Проблемы функционирования льготных таможенных режимов
Проблемы функционирования льготных таможенных режимов
Министерство общего и профессионального образования РФ
Государственное высшее профессиональное образовательное учреждение
Тюменский международный институт экономики и права
Экономический факультет
Кафедра экономики и МХС
Контрольная работа
по дисциплине
Организация и управление ВЭД
на тему
Проблемы функционирования
льготных таможенных режимов
Выполнил: студент 5 курса
Группы 152 Ермолаев В.И.
Проверила: Астахова М.А.
Тюмень, 1999
Современная торговая политика характеризуется возросшим распространением
льготных торговых режимов. Они являются начальной стадией создания
интеграционных группировок, служат решению как экономических, так и
политических задач. Последний фактор часто побуждает государства идти на
создание зон свободной торговли и таможенных союзов даже в тех случаях,
когда их экономические преимущества далеко не предопределены (Мексика в
НАФТА, многие страны Центральной и Восточной Европы в ассоциации с ЕС).
Более того, геополитические соображения приводят к созданию
преференциальных режимов, которые если и смогут принести экономический
эффект для их инициаторов, то лишь в отдаленной перспективе.
Нормы ГАТТ/ВТО, регулирующие применение преференциальных отношений
между развитыми странами, носят достаточно жесткий характер. Они позволяют
исключать из льготного режима "чувствительные" секторы экономики лишь в
течение периода поэтапного создания зоны свободной торговли или таможенного
союза, который как правило, не должен превышать 10 лет.
Что касается преференций в пользу развивающихся стран, то здесь
правовые возможности для регулирования объема льгот весьма широки,
поскольку ГАТТ выводит данный режим за пределы действия общего
обязательства о наибольшем благоприятствовании и недискриминации.
Применение льготного режима к ввозу товара на рынок создает экспортерам
серьезные преимущества по сравнению с конкурентами и позволяет не только
избежать уплаты таможенных пошлин или существенно (в 2-3 раза) снизить их
уровень, но и в ряде случаев даже выводит такой импорт из-под действия
антидемпинговых пошлин и количественных ограничений.
В этих условиях повышенное значение приобретает создание
административных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование
преференциальных режимов, и, в частности, сведение к минимуму случаев их
нарушения. ЕС не только сам является таможенным союзом, но и как уже было
отмечено, предоставляет преференции (в договорной или односторонней форме)
подавляющему большинству государств и территорий (за исключением
неевропейских членов ОЭСР), в результате чего до половины импорта ЕС
является преференциальным. Однако, несмотря на предпринятые КЕС усилия по
линии двусторонних соглашений (стандартизация преференциальных правил
|