Рефераты
 

Таможня

Таможня

Таможенное дело и таможенная политика России.

История таможенного дела и таможенной политики России.

В настоящее время, в эпоху коренных изменений в экономике России,

либерализации внешнеэкономической деятельности и восстановления функции

таможни как регулятора внешнеэкономических связей изучение таможенно-

правовых отношений как предмета и в целом таможенного дела как объекта

правового регулирования отрасли таможенного права следует проводить не

только на основе произошедших в последнее десятилетие глобальных перемен в

этой сфере, но и опираясь на многовековой опыт и традиции российской

таможни в ее далеком прошлом. При этом особое внимание следует обратить на

труды Д. И. Менделеева, К. Лодыженского, Н. Н. Шапошникова, А. И. Потяева,

Л. Н. Маркова, Ю. Г. Кисловского и ряда других ученых.

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и

торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его

зарождения определить вряд ли возможно, но, как утверждают историки, уже в

Ш веке до н. э. в городе Тарифа (в нынешней Андалузии), в провинции Кадис,

на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые

составлена таблица, в которую вносилось название товара, его единицы

измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через

Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок

и величину пошлины была названа в честь города — «тариф». С тех пор

таможенный тариф стал для государства одним из важнейших инструментов

пополнения казны (а ныне — государственного бюджета).

В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период

существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с

продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на

перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых

или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки

и складирования товаров. Их появление историки относят к VШ веку. В

Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены

«осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние

заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за

покровительство, оказываемое купцам.

Большое влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-

татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга»,

т. е. пошлина, от которой произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать

пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, ну и,

естественно, «таможенник» — служилый человек, взымавший тамгу.

Картины развития таможенного дела в Киевской Руси и других

государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность всегда

была в удовлетворении потребностей государственной казны посредством

взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей.

А по мере того, как складывалось само понятие торговых пошлин и

сопутствующих им торговых сборов за право купли-продажи товаров,

формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или невзимания (т. е.

формировались таможенные правила), создавалась и развивалась таможенная

служба, обустраивались таможни. Со временем все эти меры получили свое

организационное, правовое и дипломатическое (международно-правовое)

закрепление.

Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли,

посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на

формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране. Тем

самым она обеспечивала животворное воздействие торговли на политическую,

экономическую и социальную сферы общественной жизни, в том числе на

становление общероссийского рынка, включение его в сферу

межгосударственного обмена. Прогрессивные по своему характеру эти процессы

со временем превратились в один из решающих факторов утверждения русской

государственности, объединения удельно-княжеской Руси вокруг Москвы,

создания централизованного российского государства, установления и развития

его международных связей.

В начале XVI века, когда завершилось создание Московского государства,

предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте

таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы и о

порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже, в Таможенной Новгородской

грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г., наряду с росписями о ставках

пошлин с товаров, впервые было отражено требование о ведении таможенных

книг. Постепенно складывалось таможенное законодательство, и

упорядочивались процедуры его применения.

По мере становления и развития в России централизованного государства

развивалась и его таможенная охрана (прототип современных таможенных

органов), основной задачей которой являлся сбор пошлин для пополнения

государственной казны.

К середине XVII века таможни имелись практически во всех городах и

иных крупных поселениях, а в больших городах (в Москве и др.) их было по

нескольку. Формирование таможен и их укомплектование служилыми людьми

(таможенниками) в то время осуществлялось двумя способами.

Первый способ именовался «верным» способом исходя из того, что

таможенная служба строилась на безвозмездной основе — «служба на веру»: к

выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества,

посадских людей и уездных крестьян, они принимали присягу и на

безвозмездной основе в течение определенного срока отбывали повинность.

Возглавляли таможни так называемые «таможенные головы» — представители

купечества, назначаемые на должность царским указом. Суть деятельности

таких таможен сводилась к следующему: намечалась определенная сумма пошлин

к сбору за год и если по итогам г. суммы собранных пошлин превышали ранее

намеченную величину, то таможенные головы и иные служилые люди поощрялись.

Вторым способом формирования таможен и сбора пошлин в те времена была

«сдача таможен на откуп»: заинтересованное лицо заранее вносило в

государственную казну определенную сумму денег, равную среднему сбору

таможенных пошлин за несколько прошедших лет, получало за это «таможню на

откуп» и далее в течение г. собирало все пошлины в свою пользу, формируя

при этом штат таможни на свое усмотрение.

Какой из этих способов пополнения казны за счет таможенных пошлин был

более приемлемым и эффективным, сказать однозначно трудно. В обоих способах

были и свои плюсы, и свои минусы.

Бурное развитие таможенное дело в России получило в период

царствования Петра I. Этому способствовало бурное развитие промышленности,

мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю,

многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь

русским товарам в Европу. Активизировалось развитие внешней торговли, в чем

немалую роль сыграл таможенный тариф 1724 г. Таможенная политика России

тогда носила явную протекционистскую направленность. Высокими таможенными

пошлинами (до 75 % с цены) облагались товары, производство которых в России

было уже освоено или налаживалось (это железо, парусина, шелк, воск, сухие

кожи и др.). На товары, не производимые в стране, пошлина была умеренная

(от 4 до 10 %), вывозимые товары облагались пошлиной всего в 3 %, за

исключением промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для

российских фабрик, вывоз которых был практически запрещен.

Свидетельств влияния российской таможенной политики на международные

отношения, международную торговлю очень много. Впечатляет исторический факт

о том, что Наполеон избрал в качестве повода для вторжения в Россию

принятый ей в 1811 г. таможенный тариф, сорвавший, по существу,

установленную им экономическую блокаду Англии.

Немало в истории и так называемых «таможенных войн». Примером могут

служить взаимоотношения России и Германии в период 1893—1894 гг., когда в

течении полугода эти страны в отношении друг друга трижды поднимали ставки

ввозных таможенных пошлин. Причиной этого послужило непредоставление

Германией льгот для ввоза и транзита русских товаров.

При всей сложности и противоречивости исторического пути российской

таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело, таможенная

политика в России сложились как важнейшая сфера экономической политики

государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты

национальных интересов.

Создание таможенной системы России в современный период опирается на

ее предшествующий опыт, в том числе накопленный и в советский период

развития нашего государства.

После революции 1917 г. Советское правительство начало национализацию

и монополизацию внешней торговли. Кроме этого, рано весьма скептически

отнеслось к таможенной системе царской России и принялось усердно ее

реформировать. В период «военного коммунизма» даже высказывались

предложения о закрытии таможенных учреждений за ненадобностью.

К началу 30-х годов функции таможенных органов принципиально

сократились, а численность их работников существенно уменьшилась. В

конечном итоге практическая реализация ленинской идеи государственной

монополии внешней торговли сделала систему таможенного контроля чисто

формальным инструментом регулирования внешней торговли, что и продолжалось

вплоть до 1990 г., когда в СССР начались демократические преобразования,

затронувшие и таможенную службу. Более полувека (с 1930 по 1990 год)

таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

использовались в незначительной мере, уступив место политическим и

идеологическим факторам.

И лишь начиная с 1991 г., когда был провозглашен принцип либерализации

внешней торговли, повлекший за собой бурный рост числа участников

внешнеэкономической деятельности, вновь стали расширяться функции и задачи,

стоящие перед таможенными органами. В это время были предприняты попытки

трансформировать таможенную службу государства-монополиста в новую

управленческую структуру, ориентированную на функционирование в рыночных

условиях, в результате чего приняты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон

СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли существенные изменения в

организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом

регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.

Моментом начала формирования и развития современного таможенного дела

в нашей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых

государств, становление новой российской государственности, либерализация

внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение

и в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали

необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с

существующими реалиями.

Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской

Федерации.

Термин «таможенное дело» в его современном понимании охватывает

довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и

внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в

стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер

и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного

российского общества.

Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика,

а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской

Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей,

таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения

таможенной политики в жизнь. Это определение хотя и носит законодательный

характер (оно содержится в ст. 1 ныне действующего Таможенного кодекса РФ

1993 г.), но все же недостаточно полно и точно его характеризует, не

охватывает целый ряд важных составных частей таможенного дела, которые на

самом деле входят в него в качестве самостоятельных блоков. В частности,

ничего не сказано о ведении таможенной статистики и Товарной номенклатуры

внешнеэкономической деятельности, о правоохранительной деятельности

таможенных органов и пр.

Кроме того, содержащееся в ст. 1 ТК РФ определение оставляет

невыясненным вопрос о содержании таможенной политики и ее месте в структуре

таможенного дела: почему, по каким основаниям таможенная политика включена

в качестве составной части в понятие таможенного дела? В Таможенном кодексе

СССР 1991 г., например, таможенная политика не включалась в понятие

таможенного дела, а рассматривалась отдельно и трактовалась весьма кратко —

как составная часть внешней и внутренней политики СССР. В действующем же

Таможенном кодексе РФ определена как часть таможенного дела, хотя

зафиксированные в ст. 2 ТК РФ содержание и цели этой политики далеко

выходят за рамки таможенного дела.

По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются, в том числе

регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики

России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие

таможенного дела должна входить не таможенная политика, а средства ее

реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров

и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление

и др.

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в

собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность

специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно,

прежде всего, как деятельность.

В последние два-три года в Государственном таможенном комитете РФ при

участии специалистов Российской таможенной академии разработан Проект

нового Таможенного кодекса России, который более емко, чем действующий

Таможенный кодекс, характеризует понятие таможенное дело — это сфера

деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику

страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через

таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств»

взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.

Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской

Федерации (п. «ж» ст. 71). Это означает исключительное право государства на

выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой

является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной

территории и централизацию таможенного дела в стране.

Единство таможенной территории и таможенного дела конкретизировано в

ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На территории Российской Федерации не

допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо

препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых

средств».

Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить

следующим образом:

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных

средств;

2) таможенные режимы;

3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры

внешнеэкономической деятельности;

8) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере

таможенного дела.

Любое деление таможенного дела на те или иные отдельные части является

условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и

тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в

совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и

правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела: достигаются посредством

пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при

перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу

Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством

установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые

через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления

запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи

разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите

государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и

здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей

общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в

обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с

незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации

Наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и

археологического достояния и т. д.

Законодательство о таможенном деле. Основные понятия, используемые в

законодательстве о таможенном деле.

На территории Российской Федерации действует единое таможенное

законодательство. Его единство обусловлено отнесением таможенного дела к

федеральной компетенции и, соответственно, регулированием его только

нормами единого федерального законодательства.

Термин «таможенное законодательство» следует рассматривать в широком

смысле этого слова, когда «законодательство» охватывает не только

Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные

нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы

Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые

акты Государственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно

либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают

Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Иные законодательные

акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны

соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе».

К сожалению, это требование прямо не закреплено в действующем Таможенном

кодексе РФ, а неясность на этот счет формулировки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко

приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного

кодекса РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих

правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве

правовых конфликтов, арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешают

подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм

права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную

позднее.

Таможенное дело тесно связано с международными отношениями.

Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и

практикой — основное направление развития таможенного дела России на

современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В

интересах развития и укрепления международной экономической интеграции

Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими

государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает

соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного

права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета

международного договора над внутренним российским таможенным

законодательством, т. е. если международным договором установлены иные

правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными

актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются

правила международного договора.

Нормы таможенного законодательства имеют и некоторую специфику своего

действия во времени: по общему правилу в таможенном деле применяются акты

законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных

документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением случаев,

предусмотренных Таможенным кодексом и иными законодательными актами (ч. 2

ст. 5 ТК РФ). При незаконном перемещении товаров и транспортных средств

через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения

товаров и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день

установить невозможно, то датой незаконного перемещения товаров и

транспортных средств через таможенную границу принято считать дату

обнаружения таможенного правонарушения.

В таможенном законодательстве используется ряд специфических таможенно-

правовых терминов, таких как, например, «таможенная территория»,

«таможенная граница», «таможенный режим», «декларант», «таможенная пошлина»

и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как «товары» и

«транспортные средства», в таможенном законодательстве имеют свое

специфическое толкование.

Таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухопутная

территория, территориальные и внутренние воды, а также воздушное

пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской

исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные

острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает

исключительной Юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша,

находящаяся в пределах ее границ. Территориальные воды — это прибрежные

морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего

отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской

Федерации, или от линий, соединяющих точки, географические координаты

которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Известиях

Мореплавателей». В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может

устанавливаться международными договорами, а при их отсутствии — в

соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. К

внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону

берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод,

а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью

принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль.

На территории Российской Федерации могут находиться свободные

таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и

свободных складов согласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. 3)

рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской

Федерации.

В то же время следует отметить неточность: так, в части первой статьи

3 ТК РФ ясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации

составляют ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и

воздушное пространство над ними, а в части третьей — что территории

свободных таможенных зон и свободных складов, которые, по сути, являются

частью сухопутной территории Российской Федерации, рассматриваются как

невходящие в ее таможенную территорию. Такая неточность устранена в Проекте

нового Таможенного кодекса РФ, который рассматривает указанные территории

свободных таможенных зон и свободных складов как часть таможенной

территории Российской Федерации, а вот товары, находящиеся на этих

территориях, — как находящиеся вне ее таможенной территории.

Понятие «таможенная граница Российской Федерации» означает пределы ее

таможенной территории, куда входят и периметры свободных таможенных зон и

свободных складов. Причем принято различать внешнюю и внутреннюю таможенные

границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории

сопредельных государств и, как правило, совпадает с государственной

границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый

законодательством о государственной границе. А внутреннюю таможенную

границу образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов,

находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страны. И хотя по

своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница

приравнена к внешней, порядок ее пересечения регламентируется только

нормами таможенного законодательства. В то же время, необходимо отметить,

что согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории Российской Федерации

не допускается установление таможенных границ. Отсюда следует, что

включение периметров свободных таможенных зон и свободных складов в

таможенную границу неправомерно, хотя и соответствует общемировому подходу

к этому вопросу.

Под термином «товары» в таможенном законодательстве следует понимать

любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности,

электрическую, тепловую и иные виды энергии, а также транспортные средства,

за исключением средств, используемых для международных перевозок пассажиров

и товаров. Практика выявила необходимость включить в это определение также

объекты интеллектуальной собственности (и это отражено в Проекте нового

Таможенного кодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу

воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Товары подразделяйся на российские и иностранные. Российские товары –

это товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в

свободное обращение на ее территории, т. е. те товары, распоряжаться

которыми можно без разрешения таможенных органов. Все остальные товары

являются иностранными.

Транспортными средствами в таможенном деле признаются любые средства,

используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая

контейнеры и другое транспортное оборудование.

Под «перемещением через таможенную границу Российской Федерации»

понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или

по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом,

включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование

трубопроводного транспорта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся:

- при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию

Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и

свободных складов на остальную часть таможенной территории страны —

фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;

- при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории

Российской Федерации и при ввозе товаров и транспортных средств с остальной

части ее таможенной территории на территорию свободных таможенных зон и на

свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие,

непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти

либо ввезти товары или транспортные средства.

Перемещение через таможенную границу можно подразделить на правомерное

и неправомерное. Правомерное перемещение через таможенную границу

осуществляется в порядке, предусмотренном действующим таможенным

законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением

установленных нормами таможенного законодательства требований (например,

вне определенных таможенными органами мест, с сокрытием от таможенного

контроля, с использованием поддельных документов и т. п.) признается

неправомерным и в зависимости от характера противоправного деяния

квалифицируется либо как административное правонарушение (нарушение

таможенных правил), либо как уголовное преступление в сфере таможенного

дела.

Термин «лица» включает в себя как предприятия, учреждения и

организации, т. е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном

законодательстве встречаются понятия «российские лица», «иностранные лица»

и «лица, перемещающие товары».

К категории российских лиц относятся:

а) созданные в соответствии с российским законодательством

предприятия, учреждения и организации (т. е. юридические лица) с

местонахождением на территории России;

б) зарегистрированные на территории России лица, занимающиеся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

в) граждане России, постоянно проживающие на ее территории. Все иные

лица относятся российским таможенным законодательством к категории

иностранных.

В качестве лиц, перемещающих товары, следует понимать лица, являющиеся

собственниками товаров, их покупателями, владельцами, либо выступающие в

ином качестве, достаточном в соответствии с российским законодательством

для совершения с товарами действий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ,

от собственного имени.

Декларант — это лицо, перемещающее товары через таможенную границу,

или таможенный брокер (посредник), т. е. лицо, представляющее и

предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного

имени.

Перевозчик — это лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся

ответственным за использование транспортного средства.

Таможенный режим — это совокупность положений, определяющих статус

товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ,

для таможенных целей.

Таможенное оформление — это установленная нормами таможенного

законодательства процедура помещения товаров и транспортных средств под

определенный таможенный режим.

Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными

органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном

деле и иного законодательства РФ, контроль за исполнением которого отнесен

к компетенции таможенных органов.

Зона таможенного контроля — это специально выделенная и обозначенная

часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях

осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного

законодательства Российской Федерации.

Таможенные платежи — это таможенная пошлина, налоги и иные платежи,

взимаемые в установленном порядке таможенными органами.

Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый таможенными органами при

перемещении товаров через таможенную границу РФ и являющийся неотъемлемым

условием такого перемещения.

Резиденты — это:

• физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской

Федерации, включая граждан России, временно находящихся за ее пределами;

• юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования

юридического лица), расположенные на территории России и образованные в

соответствии с российским законодательством, а также их филиалы и

представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации;

• российские дипломатические и другие официальные представительства,

находящиеся за пределами Российской Федерации.

Нерезиденты — это:

• физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами

Российской Федерации, включая временно в ней находящихся;

• юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования

юридического лица), созданные в соответствии с законодательством

иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской

Федерации, а также их филиалы и представительства в России;

• иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также

международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в

Российской Федерации.

Таможенная политика, цели и методы ее осуществления.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического

суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной

торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий

всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой,

являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики

государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения

таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему

государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по

регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению

фискальных задач.

Основной целью таможенной политики любого государства является

обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не

исключение.

Цели таможенной политики России сформулированными в ст. 2 ТК РФ:

• обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного

контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

• участие в реализации торгово-политических задач по защите российского

рынка;

• стимулирование развития национальной экономики;

• содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач

экономической политики России;

• иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и

Правительством Российской Федерации.

Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка

товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает

ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как

составная часть внешней политики государства, таможенная политика России

призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы

государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии

национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать

проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и

последующего подъема.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два

важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и

фритредерство.

Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной

промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на

внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и

ограничение импорта.

Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие

помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-

либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также

способствует более выгодному международному разделению труда и

удовлетворению потребностей рынка.

Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии

во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране

промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего

голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары,

которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ