Рефераты
 

Проблемы определения таможенной стоимости

оцениваемых товаров с учетом предполагаемой прибыльности получаемой

иностранным партнером в результате экспорта товаров в Российскую Федерацию.

Данная информация базируется на бухгалтерских отчетах производителя-

экспортера, соответствующего общепринятым принципам учета и применяемым в

стране производителе. В отличии от ранее рассмотренных методов определения

таможенной стоимости, данный метод нормативными документами слабо

комментируется в части практики применения, в этом просматривается

проблематичность его использования. Иностранными. партнерами вся

предоставляемая в адрес российских участников ВЭД информация расценивается

как коммерческая тайна, не говоря уже о получении конкретных бухгалтерских

отчетов, особенно касаемых вопросов прибыльности.

Для полноправного применения данного метода, даже допустив, что клиент

предоставит интересующую таможенный орган информацию необходимо знать:

1. Правила международной торговли.

2. Общепринятые мировые принципы ведения бухгалтерского учета.

3. Специфику таможенного законодательства, используемые меры тарифного

регулирования в разрезе конкретной страны.

Метод 6 (Резервный метод) (ст.24 Закона) применяется в том случае,

если таможенный орган аргументировано считает невозможным использование

методов 1 -5. Таможенная стоимость определяется с учетом мировой практики,

но на базе гибкого применения методов 1-5.

Данный метод не устанавливает какую-либо исходную базу оценки. В качестве

таковой для определения таможенной стоимости могут использоваться:

а) цена сделки с оцениваемыми товарами (на базе метода 1, например,

отсутствие некоторых доказательств, подтверждающих таможенную стоимость).

Практически широко используется применение метода 6 на базе метода 1 при

условном выпуске товаров с проведением корректировки таможенной стоимости

и. определении условной (временной) таможенной стоимости.

б) таможенная стоимость идентичных, однородных товаров (товары одного

класса и вида - это товары, относящиеся к одной отрасли промышленности и

имеющие примерно одинаковую репутацию на рынке) или товаров того же класса

и вида, принятая таможенным органом и отвечающая установленным требованиям

(метод 6 на базе методов 2,3).

В данном варианте допускается гибкость в отношении:

• срока ввоза товаров;

• ввоз другим производителем;

• производство в другой стране.

в) цена оцениваемых идентичных или однородных товаров или товаров того же

класса и вида, по которым они продаются на рынке РФ и скорректированная с

учетом необходимых вычетов (метод 6 на базе метода 4).

Гибкая трактовка требований допускается в отношении:

• сроков продажи товаров на внутреннем рынке:

• страны, в которой производились, так и другой страны;

• наличие взаимозависимости с учетом поправок.

г) результаты товарно-стоимостной экспертизы;

д) ценовые данные из нейтральных источников информации. К ним можно отнести

каталоги, издания, содержащие торговое описание товаров и их цены,

прейскуранты, прайс-листы, биржевые котировки. Но при обращении к данным

источникам необходима строгая -адресность получаемой ценовой информации.

Необходимо отметить, что в качестве основы для определения таможенной

стоимости по методу 6 не могут быть использованы:

• цена товара на внутреннем рынке;

• цена товара российского происхождения;

• цена товара, поставляемая из страны вывоза в третьи страны;

•. произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена. Таким

образом, наиболее реальное применение метода б выразилось через гибкое

применение метода 1, что наиболее документально подтверждено и не вызывает

конфликтных ситуаций с клиентами.

В развитие настоящего приказа ГТК России N 1 от 5.01.94 на основании

обращений из таможен и от участников ВЭД, по линии ГТК России подготовлены

комментарии и разъяснения отдельных пунктов, рассматриваются частные

ситуации, например, по вопросам применения метода 6 для определения

таможенной стоимости ввозимых товаров, которым определены единообразные

подходы в отношении гибкого применения метода 6 на базе других методов и

конкретные примеры расчетов или порядок контроля за стоимостной квотой, в

пределах которой отдельным организациям предоставлена льгота в виде

освобождения от уплаты таможенных платежей по ввозимым товарам.

Таким образом, ужесточается контроль со стороны таможенных органов за

исполнением выделенных стоимостных квот с освобождением от уплаты

таможенных платежей.

Одним из проблематичных вопросов при определении таможенной стоимости

является ценовая информация, которая используется для, оценки товаров по

методам 2-6

Основными источниками всей ценовой информации является внутренняя

таможенная база, состоящая из данных ГТД и ДТС. Обязательность сбора

ценовой информации рекомендуется Таможенно-тарифным управлением ГТК РФ.

Отдел КТСиВК таможни формирует собственную справочно-информационную базу

данных, ориентированную на номенклатуру товаров, характерных в таможенном

оформлении для Томской области.

Во всех нормативных документах по накоплению различного рода ценовой

информации особо обращается внимание на то, что цены, содержащиеся в

информационных справочниках, не должны применяться для замены цены сделки,

указанной в контракте и счете фактуре. Данные цены могут использоваться

таможенными органами в процессе контроля таможенной стоимости только в

качестве ориентировочной справочной информации для осуществления

предварительного сравнения с заявленной ценой сделки.

Обычно частные ситуации по линии таможенных органов возникают уже в

ходе таможенного оформления с использованием нормативных документов на

практике.

Так, для Томской таможни была актуальна проблема определения

таможенной стоимости бывшего в употреблении оборудования Сибирского

химического комбината при его экспорте. Высокотоннажные изделия

электротехнической промышленности (мощные трансформаторы и

электродвигатели, теплообменники), которые экспортировались в целях их

переработки как лома черных и цветных металлов, по ряду причин могли

классифицироваться по Товарной номенклатуре ВЭД только как оборудование.

Однако

стоимость бывшего в употреблении аналогичного оборудования по справочной

информации в 5-6 раз превышала как их остаточную стоимость, так и стоимость

металлического лома из соответствующих металлов. В результате этого,

изменялись таможенная и фактурная стоимости, что приводило к неправильной

оценке величины необходимой к репатриации экспортной валютной выручки. С

целью обеспечения достоверности информации была введена процедура

корректировки таможенной и фактурной стоимости с использованием бланков

формы КТС-1, КТС-2, согласованная с отделом таможенной стоимости и

валютного контроля Западно-Сибирского таможенного управления. Данная схема

устраивала как экспортера, так и уполномоченные банки, так как позволяла

достоверно оценивать как фактурную, так и таможенную стоимость товара, и

тем самым избежать объяснений по поводу недопоступления валютной выручки.

На практике встречаются случаи, когда ценовая информация "отстает" по

времени от реальной величины таможенной и фактурной стоимости. Особенного

это касается сезонных цен на ввозимые в Россию фрукты и овощи, которые

могут значительно отличаться в зависимости от уровня цен (т.е. от урожая),

времени их ввоза. Так, таможенная стоимость яблок, ввезенных в г. Томск из

Венгрии в октябре 1998 г., составляла лишь 30 процентов от справочной цены

на аналогичную продукцию, которая была зафиксирована в июле того же года.

В системе таможенного оформления также не предусмотрена процедура

корректировки таможенной стоимости, а тем более фактурной стоимости по

количеству после вывоза товара за рубеж. Она разработана только для

ввозимых товаров и утверждена приказом ГТК РФ N 1 от 05.01.94.

Конечно, практически невозможно подготовить идеальный документ,

учитывающий все аспекты внешнеэкономической деятельности в свете требований

таможенного законодательства. Но на сегодняшний день, несмотря на действие

.Закона РФ "О таможенном тарифе", в Таможенном Кодексе РФ понятие

определения и контроля (корректировки) таможенной стоимости официально не

фигурирует, а только косвенно увязывается в части полноты начисления

таможенных платежей, осуществления таможенного контроля. Однако она

рассматривается, только как объективная сторона правонарушений при

заведении дела о НТП (ст.282 ТК РФ). Участниками ВЭД в некоторых случаях

справедливо ставится под сомнение правильность принятых решений

должностными лицами таможни.

Последующий контроль за правильностью определения таможенной стоимости

после выпуска товаров в свободное обращение в ходе проверок финансово-

хозяйственной деятельности участников ВЭД, т.е. второй этап осуществления

контроля, осуществляется

следующим образом:

• плановые проверки, которые проводятся на основании плана работы,

утвержденного руководителем таможни, по фактам возможных нарушений

таможенного законодательства, полученным в результате анализа

"сомнительных" сделок, выявленных как в ходе таможенного оформления, так и

из других источников оперативной информации;

• внеплановые проверки:

а) оперативные проверки, которые проводятся по факту выявления нарушений,

или перепроверки имеющейся информации;

б) тематической проверки по заданию регионального таможенного управления

или ГТК России.

Для расследования "сомнительных" сделок проводятся проверки после

выпуска товаров силами отдела КТСиВК, таможенной инспекции с привлечением

сотрудников отдела таможенных расследований в наиболее сложных случаях.

Проверкам финансово-. хозяйственной деятельности предшествует анализ

контрактов внешнеторговой деятельности участников ВЭД, который в свою

очередь позволяет выявить возможные нарушения таможенного и валютного

законодательства РФ.

Как показывает практика, основным видом нарушения при определении ТС,

заявленной декларантом, является ее несоответствие данным бухгалтерского

учета, что приводит во всех случаях к занижению ТС.

Например, оприходование товара в бухгалтерском учете производится, как

рекомендовано Федеральной службой по осуществлению контроля за "...

полнотой и своевременностью...". На практике оприходование производится по-

разному в зависимости от утвержденной системы бухгалтерского учета и от

опыта бухгалтера. В основном, оприходование производится на основе

выставленных счетов (ТТН), т.е. фактурной стоимости без учета всех

дополнительных расходов, которые определяют таможенную стоимость.

Списание дополнительных расходов по доставке товара (в основном.

транспортные расходы, страховка и др.) относится сразу же на издержки

предприятия (себестоимость).

Таким образом, при сравнении стоимости товаров по данным

бухгалтерского учета и данным по ГТД (гр.12, 45) происходят несовпадения,

которые расцениваются как занижение таможенной стоимости, т.е. нарушение

таможенных правил по ст.282 ТК РФ. При этом необходимо "выискивать" в

бухгалтерских проводках суммы соответствующих дополнительных расходов,

относящихся к данному товару, что при большой номенклатуре товаров, сложно,

не говоря уже о предприятиях с большими производственными оборотами.

Для единообразного толкования понятия "оприходование товаров в целях

бухгалтерского учета" необходимо параллельное согласование данного вопроса

с Государственной налоговой службой и Министерством финансов путем

разработки методологии с указанием конкретных бухгалтерских проводок в

зависимости от различных условий поставок, что подчеркивают как участники

ВЭД, так и сотрудники таможни.

2.3. Особенности взимания таможенных платежей при перемещении товаров через

таможенную границу Российской Федерации (на примере транспортных средств)

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет особый порядок

перемещения через таможенную границу России транспортных средств. Причем

для осуществления таможенного контроля важны цели такого перемещения,

которые можно разделить на две группы:

1. Перемещение транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров

и товаров (ст.ст.18, 107 ТК РФ).

2. Перемещение транспортных средств в качестве товара (ст. 107 ТК РФ).

Перемещение, например, автомобиля как средства международных перевозок

осуществляется в соответствии с таможенными режимами, как правило,

временного ввоза (вывоза) или транзита. Их таможенное оформление проводится

в общем порядке за исключением одной особенности: лицо, перемещающее

транспортное средство, берет на себя обязательство об обратном вывозе

(ввозе) транспортного средства в установленные таможенным органом сроки.

Не вызывает затруднений таможенный контроль транспортных средств,

перемещаемых юридическими лицами, поскольку их таможенное оформление

осуществляется в соответствии с таможенными режимами, применяемыми как к

транспортным средствам, так и к любым другим товарам. Положениями о

применении таможенных режимов порядок перемещения этого товара достаточно

полно урегулирован.

Особые проблемы в трактовке требований нормативных документов

возникают при осуществлении таможенного оформления транспортных средств

физическими лицами, что послужило поводом для более полного анализа его

особенностей.

В развитие норм Таможенного кодекса РФ, регулирующих порядок

перемещения транспортных средств через таможенную границу России

физическими лицами, в последнее время были приняты ряд подзаконных актов:

Постановление Правительства России от 18 июля 1996 г. N 808 "О порядке

перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской

Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной

коммерческой деятельности" , а также Приказы ГТК России от 18 октября 1996

года № 645 и от 30 января 1997 года № 35. Установленные этими документами

правила определяют порядок ввоза и вывоза транспортных средств,

перемещаемых физическими лицами в качестве товара.

Прежде всего. Постановление № 808 формализует отнесение ввозимого

транспортного средства в качестве товара либо к торговому, либо к

неторговому обороту, т.е. определение условий таможенного оформления в

зависимости от цели перемещения и предназначения транспортного средства.

Физическое лицо может заявить к таможенному оформлению в торговом

обороте любое транспортное средство только после подтверждения статуса

индивидуального

предпринимателя. Вследствие этого на физическое лицо возлагаются те же

обязанности, что и на юридических лиц:

• декларировать товар с использованием грузовой таможенной декларации;

• выполнять общий порядок и условия тарифного (т.е.выплачивать совокупный

таможенный платеж) и нетарифного регулирования (например, представлять

сертификат соответствия на партию товара). Вместе с этим предприниматель

получает права:

• поместить транспортное средство под любой таможенный режим, если

выполняются условия такого помещения (например, заявить режим реимпорта

можно только для товаров, экспортировавшихся из России или СССР не ранее,

чем за десять лет до ввоза);

• воспользоваться таможенными льготами, если таковые предоставляются в

отношении заявленного таможенного режима (например, освобождение от уплаты

таможенных платежей при ввозе автомобилей российского производства,

зарегистрированных на территории бывших республик Союза ССР до 31 декабря

1991 года, не выплачивать таможенные пошлины, НДС и акцизы при реимпорте

российских автомобилей);

• после завершения таможенного оформления в режимах "Экспорт", "Выпуск для

свободного обращения" использовать транспортное средство в производственных

или иных коммерческих целях.

В случае неподтверждения физическим лицом статуса предпринимателя, как

это бывает в большинстве случаев, предполагается, что транспортное средство

предназначено для неторгового оборота, т.е. ввозится для личных целей. В

этом случае физическое лицо получает право:

• осуществить таможенное оформление в упрощенном порядке (путем подачи

таможенному органу краткого заявления);

• воспользоваться рядом льгот при уплате таможенных платежей.

Российские вести, N 47, 13.03.97

Вместе с тем, физическое лицо, не подтвердившее статус индивидуального

предпринимателя:

• теряет право перемещать транспортное средство под большинство таможенных

режимов, за исключением режимов уничтожения и отказа в пользу государства,

поскольку упрощенный порядок таможенного оформления фактически является

"внережимным";

• в ряде случаев теряет право использовать транспортное средство для

производственной или иной коммерческой деятельности, а также право

отчуждать это транспортное средство.

На порядок таможенного оформления в неторговом обороте существенно

влияет вид транспортного средства. Порядок таможенного оформления любых

транспортных средств, ввозимых в личных целях, регулируется "Общими

правилами перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу

Российской Федерации". Для легковых же автомобилей (товарная группа 8703 по

ТЫ ВЭД СНГ) установлен особый порядок таможенного оформления (что

объясняется отнесением их к перечню подакцизных товаров), который

регулируется "Общими правилами перемещения через, таможенную границу

Российской Федерации транспортных средств физическими лицами. В дальнейшем

при анализе особенностей таможенного оформления транспортных средств

сравнение удобно вести в отношении групп 8703 (легковые автомобили) и 8704

(грузовые автомобили).

Поскольку процедура упрощенного порядка таможенного оформления для

всех видов транспортных средств одинакова, предметом анализа стала величина

таможенных платежей и условия предоставления льгот при таможенном

оформлении -транспортных средств в неторговом обороте. Льготы по уплате

таможенных платежей при ввозе легковых автомобилей предоставляются в

описанных ниже случаях:

• если физическое лицо стало владельцем транспортного средства на

территории бывшего Советского Союза до 31 декабря 1991 года;

• физическим лицам, переезжающим на постоянное место жительства в

Российскую Федерацию;

• беженцам и вынужденным переселенцам;

Те же категории физических лиц получают льготы по уплате платежей и

при ввозе в Россию прочих транспортных средств. Кроме того, различной

степени льготы (от-полного освобождения от уплаты платежей до уплаты

платежей по единой ставке от 30 до 50 процентов от таможенной стоимости

транспортного средства) предоставляются, если стоимость таких транспортных

средств не превышает 10 тысяч долларов.

В настоящее время льготы по уплоте таможенных платежей стараются

получить граждане имеющие статус, ссылаясь на соответствующие законы: “О

статусе Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеры орденов

Славы” Некоторые суды общей юрисдикции на основании исков от данных лиц

обязывают таможенные органы оформлять транспортные средства на льготных

условиях. Однако ГТК РФ разослал в таможни телефонограмму от 24.01.2000 № Т-

1492 “О приостановке выдачи паспортов транспортных средств”, на основании

которой таможня временно не выдает ПТС на растаможенные на таких основаниях

автомобили. Однако это лишь полумера которая не закрывает полностью прореху

в нашем законодательстве. Это может исправить либо постановление Верховного

суда либо новый закон который вправе принять только Государственная Дума.

Как показывает анализ заявлений на таможенное оформление транспортных

средств, самыми "дорогими" с точки зрения уплаты таможенных платежей

являются легковые автомобили, минимальные платежи за которые составляют

64,3 процента таможенной стоимости.

Совокупный таможенный платеж при ввозе легковых автомобилей расчитывается

по следующей схеме:

1. Определение таможенной стоимости.

2. Исчисление таможенного сбора за таможенное оформление:

Величина таможенного сбора при оформлении автомобиля в личных целях

составляет 0,1 % таможенной стоимости. Таким образом сбор за таможенное

оформление на 100 условных единиц таможенной стоимости (100 у.е.) составит

0,001 100= 0,1 у.е.

3. Исчисление ввозной таможенной пошлины:

Ставка ввозной таможенной пошлины для товарной группы 8703 составляет 30 %

таможенной стоимости (но не менее 0,4...2,5 ЭКЮ за 1 куб. см объема

двигателя для различного класса автомобилей - так называемая,

комбинированная ставка таможенного тарифа). Таким образом минимальная

величина ввозной таможенной пошлины на 100 у.е. составит 30 у.е.

4. Исчисление акциза.

Ставка акциза по легковым автомобилям составляет 5% .

Сумма акциза исчисляется по формуле:

А

С = Н ————————, где 100%-А

100% -А

С- сумма акциза,

Н - объект обложения (таможенная стоимость, увеличенная на таможенную

пошлину и таможенные сборы),

А - ставка акциза в процентах. Таким образом сумма акциза составит:

(100 у.е. + 30 у.е. + 0,1 у.е.) х 5 : (100-5)= 6,847 у.е.

5. Исчисление НДС.

Ставка налога 20 %. В облагаемую базу включаются: таможенная стоимость,

ввозная пошлина, акциз.'

Таким образом, сумма НДС составит: 0,2 (100+30+6,847)= 27,369 у.е.

6. Исчисление суммы таможенного платежа.

Сумма таможенного платежа: 0,1 + 30 + 6,847 + 27,369 = 64,316 у.е. Кроме

того, процедура подтверждения заявленных в декларации на таможенное

оформление сведений постоянно усложняется. Так, если раньше не требовалось

предоставление сертификатов, подтверждающих страну происхождения

автомобиля, то с появлением в государствах СНГ совместных предприятий по

производству автомобилей для получения льгот необходимо выполнить ряд

условий.

Например, при ввозе автомобилей узбекского производства (моделей

"Нексия", "Тико и "Дамас"), выпускаемых на совместном предприятии

"UzDAEWOO", необходимо, чтобы одновременно:

• товар экспортировался резидентом Республики Узбекистан и ввозился

резидентом Российской Федерации с таможенной территории Республики

Узбекистан. При этом под резидентом понимаются организации, созданные на

территориях этих государств, либо физические лица, постоянное проживающие

на территориях этих государств;

• импортером представить декларацию-сертификат о происхождении товара по

форме СТ-1, выданный уполномоченным органом Республики Узбекистан, и

экспортную декларацию, оформленную таможенным органом Республики

Узбекистан.

Государственный таможенный комитет России неоднократно выходил с

предложениями в Правительство Российской Федерации об упрощении процедуры

таможенного оформления автомобилей, ввозимых физическими лицами для личных

целей и об уменьшении величины полагающихся к оплате платежей, однако

данное предложение

отклоняется по мотивам поддержки российских производителей транспортных

средств.

3. Определение таможенной стоимости в условиях работы Томской таможни.

3.1. Взаимодействие между структурными подразделениями Томской таможни при

доначислении и довзыскании таможенных платежей.

Основным направлением работы таможенных органов является

совершенствование технологии взимания таможенных платежей и безусловное

выполнение заданий по формированию ФБ.

В условиях снижения объёма производства и объёма внешнеторговых

операций трудно выявить новые резервы роста доходов, поэтому всё большую

значимость приобретает создание оптимальных схем таможенного оформления и

таможенного контроля, слаженность и тесное взаимодействие всех структурных

подразделений таможни.

Рассматривая проблему доначисления и довзыскания таможенных платежей в

Томской таможне, следует, прежде всего, отметить, что наиболее успешное

решение этой задачи зависит от того как налажена работа по профилактике и

предупреждению возникновения задолженности. И именно это направление в

Томской таможне в настоящее время отлажено наиболее четко. Это подтверждают

следующие цифры.

Так, за 1999год не было ни одного случая доначисления ТП, выявленных в

ходе 100%-го вторичного контроля отделом таможенных платежей и отделом

тарифного и нетарифного регулирования.

Отделом таможенной инспекции за 1999 год проведено 54 проверки ФХД

участников ВЭД и не выявлено ни одного случая необоснованного

предоставления льгот и других нарушений, повлекших доначисление ТП.

В ходе вторичного контроля отделом таможенной стоимости было выявлено

несколько случаев занижения таможенной стоимости, однако в этих случаях

доплата доначисленных ТП была произведена ещё на стадии проведения КТС.

Напротив, до выпуска товара, в процессе таможенного оформления

произведено за 1999г. 153 КТС по 350 товарам, доначислено и полностью

взыскано 660 тыс.руб. Принято более 100 решений по определению кода товара

и признанию действительными сертификатов страны происхождения товаров,

доначислено и взыскано 18 тыс.руб. Во всех случаях предоставления льгот,

кроме товаров медицинского назначения, решение также

принималось до выпуска товара коллегиально несколькими отделами.

Всего в 1999году включено в список должников по уплате ТП всего 2

организации. В обоих случаях задолженность образовалась в результате

предоставления освобождения от уплаты ТП по решению начальника таможни при

ввозе на территорию РФ товаров образовательного характера. Письменное

обязательство этих организации о предоставлении подтверждений

Минобразования России о характере изданий не было предоставлено в

установленный им срок. В результате составлен акт на бесспорное взыскание и

выставлено инкассовое поручение. Одна из задолженностей в настоящее время

уже погашена.

Большую помощь в распределении функций по учету и взысканию

задолженности между структурными подразделениями таможни оказал ГТК,

разработав, наконец, методические рекомендации, т.к. раньше всё, в том

числе и розыск реквизитов и юридического адреса должника было на ОТП. И

дело даже не в трудоёмкости этой работы, а в том, что задолженность

обнаружена, акт оформлен, передан в ОТП, а пока появится возможность

разыскать реквизиты, сроки уходят.

Очень сложно решался в Тоской таможне вопрос по передаче документов

для обращения взыскания через судебных приставов. В настоящее время схема

взаимодействия согласована со всеми структурными подразделениями таможни,

что позволяет организовано и слажено работать.

В результате, случаев возникновения задолженности практически нет, а если

она вдруг и выявляется, то часто взыскание производится отделом

обнаружившим недоимку путём добровольного погашения долга.

Проблема признания задолженности безнадёжной неоднократно поднималась

и может быть решена только на правительственном уровне, но тем не менее...

Затронув тему, имеющихся но этому направлению нашей работы проблем, хочется

остановиться ещё на одной из них. Почему очень сложно, а зачастую и

практически невозможно довзыскать доначисленные после завершения

таможенного оформления ТП? Просто предусмотренный действующим

законодательством порядок взыскания задолженности предусматривает

применение процедуры бесспорного взыскания только после уведомления

должника о необходимости погашения недоимки путём направления требования об

уплате. Естественно, если должник не собирается погашать задолженность, он

быстро обнуляет счета, да и имущество старается ликвидировать и, в

результате, взыскивать не с чего. Понятно, что какой-то срок для

добровольного погашения задолженности перед применением бесспорного

взыскания должен быть. Однако, можно было бы применить пока хотя бы

приостановление операций по счетам должника или арест имущества.

Это безусловно тоже компетенция правительственного уровня, но решение

этого вопроса могло бы снять массу проблем и позволило бы хоть немного

сдвинуть с мёртвой точки взыскание недоимок. А ведь это действительно

резерв увеличения собираемости ТП.

Далее хочется ещё высказать пожелание попробовать ЗСТУ своими силами или с

помощью ГТК разработать порядок взыскания недоимок по уплате ТП.

образовавшихся по незадекларированным товарам ( недоставка товаров,

реализация без ведома таможни и, т.д.). Ведь непонятна не только сама

процедура такого взыскания, но и не очень ясно. какие действия в этом

направлении законны, а какие нет.

Проблем, конечно, предостаточно, но резервы для успешной экономической

деятельности есть. Теперь важно использовать их с наибольшей отдачей.

Уровень организации работы постоянно совершенствуется и сегодня он уже

достаточно высокий. Но впереди еще многое можно и нужно сделать и, при

понимании этих проблем вышестоящими организациями это конечно возможно.

3.2. Проблемы определения таможенной стоимости ввозимых товаров

Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер

тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным

нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения во многом

предопределяется теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления

базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. зависят от той

стоимости товара -которая используется в качестве базы налогообложения.

В установлении четких правил определения налогооблагаемой базы при

перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации

заинтересовано как государство, так и коммерческие круги. Так, в

федеральном бюджете значительная доля его доходной части формируются за

счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственным органам для

планирования ожидаемых поступлений в бюджет необходимо знать порядок

исчисления налогооблагаемой базы. Для коммерческих кругов знание правил

налогообложения ввозимых товаров - это реальная эффективность

внешнеэкономической деятельности, прибыли и убытки от конкретных сделок и

операций.

С учетом этого становится понятным, почему в международной торговой

практике использование различных национальных методик определения

таможенной стоимости обычно рассматривается в качестве нетарифного барьера.

Это дает властям страны реальную возможность для усиления

протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.

В связи с этим правомерно встает вопрос: какая же стоимость товара

может быть принята в качестве базы для расчета таможенных платежей? Как

известно, экономика оперирует различными стоимостными категориями начиная

от себестоимости и заканчивая его розничной ценой, по которой он продается

конечному потребителю, Очевидно, что на различных этапах продвижения

товара от изготовителя к потребителю его стоимость будет различна, т.к.

будет включать различные ее составляющие. При этом каждая из этих

стоимостей рассчитывается по вполне определенным правилам и имеет свое

функциональное назначение.

1. Стоимость товара, которая используется для расчета таможенных платежей

при перемещении товаров через таможенную границу, образуется на

определенном этапе продвижения товаров от продавца к покупателю. включает

соответствующие этому этапу компоненты (составляющие затрат и прибыли) и

рассматриваются в качестве таможенной стоимости товаров.

Так в случае заявления временно ввезенных товаров к таможенному режиму

выпуска для свободного обращения, а временно вывезенных товаров - к

таможенному режиму экспорта, применяется таможенная стоимость действующая

на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза (вывоза).

При этом не учитывается фактическое состояние товара, то есть. изменения

его физических и других характеристик, которые мог претерпеть данный

товар, помещенный под таможенный режим «временного ввоза (вывоза)». Нужно

учитывать, что амортизационные издержки в зависимости от вида товара могут

составлять разный процент от таможенной стоимости данного товара.

Таможенная стоимость - это та стоимость, которая используется в целях

таможенного обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы для

исчисления таможенных платежей. При изменении таможенного режима раннее

освобожденные от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость

и акцизов временно ввозимые (вывозимые)товары и транспортные средства будут

проводить таможенное оформление с полной уплатой вышеперечисленных

таможенных платежей. Поэтому необходимо учитывать амортизационные издержки

для более точного определения таможенной стоимости.

2. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» закладывает основы для

обеспечения «справедливой, единообразной и нейтральной системы оценки

товаров». Установление единых для всех участников ВЭД , методов определения

таможенной стоимости, не зависящих от субъекта, их применяющего, ставит

всех участников ВЭД .в равные конкурентные условия. На практике обеспечение

нейтральной системы оценки в ряде случаев затруднено действующей схемой

подтверждения таможенной стоимости. Так, при наличии сделки купли-продажи и

соблюдения условий применения первого метода определения таможенной

стоимости (по цене сделки с ввозимыми товарами), цены на товары в ряде

случаев остаются весьма низкими. Такие случаи характерны для участников

ВЭД, имеющих иностранные инвестиции и частных предпринимателей. Анализ

наличия взаимозависимости либо влияния каких-либо других факторов на цену

сделки результатов не дает. Постановка на мониторинг и последующие проверки

финансово-хозяйственной деятельности полностью подтверждают принятую цену

сделки. Соответственно, хотя и имеется факт наличия достаточно низких цен

на товары, оснований для их изменения у таможенного органа нет. При

существующей и развивающейся системе различных способов взаиморасчетов,

такие как, расчет наличными, с помощью пластиковых карточек, взаимозачетов,

которые могут производиться неофициально через третьих лиц без отражения

данных операций в бухгалтерском учете, у недобросовестных участников ВЭД

появляется возможность скрыть истинную цену сделки, а механизм контроля в

свою очередь не позволяет пересмотреть достаточно низкие цены. В данном

случае считаем необходимым либо расширить перечень товаров с уровнем

минимальной их стоимости, либо предусмотреть обязательный перечень

дополнительных документов, необходимых для таможенного оформления при

определении таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами

(метод № 1). :

3. Следующим проблемным вопросом является определение таможенной стоимости

товаров, перемещаемых в качестве вклада в уставной фонд предприятий с

иностранными инвестициями или в качестве гуманитарной и технической

помощи, а также поставки товаров по сделкам купли-продажи в адрес

-взаимозависимых лиц. Письмом ГТК РФ от 05.05.97r, №07-11/8354 дано

разъяснение, что таможенная стоимость таких товаров определяется с помощью

методов 2-5. Затруднение вызывает оценка методами 2-6 товаров

технологического характера единичного производства, когда идентичных и

однородных товаров практически не калькуляция цен изготовителя данного

товара также не может быть представлена, экспертное заключение, в силу

специфики товара затруднено, соответственно изменить таможенную стоимость,

заявленную на основания предоставленных документов не представляется

возможным. В данном случае считаем необходимым ввести представление при

таможенном оформлении обязательного перечня дополнительных документов,

которые предусматривали бы экспертное заключение уполномоченных

Компетентных организаций.

4. Проблемным вопросом также является определение таможенной стоимости при

предоставлении покупателю за импортируемый товар определенных скидок,

которые, как правило, оговорены в контрактах и отражены в счетах-фактурах.

Затруднение вызывает возможный уровень принятия предоставляемых скидок при

таможенном оформлении в зависимости от их размера и характера. Нелбходимо

законодательно установить возможный перечень, границы предоставляемых

скидок по их характеру и размерам в зависимости от видов товаров для

применения при определении таможенной стоимости.

5. При поступлении товаров в результате досмотра обнаруживается его

несоответствие по количеству и качеству. Причем, как правило, между

покупателем и продавцом до начала или в процессе таможенного оформления

отношения урегулируются путем предоставления дополнительных соглашений,

предусматривающих несоответствие по. количеству и качеству. Возникает

вопрос о достаточности документального подтверждения урегулированности

отношений между продавцом и покупателем и возможности учета данного

несоответствия при расчете таможенной стоимости. Особенно остро встает

вопрос, когда несоответствие товара по количеству и качеству возникло после

ввоза на таможенную территорию РФ. Следовательно необходимо внести

изменения в нормативные акты, регламентирующие вопросы определения

таможенной стоимости товаров при несоответствии их по количеству и качеству

с указанием наличия обязательного перечня дополнительных документов для

признания данного несоответствия при определении таможенной стоимости.

6. Проблема курсовой разницы, возникающая при несовпадении валюты цены и

валюты платежа. Если условиями контракта предусмотрены две валюты ( валюта

цены и валюта платежа), которые отражены в ПС ( ПСи ), при таможенном

оформлении товара в ГТД необходим) заявив фактурную и таможенную стоимость

в валюте цены. Однако при пересчете таможенной стоимости по курсу на дату

таможенного оформления в валюту платежа полученная величина будет

отличаться от суммы , подлежащей оплате по контракту , так как валютная

оговорка предусматривает иной курс пересчета . Таким образом , происходит

искажение информации, которое влечет за собой в некоторых случаях

занижение таможенной стоимости и, следовательно, уменьшение суммы

таможенных платежей . В данном случае возможно заявлять фактурную

стоимость в валюте, цены в соответствии с контрактом , счетом-фактурой и

ПСи , а при расчете таможенной стоимости использовать сумму в валюте

платежа . подлежащую уплате продавцу . пересчитанную в валюту цены по курсу

на дату таможенного оформления .

7. В счете, выставленном контрактодержателем при ввозе товаров, указана

сумма в нескольких валютах. Кроме того, к таможенному оформлению предъявлен

счет от непосредственного производителя, сумма которого превышает сумму,

указанную в счете контрактодержателя, Возникает вопрос на основе какой

суммы необходимо произвести определение таможенной стоимости товара.

Следует привести в соответствие суммы указанные в счетах-фактурах

контрактодержателя непосредственного производителя товаров. Декларирование

производится в валюте цены контракта .

Таким образом, дальнейшее развитие способов определения таможенной

стоимости товаров должно быть направлено на совершенствование систем

документального контроля, что безусловно даст возможности расширения

реализации основных принципов исчисление базы налогообложения ввозимых

товаров.

Таковы наиболее часто встречающиеся проблемы по определению таможенной

стоимости, возникающие у сотрудников отдела таможенной стоимости и

валютного контроля в процессе таможенного оформления товаров.

Литература

1.Конституция Российской Федерации.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации..

3. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акцизах»:

Федеральный закон от 10.01.97 № 12-ФЗ.

4. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности': Закон РФ

от 07.07.95.

5. О закрытом административно – территориальном образовании: Закон РФ от

14.07.92 № 3297-1.

6. О таможенном тарифе : Закон Российской Федерации от 25.05.93.

7. О Государственном таможенном комитете РСФСР: Указ Президента Российской

Федерации от 25.10.91 № 161

8. О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР:

Указ

Президента РСФСР от 15.11.91. с изменениями, внесенными Указом Президента

РФ от

27.10.92.

9. О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской

федерации:

Указ Президента РФ от 18 июля 1992 года.

10. 0 неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной

границе

Российской Федерации: Постановление Совета Министров – Правительства РФ от

24 мая

1993 года.

11. О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу

Российской

Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной

коммерческой

деятельности: Постановление Правительства РФ 18 июля 1996 г. №808

12. 0 товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении

внешнеэкономической

деятельности, и . о таможенном тарифе Российской Федерации: Постановление.

Правительства РФ от 27.12.96 № 1560

15. Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров,

ввозимых на территорию Российской Федерации: Постановление Правительства РФ

от 05.11,92 года № 856

16. 0 порядке определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на

территорию

Российской Федерации»/ Приказ ГТК РФ от 3 декабря 1992 г. № 577

17. О порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в

отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых

с территории Российской Федерации: Инструкция ГТК РФ № 01-20/741,

Госналогслужбы РФ № 16 от 30.01. 93.

18. О справочниках по различным видам автотранспорта: Письмо ГТК РФ от

14.12.94 № 01-13/14164

19. О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской

Федерации»:

Приказ ГТК РФ от 05.01.94 № 1

20. Об определении страны происхождения легковых автомобилей, производимых

в республике Узбекистан: Указание ГТК РФ от 19.12.96 № 01-14/14QQ29.

21. Об утверждении реестра банков и иных кредитных учреждений, которые

могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами: Приказ ГТК

РФ от 4 марта 1996 г. № 120

22. Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров,

ввозимых на территорию Российской Федерации»/ Приказ ГТК РФ от 05.01.94 №

1, приложение 1.

23. Но вопросу корректировки таможенной стоимости товаров по количеству и

качеству:

Указание ГТК РФ от 5 августа 1994 г.№ 01-12/83535.

24. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. – М.: Автор,

1995.- 288 с.

25. Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации. – М. Юрид.

лит.1996.- 384 с.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ