Синтез и анализ механизма двигателя внутреннего сгорания
Синтез и анализ механизма двигателя внутреннего сгорания
Содержание Введение 1 Постановка задач проекта 2 Синтез кинематической схемы механизма 3 Синтез рычажного механизма 4 Синтез кулачкового механизма 5 Синтез зубчатого механизма 6 Кинематический анализ механизма 7 Динамический анализ механизма 8 Оптимизация параметров механизма Заключение Список использованных источников Введение На современном этапе развития науки и техники большая роль отводится машиностроению, в рамках которого изучаются общие методы исследования свойств механизмов и проектирования их схем независимо от конкретного назначения машины. Это необходимо для того, чтобы повысить надежность машин и оборудования. Данная проблема рассматривается в курсе теории механизмов и машин. Изучение дисциплины «Теория механизмов и машин» проводится с широким применением ЭВМ, а также математического и программного обеспечения. Задачи теории механизмов и машин разнообразны. Важнейшие из них это: - анализ механизмов; - синтез механизмов; - теория машин-автоматов. Анализ механизма состоит в исследовании кинематических и динамических свойств механизма по заданной схеме. Синтез механизма состоит в проектировании схемы механизма по заданным его свойствам. Разделение теории механизмов на анализ и синтез носит условный характер, так как часто схему механизма и его параметры определяют путем сравнительного анализа различных механизмов, воспроизводящих одни и те же движения. Этот сравнительный анализ возможных вариантов механизма составляет теперь основу методов синтеза с использованием ЭВМ. Также в процессе синтеза механизма приходится выполнять проверочные расчеты, используя методы анализа. Значение курса теории механизмов и машин для подготовки инженеров, проектирующих новые машины и механизмы, очевидно, так как общие методы синтеза механизмов, излагаемые в этом курсе, дают возможность находить параметры механизмов с заданными кинематическими и динамическими свойствами. 1 Постановка задач проекта Задачи курсового проекта: -освоение методов синтеза механизмов и определение их основных параметров; -освоение методов кинематического и динамического анализа синтезированного механизма; -приобретение навыков оптимизации параметров механизма методом перебора. Исходные данные: Тип двигателя -V-образный. Кривошипно - шатунный механизм: H= 120?10-3м - ход поршня; D= 120?10-3м - диаметр поршня; = 0.35 - отношение длины кривошипа к длине шатуна; mп= 3.5кг - масса поршня; mш=9кг - масса шатуна; 1= 250 рад/с - угловая скорость кривошипа; ?max = 300 - максимальный угол давления. Кулачковый механизм: h= 10?10-3 м - высота подъема толкателя; y= 840- угол удаления; тип толкателя - плоский; закон движения - синусоидальный. Зубчатый механизм: u=8 - передаточное число механизма. Требуется: -синтезировать кривошипно-шатунный, кулачковый и зубчатый механизмы; -произвести динамический анализ кривошипно - шатунного механизма; -определить оптимальные параметры механизма, чтобы обеспечивался заданный закон изменения скорости поршня. 2 Синтез кинематической схемы механизма Кинематическая схема механизма включает основные подсистемы автомобиля: кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. Кривошипно-шатунный механизм включает кривошип, шатун, поршень. Схема кривошипно - шатунного механизма представлена на рисунке 2.1. Рисунок 2.1 - Схема кривошипно - шатунного механизма Газораспределительный механизм включает в себя кулачок и плоский толкатель. Схема газораспределительного механизма представлена на рисунке 2.2. Рисунок 2.2 - Схема газораспределительного механизма 3 Синтез рычажного механизма Синтез рычажного механизма предусматривает определение основных параметров кривошипно-шатунного механизма - длины кривошипа, хода поршня, а также определение зависимости перемещения, скорости и ускорения поршня от угла поворота коленчатого вала. Для определения основных параметров кривошипно-шатунного механизма рассмотрим рисунок 3.1. Рисунок 3.1 - Схема кривошипно - шатунного механизма V - образного двигателя с углом развала 900 Оси координат удобнее всего направить вдоль цилиндров, а для упрощения расчетов по определению параметров КШМ отбросим второй цилиндр и дальнейшие рассуждения, будем вести относительно одного цилиндра (рисунок 3.2) . Рисунок 3.2 - Схема одного цилиндра КШМ Определим неизвестные параметры r и l КШМ, используя формулы: r=0.5H (3.1) l=r/? (3.2) где r - длина кривошипа; l - длина шатуна. Численные значения параметров r и l определим, записав формулы 3.1 и 3.2 в программе MathCAD. Получаем: r = 0.03 м; l = 0.171 м. Необходимое условие проворачиваемости звеньев выполняется при угле давления ?max равным 30 градусам. Параметры кривошипно - шатунного механизма заносим в таблицу 3.1. Таблица 3.1 - параметры кривошипно-шатунного механизма |
Параметр | Значение | Размерность | | H | 120?10-3 | м | | D | 120?10-3 | м | | r | 30?10-3 | м | | l | 171?10-3 | м | | ? | 0.35 | - | | ?max | 30 | град. | | |
4 Синтез кулачкового механизма Основными геометрическими параметрами кулачкового механизма с поступательно движущимся толкателем являются радиус кулачка и эксцентриситет. Определение радиуса кулачка, а также дальнейшие вычисления будем производить, используя программу MаthCAD. Определим радиус кулачка по формуле (4.1): r0=la(?1)-S(?1)l (4.1) где a(?1) - минимальное значение функции ускорения толкателя по углу поворота кулачка ?1; S(?1) - значение перемещения толкателя при угле поворота кулачка ?1. Значение эксцентриситета, в случае с плоским толкателем, не влияет на определение профиля кулачка, поэтому его находить не будем. В механизме с плоским толкателем координаты конца радиус - вектора r1 определяются по формулам: xА=V() (4.2) yА=r0+ S() (4.3) где V() - значение скорости толкателя при угле поворота ?1. Величину радиус - вектора r1 определим по формуле: r1(1)=(xА ()2 + уА ()2)1/2 (4.5) С учетом формул 4.2 и 4.3 получаем выражение для радиус - вектора r1 r1() (V()2+ (r0 + S())2)1/2 (4.6) Для определения координат профиля кулачка необходимо спроецировать радиус - вектор на оси координат при повороте его на угл равный 360 градусов. Следовательно координаты профиля кулачка xК и уК будут равны: xК()=r1()cos() (4.7) yК()=r1) cos() (4.8) Построение профиля кулачка будем проводить в среде MathCAD. Для написания программы по построению профиля сначала введем переменные, которые заданы по условию: h = 10?10-3 м у = 840 Для построения графиков зависимостей ускорения, скорости и перемещения толкателя от угла поворота кулачка зададим угол и его шаг: =0,?/100..2? Далее с помощью программы опишем закон изменения ускорения толкателя от угла поворота : a()= (h?2?/у2 )?sin(2??/ у) if у - (h?2?/у2 )?sin(2??/ у) if у ??2 у 0 otherwise Для определения значения угла ?1 , в котором значение функции ускорения минимальное воспользуемся функцией Minimise, начальное значение угла ?1 примем равное нулю: ?1 = 0 ?1 = Minimise(а, ?1 ) Функцию скорости толкателя от угла поворота V() найдем с помощью интегрирования функции ускорения a(). Затем проинтегрировав функцию скорости найдем функцию перемещения S(). Интегрирование проводим в пределах от 0 до 2у. Для этого cоставляем программы: V()= ? a()d if ?2у 0 otherwise S()= ? V()d if ?2у 0 otherwise Определив значения угла ?1 , а также функции скорости и перемещения толкателя и последовательно подставляя эти значения в выражения 4.1, 4.2, 4.3, 4.6 ,4.7 и 4.8 получаем координаты профиля кулачка. Профиль кулачка найдем, построив график функции Pr() от угла : Pr() = (xК()2 + yК()2)1/2 Все вычисления и графики приведены в приложении А. 5 Синтез зубчатого механизма Зубчатый механизм включает в себя планетарную и вальную передачи. Синтез зубчатого механизма заключается в определении чисел зубьев всех колес и передаточного числа планетарного механизма. Схема зубчатого редуктора представлена на рисунке 5.1. Рисунок 5.1 - Схема зубчатого механизма По условию задано передаточное число всего механизма, равное произведению передаточного числа планетарной и вальной передачи: U = Uпм? Uвп U = 8 Выразим передаточное число всего механизма через числа зубьев с применением формулы Виллиса: U= 1 - ( - z2/z1)?(z4/z3))?z6/z5 (5.1) Примем передаточное число планетарного механизма равным Uпм = 4, а вальной передачи Uвп = 2. Тогда: 1-(z2/z1)?(z4/z3) = 4 (5.2) где (z2/z1)?(z4/z3) = р - передаточное число механизма при остановленном водиле h. Выбираем числа зубьев z4 и z3 равными соответственно 51 и 17. Используя условие соосности: z4 - z3 = z2 + z1 ; и выражение 5.2 найдем оставшиеся z2 и z1. Решив систему с двумя неизвестными получаем : z1 = 17 , z2 = 17 Для определения числа зубьев колес вальной передачи примем z5 = 17 и определим число зубьев шестого колеса по выражению 5.1. Решив уравнение получаем z6 = 34. Проверим правильность подбора зубьев по условиям соосности и сборки. Условие соосности: z4 - z3 = z2 + z1 51 - 17 = 17+17 = 34 Следовательно, условие соосности выполняется. Условие сборки: (z4 ?z2+z3 ?z1) / kc = n где kc = 2 - число саттелитов; n - любое целое число. (51?17 + 17?17)/1 = 1156 Условие сборки выполняется. В результате проверки по условиям соосности и сборки видно, что числа зубьев подобраны верно. Определим параметры эвольвентного зацепления зубчатых колес 1 и 2. Рассчитаем параметры зацепления для колёс с модулями m=3, для зацепления с нулевым смещением. Результаты занесем в таблицу. Таблица 5.1 - Параметры зубчатого зацепления |
№ колеса | di , мм | dbi, мм | dai, мм | dfi, мм | Si, мм | ai,град. | xi, мм | | 1 | 51 | 47.924 | 57 | 43.5 | 4.712 | 20 | 0 | | 2 | 51 | 47.924 | 57 | 43.5 | 4.712 | 20 | 0 | | |
где di - диаметр делительной окружности; dbi - диаметр основной окружности; dai -диаметр окружности вершин; dfi - диаметр окружности впадин; Si - толщина зуба по делительной окружности; ai - угол зацепления; xi - смещение. По данным параметрам строим зубчатое зацепление. Все вычисления и эвольвентное зацепление представлены в приложении Б. 6 Кинематический анализ механизма Для выполнения кинематического анализа необходимо решить его основные задачи: определение зависимости положений, линейных и угловых скоростей и ускорений звеньев от обобщенной координаты, в качестве которой выбираем угол поворота коленчатого вала. Кинематический анализ рычажного механизма заключается в определении кинематических параметров поршня и шатуна, то есть их линейных и угловых перемещений, скоростей и ускорений. Кинематический анализ кривошипно-шатунного механизма заключается в определении линейных перемещений, скорости и ускорения поршня. Перемещение поршня Sb в зависимости от угла поворота кривошипа ?1 для механизма, изображенного на рисунке 3.2, описывается формулой: Sb(?1) = rcos(?1) + lcos(?2) где ?2(?1) = arccos?(1 - (r/l)?sin(?1)2)1/2 - угол поворота шатуна. Определим зависимость скорости поршня от угла поворота коленчатого вала. График зависимости скорости поршня от угла поворота кривошипа ?1 Vb(1) получим дифференцированием функции перемещения поршня Sb(?1): Vb(1) = (d Sb(?1)/d ?1 )??1 График зависимости ускорения поршня от угла поворота кривошипа ?1 ab(1) получим дифференцированием полученной функции скорости Vb(1): ab(1) = (d V(1)/d ?1 )??1 Полученные зависимости перемещения,скорости и ускорения поршня от угла поворота кривошипа ?1 и их вычисления представлены в приложении В. 7 Динамический анализ механизма Задачей динамического анализа механизма является определение нагруженности в звеньях механизма и передаваемых моментов в процессе его функционирования. В данной работе динамическая модель представляет собой простейшую математическую модель с одной степенью свободы. Составляем динамическую модель кривошипно-шатунного механизма. Для определения Мд используем формулу: Мд??1 = ? Мi??i + ?Pi?Vi?cos(Pi^Vi) где Мi - момент, приложенный к i - му звену; Pi - сила, приложенная к i - му звену; Vi - скорость i - го звена; ?i - угловая скорость i - го звена. Тогда выражение для момента, действующего от одного поршня, можно записать в следующем виде: М(?1) = P1(?1)?V1(?1)/?1 Затем разложим момент, действующий от одного поршня, на две составляющие: момент движущих сил и момент сил сопротивления. Момент движущих сил определим на промежутках от 00 до 1800 градусов и от 3600 до 4050 градусов, а момент сил сопротивления на промежутках от 1800 до 3600 и от 4050 до 7200 градусов . Для этого запишем программы: Mд(?1) = M(?1) if (0?1??) and (2??1?9?/4) 0 otherwise Mc(?1) = 0.7M(?1) if (??1?2?) and (9?/4?1?4?) 1000 otherwise Момент сил сопротивления определяем с учетом потерь на трение внутри цилиндра. Далее определим угловое ускорение кривошипа: ?1(?1) = (Mд(?1) - Mc(?1))/(J1(?1)+Jм) где J1(?1) - приведенный момент инерции; Jм - момент инерции маховика. Приведенный момент инерции вычисляется по формуле: J1(?1) = (1/ ?1 2 )?( ?22(?1)?J2 + mш?Vs2(?1) + mп?V12(?1)) где ?2(?1) - угловая скорость шатуна; J2 - момент инерции шатуна равный mшl2 /12; Vs(?1) - скорость центра масс шатуна. Определяем угловую скорость по формуле: ? (?1) = ?1 + ??1(?1)d?1 Характеристикой неравномерности установившегося движения является коэффициент неравномерности движения механизма: ? = (?imax - ?imin)/?iср где ?imax - максимальная угловая скорость i - го звена приведения; ?imin - минимальная угловая скорость i - го звена приведения; ?iср - средняя угловая скорость i - го звена приведения. Допустимую величину коэффициента неравномерности доп для автомобильных двигателей примем 0.085. Среднюю угловую скорость определим по формуле: ?ср = (?max + ?min)/2 Для этого в программе MаthCAD используем функцию Minner. После определения характеристики неравномерности ? подбираем момент инерции маховика таким образом, чтобы выполнялось неравенство ??доп . Вычисления и графики представлены в приложении В. 8 Оптимизация параметров механизма Параметрическая оптимизация механизма заключается в поиске оптимальной совокупности значений его внутренних параметров с учетом технических требований. Поиск оптимальных параметров может осуществляться методами оптимизации либо методом перебора. Для этого критерии оптимальности выражают целевыми функциями, в основе которых лежат математические модели механизмов, представленные таким образом, что при оптимальной совокупности внутренних параметров механизмов, соответствующей наилучшему значению выходных параметров, целевые функции имеют экстремальное значение. В качестве целевой функции выступает зависимость, отражающая полноту удовлетворения предъявляемых к механизму требований. В качестве критериев оптимальности наиболее часто используют отклонение между желаемыми кинематическими или динамическими характеристиками выходного звена и реально реализуемыми механизмом, точность воспроизведения заданной функции или траектории, максимальное ускорение выходного звена, к.п.д. и производительность механизма и т.д. В качестве параметров оптимизации, т.е. параметров, варьируя которыми стремятся к минимизации целевой функции, выступают геометрические размеры механизма: длины звеньев, углы, расстояния между стойками и т.д. В кривошипно-шатунном механизме в качестве критериев оптимальности выберем длину кривошипа r и длину шатуна l. Оптимизацию будем выполнять методом перебора: оставляя постоянным значение длины шатуна l, варьируем значением длины кривошипа r и находим значение целевой функции F для каждого значения r, затем, фиксируя оптимальное значение r, перебираем значение l, и также находим значение целевой функции F. Выражение для целевой функции получим определив среднее отклонение закона изменения скорости поршня от требуемого закона движения. Требуемый закон изменения скорости: Vт(?1) = -14?sin(?1)+1.5 Тогда значение целевой функции равно: F = V1(?1) - Vт(?1) Среднее отклонение закона изменения скорости поршня от требуемого закона движения найдем непосредственно в программе с использованием функции mean. Далее составляем программы для определения отклонения в зависимости от длины кривошипа r и шатуна l. Длину кривошипа r выберем, изменяющуюся в пределах от 0.03 до 0.082, а длину шатуна l от 0.082 до 0.171. В качестве ограничения максимального угла давления ?max используем следующее выражение: sin(?max) = r/l. Затем строим графики зависимости отклонений законов изменения скоростей поршня от требуемого закона движения от длины кривошипа r и шатуна l. Для получения оптимальных значений длины шатуна l и кривошипа r составляем программы в среде MathCAD. Вычисления, программы и графики представлены в приложении Г. Заключение Выполняя курсовой проект, были проведены следующие работы: синтез и анализ механизма двигателя внутреннего сгорания, оптимизация кривошипно - шатунного механизма, определены основные параметры зубчатого механизма и построено эвольвентное зубчатое зацепление.В результате синтеза и анализа механизма двигателя внутреннего сгорания были определены основные параметры механизмов и получены законы их изменения.При оптимизации кривошипно - шатунного механизма получены значения оптимальной длины кривошипа 0.03 и оптимальной длины шатуна 0.0171.Для зубчатого механизма получены значения чисел зубьев колес: z1=17; z2=17;z3=17;z4=51;z5=17;z6=34.Список использованных источниковК.И. Заблонский и др. Теория механизмов и машин. Учебник. -- Киев: Вища школа. 1989. -- 376 с.И.М. Белоконев. Теория механизмов и машин. Методы автоматизированного проектирования. -- Киев: Вища школа. -- 1990. -- 208 с. Теория механизмов и механика машин / Под ред. К.В. Фролова: М., Высшая шк. -- 1998. -- 496с. С.А. Попов, Г.А. Тимофеев. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин. -- М.: Высш. шк. -- 1998. -- 351 с. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин: Учеб. пос. / Под ред. А.С. Кореняко. -- Киев: Вища школа. -- 1970. -- 332 с. Л.С. Тетерюкова, В.Л. Комар. Кинематический расчет рычажных механизмов на ЭВМ методом замкнутых векторных контуров. Методические указания к курсовому проекту по теории механизмов и машин для всех специальностей. -- Могилев: МГТУ, 2000. -- 38 с.Тарасик В.П., Бедункевич В.М. Функциональное проектирование планетарных коробок передач: Методические указания для курсового и дипломного проектирования. -- Могилев: ММИ, 1996. -- 30 с.
|