном в результате использования действующей внешней
силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и
тоталитарной властью)).
Из этого вытекает значение понятия власть.
Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и
действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других
лиц (подвластных).
Определяющей чертой власти является возможность одних людей,
организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле
и действиями.
Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить
личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.
Есть две разновидности власти:
1. естественная власть – в семье, в обществах по интересам;
2. власть, которая «навязывается», выступает как внешняя сила –
в партиях, в общественных объединениях и т.д.
Особо выделяется политическая власть, которая является «аппаратной»,
т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного
государственного принуждения.
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого
общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся
системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,
характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе –
постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,
основанная на частной собственности, участие личности в управлении
обществом (народовластие в тех или иных формах).
По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии
государство превращается из простого, из «просто» организации политической
власти, из примитивного, «варварского» принудительно-репрессивного
образования в политическое общество, организованное, где власть
функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в
соответствии с принципом разделения властей.
Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,
выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому
государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода
личности.
Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может
быть отличен и ряд других:
«уход» государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной
жизни, от выполнения функций собственника;
развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих
политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий
правовой режим;
все большее преобладание республиканской формы правления;
эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все
большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.
Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда
противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной
жизни. В передовых демократических странах
в области политико-государственной жизни все большее значение приобретают
такие тенденции:
1. государство все больше становится «государством человека», в котором
человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные,
гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
2. все общество, а не только государство , выступает в качестве
правового;
3. утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии –
парламентариум, свободные выборы, муниципальное самоуправлении ;
4. усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в
частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;
5. возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него
всесторонняя защита человека, его прав и свобод.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: Государство – это
политико-территориальная суверенная организация публичной власти,
располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-
обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления
обязательными для населения всей страны, государство – продукт
истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере
развития истории позитивный потенциал государства все более и более
раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и
укрепление государства во всем комплексе его институтов – единственное,
естественное и оптимальное направление, по которому должна идти
политическая жизнь современного общества.
Развитие государства, его совершенствование и укрепление,
осуществляется , так, чтобы во всем комплексе его институтов все более
реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности
– это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.
|