Рефераты
 

Таможенное оформление: понятие, правовая основа, стадии, цели, участники

Таможенное оформление: понятие, правовая основа, стадии, цели, участники

Московская финансово-юридическая академия

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

По Таможенному праву

Тема: "Таможенное оформление: понятие, правовая основа, стадии, цели,

участники"

Выполнил Дроздов Андрей Викторович

студент 4-го курса ЮЗ-1, юридического факультета, заочного отделения

Научный руководитель: преподаватель Калининградского филиала МФЮА,

Рукавицын Лев Давыдович

Рецензент: 1-й заместитель начальника Неманской таможни, подполковник

таможенной службы Кузнецов А. А.

Дата защиты: "____"_____________2002 г.

Оценка______________________________

Подписи членов ГАК:

Председатель_________________________

Члены комиссии______________________

_______________________

_______________________

_______________________

Секретарь _______________________

Дата _______________

ОГЛАВЛЕНИЕ

|Введение…………………………………………………………………. |стр. 3 |

|1. |Перемещение через таможенную границу Российской Федерации | |

| |товаров и транспортных средств………………………………………. |стр. 9 |

| |Основные термины и определения……………………………….. |стр. 9 |

| |Принципы перемещения товаров и транспортных через | |

| |таможенную границу Российской Федерации………………….…... |стр. 12|

|2. |Структура таможенного оформления при перемещении товаров и| |

| |транспортных средств через таможенную границу Российской | |

| |Федерации ……………………………………………………………….…. | |

| |Общие положения таможенного оформления…………………….... |стр. 16|

| |Предварительное таможенное оформление (предварительные | |

| |операции)………………………………………………………...……. |стр. 16|

| |Основное таможенное оформление (таможенное | |

| |декларирование) ……………………………………………………………...…... | |

| | |стр. 26|

| | | |

| | | |

| | |стр. 40|

|Заключение ………………………………………………………………………. |стр. 57|

|Список используемой литературы……………………………………………… | |

|Приложения |стр. 58|

|Документ контроля доставки (форма ДКД-1;ДКД-2). | |

|Уведомление о прибытии на склад временного хранения. |стр. 67|

|Краткая декларация. | |

|Таможенная декларация (форма ТД-6). | |

|Таможенная декларация (форма ТД-7). | |

|Таможенная декларация (форма ТД-1; ТД-2). | |

ВВЕДЕНИЕ

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной

тенденцией интеграции [51] национальных экономик в межстрановые

региональные и единый межхозяйственный комплекс, стремлением к созданию

обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений

по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Начинает

формироваться финансовый рынок с едиными правилами, регламентирующими

оборот, как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные

экономики во всех странах в определенной мере становятся открытыми,

включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию [57].

Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и

превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах

именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в

перспективе усилится.

В системе органов государственного управления внешнеэкономической

деятельностью особая роль отводится таможенной службе как наиболее

динамично развивающейся, своевременно обслуживающей участников

внешнеэкономической деятельности. Эта роль обусловлена ростом масштабов

внешнеэкономических связей.

Значимость деятельности "таможенной системы"[1] – обусловлена и тем

обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части

федерального бюджета России являются таможенные налоги [57] и сборы [54].

В 1995 г. они составили 17% доходной части федерального бюджета, а в 1997

г. – уже более 21%.

Важнейшими элементами организации деятельности таможенной системы

являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта

размещения ее органов на территории Российской Федерации.

Принципы единой системы таможенных органов неразрывно связаны с

однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление

"таможенного дела" [5], единой таможенной политики, единой таможенной

территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного

регулирования и сочетания его с мерами экономической политики.

Выбор мной данной темы дипломного проекта актуален, так как

предопределяет основные направления организации и развития таможенной

службы, конкретные меры осуществления внутреннего и пограничного

таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств через

таможенную границу Российской Федерации. Тема тесно связана с внедрением

новой концепции мест таможенного оформления, выразившейся в максимальном

приближении к непосредственным производителям, отправителям и получателям

товаров, что обеспечивается путем увеличения доли внутренних таможен в

обработке общего количества ввозимых (вывозимых) товаров и транспортных

средств и снижения загруженности пограничных пунктов пропуска1.

Таможенное оформление представляет один из основных институтов

таможенного права[2] и представляет собой совокупность юридических норм

определяющих последовательность проводимых мероприятий, направленных на

обеспечение перемещения, уполномоченными лицами в отношении товаров и

транспортных средств, через таможенную границу Российской Федерации. Таким

образом, предметом моей работы представляется выделение группы общественных

отношений строящихся в рамках таможенного оформления. Что касается базового

метода исследования моей работы, то, как следует из теории права, принято

выделять в качестве основных методов правового регулирования

предписывающий (императивный) [52] и дозволительный [52]. С учетом того,

что таможенное право относится к сфере публичного права, использование в

качестве основного метода исследования императивного не должно вызвать

каких-либо сомнений. Целью выполнения данной работы ставится: раскрытие

основных терминов и понятий, целей и правовой основы таможенного

оформления; определение круга участников и выполнение ими последовательных

действий (стадий) таможенного оформления при перемещении товаров и

транспортных средств через таможенною границу Российской Федерации.

Основными источниками при написании данной работы являются: Конституция

Российской Федерации [1], Таможенный кодекс Российской Федерации (Утвержден

Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1993 г. № 5221-1)1, Закон

Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. № 5003-12,

Федеральный закон Российской Федерации "О государственном регулировании

внешнеторговой деятельности" от 07 июня 1995 г. № 157-933.

Важным для правильного применения нового, динамично развивающегося

таможенного законодательства является форма части 3 статьи 15 Конституции

Российской Федерации об обязательности официального опубликования законов

[57] и о неприменении неопубликованных законов, а также любых нормативных

правовых актов, затрагивающих права, свободной обязанности человека и

гражданина.

Для эффективного правового регулирования таможенного дела весьма

существенное значение имеет норма [57] части 1 статьи 34 Конституции

Российской Федерации о том, что каждый имеет право на свободное

использование своих способностей и имущества для предпринимательской и

иной, не запрещенной законом, экономической деятельности [54].

Для дальнейшего развития в таможенном законодательстве гуманных

принципов и начал представляется весьма актуальными конституционные нормы

статьи 53: "Каждый имеет право на возмещение государством вреда,

причиненного незаконными действиями органов государственной власти [57] или

их должностных лиц." (данная правовая норма прямо касается таможенных

органов как разновидности органов исполнительной власти и их должностных

лиц [57]) и статьи 54 Конституции Российской Федерации: " 1. Закон,

устанавливающий или отличающий ответственность, обратной силы не имеет. 2.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его

совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения

правонарушения ответственность за него устранена или отменена, применяется

новый закон". (Данные правовые постулаты важны для всех физических и

юридических лиц, участвующих в таможенной деятельности).

По конституции иностранные граждане [57] и лица без гражданства [57]

пользуются в России и несут обязанности наравне с гражданами (часть 3

статьи 62 Конституции Российской Федерации), кроме случаев, установленных

федеральным законом и международным договором Российской Федерации.

Прямое отношение к таможенному делу имеет статья 74 Конституции

Российской Федерации, не допускающая установления на территории России

таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для

свободного перемещения товаров услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут, вводится в соответствии

с Федеральным законом1, если это необходимо для обеспечения безопасности,

защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Таким образом, в положениях и нормах Российской Конституции заложены

прочные основы для отражения таможенным законодательством и формирующимся

таможенным правом России современного цивилизованного облика.

Таможенный кодекс Российской Федерации [5] и Закон Российской Федерации

"О таможенном тарифе" [4] отличаются друг от друга как по значимости и

степени охвата круга общественных отношений, так и по юридическим

свойствам. Вместе они образуют единое и нераздельное целое, составляя

своего рода миниконституцию современного таможенного дела в России.

Таможенный кодекс Российской Федерации – это основной таможенный Закон

периода формирования рыночных отношений в России и интегрирования ее

экономики в мировое хозяйство. В определенной мере, хотя и недостаточно

четко, эта мысль выражена в преамбуле [57] Таможенного кодекса Российской

Федерации. Закон о таможенном тарифе устанавливает не только порядок

формирования российского внутреннего рынка товаров в процессе его

взаимодействия с мировым рынком, правила обложения товаров пошлинами [4]

при их перемещении через таможенную границу [5] России, но и регулирует

рационализацию товарной структуры ввода товаров в нашу страну, поддержания

оптимального соответствия вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и

расходов [4] на территории Российской Федерации, создания условий для

прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в

стране, защиту российской экономики от неблагоприятного воздействия

иностранной конкуренции.

Таможенный кодекс Российской Федерации содержит 456 статей,

составляющих 64 главы, входящие в 14 разделов. При этом можно говорить об

условном подразделении Таможенного кодекса Российской Федерации на две

части: общую и особенную. Общая часть – это своеобразная современная

концепция российского таможенного дела. Что касается особенной части, то в

нее можно включить разделы, образующие конкретные и относительно

самостоятельные блоки таможенного дела.

Для анализа структуры таможенного законодательства очень существенна

содержащаяся в статье 11 Таможенного кодекса Российской Федерации краткая

характеристика нормативных актов Государственного таможенного комитета

России. Он издает приказы, инструкции, положения и другие нормативные акты,

образующие ныне солидный правовой массив таможенного законодательства

Российской Федерации. Нормативно-правовая деятельность Государственного

таможенного комитета России дополняет и развивает законодательную

деятельность в сфере таможенного дела. Необходимо заметить, что в ходе

написания мной работы будут использованы материалы и судебной практики на

территории Российской Федерации.

Данная практика, на мой взгляд, является "анализатором" совершенства

таможенного законодательства и вместе с тем открывает возможность увидеть

его слабые (неурегулированные) стороны.

1. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и

транспортных средств

1. Основные термины и определения.

Таможенная территория Российской Федерации – сухопутная территория

Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное

пространство над ними.

Таможенные органы Российской Федерации – это органы, непосредственно

осуществляющие таможенное дело в Российской Федерации, являющиеся

правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую

входят:

Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

Региональные таможенные управления Российской Федерации;

Таможни Российской Федерации;

Таможенные посты.

Товары – любое движение имущества, в том числе валюта, валютные

ценности, электрическая, и иные виды энергии и транспортные средства, за

исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок

пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное

оборудование.

Российские товары – это товары, происходящие из Российской Федерации,

либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории Российской

Федерации.

Иностранные товары – товары, не являющиеся российскими.

Перемещение через таможенную границу Российской Федерации – совершение

действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу

с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая

пересылку в международных почтовых отправлениях, использование

трубопроводного транспорта и линий электропередач.

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с

законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические

лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской

правоспособностью [57], созданные в соответствии с законодательством

иностранных государств, международные организации, их филиалы и

представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица – граждане [57] Российской Федерации, иностранные

граждане [57] и лица без гражданства [57].

Лица, перемещающие товары – лица, являющиеся собственниками товаров, их

покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в

соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с

товарами действий от собственного имени.

Декларант – лицо, перемещающее товары, таможенный брокер (посредник),

декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные

средства от собственного имени, таможенному органу Российской Федерации.

Перевозчик – лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся

ответственным за использование транспортного средства.

Таможенный режим – совокупность положений, определяющих статус товаров

и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской

Федерации, для таможенных целей.

Выпуск – передача таможенными органами Российской Федерации товаров и

транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение

лица.

Российские лица – предприятия, учреждения и организации с местом

нахождения в Российской Федерации, созданные в соответствии с

законодательством Российской Федерации; лица, занимающиеся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,

зарегистрированные на территории Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в

установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные

охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не

зарегистрировался в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушении

гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении

обязанностей, возложенных на них Кодексом [5], не вправе ссылаться на то,

что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Внешнеторговая деятельность – "предпринимательская деятельность в

области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией,

результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными

правами на них (интеллектуальная собственность)" [7].

Таможенная граница – "условная линия, ограничивающая таможенную

территорию Российской Федерации: "Таможенная граница – граница таможенной

территории Российской Федерации", очерчивающая пространственные пределы

действия таможенного законодательства Российского государства и разделяющая

таможенные территории сопредельных стран".

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего внешняя торговля

связаны с перемещением через таможенную границу Российской Федерации как

юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств.

При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и

таможенному оформлению. Для понимания сущности и механизмов таможенного

оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу, важно учитывать

значения основных терминов и понятий, связанных с этими процессами.

2. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через

таможенную границу Российской Федерации

Основные принципы выделены законодателем в отдельные статьи таможенного

кодекса Российской Федерации (глава 3 Таможенного Кодекса Российской

Федерации "Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств").

Рассмотрим их:

1. Принципы права на ввоз и вывоз из Российской Федерации товаров и

транспортных средств. Право на перемещение товаров и транспортных

средств через таможенную границу предоставляется всем лицам и на равных

условиях, в том числе при осуществлении внешнеэкономической

деятельности [7], но только в соответствии с требованиями таможенного

законодательства. Это означает, что существующие запреты и ограничения

(статья 20, 21 Таможенного кодекса Российской Федерации)

устанавливаются или могут устанавливаться исходя из интересов

Российской Федерации и на основании актов законодательства Российской

Федерации и международных договоров Российской Федерации. Причем

вводимые запреты и ограничения распространяются равным образом на всех

лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Так, например, если

несколько организаций пожелают вывозить товары, в отношении которых

применяются меры нетарифного регулирования,1 то они обязаны получить

необходимые разрешительные документы. Положим, одна из этих организаций

получила необходимые документы, а другая нет. Это вовсе не означает,

что принцип, указанный в статье 19 Таможенного кодекса действует

избирательно. Просто, для вывоза отдельных категорий товаров существуют

дополнительные требования, соблюдение которых распространяется на всех

лиц и на равных основаниях. Что касается лиц, перемещающих товары и

транспортные средства, то, на мой взгляд, целесообразно их подвергнуть

дальнейшему делению на участников внешнеэкономической деятельности и

физических лиц, перемещающих товары не для предпринимательской

деятельности. Необходимость такой детализации основана на том, что

специальный статус участника обусловлен, как правило, целями,

количеством и стоимостью перемещаемых товаров и транспортных средств.

2. Следующим принципом, на мой взгляд, следует отметить принцип

обязательности таможенного режима.

Так статья 22 Таможенного Кодекса Российской Федерации определяет, что

перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу

Российской Федерации производится в соответствии с их таможенными

режимами.1 В настоящее время существуют 18 разновидностей таможенных

режимов. Следовательно, при ввозе на таможенную территорию Российской

Федерации товаров и транспортных средств либо вывозе за ее пределы,

необходимо выбирать (заявлять) наиболее подходящий режим в зависимости от

цели перемещения. Заявление избранного режима является одним из

обязательных условий перемещения, поскольку именно положения таможенного

режима указывают на особенность таможенного оформления, контроля и уплату

таможенных платежей.

Принцип изменения режима закреплен статьей 25 Таможенного Кодекса

Российской Федерации: "Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный

режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества,

страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств". Таким

образом, выбор режима, равно как и его последующее изменение, находится в

зависимости от волеизъявления лица, перемещающего товары и транспортные

средства. Однако и здесь на выбор режима влияют особенности последнего.

Так, например, российская организация ввезла на таможенную территорию

Российской Федерации оборудование, поместив его под режим выпуска для

свободного обращения.1 Спустя несколько месяцев у этой организации возникла

потребность в вывозе данного оборудования, которое так и не удалось

использовать в производственном процессе. Можно ли в такой ситуации

изменить ранее примененный режим выпуска для свободного обращения на режим

реэкспорта,2 тем более что при реэкспорте ввозные таможенные платежи могут

быть возвращены (часть 1 статьи 10 Таможенного Кодекса Российской

Федерации). В этом случае изменить режим уже не удастся ввиду того, что

условия реэкспорта предусматривают вывоз специально предназначенных для

этого иностранных товаров (статья 100 Таможенного Кодекса Российской

Федерации), к которым товар, выпущенный в свободное обращение, не

относится (пункт 2 статьи 18 Таможенного Кодекса Российской Федерации).

Важно еще раз отметить, что реализация принципа свободы выбора либо

изменения режима зависит одновременно от волеизъявления лица, так и от

особенности режима.

Рассмотренные выше принципы перемещения имеют отношение в основном к

диапозитивным началам. Одновременно с этим в сочетании с диапозитивностью,

основы перемещения товаров содержат и императивные (обязательные) принципы,

достаточно жестко устанавливающие, что:

а) перемещаемые товары и транспортные средства подлежат таможенному

оформлению и контролю (статья 26 Таможенного Кодекса Российской

Федерации).

б) пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы

Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными

органами Российской Федерации, и во время их работы. Иное возможно только

по согласованию с таможенными органами (статья 27 Таможенного Кодекса

Российской Федерации).

в) никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и

транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не

завершено (статья 28 Таможенного Кодекса Российской Федерации).

г) пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами,

перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется

в соответствии с их таможенными режимами (статья 28 Таможенного Кодекса

Российской Федерации).

Подводя итог, на мой взгляд, необходимо отметить, что Таможенный Кодекс

Российской Федерации достаточно четко определяет диапозитивность

перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Российской Федерации, получившую закрепление в таких признаках как: по

кругу лиц; свободе выбора таможенного режима; количества перемещаемых

товаров и транспортных средств, частоты перемещения.

Но вместе с тем над принципами диапозитивного характера все – таки

преобладают принципы императивного характера, такие как: запрещения ввоза

(вывоза) товаров и транспортных средств; ограничение на ввоз (вывоз)

товаров и транспортных средств; соблюдение порядка перемещения товаров и

транспортных средств; обязательного выбора таможенного режима;

обязательности таможенного оформления места и времени пересечения

таможенной границы России, пользования и распоряжения товарами и

транспортными средствами.

2. Структура таможенного оформления при перемещении товаров и

транспортных средств через Таможенную границу

Российской Федерации

1. Общие положения таможенного оформления

В соответствии с пунктом 15 статьи 18 Таможенного кодекса Российской

Федерации таможенное оформление представляет собой установленный порядок

помещения товаров и транспортных средств под избранный таможенный режим

[5] и завершения этого режима.

Рассматривая установленный порядок, как совокупность мероприятий,

направленный на достижение определенного результата, таможенное оформление

можно представить в ином более развернутом виде, как совокупность

последовательно осуществляемых мероприятий, направленных на обеспечение

перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Российской Федерации.

При этом совокупность мероприятий представляет собой:

- во-первых: действия лиц, перемещающих товары и транспортные

средства через таможенную границу Российской Федерации по подаче

уведомлений [54] (о перемещении товаров и транспортных средств),

документов и сведений, необходимых для таможенных целей [54],

действия по уплате таможенных платежей [54], а также фактическое

представление перемещаемых товаров и транспортных средств для

производства таможенного досмотра [54].

- во-вторых: адекватные действия таможенных органов по приему

уведомлений (о перемещении), проверке документов и сведений,

необходимых для таможенных целей, взиманию таможенных платежей,

досмотру товаров и транспортных средств, а также действия по

принятию решения о допустимости применения заявленного

таможенного режима, включая документальное отражение принятого

решения.

Согласно статьи 126 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное

оформление производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом

Российской Федерации и актами законодательства Российской Федерации, в том

числе нормативными актами Государственного таможенного комитета России.

В качестве основополагающих источников, регулирующих установленный

порядок таможенного оформления, можно выделить такие, как раздел 4

Таможенного кодекса Российской Федерации1, приказ Государственного

таможенного комитета России от 16 мая 2001 г. № 442 "Об утверждении типовых

правил таможенного оформления и таможенного контроля,"2 приказ

Государственного таможенного комитета России от 25 января 1999 г. № 38 "Об

утверждении инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю

товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной

коммерческой деятельности".3 Кроме указанных источников существует

множество других приказов, распоряжений и указаний Государственного

таможенного комитета России, в большинстве своем устанавливающих

особенности таможенного оформления либо отдельных категорий товаров

(драгоценные камни, металлы, иностранная валюта, электрическая энергия и

др.), либо товаров, перемещаемых определенными видами транспорта

(воздушный, трубопроводный, морской).

Таможенное оформление, будучи установленным, порядком, может быть

разделено на несколько стадий: предварительного таможенного оформления и

основного таможенного оформления.

Основания для такого разделения содержатся как в Таможенном кодексе

Российской Федерации (статьи 137, 138, 143 Таможенного кодекса Российской

Федерации), так и в подзаконных документах [57] Государственного

таможенного комитета России (приказ Государственного таможенного комитета

России от 7 октября 1993 г. № 388 "Об утверждении Положения о временном

хранении (складах временного хранения)",1 приказ Государственного

таможенного комитета России от 16 мая 2001 г. № 442 "Об утверждении типовых

правил таможенного оформления и таможенного контроля" и др.)

Стадия предварительного таможенного оформления включает в себя

производство предварительных операций, то есть действий предшествующих

основному таможенному оформлению (статья 137 Таможенного кодекса Российской

Федерации). Основным назначением предварительных операций является

способствование производству основного таможенного оформления и его

ускорение, что получило закрепление в части 1 статьи 138 Таможенного

кодекса Российской Федерации.

В настоящем разделе нет необходимости в перечислении всех возможных

видов предварительных операций, так как этому посвящен отдельный раздел

моей работы, достаточно лишь заметить, что существует несколько

предварительных действий, включающих в себя операции, предшествующие

основному таможенному оформлению. Это временное хранение и доставка товаров

под таможенным контролем. Именно действие временного хранения и доставка

товаров под таможенным контролем составляют основное содержание стадии

предварительного таможенного оформления.

Вторая стадия таможенного оформления имеет название основного

таможенного оформления. Содержанием данной стадии служат действия по подаче

и проверке таможенной декларации, то есть таможенное декларирование [5].

Таможенное декларирование и есть действие, непосредственно направленное на

помещение товаров под избранный таможенный режим [5] перемещения, поскольку

только в таможенной декларации [5] лицо, перемещающее товар, указывает

конкретный таможенный режим перемещения.

Рассмотрим общие положения, относящиеся к таможенному оформлению как к

установленному порядку в целом.

Начало таможенного оформления. Статья 132 Таможенного кодекса

Российской Федерации определяет, что таможенное оформление начинается не

позднее 30 минут после того, как должностное лицо таможенного органа

заявило о своей готовности к производству таможенного оформления в

отношении конкретных товаров и транспортных средств, при соблюдении порядка

предварительных операций. Кроме того, таможенное оформление не

ограничивается лишь действиями сотрудников таможенных органов по проверке

документов и регистрации фактов, имеющих юридическое значение [57]. Это

ценный комплекс разнообразных взаимообусловленных мер как лиц,

перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, так и

таможенных органов Российской Федерации [5]. Поэтому важно сделать вывод о

том, что таможенное оформление начинается с подачи уведомлений

уполномоченных лиц о перемещении товаров и транспортных средств через

таможенную границу Российской Федерации (пункты 5, 9, 11 статьи 18

Таможенного кодекса Российской Федерации и статья 139 Таможенного кодекса

Российской Федерации).

Причем формы такого уведомления могут быть различные, в зависимости от

особенностей перемещения товаров и транспортных средств (от устного

сообщения до подачи таможенной декларации).

С началом производства таможенного оформления соприкасается место его

проведения. И в том случае Таможенный кодекс Российской Федерации дает

определение места производства таможенного оформления без учета последнего.

Так согласно части 1 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации

таможенное оформление производится в определенных для этого местах в

регионе деятельности таможенного органа [5] Российской Федерации, в котором

находятся отправитель [50] или получатель [50] товаров либо

их структурное подразделение. В тоже время такая трактовка устанавливает не

место таможенного оформления в целом, а место производства таможенного

декларирования [5]. Поэтому при определении места производства таможенного

оформления, необходимо учитывать как место производства предварительного

таможенного оформления, так и место производства основного таможенного

оформления (таможенного декларирования).

Таким образом, можно отметить, что таможенное оформление при ввозе

товаров на таможенную территорию [5] Российской Федерации начинается в

регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, где находится

место пересечения (ввоза) таможенной границы Российской Федерации (часть 1

статьи 139 Таможенного кодекса Российской Федерации) и завершается в

регионе деятельности таможенного органа [5] Российской Федерации, в котором

находится получатель товаров либо его структурное подразделение (часть 1

статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации).

При вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской

Федерации таможенное оформление начинается в регионе деятельности

таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель

товаров (часть 1 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации), и

завершается в регионе деятельности таможенного органа Российской

Федерации, где находится место вывоза товара за пределы таможенной

территории Российской Федерации (часть 2 статьи 139 Таможенного кодекса

Российской Федерации).

В случае, если лицо, перемещающее товар (отправитель либо получатель

товара), находится в регионе деятельности так называемого пограничного

таможенного органа Российской Федерации, тогда место ввоза и место

декларироваия товаров, либо наоборот, место декларирования и место ввоза

товара, как правило, совпадают.

Кроме выделенных закономерностей существует ряд исключений,

устанавливающих иные возможные места производства таможенного оформления.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ