Рефераты
 

Социальная политика за рубежом.

Социальная политика за рубежом.

I. Введение…………………………………………………………………. 7-12
Предмет изучения и задачи социальной политики за рубежом…………..7-11
Ценности социальной политики за рубежом………………………………...11-12
 
II. Глава 1. Теоретические истоки и идеи
социальной политики в античном мире………………………………..13-28         
1.1. Социальные аспекты политико-правовых учений Древнего мира…13-17
1.2. Социально-политические мероприятия
в государствах Древнего мира…………………………………………………..17-28-
 
 III. Глава 2.  Вопросы благосостояния и социальной справедливости в период средневековья и Возрождения в Западной Европе…………………..29-39
2.1. Социальные аспекты политико-правовых теорий…………………..29-34
2.2. Идеология гильдий, корпораций и статутов
как отражение идеологии профессиональной помощи
и справедливости. Городская благотворительность
в средние века в Западной Европе……………………………………………34-39
 
IV. Глава 3. Идеология борьбы с бедностью и формирование концепций социальной справедливости в эпоху промышленной революции………….40-59
3.1. “Новые бедные” и реформа системы благотворительности в Западной Европе………………………………………………………………………………………….40-46
3.2. Маргиналы и отношение к ним средневекового общества………….46-47.
3.3. Зарождение гражданского общества и
обоснование теоретиками естественных прав человека
в эпоху буржуазных революций XVII-XVIII вв……………………………….47-51
3.4. Социальная политика в период Французской
буржуазной революции 1789-1794 гг…………………………………………51-59
  
 
V. Глава 4. Становление социального государства: концепции
и сущность социальной защиты человека в XIX - начале XX вв…………60-
4.1. Генезис социально-политических идей в Западной Европе в XIX веке…..60-69
4.1.1. Сторонники идеологии государства
как гаранта социальной справедливости и субъекта социальной политики.
4.1.2.Социальная политика и классический западноевропейский либерализм.
4.1.3. Сущность социал-демократических концепций
о достижении «социального благоденствия»
4.2. Справедливое общественное устройство в идеологии марксизма……..69-72
4.3. Введение социальных законодательств и “рабочая” политика в государствах Западной Европы в конце XIX - начале XX вв……………………………72-75.
4.4. Идеология консерватизма и неолиберализма, плюралистической демократии после второй мировой войны…………………………………………………75-78
 
VI. Глава 5. Социальные права человека: этапы становления и перспективы теории и мировой практики………………………………………. 79-100
5.1. Фундаментально-генетическое обоснование и развитие прав и свобод в XIX вв. Три этапа становления прав человека…………………………………………………...79-88
5.1.1. Д.Локк и политические права. “Формальные права” в Американской декларации независимости и французской декларации прав человека и гражданина в XVIII в.
 5.1.2. Становление социальных прав рабочих западных стран в конце XIX - начале XX вв. Концепция организованного социального обеспечения.
5.1.3. Создание ООН и Всеобщая декларация  прав человека 1948 г.
5.2. Дальнейшие международные инициативы в отношении обеспечения социальных прав человека. Международные конвенции и организации по правам человека……………………………………………………………………………………………88-100
 
VII. Глава 6. “Государство всеобщего благосостояния”:
типология и вариативность……………………………………………….  101-120
6.1. Распространение идеологии “государства всеобщего благоденствия”
 после второй мировой войны……………………………………………………100-108
6.1.1 “Кейнсианская революция” на Западе. Государственное регулирование экономики как средство для решения социальных проблем. Идеи о всеобщей занятости и высоких доходах населения………………………………………………………………..
6.1.2. Социальные реформы после окончания второй мировой войны в индустриальных странах мира. ………………………………………………………….
 
6.2 Теория “государства всеобщего благосостояния” Гуннара Мюрдаля. 108-114  
 
6.3. Трактовка “государства благосостояния” общественно-политическими движениями в 70-80-е гг. XX в………………………………………………………….114-120
 
VIII. Глава 7. Общественная солидарность и социальное партнерство…….121-138
 
7.1. Идеология солидарности в концепциях западноевропейских демократов в XIX и XX вв. …………………………………………………………………………………….123-125
7.2. Развитие и легализация деятельности профессиональных союзов в государствах Западной Европы………………………………………………………….. 125-126
7.3. Институализация принципа “социальное партнерство” в государствах Западной Европы и США. ………………………………………………………………..126-128
7.4. Крайние проявления идеологии солидарности
в первой половине XX века………………………………………………………….128-131
7.5. Развитие практики социального партнерства
в странах Западной Европы в XX в. ……………………………………………..131-133
7.6. Основные модели социального партнерства за рубежом…………….133-138
 
IX. Глава 8. Система государственной
социальной политики за рубежом: цели, принципы, носители……..139-151
8.1. Основные понятия государственной
социальной политики за рубежом…………………………………………………139-140
8.2. Основные ресурсы для осуществления наиболее значимых целей государственной социальной политики. Инструментальные средства государственной социальной политики.……………………………………………………………………….140-.142
8.3. Принципы солидарности, субсидиарности, самоответственности, самоуправления и принцип соблюдения порядка при осуществлении социальной политики. ………………………………………………………………………………………142-146
8.4. Система национальных и международных носителей и учрежденийгосударственной социальной политики…………………………………………………146-151
X. Глава 9. Современные направления модификации социальной политики в промышленно развитых странах Западной Европы и США. ………………152-171
9.1. Общественный и социально-политический успех в осуществление социальной политики за рубежом. ……………………………………………………….152-155
9.2. Позитивный экономический эффект социальной политики…………155-156
9.3. Недостатки, просчеты и нерешенные задачи государственной социальной политики за рубежом. ………………………………………………………………………157-163
9.4. Границы социального государства за рубежом. Возможности развития социального государства. …………………………………………………………………163-171
Примечания…………………………………………………………………171-179
 
            XI. Учебно-методические материалы
            1. Планы семинарских занятий…………………………………………………….180-204
            2. Экзаменационные вопросы……………………………………………………………205
            3. Вопросы контрольных работ………………………………………………………..207
            4. Список использованной литературы………………………………………….208-211

Социальная политика как специфическая область знания не только у нас, но и на Западе выделяется  сравнительно недавно. Как правило, в современных научных исследованиях чаще всего можно увидеть ее прикладной характер1. В рамках же научного осмысления существует сильная зависимость от других дисциплин и достаточная степень неопределенности ее теоретической и ценностной базы.
            Что касается понятия социальной политики, то до сих пор, и в российской, и в западной литературе, не существует единого подхода к его определению. Основной причиной такого положения, считают традиционно сложившиеся в науке различное понимание предмета, целей и задач социальной политики как научной дисциплины и практической деятельности.
            В качестве предмета изучения в данном учебном курсе предлагаются вопросы истории и теории государственной социальной политики, которая наиболее часто в зарубежной научной литературе полежит отдельному рассмотрению2. В европейской научной литературе, кроме государственной социальной политики, часто выделяют в качестве отдельного предмета изучения межнациональную социальную политику (как правило, в рамках Европейского Союза) и социальную политику частного характера .
            Выделение государственной социальной политики в качестве предмета изучения соответственно требует и определения специфического круга заданий (целей), присущих именно данной отрасли знания и практической деятельности.
            Характерно, что до 1970-х годов XX века, в научных кругах вообще отсутствовало общее понятие и описание системы социальной политики как таковой 3 . В настоящее время социальная политика охватывает почти все области общественной жизни. Во многих государствах мира она образует значимую часть конституции. И в последние годы многие зарубежные авторы с достаточной степенью определенности и с уверенностью указывают на новые направления, присущие государственной социальной политике.
            Традиционно, при определении социальной политики, называют (как у нас, так и за рубежом) государственные мероприятия, которые призваны защитить доходы рабочих и их семей в случае болезни, преждевременной профессиональной или физической нетрудоспособности из-за несчастного случая или инвалидности, в случае наступления старости, в случае смерти близких или в случае безработицы. Все эти мероприятия образуют так называемую систему защиты существования для людей, имеющих по тем или иных причинам мало возможностей или способностей обеспечить свою жизнь и жизнь близких себе людей.  Так сложилось, что эту область государственной социальной политики на Западе обеспечивают развитые системы социального страхования. Однако, она образует лишь часть современной социальной политики, тогда как другую ее часть составляют такие направления деятельности государства, как политика обеспечения высоких доходов, политика защиты трудящихся (социальная защита), политика на рынке труда, регулирование в области производства и предпринимательства, а также политика в области жилья, семьи, образования, в области доходов и накоплений, политика помощи детям и молодежи, пенсионерам и престарелым, социальная помощь и социальная политика, ориентированная на средний класс 4. Таковы основные сферы государственной социальной политики, при этом существуют определенные типы социальной политики, которые сложились в зависимости от местных приоритетов, ценностей и традиций. Направления деятельности в социально-политической области варьируются от страны к стране, но тем не менее, являются неотъемлемой частью общественного развития во всех высокоразвитых странах мира.
            Гораздо сложнее дело обстоит с разработкой единого определения государственной социальной политики как практической деятельности и как научной дисциплины. Немецкий профессор Хайнц Ламперт объясняет эту неопределенность следующим образом: эти разночтения появляются, во-первых, из-за того, что ученые исходят из различных целей при определении социальной политики. Одни считают, что главное в ней - это оценка отдельных индивидов и социальных групп, на которые данная политика должна быть прямо или косвенно направлена. В результате появляется путаница при определении субъективных целей. Нельзя сказать однозначно, предназначена ли эта политика для рабочих, или политические действия в конечном счете должны быть направлены на смягчение неравенства среди отдельных материально необеспеченных слоев.  Другие считают, что эта общественная политика должна прежде всего ориентироваться на достижение свободы и справедливости. Второе  обстоятельство, которое также не позволяет выработать единый подход к определению государственной социальной политики, заключается в зависимости ее от постоянно изменяющейся социальной ситуации, на которую не в последнюю очередь влияет и собственно проводимая социальная политика, а также и историческое развитие страны. Изменяются и слои, на которые нацелена социальная политика, а также и цели, инструменты и носители изменяют само содержание этого понятия5 .
            Если все-таки попытаться предложить вниманию читателя общее определение практической социальной политики, независимой от пространственного и временного положения, то наиболее полным может быть следующее. Практической социальной политикой может быть названо политическое действие, направленное, во-первых, на материальное и социальное улучшение положения абсолютно или относительно необеспеченного большинства людей посредством использования средств, которые выделяет то или иное общество, исходя из приоритетных общественных и социальных целей (свободное развитие личности, социальная безопасность, социальная справедливость), и, во-вторых, на уменьшение материальных и (или) социальных негативных последствий для функционирования общества в целом. Это определение может быть содержательно расширено для определенной эпохи или отдельного общества с учетом конкретизации целей, основных положений, объектов, носителей и средств социальной политики6 .
            Что касается определения социальной политики как научной дисциплины, то здесь важно ее осознание через следующие детерминанты:
1. Какова основная общественная задача этой научной отрасли?
2. Какие существуют задачи и проблемы, связанные с объектом исследования этой научной дисциплины?
3. Каковы признанные теоретические возможности и каковы границы осуществления научных задач? 
            В целом социальная политика как научная дисциплина, в том виде, в каком эта проблема проработана в научной литературе зарубежных стран, может быть представлена следующим образом. Социальная политика является полностью научно автономной и систематизированной областью знания. Возможна субъективная перепроверка имеющихся знаний посредством практического социально-политического действия и посредством альтернативного действия. При этом социально-политическим действием называется любое действие, которое направлено на:
- улучшение материального и/или социального положения абсолютно или относительно необеспеченного большинства людей того или иного общества на основе принятых в нем общественных и социальных целей, и
- сохранение материального и социального положения материально и/или социально необеспеченного большинства людей в случае наступления ситуаций, ведущих к ухудшению этого положения 7.
            До сих в западной науке сохраняются и противоречия по поводу положения социальной политики в системе научных дисциплин. Одни ученые считают, что она принадлежит к экономическим наукам и изучает социальный аспект экономической политики. Другие видят социальную политику близко стоящей к социологии. И если для научных кругов Запада характерен в большей степени первый подход, то в российской науке и образовании развивается второй.
            С этой точки зрения, интересно остановиться более подробно на причинах того, почему социальную политику причисляют к экономическим наукам. Действительно, существует достаточно тесная связь между социальной политикой и экономической политикой, поскольку развитие социальной политики последних ста лет непосредственно было связано с процессом индустриализации. Поэтому часто научную социальную политику определяют как “дочь национальной экономики”. Довольно много переплетений и совпадений между целями и средствами экономической и социальной политики. Например, социально-политическая цель улучшения условий жизни материально и (или) социально необеспеченного большинства людей во многих случаях достигается лишь посредством экономического улучшения условий жизни, на которые, в свою очередь, имеют влияние экономический строй, экономические процессы и экономическая структура. Достижение одной из центральных целей социальной политики - социальной безопасности  - возможно лишь путем достижения полной занятости населения, стабилизации экономической конъюнктуры и  реального экономического роста. Иными словами, экономический рост способствует стабилизации и расширению экономической ресурсной базы социальной политики. В результате, такие основные цели экономической политики, как социальная безопасность, социальная справедливость и социальный  мир являются базисными целями и самой социальной политики. Или наоборот: определенные цели социальной политики являются также и целями экономической политики. К ним относятся защита работающей молодежи и матерей, сохранение рабочих мест для пенсионеров, охрана здоровья, повышение профессиональной квалификации. Такие неотъемлемые цели социальной политики, как снижение безработицы и улучшение материального положения безработного, а также снижение числа несчастных случаев и материальная поддержка пострадавшим от них, могут интерпретироваться и как собственные цели экономической политики государства 8.
            Соглашаясь в принципе с вышеприведенной  точкой зрении о тесной связи и переплетении социальной политики с экономическими науками, и одновременно о том, что социальная политика нуждается в междисциплинарном подходе (будь то социология или другие науки), нельзя забывать о специфичности этой дисциплины. Если бы социальная политика определялась только как часть науки о хозяйстве, то возникла бы опасность, что нужды и проблемы материально и социально необеспеченного населения, которое в большинстве случаев не может самостоятельно интегрироваться в экономическую жизнь, остались бы нерешенными. И наоборот, социальная политика без мощных ресурсов (людских, предметных или финансовых) едва ли могла быть осуществима.
 
2. Ценности социальной политики за рубежом.
            Огромное разнообразие в отношении к социальной политике в современном мире существует еще и потому, что в жизни людей, по крайней мере, в государствах Западной Европы, происходили и продолжают происходить значительные изменения.
            К этим изменениям следует отнести следующие:
1. Все большее предпочтение отдается идеям рыночной экономики в социальной сфере.
2. Происходит децентрализация системы социального обеспечения и. как следствие, ускоренное развитие инициатив, исходящих от негосударственного сектора, берущего на себя часть функций, которые раньше относились непосредственно к государственной деятельности;
3. Сокращение ассигнований (как государственных, так и частных) в социальную сферу и, как следствие этого, вовлечение родственников в уход за нуждающимися и внедрение амбулаторной формы попечительства вместо стационарной;
4. Внедрение коммерческих принципов в систему оказания социальных услуг и, как следствие этого, возникновение нового вида профессиональной социальной деятельности - социального менеджмента;
5. Тенденция к формированию через Европейское Сообщество единой социальной политики9 .             
            Все же, несмотря на очевидные перемены, на взгляд некоторых западных социологов, например, профессора Кембриджского университета в Великобритании Ш.Рамона, социальная политика и в настоящее время продолжает опираться на ценности, положенные в основу концепции государства всеобщего благосостояния, которая возникла после окончания Второй мировой войны, но своими корнями уходит в либеральную традицию XIX века и вполне оформилась в период между двумя мировыми войнами в целостную систему убеждений. В основе этих ценностей исследователь выделяет следующие:
- все граждане должны иметь равные возможности;
- социальные и личные проблемы зависят в большей степени от социально-экономических условий существования, а не от индивидуальных особенностей их носителей;
- общество в ответе за всех своих членов, в том числе за тех, которые в силу каких-то ни было причин оказываются более уязвимыми10 .
            Однако, развитие общественного прогресса в последнее время стремится если не демонтировать эти ценности, то их значительно трансформировать. Об этом, в частности, говорят и последние исследования американских социологов о т.н. социальном прогрессе. В основе его определения лежит т.н. индекс социального прогресса. До сих пор в США их существовало два, по которым и измерялся прогресс в области улучшения жизни населения. Это, во-первых, Домини-индекс и во-вторых, индекс граждан. Осуществляя прикладные измерения посредством этих индексов, ученые до сих пор считали, сообразно с ценностями концепции государства благосостояния и всех иных существующих теорий, что социальный прогресс действительно зависит от социально-экономических условий того или иного государства, в т.ч. и от состояния валового внутреннего продукта (ВВП). Однако, американская компания по привлечению социально-ответственных инвесторов - группа Калверт - в 1999 году разработала новый индекс - Калверт-индекс, который определяется с помощью новейших технологий измерения социально-ответственного инвестирования на базе 1000 компаний США, отвечающих определенным условиям отбора (два предыдущих индекса рассчитывались на базе не более 500 компаний). Калверт-индекс получил название индекса истинного прогресса, который не зависит от роста и снижения ВВП. Более того, экспертами было подсчитано, что в 1990-х гг. ВВП возрастал, но при этом индекс социального прогресса снижался. Т.о., при общем росте экономики в стране может снижаться уровень жизни населения11 .
Глава I. Теоретические истоки и идеи  социальной политики в древности.
              Первые мысли о необходимости заботы общества о людях, нуждающихся в посторонней помощи, относятся еще к глубокой древности. Они появились в  первых политико-правовых произведениях мыслителей и философов древнего мира.
1.1. Социальные аспекты политико-правовых учений древнего мира.
            Значительную социально-политическую нагрузку несли учения древнекитайских мыслителей.
            Из политико-правовых учений Древнего Китаяпрежде всего заслуживает упоминания учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуцианство во II в. до н.э. было признано в качестве официальной идеологии и долгое время выполняло роль государственной религии. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. При этом власть императора определяется как власть отца, а отношения правящих и подданных - семейные отношения, где младшие зависят от старших. Поэтому изначально в его учении существует принцип неравенства людей: “темные люди” должны подчиняться “лучшим”, “высшим”. Конфуций призывает правителей, чиновников и подданных строить свои отношения на началах добродетели. Добродетель же в трактовке Конфуция  - это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила человеколюбия, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, преданности правителю и т.д. Помимо чисто моральных факторов, он обращает внимание и на необходимость равномерного распределения богатств среди населения. Он писал: “Когда богатства распределяются равномерно, то не будет бедности”12 .
            Важный принцип “коллективной ответственности” в древнекитайской политико-правовой мысли развивал один из основоположников школы легизма Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). В его трактовке этот принцип не ограничивался лишь семейно-родовыми связями, а распространялся на объединение нескольких общин, которые были охвачены круговой порукой. Этот принцип впоследствии стал составным элементом практики государственного управления и законодательства в Китае.
            В противовес китайской (групповой, коллективной психологии самозащиты)  античная (древнегреческая) политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных граждан. Свобода - главная ценность, цель усилий и основной предмет забот всей древнегреческой политической теории и практики. Отличительной чертой этого периода древней истории является провозглашение великого принципа всеобщей свободы и равенства людей по законам природы и естественному праву. Главным принципом и основой отношений между людьми выступает т.н. вечная справедливость. Отношения справедливости в обществе, помощи и поддержки для слабых и обездоленных людей определяются древними мыслителями с точки зрения философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права.
            Платон (427-347 гг. до н. э.) отстаивал идею о том, что для того, чтобы государство было справедливым (идеальное государство - справедливое правление лучших) необходимо организовывать быт и жизнь на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Решающее значение для идеального государственного устройства, по Платону, имеет введение общности имуществ, жен и детей.  Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых (высших, тех кто управляет государством) сословий не существует. Детей воспитывает государство. При этом вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда и условий жизни для людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. Платоновская идея “общностей” использовалась мыслителями последующих эпох и развивалась ими в различных проектах “идеального общественного устройства”. В этих программах, так же, как и у Платона, значительное место занимают именно социально-политические вопросы  устройства жизни и быта людей.
             В своем произведении “Законы” Платон рисует еще один государственный строй, который он называет “вторым по достоинству”, вслед за первым. Быт этого второго по достоинству государства пронизан также стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективистские начала. Хотя семейная жизнь в государстве допускается, однако все дело воспитания регламентировано законами и находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами, хотя и не входят в число высших правителей государства13 .
            Ученик и критик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. При этом политика как наука у него тесно связана с этикой. В своей произведении “Никомахова этика” он называет справедливость распределяющей. В его понимании это означало деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного гражданина. В результате одни люди оказывались богаче и счастливее, чем другие, и такое положение вещей считалось справедливым14 .
            Социально-политическая проблематика освещается Аристотелем с позиций идеального понимания полиса - города-государства как политического общения свободных и равных людей. Аристотель отрицает платоновское стремление “сделать государство чрезмерно единым”, и поэтому критикует Платона за его предложение об общности жен и детей. По словам Аристотеля идеальное государственное устройство должно состоять из множества элементов и наличие общностей по Платону приведет к его уничтожению. С этих позиций Аристотель выступает защитником прав индивида, частной собственности и семьи.
            Очень важным для понимания основных целей социальной политики является и творчество известного философа древности Эпикура (341-270 гг. до н.э.). Главная цель государственной власти состоит, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда. “Безопасность людей”, пишет Эпикур, “достигается до некоторой степени благодаря силе и благосостоянию”15 . Можно считать данную фразу своеобразным обоснованием необходимости для общества вкладывать средства и собирать значительные ресурсы для проведения сильной и целенаправленной социальной политики, поскольку именно она имеет возможность  обеспечивать безопасность и стабильность любого общества.
            Политические и правовые учения в древнем Риме не отличались большой оригинальностью и в значительной степени повторяли мысли и идеи древнегреческих авторов. Впрочем, простым заимствованием древнегреческих концепций дело не заканчивалось, так как римские авторы работали в условиях своей исторической и социально-политической реальности. В пределах Римской империи в начале нашей эры возникло и христианство, которое с самого начала проповедовало идею всеобщего равенства людей.
            Одним из видных представителей первого периода римской государственности был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Его социально-политические воззрения базировались на том основании, что он отвергал идею имущественного равенства и считал справедливым социальное расслоение и неравенство. Демократическое равенство он считал несовершенным, поскольку оно игнорирует различие в социальном положении и достоинствах людей16 .
            Политические взгляды Аврелия Августина (354-430 гг.) развивались под влиянием христианства. Он создал свою христианскую концепцию истории человечества. По его словам, все общественные институты, в том числе и  социальные учреждения, являются следствием греховности человека. Они призваны искупить “великое преступление Адама и Евы”, считал Августин.
            Вообще же новая религия в лице христианства была единственным средством протеста против системы угнетения и рабства. В то же время религия была средством утешения страдающего человека и приспособления его психики к жестокой рабовладельческой системе. Первоначально христианство выражало интересы прежде всего социальных низов Римской империи - рабов и разорившейся части свободного населения городов и деревень. Позднее к новой религии приобщились и представители состоятельных кругов Римской империи. В своем обращении к христианству своеобразно проявлялись чувства разочарования, неполноценности и крушения идеалов, испытываемые свободными гражданами. В христианстве они пытались искать выход из социально-политического тупика, в котором оказалась греко-римская цивилизация в эпоху императоров. Таким образом, раннее христианство обращалось ко всем людям - независимо от звания, чина, титула, знатности, богатства, национальности и возраста.  Христианство проповедовало равенство во грехе, искуплении и воздаянии.
            В Новом завете осуждается море “беззакония”, захлестнувшее Римскую империю: воровство, убийство, насилие, лихоимство, угодничество перед богатыми, “завистливое око”, прелюбодеяние, пьянство, объедение, и др. В качестве принципов праведной и справедливой жизни выдвигаются и обосновываются моральные нормы, которые религия требует соблюдать:  “Возлюби ближнего своего как самого себя”. С этим тесно связаны принципы братства, товарищества, взаимопомощи и взаимоуважения: “Не о себе только каждый заботься, но каждый о других”, “Почитай один другого выше себя”.
            В.С.Нерсесянц пишет, что новая религия в юридической сфере эти принципы толковала в таких необходимых человечеству элементах, как равенство, эквивалент, обязанность трудиться и распределение по труду. При этом принцип равенства рассматривается как формальный, поскольку абстрагируется от индивидуальных качеств человека и рассматривает людей как формально равных субъектов общения, владельцев благ и услуг. Принцип эквивалента способствовал становлению христианской концепции индивида, личности, и в частности, положения о личной ответственности человека17 .
  
1.2. Социально-политические мероприятия в государствах древнего мира.
            Основная суть развития государственности на древнем Востоке заключается в том, что частная собственность здесь всегда была второстепенной и никогда не была защищена от произвола власти. Альтернативой господству частной собственности здесь была т.н. власть-собственность. Если в античной частновладельческой структуре государство находилось в подчинении у общества, то в неевропейских обществах все развивалось наоборот. Государство здесь абсолютно довлело над обществом.
            Вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) создал на Ближнем Востоке могущественное и процветающее централизованное государство. И хотя оно просуществовало недолго, именно Вавилонию царя Хаммурапи считают первым в Западной Азии развитым государством. Знаменитые законы Хаммурапи - первого в истории достаточно полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов, - весьма четко определяли права и обязанности населения. Ряд параграфов этого свода посвящен непосредственно социальным аспектам жизни государства: например - семейному праву. Характерно, что право на семью имели все, включая рабов, дети которых при этом считались полноправными.  При создании семьи заключались брачные контракты, которые оговаривали права обеих сторон. На развод имели право обе стороны, но за супружескую неверность жена наказывалась строже. Приданое жены принадлежало ее детям, которые делили между собой наследство после смерти родителей.  Раб, кроме права на семью, имел и другие права - на хозяйство, свое имущество.
            Особого внимания заслуживают ряд статей, которые касающихся условий кредита и ростовщичества. Они направлены на ограничения произвола заимодавцев и облегчение положения должников. Например, в неурожайный год срок уплаты долга откладывался до лучших времен. Ростовщический процент был ограничен специальными нормами. Если за неуплату долга человек вынужден был отдать в кабалу кого-то из своей семьи, то время отработки долга ограничивалось тремя годами, причем кредитор нес ответственность за жизнь и здоровья приобретенного таким образом подневольного работника; в случае, если от дурного обращения последний умирал, кредитор наказывался. В целом, все статьи судебника нацелены на защиту коренного населения страны, т.е. вавилонян, если они сами или их собственность оказывались под угрозой. Например, попавшего в плен воина следовало выкупать, а если для этого не хватало средств, то необходимую сумму должна была выделять казна.  Таким образом, впервые в истории человечества право на защиту и поддержку в случае нужды было юридически закреплено и имело силу закона.
            Значительные нововедения в области защиты населения в истории связаны с расцветом египетской государственности, который приходится на период Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.). В то время правителями Египта было проведено несколько значительных внутриполитических реформ. В период Позднего царства (I тысячелетие до н.э.), во время которого Египет находился под властью иностранных правителей, в стране усилились стремления к корпоративности. Появляется обособленность социальных слоев, будь то жрецы, воины или ремесленники различных специальностей. Целью при этом являлось ограждение себя и себе подобных посредством внутренних связей и взаимопомощи в условиях развивающихся товарно-денежных отношений при общем ослаблении централизованной администрации.
            Государство на Востоке в лице причастных к власти социальных верхов не только выполняло функции господствующего класса, но и было ведущим элементом структуры общества. Подчинив себе все общество, оно создало и соответствующие институты и обслуживавшую его систему идей и учреждений, в том числе, как мы видим, и социальных. Предоставленное в некотором смысле самому себе, общество постепенно стало заботиться о создании системы социальных корпораций, которые были призваны прежде всего противостоять нажиму власть имущих. Частично этими корпорациями были издревле существовавшие семьи, кланы, общины, а частично возникали и новые - касты, цехи, секты. Такие корпорации являлись как бы микрогосударством, и в этой связи приобретает значение тезис Конфуция о том, что государство - это в конечном счете лишь большая семья. Только в рядах корпорации каждый отдельный человек мог чувствовать себя в относительной безопасности. Поэтому, при отсутствии гражданского общества, для подавляющего большинства населения корпорация была определенной гарантией от произвола, средством защиты нормального существования. Все законы, которые писались на Востоке в отсутствие системы частного права, стояли на защите интересов государства. Конечно, это не значит, что они вовсе не охраняли имущество и права подданных, но при этом не было системы гарантий, которая позволила бы любому считать себя социальной единицей и беспрепятственно, без страха за будущее заниматься какой-либо деятельностью18 .
            В древней Греции одним из наиболее ярких свидетельств выделения социально-политических приоритетов в жизни населения считается афинская рабовладельческая демократия в период своего расцвета (V-IV вв.до н.э.), которая оформилась окончательно благодаря реформам Солона и Клисфена. Сама страна и весь греческий мир в то время были разделены на множество самостоятельных маленьких государств, именуемых полисами.
            Все вопросы внутренней, как, впрочем, и внешней жизни решались в народном собрании, в котором могли принять участие все афинские граждане, независимо от имущественного положения, достигшие 20 лет. Однако, из демократической жизни страны были исключены рабы и метеки (постоянно живущие в стране иностранцы). Афинское государство было заинтересовано в увеличении числа метеков, поэтому время от времени предпринимались специальные меры по их привлечению. В политической жизни страны не участвовали и женщины. Афинянки вели замкнутый образ жизни. Они получали весьма скудное образование, готовившее их только к роли матери и домашней хозяйки. Жизнь женщины ограничивалась ее домом и двориком, за пределы которых она выходила лишь в особых случаях (например, похороны или роды у кого-либо из близких), и то при обязательном сопровождении. Необходимые для хозяйства закупки делали муж и рабы.
            В период 443-430 гг. до н.э. политику Афин определял первый стратег Перикл, который довел демократическую систему до совершенства.  С именем этого человека связан наиболее блистательный период афинской истории, именуемый иногда “веком Перикла”. Его внутренняя политика, помимо прочего, характеризуется стремлением обеспечить средства существования свободной афинской бедноте и попытками внедрить в Афинах большую свободу быта, прежде всего в области семейных отношений. Исследователи особо отмечают введенное им впервые в истории новшество: плату за выполнение общественных обязанностей. Тем самым у малоимущих граждан впервые появилась реальная возможность активно заниматься политической деятельностью. Кроме того, по инициативе Перикла было предпринято грандиозное строительство, которое обеспечивало работой нуждавшихся в средствах бедняков. Люди самых разнообразных специальностей и занятий - от высококвалифицированных мастеров до погонщиков и грузчиков - были постоянно заняты. Следующей формой помощи свободной бедноте были общегосударственные и общенародные празднества, число которых возросло в период правления Перикла. Сопровождавшие празднества раздачи и угощения приобщали массу граждан к доходам государства и богатой верхушки. Периклу приписывается и введение т.н. феорикона - зрелищных денег, которые выдавались государством беднейшим гражданам для оплаты театральных билетов. Не проводя никаких радикальных реформ в области быта, Перикл личным примером должен был сильно поколебать консервативные устои афинской семейной жизни. Женатый вторым браком на Аспасии, женщине выдающегося ума, знаний и способностей, Перикл не только сделал свою жену другом и советником в своей деятельности, но и привлек ее к участью в теоретических собеседованиях на разнообразные темы науки, культуры, философии, центром которых стал их дом. В результате, бесправие и униженное положение афинской женщины становится темой дискуссий в обществе и театре.
            Позднее Пелопонесская война принесла поражение афинской демократии, стимулировала разложение гражданского коллектива, вызвала резкое обострение отношений между бедными и богатыми19 .           Социально-политические изменения древнегреческой государственности стали очевидными в эпоху т.н. “кризиса полиса” (IV в. до н.э.). Проявление кризиса исследователи видят в разных сторонах жизни древнегреческих полисов - в экономике, социальных отношениях, политических институтах, военной организации, идеологии. В экономике кризис выразился прежде всего в росте массовой задолженности, поскольку в ряде греческих полисов IV в. эта проблема принимала столь острый характер, что оказывалось необходимым принятие срочных мер во избежание внутренних смут. Примеры государственного вмешательства в долговые отношения, продиктованного интересами фиска, а не самих должников, тем не менее, свидетельствуют об актуальности этой проблемы, особенно для земледельческого населения. Так, например, землевладельцам в Византии, одолжившим деньги под залог недвижимого имущества и не имевшим возможности расплатиться с кредиторами, было разрешено  уплатить государству третью часть долга и вернуть свое имущество, при этом государство получало в виде компенсации какую-то сумму денег.  В другом полисе - Абидосе - сложилось положение, при котором земледельцы были не в состоянии возвратить занятые средства и поэтому не могли получить новых займов и переставали возделывать землю. В результате правительство издало следующую директиву: кредиторы, которые вновь одолжат деньги земледельцам, чтобы те имели возможность и дальше возделывать землю, смогут первыми получать свою долю нового урожая.  В этом случае, должники получали лишь отсрочку.  Такие же или подобные меры проводили правительства других греческих городов-полисов. Например, одним из  решений правительства Дельф (IV в. до н.э.) стало снижение процентной ставки - по закону максимальный процент по займам у частных лиц и ассоциаций различного рода стал ограничиваться ставкой в 8,5 или 6%. Это было значительно ниже обычной для Греции того периода 12-процентной ставки, так что тем самым закон явно облегчал положение должников.
            Кроме процентных займов в Греции существовала специфическая форма дружественных беспроцентных займов (так называемые эраны), при которых в роли кредитора выступала группа людей, совместно вложивших средства для оказания помощи близкому человеку или другу. Коллективный и беспроцентный характер этих займов свидетельствует о практике взаимопомощи. Возникнув среди гражданского коллектива, эти займы были восприняты и жившими в греческих полисах постоянными иностранными жителями (метеками), вольноотпущенниками, даже рабами. Они использовались порой для сбора денег на выкуп рабу. Однако, несмотря на дружеский характер этих займов, деньги все же подлежали обязательному возврату20 .
            Несмотря на контрасты в имущественном положении различных слоев населения, иногда удавалось избежать и прямых столкновений между богатыми и бедными гражданами полисов. Смягчали остроту социальных противоречий прежде всего такие мероприятия государства, как забота о продовольственном снабжении населения, например, в Афинах; возможность даже для беднейших граждан участвовать в решении важнейших вопросов внутренней политики; раздачи из государственной кассы и другие значимые, но, увы, как правило, разовые мероприятия правительства.
            Интересно, что бедняки, поскольку они считались полноправными гражданами полиса, могли требовать материальной помощи от государства. Получаемые ими пособия использовались на потребительские нужды, а не производственную деятельность, поэтому число нуждающихся не уменьшалось. Аристотель сравнивал эту государственную помощь с “дырявой бочкой”: народ “принимает подачки и вместе с тем снова и снова нуждается в них”. Демосфен, обращаясь к афинянам, говорит: “Как лепешки врачей, предохраняя больного от смерти, не влагают в него жизненных сил, так и подачки, которые вы теперь принимаете, не настолько велики, чтобы вы, отвернувшись от них, должны были добывать себе средства на стороне. Во всяком случае, они каждого из вас поощряют к нерадивости”21.
            Нуждающиеся в средствах афинские граждане могли рассчитывать на получение платы и за посещение народного собрания. Хотя деньги, получаемые за политическую деятельность, были некоторым подспорьем для обеспечения жизни бедному гражданину, они не всегда давали ему возможность прокормить семью потому, что плата была невелика, а собрания проводились редко. Между тем как плата квалифицированного работника на государственном строительстве достигала значительной суммы (в среднем 2 драхмы в день), за посещение народного собрания уплачивалось лишь 1 - 1,5 драхмы при его созыве три-четыре раза в месяц. Более реальной была возможность содержать семью за счет судейского жалования, поскольку суды заседали ежедневно, а число судей достигало шести тысяч. В одной из комедий Аристофана домочадцы говорят отцу семейства: “Ах, отец мой, если б судьи не сидели на собраньи, где б добыл ты нам на завтрак, нам на ужин?” Важно учитывать и то, что в народных собраниях или в заседаниях суда могли участвовать люди, неспособные по состоянию здоровья и возрасту к физическому труду, и, скажем, судейское жалование становилось как бы формой вспомоществования по старости.

 

П Р И М Е Ч А Н И Я:
Глава I.
 
1См. например:Рамон Шуламит. Место социальной работы и социальной политики в современном мире: на пути к новому пониманию./ Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Под ред. Ш. Рамон; Пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1997. С.9. 2См. например: Heinz Lampert. Lehrbuch der Sozialpolitik. Berlin,2000. 3Herbert Ehrenberg. Von der Notwendigkeit und der Moeglichkeiten einer umfassenden, auf die gleichen Ziele ausgerichteten Wirtschafts-und Sozialpolitik./Sozialpolitik. Ziele und Wege. Hrsg. von Alfred Christmann u.a. Koeln, 1974. S.79. 4См. например:  Wolfgang Beywl. Soziale Sicherung. Kontrovers. Hrsg. von Bundeszentrale fuer politische Bildung. Bonn, 1994. 5Heinz Lampert. Op.cit. S.3. 6Op.cit. S.4. 7Op.cit. S.10. 8Op.cit. S.11-12. 9Рамон Шуламит. Место социальной работы и социальной политики в современном мире: на пути к новому пониманию./ Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Под ред. Ш. Рамон; Пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1997. С.10 10Там же. С.12. 11www.calvertgroup.com. 12История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В.С. М., 1983. С.30 13Там же. С.56. 14Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. С.11. 15История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В.С. М., 1983. С.35 16Там же.С.75. 17История политических и правовых учений: Древний мир. Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1985. 18Л.С. Васильев. История Востока. В 2 т. Т.1. М., 1993. 19История древнего мира. Расцвет древних обществ. Под ред. И.М. Дьяконова и др. М., 1982. 20Там же.С.237-238. 21Там же. С.244.

Скачать полную работу  в архиве бесплатно можно по ссылке ниже.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ